Отношение женщин к менструации и влияние менструации на положение женщин в обществе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отношение женщин к менструации и влияние менструации на положение женщин в обществе













Курсовая работа

на тему "Отношение женщин к менструации и влияние менструации на положение женщин в обществе"

Содержание

Введение

1.Менструирующая женщина в древнем обществе

2.Психология женского генитального кровотечения - анализ пубертата и менструальных обрядов индейцев Mohave

.Отношение некоторых религий к менструации

.Менструация как одна из причин зависти к пенису

.Менструация и половые отношения

.Менструация как защитный механизм

.Важность просвещения девочек о менструации

. Отношение женщин к менструации

9. Психическая менструация и ее роль

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема: отношение женщин к менструации и влияние менструации на положение женщины в обществе.

Актуальность: данная тема актуальна в наши дни, так как положение женщины в обществе определяется многими факторами, в том числе и исторически сложившимися суждениями и зачастую ошибочными мнениями. Менструация представляет собой хорошо изученный с физиологической точки зрения процесс, но относительно психологического аспекта полна тайн.

Даная тема нуждается в дополнительной разработке, изучение этой проблемы нужно углубить.

Изучением менструации и ее влияния на жизнь женщины занимались многие авторы. В данной работе мы рассмотрим труды следующих психологов: К. Хорни, М. Балинт, К.Дали, В.П.Сметник, Дж. Фрэзер, К. Меннингер и др.

Цель: изучить влияние менструации на положение женщин в обществе. Изучить возможные психологические состояния, присущие менструирующим женщинам.

Задачи: проанализировать научные статьи выше указанных авторов, сделать вывод о влиянии менструации на жизнь женщины и положение ее в обществе, познакомиться с психологическими состояниями женщин во время и до менструации.

1. Менструирующая женщина в древнем обществе

В работе Хэвлок Эллис раскрываются вопросы верования древних людей, отношение мужчины к менструирующей женщине и фольклорные представления; примитивные теории происхождения менструации. В развивающейся цивилизации представления о менструации изменяются ( связь менструирующей женщины со змеей, змея - причина менструации, обладание ею сверхъестественными силами; она охвачена злым духом, нечистоплотна и пр.) [11].

Менструирующая женщина в древности воспринималась как нечто грязное и опасное. Такую женщину не допускали к приготовлению пищи, ей запрещалось показываться на глазах у людей. Любые контакты с мужчинами следовало сводить до минимума, а в некоторых племенах и вовсе запрещался. Если мужчина поест с менструирующей женщиной или вступит в сношение с нею. Даже если он наденет сшитую или залатанную ей одежду или мокасины, то на охоте его постигнет неудача и на него нападет медведь. [1; C.13]. Женщина не могла заниматься хозяйством потому, что прикасаясь к саженцам, плодам, цветам она могла погубить их. Вино и молоко портятся, а заготовки хранятся ничтожно малое количество времени.

Огромное значение придавали обрядам менструации. Девушки подвергались самым различным испытаниям. Такие обряды могли длиться несколько месяцев. В разных племенах обряды имели различную окраску, но также были и сходства.

Так, например, во всех племенах девушкам запрещалось есть мясо и соль. Они не могли трогать свое тело руками, для это использовались специальные палочки. Первые несколько дней менструации девушки голодали. По истечению этого времени им разрешалось есть муку и пить воду. Женщине не позволено есть вволю, потому что сила, которую дает ей пища, может перейти к вражескому племени [1; C.14].

Но ограничение на еду было не только для женщин, оно распространялось и на их мужей. У племени веда из Траванкоре супругу в течение десяти дней (пока менструирует его жена) не дозволяется есть ничего кроме кореньев из страха быть убитым дьяволом[9].

У индейцев макуши в Британской Гвиане можно наблюдать следующие обычаи. Проклятие, которое, как гласит поверье, лежит на девушках, должен снять колдун. Он произносит над ней заклятье, дует на нее и на самые ценные вещи, к которым девушка прикасалась. После первого омовения мать девушки должна высечь ее, при этом девушке не позволялось кричать. Все это повторялось в конце второго цикла[8].

О табу-запретах говорил и Фрейд: " Будто запрещения необходимы потому, что некоторым лицам и вещам свойственна опасная сила, передающаяся при прикосновении зараженному ею объекту почти как зараза, <…> Эта сила свойственна всем лицам, представляющим собой нечто исключительное, а именно: королям, священникам, новорожденным, и всем исключительным состояниям, как то: физиологическим (состояниям менструаций), наступлениям половой зрелости, родам; всему жуткому - болезни, смерти - и всему связанному с ними из-за способности к заражению и распространению…"[10].

В период менструации мужчинам запрещалось иметь интимные отношения со своими женами, так как считалось, что это повлечет беду. По поверьям, мужчина мог потерпеть неудачу на охоте или рыбалке или вовсе не вернуться. Это связывали с запахами женщины, ее крови, которые она оставляла на мужчине. Запах крови являлся агрессором для диких животных, что могло стать причиной гибели охотника.

Не смотря на существующий запрет, многие мужчины продолжали сожительствовать со своими женами. Более того, после совокупления они могли спокойно выйти на улицу и продемонстрировать свои окровавленные гениталии, показывая свою храбрость.

Для более наглядного примера приведу ниже анализ пубертата и менструальных обрядов индейцев Mohave[12. Vol.31.- P. 237-257].

. Психология женского генитального кровотечения - анализ пубертата и менструальных обрядов индейцев Mohave

Мохаве (англ. Mohave/Mojave, самоназвание Aha macave, букв. "(живущие) вдоль воды") - племя индейцев, проживающее в настоящее время в двух резервациях на реке Колорадо.

По всей видимости, никакая фаза жизненного цикла не была так тщательно изучена с точки зрения ритуала, и социальных реакций на индивидуума, или настолько полностью игнорирована с субъективной точки зрения, как пубертат женщины и проблема менструации. По совести к антропологическим полевым рабочим необходимо добавить, однако, что многие, хотя не все, эти "дырки" в нашем знании относятся не столько к недостатку связи между информантом и полевым рабочим, сколько к собственным примитивным женским торможениям. Даже хорошо известные, открытые и незаторможенные Mohave не исключение из этого правила, так как они неоднократно заявляли, что присущее обсуждение о репродуктивном процессе - в отличие от сексуальных отношений у всех видов (22) - было неприятно для них.

Было обнаружено, однако, что, объединив субъективные данные с информацией об ритуале, получили возможность провести четкий детальный анализ психологических компонентов женского пубертата и менструации в обществе Mohave, который может, возможно, усилить наше несколько скудное знание субъективного значения данного физиологического процесса.

