Виды межэтнических конфликтов. Способы предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,52 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды межэтнических конфликтов. Способы предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права










Реферат

Виды межэтнических конфликтов. Способы предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов











Москва 2012 г.

Содержание

межэтнический конфликт межнациональный отношение

Введение

. Проблема дефиниции

. Стороны и участники конфликта

. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

4. Причины и типы межнациональных конфликтов

5. Способы разрешения

. Динамика межэтнических конфликтов

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. Проблематика межэтнических конфликтов занимает одно из приоритетных мест в современном социальном познании. Сложные процессы глобального общественного развития, противоречия во взаимодействии народов с разными культурами, переживающих резкие социальные, политические и экономические изменения, нередко проявляются в обострении межэтнических конфликтов. Значимость этих явлений для полиэтничных регионов во всем мире обусловливает необходимость исследовать истоки и причины этнической мобилизации, само этническое сознание, которое нередко используется с целью коллективного действия, в том числе и насильственного. Очевидна необходимость разработки мер раннего предупреждения и быстрого нивелирования возможных последствий конфликтов на межэтнической почве.

В силу этих обстоятельств исследование межэтнических конфликтов представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное и практическое значение, и в современных условиях развития общества -приковывает пристальное внимание исследователей, побуждает к разработке эффективных способов прогнозирования и урегулирования.

При этом сосредоточенность авторов на конкретных описываемых событиях и частных аспектах региональной проблематики не позволяет расширить концептуально-методологический базис проводимых исследований. Несмотря на огромную литературу, посвященную этносам и конфликтам, сама природа и сущность этничности остается в общем - социально-философском плане - не раскрытой, а реальная динамика межэтнических конфликтов еще не получила адекватного теоретического объяснения.

Проблема исследования заключается в социально-философском осмыслении природы этноса и этничности в связи с межэтническими взаимодействиями, а также в раскрытии основных причинных факторов и способов разрешения межэтнических конфликтов.

Цель работы состоит в социально-философском анализе межэтнических конфликтов, а также в изучении способов их предупреждения и разрешения.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи:

) определить содержание понятия "межэтнический конфликт" для дальнейшего использования этого понятия в данном исследовании;

) изучить сущность межнациональных отношений, этносоциальных конфликтов, их виды, пути их разрешения и предотвращения.

1. Проблема дефиниции

Ряд сторонников "позитивной школы" предлагает чрезвычайно широкую дефиницию социального конфликта. К примеру, Р. Дарендорф понимает под ним "любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные ("латентные") или субъективные ("явные") противоположности". Формы конфликта варьируются, по мнению этого ученого, от войны до беседы и дискуссии. При этом ученый различает конфликты актуальные и потенциальные.

Поскольку мышление требует не сведения всех феноменов в объем одного понятия, а выстраивания системы категорий, более рациональным представляется подход, проводящий различие между противоречиями, которые, представляя собой, по выражению Г.В.Ф. Гегеля, "корень всякого движения и жизненности", и собственно конфликтом как столкновением, вызванным последними. Разумными представляются и предложения М.Н. Руткевича и Ю.Г. Запрудского ввести понятие конфликтной (или предконфликтной) ситуации, которая "характеризуется ростом напряжения между противоположными силами и может быть постепенно смягчена, если стороны (или одна из них) идут на уступки, если принимаются эффективные меры по урегулированию назревающего конфликта". По мнению В.С. Казакова, признаком, отличающим конфликтную ситуацию от собственно конфликта, является тот факт, что участники последнего совершают конкретные действия, проявляют материально-практическую активность.

Указывая, что социальный конфликт не сводится к борьбе или столкновению, В.C. Казаков определяет его как "тип взаимодействия различающихся между собой социальных субъектов, в процессе которого они, во-первых, встречают трудности (препятствия) для удовлетворения своих потребностей и реализации интересов из-за ограниченности общих ресурсов, что побуждает авторов к активному действию, и, во-вторых, достигают той или иной степени согласованности и сотрудничества (кооперации) по совместному освоению этих ресурсов, что приводит к изменению социальной системы в той или иной форме (революции, реформы, модернизации, трансформации и т.д.)". Представляется, что вторая часть данной дефиниции содержит указание на желательные следствия конфликта, которые, однако, не наступают сами собой, а являются результатами действий по его урегулированию.

