Принципы экологического права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,1 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы экологического права

1.Понятие и структура экологического права

экологический законодательство право окружающий

Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в целях сохранения и восстановления природных ресурсов, обеспечения их рационального использования, улучшения и оздоровления окружающей природной среды, а так же экологической безопасности человека и общества.

Важнейшими интересами экологического права является сохранение и улучшение окружающей природной среды, охрана и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения. Предметом экологического права являются общественные экологические отношения, возникающих в различных сферах жизни и деятельности общества. По своему содержанию данные отношения весьма разнообразны, они могут возникать по поводу собственности на природные ресурсы, по поводу управления природными ресурсами, по поводу нормирования качества окружающей природной среды, по поводу обеспечения рационального природопользования, по поводу восстановления и воспроизведения природных ресурсов, по поводу создания особых охраняемых природных территорий.

Важное место в системе экологических отношений занимают охранительные отношения, которые связаны с применением мер юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. Ответственность эта предусмотрена в нормах не только экологического, но и уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства. Эти отношения так же составляют предмет экологического права.

Особой охране в соответствии с действующим законодательством подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. Система экологического права подразумевает и последовательность расположения правовых институтов.

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:

-общие положения экологического права (предмет, объекты, принципы, источники);

-право собственности на природные ресурсы;

-управление охраной окружающей природной среды и природопользованием;

-право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду;

-экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды;

-нормирование качества окружающей природной среды;

-правовые основы эколого-информационного обеспечения;

-право природопользования;

-юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права объединяет следующие правовые институты:

-правовой режим использования и охраны земель;

-правовой режим использования и охраны недр;

-правовой режим использования и охраны вод;

-правовой режим использования и охраны лесов и иной растительности;

-правовой режим использования и охраны животного мира;

-правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;

-правовой режим особо охраняемых природных территорий;

-правовой режим экологически неблагоприятных территорий;

-правовое регулирование обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами.

Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающей среды, характеристику объектов международно-правовой охраны, систему международных организаций в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

2. Принципы правовой охраны окружающей среды

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, международно-правовых актах, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Основные отраслевые принципы экологического права определены в статье 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» 2002 г.

1) Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Центральное место в системе экологических прав занимает право граждан на благоприятную окружающую природную среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11,12 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Закрепление данного права не означает полного запрета на осуществление вредного воздействия на окружающую среду, поскольку полностью исключить такое воздействие невозможно по объективным причинам. Законодательство определяет границы допустимого воздействия на окружающую среду с учетом характера и степени вредного воздействия на здоровье человека и состояние естественных экологических систем.

) Принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Законодательно закреплены правовые методы экономического регулирования охраны окружающей среды. Согласно ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды» к таким методам относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

-разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

-установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

-проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

-поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;

-возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

-иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

3) Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Потенциально опасной является любая деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, что влечет, во-первых, обязанность инициатора хозяйственной и иной деятельности подготовить экологическое обоснование проекта соответствующей деятельности и выполнить установленные в проекте меры, направленные на предотвращение экологического вреда; во-вторых, обязанность соблюдения разрешительного порядка воздействия на окружающую среду, а в необходимых случаях - проведение государственной экологической экспертизы.

) Принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды.

Находит отражение в законодательстве в форме требований комплексного, экологически безопасного природопользования. Под комплексным понимают природопользование, не наносящее вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. Экологически безопасное природопользование означает использование природных ресурсов способами, не приводящими к причинению вреда здоровью и жизни граждан. Экономический аспект данного принципа заключается в установлении требования экономически целесообразного и эффективного природопользования, при котором обеспечивается максимальное достижение положительного экономического эффекта при минимальных затратах природных ресурсов.

) Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов.

Данный принцип предусмотрен в частью 13 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.

Рассматриваемый принцип содержит единый критерий допустимого воздействия на окружающую среду, который является основой для разработки нормативов в области охраны окружающей среды и установления экологических требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.

) Принцип гласности в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах:

обеспечение открытого доступа к экологической информации;

обеспечение гласности природоохранных мероприятий.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ «каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды». Обязанность предоставления такой информации возлагается на государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и управлением области охраны окружающей среды. Специальным законодательством регламентирован порядок ограничения доступа к экологической информации, т.е. отнесения данной информации к разряду коммерческой либо государственной тайны.

) Принцип международного сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды.

Международное сотрудничество в данной сфере осуществляется по следующим основным направлениям:

-охрана озонового слоя;

-предотвращение и устранение трансграничных загрязнений;

-охрана природных объектов, находящихся в общем пользовании нескольких государств;

-предотвращение антропогенного изменения климата на планете.

Правовую основу международного сотрудничества в данной области составляют акты международного нормотворчества, которые подразделяются на три группы:

a)нормативно-правовые акты, принимаемые международными организациями (ООН и др.);

b)международные соглашения (Договор об охране ресурсов моря и др.);)международные конвенции, которые принимаются в рамках международных конференций. Наиболее значимой является конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой были определены принципы международно-правовой охраны природной среды.

