Повышение мотивации к достижению успеха студентов через организацию и проведение водного сплава

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,58 Мб
  • Опубликовано:
    2015-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение мотивации к достижению успеха студентов через организацию и проведение водного сплава











Повышение мотивации к достижению успеха студентов через организацию и проведение водного сплава

Курсовая работа

Оглавление

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 История водного туризма в России

1.2 Виды, типы туризма. Виды водного туризма

1.3 Влияние занятий туризмом на формирование личностных качеств

Глава 2. Методы и организация исследования

2.1 Методы исследования

2.2 Организация исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Характеристики места проведения водного сплава

3.2 Разработка маршрута Набережные Челны - Республика Башкортостан село Старосубхангулово - Набережные Челны

3.3 Сравнительный анализ полученных результатов

Выводы

Список литературы

Приложение

Введение


Одной из актуальных проблем высшего профессионального образования на современном этапе является увеличение количества обучаемых, которые не справляются с программой обучения. Это обусловлено обновлением содержания обучения (ФГОС), постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Формирование мотивации к достижению успеха можно назвать одной из центральных проблем. Среди ряда причин неуспеваемости можно особо выделить неустойчивую мотивацию к достижению успеха в общем, и к учению в частности. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность - деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность "мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше, или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании".

Одним из инструментов формирования у студентов активной жизненной позиции, а также повышения мотивации к достижению успеха у студентов могут выступить занятия водным туризмом. Через участие в водном сплаве студенты могут приобрести жизненно важные навыки самоорганизации и преодоления препятствий.

Среди разновидностей водного туризма огромной популярностью у студентов пользуются различные водные сплавы.

Возникает противоречие между необходимостью повышения мотивации к достижению успеха у студентов ВУЗа с помощью организации и проведения водного сплава с одной стороны, и низким уровнем разработанности путей решения данного положения с другой.

сплав туристический мотивация студент

Названное противоречие создает проблему, сущность которой заключается в недостаточной разработке форм и способов повышения мотивации к достижению успеха у студентов ВУЗа.

Объект исследования: процесс организации водных сплавов. Предмет исследования: процесс организации и проведение водного сплава у студентов ВУЗ

Гипотеза исследования: предполагалось, что организация и участие студентов в водном сплаве, позволит повысить уровень мотивации к достижению успеха.

Цель исследования: изучить влияние участия студентов 46 группы специализации "Менеджмент в сфере рекреация и спортивно-оздоровительного туризма" НФ Поволжской ГАФКСиТ в водном сплаве по реке Белая, на уровень мотивации к достижению успеха.

Задачи исследования:

1) проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой теме;

) организовать и провести туристический сплав по реке Белая Республика Башкортостан;

) изучить влияние участия студентов в водном сплаве на уровень мотивации к достижению успеха.

Методы исследования: анализ литературных источников по исследуемой проблеме, психодиагностика, проектирование сплава, методы математической статистики.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями ВУЗа и ССУЗа для организации водных сплавов с целью повышения физического и психологического состояния студентов.

Глава 1. Обзор литературы


1.1 История водного туризма в России


Начало водного туризма условно можно отнести к середине XIX века, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках [2, с.10].

Всплеск интереса к водному туризму пришелся на 60-е годы, на время оттепели, романтики, появления записей бардов и каркасных байдарок типа "Таймень". "Люди идут по свету…" - это бренд той эпохи. Для советской власти, очевидно, туризм поначалу был неплохим способом разнообразить жизнь активного молодого советского человека, а позже - отвлечь население от политически вредных посиделок на кухне. Надо отдать государству должное, оно вкладывалось в туризм по полной программе. В распоряжении туристов был весь Советский Союз, без виз и границ, от Кавказа до Чукотки, и от Памира до плато Путорана. За безопасностью следили жестко: в каждом регионе работала контрольно-спасательная комиссия, без визы которой ни местная, ни приезжая группа не имела права выйти на маршрут [3, с.56].

Очень помог этому технический прогресс: если в начале 60-х для деревянных плотов пределом сложности были саянские реки вроде Казыра, то с использованием морских спасательных плотов (ПСН) и байдарок водникам удалось продвинуться на сложные реки Алтая и даже в Среднюю Азию. Затем появились плоты на автомобильных камерах и прочих надувных элементах. Но настоящий прорыв наступил в начале 80-х, когда калужские туристы, увидев полинезийцев в "Клубе кинопутешествий", додумались до надувного катамарана. Это судно из двух баллонов, соединенных каркасом, обладало куда лучшей маневренностью, чем плот, и в отличие от байдарки не набирало воду. Используя катамараны и вершину водной технической мысли, плоты на поперечных гондолах, водники в конце 80-х освоили практически все мало-мальски интересные для сплава реки страны, включая самую сложную в СССР реку Муксу, текущую в Узбекистане со склонов пика Коммунизма [4, с.23].

Развал страны на время остановил странствия водников, но новое время принесло и новые возможности. Восстановив привычные маршруты на Северный Кавказ, Алтай и Саяны, водники устремились в заграницу настоящую. Сегодня популярными местами для сплава являются Альпы, Турция и Непал, отдельные любители сплавляются по истокам Нила и рекам Южной Америки. За последние годы в туристических районах сложилась целая индустрия: можно прийти в алтайскую турфирму в пиджаке и галстуке, а выйти оттуда на сплав в гидрокостюме, спасжилете и каске. Водный туризм стал массовым видом отдыха, благодаря уникальному сочетанию физических нагрузок и коллективного труда на природе [5, с.13].

История катамаранов начинается с 70-80 годом. Они появились в Советском Союзе. Сегодня катамаран отлично подходит и для спортивных, и для семейных сплавов. Россия удивительно богата водными маршрутами, по которым с весны и до осени путешествуют туристы на самых разнообразных судах: лодках, яхтах и круизных теплоходах, степенно наблюдая медленно меняющиеся пейзажи и ведя размеренный и неторопливый образ жизни. Те же, кто любит активный отдых на воде и приключения, готов испытать острые ощущения и побороться с водной стихией, выбирают рафтинг. Классический рафтинг - это сплав по порожистым рекам на больших надувных бескаркасных судах - рафтах, которые обладают большой плавучестью, надежны, устойчивы на воде и удобны для размещения группы туристов (6-12 человек). С появлением этого вида судна сплав по бурным рекам перестал быть привилегией туристов-водников, на протяжении многих лет традиционно осуществлявших рискованные самодеятельные походы на байдарках и плотах. В последние годы рафтинг вызывает огромный интерес, поэтому большинство российских рек, пригодных для этого вида туризма, агентства путешествий используют для организации коммерческих сплавов. Большинство сплавных бурных рек подходят для рафтинга только на отдельных участках своей протяженности, Для того, чтобы принять решение об участии в рафтинг - туре, участнику сплава необходимо оценить сложность маршрута. Он прежде всего зависит от тех препятствий, которые придется преодолевать во время похода. Препятствиями могут служить отдельные камни в русле реки, а также пороги - участки в русле реки с перепадом уровня воды и сопутствующие им неоднородности водного потока, такие как сливы, валы (стоячие волны) и бочки. Бочки - участки с обратным течением, которое возникает в месте падения воды со слива. Они опасны тем, что препятствуют движению рафта и относят его обратно под поток воды, где он может перевернуться низком уровне воды.

