(«Мощь страны»), и более поздний вариант «Патриоты Аризоны». Эти группы:
отвергают любые формы правления выше окружной власти;
игнорируют существование федерального подоходного налога и налога штата;
не признают существование федеральной резервной системы;
не признают верховенства федеральной судебной системы над местными судами.
Националистический терроризм широко распространен в мире, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от какой-либо страны или обеспечить превосходство одной нации над другой. Более всего проявляет себя терроризм ирландский, сикхский, курдский, армянский, уйгурский, тамильский, албанский, баскский, а также имеются многочисленные примеры в ходе межплеменной войны в африканских странах.
В националистическом терроризме можно выделить два направления:
борьба национальных меньшинств за создание собственного государства, за предоставление автономии или хотя бы за равные права с господствующей нацией;
деятельность национальных групп, подавляющих выступления меньшинств или для создания этнически однородного государства.
Данный вид терроризма существует уже более 100 лет, что относит его к числу наиболее долговечных. Поскольку национализм является одной из главных сил изменений в мировом сообществе, еще рано говорить об исчезновении националистического терроризма [13, стр. 301].
Рассмотрение религиозного терроризма начнем с исламского, поскольку именно исламские террористические организации осуществили наибольшее количество террористических актов за последнее десятилетие. СМИ чаще всего рассказывают именно про действия этих организаций, что, безусловно, способствует достижению одной из целей данных образований - устрашение. В отношении этих организаций уместно использовать определение «самый» - они самые фанатичные и самые активные, и им как никому удается влиять на международную политику. В основе исламского терроризма лежит стремление распространить фундаментализм за счет других стран. Одним из первых мусульманских объединений считается «Братья-мусульмане», основанные в 1928 году в Египте Хасан аль-Банной. Он считал, что победа ислама в одной стране может наступить мирным путем - через распространение исламских ценностей, исламское воспитание подрастающего поколения. Конечной целью он ставил - исламизацию общества и создание исламского государства.
Движение «Хезболлах» было учреждено в Иране аятоллой Хомейни для борьбы с оппозицией. В основе этого учения лежит положение, что ислам не только религия, но и политическая, и социально-экономическая система, которая стоит выше этнических или социальных противоречий.
Основные задачи «Хезболлах»:
. Отмена конфессиональной системы и преобразование Ливана в исламское государство, управляемое по законам шариата;
. Сопротивление влиянию империализма и западного образа жизни, освобождение от них всех мусульман в Ливане;
. Объединение приверженцев ислама во всем мире на основе фундаментализма;
. Борьба с Израилем и освобождение от него Иерусалима и Палестины.
Для достижения своей главной цели - установления исламского господства во всем мире - необходимо установить исламский режим в Ливане, а это можно достигнуть, освободив Палестину от евреев. Поэтому, данная организация проводит террористические акты против Израиля.
Движение «ХАМАС» (означает усердие) возникло в 1987 году под руководством шейха Ахмеда Яссина.
После уничтожения сионистского и империалистского зла и прихода к власти, ХАМАС намерено строить исламское государство - типичную для таких стран диктатуру с полным попранием всех человеческих свобод и прав, жестоким преследованием всякого инакомыслия, с экономикой, основанной на средневековых законах. Аль-Каида переводится как основа. Верховным главнокомандующим этой организации и террористом № 1 в мире является Усама Бен-Ладен. Он придерживается ваххабизма, в соответствии с которым считает: - своей конечной целью - создание справедливых исламских государств, свободных от западного влияния;
подготовка всемирной исламской революции;
новый порядок без американцев, евреев, «крестоносцев» и вообще «неверных»;
главной силой, мешающей этой «революции», называются США, которые, по мнению бен Ладена, являются врагом не только мусульман, но и всего человечества.
Движение «Талибан» зародилось среди пуштунских племен, объединив их всех, которые не смирились с тем, что Кабул в 1992 году захватила этническая коалиция с севера (таджики, узбеки, назарейцы). Возникнув на деньги запада, в данный момент эта организация полностью независима и активно выступает против него. Талибы не твердят об исламской революции, а имеют четкое представление об исламском обществе (обособление женщин, строгое применение законов шариата), фактически проводят курс на «пуштунизацию» Афганистана, под прикрытием политики исламизации.
Появление современного религиозного терроризма представляется наибольшей угрозой существованию человечества, идущей от террористических организаций по сравнению с «традиционными» террористическими группами. Причина этого - представление о том, что террорист или их группа выступают спасителями, которых после смерти ожидает рай, а убивая «неверных», еще большие неземные блаженства на земле [7, стр. 17].