Учитывая употребление термина "конфликт" в этологии и зоопсихологии, информатике и ряде других областей, вызывает разногласия и вопрос о значении термина "социальный конфликт". Можно разграничить два значения последнего: широкое, относимое ко всем конфликтам, сторонами которых являются люди и их более или менее организованные группы, а также узкое, при котором в этом качестве выступают социальные классы, но не отдельные люди и не малые социальные группы. М.Н. Руткевич указывает на относительность грани между "малыми" и "классовыми" конфликтами.

Даже те конфликтологи, которые заостряют внимание на позитивном аспекте исследуемого ими явления, признают существование наряду с конструктивными и деструктивных конфликтов, отличительной чертой-признаком которых является "тенденция к расширению и эскалации конфликтных действий". Как раз эта черта в высшей степени характерна для межэтнических конфликтов.

Как отмечает В.А. Тишков, участники межэтнических конфликтов нередко оказываются "в плену спирали насилия, которую они же и породили, но… уже не в силах контролировать". Более того, специалисты говорят о циклах насилия, которые могут повторяться через одно-два поколения. К примеру, в ходе изучения югославского конфликта была выявлена тесная связь современного поведения с психологическими травмами, связанными со Второй мировой войной. В.И. Козлов утверждает, что во время экспедиционной работы в Азербайджане и Армении в начале 1980-х ему удалось установить, что память об "армяно-татарской резне" 1918 г. и даже 1905 г. "сохранилась довольно отчетливо", а это во многом обусловило последующее развитие конфликта в Нагорном Карабахе.

Ю.Г. Запрудский указывает, что конфликты могут способствовать существенной дифференциации социальных структур и их реинтеграции на новой основе. В.Б. Козлов отмечает, что этнические идентичности могут значительно усиливаться в ходе социального конфликта. Это явление он называет "этнификацией участников конфликта". По мнению исследователя, "группы как этнические сущности создаются иногда путем слияния малых групп перед лицом общего врага, иногда через раскол того, что раньше считалось единым народом. Сформированные когда-то", в дальнейшем они развиваются как реально существующие этносы.

Н.Ю. Нежурина-Кузнечная определяет межэтнический конфликт как одну из форм отношений между национальными общностями, характеризующуюся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений и открытых войн. В.А. Тишков предлагает несколько иную дефиницию, понимания под этим явлением "любую форму гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признакам этнических различий". Для того чтобы проверить и уточнить предложенную дефиницию, нужно вспомнить, что научное изучение явлений предполагает их классификацию.

В.П. Пугачев указывает, что конфликты могут делится по различным основаниям: числу участников, степени остроты, широте конфликтного взаимодействия, скорости протекания, объектам, целям и т.д. По первому признаку межэтнические конфликты, как правило, относятся к межгрупповым, хотя могут проявляться и в форме дискриминации индивида иноэтничной группой.

В зависимости от областей проявления выделяются конфликты внешние и внутренние. Данное классификационное основание отчасти условно, ведь все зависит от уровня рассмотрения. Например, конфликт, внешний по отношению к определенной организации, является в то же время внутригосударственным. Кроме того, в межэтнический конфликт, происходящий внутри государства, могут быть вовлечены диаспоры соответствующих этносов, проживающие за рубежом, различные международные силы и т.д. Яркий пример этому - конфликты в бывшей Югославии и на постсоветском пространстве.

Еще одна классификация подразделяет конфликты на канализируемые, предполагающие ограниченность сферы соперничества и круга участников, и эскалируемые, "характеризующиеся неограниченным и расширяющимся спектром конфликтного взаимодействия". Именно последняя черта характерна для межэтнических конфликтов. Она обусловливает сложность их разрешения и высокий риск деструктивных последствий.

2. Стороны и участники конфликта

Б.И. Хасан и П.А. Сергоманов предлагают "различать употребление таких понятий, как стороны и участники конфликта…. далеко не все, кто так или иначе вовлечен в конфликт, являются его непосредственными и прямыми участниками. В сложной структуре конфликтного взаимодействия можно выделить его подлинных субъектов - позиционеров в конфликте и их агентов и фигуры, так или иначе представляющие собой ресурсы сторон". Применительно к межэтническим конфликтам определение их действительных фигурантов представляет сложную задачу, неверное решение которой ставит под сомнение все дальнейшие аналитические операции и политические ходы.

