Сквозные программы педагогических практик
Содержание
Введение
Глава 1. Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя начальных классов
.1 Функции и компоненты педагогической деятельности учителя начальных классов
.2 Значение, условия, задачи, функции, принципы педагогической практики
Глава 2. Сквозные программы педагогических практик
2.1 Педагогическая практика для студентов (очное обучение)
Глава 3. Психолого-педагогическая практика в школе I ступени
Глава 4. Практика «Методика работы в начальной школе»
Глава 5. Практика «Пробные уроки и занятия»
Глава 6. Практика «Первые дни ребенка в школе»
Глава 7. Практика «Организация обучения в 1 классе»
Глава 8. Практика «Педагогическая деятельность учителя школы I ступени»
Глава 9. Преддипломная практика
Рекомендуемая литература
Введение
«Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой». - К.Д. Ушинский
Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя, так как обеспечивает фундамент для формирования и развития основных педагогических умений и навыков, углубляет и закрепляет теоретические знания, развивает педагогическое сознание и профессионально значимые качества личности, позволяет определить правильность выбора сферы деятельности будущих учителей.
Пособие построено в соответствии с логикой практической подготовки будущих учителей начальных классов, определенной программой педагогической практики и учебными планами: педагогическая практика, методика работы в начальной школе, пробные уроки и занятия, первые дни ребенка в школе, организация обучения в 1 классе, педагогическая деятельность учителя школы I ступени, преддипломная практика.
Первая глава пособия раскрывает функции, компоненты и специфику педагогической деятельности как деятельности особого вида, овладеть которой возможно только в теснейшем взаимодействии теоретической и практической подготовки. В последующих главах пособия содержится краткое описание каждого вида практики в профессиональной подготовке учителей начальных классов. Каждый вид практики содержит цели и задачи, список рекомендуемой литературы и разделы: урок - основная форма организации обучения младших школьников, внеклассная работа, знакомство с младшими школьниками, знакомство с организацией обучения в различных образовательных учреждениях, рефлексия.
Глава 1. Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя начальных классов
.1 Функции и компоненты педагогической деятельности учителя начальных классов
В научном знании запечатлен опыт поколений, познающих мир, его закономерности. Однако дидактические знания остались бы бесполезной схемой, если бы не находили применения в практической педагогической деятельности, осуществляемой учителем. Учитель - непосредственный творец учебного процесса, создатель конкретных учебных ситуаций.
Учитель начальной школы - особенный учитель. Он посредник между ребенком и миром взрослых. Для младшего школьника он самый умный, самый ответственный, самый главный. Человек, стоящий у доски, все знает и все умеет.
Характерной особенностью педагогической деятельности учителя начальных классов является ее полифункциональность, ибо включение педагога в учебный процесс требует от него одновременного выполнения нескольких функций. Вслед за В.А.Семиченко, рассмотрим наиболее важные из них..Функции - цели
Предполагают умение учителя стратегически направлять педагогическую деятельность и отображают ее цели и задачи.
Таблица 1.1
ЦельПедагогическая деятельность учителяОбучающая Учитель способствует овладению, расширению, углублению и закреплению знаний учениками.Развивающая Учитель профессионально контролирует и направляет психическое развитие ребенка в условиях обучения.Воспитательная Учитель формирует убеждения, систему отношений, оказывает содействие в личностном самоопределении. Социализирующая Учитель готовит ребенка к установлению взаимоотношений с реальной социальной средой.Жизнеобеспечения Учитель создает условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности детей. .Функции - средства
Способствуют реализации цели в непосредственном процессе взаимодействия учителя с учениками.
Информационная: наличие у учителя глубоких знаний; передача учителем знаний ученикам.
Исследовательская: учитель находится в постоянном исследовательском поиске.
Диагностическая: осуществление учителем обратной связи на основе анализа информации, выводов и прогнозирования.
Прогностическая: учитель (на основе анализа полученных результатов) прогнозирует последующие периоды жизни ребенка.
Иллюстративная: раскрытие учителем сущности информации посредством ярких образов.
Смыслообразующая: раскрытие учителем общечеловеческих смыслов; индивидуальной значимости событий.
Дифференцирующая: определение учителем возможностей каждого ученика.
Стимулирующая: учитель переводит ученика на позицию действительного субъекта.
Культуровоспроизводства: учитель является примером.
Психотерапевтическая: учитель смягчает или компенсирует негативные воздействия.
