Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,14 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДЕГОГИКИ

Кафедра возрастной и педагогической психологии








КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДУ

(коррекционное занятие)


Шабалдина Ксения Валерьевна

Научный руководитель:

Семеновских Т.В.





Тюмень, 2014

Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях, и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения.

При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:

Демонстративное поведение: способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

Аффективно суицидальное поведение, чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведении чаще прибегают к повешению.

Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:

Предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.

суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.

Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).

Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше - до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.

Аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии (психопатологические синдромы).

Хронические или смертельные болезни;

тяжелые утраты, например, смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери.

семейные проблемы: уход из семьи или развод.

Специалисты, сталкивающиеся с этими группами населения, друзья и их семьи должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества. Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, свою историю, в которой задействованы многие люди. При этом агрессия и злость направляются уже не во вне против других людей, а во внутрь - против самого себя.

Чтобы избежать суицидальных попыток и самого суицида с летальным исходом, необходимо своевременно провести психо-коррекционную работу.

Программа состоит из трех блоков:

когнитивный

эмоциональный

поведенческий

Программа включает в себя 3 комбинированных занятия, в которые входят игры, упражнения с элементами когнитивной психотерапии, арттерапии, игротерапии; психодрамы, релаксационные упражнения.

Состав участников - подростки 13-16 лет, склонные к суициду.

Форма занятий: групповая.

Цель программы: снятие негативных установок у подростков, переосмысление ценности жизни.

Задачи:

.способствовать осмыслению своей жизни в настоящем и будущем;

.помочь овладеть навыками групповой дискуссии;

.обеспечить безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

Каждое занятие развивающей программы имеет следующую структуру: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть для всех занятий является единой, включает в себя игры, упражнения, направленные на создание положительного отношения к занятию, ведущему, сверстникам; особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Продолжительность этой части - 5-7 минут.

Основная часть отвечает главной цели занятия; включает в себя коррекционные игры. Продолжительность основной части - 45 минут.

Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: релаксация, упражнения на расслабление, подведение итогов. Продолжительность этой части - 5-7 минут.

БЛОК 1 - КОГНИТИВНЫЙ

«ЖИЗНЬ ОДНА».

Из всех созданий, живущих на земле, только человек может

изменить себя. Только человек является архитектором своей судьбы.

В. Джеймс.

.Вводная часть

·Упражнение «Меня зовут»

Цель: создание доброжелательной атмосферы и знакомство участников группы.

Каждый участник называет свое имя и то, что ему нравится (можно уточнить: называть любимый фильм/книгу/напиток/хобби и т.п.) по кругу.

.Основная часть

·Упражнение «Мне нравится в себе...».

Цель: помощь каждому из участников группы «перебрать» свои достоинства и найти среди них те, которые могут стать точкой опоры в себе, шаги по принятию себя.

В центре круга стоит стул, который на время становится как бы волшебным. Участник игры, который встал на стул, имеет право называть только свои достоинства, только те качества, которые ему нравятся в себе. Волшебный стул высвечивает только достоинства человека, его положительные качества; называть недостатки категорически запрещается.

Группа становится своеобразным «живым зеркалом», в котором человек имеет возможность увидеть свое позитивное отражение. Произнося доброе слово о себе (по сути, открывая свои ресурсы), он смотрит на принимающие, а значит подтверждающие истинность его слов лица участников. Это укрепляет его веру в себя, в то, что эти достоинства ему на самом деле присущи.

Для группы такое упражнение тоже чрезвычайно полезно: оно становится хорошей школой развития интереса к другому человеку, развивает умение с доверием отнестись к его открытости и поддержать. В результате выполнения подобных упражнений в группе возникает атмосфера доверия, столь важная для динамики группового процесса.

·Игра «Цепочка ценностей»

Цель: помощь каждому из участников группы рассмотреть те достоинства жизни, которые бывают и найти свое.

