Автоматизация товарного учета в баре
Автоматизация товарного учета в баре
Введение
программный автоматизация бар
Разработка проекта реализации задачи выполняется в несколько этапов и
начинается с анализа той информации, которая является выходной (формы и
отчеты). Только после выяснения структуры и состава этой информации, можно
сделать вывод о структуре и составе справочников, какие измерения и ресурсы
необходимо создать в регистрах оперативного учета, данными какого характера
будут заполняться документы.
На следующем этапе уточняется структура полей в справочниках и
документах, определяются правила ввода информации.
Затем проектируем формы документов и отчеты, а также запросы для них,
уточняем измерения и ресурсы для регистров оперативного учета или данные для
бухгалтерских проводок.
На заключительном этапе создаются различные пользовательские меню,
журналы документов, интерфейс всего проекта, определяются права пользователей.
В процессе отладки и доработки, возможен возврат на любой этап процесса
разработки.
В следующих разделах пояснительной записки все объекты задачи
рассматриваются более подробно.
1.Специальная часть
.1 Постановка задачи
Задача проекта разработать программное приложение, позволяющее:
· автоматизировать учет товаров в баре «Пирамида»,
· хранить на жестком диске информацию о наименовании и
количестве товара в баре,
· редактировать неверно введенные данные,
· производить поиск данных по различным критериям,
· осуществлять отбор нужной информации,
· формировать и выводить на печать отчеты,
· производить контроль над продажей конкретного товара за
заданный период времени.
Программный продукт должен быть разработан в среде «1С: Предприятие» и
представлять собой удобное средство ведения подобного учета.
.2 Формализация
Для построения необходимо провести формализацию задачи, являющуюся
необходимым этапом разработки задачи и заключающуюся в построении структуры
таблиц для хранения информации, схемы их взаимосвязей и описания алгоритмов
обработки.
Структурная связь:
Разработка проекта реализации задачи выполняется в несколько этапов и
начинается с анализа той информации, которая является выходной (формы и
отчеты). Только после выяснения структуры и состава этой информации, можно
сделать вывод о структуре и составе справочников, какие измерения и ресурсы
необходимо создать в регистрах оперативного учета, данными какого характера
будут заполняться документы. На следующем этапе уточняется структура полей в
справочниках и документах, определяются правила ввода информации. Затем
проектируем формы документов и отчеты, а также запросы для них, уточняем
измерения и ресурсы для регистров оперативного учета или данные для
бухгалтерских проводок.
На заключительном этапе создаются различные пользовательские меню,
журналы документов, интерфейс всего проекта, определяются права пользователей.
В процессе отладки и доработки, возможен возврат на любой этап процесса
разработки. В следующих разделах пояснительной записки все объекты задачи
рассматриваются более подробно.
.3 Описание среды программирования
Для написания программы было использована рабочая среда программирования
«1С:Предприятие 7.7»
«1С: Предприятие» является универсальной системой автоматизации
деятельности предприятия. 1С может быть использовано для автоматизации самых
разных участков деятельности организации: учета товарных и материальных
средств, взаиморасчетов с контрагентами, расчета заработной платы и т. п.
С как учетная система имеет 4 компонента:
· Систему хранения, поиска и редактирования информации, которая
изменяется достаточно редко (справочники).
· Систему ввода и фиксации событий (документы).
· Систему работы с динамической информацией (остатки).
· Генератор отчетов, позволяющий выводить обобщенную информацию
за любой период времени.
И связаны они таким образом, что при вводе событий на базе информации,
хранящейся в справочниках, выполняется изменение динамической информации
(остатков). Причем изменение остатков выполняется путем формирования набора
элементарных операций (проводок или движений). В дальнейшем на основе
информации, хранящейся в системе, пользователь получает разносторонние отчеты
за любой период времени.
