Деятельность Территориального управления Росимущества в Челябинской области по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,18 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность Территориального управления Росимущества в Челябинской области по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества

Введение

правовой арест имущество

Важность темы «Деятельность Территориального управления Росимущества в Челябинской области по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества» для целей государственного управления диктуется конституционным положением, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство, то есть государство, в котором обязательно должны соблюдаться и исполняться все правовые нормы жизнедеятельности, в том числе судебные и иные властные решения.

Как известно, в практике судебного и иного производства по экономическим вопросам зачастую возникает необходимость в изъятии и последующей реализации имущества должника или лица, незаконно его получившего.

Обращение взыскания на имущество должника является значимой мерой при исполнении должником своих обязанностей. В случае если должник по исполнительному документу не передает денежные средства кредитору, судебный пристав-исполнитель руководствуется порядком обращения взыскания на иное имущество должника. Взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и на иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. При отсутствии у должника необходимых денежных средств для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, на которое накладывается арест и производится изъятие.

В соответствии с Федеральным законодательством Федеральная служба судебных приставов (ФССП) России по исполнению судебных решений взаимодействует практически со всеми юридическими и частными лицами, а также с государственными органами. В реализации арестованного имущества принимает участие Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы, а также специализированные организации. В связи с этим возникает необходимость в координации и взаимодействии всех органов государственного управления и других структур по организации действий в отношении арестованного и принудительно изъятого у должников имущества.

Отсутствие теоретических основ, разработанных методик, алгоритмов, рекомендаций по управлению этим процессом объясняет актуальность вопроса разработки определенных регламентирующих документов по данной проблематике.

Актуальность данной темы исследования, кроме ранее названных, обуславливается следующими обстоятельствами:

. Значительная часть исполнительных производств оканчивается после реализации арестованного имущества и возврата денежных сумм взыскателю. При этом отсутствуют методики и механизмы оценки арестованного имущества, позволяющие адекватно определять конечную цену реализуемого имущества.

. Отсутствие правильной организации процесса реализации арестованного и принудительно изъятого имущества приводит к невысокой эффективности, серьезным потерям и невыполнению приоритетных целей принудительного исполнения. Отсутствие должного контроля со стороны территориального органа ФССП ведет к возможности правонарушений как со стороны специализированных (коммерческих) организаций, участвующих в этом процессе, так и со стороны отдельных судебных приставов-исполнителей.

. Реализация арестованного имущества является сложным, многозатратным процессом, включающим функции, действия и процедуры, относящиеся к компетенции маркетинга: работа со специализированными организациями, специалистами по оценке и продаже арестованного имущества, разрешение юридических и организационных вопросов с контрагентами в процессе реализации, управление материальными и финансовыми потоками и т.д.

. Под арестованным имуществом понимается очень широкий спектр объектов реализации: движимое имущество, недвижимость, дебиторская задолженность, ценные бумаги. Но ни одна даже самая крупная коммерческая фирма не работает одновременно на всех рынках. Чтобы реализовать арестованное имущество и произвести исполнительные действия с высокой эффективностью, судебным приставам-исполнителям и представителям Федерального агентства по управлению государственным имуществом необходимо знать и уметь применять инструменты маркетинга.

Цель работы - изучить участие Территориального управления Росимущества в Челябинской области в организации реализации арестованного и принудительно изъятого имущества и предложить рекомендации по улучшению данной работы.

Объект исследования - Территориальное управление Росимущества в Челябинской области.

Предмет исследования - деятельность Территориального управления Росимущества в Челябинской области по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества.

Задачи исследования:

изучить нормативно-правовую базу по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества

рассмотреть одно из направлений деятельности Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации - участие в реализации арестованного и принудительно изъятого имущества;

определить особенности арестованного имущества как объекта реализации;

проанализировать практику работы Территориального управления Росимущества в Челябинской области по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества и предложить пути ее улучшения.

Теоретической основной исследования являются работы ученых-экономистов по проблемам учета и реализации арестованного и принудительно изъятого имущества: Анохин В.С., Бадулин О.Г., Береснев А., Гуреев В.А. и др.

Методами исследования поставленных в работе задач являются: системный подход, сравнительный и статистический анализ. Информационной основой исследования являются нормативные акты Российской Федерации в сфере реализации арестованного и принудительно изъятого имущества, такие как федеральный закон «Об исполнительном производстве», Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, данные интернет-сайтов (www.rosim.ru, www.fssprus.ru <#"justify">Глава 1. Роль и место Росимущества в реализации арестованного и принудительно изъятого имущества

.1 Нормативная правовая база по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества

Организация работы органов государственного управления по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества основывается на следующих основных нормативно-правовых документах:

Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 29.03.2011);

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. №229-ФЗ;

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.0.1998г. №135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ);

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997г. №118-ФЗ;

Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13 октября 2004 г. №1316.

В соответствии с Положением, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).

При организации реализации арестованного и принудительно изъятого имущества Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) взаимодействует с Федеральной службой судебных приставов. Без взаимодействия с указанной службой нет эффективно организованной системы по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества.

ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с федеральным законом «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Вся деятельность ФССП направлена на достижение конечной цели исполнительного производства - быстрое и реальное исполнение судебных и других актов. Для достижения указанной цели судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение в пределах полномочий, которыми наделило его государство.

В случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:

) в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;

) во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

) в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

) в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.

В исполнительном праве важный для правоприменительной практики вопрос об основном субъекте исполнительных правоотношений - органе исполнения - решается неоднозначно. Неоднозначное понимание проблемы, кого считать органом исполнения - судебного пристава-исполнителя, службу судебных приставов-исполнителей или ее подразделение, не позволяет четко определить обязательный субъектный состав основного исполнительного правоотношения и вытекающего из него возможного судебного спора. Соответственно, не ясно, кто несет ответственность за порядок передачи арестованного и принудительно изъятого имущества для дальнейшей его реализации Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не прописывает обязанности ФССП в части реализации арестованного и принудительно изъятого имущества.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1316 от 13 октября 2004 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» сказано, что Федеральная служба судебных приставов организует в соответствии с законодательством Российской Федерации хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества. Кроме того, в судебной практике рассмотрение всех исков, связанных с реализацией арестованного имущества, начинается с констатации факта исполнительного производства, и все действия судебного пристава-исполнителя по реализации арестованного имущества рассматриваются в контексте исполнения исполнительных документов.

Реализация прав и применение ответственности в исполнительном производстве должны быть наименее зависимыми от субъективных факторов, а потому перед участниками исполнительного производства в качестве органа исполнения должен выступать государственный орган, а его должностные лица (судебные приставы-исполнители) несут ответственность уже перед государством в лице службы судебных приставов-исполнителей.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не включает статьи по взаимодействию с другими органами государственной власти, в частности с ФАУГИ, занимающимся реализацией указанного имущества.

При этом взаимодействие Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляется по следующим вопросам:

по организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество;

по вопросам, связанным с передачей на реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество,

по вопросам осуществления контроля за соблюдением порядка реализации арестованного имущества.

Таким образом, федеральный закон «Об исполнительном производстве» не регламентирует факт взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Существенной недоработкой указанного закона является отсутствие нормативных правил данного взаимодействия.

Кроме того, термин «специализированные организации» в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» прямо не раскрывается. Вместе с тем, в соответствии со ст. 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве", специализированными признаются организации, осуществляющие продажу имущества должника, арестованного судебными приставами-исполнителями. Это подтверждается и уставом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, где основными задачами являются «создание эффективной системы продажи имущества и создание условий для эффективного функционирования системы принудительного обращения взысканий».

Понимание статуса специализированной организации ст. 54 Федерального закона «Об исполнительном производстве», осуществляющей продажу арестованного имущества, хорошо на юридическом уровне согласуется с основными задачами Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Но в задачи и функции ФАУГИ не входит реализация арестованного имущества в широком смысле, как было показано выше. В широком определении реализация арестованного имущества полностью находится в компетенции Федеральной службы судебных приставов.

Оценка арестованного имущества - один из важных участков практики реализации, поскольку от него зависит последующая результативность мер исполнения судебных и административных решений. Трудности оценки арестованного имущества связаны с его многообразием, противоречиями и пробелами действующего законодательства, а также состоянием рынка оценочных услуг.

Проявление проблем в оценке арестованного имущества выражается в обширной судебной практике по данной тематике. Не менее 50% отчетов об оценке арестованного имущества оспариваются в суде. В основном, это иски о несогласии должника или взыскателя с произведенной оценкой, по оспариванию заниженной оценки арестованного имущества.

В настоящее время процедура оценки арестованного имущества должника, как и большинство иных процедур исполнительного производства, имеет комплексное правовое регулирование. Основными нормативными актами здесь выступают Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ст. 52) и Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Имущество, взысканное с должников, поступает для реализации в ФАУГИ в оценке стоимости, определенной судебными приставами, стоимостью до 30 тыс.руб., либо в оценке, проведенной специализированной компанией. Законом «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества, а вместо второго основания, сформулировано недостаточно определенно: «если оценка отдельных предметов является затруднительной», предложен вполне понятный и исчерпывающий перечень случаев, - когда оценке подлежит:

недвижимое имущество;

ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, нереализуемой на торгах);

драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;

коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте;

предметы, имеющие историческую или художественную ценность.

На практике оценка именно этих видов имущества чаще всего и вызывает трудности у судебных приставов-исполнителей.

Кроме вышеуказанных случаев, согласно Закону об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика, когда оценке должно быть подвергнуто любое имущество, стоимость которого по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

Оценка арестованного и принудительно изъятого имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.0.1998г. №135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).

Требования Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предъявляемые к субъектам оценочной деятельности, являются своего рода гарантией того, что профессиональные оценщики обладают тем уровнем знаний, который необходим для осуществления квалифицированной оценки арестованного имущества. Поэтому указанное уточнение в Законе об исполнительном производстве 2007 г. представляется вполне обоснованным и соответствующим современным реалиям.

Кроме того, правило о возможности привлечения для оценки арестованного имущества исключительно профессионального оценщика автоматически указывает на вид стоимости объекта оценки, который должен быть использован в данном случае. На профессиональных оценщиков распространяются требования Закона об оценке, где указано, что, в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта (ст. 7).