Существует точка зрения, согласно которой сторонами межэтнических конфликтов являются непосредственно этнические общности. С.М. Широкогоров писал о том, что "борьба между этносами есть естественная функция человечества", конкуренция первых стимулирует развитие последнего. В основе такой борьбы лежит, по мнению этого ученого, выработка каждым этносом особых способов приспособления к среде, с которой они взаимодействуют. Таким образом, нет принципиальных различий между независимым политическим обществом, этнической общностью и хозяйственно-культурным типом - категориями взаимосвязанными, но не тождественными.

Представляется, что масштабные процессы этногенеза и этнического развития, которые нередко охватывают многие миллионы людей на протяжении значительных исторических периодов, не должны заслонять от исследователя более "прозаические" моменты. Не случайно, к примеру, В.В. Дегоев указывает, что напряжение в северокавказских республиках Российской Федерации "зачастую возникает не столько между этносами, сколько между этноэлитами, управляющими северокавказскими субъектами РФ".

Следует учитывать, что в ситуации конфликта от имени этносов, подменяя их интересы своими, зачастую выступают политические манипуляторы. Последние нередко опираются на тайную или явную поддержку различных политических сил, в том числе и зарубежных. Э. Кедури указывает, в частности, на роль Великобритани и Япониии в развитии арабского и индонезийского национализмов соответственно. По мнению этого исследователя, "Там, где националисты не находили державы, на которую они могли опереться, их заговоры и восстания терпели крах".

Вместе с тем, как указывает Э. Геллнер, "Призыв к культурной ("этнической") идентичности - не результат заблуждения, которое изобрели заумные романтики, распространяют безответственные экстремисты и используют в своих эгоистических интересах привилегированные классы с целью одурманить массы и отвлечь их от реальных проблем. Этот призыв обусловлен реалиями современной жизни и его нельзя просто сбросить со счетов, проповедуя всеобщее братство или сажая в тюрьму экстремистов". Нельзя упускать из виду, в частности, взаимосвязь межэтнической напряженности с такими этническими процессами, как изменение классово-профссиональной и демографической структур этнических общностей.

В зависимости от частоты и продолжительности конфликты подразделяются на единичные, периодические или частые, а также скоротечные или же длительные, затяжные. Эскалируемость межэтнического конфликта обусловливает высокую вероятность превращения его в затяжной. Примером тому являются многолетние войны в Руанде, Анголе и Судане, столкновения этнорелигиозных групп в Ольстере, сепаратизм бретонцев во Франции, а также басков и каталонцев в Испании.

Конфликты нередко подразделяются на антагонистические и неантагонистические. Данная классификация предполагает, что первые не могут быть разрешены без устранения одного из участников, тогда как вторые допускают примирение сторон. Разумность такого деления вызывает сомнения, ведь ввиду "принципиальной непредсказуемости случайных комбинаций социального взаимодействия", на момент начала конфликта "мы никогда не сможем с полной уверенностью сказать, как будут развиваться и чем закончатся… события в… конкретном случае".

Ю.В. Бромлей и Р.Г. Подольный отмечали: "Национальные проблемы возникают не потому, что есть нации, а потому, что нарушается справедливость в межнациональных отношениях" Следует, конечно, учитывать, что массовые представления о последней обусловлены, в частности, этнокультурными установками, а также поддаются манипулятивным воздействиям.

Как указывает Я. Резель, "нет ничего предопределенного в этнических конфликтах… Если мы будем смотреть на этнические конфликты не как на трагическое противостояние между первобытными группами, а как на результаты плохой политики, мы, по крайней мере, сможем определить им место в сфере политической реальности и, таким образом, признать, что они могут быть предотвращены, управляемы и обсуждаемы на переговорах". Несмотря на то, что в любом конфликте - особенно межэтническом - присутствуют иррациональные моменты, грамотные своевременные действия могут минимизировать риски и, наоборот, незначительная стычка может стать поводом для эскалации конфликта - подобно тому, как незатушенный костер в сухую погоду может породить катастрофический лесной пожар.