Программные продукты, создаваемые на 1C, могут быть адаптированы к любым
особенностям учёта и к конкретной сфере деятельности предприятия. В состав
системы входит Конфигуратор, который обеспечивает:
· настройку системы на различные виды учёта (бухгалтерский,
оперативный);
· организацию любых справочников и документов произвольной
структуры;
· настройку внешнего вида форм ввода информации;
· настройку поведения и алгоритма работы системы в различных
ситуациях с помощью встроенного объектно-ориентированного языка;
· широкие оформительские способности создания печатных форм
документов и отчётов с использованием различных шрифтов, рамок, цветов, рисунков;
· возможность наглядного представления информации в виде
диаграмм;
· быстрое изменение конфигурации с помощью «конструкторов».
Трудно себе представить одну программу, предназначенную для массового
использования и удовлетворяющую при этом потребностям большинства предприятий.
2. Требования к техническому обеспечению
Для работы программы необходимо, чтобы компьютер соответствовал следующим
требованиям:
· процессор Pentium
III и выше;
· оперативную память 256 Мбайт и выше;
· жесткий диск (при установке используется около 50 Мбайт);
· печатающее устройство.
Ввод информации предусмотрен с помощью:
· Клавиатуры;
· Мыши.
.1 Требования к программному обеспечению
Для работы программы необходимо, чтобы на компьютере были установлены:
. Операционная система WINDOWS XP,Vista,Seven,
Server 2003.
. Установлено ядро «1С: Предприятие 7.7» однопользовательская
версия.
3. Методика разработки программы
Для достижения максимального удобства при работе с программой
пользователь должен взаимодействовать только с теми элементами программы,
которые необходимы ему в данный момент времени, и тем более пользователь не
должен работать непосредственно с теми элементами, которые представляют собой
саму структуру программы и обеспечивают её работоспособность. Далее полностью
приведена структура данной базы, состоящая из справочников, документов, а так
же её описание, описание форм и отчетов, необходимых пользователю.
.1 Алгоритмизация задачи
.1.1 Описание алгоритма
Для ввода данных и их хранения используются справочники. Данные, в
которых при необходимости можно редактировать, удалять или добавлять новые. В
программе присутствуют следующие справочники:
Справочник №1 «Должности»
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер поля
|
Обязательное поле
|
Код
|
Число
|
5
|
Да
|
Строка
|
25
|
Да
|
Справочник № 2 « Сотрудники»
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер поля
|
Обязательное поле
|
Код
|
Число
|
5
|
Да
|
Наименование
|
Строка
|
25
|
Да
|
Должность
|
Ссылка
|
-
|
Да
|
Дата рождения
|
Дата
|
-
|
Нет
|
Пол
|
Перечисление
|
-
|
Нет
|
ИНН
|
Строка
|
12
|
Нет
|
Серия паспорта
|
Строка
|
5
|
Нет
|
Номер паспорта
|
Строка
|
6
|
Нет
|
Дата выдачи паспорта
|
Дата
|
-
|
Нет
|
Справочник № 3 «Номенклатура»
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер поля
|
Обязательное поле
|
Код
|
Число
|
5
|
Да
|
Наименование
|
Строка
|
25
|
Да
|
Полное наименование
|
Строка
|
50
|
Нет
|
Единица измерения
|
Ссылка
|
-
|
Нет
|
Справочник № 4 «Склады»
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер поля
|
Обязательное поле
|
Число
|
5
|
Да
|
Наименование
|
Строка
|
25
|
Да
|
Справочник № 5 «Единицы измерения»
Имя поля
|
Тип данных
|
Размер поля
|
Обязательное поле
|
Код
|
Число
|
5
|
Да
|
Наименование
|
Строка
|
25
|
Да
|
Полное наименование
|
Строка
|
50
|
Нет
|
Программа имеет следующие документы:
1. «Поступление товара» - при проведение этого документа
номенклатура поступает на склад.
. «Реализация товары» - данный документ реализует возможность продажи
товара. При проведении документа фиксируется выручка, номенклатура списывается
со склада.
