Особенности восприятия агрессивных стимулов в зависимости от предоставляемой информации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности восприятия агрессивных стимулов в зависимости от предоставляемой информации














Курсовая работа

Особенности восприятия агрессивных стимулов в зависимости от предоставляемой информации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1 Восприятие. Сущность восприятия

2 Свойства восприятия

3 Факторы восприятия

4 Эффекты восприятии

5 Понятие «агрессия»

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ АГРЕССИВНЫХ СТИМУЛОВ

2.1 Описание исследования

2.2 Сравнительное исследование особенностей восприятия в зависимости от предоставляемой информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

восприятие агрессивный стимул

Актуальность. Вопросы восприятия как раньше, так и в современном мире вызывают огромный интерес. Если сопоставить количество исследований, а значит и число усилий, сделанных в отношении осязательного восприятия, зрительного восприятия, восприятия человеком человека, то можно убедиться, что все данные тематики являются актуальными на сегодняшний момент. Но наиболее важным вопросом, которым в современном мире занимаются не только отечественные исследователи, но и зарубежные, является вопрос восприятия человеком человека. Множество исследований, монографий и теоретических трудов написано и проведено по данной темамике, что, несомненно, доказывает актуальность данной темы.

Цель - изучить особенности восприятия агрессивных стимулов в зависимости от предоставляемой информации.

Объектом исследования являются студенты ВУЗ.

Предметом исследования стало восприятие студентами агрессивных стимулов в зависимости от предоставляемой им информации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие исследовательские задачи:

-       рассмотреть актуальность данной темы;

-       изучить особенности восприятия, представленные в отечественной и зарубежной литературе;

-       изученить сущность, виды, свойства, эффекты восприятия;

-       изучить свойства и функции зрительного восприятия;

-       провести исследование среди студентов для выявления особенностей восприятия агрессивных стимулов в зависимости от предоставленной информации;

-       проанализировать полученные данные;

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (13 наименований) и 1 приложения.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

.1      Восприятие. Сущность восприятия

Процесс восприятия - формирование с помощью различной активности образа наблюдаемого предмета субъективного образа и дальнейшее воздействие целостного образа на анализаторы организма.

Более обще можно дать такое определение восприятия, как совокупность ощущений человека на воспринимаемый им объект.

Восприятие - это отражение предмета или явления при воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, с анализаторами человека, через которые окружающая среда воздействует на нервную систему человека.

По мнению А.Н. Леонтьева, процесс восприятия возник в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной среды к среде оформленной предметно. В зависимости от приоритетности воспринимаемой информации, формы или образа предмета, нервная система реагирует различными по интенсивности нервными импульсами, создавая тем самым ответную реакцию организма в окружающий мир.

В процессе восприятия формируется образ целостного предмета - отражение совокупности всех свойств предмета.

В процессе восприятия объект приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении с другими предметами.

В процессе восприятия организм индивида проявляет взаимосвязь мыслей и чувств индивида.

В организме человека существует несколько видов анализаторов, которые воспринимают полученную информацию извне и производят процесс «раскодировки» данных видов информации. Данные анализаторы состоят из комплекса различных раздражителей и в представляют собой целостную структуру. У человека в организме несколько анализаторов, позволяющих успешно воспринимать и распознавать информацию извне, из окружающей среды: зрительные, слуховые, моторные, осязательные анализаторы.

Зрительные - то, что человек видит, слуховые - слышит, моторные - распознает путем двигательной активности, осязательные - распознает путем тактильных ощущения, прикосновений к изучаемому предмету. В зависимости от вида анализатора различать можно и вид восприятия человеком предмета - каждый процесс восприятия - комплексная работа нескольких рецепторов, нескольких цепочек анализаторов, позволяющих составить целостный образ воспринимаемого предмета. Но значение каждого анализатора может быть неравнозначным- информация с какого-либо анализатора может оказаться важнее, чем с другого, более второстепенного. Следовательно, можно говорить о том, что в различных ситуациях один анализатор может быть доминантным, а другой - второстепенным.

Исследования П.К. Анохина, НЛ. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами (получателями) действия, обуславливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности.

В исследованиях было установлено, что акт восприятия начинается управлением действия. Процесс восприятия - перцептивная деятельность организма, любое восприятие включает в себя движение (моторный аспект).

И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в трудоемком процессе получения опыта суммируются в единую отражательную систему.

На высших стадиях развития восприятия взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей.

.2 Свойства восприятия

Л.Д. Столяренко выделяет следующие свойства восприятия:

1.      Целостность

2.      Константность - предметы воспринимаются индивидом как постоянные по форме, цвету, размеру и т.п.

.        Структурность

.        Осмысленность

.        Избирательность

1.3    Факторы восприятия


Существует два фактора восприятия: внутренние и внешние. На процесс восприятия влияет огромное множество различных факторов, которые оказывают влияние на восприятие человеком окружающей действительности, но, в целом, всех их можно разделить на несколько обширных категории:

·        Внутренние

·        Внешние

Сpеди внутpенних по отношению к человеку фактоpов выделяются следующие:

·              люди быстpее воспpинимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;

·              люди быстpее воспpинимают сигналы, по oтношению к кoторым у них есть сильное чувствo, как пoзитивного, так и негативнoго хаpактера;

·              люди по-pазному мoгут вoспринимать сигнал в зависимoсти oт тогo, чтo предшествoвало этoму вoсприятию и какoе сoстояние (пoтребности и oжидания) oни имеют вo вpемя вoсприятия сигнала.

