Личность и профессиональная деятельность логистов по организации автотранспортных грузоперевозок

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Личность и профессиональная деятельность логистов по организации автотранспортных грузоперевозок

Введение

личность логист профессиональный качество

Тема моей курсовой работы: Личность и профессиональная деятельность логистов по организации автотранспортных грузоперевозок. Выбор данной темы не случаен, потому как я работаю в автотранспортной компании, которая осуществляет грузоперевозки по РФ автомобильным транспортом. Моя трудовая деятельность заключается в обеспечении контроля работы отдела автотранспортных перевозок, который состоит из пяти менеджеров по организации грузоперевозок. Работа очень интересная, но в тоже время требует много усилий и профессиональных знаний своей работы.

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. «Вне этих отношений, - пишет А. Н. Леонтьев, - человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе как в деятельности конкретных людей». Основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности.

Профессиональную деятельность можно рассматривать как способ социально-экономического и духовного взаимодействия индивида и трудового коллектива. Это создает необходимость учета соотношения и взаимосвязей материальных и духовных ценностей в системе производства. Человек производит материальные ценности, чтобы существовать, но он существует не только для того, чтобы их производить. В процессе труда внешние цели (материальные ценности) в определенной мере теряют для человека видимость объективной необходимости и становятся целями, которые ставит себе индивид, - целями самоосуществления.

Деятельность есть не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийный строй психологического знания. Но для этого нужно взять эту категорию во всей ее полноте, в ее важнейших зависимостях и детерминациях: со стороны ее структуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах.

Речь идет о том, чтобы ответить на вопрос, как именно выступает категория деятельности в психологии. Вопрос этот ставит ряд далеко еще не решенных теоретических проблем. Само собой разумеется, что я могу затронуть лишь некоторые из них.

Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром - перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей. Деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Актуальность темы исследования: Профессиональная деятельность начинается с древних времен, благодаря целенаправленной деятельности человек стал человеком. На протяжении веков и тысячелетий деятельность развивалась, становясь сложнее, сам же человек совершенствовался в своей деятельности, придумывались новые изобретения и орудия труда, для облегчения выполнения работы. Этот процесс не прерывен и до сих пор идет развитие профессиональной деятельности. Разрабатываются целые маркетинговые программы, изобретаются новые станки и инструменты, делалось ли это всё если бы тема была не актуальна? С самых малых лет у человека уже есть предпочтения в деятельности кто-то любит играть, кто-то рисовать, читать, петь, танцевать и т.д.

В.П. Петленко в своей книге: «Основы валеологии. Книга вторая» считает: «Особенности темперамента следует учитывать родителям при подготовке ребенка к выбору профессии, так как к некоторым профессиям предъявляются очень высокие требования (выдержка, самообладание, быстрота реакции). Например, меланхолику противопоказаны профессии водителя, летчика, монтажника, монтажника-высотника и другие, которые сопряжены с наличием стрессовых ситуаций. Представителям этого типа больше подходят профессии, связанные с повышенной внимательностью, принудительным ритмом (телеграфисты, программисты, машинистки). Холерик и сангвиник лучше всего могут проявить себя в организаторской деятельности, работе, непосредственно связанной с людьми, а также в научной деятельности, изобретательстве и рационализаторстве. Флегматик наибольших успехов может достигнуть в деятельности, не требующей быстрой смены действий, ловкости и активности, там, где особенно необходимы методичность, последовательность и настойчивость в работе…».

Наблюдая за деятельностью людей, мы обнаруживаем, что и в работе, и в учебе все отличаются друг от друга по тому, сколько труда они затрачивают и каких результатов достигают. Например, кто-то долго справляется с решением математических уравнений, но быстро и легко запоминает сведения по истории или биологии. Каждый человек обладает особенностями личности, которые влияют на его успешность в какой-либо деятельности. Эти особенности личности называются - способности. Способности - особенности памяти, внимания, мышления, воображения.

Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые профессиональные требования. Их необходимо знать, усваивать и выполнять, чтобы стать профессионалом высокого класса. Если особенности личности позволяют успешно овладеть профессиональными навыками, а сам труд приносит моральное удовлетворение человеку, то это гармоничный профессиональный выбор.

В современном мире человек стремиться создать максимально комфортные условия для проживания, мы хотим, ежедневно приходя в магазин видеть широкий выбор свежих продуктов, которые производятся не только в нашей стране, но и за ее пределами. Автотранспортная логистика будет всегда востребован потому как, только автомобильным транспортом, возможно, доставить необходимую продукцию в максимально короткие сроки.