Согласно Международной классификации сложности препятствий каждому участку бурной реки (вплоть до отдельного порога) присваивается одна из шести категорий: чем выше номер, тем серьезнее и опаснее препятствия, а значит и рискованнее маршрут. Туры, рассчитанные на людей без специальной подготовки, не предполагают преодоления препятствий выше третьей категории, которая хотя и не исключает вероятность экстремальной ситуации, но ничем серьезным, кроме как выбросом адреналина в кровь, не грозит. Тем, кому требуется адреналин в больших количествах, предлагаются специальные туры и даже экспедиции, однако на участие в подобных приключениях, как правило, решаются путешественники, имеющие в личном зачете не один спуск по бурным рекам. Во время сплава туристы сидят на бортах рафта и гребут веслами под руководством инструктора, присутствие которого в рафте является для коммерческого сплава обязательным. На несложных маршрутах туристы могут не иметь опыта водных походов. Инструктор отдает простые команды, касающиеся направления работы веслами, которые участники сплава должны постараться максимально точно выполнить. На сложных маршрутах гидами нередко выступают приглашаемые туристическими фирмами спортсмены. Популярность того или иного маршрута складывается из нескольких факторов, и не менее важными, чем получение бурных эмоций от самого прохождения порогов, являются наличие природных, культурных или исторических достопримечательностей, удобство заброски к началу маршрута, комфорт при использовании снаряжения и оборудования Рафтинг - это не только гребля, это и остановки в живописных местах со всеми атрибутами туристской жизни: с приготовлением пищи на костре, ночевками в палатках, песнями под гитару. В большинстве своем рафтинг - туры это многодневные путешествия. Впрочем, для тех, кто только начинает знакомство этим видом отдыха, организуются туры выходного дня [2, с.15].

Началось все, как водится, много лет назад - с плотогонов, которые сплавляли лес, а также таежников, которые использовали деревянные плоты для передвижения по рекам. Когда необходимость в плотах как транспортных средствах отпала, на смену лесорубам и охотникам пришли туристы, для которых в сплаве важен не результат, а процесс [3, с.43].

1.2 Виды, типы туризма. Виды водного туризма


Типы туризма выделяются по целевой функции, мотивам и результатам занятий туризмом:

спортивный,

рекреационный,

реабилитационный,

профессионально - прикладной,

учебный,

культурно - познавательный,

культурно - развлекательный,

экскурсионный,

краеведческий,

приключенческий,

экспедиционный,

деловой,

коммерческий,

комбинированный,

программный.

Спортивный туризм имеет целевую функцию - спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного продвижения человека по пересечённой местности, и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа [6, с.45].

Рекреационный туризм имеет целевую функцию - восстановление физических и психических сил человека средствами туризма. Это туризм активного отдыха и оздоровления, поэтому его часто называют оздоровительным.

Реабилитационный туризм имеет целевую функцию - лечение определённых заболеваний средствами туризма. При этом используются климатические условия различных мест пребывания туристов, целебные источники, дозированные нагрузки при прогулках и тому подобное.

Профессионально-прикладной туризм имеет целевую функцию совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков средствами туризма [6, с.23].

Виды туризма

Обычно туризм подразделяют на два вида:

·        рекреационный туризм - классический вид туризма, включающий в себя:

оздоровительный ("пляжный");

познавательный (экскурсионный);

·        этнический туризм

·        спортивные виды

·        деловой туризм:

астрономический туризм;

бизнес-туризм;

конгресс-туризм;

шопинг-туризм;

экстремальный туризм;

индустриальный туризм;

археологический туризм;

гастрономический туризм;

военный туризм;

Каждый из этих видов туризма может подразделяться на более специализированные подвиды:

пешеходный туризм,

водный туризм,

космический туризм,

инвалидный туризм,

религиозный туризм,

автомобильный туризм

Эти виды туризма включены в спортивную классификацию как части спортивного туризма. Они могут развиваться в рамках любого типа туризма, но в спортивном туризме они нормированы определёнными требованиями по набору технически сложных препятствий, продолжительности, протяжённости и другим факторам туристского спортивного маршрута [7, с.21].

С развитием общества появляются и новые виды туризма. При этом часть из них отделяется от туризма в качестве самостоятельных видов спорта, таких, как альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, водный слалом и др. В то же время и туризм вбирает в себя элементы других видов спорта, совершенствуя содержание и технику туристских походов и путешествий.

Характерные отличительные признаки образуют различные формы туризма. К таким признакам относятся:

уровень доступности и социальной значимости туризма,

место занятий туризмом,

организационные основы туризма,

туристская программа,

физическая нагрузка на туристском маршруте,

сезонность туристских маршрутов

состав участников [7, с.34].

Всех туристов можно классифицировать по следующим признакам:

в зависимости от их активности;

в зависимости от стиля жизни.

Виды водного туризма:

Вейкбординг

Дайвинг

Водные лыжи

Виндсерфинг

Каякинг

Слаломный каякинг

Рафтинг (сплав)

Рафт-туры

Водный туризм - вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, каяков, надувных спасательных плотов (ПСН), лодках, рафтах, катамаранах (каркасно-надувной конструкции), плотах (деревянные конструкции с надувными элементами) и других плавательных средств. Для организованных туристов, не увлекающихся спортивным туризмом, приемлемы маршруты на теплоходах по рекам и на океанских лайнерах по морям.

Географически и по времени спортивный водный туризм очень разнообразен: от часовых однодневных маршрутов по ближайшим рекам, до многонедельных походов по рекам в гористой местности. Для свершения несложных путешествий может использоваться небольшая резиновая надувная лодка, наиболее популярная у рыбаков. В других случаях, для прохождения сложных порогов, на байдарки, ПСНы и рафты шьются специальные "фартуки", чтобы плавательные средства не заливало водой [6, с.45].

