Космос против хаоса
Космос
против хаоса
Игорь Шайтанов
Что такое
миф?
Помнишь: мышка
бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Это сказка.
А если бы яичко
не разбилось, а, допустим, взлетело на небо и превратилось в солнце или в луну?
Тогда, скорее
всего, это была бы не сказка, а миф.
Мифы есть у
всех народов. Миф рождается вместе с языком, вместе с сознанием человека как
первый проблеск мысли, пытающейся сопоставить близкое с далёким, понятное с
непонятным. Сопоставить, чтобы объяснить, кем создан мир и человек, как
появилось небо, а на нём солнце, звёзды, луна. Мифические объяснения нам
кажутся фантастичными и сказочными.
Они не казались
такими тем людям, которые творили мифы. В миф безусловно верили. Этим он
отличался от сказки. Сказка — ложь, вымысел. Миф — правда. Первоначально в мифе
было заключено всё знание, каким обладал человек. Он вмещал в себя всё, что
позже разовьётся в религию, искусство, науку, философию. В этом смысле миф
синкретичен.
Это слово нам
уже встречалось, но по другому поводу. По какому? Когда мы говорили о древнем
обряде, нераздельно соединившем в себе танец, музыку, слово (см. раздел
предшествующей главы «Память жанра»). Миф тоже синкретичен, поскольку в нём все
будущие формы сознания слиты и неразличимы.
Понятие:
Миф — первое
творение коллективного человеческого разума, задумавшегося об окружающем мире и
пытающегося объяснить его. В более позднем значении миф — это рассказ о богах и
о героическом начале человеческой истории.
В любом музее
есть скульптуры, изображающие греческих богов и героев. Они могли быть созданы
две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции или сто-двести лет назад в
любой европейской стране. Образец красоты и совершенства, найденный в
античности, по сей день называют классическим.
Понятие:
Слово
“античность” восходит к латинскому “antiquitas”, означающему “древность,
старина”. Говоря об античности, подразумевают Древнюю Грецию и Древний Рим —
культурное прошлое, общее для всей Европы.
Тот, кто хочет
свободно чувствовать себя в европейском искусстве, не может обойтись без знания
хотя бы основных событий и имён античной мифологии. Иначе стихи Пушкина и
Тютчева придётся читать со словарём, чтобы узнать, кто такие Зевс и Геракл,
Венера и Марс.
Греческие боги
и сейчас кажутся прекрасными. Такими мы их помним. Но не такими они были при
своём рождении. И греческие мифы первоначально были не такими, какими их хранит
память европейского искусства.
Как современный
человек знакомится с античной мифологией? Чаще всего, читая книгу Н.А.Куна
«Легенды и мифы Древней Греции». Она неоднократно издавалась. Её обязательно
нужно прочесть. В ней учёный стройно и увлекательно восстанавливает весь
греческий пантеон (от греч. слов “пан” — всё и “теос” — бог). Открывая её,
ощущаешь себя вошедшим в греческий зал современного музея.
Однако мы
договорились, что попытаемся читать тексты исторически, различая в них глубину
и движение. В таком случае необходимо помнить, что совершенство классических
богов это не весь греческий миф, а лишь его заключительная часть. Боги не сразу
стали прекрасными, а было время, когда богов вовсе не было.
Первым объектом
поклонения для человека была природа. Она представлялась ему живой и радостной.
Из неё родились боги.
Цитата на поля:
«Боги Греции» —
так называется знаменитое стихотворение немецкого поэта Фридриха Шиллера. На
русский язык его перевёл не менее замечательный поэт — Афанасий Фет:
Здесь на высях жили Ореады,
Без Дриад — ни рощи, ни лесов,
И из урны радостной Наяды
Пена прядала ручьёв.
Шиллер перечисляет
нимф — природных божеств, которых греки различали по месту их обитания. Для гор
— Ореады, для деревьев — Дриады, для рек — Наяды. Каждое место охраняет своя
нимфа, открывающая доступ человеку, если он умеет войти так, чтобы не нарушить
природную гармонию.
Да, поклонение
природе явилось для человека первой верой. В этом поэт прав. Но нимфы и другие
прекрасные божества не были первыми образами, созданными этой верой. На первой
стадии человек одухотворял саму природу, поклонялся животным и растениям. Эту
веру называют анимизмом.
Понятие:
Анимизм (от
латинского анима — душа) — ранняя стадия мифологического мышления, когда
одушевление природы ещё не привело к созданию человекоподобных богов.
К тому же
первое впечатление от общения с природой не было светлым и радостным. Она не
столько пленяла и восхищала, сколько пугала и представляла для человека
смертельную опасность. Вот почему в своём воображении он населил её чудищами,
демонами.
Круг понятий:
Миф:
синкретизм
Похожие работы на - Космос против хаоса
|