Педагогические условия формирования компетентности морально-психологического обеспечения у курсантов военных вузов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    442,87 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические условия формирования компетентности морально-психологического обеспечения у курсантов военных вузов

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный авиационный инженерный университет»









Выпускная квалификационная работа

Педагогические условия формирования компетентности морально-психологического обеспечения у курсантов военных вузов










Воронеж 2012

Введение

В Вооруженных Силах Российской Федерации востребованы специалисты, свободно владеющие избранной специальностью и компетентны в смежных, стремящиеся к профессиональному саморазвитию и личностному самосовершенствованию, обладающие высоким уровнем морально-психологической готовности к выполнению служебных задач. Самое совершенное оружие не сможет компенсировать слабую профессиональную подготовку военнослужащих, а реализация любой задачи окажется малоэффективной, если личный состав в силу своего морально-психологического состояния не готов к ее выполнению. Ход и итог выполнения боевой задачи во многом зависит от направленности военнослужащих применить профессиональные знания, навыки и умения, от их готовности и способности преодолевать физические и психические трудности военной службы. В связи с этим актуализируется проблема морально-психологической подготовки личного состава подразделения [4, 18].

На психологическую подготовку военнослужащего к выполнению боевой задачи направленно морально-психологическое обеспечение войск. В руководящих документах Министерства обороны морально-психологическое обеспечение определено как «комплекс согласованных по целям, задачам, направлениям, месту, времени, последовательности, привлекаемым силам и средствам действий, осуществляемых главнокомандующими, командующими, командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, другими органами государственного и военного управления и должностными лицами по формированию, поддержанию и восстановлению у личного состава войск высокого морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях обстановки». Основой морально-психологического обеспечения является деятельность командного состава Вооруженных Сил по формированию и наращиванию морально-психологического состояния подчиненных, что предполагает подготовленность каждого офицера к организации и осуществлению воздействия на духовную сферу личного состава. Наиболее важным этапом подготовки офицера к морально-психологическому обеспечению подразделения является период его обучения в военном вузе [8,18].

Значительный вклад в теорию и практику подготовки специалистов в высших учебных заведениях, в том числе в военной сфере, внесли многие ученые: А.Г. Абросимов, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.В. Габай, В.Н. Герасимов, В.М. Коровин, Н.В. Кузьмина, М.А. Лямзин, Т.И. Руднева, Н.Ф. Талызина и другие. В современных исследованиях ученых и практиков рассмотрены пути и способы повышения эффективности подготовки специалиста с высшем образованием.

Концептуальные подходы к морально психологическому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации рассмотрены в работах Ю.Н. Арзамаскина, Л.А. Бублика, М.Ю. Зеленкова, А.Г. Караяни, В.П. Осокова, И.В. Сыромятникова, А.В. Черкасова, А.А. Чертополоха [1, 2, 4]. В исследованиях военных ученых раскрыты основные направления морально-психологического обеспечения подразделения (части, войск в целом), показано содержание деятельности должностных лиц по формированию и наращиванию морально-психологического состояния подчиненных.

Анализ научных источников [8, 15, 20] показал, что в вопросах подготовки курсантов военных вузов к морально-психологическому обеспечению подразделений решены далеко не все теоретические и научно-методологические вопросы. Наблюдается рассогласование между возможностями военного вуза по подготовке курсантов к организации и проведению морально-психологического обеспечения подразделений и недостаточной разработанностью соответствующих условий обучения и воспитания. Устранить данное противоречие возможно на основе компетентностного подхода в подготовке курсантов военных вузов к морально-психологическому обеспечению.

В работах отечественных ученых В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.А. Козырева, Н.В. Кузминой, А.К. Марковой, В.В. Серикова, А.В. Хуторского [9, 13, 16] обоснованы актуальность и перспективы организации подготовки специалистов на основе формирования у них ключевых и собственно профессиональных компетентностей. Компетентность специалиста характеризуется главным образом как результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения специальностью, опытом и индивидуальным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Таким образом, компетентность офицера в морально-психологическом обеспечении представляет собой качественную характеристику освоения личностью специфических знаний, навыков, умений управления морально-психологическим состоянием подчиненных и направленность на саморазвитие и самосовершенствование в этой сфере деятельности.

Изучение научных источников и выявление содержания проблемы подготовки курсантов военных вузов к морально-психологическому обеспечению подразделения вскрыло ряд противоречий:

между социальным заказом общества на подготовку офицера, компетентного во всех сферах военно-профессиональной деятельности и уровнем подготовленности выпускников военных вузов к морально-психологическому обеспечению подразделения;

между необходимостью формирования у курсантов военных вузов компетентности морально-психологическом обеспечении подразделения и недостаточно разработанными педагогическими условиями для этого;

между возможностями инновационных средств и форм обучения и недостаточной практикой их применения в преподавании дисциплин «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС» и «Психология и педагогика».

Выявленные противоречия определили задачу исследования: каковы пути совершенствования педагогических условий формирования у курсантов военных вузов компетентности в морально-психологическом обеспечении подразделения? Исходя из этого была сформулирована тема: «Педагогические условия формирования компетентности морально- психологического обеспечения у курсантов военных вузов».

Объектом исследования система формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов в военном вузе.

Предметом исследования педагогические условия формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов в военном вузе.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, эффективно способствующих формированию компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов военных вузов.

В соответствии с целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

. На основе современных педагогических подходов уточнить содержание понятия «компетентность в морально-психологическом обеспечении курсантов военных вузов», критерии и уровни ее сформированности у курсантов военных вузов.

. Разработать педагогическую модель формирования у курсантов морально-психологического обеспечения в военных вузов.

. Выявить педагогические условия, способствующие формированию у курсантов компетентности в морально-психологическом обеспечении в военном вузе.

Гипотеза исследования. Педагогические условия формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов военных вузов будет эффективна если:

. уточнено понятие «компетентности морально-психологического обеспечения» и выявлены критерии и уровни ее сформированности и курсантов военных вузов;

. разработана педагогическая модель формирования у курсантов морально-психологического обеспечения в военных вузах.

. Выявлены педагогические условия способствующие формированию у курсантов компетентности в морально-психологическом обеспечении в военном вузе.

Теоретические и методологические основы исследования: системный подход к проблемам совершенствования образовательных процессов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, М.А. Скаткин, В.А. Сластенин и д.р.); контекстный и компетентностный подходы (А.А. Вербицкий, В.А. Болотов, И.Я. Зимняя, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузмина, А.К. Маркова, Дж. Равен, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.); основные положения междисциплинарного подхода (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.Н. Садовский и др.); особенности подготовки офицерских кадров (А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, В.М. Коровин, М.А. Лямзин и др.); основные выводы о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразности и творческом характере, о единстве теории и практики, значимости информационных методов в педагогическом процессе.

Для реализации поставленных задач использован комплекс методов: теоретические, включающие изучение и анализ философской, психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение результатов исследования, систематизация, моделирование; эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, педагогический эксперимент, тестирование, статистические методы обработки данных (критерий Фишера и критерий Фридмана).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

. Уточнено содержание понятия «компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов в военных вузах»;

. Выявлены критерии и уровни сформированности морально-психологического обеспечения у курсантов военных вузов.

. Выявлены педагогические условия способствующие формированию у курсантов компетентности морально-психологического обеспечения в военных вузах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследование вносит вклад в теорию обучения курсантов военных вузов: уточнено определение «компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов в военных вузах»; дополнены сведения об ее структурных компонентах, разработана и научно обоснована педагогическая модель организации морально-психологического обеспечения курсантов военных вузов; выявлены педагогические условия способствующие формированию у курсантов компетентности в морально-психологическом обеспечении.

Практическая значимость данного исследования состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс военного вуза технологии организации педагогической модели по формированию морально-психологического обеспечения у курсантов военных вузов. Материалы данной выпускной квалификационной работы (ВКР) могут быть использованы в различных военных вузах.

Обоснованность и достоверность исследования. Обоснованность результатов обусловлена четким определением проблемы, предмета и задач исследования, последовательной реализацией методологических принципов и теоретических основ, применением методов, адекватным его цели и задачам.

Достоверность научных результатов, степень адекватности конкретных выводов подтверждены экспериментальной проверкой, использованием статистических методов обработки данных.

На защиту выносятся следующие положения:

. Под морально-психологическом обеспечении курсантов военных вузов понимается обоснованная организация деятельности курсантов на основе индивидуальной образовательной траектории, диалектики мышления и морально-психологической компетентности, учитывающей специфику обучения на факультете и направленную на развитие творческого потенциала личности с целью успешной, перспективной, профессиональной деятельности по морально-психологическому обеспечению.

В структуре морально-психологического обеспечения курсантов военных вузов выделяют следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-оценочный.