Водные походы условно разделяются на некатегорийные и категорийные (I - VI категории сложности). В некатегорийных походах побывали почти все красноярцы, принимая участие в походе выходного дня - летний сплав по Мане. Сложные категорийные маршруты доступны только очень подготовленным группам туристов. В Красноярском крае у туристов-водников пользуются популярностью сплавы по горным рекам Западного Саяна, плато Путорана, рекам Енисей, Кан, Казыр, Кизир, Шинда, Сисим, Чулым, Ангара, Нижняя Тунгуска, Таймыра, Хатанга, Пясина и другим. На Таймыре водные маршруты нередко прокладывают для любителей рыбной ловли, активно используя местные озера.

Вейкбординг - представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Стоимость полного комплекта вейкбордического снаряжения от $400.

Дайвинг - очень популярен во всем мире. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до $1000, зато потом он будет тратиться только на билеты и гостиницы. Если же снаряжение не покупать, то стоимость подготовки к первому туру снижается до $250. Правда, тогда придется платить по $30-40 за аренду костюма, акваланга и других, необходимых на глубине вещей. Действительно же хорошее снаряжение стоит от $1500 за полный комплект.

Водные лыжи - один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Для занятий водными лыжами потребуются четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм. Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долларов, плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) стоит где-то $150.

Виндсерфинг - это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг - это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Виндсерфер в комплекте стоит $1000, запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) - $500, гидрокостюм - $200, итого $1700.

Каякинг - сплав на одноместных пластмассовых лодках (каяках), управляемых двухлопастным байдарочным веслом.

Каякинг набирает все большую популярность и в России. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развиваются три основных направления - гребной слалом, родео и сплав.

Слаломный каякинг - это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.

Рафтинг (сплав) - сплав на рафтах, то есть многоместных надувных судах, управляемых, как канойными, однолопастными, так и дополнительно распашными (лодочными) веслами.

Рафт-туры в основном бывают следующими: поездки на день (от 60 до 150 $) или полдня (в районе 25-75 $), и многодневные путешествия. Во время последних туристы попадают в отдаленные уголки гор, с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт-туров - от 1000-1500 $.

Водный туризм - недешевый отдых: хороший катамаран вместе с каркасом может стоить 30-40 тысяч рублей, рафт - 50-60, каяк - 20-25 [7, с.21].

1.3 Влияние занятий туризмом на формирование личностных качеств


Важно подчеркнуть, что в туристских путешествиях, даже небольших по протяженности и продолжительности, рождаются чувство коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Общая цель в походе сближает людей разного возраста. Каждый пройденный километр пути укрепляет уверенность в своих силах, приносит большое моральное удовлетворение.

Трудовое воспитание средствами туризма заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и общественно полезной деятельности. Участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на все время маршрута: ориентироваться и преодолевать препятствия, ставить лагерь, готовить пищу, ремонтировать снаряжение, чинить одежду, фотографировать, делать описание маршрута. Благодаря этому туристы не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но и учатся проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность совместных действий в работе.

Эстетическое воспитание. Туризм, как никакой другой вид человеческой деятельности, приобщает занимающихся к прекрасному в природе и обществе, наполняет жизнь духовным содержанием, делает ее красивее, богаче, помогает лучше познать окружающий мир. Великий русский педагог К.Д. Ушинский называл природу прекрасным воспитателем молодого поколения. В природе человек встречается с проявлением ее могучих сил, с гармонией красок, с безграничным пространством лесов, полей, рек, озер, горных хребтов.

“Путешествие, - писал К.Г. Паустовский, - накладывает неизгладимый след в нашем сознании. Если хотите быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, то будьте верны музе дальних странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие - это проникновение в область значительного и прекрасного”.

В тренировочных и походных условиях воспитываются волевые качества как:

смелость

решительность

терпеливость

настойчивость

инициативность

дисциплинированность

Всестороннее воспитание волевых качеств должно входить в основное содержание подготовки туристов.

Смелость - это способность действовать в опасных для жизни, здоровья и престижа человека ситуациях, не снижая качества деятельности. Под решительностью понимают способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при неуверенности или боязни.

Смелость и решительность играют существенную роль при прохождении маршрута и преодолении сложных естественных препятствий: водных преград, перевалов, ледников и т.п. Воспитание этих качеств осуществляется постоянно. Немаловажное значение при этом имеет постепенное усложнение упражнений и повышение требований при их выполнении: увеличение длины и крутизны склонов для спусков и подъемов; выполнение упражнений в равновесии на повышенной и суженной опоре (канат, трос или веревка); прыжки в воду с большой высоты; сближение ворот в технике водного туризма; спуск "дюльфером" и спортивным способом со склонов различной крутизны; хождение по ледовым склонам на кошках; переправа вброд через горную реку.

Терпеливость выражается в способности поддерживать с помощью дополнительного волевого усилия напряженность (интенсивность) работы на заданном уровне при возникновении внутренних условий, препятствующих этому (например, при утомлении на тренировке или на маршруте похода, недостатке кислорода в горах). Мерой терпеливости может быть время от момента появления усталости до отказа поддерживать усилие на заданном уровне.

Настойчивость - это проявляемое постоянно стремление достичь цели, несмотря на трудности и неудачи. В ходе подготовки к походу или соревнованиям необходимо ставить туриста в условия, приближенные к походным: тренироваться и соревноваться при любой погоде, постепенно усложнять трассы тренировок и соревнований по технике туризма, сокращать интервалы отдыха между сериями нагрузок, требовать выполнения заданной работы до конца, увеличивать протяженность походов выходного дня и скорость прохождения маршрута.

Инициативность - проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам.

Волевые качества, ставшие чертами личности туриста, определяют в комплексе важнейшее свойство "спортивного характера" - волю к победе на соревнованиях или к прохождению запланированного туристского маршрута, соединяющую в себе способность к предельной мобилизации и сосредоточению в экстремальных условиях, уверенность и общую психическую устойчивость, быстрое принятие решений. В единстве с этим свойством воспитываются и такие черты характера, как дисциплинированность, обязательность, спортивное трудолюбие.