Ч. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве 2007 г. гласит: «Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации». Наблюдается сохранение общего правила, согласно которому, во-первых, оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем, а во-вторых, оценка производится по рыночным ценам. Таким образом, законодатель остался на прежней позиции, согласно которой на отношения, возникшие в связи с оценкой арестованного имущества судебным приставом-исполнителем, не распространяется действие требований Закона об оценке.

Действующее законодательство предусматривает две различные ситуации:

) установление стоимости имущества и

Отношения, возникающие в связи с установлением стоимости имущества, входят в сферу регулирования Закона об оценке, где под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (ст. 3). В этом случае субъект оценки, применяя различные подходы к оценке, исследует непосредственно имущество с целью установления одного из видов стоимости.

Определение же рыночной цены предполагает совершенно иной предмет и методы исследования. В качестве предмета выступает открытый рынок и совершенные на нем сделки с идентичным (однородным) имуществом; используется при этом преимущественно метод сравнений (кроме этого, может быть использован также метод цены последующей реализации и пр.).

Очевидно, что для судебного пристава-исполнителя (не обладающего специальными знаниями в области оценки имущества, не владеющего техникой применения подходов к оценке имущества) более приемлемым и доступным является механизм определения рыночной цены, который основан на простом сопоставлении цен продаж идентичного (однородного) имущества на открытом рынке, сформировавшемся в определенных территориальных и временных границах.

Таким образом, согласно Закону об исполнительном производстве 2007 г. судебный пристав-исполнитель, производящий оценку арестованного имущества без привлечения специалиста-оценщика, не обязан руководствоваться Законом об оценке (но это не означает, что судебный пристав-исполнитель не вправе использовать его в своей работе). Соответственно, сохраняется и сложившаяся на сегодняшний день практика: судебный пристав-исполнитель при оценке арестованного имущества может ориентироваться на сложившиеся в регионе цены на аналогичные товары (для этого используется информация, публикуемая Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами, биржами, а также данные, содержащиеся в ежемесячном статистическом бюллетене «Индексы цен и тарифов», в различных ценовых журналах и в частных газетных объявлениях).

Недостатки в вопросах оценки арестованного имущества инициируют много прецедентов в судебной практике. Практика показывает, что судебный пристав-исполнитель может достаточно правильно оценить товары народного потребления, имущество физических лиц, имеющее бытовое назначение, несложную оргтехнику. Во всех же остальных случаях для проведения оценки стоимости имущества, имущественных прав (дебиторской задолженности) согласно ст. 41 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель привлекает специалистов-оценщиков, имеющих соответствующую лицензию на осуществление оценочной деятельности. Работа оценочных компаний вызывает много нареканий, как у судебных приставов-исполнителей, так и Федерального агентства по управлению государственным имуществом. По нашему мнению, отчасти это связано с противоречиями действующего законодательства и несоответствием условий Федеральных законов «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об исполнительном производстве».

Кроме того, имущество, передаваемое на реализацию, специфично, не только степенью износа и рядом иных качеств, но и тем, что реализуется оно в принудительном порядке, то есть без согласия должника, а иногда при явном его противодействии. Эти обстоятельства не учитываются Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", условия которого сформулированы для свободного гражданского оборота.

Таким образом, в нормативно-правовой базе по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества отсутствуют положения, четко регламентирующие взаимодействие ФАУГИ и ФССП, права и обязанности каждой и сторон в процессе реализации имущества, отсутствуют подзаконные нормативные акты, регламентирующие порядок оценки арестованного и принудительно изъятого имущества.

1.2 Компетенция и функции Росимущества по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества и его взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов и другими заинтересованными органами

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в части реализации арестованного и принудительно изъятого имущества:

организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение);

заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;

осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций;

осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;

привлекает на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц - для реализации в установленном порядке иного имущества (включая арестованное и принудительно изъятое имущество).

ФАУГИ получает и перечисляет в установленном порядке денежные средства, полученные в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обращение взыскания на недвижимое имущество как мера принудительного исполнения, состоит из ареста недвижимости и последующей ее реализации, подчиняется общим правилам исполнительного производства. Вместе с тем здесь имеется ряд особенностей, определяемых правовыми характеристиками недвижимости как объекта гражданского оборота, которые регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Так согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Кроме того, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (искусственные спутники земли, космические корабли, орбитальные станции и т.п.). Отнесение данных вещей к разряду недвижимого имущества обусловлено высокой стоимостью данных вещей, что обусловливает необходимость повышенной надежности их правового режима. Это выражается в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество происходит в особом порядке, который обычно требует обязательного соблюдения письменной формы и государственной регистрации.

В той же статье ГК предусмотрено, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Например, законодатель в ст. 1 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» относит к объектам недвижимого имущества квартиры, элементы инженерной инфраструктуры и т.п.