2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРОРИЗМА
терроризм политический международный борьба
2.1 Основные тенденции развития терроризма в XX веке
Терроризм - очень серьезная проблема в настоящем и ещё более значительная угроза в будущем. С конца 60-х годов он приобрел поистине угрожающие масштабы: за период с 1970 по 1985 г. совершено терактов:
в Европе около 3000;
в Латинской Америке - 1573;
на Ближнем Востоке - 1330;
в Северной Америке - 448;
За период с 1986 по наше время рост количества терактов в различных регионах мира составил от 50 до 60 процентов. Вместе с тем, что количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще объектом их становятся люди. Так:
в 70-х годах 80 % терактов были направлены против собственности и только 20 % - против людей;
в 80-х годах - соответственно 50 % и 50 %;
в 90-х годах - уже 30 % и 70 %.
Террористические акты стали тщательнее готовиться, в итоге до 90% их в той или иной мере достигают своих целей. Резко возросла дисциплина внутри террористических организаций, террористические группировки разных стран сотрудничают между собой, координируют свои действия.
Только за десять лет - с января 1973 г. по июль 1984 г. - во всем мире был совершен 5661 террористический акт, в результате чего погибли 4111 человек. Если брать какой-то конкретный год, например 1980-й - год московской Олимпиады, то здесь цифры будут таковы: 760 актов международного терроризма, 642 убитых. Посмотрим теперь, как обстоит дело в отдельных странах. С 1971 по 1977 г. в ФРГ в результате террористических актов убито 30 человек, из них 10 - сами террористы. Значительное количество терактов проводят боевики Ирландской Республиканской Армии. Один из самых нашумевших случаев, в результате которого была осуждена так называемая "бирмингемская шестерка", - взрыв в 1974 г. в двух бирмингемских пабах мощных зарядов динамита, в результате чего погиб 21 человек. Всего же с 1972 г., когда Великобритания ввела прямое правление в Северной Ирландии, по 1990 г. разгул насилия, спровоцированный столкновениями ИРА с пробританскими силами, привел к гибели 3 тысяч человек, включая гражданских лиц и военных. В 1991 г. терроризм как со стороны ИРА, так и ее противников унес 94 человеческие жизни. В Испании есть своя ИРА - это подпольная организация баскских террористов (ЭТА). На счету ЭТА, которая борется за независимость Страны басков насильственными методами, к 1991 г. более 700 жертв. Террор порождает ответный террор. Испанские полицейские, устав бороться с ЭТА законными методами, создали свой "эскадрон смерти", официально называющийся антитеррористической группой освобождения. В июне 1991 г., когда начался суд над двумя испанскими полицейскими - членами "эскадрона смерти", им в вину вменялось участие в шести покушениях, совершенных на территории Португалии и Франции. Утверждается, что "эскадрон смерти" с 1983 по 1987 г. уничтожил 27 человек, среди которых были и французские граждане, ошибочно принятые за боевиков ЭТА.
ИРА, ЭТА - список террористических организаций, борющихся за независимость своего народа (региона), этим не исчерпывается. В последние годы громко заявили о себе "Тигры освобождения Тамил-Илама" (ТОТИ) из Шри-Ланки. На их счету такая акция, как убийство Раджива Ганди - месть за вмешательство Индии в этнический конфликт в Шри-Ланка. Немало хлопот доставляют индийским властям и сикхские сепаратисты из штата Пенджаб. На счету сикхских террористов - тысячи жертв. В мае 1984 г. десятки индийских полицейских и коммандос погибли при освобождении захваченного террористами Золотого храма в Амритсаре. В мае 1988 г. при повторном захвате храма сикхами полицией за три дня боевых действии было убито 15 террористов. Но ни эта, ни другие успешные операции властей ни на йоту не смягчили позиции сикхов. На стенах строений близ Золотого храма начертаны слова: "Мы будем и впредь умирать, но наше движение не погибнет".
В Колумбии боевики "Медельинского картеля" повинны в сотнях террористических актов. На их совести убийства кандидатов в президенты, генерального прокурора страны, министра юстиции, взрыв авиалайнера местной авиакомпании "Авианка", взрывы машин, начиненных динамитом, в людных местах. Почти во всех странах Латинской Америки действуют многочисленные ультраправые и ультралевые группировки. Плодятся они, как грибы после дождя, и методы их действий схожи между собой. Латиноамериканские террористы убивают даже священников. Так, в Сальвадоре в марте 1980 г. во время мессы прямо в церкви был застрелен архиепископ Оскар Ранульфо Ромеро. Только в 1991 г. боевики из левацкой группировки "Сендеро луминесе" убили 3180 человек. Среди латиноамериканских "индивидуалов" наиболее известен террорист международного класса по кличке "Карлос Шакал" (Ильич Рамирес Санчес). Он участвовал в десятках прошумевших на весь мир терактах. Самое знаменитое дело под его руководством произошло в 1975 году. Карлос и пятеро его вооруженных сообщников ворвались в Вене в здание, где происходило совещание стран - членов ОПЕК, и захватили заложниками 70 его участников. После 36-часовой осады террористы вывезли заложников на самолете в Алжир, затем в Триполи, после чего скрылись. Три человека из числа заложников были убиты [16, стр. 241].