Соблюдение дисциплины в группе позволяет целенаправленно и планомерно готовиться к достижению высоких спортивных результатов в туризме, создавать атмосферу радости и уверенности в своих силах на маршруте, чувствовать поддержку товарищей. Воспитание сознательной дисциплины у туристов имеет свою специфику, поскольку занятия туризмом носят добровольный характер. Походы совершаются, как правило, только во время отпуска или каникул, в основном на свои средства. Руководят подготовкой к походу, тренировками во многих случаях спортсмены, туристский и жизненный опыт которых незначительно превосходит опыт участников.

Особенно важно понимание того, что дисциплина - это прежде всего подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе.

Развивать волевые усилия занимающихся туризмом следует постоянно. Для этого надо: постепенно повышать степень трудности тренировочных занятий; в ситуациях, моделирующих поход или соревнования по технике туризма, вызывать быстрые и энергичные волевые напряжения путем повышения интенсивности упражнений; создавать уверенность в выполнении любых заданий; максимально концентрировать внимание на заданиях, вырабатывающих способность к продолжительным волевым усилиям.

На туристском маршруте часто приходится встречаться с неожиданными трудностями или ситуациями (сложные участки подъема или спуска, пороги или водопады, лавиноопасные склоны, сложные метеорологические условия: пурга, гроза, сильный мороз или палящий зной; встречи с хищными животными; стихийные бедствия: землетрясение, наводнение, сель, извержение вулкана, сход лавины). В каждой из подобных ситуаций туристы должны находить выход и обеспечить свою безопасность, для чего необходимо умение регулировать психические состояния, т.е. знать приемы понижения уровня возбуждения с целью успокоения. К таким методам относятся:

) словесные само воздействия для снижения психической напряженности: само приказы типа "успокойся", "не волнуйся"; "возьми себя в руки"; переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоциональные реакции, - воспоминания эпизодов предыдущих походов или восхождений, кинофильмов, литературы; изменение направления мыслей, или "отвлечение"; "переключение"; использование специальных приемов воздействия через вторую сигнальную систему (применение слов, которые могут действовать успокаивающе или, наоборот, возбуждающе, например: "молодец", "хорошо", "нормально", "не бойся", "не спеши").

) словесные воздействия на группу шуткой или рассказом о подобных случаях с положительным исходом;

) воздействие со стороны тренера или руководителя группы: внушающее действие тренера; словесная поддержка участников похода, одобрение во время прохождения сложных препятствий ("молодец", "так держать").

Психологическая подготовка. В условиях подготовки команды (группы) к туристским походам особое значение придается психологической готовности участников. Туристская группа, длительное время находясь на маршруте, решает все задачи жизнеобеспечения самостоятельно. Туристов важно заранее приучать к трудностям, которые могут встретиться в походе (сложные метеорологические условия, естественные препятствия, тяжесть рюкзака), воспитывать способность быстро принимать решения в сложной обстановке, создавать психологическую устойчивость коллектива при неблагоприятных условиях. Значительный эффект достигается при совместных тренировках участников группы, в походах выходного дня, при участии в соревнованиях по видам туризма. В создании хорошего психологического микроклимата в команде многое зависит от ее руководителя (тренера). На маршруте его решения становятся законом для участников, а их правильность и своевременность - залогом успешного и безаварийного прохождения маршрута.

Личность тренера оказывает огромное влияние на воспитательный процесс. Наиболее важные положительные качества тренера: эмоциональная стабильность (отсутствие перепадов в настроении или умение скрыть их); целеустремленность в работе; оптимистическая реакция на трудности; последовательность в применении психологического стимулирования (подбадривание, похвала должны использоваться чаще, чем укор и возмущение); способность постоянно поддерживать высокое моральное состояние группы на маршруте и на тренировке; интеллигентность; способность настроить туристов на реализацию своих замыслов; умение не ронять авторитет ни при каких обстоятельствах; способность оказать помощь любой туристской группе, попавшей в аварийную ситуацию.

Постоянное одергивание, грубый окрик, чрезмерное фиксирование внимания туриста на его недостатках, опасностях предстоящей деятельности, поддразнивание ведут к неуверенности, а через нее - к тревожности, нерешительности, боязни, потере инициативности. На тренере команды лежит ответственность за создание нравственного климата в коллективе.В.И. Ленин говорил, что качество руководителя определяется не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, большей опытности, большей разносторонности, талантливости. Там, где тренер демонстрирует высокие профессиональные качества, смотрит далеко вперед в планомерной подготовке туристов, вникает в детали жизни своих учеников, постоянно работает с ними, уважительно и требовательно относится к ним, будет хороший психологический и нравственный климат.

Формированием социально-психологического климата можно и нужно управлять. Длительная подготовка участников туристских походов к работе в автономных условиях, подбор людей, совместная тренировка, сходность группы, материально-техническое обеспечение, общие задачи членов коллектива являются основой успеха и результативности. Только дружная и сплоченная команда может пройти сложный маршрут и победить в борьбе с природой.

Прикладное значение воспитания личностных качеств туриста состоит в обеспечении всестороннего развития физической деятельности в единстве с его духовным формированием для эффективного применения в творческом производительном труде на благо общества.

В области нравственного воспитания - это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным [17, с.106].

В области физического воспитания - это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье [8, с.24].

В житейском понимании мотивация - это то, что объясняет, почему индивид

предпочитает совершать одно, а не другое. Одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно его полноценного развитие, является мотивация достижения. Под мотивацией достижения успеха мы понимаем мотивацию, направленную но возможно лучшее выполнение какой либо деятельности, проявляемую в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в той области, которую он считает значимой. В качестве деятельности достижения может восприниматься интеллектуальная, трудовая, спортивная деятельность, а также деятельность, направленная на приобретение каких - либо социальных умений или помощь другим [40, с.12].

Глава 2. Методы и организация исследования


2.1 Методы исследования


Решение поставленных задач будет осуществляться посредством применения следующих методов исследования:

         анализ литературных источников по исследуемой проблеме

-        психодиагностика

         проектирование сплава

         методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

На первом этапе обследования нами было изучено 27 источников литературы, в которых на основе углубленного изучения мы получили информацию о развитии туризма, его воспитательном, образовательном и оздоровительном значении, и мотивацию к достижению успеха в походе.

Психодиагностика

Сейчас под психодиагностикой (от греч. Psyche - душа и diagnostikoz - способный распознавать) - понимают:

) область психологии, изучающую и разрабатывающую методы определения индивидуально-психических различий;

) отрасль практической психологии, занимающуюся оценкой психологических различии между людьми.

Психодиагностические методы выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми.