. Педагогическая модель включает следующие компоненты: мотивационно-ценностные, когнитивные, содержательные, операционно-деятельностные, контрольно-оценочные, она функционирует на основе следующих принципов: классического и инновационного; духовно-морально-психологического становления курсантов.

. Выявлены и обоснованны педагогические условия: лекционные и практические занятия, фрагменты лекционных и практических занятий, семинарские занятия, рекомендуемые планы докладов с широким использованием технических средств.

Апробация исследования и внедрение в полученных результатов в практику осуществлялось в ходе экспериментального обучения курсантов факультета «Средств связи (и авиационных комплексов связи)» Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж).

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе изучалось состояние проблемы подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению, вопросы формирования компетентности военных специалистов в морально-психологическом обеспечении при изучении военно-профессиональных дисциплин, определялись цель, задачи и основные направления исследования. В результате этой работы были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат. Отдельные положения и выводы подвергались анализу на протяжении все работы, вносились соответствующие коррективы в исследование. Сформулированы методические рекомендации по совершенствованию преподавания дисциплин «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС» и «Психология и педагогика», разработан проект педагогической модели формирования у курсантов компетентности в морально-психологическом обеспечении.

На втором этапе разрабатывались теоретические основы применения в образовательном процессе военного вуза информационной продукции учебного назначения при изучении военно-профессиональных дисциплин, совершенствования учебно-методических средств. В это же время исследовалась проблема подготовленности профессорско-преподавательского и курсантского состава, а также инфраструктуры и материально-технической базы вузов к применению в обучении информационных обучающих комплексов, возможности совершенствования учебной программы и тематического плана военно-профессиональных дисциплин с целью формирования у обучающихся компетентности в морально-психологическом обучении. Реализовывались методические рекомендации и проходила апробация педагогической модели. Вносились коррективы в схему педагогической модели, совершенствовались методические рекомендации.

На третьем этапе проводилась разработка и теоретическое обоснование у курсантов военных вузов компетентности в морально-психологическом обеспечении, совершенствования педагогических условий изучения военно-профессиональной дисциплины. На этом этапе также разрабатывался электронный обучающий комплекс по дисциплине «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС», формулировались и обосновывались предложения по совершенствованию тематического плана военно-профессиональной дисциплины. Уточнялась структура педагогической модели.

На четвертом этапе осуществлялась экспериментальная апробация педагогической модели формирования у курсантов компетентности в морально-психологическом обеспечении в образовательном процессе военного вуза. Результаты педагогического эксперимента послужили основой для выявления, обоснования и проверки педагогических условий формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у будущих военных специалистов при изучении в вузе военно-профессиональных дисциплин. На этом же этапе проводилась обработка, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, коррекция и уточнение основных положений исследования.

Научная новизна исследования. В работе получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:

уточнено содержание понятия «компетентность в морально-психологическом обеспечении подразделения», выявлены его структурные компоненты;

разработана педагогическая модель формирования у курсантов военных вузов компетентности в морально-психологическом обеспечении подразделения, соответствующая современным условиям;

разработаны пути повышающие эффективность подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению.

Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, а также в ней находится таблица и четыре рисунка.

Глава 1. Теоретические особенности формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов военных вузов

.1 Содержание подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению в военных вузах

В войнах будущего, по мнению военных теоретиков и аналитиков, появляется возможность посредством морально-психологического воздействия полностью парализовать войска противника, вследствие чего иногда вовсе отсутствует необходимость в прямом столкновении. Это позволяет констатировать, что в мире появился новый вид ведения боевых действий - информационно-психологическое противоборство.

Учитывая данные факторы, военно-политическое руководство Вооруженными Силами Российской Федерации в 1992 году приняло решение о формировании самостоятельного вида обеспечения деятельности войск - морально-психологическое обеспечение (МПО).

МПО деятельности войск своим объектом воздействия имеет духовные силы военнослужащего. Оно цементирует в единое целое все интеллектуальные, волевые и физические возможности, которые становятся одним из слагаемых военно-политической мощи [1].

В МПО много общего с другими видами обеспечения - боевым, техническим, тыловым. Оно тесно и неразрывно с ними связано, ибо, как и они, в конечном итоге призвано обеспечить высокую боевую готовность войск [2].

Вместе с тем МПО во многом отличается от других видов обеспечения, имеющих дело в основном с материальной сферой жизни и деятельности войск, в то время как МПО призвано охватывать большую часть нематериальной, духовно-нравственной, психологической сферы жизни и деятельности личного состава Вооруженных Сил в мирных условиях и боевой обстановке. Влияние МПО в определенных границах распространяется и на гражданское население страны. С ним тесно и неразрывно связаны Вооруженные Силы, без его материальной и духовной поддержки армия и флот не смогут выполнить возложенные на них задачи [10].

Анализ документов МО РФ показывает, что складывающаяся система МПО включает в себя три самостоятельных, но тесно связанных между собой направления.

Первое направление ориентировано на формирование мировоззрения, духовно-нравственного облика военнослужащих, населения страны, воздействие на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принципы, определяющие и регулирующие их поведение в мирное время и в боевой обстановке. Решение задач по формированию и развитию таких основополагающих духовно-нравственных качеств, как патриотизм, любовь к своему отечеству и постоянная готовность с оружием в руках выступить на его защиту, верность воинскому долгу, военной присяге и традициям Вооруженных сил. Именно формирование этих качеств составляет основу всей работы по воспитанию сознательных, убежденных в своей правоте и преданных своему народу защитников отечества [10, 25].

Сущностную основу реализации этого направления составляют государственные программы, деятельность государственных и общественных институтов и учреждений, органов военного управления. Задачами этого направления являются: выработка государственной стратегии по формированию духовно-нравственных качеств, гражданина, закрепление ее основных положений законодательно, создание соответствующих условий, обеспечение государственных гарантий и т.п.

Второе направление МПО касается психики отдельного военнослужащего и психологии воинских коллективов, психологическим обеспечением учебно-боевой деятельности. При этом ведущее место в этом процессе отводится формированию у воинов психологической устойчивости, готовности к преодолению трудностей военной службы, учебно-боевой подготовки и боевой обстановки, способности не терять самообладания в сложной, напряженной и опасной для жизни ситуации, противостоять страху и панике, проявлять мужество и героизм, готовность к самопожертвованию [10, 21].

Основным субъектом деятельности на этом направлении являются органы военного самоуправления. Основной задачей здесь является создание научно-обоснованной и целесообразной, мобильной, управляемой, адекватной, отвечающей современным требованиям, способной к самосовершенствованию и самовосстановлению системы психического сопровождения военной службы со всеми необходимыми элементами.

МПО включает в себя большой комплекс вопросов, связанных с морально-политической и психологической подготовкой своих войск и населения, а также с противодействием попыткам противника оказать информационно-психологическое давление.

В этой связи большое значение приобретает третье направление морально-психологического обеспечения, суть которого состоит в подготовке военных кадров к грамотному проведению мероприятий информационно-психологического противоборства, вооружению их приемам и методам противодействия информационно-психологическому давлению противника на свои войска, выработкой умения организовывать и проводить мероприятия по предупреждению и блокированию информационно психологического влияния противника.

Сущность подготовки курсантов военного вуза к морально-психологическому обеспечению заключается в реализации трех дидактических функций обучения [14]:

образовательной - овладение курсантами основ военной педагогики и психологии, приобретение ими знаний, навыков и умений организации морально-психологического обеспечения, военно-профессиональных навыков;

воспитательной - воспитание каждого курсанта высоконравственной, гармонически развитой личностью со сформированным мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой.

Основными целями подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению являются:

создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности курсантов, всестороннего развития его способностей, добиваясь получения курсантами прочных знаний основ социально-коммутационных наук и умения самостоятельно искать и пополнять их;

дать военно-специальную подготовку на уровне, отвечающим требованиям управления подразделением и перспективно - части;

воспитать офицера на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной профессиональной деятельности:

формировать готовность к осознанному выбору и освоению учебных программ военного вуза.

Подготовка выпускника к морально-психологическому обеспечению требует формирования компетентности в организации морально-психологического воздействия на подчиненных в интересах выполнения боевой задачи. Формирование профессиональной компетентности в морально-психологическом обеспечении у выпускника военного вуза наиболее полно отвечает требованиям современного общества. Быть компетентным в организации морально-психологического обеспечения, по нашему мнению, значит обладать компетенциями, необходимыми в основных сферах деятельности специалиста по морально-психологическому обеспечению: информационной, культурно-эстетической, психолого-педагогической и технической. Другими словами, выпускник должен обладать определенным набором профессиональных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности) по организации морально-психологического воздействия и иметь личностную направленность на их творческое применение и совершенствование. Структура понятия «компетентность в морально-психологическом обеспечении» представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура понятия «компетентность в морально-психологическом обеспечении».