Основной темой и в целом структурой интерпретируемых ссылок, которые собираемся предложить, будет не просто менструальный цикл, а женское половое кровотечение вообще. Надеюсь, что, приближаясь к вопросу таким способом, наши интерпретации могут привести к новым пониманиям всей проблема кастрационной тревоги у женщины.

Действительно, с тех пор в менструацию нет никакого реального проникновения, или агрессии по отношению к женским гениталиям, ее анализ, более вероятно, откроет фантазии агрессии, которые, как показал психоанализ, играют очень важную роль в каузальности кастрационной тревоги у женщины, нежели чем подлинные действия насилия, такие как дефлорация или деторождение.

Отчасти предвидя направление моего аргумента, я думаю это возможно, что взрослое выживание инфантильных садистских теорий полового сношения может произойти частично из-за существования вынужденных генитальных кровотечений во время дефлорации и деторождения, и - что, может, возможно является еще более психологически существенным - также из-за возникновения спонтанного кровотечения у менструирующих женщин.

Действительно ли такие вызванные и спонтанные кровотечения являются реальным источником садистских теорий полового сношения, вместо того, чтобы быть просто причиной, вызвавшей их в лице сексуального просвещения, вероятно, не могут быть решены только на основе антропологической очевидности.

Философия менструации у Mohave:

А) Происхождение. Согласно мифу Mohave о сотворении мира, менструации, так же как и соблюдаемые обряды, в отношении к менструации, были порождены и основаны умирающим Богом Matavilye, во время периода сотворения мира.

В) Начало Менструаций. Mohave не имеют никакого другого объяснения для начала пубертата, кроме как того, что девушка готова к этому. Нормальная девушка начинает менструировать в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Фактически, по крайней мере, одна девушка, как известно, родила ребенка в возрасте двенадцати лет. Также вполне возможно, что в последние исконные времена, и в течение ранних сохранившихся дней, немногие девушки были девственницами к тому времени, когда они достигли пубертата. Начало менструаций, поэтому ни вызывали отвращение у девочек, так как уже все об этом знали. Они получили знание о начале своих менструаций в манере, основываясь на фактах, и быстро передали эту информацию своим матерям, которые затем получили необходимые распоряжения для обрядов пубертата. Эта информация близко совпадает с полученной Уоллисом, который заявляет, что менструация не проявляется как удивление у девочки Mohave, потому что ее мать предупреждает ее, что менструация настанет, и говорит ей чтобы она не пугалась, потому что все женщины имеют ее.

С) Продолжительность менструаций. Женщины, которые имеют хорошее здоровье, обычно менструируют в течение четырех дней. Эта оценка должна быть взята не как средне математическое число, а скорее как ритуальное круглое число, после того как, согласно Mohave, ритуал обозначает идут по четыре. Это подтверждается следующим заявлением: Мы знаем некоторых женщин, которые менструируют в течение пяти дней. Женщины, которые менструируют только в течение половины дня, являются крайне редкими, и мы не знаем ни о какой женщине, которая не менструировала бы вообще.

D) Частота. Женщины, которые имеют хорошее здоровье, менструируют при каждой новой луне.

Е) Прекращение менструаций во время беременности. Беременная женщина пропускает десять менструальных периодов.

F) Возвращение менструации после деторождения. Женщины, у которых менструации появляются вновь вскоре после родов, будут иметь много детей.) Менопауза. Мы не знаем, почему женщины имеют менопаузу. Строгое соблюдение менструальных табу и сексуальная сдержанность откладывает начало менопаузы до старости.) Количество. Скудное течение указывает на надвигающуюся болезнь, в то время как накопление враждебности в матке, как полагают, является или причиной, или иначе симптомом - weylak nyevedhi (душевная боль ануса), особенно в форме мнимой беременности (то есть, вероятно, фиброзной опухолью матки). Менструальная кровь, как думали, была ограничена в количестве. Это показывает факт, согласно моим информантам, это женщины, которые не кровоточат обильно при деторождении, заменструируют намного быстрее, чем те, кто теряет много крови во время родов

Природа менструаций.

Менструации вызваны изгнанием враждебности. Некоторые женщины, которые больны, не теряют много крови. Это подобно их убийству. Даже женщины, которые имеют нормальное течение, могут иметь дефектную кровь. Такие женщины бесплодны, потому что что-то недостает в их менструальной крови.

Не легко точно решить, почему Mohave должны думать о менструальной крови как о плохой крови [враждебности]. Одной из причин может быть такое эмпирическое наблюдение, что женщины, которые имеют менструальные судороги, и другие расстройства ежемесячного течения, имеют тенденцию быть несколько болезненными. Другой причиной может быть потребность придать подходящую и обнадеживающую интерпретацию процессу подобному пробуждению кастрационной тревоги. Гипотеза, что концепция враждебности [плохой крови], возможно, была заимствована из Западной цивилизации, с другой стороны, полностью приемлема, частично потому что идеи о враждебности [плохой крови] играют важную роль во многих медицинских теориях Mohave, и частично, потому что даже весьма не высокий уровень культуры женщины Mohave говорит об их менструациях как о проклятии.

Утверждение, что мы не знаем, откуда менструальная кровь приходит, еще более трудно объяснить, так как Mohave неоднократно связывали менструальную кровь с маткой. Самое вероятное объяснение этого ложного незнания, которое явно отождествляет менструальную кровь с остальной кровью в теле - то, что это основывается на взрослом опровержение инфантильной фантазии, что материнское тело заполнено кровью, младенцами и фекалиями. Другой причиной этой идеи может быть хорошо известное отвращение индейцев Mohave к менструальной крови. Этот вывод поддерживается часто слышимым утверждением, что менструирующие женщины окружены неприятным запахом крови вызванным namasuk (от masu: k, запах или зловоние).

Отношение к менструации

А. Субъективное отношение.

Девочка Mohave была очень рада, когда ее тело достигало зрелости. Менструация не пугала и не удивляла ее - ее мать предупредила ее, что менструация придет и говорила ей, что бы она не пугалась, потому что все женщины менструируют

Б. Социальные отношения.не любят запах крови вообще, и в частности, менструальной крови. По этой причине особенно важно обратить внимание на то, что мужчины, участвовавшие в агрессивном преследовании, типа воинов и охотников, были особенно склонны к избеганию контакта с менструирующими женщинами. Последние [женщины], в свою очередь, пытались избегать встреч с людьми, когда они в редких случаях оставляли свой дом. Некоторые мужчины считали сожительство с менструирующими женщинами как своего рода розыгрыш, и публично показывали свои запачканные кровью пенисы своим друзьям, в доказательстве своего утверждения, что они сожительствовали с женщиной во время ее ежемесячного периода

Можно сказать, что, тогда как серьезные обсуждения менструального цикла вызывали немного тревоги, укоренившейся в страхе крови и в вере в то, что менструирующие женщины имеют злостные силы, эта тревога обычно в достаточной мере преодолевалась посредством менструальных обрядов и сексуальной шутки, и, поэтому, не привела к очевидным и открытым реакциям тревоги.