Детям раздаются списки ценностей: счастливая семья, любимая работа, друзья, вера, любовь, богатство, свобода, машина, знания.

Дети выбирают пять самых важных ценностей, записывают их по приоритету и распределяют между собой.

Как вы думаете, в чем заключается смысл жизни человека? В каком возрасте человек должен стремиться понять смысл своей жизни?

·Рисунок «Золотой цветок»

Цель: перенести ценности жизни на бумагу, что бы они сопровождали в жизни.

Нарисуйте золотой цветок, символизирующий смысл жизни. Придумайте свое изречение о смысле жизни и напишите его под цветком.

Кто-то хочет мудрым стать, кто-то - звездочку достать, кто-то - крылья обрести, кто-то - сквозь огонь пройти! Кто-то хочет на лугу Ласково кивнуть цветку. Кто-то в капельке дождя разглядеть спешит себя. Кто-то хочет всем планетам подарить цветов букеты. Кто-то хочет на луне помолится в тишине.

Цель у каждого прекрасна, Каждый хочет, это ясно, жить, надеясь и любя, чтобы обрести себя.

Сохраняйте этот цветок, и он будет напоминать вам о вашем смысле жизни в трудную минуту.

·Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения.

Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

БЛОК 2 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

«Жизнь по собственному выбору»

.Вводная часть

·Упражнение «Рыба для размышления»

Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» - вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх - это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно, когда…

Когда я спорю…

Когда на меня повышают голос, я…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

Обсуждение. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

.Основная часть

·Упражнение «Говорим друг другу комплементы»

Отдельно - так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только положительные качества.

Каждый член группы должен занять место слушателя.

Что вы чувствовали и думали в процессе выполнения задания.

·Упражнение «Уверенный - наглый - робкий»

Цель: усиление позиции Эго, коррекция агрессивного поведения.

Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной - «уверенный», на другой - «наглый», на третьей - «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача участника - изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает данный игрок.

Рефлексия.

Какое поведение легче угадывается? Почему?

Легко ли отличить уверенное поведение от наглого?

В чем разница?

·Упражнение «Похвала».

Цели: формирование адекватной самооценки.

Инструкция: «Нужно встать на стул и похвалить себя. Рассказать о своих сильных сторонах и увлечениях».

Рефлексия.

Легко или трудно хвалить себя?

Что вы при этом чувствуете?

.Заключение

·Упражнение-релаксация «Горячий воздушный шар»

Цель: формирование адекватной оценки основным эмоциональным состояниям.

Подростки закрывают глаза и слушают голос ведущего.

Инструкция: «Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь.

Вообразите, себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.

Рассмотрите эту картину как можно подробнее.

Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.

Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем».

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вы сейчас испытывает?

Какие мысли у вас в голове?

БЛОК 3 - ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ

«Все в твоих руках!»

.Вводная часть

·Игра «Внимание»

Цель: Настроить группу на положительную работу.

Все участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну. Ведущий (встает около одного из концов шеренги). Каждое задание надо стремиться выполнить как можно точнее. Задание первое: расположитесь в шеренге так, чтобы около меня стоял самый высокий из вас, а на противоположном конце шеренги - тот, у кого самый небольшой рост. Начали!

После того как группа выполнит задание, ведущий проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения.

Можно использовать следующие задания:

в начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами. В конце - с самыми светлыми;

начало шеренги - это 1 января, конец - 31 декабря, надо расположиться по датам (без учета года) рождения.

.Основная часть

·Упражнение «Называем чувства»

Целью является обогащение словаря эмоций участников.

Инструкция. «Давайте посмотрим, кто сможет назвать больше слов, обозначающих различные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана».

Информация для ведущего. Результат работы группы - лист ватмана с крупно написанными на нем словами - можно использовать на всем протяжении работы группы в качестве «подсказки», напоминания. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова - это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы, и он может показательно отличаться от группы к группе. Следите, однако, за тем, чтобы там нашли отражение основные эмоции -гнев, печаль, радость, страх, обида. Если вам кажется, что кто-то из ребят не уверен в том, что обозначают некоторые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство. Также в завершение этого упражнения можете задать группе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда вы в последний раз писали контрольную работу? Что вы чувствовали, когда приближались каникулы? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали?»