Базовым компонентом и первичной ступенью формирования компетентности в морально психологическом обеспечении выступает когнитивный компонент. Благодаря когнитивному компоненту курсант получает возможность восприятия основных идей, заключенных в том или ином источнике информации, их дальнейшего использования в практике морально-психологического обеспечения.

Следующий компонент - деятельностный. Предметом первичной деятельности будущего офицера выступает организация военно-социального взаимодействия в подразделении, части, направленная на реализацию основной цели - управление морально-психологическим состоянием личного состава. Для реализации данной цели офицер долен владеть комплексом умений: вербального и невербального общения, социальной коммуникации, творческой организации общественных мероприятий.

Третьим компонентом компетентности в морально-психологическом обеспечении является ценностный, ориентирующий курсанта военного вуза на ценностное отношение к военной профессии, ценностное отношение к событиям, людям, направленность на самореализацию.

Таким образом, компетентность в организации морально-психологического обеспечения представляет собой качественную характеристику освоения личностью компетенций специалиста по морально-психологическому обеспечению и включает когнитивный компонент, как совокупность знаний или теоретическую составляющую, деятельностный компонент как операционно-технологическую составляющую, ценностный компонент как мотивационную военно-социальную и поведенческую составляющие, которые в совокупности реализуются в военно-профессиональной деятельности.

.2 Анализ документов государственных и военных руководств зарубежных армий по морально-психологическому состоянию войск

Военно-политическое руководство ведущих стран мира считает проблему поддержания высокого морально-психологического состояния (МПС) вооруженных сил одной из приоритетных в сфере обеспечения национальной безопасности [11].

К числу основных факторов, которые, по мнению военных специалистов, способствуют улучшению МПС личного состава относятся: дальнейшее упрочение и наращивание военно-промышленного потенциала и поддержание его на уровне требований современной военно-политической обстановки и обеспечения национальной безопасности конкретной страны; использование научно-технических достижений в военных целях и дальнейшее развитие военно-промышленного комплекса страны; интенсификация морально-психологической подготовки (МПП) всех категорий личного состава с приоритетной отработкой соответствующих вопросов в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки; совершенствование процессов оперативной и боевой подготовки штабов и войск; усиление социальной защиты военнослужащих и прежде всего повышение материальной заинтересованности личного состава; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетенции органов военного управления.

Как показывает практика, положительно влияют на МПС большинства военнослужащих стран НАТО следующие факторы: высокий уровень личной профессиональной подготовки и постоянное стремление к его повышению; убежденность в исключительности государственного строя своей страны; гордость за принадлежность к своей стране и ее ВС; приверженность традициям воинской части и ВС в целом; уверенность в качестве своего оружия; высокая психологическая готовность к началу военных действий [11].

В то же время в ходе проведенных исследований были выявлены те факторы, которые негативно влияют на морально-психологическое состояние, в частности: повышенный интерес к материальному стимулированию военнослужащих в ущерб морально-нравственному воспитанию; пренебрежение к противнику, переоценка своих сил, повышенное комфортолюбие; потеря инициативы в ходе боевых действий, что может привести к существенному снижению МПС военнослужащих; наличие расовых предрассудков, проявление крайних форм индивидуализма, карьеризм, отчужденность, напряженность во взаимоотношениях; злоупотребление алкоголем, наркотиками; сексуальные домогательства в отношении женщин-военнослужащих [5].

Высокий уровень боевой готовности, обеспечиваемый, по мнению военно-политического руководства США, прежде всего, эффективно действующей системой профессиональной, оперативной и боевой подготовки, в свою очередь, способствует формированию и поддержанию высокого морального духа у личного состава, чувства гордости и удовлетворения службой в вооруженных силах, уверенности в командовании, своих действиях. Исходя из этого, американские специалисты считают, что МПП следует рассматривать в качестве важного элемента комплексной системы обучения и подготовки личного состава вооруженных сил. В связи с этим она осуществляется в ходе всех видов подготовки войск по специализированным программам. МПП увязывается с задачами, стоящими перед вооруженными силами, и направлена на формирование требуемых качеств для всех категорий военнослужащих.

Конечным результатом этого процесса является высокая моральная и психологическая устойчивость как отдельного военнослужащего, так и подразделения, части, вооруженных сил в целом.

Моральная и психологическая устойчивость, по взглядам американских военных специалистов, предполагает наличие следующих основных элементов: дисциплина, боевой дух, воля к победе, самообладание, чувство собственного достоинства, честность, преданность долгу и военной службе, чувство офицерской и солдатской чести и другие.

Руководство министерства обороны США считает, что морально-психологическое состояние американских вооруженных сил XXI века будет определяться качеством подготовки рядового и сержантского состава. По его мнению, повышенное внимание на долгосрочную перспективу к человеческому фактору как одному из основных, влияющих на уровень боевой готовности вооруженных сил, обусловливает необходимость дальнейшего развития организационных структур, а также форм и методов их деятельности, обеспечивающих позитивное воздействие командиров и других органов управления различного уровня на поведенческие нормы военнослужащих [8].

Анализ системы МПП личного состава армий стран НАТО позволяет выявить некоторые основные ее черты и особенности: существование соответствующего аппарата практически во всех структурах организационного строения вооруженных сил; разветвленность и строгая подчиненность различных служб и органов; наличие в распоряжении органов управления МПП мощной материальной и финансовой базы в сочетании с многочисленным высококвалифицированным кадровым составом; четко определенные идейно-теоретические и методологические основы МПП; высококачественное законодательное обеспечение; целенаправленность и масштабность МПП; комплексный подход к решаемым задачам; неразрывное единство процесса обучения и воспитания; хорошо организованная практическая деятельность. Так, в ВС США в основу работы с личным составом положены идеи американского образа жизни, преданности национальному флагу и президенту страны, а также соблюдение традиций вооруженных сил, их видов, родов войск и служб, объединений, соединений, частей и различных общественных движений и организаций [6].

Результаты исследования содержания МПП в ВС стран НАТО показывают, что в ней наиболее четко выделяются следующие направления: формирование и развитие у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств; положительной мотивации к воинской службе; воспитание у личного состава чувства патриотизма, верности национальным ценностям; выработка навыков выживания в плену и подготовка к ведению длительных боевых действий в экстремальных условиях; проведение занятий по физическому воспитанию личного состава.

При этом основными задачами МПП в ведущих странах НАТО являются: внедрение в сознание военнослужащих убеждений о подлинно демократическом характере своих государств и его институтов, превосходстве их моральных ценностей над остальным миром, важности вооруженных сил для защиты национальных интересов; пропаганда идей о наличии военных угроз; формирование образа врага; внедрение в сознание военнослужащих идеи моральной обоснованности любых действий в ходе боя с врагом; развитие у личного состава способности сохранять хладнокровие и чувство ответственности в самых непредвиденных обстоятельствах, противостоять негативному информационно-психологическому воздействию противника; социальная защита прав и льгот всех категорий военнослужащих, включая и пенсионеров вооруженных сил.

Для реализации вышеперечисленных задач разработаны определенные формы МПП и специальные программы.

Так, анализ задач информирования (информационно-воспитательной работы) личного состава вооруженных сил различных государств показывает, что, несмотря на их широкий спектр и специфические особенности, они в общем идентичны: формирование взглядов и убеждений военнослужащих, соответствующих характеру государственной военной политики; обеспечение органов военного управления и офицерского состава оперативной военно-политической и служебной информацией; информационное воздействие на сознание и поведение личного состава с целью формирования побудительных мотивов и духовных стимулов к выполнению учебных и боевых задач; удовлетворение культурных, религиозных и информационных потребностей военнослужащих; реклама военной службы, создание и культивирование положительного имиджа вооруженных сил в общественном сознании и другие.

Вместе с тем в армии каждого отдельного государства информационно-воспитательная работа имеет свою специфику. Так, в вооруженных силах европейских стран, входящих в НАТО, она направлена, прежде всего, на воспитание у личного состава чувства так называемой "атлантической солидарности", в США - имеет ярко выраженную направленность на "американизацию сознания и мировоззрения" военнослужащих.

Эффективность системы информирования личного состава вооруженных сил ряда ведущих стран Запада в значительной мере обусловлена хорошо отлаженной и скоординированной организационной структурой. Например, в ВС Германии комплекс информационно-воспитательной работы с личным составом проводится в рамках так называемого "внутреннего руководства". Это понятие охватывает процесс воинского воспитания и идеологической обработки военнослужащих и включает: организацию работы с подчиненными, политическое образование, воинский порядок, дисциплинарную практику, военно-правовые нормы, основы международного права по вопросам ведения войны, элементы психологии и социологии. При этом основной формой идеологической обработки в бундесвере являются занятия по политическому образованию (обязательные для всех категорий военнослужащих). Как правило, они проводятся по пяти основным темам: "Основные права и обязанности военнослужащих", "Бундесвер и НАТО", "Парламентская демократия", "Роль и задачи бундесвера" и "Общественно-политические системы европейских государств". При этом используются лекции, беседы, семинары, дискуссии и коллоквиумы, а также просмотры кино- и видеоматериалов [7].

