. На этой основе в середине 19 века образовался османизм, который являлся светским идеологическим теорией о возможности сосуществовании общей родины христиан и мусульман. В период правления Абдула Амида 2-ого османизму заменил панисламизм. В конец века образовался также паносманизм, который оправдывал отчуждение народов находящие в составе империи и препятствовал их развитии. Главная цель панисламизма была объединение всех мусульман мира, практически оно являлось религио-политической моделью панисламизма, которая предполагала дружба и единства всех мусульман.
По своей шовинистско-рассисткой сущности пантюркизм (туранизм) превзошел предыдущих идеологий. Он стремился объединить всех тюркоязычных народов и создать «Великий Туран». Слово Туран исходит от древнеперсидской мифологии в форме Туран или Турия, как противоположность Арианы (Ирана), борьба с которой нашло свое выражение также в «Шахнаме» Фирдоуси. Историю известно, что Туранские племена 1400-200 гг. до р.Х. варварски всячески нападали на Китай.
Однако же Турия не географическое или племенное, а языковое название дававшее племенам, проживающим в Уралско-Алтайском горном массиве. В номере январь-февраль 1918 г. газета «Туран» в Будапеште давалась следующая география Турана: Каспийское море, Иранское плато, истоки Сырдарьи и Иртыша, Акмолинское нагорье.
Когда татарские племена покорили эти просторные территории, название Турия передалось им. Вот этот край, коренные жители и приезжие стали карой для человечества и цивилизация. Атилла ставший во главе гуннов, Артап маджаров, Испериш болгаров, Алп-Арслан сельджуков, Эртогрул тюрков, Чингисхан монголов разрушили колыбель человеческой цивилизации: Передняя Азия и территории расположенные к северу, югу и западу от нее.
Постепенно Туран для тюрко-татарских народов превратился в обладавшие завоевательные охваты понятие родины, которое тянулось от Тихого океана до Средиземного моря, от глубин Китая до Северного Ледовитого океана.
Этот Туран, который и стал горизонтом политических проектов и мечтаний, воображаемой родиной тюрко-татарских народов, источником вдохновением турецкой и его соблазном. В реальности Туран имел четко обозначенные границы. Эти границы очерчивались в соответствии стремлениям императорской буржуазии. Поэтому эти границы постоянно изменялись, зависев от того, в рамках каких границ видит «туранскую родину» данный пантуранист политический деятель.
Итак, «турецкий мир» Агаева начинается с Балканских гор и достигает до Маньчжурии, заняв Малую Азию, Крым, Кавказ, Дагестан, Астрахань, Саратов, Самара, Казань, Уфа, Оренбург, Сибирь, побережье Северного Ледовитого океана, Монголия, китайский и русский Туркестаны, Бухара, Хива, Хорасан, южное побережье Каспийского моря, персидский Азербайджан. По одному пантюркисту Качензаде Туран включает в себя Анатолия с Константинополем, Месопотамия с Мосулом, Азербайджан с Баку, от Крыма до Закаспийские территории, Уфа и Оренбург, земли киргизов, Туркестан находящиеся между Аралом и Байкалом, горный массив расположенный от Алтая до Памира, от Монгольских гор и Сибирских степей до Иркутска и берегов реки Амура. По этому пантюркисту, турецким являются все те территории, где хотя бы один раз тюрка вступил ногу. Но есть и авторы, аппетит которых очень большой: В Туран включаются все мусульманские страны, особенно те, где на какой-то время правили династии, имеющие турецкое происхождение. К примеру, Персия. Энвер идентифицировал пантуранизм и панисламизм по географически. Он намеревался создать арабская империя под господством османской империи, то есть «Использовать Коран в пользу Турану», границы которого должен был тянуться от Марокко до Кореи.
Пантуранисты разделяли турецких племен на 5 групп: Финно-угорская, Самодийская, Тунгусская, Монгольская и Турецкая. В последнюю входили тюрки Сибири, Центральной Азии, Волжские, Черного моря, западные (иранские и османские).
Символом идеи Турана стала флаг пантюркистов. Они тюрко-татарских народов главным условием существования считали борьба за то, что «волкоотмеченный флаг Зеная» будет реять над объединенной и независимой Туранией. Но туранизм как идеология и учение прошло продолжительный период формирования. Он быстро распространился среди мусульманских народов России. В Уфе и Казане основывались 2 известные пантуранские институты: «Тюркская юрта» «Тюркские очаги», которые в дальнейшем перенеслись в Константинополь и превратились не только в идеологические центры пантуранизма, а также их штаб разработки военно-политических планов. Появление этой идеологии связано с защитой Шариата и «спасением мусульман от христианской угрозы» от российских «посягательств».