До обострения национальных конфликтов терроризм у нас был явлением весьма редким. Единственный нашумевший случаи в 1970-х гг. - это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 г., который унес более десяти жизней. Теперь же терроризм в СССР претендует на роль хозяина, а не гостя. Главное оружие отечественных террористов - самодельные взрывные устройства. По данным КГБ в 1990-м - первой половине 1991 г. в стране было совершено около 200 взрывов, в результате которых погибло более 50 человек. 31 июля 1991 г. произошел очередной трагический эпизод - взрыв в поезде Москва - Баку во время следования его близ Махачкалы (Дагестан). Погибли 15 человек. Конечно, это относительно скромные цифры по сравнению с развитыми демократическими странами. В Италии, например, только один взрыв на вокзале в Болонье 2 августа 1980 г. унес жизни более 70 человек. В этой стране активными действиями отличились как правые, так и левые террористические группировки. На счету "красных бригад" самое скандальное политическое убийство последнего времени - премьер-министра Альдо Моро. В это время (1978 г.) "красными бригадами" руководил Марио Моретти, заменивший попавшего в тюрьму Ренато Курчио. В 1977 г. его "краснобригадцы" убили трех человек, а в следующем году - уже 16.
Индивидуальный террор нередко служит детонатором террора массового. После убийства Индиры Ганди ее телохранителем-сикхом тысячи сикхов были убиты, многие заживо сожжены индусами. Особым вниманием террористов всего мира пользуются, как известно, премьеры, президенты, монархи. Еще один объект их внимания - дипломаты.
февраля 1991 г. первый секретарь посольства Нидерландов в Тунисе Роберт Аккерман устраивал у себя на вилле званый ужин. К восьми вечера он пригласил коллег из других дипломатических представительств. За 15 минут до начала приема Аккерману пришла в голову неудачная мысль - спуститься вниз, во двор виллы. Сумерки скрывали стоявший на дороге автомобиль. Едва секретарь оказался в поле зрения сидевших в нем людей, они открыли огонь. Аккерман был тут же убит. Покушавшимся удалось скрыться.
Терроризм подобного рода не всегда является уделом озлобленных одиночек или террористических групп. Нередко за этим стоит государство. Разорванный взрывом почти надвое автомобиль и два трупа - таков итог покушения в Вашингтоне 21 сентября 1976 г. на бывшего министра иностранных дел Чили Орландо Летельера. Покушение организовали чилийские спецслужбы, а приказ об этом, как утверждает один из участников покушения Армандо Фернандес Лариос, был отдан лично Пиночетом через начальника ДИНА (тайная полиция) генерала Мануэля Контрераса полковнику Педро Эспиносе, капитану Лариосу и Майклу Таунли, агенту ЦРУ. Также чилийскими спецслужбами был уничтожен уехавший на Чили бывший видный военный деятель и политик Карлос Пратс.
Весьма "прославлены" арабские террористы. На их счету сотни взрывов, поджогов, убийств, угонов самолетов. Среди крупнейших акций ливийских террористов - организация взрывов на борту гражданских самолетов США и Франции в 1988 и 1980 гг., приведших к гибели 441 человека. Главными целями арабских террористов являются израильские и американские объекты во всем мире. Так, в 1986 г. ливийские агенты устроили взрыв в ночном клубе в Берлине, в результате которого погибло несколько американцев. Израильские спецслужбы тоже не дремлют. В 70-х гг. агенты Моссад выследили и убили в Европе и на Ближнем Востоке 10 палестинских террористов, участвовавших в уничтожении израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене. Существует мнение, что убийство в апреле 1988 г. Абу Джихада, человека № 2 в Организации освобождения Палестины, также дело рук израильтян. Организация политических убийств диссидентов, эмигрировавших за рубеж, - традиционная практика тоталитарных режимов. В 1959 г. в ФРГ сотрудником КГБ Богданом Сташинским был убит лидер украинских националистов Степан Бандера.
Как утверждает бывший высокопоставленный сотрудник советских органов госбезопасности Олег Калугин, КГБ помог болгарским спецслужбам организовать в 1974 г. убийство в Лондоне эмигранта Г. Маркова. Подозревают причастность КГБ к странной гибели в декабре 1977 г. поэта Александра Галича, эмигрировавшего во Францию. Активно используют террористические методы в борьбе со своими политическими противниками некоторые арабские страны. Так, за последние годы в Европе было убито около 15 человек, выступавших против нынешнего иранского режима, в том числе бывший премьер-министр Ирана Ш. Бахтияр [6].