Обряды пубертата

Общий характер обрядов пубертата.

А) менструация близко связана с размножением, и поэтому это тот вопрос, который Mohave не любят произносить открыто. В маленьком племени редко когда две или больше девушек достигают пубертата в одно и тоже время. Это, конечно, предотвращает возможность закрепить публичный групповой ритуал.

B) ничто не сказано о том, что вышеупомянутое подразумевает, также то, что ритуалы пубертата вовлекли не любую тайну, с тех пор даже девочкам пред-пубертата запрещалось посещать дома девочек, проходящих обряды пубертата. В самых простых терминах, ритуал был частным, потому что касательно менструации, уединение находилось в большем соответствии с племенной преобладающей чертой, нежели публичные ритуалы.

Цель обрядов пубертата.

Их цель заключалась в том, чтобы гарантировать хорошее здоровье, красивое и здоровое тело, длительный период плодородия, и позднюю менопаузу. Последние две цели были особенно важными, так как бесплодные женщины не просто высмеивались: 'ты - искусственно бесплодная' - традиционное оскорбление между женщинами, но часто также и разводились.

Отношение девушек к менструальным обрядам.

Несмотря на то, что девочки Mohave были счастливы их многообещающей "женскости", они принимали обряды пубертата просто как необходимое зло. Все же, так как ни одна из них не отказалась напрямую подчиняться данному ритуалу, весьма вероятно, что в исконные времена все девушки, кроме только тех, кто сильно болел, подчинялись полному пубертатному ритуалу.

Продолжительность обрядов.

Обряды, выполненные по случаю первых менструаций продолжались сорок дней. Обряды по случаю вторых менструаций тоже продолжались сорок дней, тогда как те, которые обозначены третьими, четвертыми, пятыми и шестыми менструациями длились десять, восемь, шесть и четыре дня соответственно. Полный четырехдневный ритуал был выполнен четыре раза, создавая общее количество приблизительно девяносто дней интенсивной озабоченности с достижением пубертата девочкой, ритуал, после этого уменьшался до упрощенных соблюдений продолжался только четыре дня, никакое дальнейшее внимание, заплаченное девочке в течение периодов между ее последовательными менструациями.

Ритуал

. Танец и пение.

Обряды пубертата не включали танец. Девушка, возможно,

Девочка была формально заключена в своем доме в течение четырех дней, она была просто оставлена одна в лучшем случае в течение четырех дней, хотя ее мать и ее бабушка иногда заходили к ней, чтобы сказать, что она больше не девочка, а молодая леди, и сообщали ей, что женщина должна и что не должна делать.

. Горячая песочная яма., кажется, не имели ни менструальных хижин, ни что-либо соизмеримое комплексному ритуалу ограничения Yuma, имеющих сложные обжаривающие ямы которые были описаны даже ранними испанскими путешественниками.. Строительство ямы. Девушка, которая достигла пубертата, была зарыта в горячий песок, согласно до ее подмышек, до ее подбородка (по разным источникам), в горячем песке, взятом от близлежащего огня, яма выкапывалась из песка, глубиной шесть дюймов или фут в одном углу дома. Яма нагревалась раздуванием огня в ней и выскабливанием тлеющих угольков. Теплый песок насыпался вокруг девочки, и поверх нее помещались шерстяные одеяла.. Положение в яме. Девочка должна была лежать на животе, потому что, если она будет лежать на боку, ее грудь на том боку станет более длинной, или, если она ляжет на спину, она будет испытывать боли в своей спине, когда станет рожать своего первого ребенка. Пользование ямой. По одним источникам девушка проводила четыре последовательных ночей в горячей яме. По другим - девушка не проводила больше чем около часа в день на кровати горячих пеплов, то есть настолько долго, пока пепел не остынет. Девочкам не разрешали подниматься с постели кроме как для того, чтобы опорожнить кишечник и мочевой пузырь.

. Забота о теле.. Массаж. Производился посредством наступания ногами на спину девушки для того чтобы сделать ее "сильнее".. Краска. Менструирующей девушке запрещали красить себя, так как краска, как полагали, поражала печень, когда использовалась в течение этого критического периода жизни. Краска оставляла следы на коже менструирующей девушки. Беременным и собирающимся рожать женщинам, так же как и новорождённые, тоже запрещали пользоваться краской.. Царапающая палкой. Если девушка коснулась своего лица своими руками, этот контакт остается дурным знаком на ее коже. По этой причине девушка использовала царапающую палку, сделанную из раскромсанных веток калины или из прута мескитового дерева. Если она хотела вытереть свое лицо, она использовала кусок мягкой коры ивы.. Татуировки-знаки. Есть свидетельствования о наличии новых татуировок-знаков на лице достигшей половой зрелости девочки. Одежда и менструальный пояс. Согласно одним информантам, менструирующая девушка не носила никакой специальной или отличительной одежды. Согласно другим, однако, она носит специально сделанную юбку из ивовой коры, предназначенную для того, чтобы поглотить больше менструальных выделений, впитать остатки, или вытерится соломой или корой, на которой сидит. Она не носит специальные менструальные пояса. Эта информация не соответствует тому, что предоставили третьи информанты, которые утверждают, что в исконные времена женщины Mohave не имел никаких менструальных поясов или санитарных салфеток, и допускали, чтобы менструальная кровь капала вниз на их ноги.

. Забота о волосах.

Волосы достигшей пубертата девушки казались растрепанными и грязными на протяжении первых сорока дней после начала ее менструаций. Волосы достигшей пубертата девушки расчесывались каждое утро ее матерью. Имеет место накладывание грязевого шампуня в конце ритуального периода. Отсюда видно, что заинтересованность в заботе о волосах не снижается во время ритуала пубертата.

. Табу на питье и на еду.. Табу на питье.

Менструирующая девушка пила только теплую воду. Это табу продолжалось сорок дней.. Табу на еду.

. Количественные табу. Менструирующая девушка питалась скупо в течение четырех дней. Хотя другие источники не упоминали никакого количественного табу.