Рекреационная: учитель регулирует уровень учебной нагрузки учащихся..Функции - приемы
Измерения и оценивания - учитель осуществляет поиск, усовершенствование объективных и информативных форм и техник измерения результатов деятельности ученика.
Управляющая - учитель, управляя деятельностью учеников, направляет ее в нужную сторону.
Корректирующая - учитель вносит изменения в собственную деятельность.
Формообразующая - педагогическое воздействие приобретает определенную форму.
Методическая - учитель анализирует целесообразность использованных методов, приемов; выявляет и устраняет недостатки; намечает перспективные изменения.
Иерархии и структурирования - определение приоритетов и внутренних связей между явлениями.
Констатирующая - учитель фиксирует уровень достижений обучаемого.
В реальной педагогической деятельности все функции взаимообусловлены и взаимосвязаны. Их многообразие привносит в труд учителя компоненты специальностей актера и режиссера, менеджера и селекционера, аналитика и исследователя.
Область реализации элементов этих специальностей определяется структурой основных компонентов практической педагогической деятельности. Н.В.Кузьминой выделены следующие основные компоненты деятельности учителя: конструктивная деятельность, организаторская деятельность, гностическая деятельность.
педагогический учитель практика обучение
Таблица 1.2. Основные компоненты деятельности учителя
Название деятельностиСущность и содержание деятельностиКонструктивная деятельность учителя Учитель отбирает, создает композицию, проектирует учебный материал. Проектировка включает: 1) содержание будущей деятельности (уроков, внеклассных мероприятий); 2) система и последовательность действий учителя; 3) система и последовательность действий ученика.Организаторская деятельность учителя 1) организация деятельности учителя по передаче содержания образования; 2) организация поведения учителя; 3) организация деятельности детей.Коммуникативная деятельность учителяОхватывает область взаимоотношений учителя и учащихся.Гностическая деятельность Изучение учителем: 1) собственной деятельности; 2) содержания, средств, методов, форм осуществляемой деятельности; 3) достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях совершенствования.
Таким образом, функции и компоненты педагогической деятельности учителя начальных классов необходимо рассматривать как объективно существующее явление педагогической действительности. Но они останутся безжизненной схемой, если учитель не сделает их субъективным достоянием собственной личности. Только личностно значимые функции и компоненты педагогической деятельности имеют смысл.
Анализ сущности педагогической деятельности четко определяет место педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя начальных классов. Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможно только при взаимодействии теоретической и практической подготовки.
.2 Значение, условия, задачи, функции, принципы педагогической практики
Педагогический процесс имеет свои закономерности и деятельность, реализующую этот процесс. Теоретическая подготовка в вузе предполагает наличие некоторой совокупности знаний о том, как нужно строить будущий, еще не реализованный в действительности учебно-воспитательный процесс. Практическая подготовка или педагогическая практика позволяет увидеть, как протекает педагогический процесс, уже реализованный или реализуемый в действительности.
Педагогическая практика обучает будущих учителей школы I ступени проектировать и осуществлять непосредственно учебно-воспитательный процесс как на основе проектов педагогической науки (учебных планов, программ, учебников, рекомендаций и т.д.), так и на основе собственных творческих проектов. По мере реализации данных проектов студенты изучают педагогическую действительность, занимаются исследовательской работой. Результаты такого изучения кладутся в основу конструирования новой, улучшенной педагогической деятельности. Порождаемые таким образом знания предписывают определенные педагогические действия.
Успех обучения зависит от эффективности работы тех, кто непосредственно организует педагогический процесс и управляет им - от учителей. Учитель, находясь постоянно в различных ситуациях, должен быть не просто исполнителем рекомендаций и указаний, а творцом педагогического процесса и духовного мира детей. Важный ориентир в работе будущего учителя - лучший опыт работающих учителей, чему наилучшим образом способствует педагогическая практика.
Изучение студентами опыта учителей-мастеров служит выявлению образцов эффективной педагогической деятельности, работе по лучшему образцу, поднятию уровня обучения в классе, необходимым эмпирическим материалом для курсовых и дипломных работ.
Сами студенты отдают однозначное предпочтение педагогической практике, выражают неудовлетворение, когда практика оказывается для них пассивной, проявляют активность и желание непосредственно участвовать в педагогическом процессе. Поэтому выше всех видов практики будущие учителя выделяют производственную. При этом решающим условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность, методическую оснащенность, научно-исследовательскую работу.
Также значимым условием становления педагогической деятельности выступает развитие у будущих учителей педагогического самосознания и личной профессиональной позитивной Я-концепции.