2.2 Терроризм и СМИ
Средства массовой информации, призванные помогать борьбе с таким опасным явлением, как терроризм, нередко используются преступниками в своих целях и играют, вероятно, сами того не подозревая, им на руку. Об этом сейчас с тревогой говорят многие эксперты из разных стран, особенно в тех регионах мира, где террористы особенно активны.
Газеты, радио и телевидение, сообщая о тех или иных терактах, расписывая подробности совершенных преступлений, порой, наверняка, не желая этого, оказывают услугу террористам, которые как раз и нуждаются в подобного рода рекламе. Ведь недаром многие эксперты сходятся во мнении, что современный терроризм не может существовать без современных СМИ, что он жив, пока его освещают. Средства массовой информации постоянно стремятся ко все большей самостоятельности, они стремятся ускользнуть от контроля государства и поэтому становятся лакомой приманкой для террористов всех мастей.
И недаром наиболее известные террористы всегда стремились к тому, чтобы сообщения об их «подвигах, причем как можно в более подробном, красочном изложении появлялись на страницах газет и журналов, на голубых экранах телевизоров, звучали в эфире разных радиостанций. Еще более желанны для террористов интервью с ними, в которых они излагают свои взгляды, объясняют мотивы своих терактов, конечно, придавая им нужную аргументацию.
По существу, СМИ в таких случаях в той или иной степени потворствуют желаниям террористов, идут им навстречу, помогают пропаганде преступной идеологии. И все это ради читабельности газеты, увеличения ее тиража за счет привлечения новых подписчиков. Погоня за сенсацией оборачивается рекламой терроризма. Порой бесплатной, но часто и платной. Нужные террористам материалы они готовы хорошо оплачивать и делают это, не скупясь на средства. А те СМИ, которые испытывают недостаток в деньгах, не могут, конечно, устоять перед заманчивой перспективой - и напечатать сенсационный материал, и получить за это приличную сумму.
Известно, что, например, Уасма бен Ладен платил большие деньги за распространение в печати или эфире своих заявлений по поводу тех или иных терактов. И они, как правило, получали широкое освещение. Вспомним знаменитый теракт в США 11 сентября 2001 года (атаку небоскребов). Бен Ладен сразу же взял на себя ответственность за этот теракт и долго комментировал его с помощью различных телеканалов, обещая еще больше «наказать» Америку (в конце концов, правда, Америка наказала его, уничтожив физически после многолетней охоты). Ориентируясь на «террориста номер один» так же поступали и остальные его «коллеги», организаторы терактов.
Пространные интервью давали и продолжают давать за рубежом главари чеченских террористов. Для чего всем им это надо? Во-первых, для популяризации среди потенциальных террористов-новобранцев своих идей, а во-вторых, для того, чтобы внушить страх обыкновенным людям, живущим в странах, где действуют террористы, страх перед их всесилием, неуязвимостью. А там, где в людях живет страх, легче орудовать опытным бандитам, легче вызвать панику, столь нужную им, а значит, и легче совершать теракты, да и в обстановке хаоса, вызванного паникой, проще ускользнуть от полиции.
Любой теракт - это, прежде всего, зрелище для того, кто хочет описать его. Но надо понимать еще, что за этим зрелищем стоит очень серьезное преступление, стоят многочисленные жертвы, погубленные жизни ни в чем не повинных людей, стоит трагедия. И, следовательно, описывая это зрелище, за которой скрывается страшная трагедия, репортер не должен перегибать палку, дабы не усмотрел вдруг читатель в преступных деяниях террористов некую романтику.
Кому пошла на пользу прямая трансляция переговоров, которые вел в 1995 году с Шамилем Басаевым во время событий в Буденовске Виктор Черномырдин? Конечно, на пользу террористам. Потому что эта трансляция показала беспомощность той российской власти и наглость, уверенность в себе террористов.
Конечно, освещать в печати и на телевидении теракты надо, нужна спокойная, четкая информация, в ряде случаев, безусловно, согласованная со службами безопасности. Надо, чтобы люди знали о том, что делают террористы и были бдительны. Но раскручивать описание преступления, расписывать его разными красками и неэтично (ведь гибнут люди), и неумно, ибо именно в этом заинтересованы преступники. И делать с ними интервью, пропагандируя тем самым их человеконенавистнические взгляды, наверное, не стоит, и предоставлять им слово в эфире радиоостанций или телеэфире вряд ли уместно. Словом, здесь средствам массовой информации нужна умная, выверенная политика. Терроризм - слишком опасный враг, и легкомысленности не прощает. Об этом надо не забывать всем тем, кто по долгу службы, по долгу журналистской профессии призван писать о «чуме 21-го века». Об этом страшном зле и писать, наверное, надо зло. Зло и с болью в сердце [15].