Предмет исследования: профессиональная деятельность логистов в сфере автотранспортных грузоперевозок. Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения обнаруживается их предметная природа. Логист автотранспортной компании, прежде всего, должен быть образован, уметь грамотно общаться с клиентами, он должен располагать к себе, так же должен обладать знанием правильно и четко обозначить все организационные моменты и создать необходимые условия для перевозки той или иной продукции, должен знать особенности и специфику перевозки каждого груза в отдельности.

Объект исследования: личность в профессиональной деятельности логистов в сфере автотранспортных грузоперевозок.

Цель: Выявление аспекта личности в профессиональной деятельности.

Задачи:

.Охарактеризовать личность логиста, его путь к деятельности;

.Рассмотреть основные этапы и направления его деятельности;

.Определить свойства личности по методу FPI;

.Разобрать особенности свойств личности;

Методологические основы исследования:

Метод исследования - это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности: в данном исследовании будет использована психологическая методика (FPI), форма А-114 вопросов.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, практического приложения, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению личности

.1 Понятие личности

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника истерического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи появляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Способность очень быстро "в уме" складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются немыми пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность - человек как носитель сознания. Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Персона - это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность - это личина, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли.

Можно также рассматривать личность с позиции наиболее ярких ее сторон - общительная личность, робкая личность и т.д.

Недостатком такого подхода является то, что упускаются из виду ситуационные характеристики поведения. В одной обстановке индивид может быть общительным и раскованным, а в другой - застенчивым и робким.

1.2 Структура личности

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие: всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции); социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации); индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности). В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности.

Важнейшие компоненты структуры личности память, культура и деятельность. Память это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде, как определенной системы научного знания, так и обыденных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т.е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т.е. в конечном счете, от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т.д. В социализации индивида можно выделить две фазы социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация, это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь сгусток ее регулятивно - духовных потенций центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.

Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра я. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится, деформировано субъективным. Упрямство это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей не - личности, то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл я. Таким образом, личность это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого. которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

1.3 Научные подходы к изучению личности

Комплексный и системный подходы

Комплексный подход является одним из методологических оснований социальной психологии личности. Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека:1-индивид,2-личность,3-индивидуальность. По его мнению, индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами. Личность является комплексной проблемой современной науки. В ее изучении как специальный выделяется социально-психологический аспект. По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется:

) статус личности, т.е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т.д.);

) общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;

) мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;

) мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);

) характер и склонности.

Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.

Системный подход к социальной психологии личности. Новые социально-психологические идеи о личности представлены системным подходом, сформулированным и развитым Б.Ф. Ломовым. Согласно его концепции, основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. В то же время сам человек является компонентом социальной системы. Личность как член общества включена (сознает она это или нет) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки зависят от того, каковы ее объективные отношения к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества. В жизнедеятельности личности общественные отношения проявляются в многообразных формах. Среди них следует выделить личные и межличностные отношения, взаимовлияния, профессиональную деятельность и общение. Направленность личности - это система основных ее потребностей и мотивов. Она определяется отношениями данного индивида с другими людьми и их общностями. Эти отношения отражаются как в потребностях личности, так и в способах их удовлетворения. В свою очередь, на базе потребностно-мотивационной сферы личности формируются ее ценностные ориентации, жизненные цели и новые отношения с окружающими людьми. С позиций системного подхода задача научного исследования заключается в раскрытии законов образовании целого, законов строения целого, законов развития целого, отношений системы с другими системами, взаимодействия системы с внешним миром.

Субъектный и деятельностный подходы

Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологииличности. Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах:

) познавательной,

2) деятельностной,

3) отношенческой.

Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме: личность является субъектом жизни.

Деятельностный подход к психологии личности. Разработан А. Н. Леонтьевым. Главный тезис: деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (бытие определяет сознание). Иерархия уровней деятельности:

) Особые виды деятельности (управляются мотивами);

) Действия (управляются целями);

) Операции (определяются условиями);

) Психофизиологические функции.

Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. Также мотивационной сферой определяется масштаб личности. Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А. В. Петровским. Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Анализ сложной диалектики личности и группы привел Петровского к важному для социальной психологии личности выводу «личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Выделение главного в личности дало Петровскому основание обозначить свою концепцию личности как концепцию личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений.

Структурно-динамический подход

Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов - А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, Б. Д. Парыгина - на структуру личности. В этих концепциях заложены основания для целостного понимания личности в ее специфическом качестве как предмета социальной психологии, определяются социально-психологические качества личности. А.Г. Ковалев предложил различать в личности три взаимосвязанных образования: психические процессы (очень динамичны); психические состояния (менее динамичны); психические свойства (устойчивы). В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями к деятельности. Образуются их сложные структуры, к которым относятся: темперамент (структура природных свойств); направленность (система потребностей, интересов, идеалов); способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Синтез структур образует своеобразный облик или характер. Образование структур, а особенно их системы, обеспечивает относительную независимость поведения от случайных воздействий, ситуаций. В них выражается степень зрелости и определенности личности, умственной и практической ее самостоятельности. Более детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова. Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности.

Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур: Первая подструктура - это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Вторая подструктура - опыт. Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней чаще больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура - биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки.

Существенное продвижение структурно-динамического подхода к изучению личности содержится в концепции Б. Д. Парыгина. Он поставил своей задачей проанализировать социально-психологическую структуру личности. Новым в его представлениях является выделение двух качественно различных моделей структуры личности: статической и динамической. Особую роль в структуре личности он отводит эмоциональному фактору. Вводится новое понятие - психический настрой. 1) Под статической структурой Парыгин понимает предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные компоненты психики индивида. В статической структуре по параметру различия всех компонентов психики человека, по степени их распространенности в структуре личности выделяются: свойства всеобщие, т. е. единые для всех людей; социально-специфические, т. е. присущие тем или иным группам людей или общностям; индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные той или иной личности. Центральным в характеристике социальной психологии личности выступает социально-специфический опыт. Осуществление этого опыта зависит от проявления специальных социально-психологических феноменов: социальных ролей, социальных норм, ценностных ориентации, символов, социальных значений, степени интернализации этого опыта, позиции личности, ее самосознания. Все эти категории - категории социально-психологические. Через раскрытие их содержания познается социально-психологическая сущность личности. 2) В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности.

В динамической структуре личности Парыгин выделяет два основных аспекта: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального поведения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния.

Динамическая и статическая структуры личности могут находиться в противоречии, противоречивыми могут оказаться разные составляющие (элементы) этих структур. Характеристики слаженности структур личности, противоречивость их в разных жизненных обстоятельствах привели Парыгина к необходимости специально исследовать два интегрирующих социально-психологических феномена - духовный потенциал личности и социально-психологические ее барьеры.

Глава 2. Особенности профессиональной деятельности логистов по организации автотранспортных грузоперевозок


Логистическая информация - это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия. Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации и является инструментом интеграции элементов системы логистического управления.

Документ - письменный акт установленной или общепринятой формы, составленный определенными и компетентными должностными лицами, а также гражданами для изложения сведений о фактах, или удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, или для подтверждения прав и обязанностей. Документ это письменное подтверждение факта совершения логистической операции.

Виды документов:

первичные (путевой лист, товарно-транспортная накладная);

вторичные (журнал учета приходных ордеров и др.).

Маршрут документа - путь перемещения документа в процессе его обработки; упорядоченный список исполнителей, которых документ «обходит» в течение своего жизненного цикла.

Документооборот:

движение документов в пространстве и во времени с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки

перемещение и (или) совместная обработка информации сотрудниками подразделений на предприятии, а также предприятием, его подрядчиками и логистическими партнерами.

Информационная готовность определяется способностью предприятия предоставлять запрашиваемые потребителем данные на всех стадиях выполнения заказа. Информационная готовность рассчитывается как отношение числа быстрых и точных ответов на запросы к общему числу запросов за определенный промежуток времени.

Требования к автоматизированным информационным системам:

масштабируемость -- способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество пользователей;

распределенность - способность системы обеспечивать совместную обработку документов несколькими территориально разнесенными подразделениями предприятия или несколькими удаленными друг от друга рабочими местами;

модульность - способность системы предоставлять пользователям возможность настраивать и выбирать функции системы исходя из специфики и сложности, деятельности предприятия, т. е. система автоматизации гибкая и состоит из отдельных модулей, интегрированных между собой (сбыт, склад, закупки, производство, персонал, финансы, транспорт);

открытость - система автоматизации интегрирована в другие информационные системы, она имеет открытые интерфейсы для разработки новых приложений и интеграции с другими системами.

Основные задачи информационной системы:

непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа (о протекании функциональных и информационных процессов);

непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;

реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);

обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства;

предоставление информации для стратегического планирования

предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;

обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;

обеспечение возможности перераспределения ресурсов пред приятия;

обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;

обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов.

При разработке информационных систем:

особое внимание уделяется методам измерения и сравнения логистических показателей, а также методам управления ими;

разрабатываются формализованные и всеобъемлющие системы оценки результатов обслуживания потребителей;

устанавливаются нормативы для каждого вида логистических процедур на протяжении всего процесса обслуживания потребителей;

создаются так называемые хранилища данных, являющиеся интегрированными элементами информационных систем предприятий. Основная цель создания таких хранилищ - облегчить доступ к данным всем менеджерам предприятия, а также потребителям и поставщикам;

системы оценки и контроля интегрируются с системами обслуживания заказов и планирования, включая прием и обработку заказов, планирование логистических операций, управление запасами планирование производства, складирование и транспортировку.

Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начнем с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан. Стало быть, проблемы развития автомобильного транспорта носят комплексный характер. Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов.

В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции. В автотранспортных подразделениях предприятий всех отраслей экономики работает более 4 млн. человек. Причем на автотранспортную отрасль приходится более 50% от числа работающих в транспортном комплексе, без учета железнодорожного транспорта. В условиях оживления реального сектора экономики в 2001 г. автомобильный транспорт освоил более 90% всего прироста объемов внутренних перевозок.

Спрос на грузовые перевозки во многом определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики. Грузовые перевозки - это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим развитием автотранспорта. И понятно почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.

В отличие от других видов транспорта автотранспорт во всех возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок от двери отправителя до двери получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Автомобильный транспорт стал незаменимым средством и при смешанных перевозках. В 2001 году общий объем международных автомобильных перевозок, выполненных отечественными и зарубежными автопервозчиками, составил 19.2 млн. тонн. То есть на 7.3 больше аналогичного показателя предыдущего года.

На этапе становления рыночных отношений в России сложились объективные предпосылки для ускоренного развития автомобильного транспорта. Возросло его влияние на развитие социально-экономической сферы страны. Так, при перевозках грузов установилась тенденция, подтверждающая практику развитых зарубежных стран: средние темпы роста объемов автомобильных грузовых перевозок соответствуют средним темпам экономического роста, превышая при этом темпы роста объемов перевозок на других видах транспорта. Ускоренное развитие автомобильного транспорта в России обусловлено следующими основными факторами:

- около 80% производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, что предопределяет в этих условиях безальтернативное использование автомобильного транспорта;

- известные объективные преимущества автомобильного транспорта (обеспечение партионности, возможность организации работы "с колес", доставка "от двери до двери", скорость, гибкость, мобильность, надежность) позволяет рассматривать его как наиболее рыночно ориентированный вид транспорта. За последние годы автомобильный транспорт выполняет свыше 55% объемов внутренних грузовых перевозок страны, с тенденцией увеличения этой доли, являясь, таким образом, "главным перевозчиком" для растущих секторов экономики России.

Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса, что подтверждается соответствующими объемами перевозок грузов и значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции отдельных секторов экономики:

- в промышленности доля автотранспортных издержек составляет не менее 15%,;

в строительстве - до 30%;

в сельском хозяйстве и торговле - до 40% и более.

Суммарно эти издержки, с учетом выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, составляют не менее 400 млрд. руб. в год или около 6% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

В процессе международной интеграции значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле. В общей стоимости перевозимых всеми видами транспорта внешнеторговых грузов доля автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки наиболее ценной продукции, находится примерно на уровне железнодорожного и морского транспорта. Инвестиции, издержки, занятость населения.

На приобретение пассажирских и грузовых автомобилей население и бизнес ежегодно вкладывают до 4 миллиардов долларов. Уровень этих инвестиций определяется, прежде всего, объективным ростом мобильности населения и потребности в автомобильных перевозках и в настоящее время в минимальной степени зависит от регулирующих воздействий государства. Коммерческий автомобильный транспорт обеспечивает более 10% всех налоговых поступлений от транспорта. На автотранспорте, с учетом автомобильных дорог и инфраструктуры обслуживания, занято около 6% работающего населения, а основные фонды оцениваются в размере не менее 11% всех основных фондов страны. Суммарные издержки на выполнение перевозок грузов и пассажиров, не считая личный легковой автотранспорт, составляют примерно 700 млрд. руб. в год или более 10% от ВВП страны. Указанный высокий уровень автотранспортных издержек обусловлен не только огромным объемом выполняемой автотранспортом работы, но и недостаточным уровнем государственного регулирования отрасли.

2.2 Организация управления автомобильным транспортом и технического процесса

Автомобильный транспорт в зависимости от принадлежности подразделяется на транспорт общего пользования (выполняет перевозку грузов предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности, грузов, принадлежащих населению, а также пассажиров) и ведомственный принадлежит министерствам, ведомствам, а также колхозам и совхозам и обслуживает нужды предприятий, организаций и строек этих ведомств, должен выполнять все виды технологических и хозяйственных перевозок грузов, за исключением централизованных и междугородных перевозок, выполняемых автотранспортом общего пользования)

Для выполнения перевозок создаются автотранспортные предприятия (АТП), являющиеся первичным звеном автомобильного транспорта (на ведомственном автомобильном транспорте (на ведомственном автомобильном транспорте могут быть также транспортные цеха в составе крупных промышленных предприятий).

Внутри крупных АТП создаются автоколонны. Основной вид АТП - комплексное, осуществляющее перевозку грузов, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, снабжение необходимыми эксплуатационными материалами. В большинстве случаев АТП являются специализированными - в зависимости от обслуживаемой отрасли, способа выполнения перевозок и т.п.