Для информационно-воспитательной работы в иностранных государствах характерны следующие особенности: наличие в войсках широко разветвленной структуры информационного аппарата, который работает, как правило, до батальона включительно; высокая насыщенность высококвалифицированными специалистами по информационной работе во всех звеньях; высокий профессионализм специалистов по информации; мощное информационно-методическое обеспечение деятельности командиров по всестороннему информированию военнослужащих; интенсивное использование религиозного воздействия на военнослужащих.

После войны во Вьетнаме руководство Пентагона сделало выводы о необходимости радикальной перестройки системы МПП военнослужащих. Американские военные эксперты считают, что именно недостатки в информировании войск и общественности привели нацию к так называемому "вьетнамскому синдрому". Преодолеть его была призвана новая система пропаганды преимуществ военной службы с целью создания у военнослужащих позитивной мотивации, в основу которой была положена специальная программа министерства обороны "Командная информация". Она предназначена для оказания помощи командирам всех уровней в формировании, прежде всего социально-политических, а также психологических аспектов нравственного облика американских военнослужащих. Объектом ее воздействия является, в первую очередь, рядовой и сержантский состав регулярных войск и резервных компонентов, гражданский персонал министерства обороны, военные пенсионеры, а также члены их семей [5].

Программа включает комплекс социально-политических и психологических обоснований и принципов, которые используются для утверждения в сознании объектов воздействия принятых в государстве и вооруженных силах идей, ценностей, моральных эталонов. Основная се цель - повлиять на сознание и поведение личного состава таким образом, чтобы, в конечном счете, сформировать политически благонадежных людей, обеспечить их морально-психологическую готовность к выполнению поставленных задач. При этом приоритетными направлениями МПП личного состава являются такие, как обеспечение равных прав и возможностей военнослужащих, предотвращение сексуальных домогательств и отклонений, борьба с употреблением алкоголя и наркотиков, а также соблюдение юридических прав и ответственность военнослужащих. К числу дополнительных направлений относятся следующие: обычаи и традиции, денежное содержание, продвижение по службе и другие. Особенность работы по вышеуказанным направлениям заключается в том, что она призвана искоренить негативные явления в армии.

Основными способами воздействия на личный состав являются внушение и тренировка, влияние на сознание и поведение путем использования определенной политической терминологии и понятий. Кроме того, применяется метод так называемой "индоктринации", сущность которого заключается в том, чтобы научить военнослужащих воспринимать преподносимые командирами идеалы и ценности как аксиомы, лишив тем самым их возможности критически мыслить [26].

Для формирования и поддержания необходимого МПС в США широко применяется разветвленная сеть радио- и телевизионных станций, а также современные каналы связи. Например, система радио- и телеинформирования американских войск в Европе включает девять радиостанций и четыре телестудии. Ответственность за разработку планов мероприятий по информированию личного состава соединений и частей, членов семей военнослужащих с использованием возможностей радио- и телевизионной службы, печатных малотиражных военных изданий и других СМИ возлагается на главнокомандующих объединенными командованиями ВС США в зонах.

По мнению специалистов СМИ, короткий видеосюжет воздействует на сознание военнослужащих гораздо эффективнее, чем длинная статья или выступление. В связи с этим в вооруженных силах некоторых государств создаются специальные подразделения для подготовки военных радио- и видеоматериалов. Так, отдел аудиовизуальных средств службы информации и общественных отношений ВС Франции по заказу министерства обороны самостоятельно или с гражданскими организациями ежегодно готовит около 30 фильмов, свыше 20 видеомонтажей, 70 видеоклипов, несколько телерепортажей, 700 фоторепортажей и 12 тыс. видеокассет с информационными и развлекательными материалами. А в составе объединенных командований ВС США в зонах для организации информационного обеспечения на период боевых действий предусматривается развертывание оперативных центров по связям с общественностью.

Помимо теле- и радиосредств, военное руководство США особое внимание уделяет печати, так как именно она является фактором постоянного и длительного воздействия на сознание личного состава, а это в свою очередь повышает ее действенность. Соответствующий аппарат в вооруженных силах отвечает за публикацию материалов в издаваемых в стране более 2 500 газет, общий тираж которых достигает 102 млн. экземпляров. Непосредственно МО США выпускает свыше 20 журналов, а министерства видов ВС - около 80 наименований.

Понимая то значение, которое в общей системе ценностей имеет для американцев элемент "материального", руководители военных СМИ с большим вниманием относятся к вопросам выплаты денежного содержания, компенсаций, льгот и привилегий военнослужащим. Этим проблемам посвящается до 50 проц, первоочередных публикаций газет, выпускаемых во всех видах вооруженных сил.

Эффективной формой информационного обеспечения боевой учебы в армиях зарубежных государств является служебное информирование о текущих событиях. Важное практическое значение для организации работы в этой области в войсках имеет реализация руководящих принципов, утверждаемых министерством обороны. Так, в документе под названием "Принципы обеспечения информацией в ВС США", подписанным бывшим министром обороны Д. Чейни, в частности, провозглашалось, что "положения закона о свободе информации будут выполняться как по букве, так и по духу" и что "пропаганда не имеет места в программах МО по связям с общественностью". Кроме того, подчеркивалось, что "информация будет утаиваться только тогда, когда она может оказать негативное воздействие на интересы национальной безопасности или будет угрожать безопасности либо частной жизни лиц, проходящих службу в вооруженных силах" [26].

В последние годы все большее место в информационной работе с личным составом армий зарубежных государств отводится компьютерной технике. Специалисты выделяют три основных направления ее применения в этой деятельности: производство и хранение информационно-справочных материалов; применение тренажеров-компьютеров в боевой учебе и морально-психологической закалке военнослужащих; внедрение компьютерных видеоигр как формы досуга личного состава.

Показательным в этом плане является компьютерное оборудование национального учебного центра в Форт-Ирвин и другие. Такие интерактивные сети, как "Линия жизни" (ВМС), сеть для семей военнослужащих "Перекресток" (ВВС) и система отслеживания качества жизни "Доступ", вводимая в ближайшее время министерством обороны, обеспечивают возможность не только распространения информации традиционными способами, но и проведения исследований и опросов, а также осуществление обратной связи по социально-бытовым вопросам в войсках.

В Германии реализуются закупки для бундесвера новых 650 компьютеров для использования в системе информационного обеспечения и управления ВС ФРГ "Херос" стоимостью 1 млрд. марок [11].

Особую роль в армиях ряда стран Запада играет рекламно-пропагандистская служба как важный элемент средств массовой информации. Основная ее цель - создание и поддержание в сознании военнослужащих и широких слоев общественности привлекательного имиджа вооруженных сил и военной службы.

Большинство военных и гражданских СМИ помещают обширные рекламные проспекты и объявления, превращая их, по сути, в источники пропаганды службы в вооруженных силах, новой военной техники, социальных гарантий военнослужащих. Такой же деятельностью занимаются многочисленные вербовочные пункты и службы подготовки офицеров резерва при университетах и колледжах. Одна из центральных проблем, над которой работают специалисты по военной рекламе, - создание образа современного героя, достойного подражания [21].

Министерство обороны США с 1975 года ежегодно проводит социологические опросы с привлечением около 10 тыс. юношей и девушек на предмет их отношения к военной службе. В целях ликвидации негативной тенденции, которая возникла в начале 90-х годов и заключалась в заметном снижении числа молодых американцев, желающих служить в вооруженных силах, военное ведомство существенно увеличило финансовые средства на пропаганду военной службы (в 1995 - 1998 годах вдвое по сравнению с 1994-м).

В целом задачи, содержание, организация и технология информирования личного состава в армиях различных стран имеют много общего. Они носят комплексный характер и отличаются большим разнообразием и достаточно высокой эффективностью воздействия на сознание и поведение военнослужащих. Однако система информирования личного состава ВС в каждом государстве имеет специфические особенности, опирается на сложившиеся традиции, соответствует материальным возможностям и реальным потребностям информационно-воспитательной работы в армии и на флоте. Созданием программ такой деятельности занимаются органы государственного и военного управления США.