Особенностью методов, используемых в психодиагностике (как в научных, так и в практических целях), является то, что они позволяют соотнести полученные данные с определенными показателями, выступающими в качестве критерия наличия или выраженности какого-либо признака. Например, с помощью таких показателей можно выяснить, соответствует ли уровень умственного, интеллектуального развития школьника возрастной норме, или он существенно выше этой нормы, или, напротив, ребенок сильно отстает в развитии.

Среди популярных методик психодиагностики можно отметить следующие: опрос, анализ продуктов деятельности, контент - анализ, тестирование и прочие.

Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от других методик исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в различных формах.

Тестирование - это отнюдь не совершенный метод психологического исследования, имеющий свои достоинства и недостатки. Поэтому цель нашего исследования - изучить особенности и основные характеристики метода тестирования, его значение в психологическом исследовании личности.

Методы математической статистики.

Среднее арифметическое - это показатель среднего уровня самого типичного и характерного для всего ряда.

 

Стандартная ошибка среднего (термин был впервые введен Юлом, 1897) это теоретическое стандартное отклонение всех средних выборки размера n, извлекаемое из совокупности, и зависящая от совокупной дисперсии (сигма) и размера выборки (n), выглядит следующим образом:

 

Стандартное отклонение - это статистический термин, который является хорошим индикатором изменчивости. Он измеряет насколько широко значения рассеяны от среднего значения. Дисперсия является разницей между фактическим значением.

 для n≤30

 для n≥30

2.2 Организация исследования


Исследования по теме работы займут промежуток времени с июня 2012г. по июль 2013 г.

К педагогическому эксперименту будут привлечены студенты 46гр., занимающиеся туризмом по специальности "Рекреация и спортивно - оздоровительный туризм" в количестве 20 человек.

Исследование будет проведено в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (май 2012 г. - июнь 2012 г.) была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования; определены объект и предмет исследования; намечена цель исследования и поставлены задачи для достижения этой цели, а также выбраны методы для решения задач; определен контингент исследуемых.

На втором этапе (июнь 2012 г. - июль 2012 г.) будет проведен педагогический эксперимент.

Третий этап (июль 2013 г.) будет заключаться в статистической обработке полученных в ходе исследования результатов, их интерпретации, формулировке выводов, разработке практических рекомендаций.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение


3.1 Характеристики места проведения водного сплава


В период с 21.06.2012 г. - 25.06.2012 г. был организован и проведен водный сплав по реке Белая в Республике Башкортостан. Маршрут тура был организован следующим образом: город Набережные Челны - село Старосубхангулово - Большая поляна - Каповая пещера - Набережные Челны.

С Набережных Челнов мы отправились на автобусе в Республику Башкортостан в село Старосубхангулово, протяженность 713 км, по времени 11 часов 53 минуты. С села Старосубхангулово мы начали свой водный маршрут до Каповой пещеры, протяженность этого маршрута 35 км., мы сплавлялись по реке трое суток, останавливались на ночь, где собирали палатки и готовили кушать.

Бе́лая - река на Южном Урале и в Предуралье, левый и самый крупный приток Камы. Протекает по территории Башкортостана. Самая длинная река в Башкортостане.

Верховья реки Белой - популярное место для водного туризма. Летом здесь можно встретить многочисленных туристов, сплавляющихся на плотах и лодках. Местная природа и берега чрезвычайно красивы. Берега реки - излюбленное место отдыха горожан, живущих у реки. В реке Белой зачастую можно встретить представителей ужеобразной фауны, чаще всего они встречаются в Башкортостане, в связи с большой влажностью в местах реки.

Крупные притоки: Нугуш, Тайрук, Сим, Уфа, Бирь, Быстрый Танып - справа; Ашкадар, Уршак, Дёма, Кармасан, Чермасан, База, Сюнь.

Длина реки - 1430 км, площадь бассейна - 142 тыс. км².

Исток находится в болотах к востоку от горы Иремель, второй по величине вершине Южного Урала, расположенной на северо-востоке Белорецкого района Башкирии. Своё начало берет у подножия хребта Аваляк, близ деревни Новохусаиново Учалинского района. В верхнем течении берега Белой заболочены. Ниже посёлка Тирлянского долина резко сужается, на отдельных участках склоны её круты, обрывисты, покрыты лесом. Ниже впадения правого притока реки Нугуш, по мере выхода на равнину, долина постепенно расширяется; после впадения реки Уфы Белая представляет собой типично равнинную реку. Протекая по обширной пойме, изобилующей старицами, река образует много излучин и разбивается на рукава. Правый берег обычно более возвышен, чем левый.

Питание реки, главным образом, снеговое. Средний годовой расход воды у Бирска - 858 м³/с. Река замерзает, как правило, во второй декаде ноября, вскрывается - в середине апреля.

Около 60 % годового стока проходит во время весеннего половодья (в среднем 75 дней). Средняя дата начала половодья - 10 апреля, окончания - 23 июля. Во время половодья мутность достигает 900 мг/л (в остальное время около 50 мг/л).

Растительность

Берега Белой в основном заняты степными природными сообществами, леса (по большей части широколиственные) встречаются лишь местами. В среднем течении берега реки в основном покрыты тополями, ивами, шиповником. По берегам реки в больших количествах растет ежевика.

Рыбы реки Белой

Окунь, плотва обыкновенная, щука, голавль, бакля, сом, налим, ёрш, лещ, густера, стерлядь, пескарь, судак, форель (в верховьях), жерех, язь, хариус, таймень (практически не осталось), елец, чехонь.

Достопримечательности реки Белой

Поскольку река Белая весьма протяженная, по берегам её встречается масса достопримечательностей. Это бывшие горные заводы Белорецка и Каги, большое количество пещер в верхнем течении, бывшая соляная пристань Стерлитамак и крепость Табынск.

Через реку перекинуты многочисленные мосты, крупнейшими из которых являются автомобильный и железнодорожный мосты в Уфе.

3.2 Разработка маршрута Набережные Челны - Республика Башкортостан село Старосубхангулово - Набережные Челны


Нами был разработан маршрут Набережные Челны - Республика Башкортостан село Старосубхангулово - Набережные Челны. На подготовку данного маршрута мы затратили 7дней, а на проведение 5 суток. Протяженность активной части маршрута 35 км. А в общем протяженность маршрута составляет 1496 км. В процессе организации и проведения водного сплава, по реке Белая, нами было использовано следующие оборудование:

Таблица 1. Оборудование необходимое для сплава

Наименование

Количество, шт.