АТП наделено соответствующими правами, выполняет возложенные на него работы и оказывает услуги (транспортно-экспедиционное обслуживание) в соответствии с планом и договорами.

АТП имеет устав, самостоятельный баланс и является юридическим лицом.

Основными нормативными актами являются :

Устав автомобильного транспорта;

Инструкция о порядке расчетов за перевозки грузов автотранспортом;

Типовой годовой договор;

Правила дорожного движения.

АТП характеризуется производственно-техническим, экономическим и организационным единством.

Производственно-техническое единство выражается в общности материально-технической базы, единстве технологического процесса. Экономическое единство определяется общностью производственно-экономических задач, стоящих перед коллективом АТП. Организационное единство заключается в наличии на АТП единого руководства, единого производственного плана и выделенных ему собственных средств, которыми оно может самостоятельно распоряжаться в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Каждое АТП должно иметь паспорт предприятия, который включает следующие 12 разделов:

положение о паспорте и указания по его заполнению;

общие сведения;

подвижной состав;

производственно-техническая база;

производственные фонды и капитальные вложения;

транспортная работа и технико-эксплуатационные показатели;

дорожно-транспортные происшествия;

годовые расходы ресурсов;

численность работающих;

заработная плата и производительность труда;

генплан участка;

показатели социального развития.

Паспорт заполняют только на основании документированных данных. Все изменения и дополнения вносятся в паспорте не позднее 10 дней после сдачи годового отчета. Первый экземпляр паспорт хранится на АТП, второй в вышестоящей организации.

В основном АТП являются хозрасчетным предприятием, которое является юридическом лицом, осуществляет права пользования, владения и распоряжения имуществом, находится на самостоятельном балансе, имеет свой расчетный счет в банке, пользуется правом получения кредитов, то есть несет имущественную ответственность, может быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, заключает хозяйственные договора с другими предприятиями и организациями на выполнение перевозок.

Помимо предприятий, работающих на транспортном рынке и получающих доходы от перевозки не принадлежащих им грузов, (коммерческих перевозчиков), существует значительный сектор не рыночной транспортной работы, где нет клиента. В него входят предприятия, эксплуатирующие автотранспортные средства для перевозки принадлежащих им товаров или нетоварных ценностей, используемых в производстве или для иных собственных нужд. Объем перевозок, выполняемых такими некоммерческими эксплуатантами автотранспортных средств, достигает 60% от всего объема перевозок автотранспортом. Функции и структура службы эксплуатации. Состоит из трех групп: грузовой, диспетчерской и учетно-контрольной. Группы возглавляют инженеры по эксплуатации. Грузовая группа занимается изучением грузопотоков и грузооборота, состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок и т.д. Производит подготовительные работы по заключению с заказчиками договоров и принимает заказы (заявки) на перевозки грузов и использование автомобилей, составляет сводный суточный оперативный план перевозок. Диспетчерская группа занимается оперативным планированием перевозок, выпуском подвижного состава на линию и приемом его при возвращении, составлении отчета сменно суточного о выпуске на линию и суточного отчета о работе подвижного состава Диспетчерская группа состоит из двух подгрупп: центральной (находится непосредственно на АТП) и линейной - персонала, находящегося непосредственно в местах загрузки-разгрузки подвижного состава. Учетно-контрольная группа выполняет первичную обработку путевых листов и товарно-транспортных документов, осуществляет оперативный учет выполнения плана перевозок по клиентуре и номенклатуре, автоколоннам, бригадам, отдельным водителям. Функции технической службы - выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, материально-техническому снабжению, обеспечению технической подготовки оборудования, тепло-, вода - и энергоснабжению, эксплуатации и ремонту зданий и сооружений. Планово-экономическая служба осуществляет технико-экономическое планирование деятельности АТП в целом и отдельных его подразделений, доводит плановые задания до подразделений, ведет статистический учет и анализ деятельности предприятия. Бухгалтерия ведет учет материальных и денежных ценностей, расчеты с клиентами и с работниками предприятия, учет всей деятельности АТП в денежном выражении и бухгалтерскую отчетность, контроль за законностью и целесообразностью хозяйственных операций и сохранностью собственности. Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала, подготовку кадров и контроль за периодичностью проведения медицинских осмотров водителей.

В производственном процессе перевозок участвуют люди и средства производства, которые в свою очередь составляют производственные фонды. Производственные фонды совершают в плановом порядке непрерывный оборот, последовательно меняя свою форму: денежная форма переходит в производственную, производственная в товарную, товарная в денежную и т.д. Производственные фонды делятся на основные и оборотные. В состав основных производственных фондов входят: здания, сооружения, оборудование, автомобили, инструменты инвентарь.