3.1 Формирование международной правовой базы в борьбе с терроризмом
Первые попытки выработать международный договор по борьбе с терроризмом были предприняты в 30-е годы ХХ столетия. В 1937 г. была открыта для подписания Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, которую подписали 24 государства, но ратифицировала одна лишь Индия.
Во второй половине ХХ века, когда терроризм получил широкое распространение на планете, мировое сообщество вновь предприняло серьезные усилия по созданию международно-правовой базы для борьбы с терроризмом. Центром разработки международно-правовых документов по борьбе с терроризмом является ООН. В ее рамках подготовлен и принят ряд международные договоров, направленных на борьбу с терроризмом, в том числе: Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.; Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г.; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1994 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.
Международно-правовой основой сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на воздушном транспорте являются следующие документы: Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна, 1963 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1988 г.
Международно-правовой основой борьбы государств с терроризмом на море являются следующие договоры: Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (ст. 100 - 113); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.
Огромную опасность для государств представляют возможности использования террористами ядерного материала при попадании его в их владение. Одно из направлений препятствия такого возможного развития событий - заключение Конвенции ООН о физической защите ядерного материала 1980г. [13, стр. 307].
3.2 Формирование основных определённых средств борьбы с современным международным терроризмом в Республике Беларусь
Наша страна выступает за формирование в мире атмосферы активного неприятия терроризма как уголовного деяния. Важнейшим условием успешной борьбы с терроризмом Беларусь считает строгое соблюдение всеми государствами международного права.
Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, акты законодательства Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь. Нормативно-правовым актом, регламентирующим систему борьбы с терроризмом, является постановление совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2013г. № 658 «Об утверждении Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь».
Согласно данному постановлению, борьба с терроризмом в Республике Беларусь является неотъемлемой частью деятельности государственных органов, иных организаций и граждан по обеспечению национальной безопасности.
Основными принципами борьбы с терроризмом являются:
законность;
соответствие мер по борьбе с терроризмом международным обязательствам Республики Беларусь;
признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций;
защита жизни и здоровья лиц, подвергающихся опасности в связи с приготовлением и совершением актов терроризма;
обеспечение национальной безопасности;
единство и взаимосвязь цели, направлений и задач борьбы с терроризмом;
приоритет мер по предупреждению терроризма;
оперативность, своевременность и превентивность мер по нейтрализации террористической угрозы;
соразмерность (адекватность) применяемых мер по борьбе с терроризмом уровню террористической угрозы;
неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; - минимизация уступок террористам;
разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач борьбы с терроризмом;
комплексная реализация мер по борьбе с терроризмом, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
участие Республики Беларусь в международных и региональных системах борьбы с терроризмом, а также в международном сотрудничестве в данной области. Целью борьбы с терроризмом является создание и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от актов терроризма и иных преступлений, направленных на достижение целей терроризма, который гарантирует сохранность жизни и здоровья граждан, реализацию ими прав и свобод, стабильный общественный порядок, исключает противоправное влияние на принятие решений государственными органами и законное осуществление политической или иной общественной деятельности, а также обеспечивает недопущение провокации международных осложнений, войны, дестабилизации внутреннего положения иностранных государств.
Борьба с терроризмом осуществляется по следующим направлениям:
предупреждение терроризма;
выявление и пресечение террористической деятельности;
минимизация последствий актов терроризма.
Предупреждение терроризма является приоритетным направлением борьбы с терроризмом и осуществляется путем решения следующих задач:
устранение общесоциальных причин и условий, способствующих террористической деятельности;
минимизация влияния на граждан идеологии терроризма, идейных доктрин, которые могут привести к возникновению у отдельных лиц или групп намерений решать политические, экономические, социальные или иные проблемы путем применения насилия;
своевременное выявление и нейтрализация террористической угрозы на основе прогнозирования изменений ее уровня;
оказание профилактического воздействия на лиц, склонных к участию в террористической и иной экстремистской деятельности;
прогнозирование угроз безопасности лиц и объектов, подлежащих антитеррористической защите;
обеспечение контроля за обстановкой на объектах, подлежащих антитеррористической защите;
достижение гарантированной сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
осуществление контроля за оборотом веществ и материалов, которые могут быть использованы для совершения актов терроризма;
воспрепятствование свободному распространению и доступу к информации о способах совершения актов терроризма и использования для этого различных предметов и веществ;
привлечение к участию в реализации мер по предупреждению терроризма негосударственных организаций и граждан, своевременное доведение до них информации о признаках возможной террористической деятельности;
совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающее наиболее полную реализацию принципов и основных направлений борьбы с терроризмом.
