Сравнительный анализ утренних радио-шоу на примере программ 'Лёгкий завтрак' ('Радио 7') и 'С приветом, Набутов!' (Серебряный дождь)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    115,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ утренних радио-шоу на примере программ 'Лёгкий завтрак' ('Радио 7') и 'С приветом, Набутов!' (Серебряный дождь)















Сравнительный анализ утренних радио-шоу на примере программ "Лёгкий завтрак" ("Радио 7") и "С приветом, Набутов!" (Серебряный дождь)

Введение

В современных реалиях, где информация носит особую ценность, радивоещание является одним из наиболее важных представителей СМИ. Это обстоятельство является следствием ряда особенностей, которые присущи исключительно радиовещанию. Таких как отсутствие необходимости воспринимать информацию визуально, широкая зона покрытия, высочайшая доступность и т.д.

За последние 20 лет, радио значительно изменило свои роль и функции. До распада СССР радио являлось прерогативой государства, но после, мы наблюдаем тотальную коммерциализацию радиовещания. Что является следствием активного развития рыночных отношений. Неизбежное появление коммерческих радиостанций, стремительно привлекших массовую аудиторию, ознаменовало новый век в эпохе радиовещания. Доходы от таких радиостанций в основном зависят от качества и количества рекламы в эфире, а ее наличие зависит исключительно от способности радиостанции привлечь реальную и потенциальную аудитории, наличие и количество которых определяют рейтинг радиостанции, которые в свою очередь потребляют эту рекламу. Рейтинг радиостанции напрямую зависит от содержания в эфире развлекательного контента (содержания, наполнения). Благодаря всему вышеперечисленному, создались необходимые условия для возникновения такого жанра как утренние радио-шоу.

Объектом исследования в данной работе является типологические характеристики развлекательного контента на примере программ "Лёгкий завтрак" ("Радио 7") и "С приветом, Набутов!" (Серебряный дождь) .

Предметом - типологические характеристики утренних радио-шоу радиостанций "Радио 7" и "Серебрянный дождь".

"Ра́дио 7 на семи́ холма́х" - музыкальная радиостанция, основана в 1992 году. Начала своё вещание в Москве на частоте 73,4 МГц, в мае 1993 года добавилась частота 104,7 МГц.

"Легкий завтрак" - утренняя музыкально-информационная программа.

"Сере́бряный Дождь" - российская радиостанция FM-диапазона, начавшая вещание 4 июля 1995 года на частоте 100,1 МГц.

"С приветом, Набутов" - утренняя музыкально-информационная программа.

Цель исследования - выявить типологическое своеобразие развлекательного контента на примере программ "Лёгкий завтрак" ("Радио 7") и "С приветом, Набутов!" (Серебряный дождь).

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:

. На основе изученной специальной литературы, разработать алгоритм исследования развлекательного контента утренних радио-шоу исследуемых радиостанций;

. Провести исторический и типологический анализ, проанализировать срез информационно-ориентированной аудитории радиостанций "Радио 7" и "Серебряный Дождь";

. Провести хронометрический анализ радио-шоу "Легкий завтрак" и "С приветом, Набутов!";

. Обратиться к мнению экспертов в сфере развлекательного радиовещания;

. На основе результатов сравнительного анализа выявить типологическое своеобразие развлекательного контента утренних радио-шоу "Легкий завтрак" и "С приветом, Набутов!".

1. Теоретическая часть

.1 История радиовещания 90-х годов 20 века

Начало 90-х годов - точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.

Прежде всего, подверглась изменениям структура Гостелерадио СССР, казавшаяся незыблемой именно потому, что она не только соответствовала государственным задачам в сфере идеологии и пропаганды, но и отвечала потребностям большинства населения огромной страны - Советского Союза. Как уже было сказано, главный удар по монополии Гостелерадио был нанесен созданием официального государственного "Радио России", которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию - ВГТРК.

Кроме этого, в России на основе местных радиокомитетов, входивших в состав Гостелерадио, создается 88 вещательных структур - телерадиокомпаний, учредителями которых стали Мининформпечати и местные власти. Их основная задача - осуществление местного вещания. Они выходили в эфир, как правило, на технических каналах "Радио России" утром и вечером с передачами, содержащими местную информацию, публицистические материалы, музыкальные программы и рекламу.