Наряду с информированием военно-политическое руководство западноевропейских стран и США при разработке принципов и направлений военного строительства и реформирования вооруженных сил первостепенное внимание уделяет созданию эффективной системы социально-правовой защиты военнослужащих, которая надежно обеспечивает солдатам и офицерам равные с остальными гражданами политические права и социальные гарантии с учетом специфики военной службы. В Греции созданы многочисленные ассоциации, благотворительные общества и фонды, целью которых является оказание поддержки и помощи армии и военнослужащим. В Германии с целью разрешения проблемных вопросов, затрагивающих личные интересы военнослужащих, из числа предварительно отобранных командованием, на собраниях тайным голосованием избираются в каждой роте по одному представителю от солдат и унтер-офицеров. По уставу эти доверенные лица выступают посредниками между командирами и личным составом. В целях укрепления престижа вооруженных сил командование стремится освободить их от выполнения несвойственных им задач [11].

МО США разработало специальные программы, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав военнослужащих. Их основными целями является: поддержание высокого морального духа военнослужащих и членов их семей, обеспечение высокой эффективности их деятельности, повышение привлекательности и престижности военной службы; обеспечение и поддержание социально-бытового статуса военнослужащих и членов их семей, необходимого уровня их физического развития и интеллектуального состояния; обеспечение занятости и повышение образовательного уровня членов семей военнослужащих; создание условий для рационального использования внеслужебного времени военнослужащими и членами их семей; поддержание благоприятных условий жизни военнослужащих и внедрение в их сознание уверенности в завтрашнем дне и другие.

Они дополняются информационными программами, призванными формировать более широкую систему ценностей в рамках "социально-политической подготовки" личного состава ВС США.

Раз в четыре года министерство обороны США готовит специальный доклад о системе материального обеспечения военнослужащих, в котором формулируются предложения и рекомендации по ее совершенствованию. По традиции этот доклад становится основой для дебатов в конгрессе по реформе соответствующего законодательства.

Исходя из психологических особенностей американцев, военно-политическое руководство США считает, что, только создав равные стартовые условия для военнослужащих - представителей всех национальностей и обеспечив их единство и сплоченность перед лицом внешних угроз, можно поддерживать МПС личного состава ВС на требуемом уровне. С этой целью в ВС Соединенных Штатов создана специальная программа, реализация которой осуществляется как в процессе индивидуальной подготовки, так и в составе частей и подразделений в рамках МПП как части оперативной и боевой подготовки войск. Занятия проводятся в форме семинаров и собеседований не реже, чем раз в месяц. В этом процессе большую помощь командирам оказывают военные священники (служба капелланов). Военно-политическое руководство США рассматривает церковь как важнейший институт, оказывающий серьезное влияние на формирование нравственных принципов и норм поведения, воспитывающий личный состав вооруженных сил в духе сложившихся в данном обществе моральных ценностей. Религиозное воздействие, осуществляемое в ходе реализации программы, направлено на формирование у военнослужащих таких качеств, как преданность, ответственность, дисциплинированность, терпимость, физическая и духовная гармония, высокий моральный дух, самоотдача и самоотверженность, а также на обеспечение соответствия морально-психологических качеств установленным нормам. Религиозное воздействие в вооруженных силах как одна из форм создания высокой морально-психологической устойчивости у военнослужащих должно еще больше усилиться, что позволит закрепить у личного состава стереотипы социального поведения и автоматизма в выполнении любых поставленных задач как "не подлежащих сомнению" [12].

В документе "Указания министра обороны по планированию на 1998 - 2003 финансовые годы" отмечается, что повышение уровня жизни личного состава вооруженных сил оказывает "прямое воздействие на сохранение военных кадров, их морально-психологическое состояние и боевую готовность". В связи с этим министерство обороны США руководствуется следующими основными принципами: дальнейшее увеличение денежного содержания; внесение в ритм жизни военнослужащих большей предсказуемости; обеспечение личного состава в пунктах постоянной дислокации качественной медицинской помощью и жильем; расширение возможностей в получении образования. В качестве основной задачи на период до 2003 года военным руководством США выдвигается решение проблемы "единых" компенсаций для всего личного состава, независимо от его принадлежности к тому или иному виду вооруженных сил. При этом размеры основного месячного оклада постоянно увеличиваются. По взглядам американского военного руководства, чем лучше материальная обеспеченность, тем выше морально-психологический настрой военнослужащих. По официальным данным, предполагаемые бюджетные ассигнования на денежное содержание личного состава в перспективе возрастут и составят в 2010 году 95 млрд. долларов (в 2000-м они равнялись 69,4 млрд.).

Традиционно важной составляющей МПП считается психологическая подготовка (психологическая работа), призванная обеспечить устойчивость личного состава к внешним раздражителям. Она осуществляется комплексно, интенсивно и непрерывно в условиях повседневной деятельности, на учениях и на специальных сборах. Считая принцип реализма в обучении войск наиболее эффективным в плане повышения эмоционально-волевой устойчивости личного состава, командование ВС США готовит военнослужащих к действиям в реальной боевой обстановке. При этом главными целями психологической подготовки оно считает следующие: выработка психологической устойчивости военнослужащих к воздействиям боевой обстановки, формирование психологической сплоченности, обеспечение требуемого состояния в ходе подготовки и ведения боевых действий, снижение психогенных потерь, а также проведение мероприятий по оказанию психологической помощи и проведению реабилитации.

К основным направлениям и способам психологической подготовки личного состава зарубежные эксперты относят: моделирование реалистического образа, тактики действий, боевых возможностей вероятного противника; подготовка военнослужащих к действиям в природно-географических и погодно-климатических условиях региона предстоящих боевых действий; моделирование реалистичной многомерной картины современного боя; создание в процессе боевой учебы физических и психических нагрузок, характерных для современного боя; сплочение воинских подразделений, формирование в них отношений взаимовыручки и взаимопомощи; расширение возможностей военнослужащих в плане преодоления боевых стресс-факторов за счет освоения ими приемов психотехники [6].

Другим важным фактором обеспечения заданного уровня МПС личного состава считается проведение культурно-досуговой работы. Улучшение морального климата, социально-бытовых условий, а также досуг военнослужащих и членов их семей являются приоритетными в процессе МПП. При этом большое значение для повышения морально-психологического состояния личного состава за рубежом придается привлечению групп "знаменитостей", то есть популярных актеров, певцов и других исполнителей, организующих свои выступления перед военнослужащими и членами их семей. Для организации отдыха личного состава созданы и функционируют курортные комплексы как в стране, так и за рубежом. При министерстве обороны США действует специальное управление, которое разрабатывает единую для всех видов вооруженных сил программу отдыха и развлечений.

Как показывает анализ документов государственное и военное руководство зарубежных армий уделяют большое внимание морально-психологическому состоянию войск и подготовке специалистов по его формированию и управлению. В армиях восточной модели (вооруженные силы Китая, Вьетнама, Сирии и Северной Кореи) существуют органы и должностные лица, аналогичные российским военным воспитательным структурам, подготовка таких специалистов имеет гуманитарную идеалогизированную направленность. В армиях западной модели (вооруженные силы США, Германии, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Швеции, Турции, Израиля, Южной Кореи), основным субъектом воспитания является командир. Главным направлением подготовки офицерских кадров армий западной модели, например стран-участниц НАТО, является развитие у них качеств руководителя, поведенческо-управленческих качеств, в связи с чем, до 75% учебного времени отводится изучению гуманитарных дисциплин (военной психологии, мировой и национальной истории, социологии, социальному управлению, психологии общения и др.) [11].

Глава 2. Педагогические условия совершенствования подготовки курсантов военных вузов к морально-психологическому обеспечению

2.1 Рассмотрение социально-педагогических факторов совершенствования подготовки будущих офицеров к морально-психологическому обеспечению

Система военного образования совершенствуется в соответствии с потребностями общества. Цель военного-образования - это формирование всесторонне и гармонически развитой личности офицера. Ведущими факторами реформы военного образования является демократизация всей системы обучения и воспитания курсантов, гуманизация и гуманитаризация высшего военного образования.

Подготовка курсантов военных вузов к влиянию на морально-психологическое состояние подчиненных происходит при определенных условиях, от которых зависит качество подготовленности офицера к эффективной самостоятельной деятельности.

Условия функционирования системы обучения и воспитания рассматривались в работах отечественных ученых Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой и др. и определяются как педагогические условия подготовки специалиста.

Сущность педагогических условий, обеспечивающих подготовку курсантов военных вузов к морально-психологическому обеспечению подразделений представляет собой совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении подразделений у курсантов военных вузов [14].

Для решения задач исследования были объединены педагогические условия военного вуза в группы, в соответствии с их ролью в формировании компетентности курсантов в морально-психологическом обеспечении подразделения.

К первой группе относятся условия, связанные с реализацией цели подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению (наличие и содержание квалификационных требований), соответствие учебных программ квалификационным требованиям подготовки.