3. «Списание товара» - при проведении этого документа номенклатура
списывается со склада.
. «Начало смены» и «Конец Смены» - при проведении этих документа
отслеживается график работы барменов (кто открыл, закрыл смену).
Программа имеет следующие отчеты:
. Инвентаризация
. Продажи
. Отработанное время
3.1.1
Структурная схема
.2 Программирование
В соответствии со схемой, приведенной выше в пункте 4.1.2. «Структурная
схема», в представленной программе разработаны программные модули на встроенном
языке «1С: Предприятие7.7». Тексты программных модулей и запросов приведены в
пункте V. «Приложение».
3.3Аномалии и
защитное программирование
Описание аномалии
|
Реакция на аномалию
|
Способ защиты
|
Ввод в числовые поля
текстовых значений
|
Поле остается пустым
|
Защищено с помощью 1С
автоматически
|
Ввод в текстовые поля
цифровых значений
|
Поле остается пустым
|
Защищено с помощью 1С
автоматически
|
Проведение документа
«Реализация товара» при отсутствии необходимого количества номенклатуры на
складе
|
Выводится сообщение об
отсутствии данного количества номенклатуры на складе, документ не будет
проведен
|
Защищено разработчиком
|
Формирование отчета
«Инвентаризация» при отсутствии выбранного склада
|
Выводит сообщение, что не
выбран склад
|
Защищено разработчиком
|
Документ «Конец смены»
может быть введен только на основании документа «Начало смены»
|
Выводит сообщение что этот
документ может быть введен только на основании документа «Начало смены»
|
Защищено разработчиком
|
.4 Тестирование и отладка
Тестирование - это процесс выполнения программы с целью обнаружения в ней
ошибок. Отладка - исправление ошибок, найденных с помощью тестирования.
Основные принципы организации тестирования:
· необходимой частью каждого теста должно являться описание
ожидаемых результатов работы программы, чтобы можно было быстро выяснить
наличие или отсутствие ошибки в ней;
· следует по возможности избегать тестирования программы ее
автором, т.к. здесь присутствует тот фактор, что обнаружение недостатков в
своей деятельности противоречит человеческой психологии (однако отладка
программы эффективнее всего выполняется именно автором программы);
· должно являться правилом доскональное изучение результатов
каждого теста, чтобы не пропустить малозаметную на поверхностный взгляд ошибку
в программе;
· необходимо тщательно подбирать тест не только для правильных
(предусмотренных) входных данных, но и для неправильных (непредусмотренных);
· при анализе результатов каждого теста необходимо проверять,
не делает ли программа того, что она не должна делать;
· следует сохранять использованные тесты (для повышения
эффективности повторного тестирования программы после ее модификации или
установки у заказчика);
· тестирования не должно планироваться исходя из предположения,
что в программе не будут обнаружены ошибки (в частности, следует выделять для
тестирования достаточные временные и материальные ресурсы);
· следует учитывать так называемый «принцип скопления ошибок»:
вероятность наличия не обнаруженных ошибок в некоторой части программы прямо
пропорциональна числу ошибок, уже обнаруженных в этой части;
Хотя программа прошла тестирование успешно, в ней, тем не менее, могут
содержаться ошибки, появление которых зависит от обрабатываемых данных (т.е. на
одних исходных данных программа работает правильно, а на других - с ошибкой).
4. Анализ
результатов решения
В соответствии с пунктом 4.4 тестирование и отладка производились
непосредственно во время разработки проекта. После завершения работы над программой
было еще раз произведено полное тестирование.
Все найденные ошибки были успешно устранены.
Получившийся в результате программный продукт удовлетворяет всем
предъявленным требованиям, полностью работоспособен, не требует принципиальных
доработок, и готов к эксплуатации.
5. Инструкция пользователю
Достоинства программы: удобство и простота в эксплуатации (минимальные
навыки работы пользователя на 1С); существенное облегчение работы сотрудника
предприятия; не большой объём занимаемой памяти.