Практика помогает реально формировать у студентов рефлексивную деятельность, которая выражается в анализе эффективности использования тех или иных методов, приемов, средств, техник, помогает практиканту осознать трудности в работе и найти пути их преодоления. Рефлексия учит практикантов определять и классифицировать наличие ошибок в работе из-за недостатка знаний и умений и ошибок, обусловленных личностными качествами.
Основными задачами педагогической практики в школе I ступени являются:
üуглубление и закрепление теоретических знаний студентов;
üформирование и развитие основных профессионально-педагогических умений;
üразвитие у будущих учителей профессионально значимых качеств личности;
üвыработка основ владения педагогической техникой;
üобучение методам анализа педагогического опыта и применения его в педагогической деятельности;
üразвитие интереса к педагогической деятельности;
üформирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
üовладение студентами методикой изучения личности младшего школьника и детского коллектива;
üразвитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Педагогическая практика выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую.
Адаптационная функция: студент знакомится с организацией в учебно-воспитательных учреждениях; привыкает к детям; вступает в контакт с семьей ребенка.
Обучающая функция: студент реализует теоретические знания; вырабатывает основные педагогические умения и навыки.
Воспитывающая функция: студент реально учится любить и принимать ребенка, терпению, выдержке, ответственности.
Диагностическая функция: практикант оценивает свое эмоциональное состояние, личностные и профессиональные качества.
Развивающая функция: развиваются педагогические способности.
Таблица 1.3. Сущностные характеристики принципов педагогической практики
ПринципыРеализация принциповПринцип компетентностиПредполагает выполнение студентом за годы обучения в университете всех видов учебных и производственных практикПринцип усложнения Практикант постепенно выполняет все более сложные и ответственные задания Принцип непрерывности Студент на протяжении всего срока обучения в высшем учебном заведении связан со школой и детьми, а характер заданий и предъявляемых требований к готовности студента к педагогической деятельности постоянно возрастает.Принцип творчества У студента развиваются исследовательские способности, способности к нестандартной интерпретации учебного процесса, художественные, артистические способности и др.
Глава 2. Сквозные программы педагогических практик
.1 Педагогическая практика для студентов (дневная форма обучения)
План
.Введение
.Цели и задачи практики
.Содержание практики
-Индивидуальные задания
.Формы и методы контроля
.Требования к отчету и подведение итогов практики
. Введение
Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя, так как обеспечивает фундамент для формирования и развития основных педагогических умений и навыков, углубляет и закрепляет теоретические знания, развивает педагогическое сознание и профессионально значимые качества личности, позволяет определить правильность выбора сферы деятельности будущих педагогов.
Программа построена в соответствии с логикой практической подготовки будущих учителей начальных классов и учебными планами кафедры педагогики, дошкольного и начального образования Севастопольского городского гуманитарного университета. Сквозная программа включает следующие виды практик:
üучебные (психолого-педагогическая, методика работы в начальной школе, пробные уроки и занятия. Первые дни ребенка в школе);
üпроизводственные (организация обучения в 1 классе, педагогическая деятельность учителя школы I ступени);
üпреддипломная практика.
Сквозная программа раскрывает функции, компоненты, структуру, задачи и специфику педагогической деятельности учителя начальных классов как деятельности особого вида, овладеть которой возможно только в теснейшем взаимодействии теоретической и практической подготовки.
. Цели и задачи практики
Практика проводится с целью формирования у студентов умений и навыков наблюдения и анализа учебно-воспитательного процесса и его результатов, а также выработки у будущих учителей начальных классов профессиональных умений организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе I ступени.
В процессе практики решаются следующие задачи:
üуглубление и закрепление теоретических знаний студентов;
üформирование и закрепление основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта в соответствии с требованиями стандартов высшего педагогического образования и квалификационной характеристики специалиста;
üразвитие у будущих учителей педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности;
üразвитие профессиональной культуры;
üвыработка основ владения педагогическими технологиями и педагогической техникой;
üобучение методам анализа педагогического опыта и применения его в педагогической деятельности;
üформирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
üпрофориентация и профвоспитание, развитие и закрепление интереса к педагогической деятельности и работе с детьми;
üвыработка умений осуществлять дифференцированный подход к детям;
üовладение студентами методикой изучения психологических особенностей детей младшего школьного возраста и детского коллектива;
üразвитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самоусовершенствовании;
üизучение современного состояния учебно-воспитательной работы в школе I ступени.