Существует различие между терминами «реализация» и «продажа», которая не прописана в Гражданском кодексе, в связи с чем возникают проблемы в определении статуса имущества, которое подлежит продаже как принудительно изъятое у его собственника по тем или иным причинам. В соответствии с Гражданским кодексом реализация арестованного имущества включает в себя полностью весь процесс обращения принудительного взыскания на имущество должника: арест (опись), изъятие имущества; оформление и передача имущества на ответственное хранение; оформление и передача на продажу; продвижение арестованного имущества на рынки - реклама и другие действия; организация и проведение торгов недвижимого имущества; продажа арестованного имущества; контроль и утверждение затрат на реализацию; движение денежных средств от продавцов арестованного имущества на депозитные счета, а затем взыскателю; возврат нереализованного имущества. Кроме указанных процедур к реализации арестованного имущества относится комплекс юридических и управленческих функций: организация взаимодействия участников реализации; контроль соблюдения законности; привлечение специалистов; заключение и ведение договоров со специализированными организациями и специалистами; учет и контроль движения арестованного имущества в процессе реализации; фиксация в юридических документах стадий прохождения имущества; статистический учет; бухгалтерский учет; учет и контроль движения финансовых потоков; сбор и обработка информации для работы со сторонами исполнительного производства и заинтересованными лицами; завершение исполнительных производств, если имущество не реализовано; архивирование и хранение документации по реализации.

Таким образом, реализация арестованного имущества - это комплекс юридических, управленческих, финансовых, учетных и маркетинговых функций, ответственность за исполнение и оформление которых в соответствии с нормами действующего законодательства возложена на судебных приставов-исполнителей и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (территориальных органов).

Поэтому реализация арестованного имущества является составной и неотъемлемой частью (стадией) принудительного исполнения исполнительных документов и находится в компетенции Федеральной службы судебных приставов и соответственно регламентируется федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Продажа арестованного имущества - составная часть реализации, и ей должны заниматься, как это и определено ст. 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве", специализированные организации. Продажа имущества - более узкое понятие, чем реализация, по сути - это коммерческий процесс, включает в себя комплекс операций и действий с того момента, когда имущество должника, арестованное, изъятое и оформленное в юрисдикционных документах, передано на продажу в целях исполнения решений судов и иных органов.

В соответствии со ст. 52 УК РФ конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. На каждый судебный акт должен выдаваться исполнительный лист, принудительным исполнением которого обязана заниматься Федеральная служба судебных приставов. Только этот установленный ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок позволяет соблюсти права и законные интересы сторон исполнительного производства, как должника, так и взыскателя - государства. Учитывая изложенное, а также положения ст. ст. 62, 64 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, после вступления приговора суда в законную силу суд для исполнения направляет исполнительный лист с соответствующими приложениями судебному приставу-исполнителю. Аналогичные правила определены и гражданским процессуальным законодательством (ст. 428 ГПК РФ).

Арест и изъятие имущества должника, его подготовка к продаже и передача на продажу, осуществление расчетов с взыскателями, возврат нереализованного имущества, статистический, бухгалтерский и финансовый учет движения материальных и финансовых потоков в реализации, информационные функции, работа со сторонами исполнительного производства в процессе реализации - функции не возложенные на ФАУГИ. Они выполняются и контролируются Федеральной службой судебных приставов (ФССП) согласно 118-ФЗ «О судебных приставах» и 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Федеральная служба судебных приставов - орган исполнительной власти, осуществляющий взыскание задолженностей, в том числе и принудительное; ФАУГИ - государственное специализированное учреждение, которое создает условия для эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания. В соответствии с формулировками действующего законодательства, Федеральная служба судебных приставов выполняет все функции по реализации арестованного имущества, в том числе правоприменительные и правоохранительные: устанавливает и контролирует порядок реализации, соблюдение законности и несет установленную законом ответственность за выполнение вмененных ей функций. ФАУГИ занимается продажей арестованного имущества и организует взаимодействие специализированных организаций на горизонтальном уровне.

Специализированные организации - комиссионеры и агенты являются активными субъектами рынка. Эти коммерческие организации-посредники получают арестованное имущество (движимое и недвижимое, ценные бумаги, дебиторскую задолженность) без передачи прав собственности и продают его конечным потребителям - покупателям.

Конечные результаты работы судебных приставов по принудительному взысканию в обеспечение судебных исков и актов других органов напрямую зависят от реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями. Поэтому основные проблемы реализации арестованного и принудительно изъятого имущества связываются с уровнем показателей по приведению в действие исполнительных документов.

По данным центрального аппарата ФССП России в 2010 - 2011 гг. общая стоимость имущества, переданного на реализацию, составила 2,8 - 2,9% от суммы, фактически подлежащей взысканию (в 2009 г. этот показатель составлял 0,32%). В целом по России произведено 218 тыс. арестов, арестовано имущество на общую сумму 30 млрд. руб. В среднем накладывался один арест на 76 исполнительных производств, находящихся на исполнении.

По данным ФАУГИ объем реализованного имущества в 2011 г. составил 6,2 млрд. руб. (44% от переданного на реализацию имущества). Эффективность работы (по определению ФАУГИ: отношение объемов реализованного имущества к разности объемов переданного на реализацию и отозванного имущества) достигла 57%, иначе 57% имущества, реально выставленного на продажу, нашло своего покупателя. Таким образом, не было реализовано в виду отсутствия спроса или завышенной оценки 43% имущества (по итогам 2010 года этот показатель составил 31%).