Внешними фактoрами, влияющими на вoсприятие челoвеком действительнoсти, являются следующие:

·              интенсивнoсть пеpедаваемого сигнала (светлoе и грoмкое вoспринимается быстpее);

·              пoдвижность сигнала;

·              pазмер (бoльшие oбъекты вoспринимаются прoще, чем маленькие);

·              сoстояние oкружения, в кoтором нахoдится человек .

Внутренние:

·        Установка восприятия

·        Потребности и мотивация

·        Опыт

·        Я-концепция

·        Личностные особенности

Следует отметить ,что немаловажным является и тот факт, что на восприятия окружающих, то есть на межличностное восприятие влияет не только внутренний мир человека, но и его окружающая действительность. Окружающая действительность может искажаться, восприниматься разными людьми по- разному, в зависимости не только от человека, с которым общаешься, но и от окружающих факторов, таких как- освещение, настроение, уровень загруженности, уровень утомленности и т.д.

Для обеспечения прогнозирования ситуаций межличностного восприятия, необходимо принять учитывать, что выделяют различные "эффекты", возникающие при восприятии людьми друг друга. Более всего известны такие "эффекты":

·        эффект ореола ("гало-эффект"),

·        эффект новизны и первичности,

·        явление стереотипизации.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты "первичности" и "новизны". Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением.

По мимо этих эффектов существуют следующие:

·              Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

·              Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

·              Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

·              Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

·              Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

·              Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.

·              Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

.5 Понятие «агрессия»

В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение". В современном мире термин «агрессия» один из самых распространенных в употреблении. Вопрос агрессии изучен достаточно хорошо, исследования имеют широкое применение в различных сферах человеческой деятельности, особенно популярен данный термин при разговоре о такой возрастной категории, как молодежь. Термин «агрессия» связывают не только с негативными эмоциями, такими как гнев или непряительсткие отношения, но и с мотивами, несущими негативный характер окружающим, с негативными установками, направленными на окружающих, с различными физическими действиями, наносящими вред окружающим и себе в том числе.

В психoлогии пoд агрессией пoнимают тенденцию (стpемление), пp оявляющуюся в pеальном пoведении или фантазиpовании, с целью пoдчинить себе дpугих или доминиpовать над ними.

Агрессия может принимать самые разнообразные формы - явные или скрытые.

Кроме этого, стоит учитывать, что агрессия не всегда носит отрицательный или деструктивный характер, агрессия может имеет позитивнее проявления, к примеру, проявления честолюбия при достижении намеченной цели. Действия данного характера подчеркиваются не враждебной мотиваций, следовательно ,не несут агрессивно-негативного характера. Это проявление конкурентоспособности, стремления к достижению поставленной цели.

По Гнеденко существует множество теорий, объясняющих агрессивное поведение, которые можно разделить на две основные категории:

Психолого-биологические теории:

·        Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)

·        Теория инстинтка (К.Лоренц)

·        Теория фрустрации (Д.Доллард)

·        Теория социального научения (А.Бандура, Д.Роттер)

·        Теория влечения (З.Фрейд)

·        Теория развития (Б.Ниссен)

Социологические теории:

·        Теория аномии (Э.Дюркгейм)

·        Теория субкультур (С.Ламнек)

·        Теория стигматизации (Т.Д.Шефф)

·        Теория индивидуальности (А.Адлер)

·        Теория деятельности (Р.Додж, С.Крик)

·        Теория социализации (Б.Ф.Скиннер)

·        Ролевая теория (Д.Майерс)

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ АГРЕССИВНЫХ СТИМУЛОВ

В нашем исследовании принимали участие 2 группы студентов (от 18 до 22 лет):

группа студентов, к которым в качестве эксперимента приводили незнакомого им молодого человека и в описании уточняли, что данный молодой человек- хулиган, имеет неблагополучное прошлое;

В данной группе 25 человек:

юношей,

девушек

группа студентов, к которым в качестве эксперимента приводили того же молодого человека, что и в группу №1, ничего о социальном статусе или прошлом молодого человека не уточняли, никакой информации о нем у группы заранее не имелось;

В данной группе 28 человек:

девушек,

юношей.

Характеристика методик исследования

Для измерения полученных результатов была использована методика - тест руки Вагнера.

Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Проведя сравнительный анализ представленных групп можно сделать несколько выводов. По половому признаку все участники групп разделились неодназначно (результаты представлены в диаграмме 1).

Диаграмма 1

Разделение участников по гендерному признаку

В указанной диаграмме четко видно, что молодых людей, в целом, оказалось на одного человека больше, чем в представленной выборке женщин.

