Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    316,8 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МАДИ)










Р Е Ф Е Р А Т

По предмету: Концепция современного естествознания

на тему: “Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний”

Выполнил студент 1 курса

специальность: менеджмент организации

Заочной формы обучения

Ларин Руслан Владимирович

Преподаватель: Покровский А.К.




Москва, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Потребности в знании

. Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний

. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ


Сегодня особо наблюдается потребность в самостоятельном, ответственном поведении человека. Теперь он должен уметь осуществлять разумный выбор, принимать решения и реализовывать их в новых, неожиданных для него ситуациях. Специалисту необходимо обладать не только профессиональной компетентностью, которая предполагает набор профессиональных знаний, умений, навыков, но и набором специальных качественных характеристик, способов специальных действий - составляющих профессиональной культуры.

В процессе профессиональной подготовки нужно уделять внимание формированию не только профессиональной компетенции, но и профессиональной культуры будущего специалиста, которая раскрывается через профессиональную компетенцию, мотивационно-ценностное отношение к своей специальности, профессионально важные качества и профессиональную направленность, обеспечивающие творческий подход в решении профессиональных задач.

Универсальным средством формирования профессиональной пригодности является профессиональная подготовка специалистов, включающая их обучение и тренировку. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений.

1. ПОТРЕБНОСТИ В ЗНАНИИ

естествознание профессиональный знание специалист

Основную массу всех знаний дает наука, которая разграничивается на фундаментальную и прикладную по признаку существования объекта: независимое существование объекта относительно исследовательского процесса определяет фундаментальную науку; возникновение объекта в результате исследовательского процесса - прикладную.

Установление и оценка всё новых и новых связей между предметами и явлениями объективной действительности, которые объединяют, интегрируют их во все более полную картину мира, и составляют сущность процесса развития науки, её содержание. Поэтому знания могут расти в связи с тенденцией их специализации, внутридисциплинарным развитием и взаимодействием дисциплин.

В процессе деятельности работника рождения знания о незнании есть результат происходящей в его разуме замены одних представлений о решаемой задаче другими. Это позволяет появляться первичному знанию о задаче, что и придает активности работника определенную направленность, выражающуюся в конкретной потребности в информации (знаниях).

Выявление потребности в информации (знаниях) - это определение тематической направленности интересов работника в процессе общественно значимой трудовой деятельности. Эти интересы обладают относительным постоянством и повторяемостью, т.к. вытекают из специфики деятельности фирмы, должностных обязанностей работников и технологий выполняемых ими работ. Основанием для определения тематики знаний работников могут служить их квалификационные характеристики, в которых заложена прямая зависимость этой тематики от объективных условий деятельности [1].

На потребность в знаниях влияют внешние и внутренние факторы. К первым относится практически весь комплекс социально-экономических условий в стране и мире, ко вторым - цели и мотивы деятельности работника.

2. МЕРА ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ И ДОСТАТОЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ


Под мерой достаточности знаний понимаются количественные и качественные величины отображающей их информации.

Количество информации - мера снятия неопределенности одной случайной величины в результате наблюдения за другой, измеряется в битах.

Показателем качества информации можно признать её семантику, под которой понимается полезность данной информации для достижения конкретной цели и с учетом степени подготовленности получателя информации к её восприятию.

Процесс концентрации семантически полезной информации характеризуется устойчивым уменьшением энтропии, когда вся информация сосредоточена в одном источнике. С увеличением числа источников возрастает и энтропия, достигающая максимума, когда наличие количества тематической информации в источнике равновероятно. Уменьшение энтропии в значительной мере способствует целенаправленности информации, т.е. информация должна иметь определенное целевое назначение, поступать в удобное или назначенное время, по логике изложения представлять собой алгоритм типа «основной объект - достигнутый уровень развития основного объекта - связанные объекты - общая достигнутая новизна». Логика модели явления или процесса может быть описана с помощью набора аксиом вида «Р справедливо, если справедливы yj и выполнены ограничения Zj». Моделирование ситуации происходит при ответе на вопрос «что, если..?» [1].

При описании физических объектов надо учитывать, что свойства объектов и их атрибуты - синонимы. Свойства при этом могут быть терминальными, т.е. описывающими объект, или инверсными структурами, т.е. описывающими связи как внутри одного объекта, так и между несколькими объектами.

Приближенная классификация объектов, зависящих от влияния изме-нения их свойств, исходит из заданного множества объектов, описываемых атрибутами. Для каждого объекта атрибут может принимать только два значения: 0 и 1.

Множество объектов разбиваются на классы. Принадлежность объекта тому или иному классу определяется набором правил вида Cj (a1, … , an), т.е. если первый атрибут имеет значение а1, второй - а2 и т.д., то объект принадлежит классу j. Объекты с одинаковыми значениями атрибутов считаются неразличными [1].