Внедрение программы поможет существенно снизить нагрузку при обработке
информации и оформлении необходимой документации.
Запуск программы:
Запуск программы осуществляется двойным нажатием левой клавиши мыши на
ярлыке.
Для того чтобы запустить программу необходимо в окне Запуска
1С:Предприятия указать информационную базу и путь к ней.
Далее появиться окно авторизации доступа, в нем необходимо выбрать
пользователя.
В данной программе существует 2 набора прав: Администратор и
пользователь. При запуске «1С:Предприятие7.7» необходимо выбрать пользователя и
ввести пароль.
Для администратора установлены все права, у пользователя ограниченный
набор прав. Пользователь не имеет права менять значение и удалять документы.
После запуска программного приложения на экране появится следующее рабочее
окно:
Пункт меню «Справочники»:
Справочник «Должности»:
Справочник «Сотрудники»:
Справочник «Номенклатура»:
Справочник «Единицы измерения»:
Справочник «Склады»:
Пункт меню «Документы»:
Документ «Начало смены»
Документ «Конец смены»
Документ «Списание товара»
Движение регистра:
Документ «Поступление товара»:
Движение регистра:
Документ «Реализация товара»:
Движение регистра:
Пункт меню «Журналы»
Журнал «График работы»
Журнал «Товары»
Пункт меню «Отчеты»:
Отчет «Инвентаризация»:
Отчет «Продажи»:
С детализацией по сотрудникам:
Без детализацией
по сотрудникам:
Отчет «Отработанное время»:
С детализацией по дням:
Без детализацией
по дням:
.Экономическая часть
При большом объеме информации поиск и обобщение необходимых сведений,
осуществляемых вручную, представляют собой довольно трудоемкий процесс. После
внедрения моего программного продукта, все операции по поиску и вводу
информации выполняются значительно быстрее. С помощью этой программы я
добилась:
- сокращение времени на качественный учет товаров
снижения затрат на обработку данных;
снижение затрат на поиск необходимой информации о товаре.
Смета затрат на автоматизацию учета ремонтных работ жилого фонда
I. Разработка
Распределение трудоемкости по стадиям разработки приведено в Таблице №1
Этап разработки
|
Описание содержания работ
|
Трудоёмкость (час.)
|
Постановка задачи
|
Предпроектное обследование.
Разработка, согласование и утверждение технико-экономического обоснования.
|
11
|
|
|
|
Технический проект
|
Уточнение структуры и формы
представления входных и выходных данных. Разработка алгоритма решения задачи.
Разработка структуры программы. Разработка плана мероприятий по разработке и
внедрению проекта. Разработка пояснительной записки. Согласование и
утверждение технического проекта.
|
45
|
|
|
|
Рабочий проект
|
Написание программы на
языке программирования, первичная отладка, тестирование. Разработка,
согласование и утверждение порядка и методики испытаний, корректировка
программы.
|
98
|
|
|
|
Разработка рабочей
документации и внедрение
|
Разработка программной
документации. Сдача программы и программной документации
|
26
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
180 часов
|
II. Расчет коэффициентов
1. Коэффициент сложности задачи с - характеризует
относительную сложность программы по отношению к так называемой типовой задаче,
сложность которой принята равной единице. Так как программа не является
сложной, чтобы присвоить ей максимальное значение, но и не является простой,
поэтому, для данного программного продукта, сложность задачи принимается равной
0,7.
2. Коэффициент коррекции программы p - увеличение объема
работ за счет внесения изменений в алгоритм или программу по результатам
уточнения постановок (меняется от 0,1 до 0,5). С учетом того, что производилась
доработка программы, возьмем коэффициент равный 0,4.
. Коэффициент увеличения затрат труда b , вследствие недостаточного описания задачи. В
зависимости от сложности задачи принимается от 1 до 1,5. В связи с тем, что
данная задача потребовала уточнения и доработок, возьмем коэффициент равный
1,3.