Во многих публикациях отмечаются участившиеся случаи возврата нереализованного имущества. С точки зрения ФССП, территориальные управления Росимущества, заинтересованы, в первую очередь, в получении определенных коммерческих выгод и получении на реализацию высоколиквидного имущества, и поэтому не принимают всех необходимых мер по реализации малоликвидного и неликвидного имущества, в результате значительная часть такого имущества возвращается нереализованной. При этом реализация низколиквидного и неликвидного имущества в обращении взыскания иногда является единственно возможным способом погашения имеющейся у должника задолженности.

Территориальными отделениями ФАУГИ на местах не принимается весь комплекс необходимых мер к реализации таких видов имущества. В регионах имеется наличие большого количества возвращенного имущества, по причине признания торгов несостоявшимися как по вине судебных приставов-исполнителей из-за неправильно произведенной предварительной оценки, так и по причине невостребованности имущества специализированными организациями.

По мнению предпринимателей, причины возврата нереализованного имущества - в асинхронизации действий участников реализации. Все исполнительное производство может длиться не более двух месяцев, если оно не приостанавливалось. У территориального отделения ФАУГИ требование: объявить о конкурсе не позднее чем за месяц до начала этого конкурса. Зачастую складывается ситуация, когда территориальный орган ФССП России не успевает передать материалы территориальному отделению ФАУГИ, поскольку они даже теоретически не пройдут конкурс по срокам. И даже если документы переданы, все равно возникают проблемы. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом имеет большое количество поверенных, и большой период времени проходит при распределении дел по поверенным. И самое неприятное: по истечении исполнительного срока, если ФАУГИ не удается продать имущество (а это происходит в большинстве случаев), по всем кредиторам в Законе об исполнительном производстве действует одна и та же формула, а именно: судебный пристав-исполнитель обязан в этом случае предложить данное имущество кредитору. Но доходы в бюджет принимаются только в денежной форме, и предприниматель, естественно, не может забрать такое имущество. Исполнительное производство прекращается, начинается новый круг. Все это понижает результативность коммерческой деятельности.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом также считает, что объем имущества, снятого с реализации, серьезно влияет на результаты работы. За первое полугодие 2012 года он составил 7 млрд. руб., из которых имущество на 2,5 млрд. руб. было отозвано судебными приставами-исполнителями, а остальная часть снята с реализации по причине неликвидности. В целом это составляет 39% от имущества, переданного на реализацию, по сравнению с прошлым годом динамика положительная, этот показатель снизился с 53%. Между тем доля неликвидного имущества по-прежнему остается очень большой. Основная причина, по мнению ФАУГИ, - неправильное определение стоимости арестованного имущества.

Недостатки в вопросах оценки арестованного имущества инициируют много прецедентов в судебной практике. Практика показывает, что судебный пристав-исполнитель может правильно оценить товары народного потребления, имущество физических лиц, имеющее бытовое назначение, несложную оргтехнику. Во всех же остальных случаях для проведения оценки стоимости имущества, имущественных прав (дебиторской задолженности) согласно ст. 41 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель привлекает специалистов-оценщиков, имеющих соответствующую лицензию на осуществление оценочной деятельности. Работа оценочных компаний вызывает много нареканий, как у судебных приставов-исполнителей, так и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом исключительно наделено функциями по реализации арестованного и конфискованного имущества. Это создало очень существенную проблему в части реализации арестованного имущества. По сути, Правительством Российской Федерации ограничивается конкуренция на рынках реализации арестованного имущества и определен монопольный реализатор - территориальное отделение ФАУГИ. В связи с этим Федеральное агентство по управлению государственным имуществом должно обеспечить наличие в местностях, где арестовано имущество, своих поверенных.

Наличие одной специализированной организации в регионе осложняет работу в части отсутствия выбора условий, предлагаемых специализированными организациями в условиях совершенной конкуренции. Территориальные отделения ФАУГИ и специализированные организации, как правило, располагаются в областных центрах и не охватывают в своей деятельности отдаленных районов и областей. Возникают проблемы с передачей специализированным организациям арестованного имущества, ограниченного в обороте (алкогольная и спиртосодержащая продукция и т.п.), реализация которого возможна только при наличии специального разрешения - лицензии. Имеют место случаи отказа специализированной организации принимать арестованное имущество на реализацию по данному основанию, что значительно затрудняет исполнение судебных решений и актов других органов. Затрудняет процесс реализации отсутствие лицензий у специализированных организаций на реализацию драгоценных металлов, оружия, алкоголя.

Большую группу проблем образует организация процесса реализации и коммуникации между участниками реализации, что отмечается и со стороны ФССП России, и со стороны ФАУГИ. Не четко функционирует организация работы судебных приставов-исполнителей с ФАУГИ и со специализированными организациями, обеспечивающая продуманный порядок и четкое взаимодействие участников, прозрачность процесса по оценке, хранению и реализации арестованного имущества.

В деятельности территориальных управлений Росимущества наблюдаются следующие основные проблемы реализации имущества по исполнительному производству:

правовое регулирование реализации отдельных видов имущества, таких как скоропортящееся имущество, алкогольная продукция и спиртосодержащие жидкости, оружие, древесина и ряд других;

проведение конкурсного отбора оценочных организаций;

оценка имущества по балансовой стоимости;

неурегулированность последующей уценки имущества;

высокий уровень отзыва имущества с реализации.