При подобной классификации данные в информационной системе мо-гут быть представлены в виде следующего набора взаимосвязанных таблиц: таблицы объектов; таблицы кодов, раскрывающей способ кодирования значений выбранных атрибутов; таблицы результатов анализа. Алгоритм отнесения предъявленного объекта к определенному классу действует на пошаговом принципе, т.е. на каждом шаге спрашивается значение того или иного атрибута с учетом максимизации правдоподобия и минимизации стоимости проверки его значения. При изменении области значений выбранных атрибутов происходит видоизменение структуры объектной таблицы, находящее отражение в таблице результатов.

Принципиально любые формализованные структуры данных в соответствии с принципом нормализации могут быть приведены к нормальной форме в виде двухмерной матрицы - отношения.

Все свойства (атрибуты) объектов по форме представления значений будем разделять на качественные и количественные.

Количественной называется характеристика, значение которой можно сравнить с некоторым эталоном, называемым единицей измерения. Качественной характеристикой называется такая характеристика, значение которой можно задать только описательно.

Количественные характеристики делятся на точечные и оценочные. Первой называется та, значение которой требуется обеспечить с заданной точностью. Второй называется такая, при изменении которой монотонно (в определенных пределах) изменяется эффективность решения функциональной задачи, которую данный объект призван обеспечить.

Точечные и качественные характеристики являются обязательными.

Новое значение опирается на предшествующие достижения. Однако для специалиста его система готовых значений является барьером на пути самостоятельного осознания новой реальности. Кроме того, выделяются следующие виды информационных барьеров: пространство и время; универсум участников коммуникации; семантика и количество информации; языковой; технологический; технический; общественно-политический. В своей совокупности они приводят в среднем к потере до 40% информации.

Систематическая продуктивность слова (СПС) - это мера его способ-ности выражать содержание документа.

СПС определяется разностью между реальной и теоретической средней длиной слова. Теоретическая длина вычисляется алгоритмом с параметрами L, li, ρi. Чтобы теоретическая безызбыточность кода приблизилась к реальной, средняя длина кодовых слов должна быть уменьшена на коэффициент C=L/HD(x). Определенная данным методом СПС показывает, что максимальной СПС являются слова наиболее употребляемые в базовой профессиональной лексике [1].

Основу базовой лексики отдельных знаний составляет тезаурус, где термины обозначают понятия, а не предметы. При этом надо учитывать и тот момент, что годовой коэффициент его старения в общем случае составляет порядка 0,87. Единством формальной и содержательной целостности обладает тезаурус с единой логической организацией содержания.

Деятельность по созданию информационно-поисковых тезаурусов (ИПТ) есть упорядочение, а процесс придания терминам профессионального статуса есть стандартизация.

В качестве основания для разделения общего тезауруса на частные рекомендуются всеобщие и не зависимые от области применения категории: объекты, реляция, качества, свойства. Расчленение общего тезауруса на частные и последующее распределение ими понятий осуществляется в соответствии со следующими признаками [1]:

словарный состав классифицируется по как можно более однозначным семантическим критериям; приписывание имени одного понятия к не-скольким частным тезаурусам возможно лишь в том случае, если имя имеет несколько различных значений;

критерий классификации должен быть независим от отрасли;

критерий классификации должен быть независим от конкретной формулировки задачи.

Возможность отрыва информации от объекта отражения определяет важнейшее свойство информации - быть содержимым памяти.

Количественность и качественность труда специалиста обусловливает хорошая память, физиологической основой которой считается образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга в результате воздействия информации.

Подавляющее большинство людей (до 85%) имеют визуальную, а не слуховую память, ориентацию на восприятие информации.

Главнейшим условием восприятия информации является наличие у работника некоторого запаса знаний о существе этого сообщения. Абсолютное отсутствие знаний равносильно приему сообщений на незнакомом воспринимаемому работнику языке. Поэтому обязательный объем знаний работника, служащий базой для его дальнейшего пополнения профессионально необходимой информацией в зависимости от уровня образования.

Время восприятия и количество воспринимаемой информации зависят от пропускной способности канала коммуникации с учетом помех (шума). Когда в канале возникает семантический шум. то причиной его является нехватка знаний по отношению к воспринимаемому сообщению.

Процесс восприятия информации при приеме сообщений работником - это распознавание, где полученные знания должны быть поставлены в соответствие из значения зафиксированным в знании Для усвоения смысла полученного сообщения из памяти человека извлекаются значения конкретных знаков и понятий, с которыми они связаны в знании различного рода ассоциативными отношениями.

Известно, то информационные потребности подчиняются закону возвышения, непрерывному количсствсто-качественному изменению. Тоща для оценки специалиста можно воспользоваться следующей моделью волновой характеристики (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Модель волновой характеристики

Средневзвешенный объемный показатель воспринимаемой информации с осмыслением ее работником за 2 ч составляет порядка 12 страниц текста. Выявлено соотношение затрат времени на осмысление текстов и на просмотр поступающей текущей информации 1 : 4,5. За 1 ч работы с информацией перерабатывается 6 страниц текста или просматривается 27 страниц информационных материалов, поступивших из общего потока информации [1].