. Коэффициент квалификации разработчика k определяется в зависимости от стажа работы и составляет: для
работающих до двух лет - 0,8; от трех лет до пяти лет - 1,0; от пяти до восьми
- 1,2; более восьми лет - 1,5. Поскольку стажа работы по специальности у меня
нет, возьмем k= 0,8.
III. Расчет затрат предприятия.
С учетом коэффициентов заработной платы основная заработная плата
разработчика программного продукта составит:
З/Посн = З/П * c * (p+1) * b * k =
(12000 руб. * 0,7 * (0,4 + 1) * 1.3 * 0.8) = 12230,4 руб. - в месяц
Поскольку дополнительная заработная плата в виде премии работнику за это
время не выплачивалась, то суммарная заработная плата (ЗПсум) будет равна
основной заработной плате:
З/Псум = З/Посн = 12230,4.
Страховые отчисления берутся в размере 34% от основной заработной платы:
Со = З/Посн * 34%,
Со = 12230,4 руб. * 34% = 4402,944 руб.
Суммарные затраты предприятия на заработную плату разработчика за время
разработки программного продукта с учетом страховых отчислений:
З/Побщ = (ЗПосн + страховые отчисления) * 180 / (8ч * 22дня) = (12230,4+
4402,944) * 180 /( 8 * 22) = 17011,375 руб.
Содержание и эксплуатация вычислительной техники
Для расчета затрат данного вида необходимо иметь значения следующих
показателей:
1. стоимость потребляемой электроэнергии;
2. амортизационные отчисления;
. техническое обслуживание, или затраты на ремонт.
Стоимость 1 КВТ/час электроэнергии составляет 3 руб.
Один компьютер потребляет в среднем 300 Вт в час.
За год отчисления за электроэнергию, потребляемую одной ЭВМ, составляет:
ч. * 22дня * 12мес. * 0,3КВт/ч. * 4 руб. = 2534,4 руб.
Амортизационные отчисления зависят от срока полезного использования ПК.
Если срок эксплуатации ПК еще не истек, то необходимо исчислять амортизационные
отчисления и учитывать их в дальнейших расчетах.
Затраты на амортизацию = стоимость ПК/срок полезного использования.
Стоимость компьютера равна 26000руб. Количество лет полезного
использования 4 года. ПК работает только 2 года.
Следовательно, отчисления составят: 26000 руб. / 4 года = 6500 руб.
Затраты на ремонт ПЭВМ составляют 5% от его стоимости:
* 5% = 1300 руб.
Фвт - действительный фонд времени работы вычислительного
комплекса. Фвт = Фном - Фпроф.
Фном - номинальный фонд работы ПК.
Фпроф - годовые затраты времени на профилактические работы.
Фном = 8 *22 *12 = 2112 часов в год.
Фпроф = 2112 * 5% = 106 часов в год.
Фвт = 2112 - 106 = 2006 часов.
Стоимость 1 часа работы ПК = (стоимость электроэнергии в год + стоимость
амортизации за год + затраты на ремонт за год) / Фвт.
Стоимость 1 часа работы ПК = (2534,4 + 6500 + 1300) / 2006 = 5,2 руб.
Содержание и эксплуатация ПК = Стоимость 1 часа работы ПК * Число часов
отладки = 5,2 * 169 = 878,8 руб.
Затраты на разработку программного продукта приведены в Таблице №2.
№
|
Наименование расходов
|
Затраты (руб.)
|
1
|
17011,375 руб.
|
2
|
Страховые отчисления
|
4402,944 руб.
|
3
|
Содержание и эксплуатация
вычислительного комплекса
|
878,8 руб.
|
ИТОГО
|
22293,119 руб.
|
Расчет экономического эффекта от разработки и внедрения программного
продукта
Рассчитаем экономический эффект, получаемый за счёт экономии рабочего
времени сотрудников организации, благодаря чему они смогут выполнить большее
количество работ. В нашем случае это работы связанные с ведением качественного
учета товаров в бильярдном клубе «Пирамида».