1. Катамараны

5

2. Спасательные жилеты

20

3. Весла

20

4. Каски

20

5. Спасательный конец "морковка"

1

6. Ремонтный набор для катамарана

5

7. Туристические палатки

5

8. Рюкзаки

20

9. Гидробаулы

20

10. Туристические коврики

20

11. Спальники

20

12. Костровые принадлежности

2

13. Аптечка

1

14. Фонарик

5

15. Уголь

----

16. Аэрозоль от комаров

5


Так же нами была разработана нитка маршрута, где более подробно указано направление движения нашего маршрута.

Таблица 2. Нитка маршрута

Маршрут

Направление

Длина

Нитка маршрута

Набережные Челны

Магнитогорское

713 км

Набережные Челны -  с. Старосубхангулово -

с. Старосубхангулово

Оренбургское

10 км

Старосубхангулово - с. Пескун

с. Пескун

Оренбургское

10

с. Пескун - Большая поляна

Большая поляна

Оренбургское

15 км

 - Большая поляна - Каповая пещера -

Каповая пещера

Казанское

748 км

Набережные Челны.

 Итого протяженность маршрута

 1496 км

город Наб. Челны -  с. Старосубхангулово -  с. Пескун -  Большая поляна - Каповая пещера - Набережные Челны.


На этой карте показано место движения и направление нашего маршрута. Под номером 2 начинается активная часть нашего маршрута по направлению к Башкирскому заповеднику.

Рис. 1. Маршрут водного сплава

Программа маршрута

Опытные туристы знают, что правильно организованное питание является существенным условием успешного прохождения маршрута. Плохо составленная продовольственная раскладка может привести в сложном и длительном путешествии к повышенной утомляемости и снижению работоспособности участников, стать причиной психологической напряженности в группе, а в особо неблагоприятных случаях даже привести к отказу от прохождения запланированного маршрута.

Нами было составлено питание на 3 дня, согласно калорийности, обогащением витаминами продуктов употребления, содержанием (белков, жиров, углеводов) и положенной суточной нормы в граммах.

Таблица 3. Химический состав и энергетическая ценность продуктов, завтрак в первый день

№ п/п

Продукт

Энергетическая ценность, ккал

Вода, г.

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

г.

на чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Завтрак

1

Хлеб, пшеничный из муки высшего сорта

238

37,5

7,6

0,8

48,7

100

1

2

Макаронные изделия из высшего сорта

674

26,0

20,8

2,2

139,6

200

1

3

Говядина тушенная

110

32,15

8,4

8,5

-

50

1

4

Подсолнечное рафинированное масло

449,5

0,05

0

49,95

0

50

20

5

Огурцы парниковые

5,5

42,15

0,35

0,5

1,35

50

1

6

Томаты грунтовые

11,5

35,35

0,55

0,10

2,5

50

1

7

Подсолнечное рафинированное масло

449,5

0,05

49,95

0

50

20

8

Чай без сахара

0,175

100

0

0

0

5

1

9

Пряники

175

7,25

2,4

1,4

38,85

50

1

Итого на 20 человек нам понадобиться: 1) Хлеб, пшеничный из муки высшего сорта - 2кг, 2) Макаронные изделия из высшего сорта - 4 кг, 3) Говядина тушенная - 1кг 4) Подсолнечное рафинированное масло - 100 г. 5) Огурцы парниковые - 1 кг 6) Томаты грунтовые - 1 кг 7) Чай без сахара - 100г. 8) Пряники - 1кг


Таблица 4. Химический состав и энергетическая ценность продуктов, обед в первый день

№ п/п

Продукт

Энергетическая ценность, ккал

Вода, г.

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

г.

на чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Обед

1

Хлеб, пшеничный из муки высшего сорта

238

37,5

7,6

0,8

48,7

100

1

2

Сосиски

226

65,8

10,4

20,1

1,5

100

1

3

Каша гречневая

502,5

21

18,9

4,95

94,8

150

1

4

Томаты грунтовые

23,0

70,9

1,10

0, 20

5,00

100

1

5

Подсолнечное рафинированное масло

449,5

0,05

0

49,95

0

50

20

6

Апельсины

40,00

48,6

0,90

0, 20

10,30

100

1

7

Чай

186,00

80

20,00

5,10

15,00

100

20

8

Печенье сдобное

458

7,0

10,4

5,2

76,8

100

1

9

Лимон

33

37

0,9

0,1

3

100

1

Итого на 20 человек нам понадобиться: 1) Хлеб, пшеничный из муки высшего сорта - 2кг, 2) Сосиски - 2кг 3) Каша гречневая - 3 кг 4) Томаты грунтовые - 2кг 5) Подсолнечное рафинированное масло - 50г. 6) Апельсины - 2кг 7) Чай - 100г 8) Печенье сдобное - 2кг 9) Лимон - 1шт


Таблица 5. Химический состав и энергетическая ценность продуктов, ужин в первый день

№ п/п

Продукт

Энергетическая ценность, ккал

Вода, г.

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

г.

на чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ужин

1

Хлеб, ржаной из обойной муки

181

47,0

6,6

1,2

35,3

100

1

2

Щука

48,5

-

10,65

0,65

0

50

1

3

Пшено

116

4,6

3,83

1,1

22,4

33,3

1

4

Картофель

80,00

-

2,00

0,40

18,10

100

1

5

Лук репчатый

82,00

-

2,8

0,00

20,8

200

20

6

Лук зеленый

38,00

-

2,6

0,00

10,4

200

20

7

Морковь желтая

60,00

-

2,6

0,2

15,8

200

20

8

Соль

-

-

-

-

-

5

20

9

Четыре горошины черного перца

-

-

-

-

-

-

20

10

Масло сливочное несоленое

374

-

0,25

41,25

0,40

50

20

11

Лимон

16,5

18,5

0,45

0,05

1,5

50

20

12

Какао-порошок

380,00

-

12,90

56, 20

3,50

100

20

13

Крекеры

439

8,5

9,2

14,1

66,2

100

2

14

Яблоки летние

45,00

-

0,40

0,40

11,80

100

1

Итого на 20 человек нам понадобиться: 1) Хлеб, ржаной из обойной муки - 2кг 2) Щука - 1кг 3) Пшено - 666 г. 4) Картофель - 2 кг. 5) Лук репчатый - 200г. 6) Лук зеленый - 200г. 7) Морковь желтая - 200г. 8) Соль - 80г. 9) Четыре горошины черного перца - 50г. 10) Масло сливочное несоленое - 50г. 11) Лимон - 1шт 12) Какао-порошок - 100г. 13) Крекеры - 1г 14) Яблоки летние - 2кг

Таблица 6. Химический состав и энергетическая ценность продуктов, завтрак во второй день

№ п/п

Продукт

Энергетическая ценность, ккал

Вода, г.