В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций (переход на цифровую аппаратуру, компьютерный монтаж, спутниковую связь и спутниковое вещание и т.д.), а также борьба за рекламу - важнейший источник существования радиостанций.

Конкуренция заставляет станции искать свои индивидуальные черты, свой неповторимый эфирный образ, который может привлечь внимание пусть небольшой, но постоянной части аудитории. Найти, завоевать, а затем удержать своего слушателя - такова программная политика станций. А выполнять эту задачу с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Интересен опыт московской узкоспециализированной станции "Авторадио", работающей для тех, кто за рулем. "Авторадио" стремится дать максимально оперативно всю необходимую для водителя информацию: о состоянии дорог, об аварийности, преступности, экологических проблемах и т.д. Именно узкая функциональность и определила успех станции.

.2 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации

К началу второй половины XX века могущество телевидения, особенно в споре со зрелищными видами искусств (театр, кино, эстрада) и аудиокультурой (радио, грамзапись), казалось всесокрушающим. Но в то же время исследователи стали обращать внимание на целый ряд парадоксов в развитии как системы СМИ в целом, так и отдельных ее элементов. Прежде всего, эти парадоксы стали проявлять себя в наиболее развитых "телевизионных державах", в частности в Соединенных Штатах Америки.

В 1959 году, на пике "телевизионного бума", в США насчитывалось 3879 радиовещательных станций различной мощности. В это же время работало около 900 телестанций. Прибыль на радио и телевидении связана с передачей рекламы. А количество рекламодателей и суммы прибылей непосредственно зависят от расширения или сужения аудитории.

Через несколько лет возникла следующая ситуация, изумив и специалистов, и широкую публику: к 1976 году в США работало 8120 радиовещательных станций различной мощности при 1016 телевизионных студиях; соотношение - 1:8 против 1:4 восемнадцать лет назад. В отдельных штатах и городах еще более выразительные показатели свидетельствовали о том, что радио не теряет аудитории и телевидению в своем рекламном воздействии на население не уступает: Нью-Йорк - 344 радиовещательные станции и 42 телевизионные; Пенсильвания - соответственно 344 и 34 и т.п. Заметим, что приведенная здесь статистика учитывает лишь станции с регулярным и постоянным вещанием в несколько часов, одноразовые или нерегулярные радиоакции рекламного характера не учитывались.

К началу 70-х годов наиболее дальновидные специалисты в разных странах, главным образом там, где телевидение удовлетворяло интерес публики, пришли к выводу: распространение телепередач не является причиной значительного снижения интереса к радиопрограммам.

На рубеже 80-х годов социологи публикуют результаты исследований, из которых следует, что в некоторых полностью телефицированных районах СССР почти 90% жителей при обращении к тому или иному средству массовой информации предпочитают радио (второе место после газет по популярности).

Можно вспомнить и такой - не единственный в своем роде - курьез: в одной из европейских стран газета, печатавшая телевизионные программы, объявила в качестве приза 750-тысячному подписчику цветной телевизор новой модели, но по просьбе читателей он был заменен на стереофонический радиоприемник.

Западногерманские футурологи X. Байнхауэр и Э. Шмакке в своем обширном труде "Мир в 2000 году" специальную главу посвятили взаимоотношениям радио и телевидения и высказали такой прогноз: "Никаких серьезных изменений в этой области не произойдет, хотя и предусмотрено дальнейшее расширение телевизионной сети и увеличение объема передач по каналам телевидения. Единственной уступкой радиовещания будет разработка новой структуры его программ".

Этот прогноз был сделан немецкими учеными в ситуации, когда большинство их коллег пророчили если не полное, то, по крайней мере, глобальное сокращение радиовещания вообще. Как показала жизнь, они ошибались, в то время как прогноз X. Байнхауэра и Э. Шмакке оправдался полностью. Объем радиовещания в принципе увеличивался параллельно с ростом телевидения, а вот его структура менялась резко, о чем особенно ярко свидетельствует эволюция радиопрограмм в отечественном эфире: строго дифференцированные по содержательным и адресным критериям коммерческие радиостанции значительно превышают по объему вещания параметры бывшего Всесоюзного радио, предоставляя слушателям столь же выросшую, но принципиально изменившуюся тематическую палитру передач.

