внешнеэкономический трансграничный правовой банкротство
Как уже отмечалось, в настоящее время отсутствует единообразное международное правовое регулирование трансграничной несостоятельности. Поэтому обычно возбуждаются независимые производства по делам о банкротстве должника в соответствующих странах или в зависимости от политической и правовой близости стран предпринимаются бессистемные попытки урегулирования долгов на основе принципа взаимности.
Конвенция 1995 г. стала важной вехой в развитии Европейского права о международных аспектах процедуры банкротства. Именно с вступлением этой Конвенции в силу связывались ожидания положительного практического результата ее применения. 2 марта 2002 г. Европейским Парламентом был принят Регламент №1346/2000 о производстве по делам о несостоятельности, который вступил в силу с 31 мая 2000 г. Единственным государством - членом Совета Европы, не ратифицировавшим Регламент, остается Дания. [1, c.45]
Европейская модель базируется на принципе регулирования процессуальных аспектов процедуры признания несостоятельности транснациональной корпорации, затрагивая лишь самые общие вопросы материального права. Это отмечается во вступительной части Регламента, в которой указывается на то, что сотрудничество европейских государств в области конкурсного процесса является непременным условием для эффективного функционирования Европейского экономического сообщества.
В связи с этим одним из основополагающих принципов регулирования трансграничной несостоятельности является принцип судебного сотрудничества (judicial cooperation). Необходимо заметить, что такой существенный перевес в пользу процессуального регламентирования и практически полное игнорирование материального компонента банкротства стало поводом для резкой критики данного Регламента. Критиками прогнозировалась ситуация, в которой Регламент невозможно будет применить ни в одном из судебных органов, так как "процесс является всего лишь формой, а содержанием выступает материально-правовая база"
Давая общую правовую оценку Регламенту, можно условно выделить триаду, которая и составляет ядро европейской модели: подсудность и подведомственность, признание юридической силы судебных решений и применимое право.
Определяя подсудность и подведомственность, следует обратиться к главе 1 Регламента. Регламент применяется к процедуре признания несостоятельными физических и юридических лиц, кроме страховых организаций, кредитных учреждений и инвестиционных компаний, являющихся номинальными держателями ценных бумаг третьих лиц, а также не регулирует процедуру банкротства коллективных инвестиционных предприятий. [2, c. 15]. Статья 1 гласит, что "Регламент применяется к процедурам несостоятельности, которые носят коллективный характер, влекут за собой полное или частичное лишение должника прав на имущественный комплекс и назначение ликвидатора" (то есть лица, которое уполномочено судом управлять активами должника или осуществлять собственно ликвидационную процедуру). Место рассмотрения дела о банкротстве в суде основного (первичного) производства определяется следующим образом: приоритет отдан суду государства, в котором должник имеет центр основных интересов. Под центром основных интересов понимается страна, в которой расположена наибольшая часть имущественного комплекса или в которой сконцентрирована экономическая активность должника. В случае если определить центр основных интересов не удается, тогда местом рассмотрения спора будет избрано место нахождения зарегистрированного офиса, а для физического лица - место проживания. Регламент не содержит указания на то, кто может определять подведомственность: кредиторы или суд.
Другим неурегулированным аспектом является правило о разрешении коллизии юрисдикции, если в двух или более государствах будут открыты основные производства. В. Кулешов отмечает, что "решение этой проблемы лежит в плоскости соблюдения принципа "Community trust", на основании которого приоритет следует отдать производству, открытому ранее в хронологическом порядке". Для открытия вторичного производства в каком-либо государстве суду необходимо убедиться лишь в наличии на территории данного государства активов должника. При этом учитывается ведение должником бизнеса, не носящего временного характера, использование товаров или наличие штата работников.
Европейское право выделяет два вида ликвидации: ликвидация в соответствии с судебным решением (court liquidation) и ликвидация, осуществляемая по требованию кредиторов (creditor"s voluntary liquidation).
В рамках же основного производства суд может принять решение о начале стадии examinerships (аналог этого термина в русском языке отсутствует, но правовой сущностью данной процедуры является совокупность действий суда, ликвидатора, кредиторов и должника, направленных на выявление подлинного экономического положения и правового статуса должника в целях определения дальнейшей перспективы его развития). [3, c.18]
Можно сделать вывод:
во-первых, рассмотренный Регламент является значимым итогом 150-летнего сотрудничества европейских государств в формировании концептуальной модели трансграничной несостоятельности, дающим практическую возможность разрешения вопросов банкротства транснациональных корпораций, действующих на территории Европейского союза;
во-вторых, отмечаемый перевес процедурных аспектов конкурсного производства над нормами материального права, а также пробелы регулирования судебного разбирательства по делам о банкротстве существенно осложняют практику применения Регламента;
в-третьих, концепция параллельных/вторичных производств приводит к преобладанию ликвидационного уклона в регулировании банкротства.
В последнюю очередь следует отметить, что достижения европейской правовой науки в области трансграничной несостоятельности невозможно рассматривать вне общемирового процесса совершенствования норм международного частного права и гражданского процесса. Учитывая достижения в рассматриваемой сфере Европейского сообщества, следует, однако, предположить, что более полную и глубокую оценку действующего европейского Регламента позволит дать практика его применения в будущем.
Список использованной литературы:
1. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М.: Wolters Kluwer, 2004.- 284 с.
. Кулешов В. Банкротство по нормам Европейского Союза // Бизнес-адвокат. 2001. №11
. Barry O"Neill. European Union Cross-Border Insolvency regulation