В связи с этим ФАУГИ в предлагаются следующие действия:

создание на основе предметного анализа оптимальной схемы движения заявок (постановлений) на реализацию имущества;

обеспечение надлежащего совместно с ФССП контроля за процессом реализации имущества;

усиление мер по сохранности имущества, снижение рисков его утраты или гибели;

организация совместного с ФССП контроля за соблюдением установленных сроков реализации имущества и перечисления в территориальный орган ФССП вырученных от реализации денежных средств;

создание единой с ФССП базы данных и формы отчетности.

Глава 2. Практика реализации арестованного и принудительно изъятого имущества Территориальным управлением Росимущества в Челябинской области

2.1 Организация реализации арестованного и принудительно изъятого имущества в Челябинской области

Общая процедура реализации арестованного имущества включает следующие этапы.

. Вынесение судебного решения или решения других органов, имеющих право на изъятие. Вынесенное решение является основанием для ареста имущества.

Наложение ареста на имущество (ст. 115-116 УПК) это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в действиях по предупреждению сокрытия или отчуждения имущества с целью обеспечить исполнение приговора в части имущественных взысканий. К последним относятся: а) удовлетворение гражданского иска, заявленного в уголовном деле (ст. 44, 309 УПК); б) взыскание процессуальных издержек с осужденного (ч. 1 ст. 132 УПК).

Наложение ареста на имущество допускается только при наличии одного или нескольких специальных условий:

а)установлено причинение имущественного или морального вреда преступлением и заявлен гражданский иск;

б)реально возможна конфискация имущества, полученного в результате преступных действий или нажитого преступным путем;

в)по делу имеются судебные издержки, которые реально могут быть возложены на обвиняемого (ст. 131-132 УПК РФ).

Основанием наложения ареста на имущество является обоснованное предположение, что непринятие этой меры может затруднить или сделать невозможным исполнение приговора в части имущественных взысканий. На практике указанное основание часто выводится только из того обстоятельства, что возможно наложение имущественного взыскания по приговору суда.

Юридическим основанием наложения ареста на имущество является судебное постановление о наложении ареста на имущество, выносимое на основании согласованного с надзирающим прокурором мотивированного ходатайства следователя, ведущего расследование по делу. В соответствии с ч. 1 ст. 115 УПК РФ, дознаватель или следователь выносят постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество. Форма данного постановления указана в приложении 72 к ст. 476 УПК РФ. В описательной части данного постановления излагаются основания наложения ареста, а в резолютивной - суть ходатайства (наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, ценные бумаги); место нахождения имущества либо наименование банка или иной кредитной организации и номер счета, вклада; фамилия, имя, отчество лица, на имущество которого налагается арест.

Перечень субъектов, на имущество которых законом разрешено наложение ареста, представлен в ч.ч. 1 и 3 ст. 115 УПК РФ. К ним отнесены: 1) обвиняемый; 2) подозреваемый; 3) лица, несущие по закону материальную ответственность за их действия; 4) другие лица, у которых находится имущество, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого.

Наложение ареста на имущество производится только в судебном порядке (п. 9 ч. 2 ст. 29 УПК РФ), так как «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). В стадии предварительного расследования прокурор, а также дознаватель или следователь, с согласия прокурора, в порядке, предусмотренном для получения судебного разрешения на производство следственного действия (ст. 165), выносят мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о наложении ареста на имущество. Ходатайство рассматривается не позднее 24 часов с момента поступления единолично судьей уровня районного суда по месту производства предварительного расследования или нахождения имущества. По результатам разбирательства судья выносит соответствующее постановление. В нем он должен указать на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для наложения ареста на имущество. Постановление судьи исполняется органом, осуществляющим предварительное расследование.

В судебных стадиях судья, принявший дело к производству, выносит постановление о наложении ареста на имущество по ходатайству стороны обвинения (п. 5 ст. 228; ст. 230). Представляется, что при наличии указанных выше оснований и условий судья должен иметь право наложить арест на имущество и по своей инициативе, при отсутствии возражений со стороны обвинения. Постановление о наложении ареста на имущество, вынесенное в судебном производстве, исполняется судебным приставом-исполнителем.

. Передача судебного решения или решения других органов, имеющих право на изъятие, на исполнение в ФССП, и далее его распределение конкретному приставу.

При вынесении судом решения, взыскателю выдается исполнительный документ, который, в случае не выполнения должником решения суда (или иного установленного законом органа), взыскатель имеет право направить в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» <#"justify">- исполнительные листы, выдаваемые судами на основании: принимаемых ими судебных актов; решений Международного коммерческого арбитража и иных третейский судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном удовлетворения требований взыскателя;

постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

постановления судебного пристава-исполнителя;

постановления иных органов в случаях, предусмотренным законом.

Указанный в ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве» перечень исполнительных документов не является исчерпывающим, что связано с постоянным изменением законодательства и возможностью появления иных документов, которые могут быть отнесены к исполнительным.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в течение трех дней с момента поступления, о чем выносит соответствующие постановление, которое направляется сторонам исполнительного производства (ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» <#"justify">Возбуждение исполнительного производства - важный этап принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Оно осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа.