Выявление и пресечение террористической деятельности осуществляются путем решения следующих задач:
своевременное получение и проверка информации о подготовке и совершении в Республике Беларусь актов терроризма, осуществлении иной террористической деятельности, а также о лицах, причастных к данной деятельности;
пресечение подготовки и совершения актов терроризма посредством осуществления государственного реагирования на них, в том числе путем проведения специальных мероприятий и контртеррористических операций;
установление и розыск лиц, причастных к совершению актов терроризма и осуществлению иной террористической деятельности;
расследование преступлений, направленных на достижение целей терроризма; - признание организаций террористическими в установленном законодательством порядке;
недопущение въезда на территорию Республики Беларусь лиц, причастных к террористической деятельности за рубежом;
недопущение осуществления деятельности на территории Республики Беларусь иностранных и международных террористических организаций, уголовное преследование либо выдача в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь находящихся на ее территории лиц, причастных к террористической деятельности за рубежом.
Минимизация последствий актов терроризма осуществляется путем решения следующих основных задач:
спасение жизни и сохранение здоровья людей, пострадавших в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения;
минимизация размеров ущерба и материальных потерь, ликвидация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, своевременное восстановление объектов, поврежденных или разрушенных в результате актов терроризма;
социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения;
возмещение вреда, причиненного гражданам и организациям, пострадавшим в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения;
нейтрализация морально-психологического воздействия актов терроризма на сознание масс либо отдельных социальных групп;
социальная реабилитация и ресоциализация лиц, причастных к террористической деятельности, после прекращения ими данной деятельности и привлечения к уголовной ответственности в установленном законодательством порядке.
Основными мерами по предупреждению терроризма являются:
политические - поддержание стабильной общественно-политической обстановки, разрешение социальных противоречий и конфликтов, эскалация которых может привести к росту экстремистских настроений и использованию различных форм насилия, формирование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом;
социально-экономические - оздоровление экономики страны, устранение социальных и экономических условий, способствующих распространению идеологии насилия, недопущение маргинализации общества или отдельных социальных групп, роста безработицы, существенного социального и имущественного расслоения, обеспечение эффективной социальной защиты населения и повышение качества жизни;
правовые - принятие предусмотренных законодательством мер противодействия экстремизму для предупреждения участия организаций и граждан в террористической деятельности, совершенствование мер уголовной ответственности за преступления, направленные на достижение целей терроризма, общая профилактика правонарушений, способствующих террористической деятельности, индивидуальная профилактика лиц, склонных к совершению экстремистских действий, техническое нормирование и стандартизация в области обеспечения безопасности мест массового пребывания людей, критически важных объектов, регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем;
информационно-пропагандистские - разъяснение сущности и общественной опасности терроризма, воспитание патриотизма, информирование населения о предусмотренных законодательством механизмах реализации гражданских, политических, экономических, социальных и иных прав, законных интересов граждан, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, снижение уровня радикализации молодежи, информационно-профилактическое воздействие на сознание террористов и иных лиц, причастных к организации и осуществлению террористической деятельности;
культурно-просветительские - культивирование, в том числе в процессе образования и воспитания граждан, социально значимых ценностей, прежде всего ценности человеческой жизни, формирование демократической политической и правовой культуры, развитие в обществе толерантности и создание условий для диалога по политическим, экономическим, социальным, конфессиональным, культурным и иным проблемам, обучение населения правилам поведения при повышении уровня террористической угрозы, в случаях совершения актов терроризма, воспитание бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности и дисциплинированности;
организационно-технические - внедрение и использование программно-технических средств выявления и пресечения распространения экстремистских материалов, реализация мер по физической защите ядерных материалов и ядерных установок для предотвращения несанкционированного доступа к ним, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по выполнению соответствующих технических требований.