. Качественные табу.. Соль. Согласно одним информантам менструирующая девушка должна была воздерживаться от соли в течение периода который продолжался сорок дней. Нарушение этого табу, позже заставит тело девочки раздуться в местах.. Мясо и жир были запрещены в течение сорока дней.. Мескитовое дерево, зерно, тыквы и арбуз были одним из стандартных пищевых продуктов менструирующих девушек.. Разрешенные пищевые продукты. Менструирующая девушка в основном ела бобы, семена травы и месива дыни, в то время как согласно другим источникам, она ела в основном месиво пшеницы или кашицу из бобов мескитового дерева. Согласно третьим информантам, девушка, как предполагали, ели в основном мягкую пищу, потому что зубы менструирующей женщин мягкие. Мужчина-шаман отметил, что, когда мы были молоды, мы имели хороший ряд зубов, потому что, когда мы заменструировали, мы ели только мягкую пищу, затем впоследствии наши зубы стали мягкими.

. Избегание.. Люди. В то время как на открытом воздухе, например, опорожнившись фекалиями или мочой, достигшая пубертата девушка избегала встречать людей. При возвращении в закрытое помещение, она надевала другую юбку из коры, и вся заворачивалась, чтобы защититься от холода.

b. Охотничьи луки. Охотники на оленей должны были унести свои луки из дома, где жила менструирующая женщиной сроком на четыре дня. С другой стороны, описывает изготовление лука в доме девушки, которая только что достигла половой зрелости.

. Действия.. Ритуальные действия вообще. Так как действия достигшей половой зрелости девочки были символически относительны ее будущего, она должна была вести себя правильно, чтобы стать уверенной в том, что она будет вести себя в надлежащей манере во взрослой жизни.. Зеркала. Чрезмерному нарциссизму и озабоченностью образом тела препятствовали, достигшей пубертата девушки запрещали смотреть на свое изображение в воде или в зеркале под наказанием стать косоглазой.

. Психологические паттерны.. Идеологическая обработка. Согласно одним информантам, девушки не получали никакой специальной инструкции во время своего пубертатного ритуала, так как они уже знали все, что они должны были знать от ненароком брошенных высказываний, и до соблюдения [ритуала] их глаза открытыми. С другой стороны, отмечает, что мать или бабушка огранивающие девушку инструктировали ее о надлежащих паттернах поведения и обязанностях взрослой женщины.. Бросающаяся в глаза скромность. Достигшая половой зрелости девушка, как ожидалось, будет безмолвной, чтобы не превратиться в обычную сплетницу [болтунью] в более поздней жизни. Ей также говорили не вертеть своей головой, оглядываясь по сторонам, потому что это действие может заставить ее стать не скромной. Девушка не должна была вовлекаться в излишний разговор для того чтобы она не стала закостенелой болтуньей и сплетницей, и эта девушка, как предполагалось, не должна была громко смеяться или глупо себя вести, чтобы она не вела себя таким образом на протяжении всей своей жизни.. Гетеросексуальное поведение. Достигшая половой зрелости девушка должна была быть скромной в своем поведении.. Сновидения. Ввиду постоянной озабоченности индейцев Mohave сновидениями, которые играют решающий роль в культуре Mohave - культурно стандартизированную заинтересованность в сновидениях девушек во время ее пубертата.

. Завершающие обряды.. Мытье. После прекращения течения вульву наружно омывали. Большая забота предпринималась для того, чтобы препятствовать воде проникнуть в вагину.. Ванна. Достигшая половой зрелости девушка мыла себя в теплой воде в течение сорока дней. Зимой девушка купалась дома в теплой воде, в то время как летом она купалась в Колорадской Реке, на протяжении сорока дней. По другим источникам, девушка купалась дважды ежедневно утром и вечером - в теплой воде, и никогда не купалась в реке, так как вхождение в холодную воду могло причинить ей боль.. Изменение в возрастном статусе. Менструирующую девушку переставали называть misahaija и начинали назвать misahaija hacim. В конце ее четвертого периода ее называли misahaija hacim и считали, что она была готова к замужеству, хотя обычно брак совершался не раньше, чем через несколько лет.

Согласно другим информантам, однако, достигшую пред-брачного возраста девушку называли humar hatciny. После того, как она достигает пубертата, она обозначается - masaha:y, то есть девушка, которая пока не имеет ребенка, после чего ее начинают называть thinyeak, то есть женщиной. Она сохраняет это обозначение до менопаузы, когда ее начинают называть kwakuy, то есть старушкой.. Возрастной статус. Достаточно сказать, что, в обществе Mohave, возрастной статус женщин детерминировался не их реально существующим (девственность) или приписанным (незамужним положением) воздержанием от, или участием в сексуальные действиях, а их несуществующему (пред-пубертатному возраста), потенциальному (брачному возрасту), фактическому (материнству) или завершающей плодородие (менопаузе).. Пост-пубертатная менструация. Соблюдение по случаю обычных менструаций женщины было, ограниченным четырьмя днями, и не включало грязевые шампуни, ежедневное расчесывание, и лежание на кровати с горячим пеплом. Женщине даже разрешали есть мясо - и лишь немного соли. В дополнение к наблюдению за табу на мясо, соли и холодной воде, женщина также ежедневно купалась, и принимала заключительную ванну после прекращения ее ежемесячного течения. Менструирующие девушки и женщины были свободны посещать собрания и играть в азартные игры и не считались опасными для кого бы то ни было.. Мужья менструирующих женщин. Муж незрелой девушки подчинялся любому отдельному ритуальному соблюдению, наложенному на его достигшую половой зрелости жену, с единственным исключением, что он не должен был лежать на кровати из горячего песка и пепла. Таким образом, муж менструирующей женщины воздерживался от мяса, жира и соли в течение четырех дней, и не охотился. Возлюбленный незамужней или замужней женщины не должен был соблюдать какие-либо обычаи и ограничения, наложенные на мужа менструирующей женщины.

Психологическая функция менструальных ритуалов.

Не упомянуто о возникновении психологических расстройств во время пубертата или на протяжении менструальных периодов. Некоторые данные говорят, что, девушка после достижения половой зрелости, становится - или, по крайней мере ожидается что так случиться - более устойчивой в своем поведении, чем прежде. Период пубертата - это непременно волнительная и напряженная стадия человеческой жизни. Кроме различий в ранних детских жизненных опытах отсутствие пубертатных стрессов у большинства подростков Mohave нужно вероятно объяснить, прежде всего в терминах различия между индейцами Mohave и нашим собственным руководством пубертата и достижением половой зрелости. Наиболее существенным из этих различий является, очевидно существование детально разработанных мужских и женских обрядов пубертата среди индейцев Mohave. Вероятно именно этот обрядный период стресса и напряжения, который несет ответственность за соблюдение - или по крайней мере обозначает - различия между открытым поведением Mohave подростков, и молодёжи в нашем собственном обществе.