Вторую группу составляют условия, относящиеся к информационному и методическому обеспечению: количество и содержание учебного и учебно-методического материала, способ, структура, доступность его изложения, применение инновационных форм и средств обучения.

Третью группу составляют условия, относящиеся к преподавателю: уровень педагогической подготовки, уровень его знаний по предмету, наличие опыта практической деятельности по управлению подразделением личностные характеристики и т.д.

Четвертая группа представляет собой условия, обеспечивающие эффективность обратной связи в процессе обучения: формы контроля, его периодичность, возможности анализа результатов и др.

Квалификационные требования к подготовке выпускника по морально-психологическому обеспечению, разработанные на их основе учебная программа и тематический план, информационное и методическое обеспечение - представляют собой условия первой группы.

Для выявления условий подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению проведен анализ информационного и методического обеспечения учебного процесса ВАИУ. Так как определяющие влияние на достижение целей обучения оказывают состояния учебной информации и совокупность средств, методов и форм обучения, с помощью которых осуществляется ее передача, усвоение и обеспечивается формирование знаний навыков у обучаемых (А.В. Барабанщиков, В.П. Беспалько, Г.Н. Александров, А.А. Вербицкий, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), были проанализированы условия подготовки курсантов по дисциплине «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС» и «Психология и педагогика».

Учебным пособиям, используемым в обучении курсантов в большей степени характерно проявление таких дидактических функций как: информационная, трансформационная, систематизирующая, интегрирующая, координирующая, самообразования и в меньшей - закрепления, самоконтроля и развивающе-воспитательная. При этом пособия не содержат учебной информации, позволяющей курсантам самостоятельно ознакомиться с такими вопросами, как:

силы морально-психологического обеспечения подразделения, части;

Кроме того, для обеспечения подготовки курсантов к организации морально-психологического обеспечения не используются инновационные средства обучения (контролирующие и обучающие компьютерные программы), что не способствует качественному усвоению учебной информации в процессе обучения дисциплине. В связи с этим организация занятий носит традиционный характер, при котором доступ к учебной информации у курсантов и возможности самоконтроля усвоения знаний ограничены.

Эффективность формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов военных вузов значительной степени определены условиями, при которых оно происходит. Прежде чем приступить к моделированию подготовки специалиста необходимо четко представить образ этого специалиста. Основные подходы в конструировании модели специалиста конкретной сферы деятельности рассмотрены в трудах Талызиной Н.Ф. [23, 24]. В своих работах она определяет, что первым шагом перехода к созданию модели подготовки специалиста, служит выделение и описание типовых задач, которые предстоит решать этому специалисту в сфере своей будущей деятельности.

Применение общих подходов к моделированию личности офицера организатора морально-психологического обеспечения позволило сформулировать требования к знаниям, умениям навыкам организатора морально-психологического обеспечения:

знать содержание направлений основных гуманитарных научных школ;

иметь практические знания и умения по общей и военной психологии и педагогики;

знать основы современной теории принятия управленческих решений в военно-социальной сфере;

быть способным применить научно обоснованные методики воздействия на духовную сферу личности военнослужащих;

иметь навыки организации взаимодействия с различными категориями военнослужащих и гражданского персонала в интересах морально-психологического обеспечения;

иметь развитое стремление к саморазвитию и самосовершенствованию

2.2 Проектирование и экспериментальное исследование реализации педагогической модели формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении курсантов военных вузов

При разработке педагогической модели формирования компетентности в МПО за основу понятия «модель» было взято определение, данное В.П. Беспалько [3], с некоторым уточнением его в соответствии с целью исследования. С учетом сказанного, педагогическую модель мы рассматриваем как системную совокупность взаимосвязанных элементов, создающих, в процессе их реализации, личностно-развивающее пространство вуза, которое обеспечивает субъективно-личностное развитие курсантов. Оно характеризуется формированием специальных знаний, навыков и умений, развитием (или упрочнением и коррекцией) положительных ценностных ориентаций, мотивов достижения и творчества, повышением общей и военно-профессиональной культуры и уровня социального взаимодействия (рис. 2).

Рис. 2. Педагогическая модель формирования компетентности в морально-психологическому обеспечении у курсантов военных вузов.

В структуре педагогической модели выделены следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный [19].

Целевой компонент обусловлен тем, что сознательная цель в обучении определяет выбор способов, действия и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. В качестве детализированной цели формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении мы предлагаем считать следующее: формирование познавательной активности, гуманитарных знаний и культуры воинского труда, самостоятельности и способности решать задачи социального взаимодействия, навыков самопознания, умений самостоятельно добывать профессионально-важные знания. При определении задачи мы исходили из того, что конечной целью подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению в военном вузе является не передача знаний, умений, навыков организации морально-психологического воздействия на военнослужащих, а профессионально-личностное становление курсантов.

Содержательный компонент педагогической модели формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении составляют: специальные знания, профессионально-важные навыки и умения, а также профессиональная направленность личности курсанта, которые определяют состояние учебно-образовательного процесса в целом и возможностей формирования опыта творческого применения полученных знаний при организации реальных мероприятий морально-психологического обеспечения.

Важным элементом содержания подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению подразделения является изучение ими дисциплин «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС» и «Психология и педагогика» (для курсантов профильной и непрофильной подготовки к морально-психологическому обеспечению соответственно).

Процессуальный компонент педагогической модели формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов военных вузов реализуется посредством комплекса методов, средств и организационных форм обучения, а также осуществлением поэтапного развития военно-профессиональных качеств будущего специалиста.

По взглядам П.А. Корчемного, В.Г. Михайловского, Я.В. Подоляк, Н.В. Соловьева и др. на профессиональное становление специалистов, основными его стадиями в высшей военной школе являются:

адаптация курсантов к условиям военной службы и организации учебного процесса в военном вузе;

репродуктивная стадия, на которой происходит формирование первичных навыков и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей применительно к военной специальности;

частично-продуктивная стадия, которая характеризуется приобретением курсантами такого объёма знаний, умений и навыков, которые позволяют им самостоятельно или под руководством преподавателя решать некоторые задачи военно-профессиональной деятельности, не требующие опыта исполнения должностных обязанностей;

продуктивная стадия, на которой происходит включение курсантов в профессиональную деятельность, т.е. самостоятельное выполнение обязанностей и задач, характерных для избранной военной специальности и первичной офицерской должности.

Оценочно-результативный компонент модели заключается в выявлении критериев и показателей уровня сформированности компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов, определении эффективных диагностических методик.

Диагностика уровня компетентности курсантов в организации морально-психологического обеспечения позволит своевременно внести коррективы в индивидуальную подготовку обучающегося.

Формирование и развитие компетентности курсантов в морально-психологическом обеспечении может быть обеспечено на основе функционирования педагогической среды военного вуза при совершенствовании информационного и методического обеспечения преподавания военно-профессиональной дисциплины:

совершенствование учебной программы и тематического плана раздела «Морально-психологическое обеспечение войск» (для курсантов непрофильной подготовки к морально-психологическому обеспечению);

логическая последовательность изучения тем, раскрывающих особенности морально-психологического обеспечения подразделений в современных условиях;

работу курсантов в режиме самостоятельного поиска информации в соответствии с заданием;

проведение текущего контроля усвоения учебного материала в форме тестирования;

осуществление связи изучаемого материала со служебной и внеслужебной деятельностью курсантских подразделений (формирование личного опыта курсантов);

установление режима педагогического взаимодействия, при котором преподаватель и курсант имеют одинаково свободный доступ к учебной информации по дисциплине и совместно вырабатывают решения практических задач;

обеспечение возможности самосовершенствования методического мастерства преподавателей.

Так, при изучении раздела «Морально-психологическое обеспечение войск» дисциплины «Психология и педагогика» курсантами экспериментальной группы, которые проходят подготовку по военно-инженерным специальностям мы предложили большую часть учебных занятий с преподавателем проводить в форме семинаров и практических занятий. Изменения происходили за счёт перераспределения учебного времени на изучение тем дисциплины в целом.

В целях приближения подготовки курсантов профильной подготовки к практике деятельности войск предложено дополнить тематический план учебной дисциплины «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС» темой «Порядок оценки социально-политических условий выполнения боевой задачи и морально-психологического состояния военнослужащих» за счёт перераспределение учебного времени, отведённого на дисциплину.

Предлагаемые изменения были обсуждены на заседании кафедры морально-психологического обеспечения ВАИУ. После утверждения изменений учебной программы были разработаны учебно-методические материалы для проведения занятий с курсантами экспериментальных групп.

В ходе педагогического эксперимента по формированию у курсантов компетентности в морально-психологическом обеспечении был специально разработан и применялся электронный обучающий комплекс «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС» (ЭОК МПО).