·Упражнение «Плохо - хорошо»

Цель: убедить подростков, что даже из неприятной ситуации можно извлечь полезную выгоду для себя.

Ход упражнения:

Учащимся предлагается любая малоприятная ситуация: например, ссора с любимым человеком. Учащиеся должны сами сказать, что хорошо и что плохо для них в данной ситуации. Можно под диктовку учащихся написать ответы на доске.

·Упражнение 10 Я

Цель: самораскрытие, работа с образом Я.

раз ответить на вопрос: Кто я? Какой я?. Листы с заданием не подписываются, психолог перемешивает их и зачитывает, участники пытаются догадаться, кто автор.

·Упражнение Ворвись в круг

Цель: снятие эмоционального напряжения, приобретение навыков конструктивного поведения.

Участники встают в круг и крепко держаться за руки. Один из участников остается за кругом и пытается прорваться в круг. После того, как это ему удалось, за круг выходит другой участник.

·Упражнение Театр

Цель: развитие выразительности движений, коммуникативных навыков.

Участники делятся на 2 группы, которые получают задания при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни (У зубного врача, Контрольная работа и т. д.), после угадывают, что пытались показать их товарищи.

.Заключение

·Упражнение «Я НЕ ОДИН»

Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.

Ход упражнения:

Сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.

Вся наша жизнь - это борьба

И тому подтверждение стихотворение С.В.Михалкова «Завидное упорство»

Хозяйка в кладовушке, на окне

Оставила сметану в кувшине.

И надо ж было.

Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!

Два малых лягушонка в тот же час

Бултых! - В кувшин, не закрывая глаз,

И ну барахтаться в сметане! ... и понятно,

Что им из кувшина не выбраться обратно,-

Напрасно лапками они по стенкам бьют:

Чем больше бьют, тем больше устают…

И вот уже один, решив, что все равно

Самим не вылезти, спасенья не дождаться,-

Пуская пузыри, пошел на дно…

Но был второй во всем упорней братца-

Барахтаясь во тьме, что было сил,

Он из сметаны за ночь масло сбил

И оттолкнувшись, выскочил к рассвету.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

Не подозревать дурного;

Не высмеивать;

Не выслеживать;

Не выспрашивать;

Не подшучивать;

Не принуждать к ответственности;

Не контролировать интимный опыт общения;

Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;

Созидать навыки общения в доме по принципу открытости;

Давать право на собственный опыт;

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ

В школе:

Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;

Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;

Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;

Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть некогда критичным, циничным по отношению к нему;

Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;

Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.

В семье:

Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;

Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;

Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;

Предпочитать требовательность - безразличию, свободу - запретам, тепло в отношениях - отчужденности;

Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!

Избегать ортодоксальных суждений;

Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ

Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

К стремлению «уйти в себя»;

К изолированности;

К отчуждению во взаимоотношениях;

К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;

К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;

К повышению нервно-психической напряженности;

К снижению активности;

К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.

КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО

Обидно, когда все беды валят на тебя;

Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;

Обидно, когда тебе не доверяют;

Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;

Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;

Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;

Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;

Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;

Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;

Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

эмоциональный напряжение суицид дети

Список литературы

1.Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. - М..:Т Ц Сфера, 2005.-224с

2.Вагин Ю. Н. Профилактика деструктивного поведения: Научно-методическое пособие. - Пермь: Издательство ПОНЦИЦАА, 2004

.Журнал «Основы безопасности жизни», №11 2000

.Классные часы.10-11 классы / авт.- сост. А. М. Байбаков и др.- Волгоград: Учитель, 2006. -135с

.Классный руководитель. №7 , 2006, с.116

.Профилактике суицида [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://jukina.wordpress.com/sui/

Похожие работы на - Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!