Актуальность обрядов древности в наши дни.

Рассмотрев обряды племени Mohave, следует заметить, что многие пункты актуальны и в наше время. Так, например, ограничение в остром и соленом. Это можно объяснить с научной точки зрения - пряности и острые блюда способствуют продлению менструации и повышают ее обильность. Купание также запрещено в этот период, в связи с риском занесения инфекции.

В наше время существуют такие селения, где до сих пор существуют запреты для менструирующих женщин. Так, можем привести в пример 2 семьи нагайцев, проживающих в Калужской области. В их семьях женщинам во время менструации запрещается находиться в огороде, доить корову и печь хлеб. Они объясняют это тем, что от рук женщины тесто может не подняться, молоко прокиснет, а саженцы погибнут.

. Отношение некоторых религий к менструации

В священных писаниях также упоминается о запретах половых сношений с женщинами во время менструации. Мы видим наделение женщин разнообразными свойствами и наложение на них определенных правил поведения во время кровотечений.

В соответствии с Библией, женщина во время менструации считается "нечистой", поэтому верующим евреям запрещено вступать в интимные отношения до полного прекращения у женщин менструации и принятия ею "миквы" - очистительной ванны с соблюдением особых религиозных обрядов. Существует целый свод правил, изложенных в Библии и предписывающих поведение женщин в период менструации[6].

В Коране - священном писании востока, предусмотрен запрет на сексуальные связи с женщинами во время месячного менструального цикла.

Ниже приведен отрывок из Корана, где говорится о том, что во время менструального цикла женщина не чиста и что близость возможна только после того, как она очистится. Однако, несмотря на зримое положение женщины в мусульманских мирах, Коран предписывает чутко относиться к недомоганиям во время месячных и не требовать от женщины близости в эти дни.

Проведена параллель между раскаянием и очищением. С одной стороны это можно трактовать так, что Аллах предпочел бы, чтобы у женщин не было месячных, а с другой - что Аллах любит тех, кто очищается, а это в данном случае женщины. Только при чем здесь раскаяние, до меня так и не дошло.

Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся. А когда они очистятся, то приходите к ним так, как повелел вам Аллах. Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся." [7]

. Менструация как одна из причин зависти к пенису

Враждебность женщины по отношению к мужу (где менструация есть акт агрессии), уклонение от коитуса, карательное символическое наложение на себя бессознательного желания кастрировать мужа. Это поддерживается фантазиями о том, что он кастрировал ее ( а не наоборот) и о том, что сожительство является кровавыми псевдосадистическим проявлением [13. Vol.22.- P. 60-64].

Зависть к пенису вызывает озлобленность, которую женщина выказывает по отношению к мужчине [1;C.22]. Женщина начала завидовать тому, что у мужчины есть орган, способный в состоянии эрекции гордо стоять, а также из-за того, что у мужчин нет менструаций, являющихся причиной строжайших ограничений и унижений женщины [1; C.23]

Женщина вынуждена соблюдать предписания, ограничивать себя в еде, проходить через мучительные обряды очищения, терпеть грубое обращение. В добавок ко всему этому, она становится униженной в процессе дефлорации, что также напоминает ей о менструации.

Вид менструальной крови вызывает отвращение не только у мужчин, но и у женщин. Поэтому в момент дефлорации женщина испытывает стыд и неудобство.

Зависть к пенису и вынужденность прохождения через лишение девственной плевы зарождают в женщине ненависть и озлобленность относительно мужчины.

. Менструация и половые отношения

Табу на совокупление с менструирующей женщиной, как уже было сказано, существует с древних времен. В работе Хэвлок Эллис представлена проблема отношения к сексуальному органу менструирующей женщины в культуре. И в связи с этим запрет на сношение во время менструации, превалирование сексуального возбуждения во время начала менструального периода, отсутствие сексуального возбуждения в течение менструации - последнее зачастую лишь кажущееся явление, отмечает автор [11]. Мужчины не вступают в половые отношения с женщинами не только из-за брезгливости, но и в силу страха перед нарушением запрета. Неоспоримая сила табу может частично возникнуть из-за страха перед последствиями, которые могут возникнуть в результате его несоблюдения [1; C.36].

Страх мужчины перед менструальной кровью основывается на вере в универсальность комплекса кастрации и детского предположения, что женщины кастрированы: вид менструальной крови повторно пробуждает детский страх кастрации или воспринимается в качестве наказания за эпидовы желания обладать матерью или из-за мастурбации с бессознательными фантазиями о матери[17. Vol. 58. - P. 17-31]

Зная отношение мужчин к менструации, многие женщины пользуются этим. Хорошо известная хитрость женщины, особенно фригидной женщины, и у той, у которой нет любви с ее мужем, стимулировать менструацию, или просто лгать, для того чтобы избежать сексуального сношения. Общее для таких женщин, то, что они имеют нерегулярные кровотечения, особенно симптомы дисменореи. В этих случаях, почти без исключения, периоды укорачиваются [2]

Некоторые мужчины имеют половые отношения со своими женами во время их менструации. Это состояние сильно возбуждает их.

. Менструация как защитный механизм

Менструация может выступать в роли защитного механизма в разных жизненных ситуациях. Она может спасти девственность и предотвратить нежеланные половые отношения с мужчинами.

Женщина 30 лет, до сих девственница назло тому обстоятельству, у нее дважды в момент желания уступить страсти любовника, неожиданно начиналась менструация в обоих случаях для того, чтобы сохранить ее девственность. Защитная функция менструального кровотечения здесь весьма очевидна. С этой помощью страшный коитус и дефлорация были избегнуты. Эта защита кровотечением из половых органов является психофизиологической генитальной гиперемией [2]

Также описаны случаи, когда жены при нежелании иметь интимную близость начинают кровоточить. Кровотечение может продлиться несколько часов, и как только минует угроза совокупления, прекращается.

. Важность просвещения девочек о менструации

Начало менструации - это очень важный и волнующий момент в жизни каждой девочки. В течение предпубертата менструация является для многих девочек одной из важнейших "тайн". Некоторые ждут ее с нетерпением, другие со страхом. Большое количество девочек не подготовлены своими матерями или учителями для первого начала менструального течения, иногда с бедственными результатами, и для их физического и умственного здоровья[3].