В зависимости от количества причин различаются одно- и многофакторные, а также кумулятивные конфликты. Для последних характерно наложение нескольких причин друг на друга, приводящее к резкому усилению интенсивности. Как правило, этнический фактор является лишь одним из аспектов конфликта наряду с социально-экономическими и иными проблемами. В.А. Тишков указывает: "Случаев этнических конфликтов в их „чистом" виде", когда "один народ выступает против другого по причине некой природной враждебности, фактически не встречается, хотя в процессе эскалации насилия этническая принадлежность может стать единственным… принципом выбора жертв".

Дж. Даймонд, анализируя межэтнических конфликт в Руанде, указывает на его обусловленность целым рядом обстоятельств. Важную роль сыграла аграрная перенаселенность, вызвавшая эрозию традиционных социальных норм (в частности, в сфере наследования земельных участков). В ситуации эрозии родственных связей потерял прежнее значение и тот факт, что треть жителей этой страны имела смешанное происхождение. Вместе с тем, "геноцид явился результатом сознательного поощрения страха и ненависти современной элитой, стремившейся удержаться у власти… Эти люди полагали, что массовая резня восстановит единство хуту под их руководством и поможет им выиграть войну". Кроме того, "страх руандийских хуту перед тутси явился результатом многолетнего господства тутси над хуту, многочисленных вторжений в Руанду, возглавляемых тутси, массовых убийств хуту, устроенных тутси, а также убийств отдельных политических лидеров хуту в соседней Бурунди". Сыграло определенную роль и снижение цен на кофе, экспорт которого имел большое значение для экономики страны.

В зависимости от наличия или отсутствия нормативной регуляции конфликты делятся на институциализированные, развивающиеся в рамках закона и принятых процедур, и неиституциализированные. Протекающие вне таковых. Межэтнический конфликт может относиться как к тому, так и к другому виду - это как раз зависит от разумности и системности осуществляемого в данном государстве правового регулирования межэтнических отношений. Таким образом, межэтнический конфликт представляет собой межгрупповое многофакторное или кумулятивное социальное столкновение, затрагивающее этнические ценности и (или) интересы, легко эскалируемое и имеюще тенденцию стать затяжным. Конфликтная межэтническая ситуация представляет собой межэтническую напряженность, имеющую аналогичные характеристики и грозящую вылиться в конфликт.

. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Уровни межэтнических взаимоотношений:

) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни;

) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС - Европейский Союз).

Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

В июне 2004 была принята Европейская конституция. Она вызвала неодобрение Ватикана из-за отказа упоминания о "христианских корнях" европейской цивилизации. Кроме того, Испания и Польша попытались пересмотреть порядок принятия решений в ЕС (вместо нынешнего, учитывающего "удельный вес" экономик стран-членов, перейти к процедуре, при которой количество голосов от каждой страны было бы пропорционально ее населению). Однако с приходом к власти в Испании правительства социалистов, эта страна отказалась от своих намерений. Новая конституция подписана 29 октября 2004 в Риме. Для того, чтобы она вступила в силу, ее должны ратифицировать парламенты всех стран-членов. В некоторых странах одобрение предполагалось получить путем всенародных референдумов. В 2005 референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. В 2009 Конституцию наконец (с некоторыми оговорками - запрет на аборты) поддержали Ирландия и Польша.

Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия "плавильного котла").

"Плавильный котёл" (melting pot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.

Благодаря постоянному притоку эмигрантов население САСШ с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек.

Израэл Зангвилл (1908): "Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации".

Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 году с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.

Этническая миксация - смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).

Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т.п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.

При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.

Аккультурация (лат. accumulare - накапливать + cultura - возделывание) - взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.

Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Национализм - идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.

Виды национализма:

) этнический.

) державно-государственный,

) бытовой.

Шовинизм - от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона - крайняя, агрессивная форма национализма. Дискриминация (от лат. discriminatio - различение) - умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п. В области международных отношений - предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Сегрегация (от позднелат. segregatio - отделение) - политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации. Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid - раздельное проживание) - крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.

Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю) - одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.

В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом "холокост" (всеуничтожение через сожжение).

Холокост (холокауст) (англ. holocaust - от греч. holokaustos - сожженный целиком) - гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus - отдельный) - стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Ирредентизм (от итал. irredento - неосвобожденный) - 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 - начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением - Триеста, Трентино и др.

Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами. Межэтнические конфликты возникают внутри государства. Межнациональный конфликт (в широком смысле) - это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

. Причины и типы межнациональных конфликтов

) экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);

) социальные причины - требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;

) культурно - языковые причины - требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.