3. Содержание практики
В процессе прохождения педагогической практики студенты должны овладеть следующими видами деятельности:
üзнакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителя (изучают методические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты уроков учителя;
üпосещают и анализируют уроки учителя по предметам, внеклассному делу;
üпроводят индивидуально-групповые занятия со слабоуспевающими учениками;
üразрабатывают и изготавливают наглядные пособия, дидактический материал к урокам и индивидуально-групповым занятиям;
üпроводят уроки и занятия по предмету как по основной, так и дополнительной квалификации (специализации);
üпосещают и анализируют уроки, внеклассные и воспитательные занятия других практикантов.
Формирование и развитие профессиональных умений будущих педагогов в ходе практики - это целостный процесс, включающий в себя выполнение системы заданий: воплощающих суть и содержание деятельности учителя начальных классов, основанных на приобретенных теоретических знаниях и практических умениях студентов, а также на анализе и коррекции осуществляемой педагогической деятельности.
Система задач и заданий предполагает постепенное усложнение деятельности будущих учителей начальных классов, поэтапную организацию практики:
I этап - учебные практики:
üпсихолого-педагогическая практика;
üметодика работы в начальной школе;
üпробные уроки и занятия;
üпервые дни ребенка в школе.
II этап - производственные практики (обучающие отдельным видам педагогической деятельности):
üорганизация обучения в 1 классе;
üпедагогическая деятельность в школе I ступени (2-4 классы).
III этап - преддипломная практика (педагогическая деятельность учителя начальной школы)
Таблица 2.1. График проведения практики
ЭтапыI этапII этапIII этапкурсы семестр 1 курс2 курс3 курс4 курс5 курсI семестрпсихолого-педагогическая практика (2 недели)ü первые дни ребенка в школе (1 неделя). ü организация обучения в 1 классе (3 недели)II семестрпсихолого-педагогическая практика (2 недели)пробные уроки и занятия (2 недели)педагогическая деятельность в школе I ступени (4 недели)преддипломная практика (4 недели)
I этап педагогической практики
Учебная практика
Первый этап включает:
üпсихолого-педагогическую практику, позволяющую студентам осуществить критическую переработку и осмысление знаний по курсам общей педагогики, дидактики общей психологии, теории воспитания;
üпрактику «Методика работы в начальной школе», формирующую у студентов умения и навыки наблюдения и анализа учебно-воспитательного процесса и его результатов;
üпрактику «Пробные уроки и занятия», организуемую с целью выработки у студентов первичных профессиональных умений и навыков организации и проведения уроков в школе I ступени;
üпрактику «Первые дни ребенка в школе», знакомящую студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения детей.
Педагогическая учебная практика будущих педагогов - это начальный этап практического освоения профессии учителя начальных классов.
Задачи педагогической практики на I этапе:
üформирование у студентов умений и навыков анализа педагогической деятельности учителя начальных классов в организации учебно-воспитательного процесса на основе знаний фундаментальных дисциплин;
üформирование у будущих педагогов исследовательского подхода к профессиональной деятельности, использование результатов наблюдений, бесед в подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
üознакомление практикантов с основами владения педагогическими технологиями и педагогической техникой.
Материалы учебной практики обобщаются, оформляются и представляются в комиссию по защите практики.
Календарный план учебных практик
Таблица 2.2. Календарно-тематический план практики «Методика работы в начальной школе»
Период практики Основные направления и содержание деятельностиОзнакомление с задачами, содержанием и организацией педагогической практики I неделя1 деньЗнакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе. 2 деньАнализ уроков. 3 деньАнализ уроков4 деньАнализ уроков. Анализ внеклассных дел.5 деньАнализ уроков. Анализ внеклассных дел.II неделя1 деньАнализ уроков. Индивидуальная работа с младшими школьниками.2 деньАнализ уроков. Проведение игр. Индивидуальная работа с младшими школьниками.3 деньАнализ уроков. Проведение игр.4,5 деньАнализ уроков. Проведение игр. Подготовка наглядных пособий.