Менархе - символ не только того, что девочка выросла, но и того, что она может родить ребенка. Это пробуждает у девочки прежние чувства, связанные с рождением, которые проявляются в фантазиях о рождении, желаниях беспокоиться о других детях и материнском отношении к младшим братьям[15. Vol.16. - P.427-432].

Сейчас доступно много информации о менструации. Но все же некоторые женщины стесняются говорить со своими дочерьми об этом явлении, перекладывая ответственность на старших дочерей, которые уже имеют менструацию. Многие матери находят, что значительно легче говорить со своими дочерями о зачатии, беременности и рождении, чем о менструации[14].

Неподготовленные девушки в момент менархе могут впасть с состояние депрессии. От начала менструации ждут ухудшения здоровья, болезненных ощущений, неудобства, усиления чувства стыда и др. Такого рода ожидания являются одним из факторов риска для возникновения и развития психосоматических заболеваний в репродуктивной сфере. Некоторые пытаются прибегнуть к самоубийству, расценивая менструацию как неизлечимую болезнь. Также возможно чувство разочарования, которое может быть выражено таким образом: "Вот долгожданное, потрясающее событие, все же ничто не изменилось ни вокруг меня, ни внутри меня"[3].

Возможны и другие реакции на менструацию. "Игнорирование" обычно следует из более раннего сильного любопытства, которое было вытеснено. Психологическое исследование в большинстве случаев показывает, что это явно "удивленная" девочка когда-то имела дикие и самые экзотические мысли об ожидаемом физиологическом явлении. Из-за страха и чувства вины эти иррациональные мысли вытеснились и забылись[14. P.149-184]

Девочка может предварительно услышать, например то, что менструация является признаком здоровья и зрелости [4] и такое отношение будет наиболее благоприятным.

8. Отношение женщин к менструации

В настоящее время менструация рассматривается как нормальный физиологический процесс, влияющий как на саму женщину, так и на тех, кто с ней живет.

Во время менструации многие женщины чувствуют себя беззащитными. Они впадают в состояние легкой меланхолии. Некоторые женщины позволяют себе дни безделья. Много женщин имеют привычку проводить нескольких дней в кровати в течение своих периодов, хотя они не имеют жалоб, которые могли бы служить предлогом для того, чтобы делать так [3].

В этот момент важно и отношение семьи. В некоторых семьях безделье женщин в такие дни считается как само собой разумеющееся, они получают заботу, к ним относятся снисходительнее, особенно, если это первые месяцы менструации. "Бедный ребенок" окружается самой большой заботой, и отношение ее семьи дает ей почувствовать, что она получила право иметь жестокость природы, компенсируя специфическими суждениями [3].

Есть женщины, которые признают, что дни их менструаций являются самыми миролюбивыми и счастливыми для них. Они достигают полного спокойствия и релаксации, позволяют себе любовно заботиться, и освобождают себя от своих обычных обязательств, включая отношение к своим собственным детям; часто при приглушенном свете в своей теплой комнаты эта зрелая женщина чувствует себя ребенком на коленях у своей матери или в колыбели [3]. В эти дни наблюдается особое взаимопонимание с партнером.

Что касается эмоциональной сферы, то с ее стороны мы можем наблюдать самые разнообразные реакции. Женщинам свойственны предменструальные напряжения. Некоторые женщины проявляют агрессию, другие впадают в унынье, третьи отмечают усиление сексуальных желаний. Все психологические процессы идут параллельно физическим или даже обусловлены ими [5; C.70].

Как правило, предменструальное напряжение ослабевает с началом кровотечения, которому способствует чувство облегчения [5; C.69].

Предменструальное состояние тревоги и депрессии в среднем выше, чем в середине цикла[16. Vol. 38. - P. 4-12]

Есть категория женщин, которые считают себя в такие дни "грязными", в таких случаях у них проявляется педантство: они навязчиво озабочены чистотой половых органов и основательно смывают каждую каплю крови [3].

По данным исследования, которое проводил И.Зильберманн [4], мы видим следующие реакции:

a. чувство быть грязной, испачканной, страх видимого кровяного пятна и отвращение: у нормальных женщин - 32%, у психоневротиков - 39%, у маниакально-депрессивных - 28%, и у шизофреников - 10.7%.

b. чувства раздражения, стыда и застенчивости: у нормальных - 25%, у психоневротиков - 30%, у маниакально-депрессивных - 14%, и у шизофреников - 21%.

c. страх, чувство вины и быть проклятой: у нормальных - 10.7%, у психоневротиков - 17.3%, у маниакально-депрессивных - 45%, и у шизофреников - 15%.

d. фактическое принятие: у нормальных - 32.1%, психоневротиков - 13.2%, маниакально-депрессивных - 13%, и среди шизофреничных женщин мы обнаружили удивительное число 52.6%, которое можно объяснить фактом, что шизофреничные женщины часто отрицают важность менструального опыта или неспособны должным образом оценить свои воспоминания.

Зильберманн отмечает, что во время менструации женщины охотнее предаются мечтаниям и фантазированию, ритуалы и суеверия становятся для них актуальными, и многие не могут освободить себя от доминирования навязчивых мыслей и компульсивных действий, Эго- территория сокращается и Эго- границы сужаются в результате регрессии[4. Vol.31.- P.258-267].

. Психическая менструация и ее роль

Чтобы осветить данный вопрос приведу ниже выдержки И.Зильбермана о психической менструации.

Защитные меры, предпринятые против эмоциональных нарушений происходят даже перед началом кровотечения, так, что это может быть названо как "психическая менструация" - так мы можем назвать психическую картину менструаций - существующую до физической.

"Психическая менструация", является, поэтому, выражением защиты против эмоциональных событий гормональных изменений. В дополнение к преобладающим регрессивным особенностям мы находим также изоляцию, опровержение и проекцию.

Ранее мы отметили, что раздражительность и депрессия часто исчезали или с началом или в течение первого дня кровотечения, и это было так, как будто бы снималось тяжелое бремя. Действительно, иногда женщины реагировали на начало менструального кровотечения с радостью и гиперактивностью в немного гипоманиакальном состоянии, как будто опасность прошла, и ужасные ожидания остались неосуществленными. Супер-Эго, ответственное за наказание греховного Эго, овладевает природой, и таким образом невыносимая проблема, кажется, - решается. Триумф, однако, не полный. Эго не может радоваться полностью, потому что оно подрывается потерей большого количества психической энергии в борьбе между ожившими побуждениями и защитами, и из-за ощущения другой потери - кастрации. Эго пытается наполнить и восстанавливать потерянный пенис. Как мазохистская попытка, среди других, преодолеть страх кастрации, мы находим трансформацию страха в фантазии дефлорации и изнасилования.