Диаграмма 2

Разделение участников по возрастным категориям

В диаграмме №2 указано разделение опрашиваемых по возрастным категориям. 14 человек в возрастной категории от 18 до 19, 17 человек в возрастной категории от 20 до 21, 20 человек в категории от 22 до 23. В исследовании представлены различный возраст участников, что делает исследование более актуальным и полноценным.

Результаты исследования.

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относился к одной из 11 категорий.

·        Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).

·        Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).

·        Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).

·        Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).

·        Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).

·        Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции "снизу", успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).

·        Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).

·        Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).

·        Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).

·        Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

Каждому испытуемому предлагалось пройти методику - тест руки Вагнера, картиночная методика, состоящая изображение руки человека в различных позициях. Каждому участнику, посмотрев на каждое изображение, предлагалось дать описание того, что происходить на изображении, ограничений по времени или описании действий участникам не давалось.

Участники заполняли заранее предложенные бланки с изображением руки с одной стороны и с пустым полем, предназначенным для описания - другом. В результате, в ходе интерпретации полученных результатов, каждому ответу, относящемуся к той или иной категории, указанной выше, присваивался 1 балл, далее было вычислено процентное соотношение, исходя из максимума всех ответов группы. В таблице 2 указаны процентные результаты ответов по каждой группе, что позволило произвести сравнительный анализ двух групп и сделать соответствующие выводы о различиях результатов.

В таблице 1 указан бланк подсчета полученных данных.

Таблица 1.

карточка

Время начала ответа

Ответ испытуемого

Категория

1

2 мин

Рука приказывает остановиться, не двигаться, прекратить все действия.

(у)

2

6 мин



….



10




После присвоения каждому ответу категории производится подсчет высказываний в каждой категории. После того, кок подсчитано количество ответов, относящихся к каждой категории подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов в группе.

Полученные данные можно представить в виде таблицы:

Таблица 2

Категория

Группа № 1

Группа № 2

Примечания

1

Агрессия (а)

45%

22%

Группа №1 показала более агрессивные ответы, чем группа №2. Описания более агрессивные, имеют агрессивные нотки

2

Указание (у)

65%

45%

Группа №1 в описании проявила больше ответов описательного характера

3

Страх (с)

78%

60%

Группа №1 в описании проявила больше опасений и скрытых страхов, чем группа №2

4

Эмоциональность (э)

60%

25%

Группа №1 более эмоциональная, чем группа №2

5

Коммуникация (к)

50%

45%

В коммуникативных описаниях группы, в целом, не отличаются

6

Зависимость (з)

22%

20%


7

Демонстративность (д)

38%

16%

Группа №1 более демонстративная, открыта в своих высказываниях, описаниях позиций

8

Увечность (ув).

12%

16%

Результаты двух групп мало чем отличаются

9

56%

45%

Ответы группы №1 более активно обезличены

10

Пассивная безличность (пб).

23%

12%

Ответы группы №2 более пассивно обезличены

11

Описание (о)

45%

16%

Более обширные и развернутые ответы в группе №1, описания более четкие и развернуте


Выводы:

Группа, в которую был приглашен человек с «сомнительным» прошлым повлиял на результаты данных опрашиваемых;

На результаты ответов группы, в которую пришел незнакомый человек, ничего не повлияло;

Группа, где к студентам пришел незнакомый человек с «сомнительным» прошлым, оказалась более агрессивной в своих ответах, проявила больше страхов и опасений, была более эмоциональна и более развернуто давала описания, нежели вторая группа, куда пришел незнакомый человек без каких-либо негативных предысторий;

В целом, можно сделать вывод ,что на особенности восприятия агрессивных стимулов явно прослеживаются при предоставлении информации, что продемонстрировало наше исследование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. На процесс восприятия может влиять множество факторов, как снаружи, так и извне. Информация может быть представлена как в прямом, так и в искаженном виде, от чего, в последствии, будет меняться и образ воспринимаемого объекта. В нашем исследовании доказано, что агрессивные стимулы, направленные на человека виде словесной информации имеют непосредственное влияние на восприятие человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Анoхин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. С. 447.

2.      Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение,1964

.        Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966.

.        Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия - М.: «Прогресс», 1970, 223 с.

.        Гиппенрейтер Ю.Б., Любимов В.В., Михалевская М. Б. Психология ощущения и восприятия. Изд.: АСТ, 2009

.        М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Информационно методическое пособие по курсу `Психология человека. Издат.: Педагогическое общество России, 2004

.        К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. / А.Р. Лурия.. - М.: Прогресс, 1975. - 464 с

.        Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий - М.: «Высшая школа», 1984, 174 с.

.        Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация социальной деятельности. - М., 1987. - С. 249-250.

.        Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.

.        Столяренко Л. Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008, 671 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструкция к тесту

«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Если испытуемый затpудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».

Примечание

Стимульный материал - стандаpтные 9 изобpажений кисти pуки и одна без изобpажения (подобно пустой каpточке в Тематическом Тесте Аппеpцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.

При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.

Держать рисунок-карточку можно в любом положении.

Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.

Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.

Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Похожие работы на - Особенности восприятия агрессивных стимулов в зависимости от предоставляемой информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!