Во время совершения производственного процесса на транспорте основные фонды изнашиваются. Стоимость износа основных фондов включается в себестоимость автомобильных перевозок и возмещается в форме выручки за транспортные услуги.

По мере эксплуатации основных фондов увеличивается сумма денежных средств, компенсирующих их износ. Эти суммы накапливаются в виде амортизационных отчислений, которые затем могут быть использованы для приобретения новых средств труда.

2.3 Планирование и организация перевозок товаров автотранспортом

План перевозок грузов является основой для разработки всех других разделов планирования работы предприятия. Он формируется на базе составленных договоров с грузоотправителями. Составляется перечень и контрольные цифры по объемам перевозок.

АТП и грузоотправителям (клиентам) предоставлено право при изменении объемов производства и поставок, видов на урожай, а также в связи со стихийными бедствиями уточнять (изменять) в ходе выполнения договоров объемы перевозок. Эти изменения могут вноситься в план в течение месяца, квартала по отдельным предприятиям-грузоотправителям без уменьшения планового объема перевозок по АТП в целом за месяц, квартал, год. При годовом и пятилетнем планировании объема перевозок и грузооборота для АТП, объединений можно использовать отраслевой норматив - количество тонн и тонн-километров, приходящееся на принятую в данной отрасли единицу измерения. Величина отраслевых нормативов зависит от конкретных условий развития отдельных отраслей хозяйства в городе, экономическом районе, где осуществляются перевозки. Тщательное изучение и правильное определение объема и структуры перевозок, специфики перевозимых грузов и грузопотоков имеют существенное значение, так как перевыполнение плана перевозок по одним грузоотправителям не засчитывается в выполнение плана перевозок по другим грузоотправителям. Грузопотоки и грузооборот устанавливают на основе анализа объемов работы грузообразующих и грузопоглащающих пунктов. Во время обследования определяют суточный, месячный и годовой объемы перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.

В производственной программе и плане эксплуатации подвижного состава рассчитывается потребность в подвижном составе, необходимом для выполнения плана перевозок, и определяются основные технико-эксплуатационные показатели.

Также к планированию можно отнести расчет себестоимости перевозок, которая включает в себя следующие элементы затрат: заработную плату всех категорий работающих, отчисления на социальное страхование, затраты на автомобильное топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, запасные части, узлы и агрегаты, покупной инструмент, инвентарь и приспособления, не входящие в основные фонды, топливо и электроэнергию, амортизацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования, дорогостоящего инвентаря и инструмента, а также прочие денежные расходы. Данный перечень затрат определяет состав расходов и используется для составления сметы затрат АТП на год с разбивкой на кварталы.

В соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана автотранспортное предприятие или организация по согласованию с грузоотправителем за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала.

Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются в таком же порядке за 10 дней до начала соответствующего месяца.

Планирование перевозок на условиях платных автотонно-часов.

Платные автотонно-часы представляют собой произведение грузоподъемности автомобиля на время его работы, оплачиваемое клиентом.

Порядок планирования объема перевозок в автотонно-часах определен утвержденными Госпланом методическими указаниями. Обязательным условием, предшествующим введению этого показателя, является разработка и утверждение расчетных норм пробега подвижного состава по основным маршрутам движения, норм простоя в пунктах погрузки-разгрузки и нормированных сменных заданий водителям по основным обслуживаемым объектам.

Служба эксплуатации совместно с отделом труда и заработной платы разрабатывают планы работы водителей на смену - нормированные сменно-суточные задания, которые утверждаются руководителем АТП по согласованию с комитетом профсоюза.

При планировании объем перевозок определяется путем умножения суммарного нормативного времени движения с грузом и нормативного времени движения с грузом и нормативного времени простоя под погрузкой-разгрузкой на количество ездок и номинальную грузоподъемность подвижного состава. Количество ездок определяется делением объема перевозок в тоннах, установленного в договоре, на количество груза, доставляемого за одну ездку, с учетом класса груза.

Суточный оперативный план перевозок должен быть увязан: с среднесуточным объемом перевозок в тоннах и грузооборотом в тонно-километрах, установленными производственной программой АТП; с среднесуточными лимитами по объему перевозок для отдельных предприятий министерств, ведомств и номенклатуре груза; с поступающими от технической службы АТП данными о среднесуточном выпуске подвижного состава на линию по типам, моделям, по колоннам. Составляет его старший диспетчер грузовой группы раздельно по группам автомобилей, сменам и для каждого пункта погрузки. Затем план передают в диспетчерскую группу, которая определяет потребное для каждого отправителя число единиц подвижного состава, разрабатывает рациональные маршруты движения, рассчитывает задания водителям.