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

г.

на чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Завтрак

1

Батон, из муки 1 - го сорта

262

34,1

7,7

3,0

50

100

1

2

Молоко сгущенное с сахаром

160

-

3,6

4,25

28,00

50

2

3

Масло сливочное

748

16,0

0,5

82,5

0,8

100

5

4

Овсяные хлопья "Геркулес"

305

12,0

11,0

6,2

51,4

100

1

5

Компот из сухофруктов

60

-

0,4

-

15,1

100

5

6

Сыр голландский

352

-

26

26,8

-

100

5

7

Батон, из муки 1 - го сорта

262

34,1

3,0

50

100

1

8

Персики

43,00

-

0,90

0,10

11,30

100

1

Итого на 20 человек нам понадобиться: 1) Батон, из муки 1 - го сорта - 4 кг 2) Молоко сгущенное с сахаром - 1кг. 3) Масло сливочное - 400г. 4) Овсяные хлопья "Геркулес" - 2кг 5) Компот из сухофруктов - 400г. 6) Сыр голландский - 400г. 7) Персики - 2 кг

Таблица 7. Химический состав и энергетическая ценность продуктов, Обед во второй день

№ п/п

Продукт

Энергетическая ценность, ккал

Вода, г.

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

г.

на чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Обед

1

Батон, из муки 1 - го сорта

262

34,1

7,7

3,0

50

100

1

2

горох

298

14,0

20,5

2,0

54,3

100

1

3

Подсолнечное рафинированное масло

449,5

0,05

0

49,95

0

50

20

4

Колбаса варенная

257

60,8

12,8

22,2

1,5

100

1

5

Огурцы парниковые

5,5

42,15

0,35

0,5

1,35

50

1

6

Томаты грунтовые

11,5

35,35

0,55

0,10

2,5

50

1

7

Квас

25

-

0,2

0

5,0

100

1

Итого на 20 человек нам понадобиться: 1) Батон, из муки 1 - го сорта - 4 кг 2) Подсолнечное рафинированное масло - 50г. 3) Колбаса варенная - 2кг 4) Огурцы парниковые - 1кг 5) Томаты грунтовые - 1кг 6) Квас - 2литра 7) горох - 2кг


Таблица 8. Химический состав и энергетическая ценность продуктов, Ужин во второй день

№ п/п

Продукт

Энергетическая ценность, ккал

Вода, г.

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

г.

на чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ужин

1

Хлеб, ржаной из обойной муки

181

47,0

6,6

1,2

35,3

100

1

2

Судак

97

-

21,3

1,3

-

100

2

3

Пшено

116

4,6

3,83

1,1

22,4

33,3

1

4

Картофель

80,00

-

2,00

0,40

18,10

100

1

5

Лук репчатый

82,00

-

2,8

0,00

20,8

200

20

6

Лук зеленый

38,00

-

2,6

0,00

10,4

200

20

7

Морковь желтая

60,00

-

2,6

0,2

15,8

200

20

8

Соль

-

-

-

-

-

5

20

9

Четыре горошины черного перца

-

-

-

-

-

-

20

10

Масло сливочное несоленое

374

-

0,25

41,25

0,40

50

20

11

Лимон

16,5

18,5

0,45

0,05

1,5

50

20

12

Какао-порошок

380,00

-

12,90

56, 20

3,50

100

20

13

Крекеры

439

8,5

9,2

14,1

66,2

100

2

14

Яблоки летние

45,00

-

0,40

0,40

11,80

100

1

Итого на 20 человек нам понадобиться: 1) Хлеб, ржаной из обойной муки - 2кг 2) Судак 1 кг. 3) Пшено - 666 г. 4) Картофель - 2 кг. 5) Лук репчатый - 200г. 6) Лук зеленый - 200г. 7) Морковь желтая - 200г. 8) Соль - 80г. 9) Четыре горошины черного перца - 50г. 10) Масло сливочное несоленое - 50г. 11) Лимон - 1шт 12) Какао-порошок - 100г. 13) Крекеры - 1г 14) Яблоки летние - 2кг


Таблица 9. Химический состав и энергетическая ценность продуктов, завтрак на 3-ий день

№ п/п

Продукт

Энергетическая ценность, ккал

Вода, г.

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

г.

на чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Завтрак

1

Батон, из муки 1 - го сорта

262

34,1

7,7

3,0

50

100

1

2

Молоко сгущенное с сахаром

160

-

3,6

4,25

28,00

50

2

3

Масло сливочное

748

16,0

0,5

82,5

0,8

100

5

4

Каша рисовая

330

14,0

7,0

1,0

71,8

100

1

5

Компот из сухофруктов

60

-

0,4

-

15,1

100

5

6

Сыр голландский

352

-

26

26,8

-

100

5

7

Батон, из муки 1 - го сорта

262

34,1

7,7

3,0

50

100

1

8

Бананы

89

-

1,5

0,1

21

100

1

Итого на 20 человек нам понадобиться: 1) Батон, из муки 1 - го сорта - 4 кг 2) Молоко сгущенное с сахаром - 1кг. 3) Масло сливочное - 400г. 4) Каша рисовая - 2кг. 5) Компот из сухофруктов - 400г. 6) Сыр голландский - 400г. 7) бананы - 2 кг


Таблица 10. Химический состав и энергетическая ценность продуктов, Обед на 3-ий день

№ п/п

Продукт

Энергетическая ценность, ккал

Вода, г.

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

г.

на чел.

1

2

4

5

6

7

8

9

Обед

1

Хлеб, ржаной из обойной муки

181

47,0

6,6

1,2

35,3

100

1

2

Макаронные изделия из первого сорта

335

13,0

10,7

1,3

68,6

100

1

3

Подсолнечное рафинированное масло

449,5

0,05

0

49,95

0

50

20

4

Свинина тушенная

349

51,1

14,9

32,2

-

100

4

5

Огурцы парниковые

5,5

42,15

0,35

0,5

1,35

50

1

6

Томаты грунтовые

11,5

35,35

0,55

0,10

2,5

50

1

7

Чай без сахара

0

-

0

0

0

100

1

Итого на 20 человек нам понадобиться: 1) Батон, из муки 1 - го сорта - 4 кг 2) Подсолнечное рафинированное масло - 50г. 3) свинина тушенная - 5 банок 4) Огурцы парниковые - 1кг 5) Томаты грунтовые - 1кг 6) Чай без сахара - 100г. 7) Макаронные изделия из первого сорта - 2кг


Таблица 11. Химический состав и энергетическая ценность продуктов, ужин на 3-ий день

№ п/п

Продукт

Энергетическая ценность, ккал

Вода, г.