Каким же образом радио удается сохранить свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.

. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.

. Из всех СМИ радио является самым удобным ("неприхотливым", "комфортным") для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания - от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и "радиокниг" - составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).

. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И. П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной "стабильности", в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.

Радио высвобождает воображение и определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в поведении и реакциях, которые выработаны привычным жизненным опытом.

К этому следует добавить и повторяемость всевозможных стрессов, которые человек получает на работе, в быту, в обстоятельствах жизни большого города. Эти стрессы, как утверждают психологи, также полностью подчиняют себе мышление и эмоции.

Что же происходит с индивидуумом?

До предела "загруженный" проблемами напряженного производственного дня, окунувшись в агрессивную по отношению к отдельной личности общественную среду в дороге, человек и дома не всегда может избежать разнообразных хлопот и тревог. Наконец вечером он садится к телевизору и... получает с огромной экспрессией отобранные и продемонстрированные слепки (копии, аналоги) тех самых стрессовых фактов, ситуаций и обстоятельств, которые сопровождали его в течение дня. Причем получает он их с высокой точностью и большой выразительностью: в цвете, со стереофоническим звуком, в быстром клиповом ритме, а в перспективе - и в объемном (стереоскопическом) изображении. Восприятие такого человека оказывается явно перегруженным, фантазия - задавленной, воображение - отключенным. Между тем нормальный организм требует эмоционального равновесия, которое в определенной мере и способно создать прослушивание радиопередач. Социопсихологи утверждают, что даже самая трагическая информация воспринимается с меньшим нервным напряжением по радио, чем с экрана телевизора, ибо в этом случае срабатывает механизм психологической защиты, который есть у каждого индивидуума.

Таковы основные свойства радио, позволяющие ему успешно взаимодействовать (при хорошем организационном уровне) с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей.

На рубеже XXI века одним из самых мощных и действенных контрагентов радиовещания стала глобальная компьютерная сеть Интернет.

Настало время, когда любой радиостанции, чтобы расширить рамки своей аудитории, достаточно помимо эфирного вещания начать его в сети Интернет. К 1998 году в Москве, например, почти не осталось коммерческих FM-радиостанций, равнодушных к этой новой форме распространения программ и передач. Однако точкой отсчета можно назвать 1996 год: в октябре этой формой вещания заинтересовалась радиостанция "Европа Плюс", выпустив в режиме Real Audio программу "FM Достоевский" Артемия Троицкого. Позднее эта программа появилась в сетке вещания радиостанции "Эхо Москвы". В декабре того же года начали вещание в Интернете радиостанции "Серебряный дождь" и "Ракурс".

Прослушивание радиостанции в режиме Real Audio - достаточно простое занятие: не нужно крутить ручку тюнера или настраивать цифровой приемник, следует лишь подключить свой персональный компьютер к Интернету через провайдера (фирма, предоставляющая полный комплекс Интернет-услуг) и с помощью броузера (программа поиска в сети) Microsoft Explorer или Netscape Navigator набрать адрес сервера: #"792453.files/image001.gif">

Хронологический анализ утреннего радио-шоу Легкий завтрак.

за 19 мая 2014. 07:00 - 10:00

:00:40 - 07:03:50 - 7 новостей

:04:00 - 07:12:55 - музыка

:12:55 - 07:15:59 - гороскоп

:16:15 - 07:20:05 - музыка

:20:05 - 07:22:14 - разговор плюс погода

:22:14 - 07:29:35 - музыка

:29:35 - 07:31:30 - новости

:31:30 - 07:39:57 - музыка

07:41:23 - 07:43:51 - разговор

:43:51 - 07:46:31 - реклама

07:46:31 - 07:50:14 - музыка

:50:14 - 07:52:07 - "говорим правильно"

:52:07 - 07:55:38 - музыка

:55:38 - 07:55:38 - Реклама плюс погода

:55:38 - 08:03:03 - новости плюс погода

:03:03 - 08:11:01 - музыка

:11:01 - 08:14:29 - гороскоп

:14:29 - 08:18:16 - музыка

:18:16 - 08:20:22 - разговор

:20:22 - 08:23:26 - реклама

:23:26 - 08:30:14 - музыка

08:43:51 - 08:46:31 - реклама

:50:14 - 08:52:07 - "говорим правильно"

:52:07 - 08:55:38 - музыка

:55:38 - 09:03:03 - новости плюс погода

:03:03 - 09:11:01 - музыка

:11:01 - 09:14:29 - гороскоп

:14:29 - 09:18:16 - музыка

:18:16 - 09:20:22 - разговор

:20:22 - 09:23:26 - реклама

:23:26 - 09:30:14 - музыка

09:43:51 - 09:46:31 - реклама

09:46:31 - 09:50:14 - музыка

:50:14 - 09:52:07 - "говорим правильно"

:52:07 - 09:55:38 - музыка

Статистика приведена на примере одного часа эфирного времени.