) Концепция "столкновения цивилизаций" Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.

) Исторические прошлые взаимоотношения народов.

) Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Типы межнациональных конфликтов:

) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ "нежелательного соседа", армяно-азербайджанский конфликт);

) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование "исторического права" на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);

) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

. Способы разрешения

) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);

) применение широкого спектра санкций - от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;

) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;

) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным;

) предупреждение конфликтов - сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

6. Динамика межэтнических конфликтов

Во-первых, постепенное усиление конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы. Так, карабахский конфликт начался с митинга и мирных требований армянского населения об изменении статуса Нагорного Карабаха. В поддержку этих требований стали проводиться митинги и демонстрации в Ереване и других городах Армении. Резкая эскалация армяно-азербайджанского конфликта наступила после трагедии Сумгаита.

Во-вторых, увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации. Это характерно для всех этнических конфликтов. По мере развития конфликта происходит выискивание все новых претензий, обвинений, первичная проблемная ситуация обрастает все новыми аргументами и фактами. Наиболее характерным в этом смысле является конфликт вокруг Приднестровья. Первоначальные требования сводились к автономии в рамках Молдовы. Однако высшие органы власти Молдовы отвергли такую возможность. Конфликт продолжал разрастаться. И приднестровцы стали ставить вопрос об отделении от Молдовы и государственной самостоятельности.

В-третьих, повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц. На примере этнических конфликтов в Нагорном Карабахе, Грузии, Боснии, Югославии и др. видно, как усиливается конфронтация, конфликт из относительно "спокойного" переходит в вооруженное столкновение, растет число убитых и раненых, в конфликт вовлекается практически все население с одной и с другой стороны.

В-четвертых, нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта. В межэтническом конфликте по мере его развития возрастает чувство антипатии или враждебности. Поводы и случаи для этого всегда находятся. Так, погромы и убийства невинных людей армянской национальности в Сумгаите, а затем в Баку в 1990 г. усилили вражду между армянами и азербайджанцами. После ожесточенных боев в Сухуми и других городах Абхазии увеличилась пропасть между грузинами и абхазами.

В-пятых, для межэтнического конфликта характерно формирование устойчивого образа "внешнего врага", когда компромисс воспринимается только как капитуляция противника, когда проявляется стремление каждой из сторон - участниц противоборства "одержать победу". Показательными в этом отношении являются Приднестровье, Грузия, Карабах, где доминирует установка "до победного конца", а поиски компромисса, мирных решений пока не удаются.

В-шестых, для этнических конфликтов, как правило, характерна их интернационализация, т. е. вовлечение в конфликт или его урегулирование третьих сил или международных организаций. Так, в грузино-абхазском конфликте на стороне Абхазии участвовали добровольцы Конфедерации народов Кавказа. В боснийский и косовский конфликты активно вмешались США и НАТО.

Заключение

В работе показано, что социально-философский и теоретико-исторический анализ межэтнических конфликтов позволяет выявить основные факторы, влияющие на динамику межэтнических конфликтов:

сегрегация по этническому признаку;

низкий уровень самоуправления этнической группы;

ослабление контроля аппарата насилия над территорией компактного проживания этнической группы;

высокий уровень сплоченности этнической элиты;

лишение этнической группы ранее доступных возможностей и ресурсов;

положительная демографическая динамика;

высокий уровень конкурентных отношений между крупными державами, имеющими серьезные интересы в данном регионе.

Полученные в результате исследования факторы динамики межэтнических конфликтов показывают важность учета не только и даже не столько этнических различий между группами индивидов, на которые, как на конфликтогенные факторы, ссылаются представители антропологического направления в этноконфликтологии, сколько проблему доступа к ресурсам для всех этнических групп в полиэтничном государстве. В условиях отсутствия возможности самоуправления и распределения ресурсов для этнической группы происходит консолидация этнической элиты, способной к мобилизации больших людских ресурсов. Значение этнической элиты, в трактовке реалисткого направления, для "пробуждения" этнонационализма велико только в условиях низкого уровня самоуправления и внезапного лишения ранее доступных возможностей для этнической группы.. Положение этнической группы в социуме может сыграть в качестве конфликтогенного фактора при условиях изменения в этнической иерархии общества, когда появляется возможность для межгруппового сравнения, мобилизации этноса, создания образа врага в виде представителей другой этнической группы. Соответственно, фактор сегрегации по этническому признаку является фактором второго слоя причинности и срабатывает как конфликтогенный в условиях целого комплекса социально-экономических трансформаций, в результате чего этническая группа теряет возможность для получения ранее доступных ресурсов.