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

г.

на чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ужин

1

Хлеб, ржаной из обойной муки

181

47,0

6,6

1,2

35,3

100

1

2

Говядина 1 - ой категории

218

64,5

18,6

16,0

-

100

1

3

Макаронные изделия из высшего сорта, яичные

345

13,0

11,3

2,1

68,1

100

1

4

соль

-

-

-

-

-

5

20

5

Лук репчатый

82,00

-

2,8

0,00

20,8

200

20

6

Лук зеленый

38,00

-

2,6

0,00

10,4

200

20

7

Апельсины

40,00

48,6

0,90

0, 20

10,30

100

1

8

Компот из груш (консервир.)

70,00

-

0, 20

0,00

20,60

100

1

Итого на 20 человек нам понадобиться: 1) Хлеб, ржаной из обойной муки - 2кг 2) Говядина 1 - ой категории - 2кг 3) Макаронные изделия из высшего сорта, яичные - 2кг 4) соль - 80г. 5) Лук репчатый - 200г 6) Лук зеленый - 200г 7) Апельсины - 2 кг 8) Компот из груш (консервир.) - 2 литра

3.3 Сравнительный анализ полученных результатов


В ходе нашего исследования нами была проведена методика анкетного опроса по Т. Элерсу, до проведения сплава по реке Белая и после.

Для определения уровня мотивации к достижению успеха нами использовалась методика анкетного опроса "Мотивация к успеху" Т. Элерса, представляющая 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов "да" или "нет". Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица

Результаты исследования уровня мотивации у студентов

Уровни мотивации

До эксперимента

После эксперимента

Низкий

60%

30%

Средний

35%

50%

Умеренно высокий

5%

20%

Слишком высокий

0%

0%


Исходные результаты исследования уровня мотивации свидетельствуют о том, что у студентов преобладает низкий уровень мотивации. Это подтверждает данные представленные в литературных источниках. После проведения водного сплава произошло улучшение уровня мотивации к достижению успеха. Так, количество студентов с низким уровнем мотивации снизилось с 60 % до 30 %, а количество студентов с умеренно высоким уровнем мотивации выросло с 5 до 20 %.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что водный сплав по реке, позволил повысить уровень мотивации у студентов специализации "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм". Это позволяет сделать вывод о том, что водный туризм обладает огромным потенциалом, и способен оказывать влияние не только на физическое состояние участников сплава, но и на психологическое.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями ВУЗа и ССУЗа для организации водных сплавов с целью повышения физического и психологического состояния студентов.

Выводы


1. Туризм - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

. Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером.

Туристический поход помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, организовать поисковую работу, исследовать природу и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута он расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира.

. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость решительность, самостоятельность.

. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых.

Список литературы


1.      Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 208с.

2.      Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник для студентов вузов/ М.Б. Биржаков. - 8-е изд., перераб и доп. - М.; СПб.: Издат-во "Невский фонд", ИД "Герда", 2009., 512с.

.        Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник.М., Аспект Пресс, 2002, - 470 с.

.        Турим на новом этапе: Социальные аспекты развития туризма в СССР. - М.: Профиздат, 1983. - 295с

5.      Булыгина И.И., Гаранин Н.И. /Теория и практика физической культуры/М.: 2012. - 63с.

.        Власов А.А. Нагорный А.Г. Туризм. Учебно /методическое пособие.М., "высш. школа", 1977.95с.

.        Власов А.А. Организация туризма: Метод. рекомендации. - М., 1981. - 39с

8.      Туризм - школа воспитания. - Мн.: Полымя, 1982. - 80с.

.        Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников С.В. Хрущев, "Медицина", 1977, 216 с.

.        Кравчук, Т.А. Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие/Т.А. Кравчук. - Омск. 2009. - 192с.

.        Линчевский Э.Э. Типология и психология туризма/Э.Э. Линчевский, Ю.Н. Федотов. - М.: Советский спорт, 2008. - 272с.

.        Селуянов В.Н., Федякин А.А. Биологические основы оздоровительного туризма. - М.: СпортАкадемПресс, 2010. - 123с.

.        Симаков, Вячеслав Иванович. Туристские походы выходного дня. - М.: Сов. Россия, 1984. - 128с.

.        Туризм в школе: Книга руководителей путешествия. - М.: ФиС., 1983. - 160с.

.        Квартальнов В.А., Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма. - М., 2008. - 378 с.

.        Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.145с.

.        Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. М., 1987. - 206с.

.        Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 288с.

.        Булатова, Е.А. Проблемы формирования и развития мотивации достижения успеха у детей-сирот / Е.А. Булатова // Война как событие и событие / Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун-т. - Н. Новгород, 2005. - С.242-247

.        Бондырева, С.К. Внутренний мир, сознание, духовность / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов: методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 28 с.

.        Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 508 с.

Приложение


Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса

Шкалы: уровень мотивации к достижению успеха

Назначение теста

Диагностика мотивации к достижению успеха.

Инструкция к тесту

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте "Да" или "Нет".

Тест

. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

. Я более доброжелателен, чем другие.

. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

. Усердие - это не основная моя черта.

. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

. Препятствия делают мои решения более твердыми.

. У меня легко вызвать честолюбие.

. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

. Нужно полагаться только на самого себя.

. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

. Я менее честолюбив, чем многие другие.

. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

. Я завидую людям, которые не загружены работой.

. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Вы получили по 1 баллу за ответы "да" на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Вы также получили по 1 баллу за ответы "нет" на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.

Подсчитайте сумму набранных баллов.

Интерпретация результатов теста

от 1 до 10 баллов: низкая мотивация к достижению успеха;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации к достижению успеха;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха.

Люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

Людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотивации к успеху - достижению цели.

Источники:

Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса / Розанова В.А. Психология управления - М., 1999. С.105-106.

Похожие работы на - Повышение мотивации к достижению успеха студентов через организацию и проведение водного сплава

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!