С приветом, Набутов!

Легкий завтрак.

07:00 - 08:00

3 новостных блока 2 сводки о пробках 3 сводки погоды 2 рекламных блока 2 звонка от слушателя "Культур-Мультур"

2 новости 1 гороскоп 2 погода "Говорим Правильно" Музыка 2 Рекламных блока

08:00 - 09:00

2 новостных блока 2 блока о пробках 2 рекламнных блока Музыка - 01мин 40сек "Просто Деньги" "Календарь эрудита" "Тема дня за 60 секунд"

2 новости "Говорим Правильно" Музыка 1 гороскоп 2 погода 2 Рекламных блока

09:00 - 10:00

2 Новостных блока 3 Рекламных Блока 1 Пробки "Наноновости"

Музыка 2 новости 2 погода 1 гороскоп 2 Рекламных блока

10:00 - 11:00

3 новостных блока 3 рекламных блока 2 блока пробки 1 о погоде


Вцелом

3 гостя

1 гость (говорим правильно)


Основное заполнение эфирного времени

Как мы видим из хронологического анализа, в утреннем радио-шоу "С приветом, Набутов!", превалирует эфирное время, заполнено диалогами ведущих с гостями, или друг с другом. В программе "Легкий завтрак" в свою очередь, свыше шестидесяти процентов эфирного времени занимает музыка, тогда в радиопрограмме "С приветом, Набутов!" музака заняла всего 4 минуты от общего времени. Важно учитывать тот факт, что эфирное время утреннего шоу "Серебряного Дождя" дольше, на час эфирного времени, чем в программе "Радио 7".

Рекламные блоки.

В течении всей утренней радиопрограммы в эфире "Серебряного Дождя" прозвучало десять рекламных блоков, основываясь на хронологическом анализе, можно просчитать, что из общей протяженности программы в 240 минут, только 22,5 минуты занимает, грамотно распределенная в эфирном времени, реклама. В течении программы "Легкий Завтрак" прозвучало 6 рекламных блоков. И так, в программе общей протяженностью в 180 минут 18 минут занимает реклама. Дабы нагляднее проиллюстрировать ситуацию в целом, мы прибегнем к процентным соотношениям:

"С приветом, Набутов" - 9,38 % от общего эфирного времени

"Легкий завтрак" - 10% от общего эфирного времени

Новостные Блоки.

В течение всей утренней радиопрограммы в эфире "Серебряного Дождя" прозвучало десять Новостных блоков разной направленносте от обычной новостной сводки, до обзора зарубежной прессы или бизнес-новостей.

,5 минут, что составляет 14,79% от общего эфирного времени программы "С приветом, Набутов".

В течение программы "Легкий Завтрак" прозвучало 6 новостных блоков, что составляет в общей сложности 15 минут эфирного времени, следовательно, 8,33% от общего времени радио-шоу.

Заключение

И так, на основе всей проделанной работы мы можем сделать некоторые выводы, по поводу каждой радиостанции в целом, и утреннего шоу на этих радиостанциях, в частности.