. Становление и основные этапы развития экологического права

Формирование экологического права прошло три основных этапа:

возникновение, становление и развитие экологического права в рамках земельного права;

развитие экологического права в рамках природоресурсных отраслей;

современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсных отраслей.

Первый этап охватывал 1917-1968 гг., до принятия Основ земельного законодательства Союза ССР, содержащих правило о том, что горные, лесные и водные отношения должны регулироваться специальным законодательством. Таким образом, экологическое право было отделено от иных природоресурсных отраслей права (горной, лесной, водной).

Второй - с 1968 по 1987 г., когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира).

Третий период с 1988, в котором коллективно признано наличие экологического права как правовой общности, когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву.

Историей экологического права являются все те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм. Неверно начинать историю экологического права России с первого унифицированного документа об охране природы (1960 г.) или с 1917 г. (Декрета «О земле»), или даже с появления самого термина «экология». И термин, и вышеуказанные акты не появились спонтанно, без причинно-следственной связи с общественным развитием общества, проблемами, с которыми оно сталкивается и пытается разрешить хотя бы в форме обычных правил поведения, выраженных в устной форме. Ведь обычаи тоже являются источниками права в широком смысле.

В 70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х годов в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона - Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.

В частности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права в широком смысле, а нового предмета - курса природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды, в связи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные пособия и учебники.

Вскоре после этого появились пособия по экологическому праву, а с 1988 г. в учебную программу экологических вузов была включена новая дисциплина «Экологическое право» и был издан первый в России учебник.

В соответствии с общероссийским классификатором специальностей научной квалификации в разделе «Юридические науки» отдельно выделяется: природоресурсное право, аграрное право, экологическое право. Конституция РФ в ст. 72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Таким образом, отдельного «экологического законодательства» в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство. Практически природоресурсное право на сегодня отдельно от экологического права преподается только в виде земельного права, аграрного права. Ни лесное право, ни водное право, ни право пользования животным миром не включены в самостоятельные отраслевые юридические дисциплины для изучения в высших учебных заведениях.

Экологическое право, на сегодняшний день занимает одно из первых мест, по значимости, и его изучение жизненно необходимо, для всей земли и нашей страны в частности.

4. Задача

Высший представительный орган одного из субъектов Российской Федерации принял решение, которым в соответствии со ст. 9 Конституции РФ, закрепляющий право собственности на землю и другие природные ресурсы, объявил атмосферный воздух высотой воздушного столба до 12 км собственностью субъекта Федерации и установил плату за использование этой части воздушного бассейна в качестве природного ресурса. Прокурор опротестовал данное решение и предложил его отменить как противоречащее закону.

Каково Ваше мнение? Обоснуйте его.

Решение

1.Установление характера правоотношений. Эколого-правовые отношения, связанные с разделением полномочий между РФ и субъектами РФ и платой за пользование природными ресурсами.

2.Определение круга нормативных правовых актов.

Конституция Российской Федерации - ст. 9, ст. 67, ст. 72, ст. 71.

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 28.07.2012) - ст. 1.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25 июня 2012 г.) - ст. 16.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25 июня 2012 г.) - ст. 28.

3.Определение теоретических основ решения спора. Теоретической основой решения данного спора является рассмотрение полномочий РФ и субъектов РФ в вопросе владения природными ресурсами, а также изучение вопроса платного природопользования.

4.Определение круга материалов судебной практики по данной категории споров. Кассационное определение Верховного суда Республики Карелия от 05 апреля 2011 г. №33-953/2011 г.

5.Обоснование решения спора и ответов на поставленные вопросы.

Во-первых, полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации обладает только Российская Федерация (ст. 1 Воздушного кодекса РФ). Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать каких-либо правил использования воздушного пространства, тем более объявлять его своей собственностью.

В статье 67 Конституции Российской Федерации, сказано, что территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Так, исходя из ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится территория Российской Федерации, а вопросы ведения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, объявление атмосферного воздуха высотой воздушного столба до 12 км собственностью субъекта Федерации противоречит Конституции Российской Федерации.

Плата за пользование атмосферным воздухом взимается только в случае негативного воздействия на окружающую среду ст. 16 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 28 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Исходя из вышеизложенного, считаю обоснованным опротестование Прокурором решения высшего представительного органа субъекта Российской Федерации. И считаю, что решение субъекта РФ об объявлении атмосферного воздуха высотой воздушного столба до 12 км своей собственностью противоречит Конституции РФ.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2012. - 32 с.

2.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 28.07.2012) - ст. 1.

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в ред. от 29 ноября 2012 г.) - ст. 8.2, ст. 8.5, ст. 8.13, ст. 8.14.

4.Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25 июня 2012 г.) - ст. 16.

5.Федеральный закон от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25 июня 2012 г.) - ст. 28.

6.Основы государства и права. Учебное пособие / О.Е. Кутафин - М.: Юристъ, 2005 - 416 с.

7.Петров, В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов/ В.В. Петров - М.: БЕК, 2009. - 436 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!