Основными мерами по выявлению и пресечению террористической деятельности являются:
специальные - проведение государственными органами в соответствии с компетенцией оперативно-розыскных, охранных и иных мероприятий по своевременному выявлению намерений и действий лиц по подготовке и совершению актов терроризма, непосредственное предотвращение и пресечение совершения акта терроризма, в том числе путем проведения контртеррористической операции, изъятие из незаконного оборота оружия и других средств поражения, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, сильнодействующих, ядовитых и иных опасных веществ и материалов, изъятие из обращения и уничтожение печатной, электронной и иной продукции, содержащей информацию о способах совершения актов терроризма и использования для этого различных предметов и веществ, выявление террористов при въезде в Республику Беларусь, выезде из Республики Беларусь, транзитном проезде через ее территорию, исключение доступа к орудиям и средствам совершения актов терроризма, финансовой и иной поддержке;
правовые - расследование преступлений, связанных с террористической деятельностью;
организационные - обеспечение эффективного государственного реагирования на акты терроризма путем скоординированного планирования и реализации государственными органами и иными государственными организациями мер по их выявлению и пресечению, реализация комплекса мероприятий по антитеррористической защите мест массового пребывания людей и критически важных объектов, организация соблюдения установленного порядка применения оружия и иных специальных средств;
информационные - использование возможностей средств массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет для выявления и непосредственного предотвращения актов терроризма, доведение до населения информации об актах терроризма и другой террористической деятельности, а также о принимаемых государственными органами и иными государственными организациями мерах по ее выявлению и пресечению;
технические - идентификация пользователей информационных систем, внедрение и использование информационно-поисковых систем для выявления признаков террористической деятельности и причастных к ней лиц, применение технических средств выявления и пресечения преступлений против информационной безопасности, направленных на достижение целей терроризма, внедрение современных систем защиты документов, удостоверяющих личность, и другие технические меры.
Основными мерами по минимизации последствий актов терроризма являются:
оказание скорой (неотложной) медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения;
своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - восстановление поврежденных или разрушенных в результате актов терроризма объектов, обеспечение их функционирования и экологической безопасности;
восстановление в соответствии с законодательством имущественных и неимущественных прав организаций и граждан, нарушенных в результате актов терроризма и (или) проведения специальных мероприятий и (или) контртеррористических операций, в том числе компенсация причиненного ущерба пострадавшим и лицам, участвующим в борьбе с терроризмом;
проведение информационно-пропагандистских мероприятий по снижению морально-психологического воздействия актов терроризма на сознание граждан либо отдельных социальных групп;
психологическая коррекция личности террористов, привлеченных к уголовной ответственности в установленном законодательством порядке, в том числе принятие мер по осознанию ими недопустимости применения насилия, создание условий для полноценной социальной реинтеграции таких лиц [11].
В рамках сотрудничества по борьбе с международным терроризмом Республика Беларусь является участником всех основных универсальных договоров по данной проблематике, разработанных под эгидой ООН.
Беларусь поддержала принятие в 2006 году Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Данная стратегия является, по сути, первым глобальным документом, содержащим общий стратегический подход к борьбе с терроризмом на основе комбинированных национальных, региональных и международных усилий государств-членов.
Начиная с 2009 года, Беларусь участвует в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, объединяющей 85 государств. Инициатива, носящая добровольный характер, направлена на развитие в участвующих странах инфраструктуры учета и физической защиты ядерных и других радиоактивных материалов, возможностей обнаружения и расследования фактов контрабанды названных материалов, повышение защиты гражданских ядерных объектов.
На региональном уровне в сфере борьбы с терроризмом активное развитие получило сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств. Государствами-участниками СНГ сформирована нормативная правовая база по данной проблематике, включая подписанный в Минске в 1999 году Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом. Координация взаимодействия компетентных органов государств СНГ по борьбе с терроризмом осуществляется специализированным отраслевым органом Антитеррористическим центром государств - участников СНГ, созданным в 2000 году.
В качестве государства-члена Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Беларусь участвует в деятельности данной Организации по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, иными угрозами безопасности. Формами такой деятельности в рамках ОДКБ являются взаимодействие национальных антитеррористических органов и специальных подразделений, проведение регулярных учений по борьбе с наркотрафиком, нелегальной миграцией, киберпреступностью.
Республика Беларусь является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Данная региональная организация, созданная по типу ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), призвана обеспечить эффективную интеграцию государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и стандартами других международных организаций.
Наша страна вносит конкретный вклад в антитеррористическую операцию в Афганистане, проводимую под управлением НАТО на основании резолюции Совета Безопасности ООН 1386 (2001).
С учетом этой резолюции белорусская сторона и НАТО договорились о предоставлении возможности железнодорожного транзита через Беларусь невоенных товаров альянса, его государств-членов и других государств, которые вносят вклад в миссию Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Начиная с 2011 года, через территорию Беларуси осуществляются постоянные транзитные перевозки невоенных грузов для нужд МССБ. Соответствующая договоренность была оформлена обменными письмами между Министром иностранных дел Республики Беларусь и Генеральным секретарем НАТО. Беларусь также предоставляет альянсу свое воздушное пространство для транзита военных и гражданских грузов.