Таблица 2.3. Календарно-тематический план практики «Пробные уроки и занятия»
Период практикиОсновные направления и содержание деятельностиОзнакомление с задачами, содержанием, организацией педагогической практики 1 неделя1 день Знакомство со школой, деятельностью классного руководителя. Знакомство с младшими школьниками. 2 день Знакомство с учащимися класса. Проведение фрагментарных наблюдений 3 день Знакомство с младшими школьниками. Проведение педагогических наблюдений 4 день Знакомство с младшими школьниками. Проведение педагогических наблюдений 5 день Знакомство с младшими школьниками. Оформление психолого-педагогической характеристики. Проведение педагогических наблюдений 2 неделя1 день Проведение педагогических наблюдений. Проведение фрагментов уроков по предметам. Анализ и самоанализ фрагментов уроков.2 день Осуществление анализа работы учителя на уроке. Проведение фрагмента урока. 3 день Проведение пробного урока. Оформление самоанализа урока 4 день Посещение пробного урока сокурсницы. Анализ урока по схеме. 5 день Проведение внеклассного дела, этической беседы, самоподготовка в группе продленного дня (на выбор)Оформление документации по практике. Подготовка к студенческой конференции
II этап педагогической практики
Производственная практика
Практика второго этапа проводится после изучения методик начального обучения и осуществляется на 4 курсе в VII и VIII семестрах.
Задачи практики II этапа:
üформирование у студентов умений и навыков анализа педагогической деятельности учителя начальных классов в организации учебно-воспитательного процесса на основе знаний методик школы I ступени;
üформирование у будущих педагогов исследовательского подхода к профессиональной деятельности, использование результатов наблюдений, бесед, занятий с младшими школьниками для написания статей, рефератов, курсовой работы;
üобучение практикантов владению основами педагогических технологий и педагогической техники.
Таблица 2.4. Календарный план производственной практики
Период практики1 неделя 1 день Знакомство со школой, классом.2 деньПосещение и анализ уроков учителя. Проведение игровой деятельности на переменах.3 деньПосещение и анализ уроков учителя. Проведение физкульминуток и игровой деятельности.4 деньПосещение и анализ уроков учителя. Проведение физкультминуток и игровой деятельности5 деньПосещение, анализ уроков, выполнение задания. Проведение бесед с учащимися, игровой деятельности. 2 неделя1 день Проведение урока, посещение и анализ уроков, выполнение заданий. Организационные беседы с родителями. 2 деньПроведение урока, посещение и анализ уроков. 3 деньПроведение урока, посещение и анализ уроков. 4 деньПроведение урока, посещение и анализ уроков. 5 деньПроведение урока, посещение и анализ уроков. Проведение внеклассного дела 3 неделя1 день Проведение урока, посещение и анализ уроков. 2 деньПроведение урока, посещение и анализ уроков. 3 деньПроведение урока, посещение и анализ уроков. 4 деньПроведение урока, посещение и анализ уроков. 5 деньПроведение урока, посещение и анализ уроков.
III этап педагогической практики
Преддипломная практика
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего учителя и проходит в сроки, определенные учебным планом. К ней допускаются студенты, которые успешно выполнили все предшествующие виды педагогической практики.
В ходе преддипломной практики студенты выполняют обязанности учителей начальных классов. Они проводят уроки, внеклассную работу с детьми и занятия по специализации.
Задачи практики III этапа:
üформирование у студентов умений и навыков самоанализа педагогической деятельности в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
üформирование у будущих педагогов исследовательского подхода к профессиональной деятельности, использование результатов наблюдений, бесед, экспертных оценок, занятий с младшими школьниками для написания статей, тезисов; дипломной работы;
üвыработка у практикантов основ владения педагогическими технологиями и педагогической техникой.
В содержание практической деятельности студентов входит:
1.Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы (учебно-материальная база школы, деятельность педагогического коллектива, методических объединений учителей, классных руководителей, педагогического совета и Совета школы, расписание учебных занятий и др.).
2.Изучение:
üсистемы планирования учебно-воспитательного процесса школы, класса, ГПД;
üличности учащегося и коллектива класса (личные дела, медицинские карты, классный журнал и дневники);
üсистемы учебной и внеклассной работы по предметам;
üсистемы внеклассной воспитательной работы;
üлучшего опыта учителей школы.
3.Самостоятельная работа:
üразработка поурочных и тематических планов уроков и занятий;
üпланирование внеклассной работы по предметам;
üпроведение уроков;
üпроведение внеклассных занятий по развитию познавательных интересов детей;
üизготовление дидактического материала и наглядных пособий;
üпроведение разнообразной внеклассной и внешкольной воспитательной работы по направлениям: нравственного, экологического, трудового, экономического воспитания детей, охраны их жизни и здоровья и др.;
üдиагностика уровня развития личности и классного коллектива и использование полученных результатов в индивидуальной работе с детьми и коллективом;
üпроведение работы с родителями (индивидуальной, с активом, родительское собрание);
üведение школьной документации (классного журнала, дневников учащихся, проверка тетрадей и др.);
üучастие в работе педагогического совета, методического объединения учителей;
üпроведение педагогического эксперимента (или исследовательской работы) с целью сбора материала для использования его в подготовке курсовой работы);
üпроведение самоанализа и самооценки своей деятельности.