ЭОК МПО реализован на основе пакета программ Borland Delphi 7 (Приложение 1) и состоит из нескольких блоков, каждый из которых имеет своё содержание и выполняет определённую функцию: учебные материалы (включает учебную программу, тематический план и электронное учебное пособие по дисциплине с вопросами для самоконтроля), схемы по дисциплине (всего 63 схемы), методические материалы (рекомендации преподавателю по проведению занятий, видео-, фотоиллюстрации), контрольное тестирование (контрольные тесты по темам, дисциплине в целом). Структура ЭОК МПО в полной мере соответствует требованиям по изучению дисциплины и возможностям программного обеспечения.

В формировании компетентности в морально-психологическом обеспечении большое значение имеет организация самостоятельной работы курсантов. Для активизации познавательной деятельности и управления творческой направленностью курсантов в ходе самоподготовки было предложено Учебное пособие по подготовке к практическим занятиям и семинарам по дисциплине «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС».

Проверка эффективности предложенных педагогических условий формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у будущих офицеров проводилась в ходе опытно-экспериментальной работы и состояла из нескольких этапов: 1) сбор сведений о курсантах путём анкетирования; 2) исходный срез; 3) срез в ходе проведения эксперимента, целью которого было определения эффективности педагогических условий; 4) итоговый срез; 5) статистический анализ данных, вывод.

В ходе эксперимента были выделены контрольные и экспериментальные группы. В состав каждой группы в приблизительно равной численности включены курсанты непрофильной подготовки (К и Э) (Применение подразделений и эксплуатация средств связи авиации)

Были определены постоянные и переменные условия эксперимента. В качестве неварьируемых условий выступали следующие: одинаковое количество занятий по обучению военно-профессиональной дисциплине в контрольных и экспериментальных группах, равная общая успеваемость обучаемых к началу экспериментального обучения.

К варьируемым условиям были отнесены факторы, подвергаемые проверке, а именно: предложения по совершенствованию преподавания дисциплины «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС» и раздела «Морально-психологическое обеспечение войск». Занятия по дисциплине «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС» и по разделу «Морально-психологическое обеспечение войск» (для курсантов непрофильной подготовки) проводились по расписанию в обычное для курсантов время преподавателями кафедры морально-психологического обеспечения Военного авиационного инженерного университета и автором исследования. Сущность формирующего эксперимента, который является основной частью опытно-экспериментальной работы, заключалась во внедрении конкретных педагогических условий в процесс подготовки будущих офицеров.

При установлении критериев сформированности когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов компетентности курсантов в морально-психологическом обеспечении мы исходили из оценки подготовленности курсанта к морально-психологическому обеспечению и выделили три уровня: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характеризуется нетвёрдыми знаниями курсантами теоретических и методологических основ морально-психологического обеспечения, слабым развитием коммуникативных качеств, низким интересом курсанта к своей роли как организатора подчинённых, сомнениями в выборе профессии, специальности.

Средний уровень сформированности у курсантов компетентности в морально-психологическом обеспечении характеризуется знанием теоретических и методологических основ морально-психологического обеспечения, недостаточно чётким представлением о способах решения проблем в воинском подразделении, недостатками в развитии коммуникативных качеств, ценностным отношением к профессии офицера, непостоянным характером проявления лидерских качеств.

Высокий уровень предполагает твёрдые знания курсантами теоретических и методологических основ морально-психологического обеспечения, широкую осведомлённость о современных достижениях психологии и педагогики, выраженную потребность в постоянном пополнении знаний, владение коммуникативными умениями, развитые способности к организации общения, ценностное отношение к профессии офицера, готовность и способность к проявлению личной инициативы.

Экспериментальное обучение включало исходный, контрольный и итоговый срезы. Объектом контроля во всех срезах являлся уровень сформированности компонентов компетентности в морально-психологическом обеспечении.

Эффективность экспериментального обучения оценивалась на основе результатов итогового среза.

Статистическая значимость результатов сравнения успешности курсантов экспериментальных и контрольных групп определялась по критерию  угловому преобразованию Фишера [22].

, (1)

где Р процентная доля выраженная в долях единицы.

Для сравнения было выбрано количество курсантов овладевших высоким уровнем МПО.

Сформируем гипотезы для когнитивного компонента МПО.

: Доля курсантов достигших высокого уровня, в экспериментальной группе не больше, чем в контрольной группе.

: Доля курсантов достигших высокого уровня, в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе.

Построим четырехклеточную таблицу для расчета критерия .

Таблица

группы

достигли высокого уровня

не достигли высокого уровня

суммы


Количество испытуемых

(% доля)


Количество испытуемых

(% доля)



Э

28

28

А

72

В

100

К

14

14

Б

86

86

Г

100

сумма

42



158



200


По табличным значениям [22] определим величины , соответствующие процентным долям каждой из групп: , .

Эмпирическое значение  определяется следующим выражением:

, (2)

где  угол соответствующий большей процентной доле;  угол соответствующий меньшей процентной доле;  количество наблюдений в выборке 1;  количество наблюдений в выборке 2.

. (3)

Согласно табличным значениям [22] уровень значимости для  составляет . Критические значения , соответствующие принятым в психологии уровням значимости составляют:

. (4)

Полученное эмпирическое значение  превышает критическое и находится в зоне значимости. Это наглядно подтверждает рис. 3.

Рис. 3. Ось значимости.

Таким образом, гипотеза  отвергается и принимается гипотеза : Доля курсантов достигших высокого уровня, в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе.

Используя данный алгоритм были посчитаны  для деятельностного и ценностного компонента МПО, они составили  и  соответственно.

Полученные значения позволили утверждать, что уровень сформированности компонентов компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов экспериментальной группы выше чем в контрольной.

Для сопоставления достигнутых уровней сформированности компонентов компетентности в морально-психологическом обеспечении каждым курсантом экспериментальной группы применялся критерий  Фридмана [22]

, (5)

где  количество условий (замеров);

 количество испытуемых;  суммы рангов по каждому из условий.

Учитывая, что количество испытуемых превышает 12, необходимо рассчитать число степеней свободы :

 (6)

Полученные эмпирические значения критерия  позволили утверждать, что различия между уровнями сформированности компонентов носят случайный характер так как значение критерия не достигают критического значения  при . Таким образом, педагогические условия оказывают одинаковое влияние на формирование у курсантов выявленных компонентов компетентности в морально-психологическом обеспечении.

Динамика формирования у курсантов компонентов компетентности в морально-психологическом обеспечении представлена на рис. 4.

Данные эксперимента свидетельствуют о том, что реализация в педагогической модели разработанных педагогических условий обеспечила гарантированный результат выполнения требований социального заказа на подготовку военных кадров, отличающихся достаточно прочным базовым массивом военно-профессиональных знаний и сформированностью профессиональных умений по морально-психологическому обеспечению.

Рис. 4 Динамика формирования у курсантов компонентов компетентности в морально-психологическом обеспечении: а) когнитивный компонент; б) деятельностный компонент; в) ценностный компонент.

Заключение

офицер психологический духовный моральный

Компетентность в морально-психологическом обеспечении подразделения представляет собой качественную характеристику освоения личностью компетенций, составляющих структуру деятельности по морально-психологическому обеспечению: информационной, психолого-педагогической, культурно-этической, технико-технологической и включает: когнитивный компонент, как совокупность знаний или теоретическую составляющую, деятельностный компонент как операционно-технологическую составляющую, ценностный компонент как мотивационную, военно-социальную и поведенческую составляющие, которые в совокупности реализуются в военно-профессиональной деятельности.

Проектирование и конструирование педагогических условий формирования у курсантов компетентности в морально-психологическом обеспечении целесообразно начинать с моделирования деятельности офицера по воздействию на духовную сферу подчинённых в интересах выполнения боевой задачи. Для формирования компетентности будущего офицера целесообразно в соответствии с моделью деятельности офицера по морально-психологическому обеспечению разработать тематический план военно-профессиональной дисциплины. Целеполагание при проектировании педагогических условий целесообразно осуществлять на трёх уровнях:

системном - формирование общих целей военного профессионального образования в соответствии с ГОС ВПО и квалификационными требованиями к подготовке специалиста в вузе;

предметном - выбор общей ориентации целей в соответствии с профилем подготовки конкретного специалиста;

учебного занятия - формулирование частных дидактических целей для изучения конкретной темы (учебного вопроса).

Формирование компетентности в морально-психологическом обеспечении у будущих офицеров в вузе обеспечивается при соблюдении следующих педагогических условий: Педагогические условия формирования компетентности в морально-психологическом обеспечении у курсантов военных вузов включают: раскрытие содержания морально-психологического обеспечения во всех видах деятельности курсантов; обеспечение взаимосвязи содержательной и процессуальной подготовки курсантов к морально-психологическому обеспечению подразделения и формирования направленности на работу с личным составом; формирование учебных планов и программ по дисциплинам «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС» и «Психология и педагогика» на основе современных взглядов на практику морально-психологического обеспечения; использование электронного обучающего комплекса «Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС», целенаправленное управление познавательной деятельностью курсантов как на этапе проведения плановых учебных занятий, так и в период их самостоятельной работы; обязательность практики курсантов всех специальностей в организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения подразделения при выполнении служебных обязанностей и в ходе войсковой стажировки; учёт индивидуально-психологических особенностей курсантов. Данные условия выявлены и подтверждены результатами экспериментального обучения.

Список использованной литературы

1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных силах России. М.: ВУ. 2002.

. Арзамаскин Ю.Н., Вакаров А.Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий частей и соединений в вооруженных конфликтах, локальных и региональных войнах. М.:ВУ. 2004.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. 192 с.

. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил РФ. М.: ГАВС. 1994. 354с.

. Данилов А.Н. Профилактика боевых психологических травм в вооруженных силах США// Зарубежное военное обозрение. 1991. №9 С. 11-17.

. Джури И. Подготовка кадров по идеологической обработке в вооруженных силах США // Зарубежное военное обозрение. 1990. №1 С. 17-18.

. Жуковский М.В. Содержание и морально-психологического обеспечения деятельности иностранных армий. М.:ВА ГШ.2000.

. Закарлюк М.М. Управленческая деятельность командира по организации морально-психологического обеспечения в современных условиях. М.: ВУ. 1997. 150с.

. Зеер Э.Ф. Инновации в профессиональном образовании. Учебное пособие. Екатеринбург: РГППУ. 2007. 214с.

. Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил): Учебное пособие. - М.: Изд-во МАИ. 2004. 404с.

. Зеленков М.Ю. Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран. М.: Зарубежное военное обозрение. 2000. №11. С 5-11.

. Зеленков М.Ю. Морально-психологическая подготовка войск в зарубежных армиях. М.: Военная мысль.2001. №1.

. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. М.: Академия. 2007. 352с.

. Кузнецов В.А. Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения деятельности войск. М.:ВУ. 1999. 131с.

. Маклаков А.Г. Военная психология. Спб.: Питер. 2004. 464с.

. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение. 1990. 192с.

. Морально-политическая и психологическая подготовка личного состава частей и подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС/ Под ред. К.К. Ремеза. - Киев. 1996.

. Панарин И.Н. Технология информационной войны. М.: КСП +. 2003. 320с.

. Пирогова О.В. Моделирование в образовании // Инновации в образовании. 2004. № 5. С.62-71.

. Проблемы военной психологии: Хрестоматия. Под. ред. Тараса М.Н. Харвест. 2003. 640с.

. Рекламирование вооруженных сил в США, Германии, Франции // Зарубежное военное обозрение.1991. №3 С. 15-17.

. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. Речь. 2000. 220с.

. Талызина Н.Ф. Управление процесса усвоения знаний. М. Моск. унта 1984. 264с.

. Уткин В.Е., Яблонский В.А. Морально-психологическое обеспечение боя. - Казань. 2004.

. Штайн Джордж Информационная война: (Сокращенный перевод)// ВУ НИГ ОНИ. М.: 1996.

Приложение 1

Интерфейс электронно-обучающего комплекса


Приложение 2

АНКЕТА

Уважаемый товарищ!

В целях всестороннего изучения морально-психологического состояния военнослужащих просим Вас принять участие в социологическом опросе. Из предложенных вариантов ответов на вопросы необходимо выбрать такой вариант, который совпадает с Вашей точкой зрения, и обвести кружком его цифровой код.

Если Ваше мнение предусмотреть не удалось, то запишите его в свободных строках. Свою фамилию указывать не нужно.

Результаты опроса в обобщенном виде будут представлены командованию части для принятия оптимальных решений.

1. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ПРЕСТИЖЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ, ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕГО УРОВЕНЬ:

1 - высокий

3 - средний

5 - его просто нет

2 - выше среднего

4 - ниже среднего

6 - затрудняюсь ответить

2. ЧТО В ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕННЫМ?

1 - интересная профессия, которая просто нравится 2 - достижение приличного положения в жизни 3 - возможность испытать себя в сложных условиях 4 - воинская честь и достоинство 5 - решение жилищной проблемы 6 - специальные льготы и преимущества 7 - возможность переждать трудные времена 8 - уважение и интерес со стороны окружающих 9 - организованный, упорядоченный образ жизни

10 - бесплатное получение специальности, что поможет устроиться в гражданской жизни 11 - причастность к важному делу по защите Отечества 12 - воинские традиции, ……ритуалы, форма одежды  13 - возможность увидеть ……жизнь в разных краях 14 - возможность физического  совершенствования 15 - хороший коллектив и  товарищи по службе 16 - для меня в военной службе  ничего ценного нет 17 - затрудняюсь ответить

3. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ К САМОПОЖЕРТВОВАНИЮ ВО ИМЯ РОДИНЫ?

1 - да, способен

3 - скорее нет, чем да

5 - затрудняюсь ответить

2 - скорее да, чем нет

4 - нет, не способен


4. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПЕРСПЕКТИВАМ СВОЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СЛУЖБЫ?

Буду продолжать служить:

Буду увольняться:

1 - до достижения предельного возраста

5 - при первой возможности

2 - до срока получения права на пенсию

6 - по организационно-штатным мероприятиям

3 - до получения жилья

7 - еще не решил окончательно

4 - до истечения срока контракта

8 - затрудняюсь ответить

5. СТРЕМИТЕСЬ ЛИ ВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО?

1 - да, стремлюсь и постоянно профессионально совершенствуюсь

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- такого стремления нет, так как не вижу в этом необходимости

- затрудняюсь ответить

6. УВЕРЕНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ОКАЖЕТЕСЬ СПОСОБНЫМ ВЫПОЛНИТЬ РЕАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ?

1 - да, вполне уверен

3 - больше нет, чем да

5 - затрудняюсь ответить

2 - больше да, чем нет

4 - нет, не уверен


7. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ СТРАНЫ?

- да, существует 4 - нет, не существует вообще

- да, существует, но незначительная 5 - затрудняюсь ответить

- нет, не существует, но она может появиться в любой момент

8. КАК ИЗВЕСТНО, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМ И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СТРАНЕ СТОЛКНУЛОСЬ С БОЛЬШИМИ ТРУДНОСТЯМИ. ОДОБРЯЕТЕ ЛИ ВЫ В ЦЕЛОМ ПРОВОДИМЫЙ КУРС ПО ВЫВОДУ СТРАНЫ ИЗ КРИЗИСА?

1 - одобряю полностью

4 - отношусь отрицательно

2 - скорее одобряю, чем нет

5 - отношусь нейтрально

3 - скорее отношусь отрицательно

6 - затрудняюсь ответить

9. В КАКОЙ СТЕПЕНИ ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЗАБОТОЙ ГОСУДАРСТВА О ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ?

1 - вполне удовлетворен

3 - скорее не удовлетворен

2 - скорее удовлетворен, чем нет

4 - полностью не удовлетворен

5 - затрудняюсь ответить


. УВЕРЕНЫ ЛИ ВЫ В СПОСОБНОСТИ КОМАНДИРОВ, НАЧАЛЬНИКОВ ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ БОЕВЫХ ЗАДАЧ (сделайте отметку в каждой строке)?


Уверен

Затрудняюсь ответить

- на уровне руководства ВС

1

2

3

- на уровне Вашей воинской части

1

2

3


ОЦЕНИТЕ СВОЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К УЧАСТИЮ (сделайте отметку в каждой строке):

 

Готов

Готов частично

Не готов

Затрудняюсь ответить

- в боевых действиях по отражению внешней агрессии

1

2

3

4

- в миротворческих операциях

1

2

3

4

- в акциях по восстановлению конституционного порядка на территории РФ

1

2

3

4


. В КАКОЙ СТЕПЕНИ ВЫ УВЕРЕНЫ В СВОИХ СОСЛУЖИВЦАХ, ЕСЛИ ВАМ ПРИДЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ С НИМИ РЕАЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ?

1 - уверен во всех

3 - уверен в меньшей части

5 - затрудняюсь ответить

2 - уверен в большей части

4 - не уверен ни в ком


13. В КАКОЙ СТЕПЕНИ ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ОТНОШЕНИЯМИ В СВОЕМ ВОИНСКОМ (ФЛОТСКОМ) КОЛЛЕКТИВЕ?

1 - вполне удовлетворен

3 - скорее не удовлетворен

5 - затрудняюсь ответить


Похожие работы на - Педагогические условия формирования компетентности морально-психологического обеспечения у курсантов военных вузов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!