Весь комплекс дисциплин, направленных на представление постоянной информации можно разделить на три группы, обеспечивающие:

общую теоретическую подготовку;

общую профессиональную ориентацию;

специализацию но профилю конкретной работы.

Первые образуются из разделов и тем, составляющих теоретический базис конкретной учебной дисциплины, и представляют интерес для профессионалов определенною профиля. Дисциплины второго цикла включают различные функциональные области и представляют интерес для различных категорий работников, т.с. обеспечивают общеобразовательный уровень обучения, Дисциплыны третьего цикла (профилирующие) формируется на основе текущих и прогнозных требований к уровню подготовки кадров определенной профессии.

Сформулируем основные законы, которым подчиняются процессы циркуляции информации в системе “управление - информация”:

а) количество информации, передаваемое через зрительный анализатор за минимальный промежуток времени, пропорционально промежутку времени; коэффициент пропорциональности равен плотности информационного потока;

б)      количество информации, которое необходимо сообщить однородной группе не работников, чтобы повысить их информационный потенциал на единицу, пропорционально их количеству в группе; коэффициент пропорциональности равен коэффициенту их восприимчивости;

в)      количество информации, производимой однородной группой работников за единицу времени, пропорционально их должностной производительности;

г) количество информации, которой обладает однородная группа работников, пропорционально их количеству и информационному потенциалу, коэффициент пропорциональности равен коэффициенту их восприимчивости;

д) при отсутствии притока информации к однородной группе работников количество информации, которой они обладают, убывает по экспоненциальному закону.

Плотность информационного потока - количество информации, поступающее работнику за единицу времени, под коэффициентом восприимчивости работника понимается количество семантически ценной информации, которое ему необходимо сообщить для повышения его информационной потенциала на единицу; коэффициент коммуникативности - количество информации, которое передается через определенный “шлюз” за единицу времени.

Возможно создание автоматизированной системы, способной оказать интеллектуальную поддержку процессом получения знаний. Процесс подобного создания состоит из двух этапов: создание базы знаний, содержащей общие сведения по конкретному вопросу; надстраивание созданной базы новыми знаниями с целью превращения ее в специализированную. Для этого систему надо создавать в виде структуры блоков, каждый из которых представляет собой минитематический блок. Специализация или усовершенствование системы стегается за счет удаления блоков и добавления новых.

3. РОЛЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ


Профессионал оценивается прежде всего по глубине знаний, обеспечивающих правильное понимание общества, правовой реальности, обстановки, людей, своих решений и действий. Самосовершенствование, способность решать все более трудные задачи, превосходить своего оппонента в профессиональном противоборстве непременно связаны с расширением и углублением всего комплекса знаний по разным вопросам [2].

Знание концепций современного естествознания поможет будущим специалистам гуманитарных направлений расширить кругозор и познакомиться с конкретными естественно - научными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и другими проблемами, от решения которых зависит уровень жизни каждого из нас.

Особо необходимы знания по концепциям современного естествознания будущим специалистам в области экономики и управления, работа которых во многом будет определять возможность решения важних задач. Для этого хорошо подготовленный менеджер или экономист должен владеть не только законами управления и экономики, но и видеть естественнонаучную сущность объекта, знать технологии.

Без понимания естественнонаучных основ современных технологий, менеджеры и экономисты, не в состоянии дать квалифицированных рекомендаций по оптимальному решению даже самого простого вопроса, связанного, например, с оценкой эффективности применения предлагаемых технологий изготовления какого-либо товара.

Познание естественнонаучной истины делает человека свободным в широком философском смысле этого слова, свободным от некомпетентных решений и действий и, наконец, свободным в выборе путей своей благородной и созидательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе обучения, жизни и деятельности каждый человек накапливает знания, относящиеся к различным областям. Однако знания профессионала и знания человека, не являющегося таковым, коренным образом различаются. И эти различия отражают не только «количественную» сторону. Действительно, знания профессионала характеризуются обширностью, но большой объем знаний присущ порой и дилетанту.

Потребность характеризует меру нужды в конкретных знаниях, а потребление - меру удовлетворения этих потребностей.

Потребности в знаниях имеют следующие свойства: динамичность, несоответствие объективной и субъективной потребностей, отраслевая специфичность, психологические черты членов команды.

Количественность и качественность труда специалиста обусловливает хорошая память, физиологической основой которой считается образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга в результате воздействия информации.

Главнейшим условием восприятия информации является наличие у работника некоторого запаса знаний о существе этого сообщения. Абсолютное отсутствие знаний равносильно приему сообщений на незнакомом воспринимаемому работнику языке. Поэтому обязательный объем знаний работника, служащий базой для его дальнейшего пополнения профессионально необходимой информацией в зависимости от уровня образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Покровский, А.К. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов / А.К. Покровский, Л.Б. Миротин; под ред. Л.Б. Миротина. - М. : Экзамен, 2005. - 480 с.

. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 447 с.

Похожие работы на - Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!