Предприятия и организации автомобильного транспорта принимают к перевозкам:

а) грузы на основании утвержденных в установленном порядке планов;

б) вне плана - грузы разового характера при предъявлении их мелкими отправками, грузы, предъявляемые населением, а также грузы по указанию Министерства автомобильного транспорта.

Перевозка овощей, фруктов, молока и других скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов для заготовительных организаций и организаций потребительской кооперации производится по плану, а также предъявлению (без ограничения) по заявкам, представляемых за пять дней до перевозок.

Грузы, перевозка которых вызвана стихийным бедствием или аварией, принимаются к перевозке вне плана и вне очереди.

Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок транспортно-экспедиционной работы, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и услуг и т.д.

От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного процесса, т.е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок.

Важную роль в четкой организации перевозочного процесса играет разработка и внедрение транспортно-технологических схем доставки грузов.

Процесс доставки груза от отправителей до получателей состоит из трех основных элементов:

погрузки груза на подвижной состав в пункте отправления;

перемещения груза подвижным составом от пункта отправления до пункта назначения;

выгрузки груза с подвижного состава в пункте назначения.

При доставке груза возникает также необходимость выполнения других различных работ, связанных с транспортным процессов (прием груза у грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т.д.).Весь комплекс связанных с транспортным процессов работ, выполняемых с момента приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой. Транспортно-экспедиционную работу могут выполнять как сами грузоотправители и грузополучатели, так и АТП. Таким образом, процесс доставки грузов может быть представлен в виде отдельных взаимосвязанных операций, выполняемых на каждом этапе.

Взаимоотношения между автотранспортными организациями и заказчиками регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в договорах на перевозку груза, заключаемых между автотранспортными организациями и заказчиками. Договор - это соглашение двух или нескольких юридических лиц, устанавливающее и регулирующее их взаимные права и обязанности. В правоотношениях, возникающих при заключении и исполнении договора, различаются: субъекты - стороны, заключающие договор; предмет - деятельность, по поводу которой заключается договор; содержание - совокупность условий относительно прав и обязанностей, принимаемых на себя сторонами. Эти условия определяются либо правовыми нормами и плановыми заданиями, либо устанавливаются по взаимному соглашению сторон. Одним из субъектов договора всегда является АТП, а другим - предприятие, организации, граждане, другие транспортные предприятия. Предметом договора являются автомобильные перевозки и другие транспортные услуги. Договор на автомобильные перевозки грузов является соглашением, по которому одна сторона (автотранспортная организация) обязуется принять к перевозке и доставить груз другой стороны (клиента) от места отправления до места назначения в установленные сроки, а другая сторона (клиент) обязуется предъявить груз к перевозке, обеспечить погрузку и выгрузку и оплатить стоимость перевозки.

Для АТП системы Минавтотранса РФ установлен общий типовой договор на перевозку груза. Он состоит из следующих разделов:

- предмет договора, где указывается общий объем перевозок, грузооборот и ориентировочная стоимость предстоящих перевозок груза;

условия перевозки, где определены обязанности сторон;

расчеты за перевозку, где указывается порядок расчетов;

ответственность сторон за выполнение условий договора;

срок действия и юридические адреса (расчетные счета) сторон.

Предприятия и организации, заключающие договор с автотранспортными организациями, должны обязательно представить приложение к договору, в котором содержатся данные об объеме перевозок груза и грузообороте с разбивкой по пунктам отправления и кварталам года. В договорах сторонами особо должен быть предусмотрен предел (в процентах) возможного изменения среднесуточного объема перевозок. Договор, как правило, подписывают руководители АТП и организаций - клиентов или их заместители. В соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана АТП по согласованию с клиентом за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы.

Уставом определена материальная ответственность АТП и клиента за невыполнение декадного плана перевозок при невыгрузке груза или непредъявлении груза к перевозкам. В этом случае виновная сторона должна уплатить другой стороне штраф в размере 20% стоимости несостоявшейся перевозки и в размере 10% стоимости пользования автомобилями с повременной оплатой. АТП и заказчики освобождаются от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок, если это связано со следующими причинами: стихийными явлениями (заносами, наводнениями, пожарами и т.п.); временным прекращением или ограничением в установленном порядке движения автомобилей по дорогам; аварией на предприятии, в результате которой была прекращена работа последнего или отдельных его цехов на срок не менее 3 суток. При заключении и исполнении договоров на автомобильные перевозки грузов стороны должны руководствоваться основными действующими законоположениями, инструкциями и директивами документами вышестоящих организаций. Значение хозяйственного договора как основного документа, определяющего права и обязанности сторон, ответственность АТП за своевременность вывоза продукции грузоотправителей и доставки ее грузополучателям, очень велико.

Порядок предоставления заявок на автомобильный транспорт

На перевозку грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организацию при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора - разовый заказ. Форма заявок и порядок и представления устанавливаются в Типовом годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом. Форма разовых заявок и порядок их представления и оформления устанавливается Министерством автомобильного транспорта. В заявке на перевозку указывается наименование и объемы перевозимых грузов, маршруты перевозки, графики подачи подвижного состава под первую загрузку. Заявки на перевозки грузов поступают в грузовую группу в установленном порядке и регистрируются по мере их поступления в специальном журнале. На основании заявок в грузовой группе заполняют графы суточного оперативного плана перевозок.

Документальное оформление перевозок товаров автомобильным транспортом.

При выполнении перевозок используют следующие основные документы строгой отчетности: путевой лист и товарно-транспортную накладную (ТТН) при перевозе грузов товарного характера. Эти документы изготавливаются централизованно типографским способом и имеют серию и учетный номер.

Путевой лист является основным первичным документом, определяющим совместно с ТТН показатели при учете работы подвижного состава и водителя, составлении статистической отчетности, начисления заработной платы водителю, расчетах за перевозки грузов.

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и товаров и является документом, на основании которого грузоотправитель списывает, а грузополучатель приходует перевозимые ценности. Для АТП она является основанием для учета транспортной работы и расчетов за перевозки. Водитель получает путевые листы от диспетчера под расписку на один рабочий день при условии сдачи им путевого листа за предыдущий день работы.

На путевом листе должны стоять штамп или печать АТП (организации) - владельца автомобиля и дата выдачи. В нем указывают марку, государственный и гаражный номера автомобиля и прицепа (прицепов), фамилию и инициалы водителя, номер его водительского удостоверения, класс и табельный номер водителя.

При выезде из АТП и возвращении на него соответствующие должностные лица (диспетчеры, механики, заправщики горючего, медработники) делают отметки в путевом листе. На лицевой стороне путевого листа перед его выдачей водителю заполняют раздел «Задание водителю», в котором указывают наименование заказчика, адрес и время прибытия к заказчику, число поездок и объем перевозок в тоннах. Если в течение дня необходимо осуществить перевозки от нескольких заказчиков или нескольким получателям от одного заказчика, то задание составляют на каждую поездку. На оборотной стороне путевого листа заказчик записывает и заверяет своей подписью маршруты движения автомобиля во время нахождения его у заказчика. Путевой лист имеет на лицевой и оборотной сторонах отрывной талон заказчика, в котором указывается номер путевого листа, наименование АТП, государственные номера автомобиля и прицепа, наименование заказчика, фамилия, инициалы и должность лица, ответственного за использование автомобиля. Заказчик отмечает и заверяет своей подписью и штампом время и показания спидометра при прибытии и выбытии автомобиля и прицепа. Отрывной талон на лицевой стороне путевого листа после обработки его на АТП - расчета стоимости пользования автомобилем - направляется заказчику вместе со счетом за пользование автомобилем. НА оборотной стороне путевого листа отведено место для отметок о простоях автомобиля на линии. Также на оборотной стороне путевого листа заносят рассчитываемые на АТП данные о расходе топлива, времени в наряде, пробеге, числе поездок, количестве перевезенных тонн и выполненных тонно-километров.

ТТН состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В ней указываются: дата ее выписки, наименование заказчика, наименование АТП, марку и государственные номера автомобиля и прицепов, фамилию и инициалы водителя, номер путевого листа. Товарный раздел ТТН заполняется грузоотправителем и содержит сведения о грузе (наименование, вид упаковки, способ определенной массы, класс, число мест или тонн), а также о лице, отпускающем груз (фамилия и должность). В транспортном разделе ТТН приводятся сведения о погрузо-разгрузочных операциях (исполнителе, способе выполнения,, времени прибытия и выбытия, продолжительности простоя, числе и продолжительности дополнительных операций), и прочие сведения (расстояния перевозок по группам дорог, расценки и сумму к оплате за перевозки и другие услуги, штрафы, оплата за сверхнормативный простой и т.п.), заполняемые после сдачи путевых листов и ТТН автотранспортным предприятием. Товарно-транспортные накладные необходимо выписывать на каждую поездку не менее чем в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, второй - сдается грузополучателю, третий и четвертый поступают на АТП (третий затем прикладывают к счету за перевозку).

Существует также документ «Опись на перевозку грузов с объявленной ценностью», который прилагается к товарно-транспортной накладной. В описи ставится номер накладной, по которой перевозится данный груз.

Глава 3. Практические исследования личности

.1 Описание методик исследования

Для исследования личности я подобрала несколько методик: методика «Freiburg Personality Inventory (FPI), форма А-114 вопросов».

Что представляет собой эта методика: Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.

Оснащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма «В» отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII - производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия - интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие - выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией.

Похожие работы на - Личность и профессиональная деятельность логистов по организации автотранспортных грузоперевозок

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!