Неспособность некоторых женщин справиться с гормональными изменениями и их психическими событиями может привести к серьезным нарушениям, типа шизофреничных случаев в пубертате, или с появлением менархе, и т.д.

Близкая взаимосвязь между душой и телом также отмечается у некоторых маниакально-депрессивных женщин, которые лишаются своих менструаций, тогда когда они становятся депрессивными и приобретают снова их с наступающим выздоровлением. Мы также знаем, что менструация исчезает вследствие эмоционального напряжения. Внезапное и неожиданное менструальное кровотечение может появиться из-за большой эмоциональной напряженности, как, например, в брачную ночь (М.Балинт), и время от времени также очевидно вопреки любому желанию[4].

Заключение

Хотя проблема менструации мало изучена, мы попытались осветить наиболее важные моменты этой проблемы. Показали всю значимость менструации для народов в разные временные промежутки. Попробовали объяснить влияние менструации на положение женщины в обществе.

В работе четко описаны обряды, связанные с менструацией. Их сложность и длительность проведения. Мы видим, каким испытаниям подвергались девушки, через какие пытки им приходилось проходить. Затронуто отношение девушек и общества к ним.

В представленных материалах приведено отношение двух мировых религий к менструации, которое сохранилось и по сей день.

Мы рассмотрели значение табу на менструацию. Выявили причины, по которой мужчины не осмеливались нарушать его. Обозначили важность ритуалов. пубертат менструальный психология поведение

Попытались понять причины зависти женщин к мужчинам, связанные с наличием фаллоса.

Уделено внимание к важности подготовки девушек к менструации. Психологические и физические проблемы, с которыми предстоит встретиться им. Особую роль тут играет семья, в частности мать или лицо ее заменяющее. Поддержка со стороны матери и количество полученной информации имеет огромное значение для адаптации девушки.

Далее мы рассмотрели отношение женщин к себе во время менструации. Психологические состояния зависят не только от биологических факторов, но и как мы выяснили, от индивидуальных особенностей женщины. Рассмотрели различные эмоциональные состояния, вызванные менструацией.

Будем надеяться, что эти выводы сделают эту проблему более ясной и открытой, дадут представления о происхождении страха мужчин перед менструирующей женщиной, скрытого страха у женщин и менструации как необходимого процесса в жизни каждой женщины. Объяснили положение женщины в обществе, которое формировалось на протяжении тысячелетий. Осветили пережитки прошлого и закрепленные стереотипы о таком загадочном и таинственном явлении как менструация.

Cписок литературы

1.Altmann M., Knowles E., Bull C.D. A Psychosomatic Study of the Sex Cycle in Women. // Psychosomatic Medicine. - 1941. - Vol. 3. - P. 199-224.

.Baca-Garc E., Diaz-Sastre C., Ceverino A., Saiz-Ruiz J., Diaz F.J. Association Between the Menses and Suicide Attempts: A Replication Study. // Psychosomatic Medicine. - 2003. - Vol. 65. - P. 237-244.

.Baca-Garc E., Jose De Leon, Jeronimo Saiz-Ruiz The Relationship Between Menstrual Cycle Phases and Suicide Attempts. // Psychosomatic Medicine. - 2000. - Vol. 62. - P. 50-60.

.Bains Gurdip K., Slade P. Attributional Patterns, Moods, and the Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1988. - Vol. 50. - P. 469-476.

.Balint M. A Contribution to the Psychology of Menstruation. // The Psychoanalytic Quarterly. - 1937. - Vol. 6. - P. 346-352.

.Bancroft J., Rennie D. and Warner P. Vulnerability to perimenstrual mood change: the relevance of a past history of depressive disorder. // Psychosomatic Medicine. - 1994. - Vol. 56. - P. 225-231.

.Brooks D. and Clark A. College womens attitudes and expectations concerning menstrual-related changes. // Psychosomatic Medicine. - 1977. - Vol. 39. - P. 288-298.

.Brooks-Gunn J. The salience and timing of the menstrual flow. // Psychosomatic Medicine. - 1985. - Vol. 47. - P. 363-371.

.Brunswick R. A Note on the Childish Theory of Coitus a Tergo. // Int. J. Psycho-Anal. - 1929. - Vol. 10. - P. 93-95.

.Brunswick R. The Accepted Lie. // Psychoanal. Q. - 1943. - Vol. 12. - P. 458-464.

.Bryan D. Epistaxis in a Man Simulating Menstruation. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1926. - Vol. 7. - P. 79-81.

.Daly C.D. Der Menstruationskomplex. // Imago. - 1928. - Bd. 14. - S. 11-75.

.Daly C.D. The menstruation complex in literature. // The Psychoanalytic Quarterly. - 1935. - Vol. 4. - P. 307-340.

.Daly C.D. The Role of Menstruation in Human Phylogenesis and Ontogenesis. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1943. - Vol. 24. - P. 151-170.

.Deutsch H. Menstruation. // The Psychology of Women. A psychoanalytic interpretation. - Vol. I. - N. Y.: Grune &Stratton, 1944-45. - P. 149-184.

.Devereux G. The Psychology of Feminine Genital Bleeding-An Analysis of Mohave Indian Puberty and Menstrual Rites. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1950. - Vol. 31. - P. 237-257.

.Easser R. A Case of Amenorrhea Showing Psycho-Hormonal Interrelationships. // Psychosomatic Medicine. - 1954. - Vol. 16. - P. 427-432.

.Ellis E. Studies in the psychology of sex. - Vol. I. - 1927.

.Endicott J., Halbreich U., Schacht S. and Nee J. Premenstrual changes and affective disorders. // Psychosomatic Medicine. - 1981. - Vol. 43. - P. 519-529

.Engels W.D., Pattee C.J., Wittkower E.D. Emotional Settings of Functional Amenorrhea. // Psychosomatic Medicine. - 1964. - Vol. 26. - P. 682-700.

.Faergeman Poul M. Fantasies of Menstruation in Men. // The Psychoanalytic Quarterly. - 1955. - Vol. 24. - P. 1-19.

.Ferenczi S. Introjektion und Ǖbertragung. // Jabrbuch der Psychoanalyse (Jabrbuch für psychoanalytische und psychopatbologische Forschungen). - 1909. - Bd. I. - S. 422-457.

.Freed C., Krooger W.S. Psychologic Manifestations of the Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1950. - Vol. 12. - P. 299-235.