Индивидуальные задания (примерные варианты)
Студенты-практиканты, выполняя индивидуальные задания, получают результаты, которые в дальнейшем могут использовать для выполнения курсовой, дипломной работы, подготовки доклада или статьи.
Задание 1. Осуществите анализ контрольных работ по русскому, украинскому, английскому языкам и математике.
Примерная схема анализа контрольных работ по русскому языку и математике
1.Класс, школа.
2.Тема контрольной работы и дата ее проведения.
.Цели контрольной работы.
.Содержание по вариантам.
.Результаты выполнения оформляются в виде таблиц: фамилия, имя ученика, все задания контрольной работы выписываются по порядку и отмечаются: выполнено (+), не выполнено (-), ошибка (выписывается), отметка за работу. Подсчитывается: сколько всего учеников выполнило работу правильно, выполнили неправильно, не выполнили совсем - по каждому заданию, сколько и каких отметок выставлено.
.Анализ результатов: указать, какие вопросы усвоены хорошо, какие недостаточно, типичные ошибки, причины их появления, возможные пути устранения.
Задание 2. Проверьте технику чтения в классе и подведите итоги (способ чтения, классификация ошибок) и др.)
Формы подведения итогов:
Общие данные.
Количество проверенных учащихся.
Количество учащихся, не читавших до школы.
Количество учащихся, читавших до школы.
Количество учащихся, не читавших во время проверки.
Не понимают прочитанное:
а) не ответил на вопросы по содержанию;
б) ответили на вопросы с помощью.
Способ чтения:
а) читают целыми словами
б) читают
-Классификация ошибок:
а) слова с мягкими согласными
б) слова
Качество чтения:
а) читают правильно, без ошибок
б) читают выразительно: соблюдают верную интонацию, паузы (с 1-го класса), логические ударения (со 2-го класса), читают соответственно нормам литературного языка (с 3-го класса)
-Количество учащихся, допустивших ошибки
-Всего ошибок в классе
-Темп чтения (в минуту):
а) до 20 слов -
б) до 30 слов -
Задание 3. Исследовательское задание по проблеме «Проверка и оценка знаний учащихся»
.Выпишите из действующей программы требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данному предмету.
.Выпишите из нормативного документа критерии оценки ответов учащихся по видам знаний, умений и навыков.
.Сопоставьте эти требования с их практической реализацией в работе учителя класса.
.Проанализируйте полученный материал, сделайте выводы.
Задание 4. Исследовательское задание по проблеме «Формы организации обучения».
1.Выпишите типологию уроков в начальной школе из учебных пособий по дидактике и по частным методикам (русский язык, математика и т.д.).
.Сопоставьте эти типологии и сделайте вывод.
.Пронаблюдайте серию (6-10) уроков у одного учителя и выявите, какой типологией он пользуется. Какой тип урока преобладает в его работе, постарайтесь объяснить полученные результаты.
4.Проделайте такую же работу в параллельном классе, сделайте выводы.
Задание 5. Исследовательское задание по проблеме «Конфликт в педагогическом взаимодействии».
1Проработайте литературу о конфликтах, их причинах, видах, значимости для воспитания и развития ребенка, группы детей или детского коллектива; пути развития конфликтной ситуации и выхода з нее.
Путем наблюдения выделите в учебно-воспитательном процессе ряд конфликтных ситуаций.
Дайте характеристику всех участников конфликта: учитель(я), ученик, группа детей, детский коллектив; раскройте возможные взаимосвязи между участниками конфликта и причины его возникновения.
4Определите характер конфликта и его место в педагогическом взаимодействии учителя и детей.
Укажите ошибки или находки воспитателя в возникновении той или иной конфликтной ситуации.
Оцените действия, предпринятые воспитателем, дайте им оценку. Предложите свой вариант решения.
Задание 6. Изучите общие способы стимулирования творческой активности. Что удалось Вам конкретно, что не получилось и почему?
Общие способы стимулирования творческой активности
1.Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.
2.Обогащение окружающей среды ребенка.
.Поощрение высказывания оригинальных идей.
.Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.