"Радио 7" и "Легкий завтрак" - негосударственной радиостанцией. Преимущественно для работников офисов, сферы обслуживания и малых предпринимателей взрослой возрастной группы, это четко просматривается в эфире этой радиостанции, мы видим на примере диаграммы (стр. 30), что подавляющее большинство времени в эфире занимает музыка исключительно зарубежных исполнителей, при ее прослушивании мозг не напрягается, давая таким образом расслабиться слушателю. Диалоги, коих вы эфире почти не наблюдается, простые, не перегружающие и без того, отдыхающий мозг. Новости так же не являются основой эфира, и появляются лишь вначале и в конце часа, причём в конце часа мы имеем удовольствие наблюдать повтор того выпуска что был вначале. Юмор так же не блещет остроумием, и особыми изысками витиеватостями. Для еще большего наслаждения и расслабления слушателям предоставлен ежечасно повторяющийся гороскоп. В общем и целом, можно сказать, что радиостанция справляется с поставленной целью (развлечением) и аудиторией для которой эта радиостанция вещает. Следствием выше перечисленного является тот факт, что радиостанция относится к группе узко форматных музыкально-информационных радиостанций с универсальной содержательно-тематической моделью, использующей информационные, аналитические и документально-художественные жанры и вещает 24 часа в сутки.

"Серебряный Дождь" и "С приветом, Набутов" - негосударственная радиостанция. Преимущественно для людей с достатком выше среднего, но не исключающая проявление интереса слушателей другого уровня достатка, занимающихся бизнесом и управлением, а также людей среднего достатка, и интеллигенции, послушав эфир данной радиостанции мы понимаем, что выше перечисленное абсолютно оправдано, также можно взглянуть на диаграмму (стр. 28), так на примере утреннего радио-шоу "С приветом, Набутов!" мы видим, что подавляющее количество эфирного времени занято диалогами, для диалогов выбираются различные темы от социальных, до политических, и приглашаются гости из различных сфер деятельности, от политиков, до деятелей культуры. Новостная лента, представленная в нескольких вариантациях (новости, обзор прессы, обзор зарубежной прессы, обзор бизнес новостей, а также обзор культурных событий "Культур-мультур") подходит для любого слушателя с развитым кругозором, из которых он может выбрать и подчерпнуть, необходимое для себя. Реклама, представленная в размере 9,38% (данные на примере радио шоу "С приветом, Набутов!"), говорит лишь о хорошем качестве радиостанции в целом и передачи в частности, не перегруженной рекламными роликами. Таким образом радиостанция "Серебряный Дождь" преследующая просветительно-культурологические и информационно-аналитические цели полностью справляется с поставленной перед собой задачей, относящаяся к группе широкоформатных и музыкально разговорных станций, благодаря своей универсальности использующая множество различных жанров, вещает по всей стране, а также странах ближнего и дальнего зарубежья и имеющая аудиторию свыше 400 тыс. в сутки.

Список использованной литературы

1.      Диссертация на тему: Утреннее шоу как вид радиопрограммы: типология, структура, функции Автор научной работы: Усольцева, Яна Владимировна Ученая cтепень: кандидат филологических наук

.        Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 287 с. ISBN 5-7567-0158-3

.        Понятие и значение типологии СМИ. Функции средств массовой информации. Основы общения делового человека со СМИ. Характерные типологические признаки СМИ. Состояние взглядов на типологию СМИ Российской Федерации в теории и практике современной журналистики. (http://otherreferats.allbest.ru/journalism/c00183016.html)

.        Раскатова Е.Р. Типологический анализ современного российского радиовещания: дисс. канд. филолог. наук: защищена 22.12.2005: утв. 26.06.2006 / Е.Р. Раскатова. - Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2005. - 179 с.

.        Радиожурналистика / под ред. А.А. Шереля. - М.: Наука, 2005.

.        Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Дис. канд. филолог. наук /

.        Беляев С.В., Коробицын В.И. Радиостанции России: Государственное и независимое вещание / С.В. Беляев, В.И. Коробицин. - М.: Пласт - 1500 и др., 1995.

.        Рейтинг радиостанций по данным Gallup Media - (http://www.brandmedia.ru).

.        Рейтинг радиостанций по данным Radio Index - (http://propel.ru/reyting/r_radio.php)

.        Официальный сайт радио "Серебряный Дождь" - (http://www.silver.ru/air/programmes/)

.        Официальный сайт радио "Радио 7" - (http://www.radio7.ru/)

.        http://propel.ru/reyting/r_radio.php

.        История "Серебряного Дождя" (http://www.brand-radio.ru/serv__idP_52_idP1_84_idP2_314_idP3_572.html)

.        (http://www.brand-radio.ru/)

Похожие работы на - Сравнительный анализ утренних радио-шоу на примере программ 'Лёгкий завтрак' ('Радио 7') и 'С приветом, Набутов!' (Серебряный дождь)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!