Судебный пристав обязан возбудить исполнительное производство при наличии двух указанных в ФЗ «Об исполнительном производстве» условий: если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и если исполнительный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем практика показывает, что судебный пристав-исполнитель, решая вопрос о возбуждении исполнительного производства, должен проверить и учесть целый ряд других юридически не менее важных качеств исполнительного документа: вступило ли в законную силу решение, на основании которого выдан исполнительный документ, правильно ли определена подведомственность.

Постановление о возбуждении исполнительного выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа. В постановлении о возбуждении судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащих в исполнительном документе требований. Срок для такого добровольного исполнения установлен очень краткий - он не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

По смыслу ФЗ «Об исполнительном производстве» под добровольном исполнением в исполнительном производстве понимается самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок до применения к нему государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения.

Последствием нарушения должником срока добровольного исполнения имущественного взыскания является применение к должнику мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на имущество. Данное положение не действуют по отношению юридического лица в форме учреждений, которые финансируются за счет бюджета и не отвечают принадлежащим им имуществом по своим долгам.

Одновременно с применением мер принудительного исполнения при несоблюдении добровольного срока исполнения без уважительных причин с должника взыскивается исполнительский сбор.

Таким образом, с момента возбуждения исполнительного производства наступают определенные правовые последствия в отношении сторон и иных субъектов исполнительного производства. Отношения между данными субъектами и судебным приставом-исполнителем приобретают характер власти и подчинения. В случае нарушения требований судебного пристава для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций и иных мер ответственности.

Арест движимого и недвижимого имущества судебным приставом-исполнителем

Арест осуществляется судебным приставом-исполнителем с участием двоих понятых, о чем выносится постановление о наложение ареста на имущества должника и составляется акт ареста имущества. Арестованное имущество может быть оставлено на ответственное хранение должнику до момента его реализации, либо изъято о чем составляется акт изъятии арестованного имущества. Порядок обращения взыскания на имущество должника регламентируется статьей 69 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.

При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится. Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем. Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, то взыскание обращается на долю должника, определяемую в соответствии с федеральным законом. Должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество.

Судебным приставом-исполнителем арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть веские основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого или незаконным путем. При наложении ареста на имущество судебным приставом-исполнителем составляется протокол. При этом особое внимание уделяется протоколу наложения ареста на ценные бумаги и их сертификаты. В таком протоколе в обязательном порядке указываются:

общее количество ценных бумаг, на которые наложен арест, их вид, категория (тип) или серия;

номинальная стоимость;

государственный регистрационный номер;

сведения об эмитенте или о лицах, выдавших ценные бумаги либо осуществивших учет прав владельца ценных бумаг, а также о месте производства учета;

сведения о документе, удостоверяющем право собственности на ценные бумаги, на которые наложен арест.

Арест имущества должника состоит из совокупности следующих процессуальных действий судебного пристава-исполнителя:

описи имущества;

объявления запрета распоряжаться имуществом;

ограничения права пользования имуществом;

изъятия имущества или передачи его на хранение.

Таким образом, арест имущества должника представляет собой совокупность нескольких перечисленных выше юридически значимых процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в отношении имущества должника и направленных на обеспечение принудительного исполнения требований исполнительного документа путем ограничения, а впоследствии и лишения должника права распоряжения принадлежащим ему имуществом.

Определение хранителя

Передача арестованного имущества на ответственное хранение является одной из основных частей процедуры ареста имущества. Цель передачи арестованного имущества на хранение - обеспечение его сохранности, то есть недопущение его растраты, отчуждения или сокрытия должником. Выполнение целей передачи имущества на хранение обеспечивается мерами гражданской и уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицу, назначенному хранителем арестованного имущества.

Хранителем имущества могут выступать как физические, так и юридические лица. В качестве хранителя могут быть сам должник, взыскатель или третье лицо. Хранение некоторых видов имущества может требовать специального оборудования, специальной подготовки либо специальной лицензии.

Имущество, на которое наложен арест судебным приставом-исполнителем, может быть передано по его усмотрению на хранение собственнику имущества или иным лицам, которым разъясняется обязанность сохранить его в целости и объявляется.

В настоящее время в основном в качестве хранителя назначается специализированная организация. Преимущества назначения специализированной организации заключается в возможности использования ее функций при дальнейшей реализации имущества. При этом при передаче на хранение у специализированных организаций не всегда есть необходимые складские площади для хранения либо ненадлежащие условия хранения, что приводит к нарушениям в сроках и процедурах хранения арестованного и принудительно изъятого имущества.

Передача на хранение оформляется актом приема-передачи с разъяснением ответственности и составление договора безвозмездного хранения.

За растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи и аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно за осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 312 УК РФ).

Оценка имущества

При описи и ареста имущества должника судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен оценить описываемое имущество.

Судебный пристав-исполнитель самостоятельно проводит оценку имущества, стоимостью менее 30000 руб. Если стоимость превышает указанную сумму, СПИ должен передать документы для оценки имущества оценщиком-аккредитованным ФССП.

Согласно ст. 52 ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулированным ценам.

Устанавливая требование оценки арестованного имущества по рыночным ценам, законодатель преследовал цель предостеречь судебного пристава от необоснованного занижения цены имущества должника, то есть от ущемления интересов последнего.