.Friedman J. Meares R. The Menstrual Cycle and Habituation. // Psychosomatic Medicine. - August, 1979. - Vol. 41. - P. 369-381.

.Girdler Susan S., Sherwood A., Hinderliter Alan L., Leserman J., Costello Nancy L., Straneva Patricia A., Pedersen Cort A., Light Kathleen C. Biological Correlates of Abuse in Women with Premenstrual Dysphoric Disorder and Healthy Controls. // Psychosomatic Medicine. - 2003. - Vol. 65. - P. 849-856.

.Golub S. The Magnitude of Premenstrual Anxiety and Depression. // Psychosomatic Medicine. - 1976. - Vol. 38. - P. 4-12.

.Hartlage Shirley Ann, Brandenburg Dana L., Kravitz Howard M. Premenstrual Exacerbation of Depressive Disorders In a Community-Based Sample in the United States. // Psychosomatic Medicine. - 2003. - Vol. 66. - P. 698-706.

.Johnson W.C., Carr-Nangle R.E. and Bergeron K.C. Macronutrient intake, eating habits, and exercise as moderators of menstrual distress in healthy women. // Psychosomatic Medicine. - 1995. - Vol. 57. - P. 324-330.

.Kenneth K., George E., Daniels J. P., Easser R., Monroe R. Psychological Correlations with Secondary Amenorrhea. // Psychosomatic Medicine. - 1954. - Vol. 16. -P. 129-147.

.Lahmeyer Henry W., Miller M., Deleon-Jones F. Anxiety and Mood Fluctuation During the Normal Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1982. - Vol. 44. - P. 183-194.

.Lidz R.W., Lidz T. Male Menstruation: A Ritual Alternative to the Oedipal Transition. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1977. - Vol. 58. - P. 17-31.

.Logue Camille M., Moos Rudolf H. Perimenstrual Symptoms: Prevalence and Risk Factors. // Psychosomatic Medicine. - July/August, 1986. - Vol. 48. - P. 388-414.

.Mansfield Phyllis Kernoff, Kathryn E. Hood, Henderson J. Women and Their Husbands: Mood and Arousal Fluctuations Across the Menstrual Cycle and Days of the Week. // Psychosomatic Medicine. - 1989. - Vol. 51. - P. 66-80.

.Marvin L., Escobedo C. Premenstrual Symptomatology: Role of Prior Knowledge About Premenstrual Syndrome. // Psychosomatic Medicine. - 1999. - Vol. 61. - P. 163-167.

.Menninger K. Psychogenic Influences on the Appearance of the Menstrual Period // The International Journal of Psychoanalysis. - 1941. - Vol. 22. - P. 60-64.

.Moos R. The Development of a Menstrual Distress Questionnaire. // Psychosomatic Medicine. - 1968. - Vol. 30. - P. 853-867.

.Paige Karen E. Effects of Oral Contraceptives on Affective Fluctuations Associated with the Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1971. - Vol. 33. - P. 515-538.

.Patkai P., Johannson G., Birgitta Mood P. Alertness and Sympathetic-Adrenal Medullary Activity during the Menstrual Cycle. // Psychosomatic Medicine. - 1974. - Vol. 36. - P. 503-512.

.Peter G. Aubuchon аnd Karen S. Calhoun Menstrual cycle symptomatology: the role of social expectancy and experimental demand characteristics. // Psychosomatic Medicine. - 1985. - Vol. 47. - P. 35- 45.

.Rodrigue E. Notes on Menstruation. // The International Journal of Psychoanalysis. - 1955. - Vol. 36. - P. 328-334.

.Silbergeld S., Brast N., Ernest P. Noble The Menstrual Cycle: A Double-Blind Study of Symptoms, Mood and Behavior, and Biochemical Variables Using Enovid and Placebo. // Psychosomatic Medicine. - 1971. - Vol. 33. - P. 411-428.

.Sommer B. Menstrual Cycle Changes and Intellectual Performance. // Psychosomatic Medicine. - 1972. - Vol. 34. - P. 263-269.

.Tuch R.H. The relationship between a mothers menstrual status and her response to illness in her child. // Psychosomatic Medicine. - 1975. - Vol. 37. - P. 388-394.

.Weiss E. The Sexual Cycle in Women. The Relation Between Ovarian Function and Psychodynamic Processes. // The Psychoanalytic Quarterly. - 1946. - Vol. 15. - P. 112-114.

.Wilcoxon L.A., Schrader S.L., Sherif C.W. Daily self-reports on activities, life events, moods, and somatic changes during the menstrual cycle. // Psychosomatic Medicine. -1976. - Vol. 38. - P. 399-417.

46.Брюнсвик Р.М. Предэдипова стадия либидонозного развития. // Психология и психотехника. - 2009. - №5(8). - С. 57- 68.

.Зильберманн И. Вклад в психологию менструации. // Психология и психотехника. - 2009. - № 10(13). - С. 81- 89.

.Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. - 416 с.

.Морозова Е.С. Заметки о явлении менструации в работах З. Фрейда // Зигмунд Фрейд - основатель научной парадигмы: психоанализ в теории и практике (к 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда). Материалы Международной психоаналитической конференции. 16-17 декабря 2006 г. В 2-х т. Т. 1. - М.: Русское психоаналитическое общество, 2006. - С. 263-271.

.Сироткин С.Ф., Морозова Е.С. Менструация как способ регуляции социальных отношений (перечитывая К. Леви-Стросса). // Социальный мир человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире", 15-16 января 2007 г.: Сборник научных работ к 50-летию профессора Н.И. Леонова / Под ред. М.М. Кашапова, Д.Е. Львова. - Ижевск: ИД "ERGO", 2007. - С. 182-183.

.Сироткин С.Ф., Морозова Е.С. Менструация как фактор конструирования женского // Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции. Материалы Всероссийской психоаналитической конференции. 17-18 декабря 2005 г., Москва / под ред. А.Н. Харитонова, А.В. Литвинова. - М.: Русское психоаналитическое общество, 2005. - С. 162-168.

.Фрейд З. "Я" и "Оно": Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1991. - Кн. 1. - 401 с.

.Фрейд З. "Я" и "Оно": Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1991. - Кн. 2. - 432 с.

.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456 с.

.Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1991. - 296 с.

.Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: ООО "Фирма СТД", 2006. - 447 с.

.Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

.Фрейд З. Страх: Пер. с нем. - М.: Современные проблемы, 1927.

.Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. - М.: ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2003. - 781 с.

Похожие работы на - Отношение женщин к менструации и влияние менструации на положение женщин в обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!