Для ведения расчетов введем следующие обозначения:
Т1- время, затрачиваемое на операции до внедрения программного
продукта;
Т2- время, затрачиваемое на операции после внедрения
программного продукта.
1. До внедрения программы большая часть документации заполнялась
вручную. Сотрудник в среднем тратил на 1 операцию около 10 минут. Также на
поиск данных вручную уходило около 10 минут.
Т1 = 20мин. или 0,33часа.
2. После внедрения программы время сократится, и будет составлять 12
мин., за счет уменьшения времени выполнения операций и простоты использования
программы:
Т2 = 12мин. или 0,2ч.
∆t = 20 - 12 = 8 мин. Или 0,133 часа.
Количество выполняемых операций - 18.
3. Рассчитаем стоимость выполняемых работ сотрудника притом, что в
месяц он работает 8ч*22дня = 176 часов. Должностной оклад сотрудника 12000
рублей.
Следовательно, стоимость 1 часа работы = 12000 / 176 = 68,2 руб.
Страховые взносы, начисляемы на з/п = 12000 * 34% / 176 = 23,2 руб.
Определяем суммарные затраты работника с учетом страховых взносов = 68,2
+ 23,2 = 91,4 руб. в час - Рсумм.
4. Расчет годовой экономии экономического эффекта и срока
окупаемости.
Рассчитывается годовая экономия времени, обусловленная внедрением
программного продукта. Перемножим выигранное время на проведение операции,
количество операций, количество рабочих дней в месяце, количество рабочих
месяцев.
∆Т = 0,133 * 18 * 22 * 11 = 579 часа.
Рассчитывается размер годовой экономии от внедрения программного
продукта: ∆Т * Рсумм = 579 * 91,4 = 52920,6 руб.
Экономический эффект составляет величину, равную годовой экономии средств
за вычетом затрат на разработку и реализацию программного продукта = 52920,6 -
22293,119 = 30627,481 руб.
Расчет срока окупаемости = 22293,119 / 52920,6 = 0,4 года.
Вывод: разработанный и реализованный программный продукт окупится за 0,4
года, что является приемлемым в качестве срока окупаемости затрат по
автоматизации рабочего процесса.
Заключение
В данной дипломной работе была разработана Конфигурация на платформе «1С:
Предприятие 7.7.», которое автоматизировало учет поступлений и расход товаров в
баре бильярдного клуба «Пирамида». Реализация задачи полностью соответствует
постановке задачи (раздел1).
Программная разработка позволяет, редактировать неверно введённую
информацию, производить поиск данных по различным критериям, отбор и просмотр
нужной информации о товаре.
Была произведена экономическая оценка эффективности от внедрения
программного продукта, которая показала, что проект экономически целесообразен.
Срок окупаемости 0,4 года.
Литература
программный автоматизация бар
1. 1С:
Предприятие7.7. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы.
М.Г. Радченко, Е.Ю. Хрусталева - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2009г.
. 1С:
Предприятие 7.7. Руководство разработчика. Часть1, Часть2. - М.: ООО
«1С-Паблишинг», 2009г.
. Нуралиев
С.В., Федоров Б.Н., Филиппов В.С., «1С:Предприятие версия 7.7. конфигурирование
и администрирование» - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2009г.
Приложение
Справочник «Сотрудники»:
Документ «Начало смены»
Модуль формы:
Документ «Конец смены»
Модуль формы:
Документ «Списание товара»
Модуль формы:
Модуль документа:
Документ «Поступление товара».
Модуль формы:
Модуль документа:
Документ «Реализация товара».
Модуль формы:
Модуль документа:
Отчет «Инвентаризация»:
Отчет «Продажи»:
Отчет «Отработанное время»: