На пороге новой жизни

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,27 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

На пороге новой жизни













Отчет о психолого-педагогической работе на проекте

"На пороге новой жизни"

Примечание: К сожалению, у нас не было медицинских данных о детях из детского дома, и мы не можем утверждать, что на поведение воспитанников влияло их объективное состояние здоровья или имеющиеся психопатологии.

Подготовительно-мотивационный этап. Поездка в автобусе.

Цель: Настроить группу на работу в течение дня, сформировать интерес к проекту.

Задачи:

.) познакомиться с детьми, получить первичную информацию об их представлениях о проекте, об их отношении к выбору профессии, об их взаимоотношениях в группе на текущий момент;

.) дать воспитанникам реальную информацию о проекте, о его целях и структуре, создать мотивационные "крючки" проекта, актуализировать потребность, связанную с интериоризацией знаний, умений и навыков, относящихся к теме проекта.

Методы:

беседа, личное общение;

коммуникативные игры, направленные на "деловое" взаимодействие (например, "Есть контакт!").

Реализация: Детей забрали от детского дома в 8:00. Дети ждали, были готовы сесть в автобус даже без команды.

Внешний вид

Дети знали, что поедут на проект в Нижний Новгород, однако на себя многие надели старую, грязью и (некоторые) рваную одежду, на ногах у многих были сланцы. Особенно неряшливый внешний вид был у мальчиков. Но и девочки поразили тем, что даже у них, несмотря на раннее утро, были очень грязные ноги.

Многие дети (и мальчики, и девочки) имеют татуировки, причем содержание татуировок соответствует татуировкам советских заключенных. Например, у одного воспитанника на руке была надпись "ЗЛО", что на "воровском языке" может означать: "За все легавым (или, как вариант, "любимой") отомщу".

С собой не брали сумок, только телефоны, у кого были, и наушники.

Поведение

Дети забежали в автобус в приподнятом настроении, в несколько возбужденном состоянии.

К нам (взрослым) относились скептически, но без агрессии, с интересом.

Вовлекаться в разговор дети не стремились, за исключением нескольких (2-3-х) человек. Дальнейшие наблюдения и тестирование показали, что именно они были максимально мотивированы и уже определились с выбором профессии, даже имели производственную практику.

Трое человек с самого начала устранились от всякого общения, развернулись лицом в противоположную сторону ото всех и либо дремали, либо слушали музыку в плеере. Это был не демонстративный саботаж, а скорее привычное инфантильное поведение.

Явных деструктивных лидеров (как, впрочем, и позитивных) не выявлено, но есть деструктивные «балагуры».

На отсутствие желания включаться в разговор повлияли следующие причины: когнитивная простота значительного числа воспитанников; сильное давление внешней оценки группы на поведение человека, сопровождаемое негативным подкреплением (если ребенок ошибается, то группа его высмеивает и оскорбляет); инфантильность и отсутствие желания концентрировать внимание на "серьезных, а не веселых" вещах.

Задание "Аукцион профессий" вызывает меньше азарта и (что важно) содержания в высказываниях, чем придуманный ими "Аукцион знаменитых маньяков" или "Аукцион марок сигарет".

Содержание проекта заранее детям подробно не освещалось, они думали, что поедут на автомойку. Но известие о том, что они окажутся в автосалоне в центре Нижнего Новгорода их нисколько не смутило, не было задано ни одного уточняющего вопроса по существу.

Разговор о профессиях с группой имел две отличительные черты:

Обсуждался лишь небольшой круг профессий, непосредственно знакомых детям: девочки выбирают сферу услуг/индустрию красоты, которая сводится (в их глазах) к профессии парикмахера; мальчики выбирают направления автослесарь, сварщик и (!) учитель физкультуры.

Нереалистичные представления о качестве жизни, заработной плате связанной с их профессиональным выбором, завышенные ожидания и завышенный уровень притязаний (например, собираются получать 200 000 рублей и ездить на Феррари, работая сварщиком)

Наиболее ярким и продуктивным моментом всей поездки стала коммуникативная игра «Есть Контакт!», цель которой сформировать потребность найти вербальный контакт с любым членом группы. Она позволила развернуть разговор в конструктивное русло и на время поменять роли внутри детского коллектива, так что даже условные «антилидеры» и «изгои» смогли проявить свои интеллектуальные и коммуникативные способности.

Отметим, что безусловным мотиватором для воспитанников детского дома являются деньги, финансовая составляющая проекта сильно подгорела их интерес, однако и здесь есть особенности. Выпускников интересуют деньги как таковые: их наличие в кармане, реальность получения. По условиям проекта зарплату давали в том случае, если вся группа максимально эффективно справится с задачами, которые ставят организаторы, причем групповая ответственность обговаривалась отдельно. Однако на деле практически не проявилось влияние коллектива на личность. Ученики демонстрировали свой индивидуализм и эгоцентризм.

Тестовый этап. На базе «Новинки».

Цель: Расширить представление воспитанников детского дома о возможностях выбора профессии, введя понятия «способность», «задатки», «направленность личности», «предмет труда», «склонность».

Задачи:

.) актуализировать тему «Кем быть?»;

.) провести тестирование, получить и обработать результаты;

.) проанализировать и интерпретировать результаты теста.

Методы:

мотивационная игра «Профессиональное гадание»;

методика Е.А. Климова, модификация А.А. Азбель;

работа-обсуждение в малых группах

Реализация:

Текущее состояние группы: утомление после долгой поездки, гиподинамия.

Подросткам дали 15 мин. чтобы освоится и привести себя в порядок, после чего накормили завтраком

Изменение групповой динамики: к рабочей группе присоединились кураторы, динамика резко упала.

Примечание: появление кураторов в данный момент времени было неоправданным. Групповая психологическая работа идет в закрытой группе, по правилам, принятым в этой группе, каждое задание и каждый момент времени, прожитый группой становятся частью общей истории, внутри коллектива формируются особые отношения, основанные на этой истории, в течение некоторого времени тренер проводит специальные упражнения на снятие тактильного, эмоционального и пространственного напряжения. Появление нового человека (а тем более нескольких) отбрасывает нас на целый этап назад и тормозит развитие группы, так как в данную секунду у нас пропадает общая история и появляются две истории: история группы и история новичков. Требуется дополнительное время и особый способ коммуникации, чтоб возникла новая общая история; для этого кураторы должны стать, как минимум, частью коллектива и выполнять задания, которые выполняют все. Ситуация осложняется тем, что кураторы и дети находятся в разных возрастных категориях, что усиливает эмоциональное напряжения (учитывая, что с эмоционально-волевой сферой у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, и так не все в порядке).

Еще одним осложняющим работу фактором становится следующее поведение кураторов:

а) невключенность в (любое) основное действие,

б) создание параллельного движения, беседы - параллельного действия, отвлекающего и демотивирующего,

в) явное оценочное наблюдение за работой членов группы, что повышает тревожность, замкнутость, снижает эффективность работы.

Оптимальным поведением кураторов было бы следующее: поехать вместе с детьми от детского дома до базы «Новинки», участвовать в автобусных «историях», присоединится к тестированию, обсуждению и дальнейшей работе либо стать «незаметными наблюдателями», которые не попадают в поле внимания группы.

Игра «Профессиональное гадание» позволило актуализировать тему и выявить эмоциональный фактор отношения детей к тому или иному направлению деятельности. Совпадения с ожиданиями вызывали эмоциональный подъем.

Был проведен тест по методике Е.А. Климова с помощью дифференциально-диагностического опросника в модификации А.А. Азбель.

По результатам: те, кто был наиболее мотивирован с самого начала проекта, тестом подтвердили свой выбор; остальные выяснили, что нужно еще подумать о своем профессиональном будущем.

В процессе работы в группах, которые были сформированы по показателям теста относительно предмета труда, дети обсуждали качества и требования, которые предъявляют работодатели к специалисту в той или иной профессии, сопоставляли со своими, а так же расшили знания о конкретных специальностях внутри направления работы, и местах, где эти специальности можно получить (вузы, сузы).

Работа шла с перерывом между тестированием и обсуждением, что изначально не планировалось. Перерыв был вынужденным, т.к. у подростков проявилась чрезмерно высокая утомляемость, особенно от интеллектуальной деятельности. В норме 15-16 летние дети способны удерживать произвольное внимание в течение 45 мин. (школьный урок), в нашем случае это время сократилось до 20 мин., по истечении которых ребята явно потеряли понимание происходящего.

Так же у многих трудности вызвал элементарный подсчет баллов теста, что опять говорит нам о проблемах в когнитивной сфере. Обсуждение происходило при ведущей роли психологов, дискуссии не велись, дети вопросов (особенно на размышление) не задавали. Они просто получали информацию, иногда уточняя детали.

. Командный этап. На базе «Новинки».

Цель: Активировать работу в команде.

Задачи:

.) создать условия для командной работы;

.) привести группу к «групповому успеху»;

.) подключить к упражнениям максимальное количество народа для создания еще одного события «общей истории»;

.) дать возможность для эмоциональной и физической разрядки.

Методы:

упражнения командообразовательного тренинга;

элементы тимбилдинга.

Реализация:

В «игру» вступали неохотно, но быстро втягивались.

Основные движущие мотивы игровой активности: быть не хуже других, быть как все, быть лучше других. Мотивы общей цели вызывают споры и взаимные упреки, как следствие не происходит выхода ярких эмоций.

Динамика внутри тренинга положительная, направлена на усиление межличностной интеграции.

Относительно предшествующих этапов, данный этап был наиболее эмоциональным.

После окончания упражнений несколько человек дали интервью, остальные проследовали в автобус

Психосоматические невротические проявления: трое девочек отказались участвовать в упражнениях. На попытки кураторов и психологов вернуть детей в круг отвечали: «У меня голова (живот) болит». Так же реагировали несколько мальчиков, которых просили дать интервью. Естественно, что после исчезновения стресс-фактора «боли» прекращались.

Интервью давали охотно. Журналист отметила, что говорили «хорошо, полными предложениями». Скорее всего, дети поняли, что интервью - социально одобряемое взрослыми кураторами поведение - поведение, которое «нравится взрослым, зачем-то им нужно, веселит их», влечет за собой похвалу, поощрение. Поэтому большинство с удовольствием участвует в этой «игре». Давая интервью, они ощущают себя значимыми и даже в некотором роде исключительными (особенно «хорошо говорящие девочки»), с готовностью повторяют «подсказки журналиста», чтобы их речь выглядела более «складной». В целом из наблюдений за интервью в Новинках, а потом в автосалоне можно сделать следующий вывод: дети говорят не то, что они думают, а то, что от них хотят слышать взрослые.

. Практический этап. В автосалоне Skoda.

Цель: Дать возможность детям на практике познакомиться с интересующей их профессией

Задачи:

.) поместить участников проекта в "реальную производственную среду";

.) дать возможность выбрать направление работы;

.) предоставить возможность реальной практики;

.) дать экспертную оценку их работе.

Методы:

производственная практика

наставничество

Реализация: Детям был представлен доступ к рабочим местам в автосалоне; они выбрали следующие специальности: менеджер по продажам, автослесарь, сотрудник службы охраны.

По инструкции дети должны были познакомится с наставником, провести опрос по заготовленному заранее опроснику, узнать о функциональных обязанностях сотрудников работающих на данных должностях, получить и выполнить конкретное практическое задание наставника.

Группа, работавшая в зоне автосервиса среди практических заданий выполняла: мойку машины, замену колеса, диагностику подвески. Группа "менеджеров по продажам" изучала: брэнд бука автомобиля, технические характеристики, техники продаж и по итогу должна была провести консультацию с "клиентом". "Охрана" осваивала принципы работы службы безопасности, технические средства контроля.

Наибольшую активность и заинтересованность проявили всего несколько человек, те, кто определился с выбором (правильность их выбора уже была подтверждена тестированием). Остальные чувствовали себя не так комфортно. Теоретическая часть рабочего процесса давалась им особенно тяжело. В то же время практические задания вызывали неподдельный интерес.

Самым популярным рабочим процессом в зоне автосервиса стала мойка машин. Во многом потому, что этот процесс представлялся детям как наиболее простой, и даже носящий «развлекательный» характер. Кроме того, дети с самого начала «ехали мыть машины» - здесь их первоначальные представления о проекте наконец-то совпали с происходящим.

В отделе продаж все ребята были впечатлены уровнем коммуникации наставника - руководителя отдела продаж. При самостоятельных попытках «продаж» дети показали довольно низкий уровень коммуникации, малые способности к деятельности подобного рода (связанной с общением). Практическое задание только подтвердило результаты предварительного тестирования (практически у всех воспитанников детского дома показатели сферы «человек-человек» были «ниже среднего»).

Финансовый эквивалент работы для участников проекта не являлся центральным мотивом деятельности. Деятельность рассматривалась через призму удовольствия и интереса. Воспитанники почти не проявляли инициативу, а задания воспринимали как аттракцион, особенно те, что были практико-ориентированными.

На попытки организаторов поставить размер зарплаты в зависимость от качества и количества выполненной работы, отвечали попытками торговаться, стремясь голословно убедить организаторов, что заслуживают больше денег. Предстоящие финансовое поощрение воспринимали как бонус, как приз в игре, совершенно не учитывали степень завершённости рабочего процесса (бросили мыть машину, когда им это надоело), а также коэффициент сложности задачи.

Групповая работа была на низком уровне, стажеры не интересовались конечным результатом, были сконцентрированы только на том этапе проекта и работы, за которые отвечали сами.

. Этап рекреационный. В ресторане «Едок» (ТРЦ «Республика»)

Цель: дать возможность участникам проектам восстановить силы после интенсивной работы

Задачи:

.) накормить, дать возможность отдохнуть;

.) провести наблюдение за группой во внерабочей обстановке.

Методы:

организация общественного питания;

наблюдение.

Реализация: После окончания производственной практики воспитанники отправились в ресторан быстрого питания «Едок».

Во время поездки в автобусе дети делились впечатлениями, демонстрировали эмоциональный подъем. В ресторане жадно (особенно мальчики) накинулись на еду, поглядывали на свободные порции и быстро реагировали на предложение о добавке, забирали по возможности несколько порций.

Особенно нужно отметить желание детей, о котором они говорили в автобусе и за столами - желание пройтись по магазинам и что-нибудь купить. Это желание у них вызывало очень сильные эмоции. Они даже просили заплатить за работу заранее.

Организаторы разрешили детям пройтись по магазинам в течение 15 мин. Мальчики направились в магазины с мобильными телефонами, а девочки в магазины бижутерии.

В магазинах электроники мальчики пытались войти в Интернет и поиграть в компьютерную приставку. Также интерес вызвали магазины, где можно было купить кроссовки и спортивный костюм. Девочки в магазинах вели себя очень возбуждённо, хватали мелкие предметы и бижутерию, кричали что они всё это хотят, пытались украсть то, что плохо лежит.

Поход по магазинам оказался очень диагностичным. Дети продемонстрировали свои истинные мотивы, показали насколько сильно у них развито потребительское отношение к окружающему миру. Так как времени специально было дано мало, дети стали возмущаться и довольно агрессивно, что они не имеют возможности "потратить здесь заработанные ими деньги". При этом на тот момент они ещё не знали, сколько денег получат за работу и получат ли вообще.

До этого момента они не выражали свое несогласие открыто. Во всех предыдущих ситуациях они использовали стратегию избегания: «У меня болит…», в магазине же предприняли первую слабую попытку сопротивления требованиям взрослых. Это лишний раз подтверждает, что реально значимой в ходе проекта была для них лишь деятельность, связанная с походом в магазин.

. Рефлексивный этап. «Упражнение Джеффа»

Цель: Подвести итоги проекта с детьми.

Задачи:

.) провести опрос участников проекта относительно их эмоций и впечатлений, а также мыслей, которые появились у них после окончания проекта;

.) выполнить упражнение Джеффа, в котором будут затронуты мировоззренческие вопросы, связанные с аспектами профессионального выбора;

.) подвести финансовые итоги проекта сделать символический подарок детскому дому.

Методы:

беседа,

упражнение Джеффа,

экспересс-мастерская.

Реализация:

К моменту подведения итогов дети достаточно устали, поэтому начали терять контроль над собой, и прекратили поддерживать социально одобряемое поведение. В течение дня они испытывали много эмоций, у них было много впечатлений, на их утомляемости сказалось и общие нарушения развития эмоционально-волевой сферы личности.

Несмотря на то, что беседа с наставниками у детей складывалась непросто и информация была получена довольно скудная, но даже этого количества информации хватило, чтобы впечатлить подростков. Они довольно охотно рассказывали о том, какими в их глазах предстали наставники - сотрудники автомобильного салона. Разговор с реальными людьми на реальном производстве немного «привел детей в чувство». В словах стало меньше фантазии и иллюзий относительно будущего профессионального выбора и карьеры. Они стали оперировать реальными цифрами зарплаты, трудовых часов, рабочих дней, рабочих нормативов.

Проведение упражнения Джеффа осложнилось следующими факторами:

а) общая усталость детей, недавний обильный прием пищи;

б) утрата контроля над собой и демонстрация истинных мотивов; точнее - демонстрация отсутствия мотивов к познанию себя и «коллег», отсутствия желания разобраться в вопросах более высокого мировоззренческого порядка, эгоцентризм, нежелание и неумение слушать других;

в) присутствие на упражнении наблюдателей не включенных в работу, которые не только создавали для детей дополнительный оценочный стресс-фактор, но и импульсивно пытались вмешаться в работу группы (например, предлагали детям воды посреди обсуждения) - это снижало напряжение работы и отрицательно влияло на динамику группы, концентрацию внимания (с которым у них и без того проблемы), а также на детскую оценку значения происходящего;

г) отсутствие резервного времени в плане проекта, вследствие чего пришлось значительно сократить упражнение.

Эти факторы не позволяют нам подробно проанализировать результаты упражнения. Выделим два показательных ответа: 1. На вопрос о возможности не работать большинство ответило отрицательно, имея ввиду, что при такой возможности они все равно бы нашли себе дело. Это является положительным моментом. Однако, на вопрос о выборе между стабильным, но маленьким доходом и большим, но нестабильным отвечали в условиях сильной внутренней борьбы, а многие колебались и меняли свой выбор. Этот факт с одной стороны говорит о потребности в стабильности, с другой показывает заниженный уровень притязаний и самооценки, выбор жизненной стратегии избегания, а не достижения.

После окончания работы дети получили «заслуженную» зарплату. Сумма их удовлетворила. Мысль о том, что они могли бы получить в три раза больше, никак не отозвалась и не заинтересовала их. Не было задано уточняющих вопросов относительно критериев оценки их работы, не было возмущенных, которые бы считали несправедливым, что они работали больше, а получили меньше, и предъявляли претензии друг к другу или к организаторам. Получив конверты с зарплатой дети участвовали в экспресс-мастерской, после чего разошлись фотографироваться в автомобилях салона.


Общие выводы и рекомендации

Участие в проекте для детей из детского дома было безусловно полезно. Во время работы дети продемонстрировали большинство характерных черт, свойственных выпускникам детских домов, о которых мы писали в проектной заявке и сопроводительном письме, а именно:

несоответствие уровня притязаний («хочу») уровню собственных устремлений и возможностей («могу»);

завышенные притязания относительно социального продвижения;

завышенные притязания материального благополучия;

высокий уровень социальных и потребительских притязаний, не подкрепленный столь же высокими профессиональными устремлениями;

у многих выпускников желание больше зарабатывать не сочетается с психологической готовностью к более трудному и квалифицированному труду: «хочу получать больше, а работать меньше»;

наличие чрезмерного оптимизма по поводу процесса осуществления жизненных планов;

Целью проекта было: Погружение детей в реальную рабочую атмосферу. Эту цель мы достигли.

Главными задачами проекта были:

.) познакомить детей с людьми-профессионалами и особенностями профессии на практике;

.) дать возможность на практике попробовать свои силы в той или ной профессии; воспитанник выбор профессия

Все задачи в ходе реализации проекта удалось выполнить.

Самым важным для детей в этом проекте было общение со специалистами, взгляд в будущее, взгляд на себя на рабочем месте, и развенчание иллюзий относительно будущего, перевод разговора о профессии на язык фактов, цифр и действий.

Однако, воспитание - это длительный системный процесс; а также непрерывный, имеющий имплицитный характер, процесс, где ранние стадии развития более важны и являются базисными по отношению к последующим. Процесс же психологического развития еще более сложен и тонок. И надежда на то, что несколькими (даже эффективными) проектами можно сильно изменить жизнь подростка, иллюзорна. Проблема заключается в том, человек совершает поступки и делает выбор, опираясь на внутреннюю систему ценностей и установки (неосознаваемые побудители). А они в основном формируются на ранних этапах развития личности. Мы же имеем дело уже с вполне сформировавшейся личностью, даже в некоторых случаях с якрой индивидуальностью, что не дает нам возможности работать в рамках разового группового проекта с глубинными психическими структурами.

В качестве рекомендации для дальнейшей работы предлагаем сконцентрироваться на зоне ближайшего развития участников проекта.С учетом возраста это будет работа по социализации этих детей с акцентом на вопросах построения и функционирования семьи. Юношам и девушкам, которые попали в сложные жизненные ситуации, будет очень сложно строить личную семейную жизнь, так как они являются носителями деформированных моделей семейной жизни и воспитания детей. Требуются большие усилия, чтобы не пошли по пути реализации моделей поведения их родителей. Эта задача почти не решаемая в условиях краткосрочной работы, однако, пропедевтическая деятельность в направлении семейной социализации будет полезна в любом объеме. Нужно понимать, что любая кураторская работа с детьми должна начинаться как можно раньше, желательно вести детей с самого раннего возраста, а самое эффективное - это взять ребенка в семью.

Зинин А.В.

Тихонова О.Н.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!