Универсальные международные договоры по борьбе с терроризмом, участником которых является Республика Беларусь:
. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963);
. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970);
. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971);
. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973);
. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979);
. Конвенция о физической защите ядерного материала (1980);
. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1988);
. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988);
. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ (1988);
. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991);
. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);
. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999);
. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) [4, стр. 45].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы необходимо сделать ряд выводов:
) существование террористической угрозы отрицать не приходится. В большей или меньшей степени террористические организации опираются на совокупность идей, с помощью которых они обосновывают применение насилия;
) левый терроризм, активно проявлявший себя в конце 1960-х начале 1970-х годов, на сегодняшний день отошел на второй план. О нем постепенно начинают забывать, чему немало посодействовал распад СССР, а вместе с ним уменьшение числа приверженцев социализма и коммунизма.
) к сожалению, множество исследователей говорят, что конфликты будущего - это конфликты за национальное освобождение и за религиозную «чистоту». Именно поэтому на первый план в XXI веке выходит терроризм националистический и религиозный. Это самые опасные проявления терроризма. Если ранее активисты террористических движений захватывали заложников для достижения своих целей и далеко не всегда убивали их, то религиозный терроризм поощряет убийство, утверждая, что чем больше убиваешь «неверных», тем лучшая жизнь тебя ожидает на небесах.
Активные выступления религиозных террористов нарушили традиционное представление о терроризме и в отношении использования ими оружия массового уничтожения. Если раньше казалось это невозможным, то сейчас, учитывая мотивы религиозных организаций, доступность необходимой информации, наличие компонентов для производства, и эта опасность стала вполне реальной.
Все вышеизложенное не должно пугать людей, а направить их на поиски решения этой проблемы. Начать здесь необходимо с идеологии, поскольку она мало изучена, чтобы понять цели и задачи террористов.
Идеологию терроризма можно охарактеризовать как комплекс крайне радикальных идейных установок (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения социальных, преимущественно политических, целей указанных структур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев, Н.Н. Идеология терроризма / Н.Н. Афанасьев // Социально-гуманитарное знание. - 2001. - №6. - С. 205-218.
. Вишнякова, Я.Д. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для вузов / Я.Д. Вишнякова. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 240 с.
. Гаврилин, Ю.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия: учеб. пособие / Ю.В. Гаврилин, Л.В. Смирнов; под ред. Ю.В. Гаврилина. - Юрид. ин-т МВД России. - М.: Кн. Мир, 2003. - 120 с.
. Горлач, Н.И. Современный терроризм: учеб. пособие для высшей школы / Н.И. Горлач, М.П. Требин; под общей редакцией Н.И. Горлача. - М.: Тимченко, 2006. - С. 45.
. Деревянко, А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова; под ред. А.П. Деревянко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., Проспект, 2011. - 567 с.
. Идеология терроризма // HR-Portal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: knowledge.allbest.ru. - Дата доступа: 04.10.2014.
. Кожушко, Е. Современный терроризм. Анализ основных направлений / Е. Кожушко. - Мн.: Харвест, 2000. - С. 17.
. Кретов, Б.И. Политология: учеб. пособие для вузов / Б.И. Кретов. - М.: Высш. шк., 2007. - 446 с.
. Михеев, И.Р. Терроризм: понятие, ответственность, предупреждение / И.Р. Михеев // Владивостокский центр исследования организованной преступности, 2003. - С. 15
. Мошкова, Л.И. Феномен возникновения и проявлений терроризма в современных условиях: автореф. дис. канд. полит. наук / Л.И. Мошкова; Одес. нац. юрид. акад. - О., 2001. - С. 24.
. Об утверждении Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 25 июля 2013, № 658 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / НРПА РБ. - Минск, 2013.
. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 286 с.
. Сельцовский, П.А. Разновидности и формы терроризма в современных условиях / П.А. Сельцовский // Социально-гуманитарное знание. - 2003. -№4. - С. 301- 307.
. Солодовникова, С.А. Терроризм и организованная преступность: монография / С.А. Солодовникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2010. - 247 с.
. Терроризм и СМИ // HR-Portal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: terrorunet.ru›node/77. - Дата доступа: 04.10.2014.
. Требин, М.П. Терроризм в XXI веке / М.П. Требин. - Мн.: Харвест, 2004. - С. 241.
. Фалеев, М.И. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими акциями, взрывами, пожарами: метод. пособие / М.И. Фалеев. - 5 -е изд., перераб. и доп. - М., ИРБ, 2005. - 500 с.
. Федоров, А.В. Супертерроризм: новый вызов нового века / А.В. Федоров. М., 2002. - 135 с.
. Фельдман, Д.М. «Все мы - бойцы большой информационной войны за выживание» / Д.М. Фельдман // - журн. «GEO». - 2002. - № 9. - 225 с.
. Хоффман, Брюс. Терроризм. Взгляд изнутри / Брюс Хоффман. - М: УльтраКультура, 2003. - 253 с.
. Шестаков, В. Террор - мировая война / В. Шестаков. - М., 2003. - 119 с.