Общим для представленных конфликтов является наличие этнического фактора или признаков, которые могут восприниматься в качестве этнических. И этот этнический фактор значит столь много в рассматриваемых конфликтах, что всякая иная идентификация человека -социально-профессиональная, политическая, региональная или социальная -отходит на второй план. Этническая принадлежность тем самым является удобным способом для мобилизации представителей этнической группы на конфликт. Каждое государство, характеризующееся этнической сегментацией, в той или иной степени испытывало межгрупповую напряженность и конфликты. Стоит только проявиться этнической напряженности, как она сразу же начинает оказывать влияние на будущие взаимоотношения между противостоящими группами. С этой точки зрения конфликты никогда не могут быть разрешены или закончены в абсолютном смысле. Акты насилия, совершаемые в период напряженности, будут продолжать отрицательно влиять на отношения между группами и соответственно негативно окрашивать их, даже если, благодаря умиротворению, острота спора ослабнет.

Достигнутые соглашения не могут стереть из памяти представителей враждовавших групп деяния, совершенные в ходе былых конфликтов. Наследие прошлых конфликтных актов и остатки неудовлетворенности у одной или обеих сторон содержат причины будущего развития и динамики межэтнического конфликта.

Важным фактором, катализирующим такого рода процессы, является этническая мобилизация, то есть целенаправленная деятельность, связанная с активизацией этноидентификации, формированием и распространением националистической идеологии с этноцентристскими акцентами, институциализацией действий, направленных на самоопределение.

Список литературы

1.Авксентьев В.А. Проблемы теории и моделирования этнических конфликтов // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18; Этническая и региональная конфликтология. Москва - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 2002

2.Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001

.Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. - №12

.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений М., 2003

.Алексеев О.А. Конфликт как предмет социально-философского анализа: Автореф. дисс. Уфа, 2004

.Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 2007. - №6

.Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. - М., 2007

.Амелин В.В. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. - М., 2008

.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Суколоков А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 2008

.Барбашин М.Ю. К понятию этнополитического конфликта // Южнороссийское обозрение. Вып. 6. Ксенофобия на юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления. Ростов-на-Дону: 2002

.Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. Л: 2004

.Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: 1997

.Геллнер Э. Нации и национализм. М., 2001

.Драгунский Д.В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция северной Евразии // Полис 2005. - №3

.Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 2007

.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-пресс, 2006

.Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России. М., 2003

.Иванова С.Ю. Экономические предпосылки межэтнических конфликтов. // Неприкосновенный запас. 2007. - №2

.Капустин Б.Г. Мораль и политика в западноевропейской политической философии / От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политической философии). М., 2004

.Козер Л.А. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль. 2007. №3

.Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы и их специфика на Северном Кавказе. Автореферат дисс. 2007

.Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. - М., 1999

.Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М., 2001

.Лурье С.В. Теория функционального внутриэтнического конфликта.- М., 2001

.Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Социально-политический журнал. 2006. - №4

.Овчинников В.С. Политические конфликты и кризисные ситуации // Социально-политические науки. - 2002. №10

.Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 2008

.Тишков В.А. Этнология и политика. М.: Изд. Наука, 2001

.Харабуа Р.С. Геополитические интересы России в грузино-абхазском конфликте // Политилог: взгляды на современность. М., ЭКО. -2002

.Харрф Т. Подходы к анализу этнополитической мобилизации и конфликта // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Москва, 2007

.Хоровитц Д. Этнические группы в конфликтологии. - М., 2004

.Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 2003

.Шихирев П.Н. Динамика и особенности современного этнического конфликта // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 10. М. - 2005

.Этгшгер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // Свободная мысль. - 2003. №3

.Этнические проблемы современности. Вып. 5. Проблемы гармонизации межэтнических отношений в регионе. Материалы научной конференции (14-15 сентября 1999 г.). Ставрополь, 1999

.Этнология: Учебник. Для высших учебных заведений. Под ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. - М., 2004

Похожие работы на - Виды межэтнических конфликтов. Способы предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!