Однако как показывает статистика, только третья часть арестованного имущества реализуется по рыночным ценам. На имущество, не реализованное в месячный срок, в соответствии с Правилами комиссионной торговли специализирующие организации снижают цены на 20%. Такое положение вещей ясно свидетельствует о том, что первоначальная оценка имущества далеко не всегда является действительно рыночной. СПИ либо оценщики часто завышают оценку.

Общеизвестно, что рыночная стоимость - равная стоимость аналогичного имущества в условиях открытого рынка соответствующего региона. В силу того, что ФЗ «об исполнительном производстве» не содержит понятия «рыночная стоимость (цена)», возникают не только трудности, связанные с реализацией арестованного имущества, но и жалобы на неправильную оценку последнего судебным приставом-исполнителем.

По общему правилу оценка имущества производится судебным приставом-исполнителем. И только в двух случаях судебный пристав-исполнитель может и должен поручить оценку специалисту - в случае, когда оценка имущества является для него затруднительной, и в случае, когда одна из сторон возражает против произведенной судебным приставом оценки.

Судебный пристав-исполнитель может самостоятельно достаточно правильно оценить имущество физических лиц, имеющее бытовое назначение. При этом судебный пристав-исполнитель должен ориентироваться на сложившиеся в его регионе цены на аналогичные товары и учитывать износ арестованного имущества.

В случае если одна из сторон не согласна с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем, она должна подать об этом соответствующее заявление судебному приставу-исполнителю. Несогласие с оценкой может быть оформлено отдельным документом или отражено в акте описи и ареста. При несогласии с оценкой судебный пристав-исполнитель поручает оценку специалисту. Законодательство Российской Федерации не предоставляет сторонам оспаривать оценку специалиста, предполагается, что она является окончательной, и именно по цене, определенной специалистом, судебный пристав-исполнитель должен производить реализацию арестованного имущества.

Вызывает определенные сложности процедура привлечения к оценке имущества специалиста в тех случаях, когда оценка имущества является затруднительной для судебного пристава-исполнителя. Тут возможны два варианта развития ситуации. Во-первых, судебный пристав-исполнитель заранее знает, какое имущество будет подвергнуто описи и аресту и сразу приглашает специалиста. Во-вторых, судебный пристав-исполнитель не знает, какое имущество будет подвергнуто описи и аресту, или не имеет возможности пригласить на арест специалиста.

Подготовка СПИ пакета документов для реализации и передача заявки на реализацию в ФАУГИ

Реализация арестованного имущества является заключительной стадией обращения взыскания на имущество должника. Реализацией арестованного и принудительно изъятого имущества занимается ФАУГИ и его территориальные отделения. Порядок реализации арестованного и принудительно изъятого имущества будет рассмотрен в параграфе 2.2.

С момента оценки до момента передачи заявки в ФАУГИ от СПИ на реализацию проходит намного более установленных законом 2-х месяцев в связи с перегруженностью СПИ работой.

Продажа имущества ФАУГИ

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства», функции специализированной организации по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Реализацией имущества занимаются поверенные ФАУГИ, действующие от имени ФАУГИ на основании договоров поручения и доверенностей.

Реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого по закону из оборота, осуществляется государственным исполнителем путем его продажи через торговые организации, соответствующие структуры Министерства финансов, на публичных торгах, аукционах, если иное не предусмотрено законом, в двухмесячный срок со дня наложения ареста. Продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных законом. Продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право осуществлять операции с недвижимостью в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи арестованное имущество (в случае невозможности передачи имущества в натуре - правоустанавливающие и подтверждающие право документы) для реализации, а Росимущество (специализированные организации) принимает его в течение семи рабочих дней после даты принятия пакета документов от ФССП.

К Акту передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные чч. 8 - 10 ст. 89 Федерального закона "Об исполнительном производстве". К Акту приема- передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество.

Имущество считается переданным со дня подписания Акта приема-передачи.

По взаимному согласию сторон передача документов может осуществляться факсимильной связью либо электронной почтой. Регистрация указанных документов осуществляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству. Оригиналы документов должны быть представлены в течение десяти рабочих дней с момента их передачи факсимильной связью либо электронной почтой.

Реализация арестованного имущества осуществляется в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

Не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов Росимущество должно опубликовать извещение о проведении торгов в печатных средствах массовой информации, распространяемых, в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, а также в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования.

В течение 7 (семи) рабочих дней после опубликования извещения Росимущество (специализированные организации) письменно представляет территориальному органу ФССП России ссылку (наименование и реквизиты) на соответствующий сайт информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и печатные издания средств массовой информации, в которых опубликовано извещение.

В случае реализации заложенного недвижимого имущества Росимущество (специализированная организация) в трехдневный срок со дня опубликования извещения о проведении торгов направляет электронной почтой информацию, которая должна быть указана в извещении в соответствии со статьей 57 <http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-postanovlenija/q2b.htm> Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", лицу, обеспечивающему ведение официального сайта территориального органа ФССП России.

Похожие работы на - Деятельность Территориального управления Росимущества в Челябинской области по реализации арестованного и принудительно изъятого имущества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!