То есть туранизм тоже так, как вообще националистические движения, появился как восстание бунт сопротивление исходящий от национального пробуждения народа, для «защиты нападения своих бытовых и культурных специфик от господствующего народа». И поскольку в то время религиозные взгляды были преобладающими над широких масс, поэтому национальная борьба приняла религиозную оболочку. В этой борьбе взгляд руководителей российских мусульман направилась на Константинополь. Туранизм являлся проявлением тюрко-татарского шовинизма, направленный против политики России параллельно с развитием тюрко-татарской буржуазии. Известными деятелями национального движения были Зиауддин Кемаль, Халимджан Уруджов, Катри Иши, Мусабеков Айнеддин Ахмаров, Акиф Керимов, Хасан, Максудов, Орманев, Шакир и Закир Рамиевы, Юсуф Акчура. Статья Ю. Акчуры «Три политические ситуации» напечатанная в газете Каира «Тюрок» стала вехой пантуранизма. В Закавказье центром пантуранизма была Баку, ее рупором была газета «Каспия», ее деятелями: Оглу Ага Ахмед и Али Мардан Топчибашев. Неграмотному народу, которому не была доступна эта идея, пропагандировалась через мусульманские девизы и мулл. Натравляли толпу против «эксплуататорских» приезжих элементов и «неверующих»- армян, русских и грузин, внушали, что их халиф должен спасти от этого «рабства». По словам А. Мандельштама главные пришпоривающие элементы-теоретики пантюркистского движения являлись тюрко-татарские элементы России. Их деятельность увеличилась под влиянием революции 1905 г. Выдающими теоретиками-основателями пантюркистской идеологии являлись российские татары: Ахмед Агаев, Юсуф Акчура, Али Хусейн Заде, Исмаил Гаспринский и др. В Турции тоже увеличилось пантюркистское движение, с помощью избежавших от всеобщих притеснений последующей революции лидеров пантюркистов, которые переходили от России в Турцию. Для тюрков считалось оскорбительным слово «тюрчюлюк» (туречество), оно приравнивалось с дикарством и отсталостью, идентифицировалось с бездомными кочевниками. Османские тюрки не предполагали, что они имели родственные братья в Средней Азии.
После революции 1905 г. из России в Турцию перешли такие известные лидеры пантуристы, как Е. Акчура, А. Агаев и И. Гаспринский. Здесь они нашли благополучные условия для распространения идеологии. И если российские пантуранисты победили в Турции, то благодаря тому, что там они нашли благоприятные условия. Пришедшие к власти младотурецкие лидеры быстро отошли от идеи османизма и перешли к пантюркизму, убедившись, что не получат доверие и помощь других наций. Т.е. от государственного патриотизма перешли к племенному патриотизму. Идея пантуранской политики совпадала с интересами европейских государств, в частности Германии, поскольку, таким образом, отвлечь ее внимание с Европы на Азию. Предлагалось перенести столицу с Константинополя в Конью.
Ю. Акчура начал осуждать паносманизм, который по нему:
а) Противоречит желания и утопическим мечтам турецкого народа. Тюрок должен лишаться от прав господствующего народа и должен быть равен райу (араб. «стадо», в Турции все подданные немусульмане).
б) Противоречит исламу, потому что веру и верующего приметил равным.
в) Противоречит стремлениям подвластным народам: они хотят независимость, не захотят они присоединиться к порабощающему народу.
Что касается панисламизма, по Акчуру, он склонен к более и более усиливающим национальным чувствам мусульманских стран, также противоречит интересам малых и больших колониальных держав. Арабы же назвали политику младотурков «панисламизм без ислама». Для восстановления и укрепления единственным элементом Османской империи был тюрок: тюрки считались основой для объединения многомиллионных, разделившись тюркских народов.
Османская империя в 20 в. вступила растерзавшей. Империя шла к гибели и по мнениям взглядам пантюркистов главным виновником этого процесса считалась райа, забыв, что из-за жестокой турецкой политики нетурецкие народы взбунтовали против османской системы. Сами же тюрки обвинили их в предательстве якобы за иностранных манипуляциях и политических интриг. И даже султанов, за то, что во время не истребили их. Не случайно они прославляли политику Абдула Амида и одобряли резни армян 1894-96 гг.
Турецкие народы везде ухватывались за туранизмом. Рост по отношению к Османской империи в частности была заметна среди тюрко-татарсков Востока. Умножилось число отправляющийся хадж (паломничество) в Мекку, которые проходившие через Константинополь общались с пантюркистами становились распространителями этих идей. Пантюркизм, прежде всего, значился смена государственного аппарата с низу до верха. После Балканской войны планировалось охлаждение и конечное уничтожение поданных народов. Еще планировалось с помощью оружия, турецких народов и крупных государств, преследующих ту же политическую цель, воссоздать тюрко-татарскую империю. Поэтому для реализации этих идей разжигали фанатизм народа против нетурецких наций. Теоретики пантюркизма считали, что
─ с этнографической точки зрения тюрки, татары, туркмены, узбеки, монголы и остальные по крови и генезису родственные народы, следовательно, они братья.
─ с социологического точки зрения большинству этих народов свойственны идентичные черты характера, нравы, обычаи, традиции. Практически все они мусульмане и говорят на разных диалектах тюркских языков. Следовательно, они один и тот же этнос.
─ с исторической точки зрения все эти народы являются различными подгруппами одного племени.
─ психологически все эти народы уже осознают, что они тюрки и являются членами одного народности.
─ с политической точки зрения, как единственный независимый туранский народ, Турция обязан укреплять этническую дружбу туранских народов, содействовать их независимостью и объединению.
Итак, пантюркизм кроме идеологии еще и стратегия. Пантюркизм повторяет основные положения плана панисламизма, которые формулировались Абдулом Амидом. Исходной неизменной основой пантюркизма являлось наследование конгломерата рас, народов, религий и культур османской империи и создание «единого турецкого этноса» на ее базе. Пантюркизм не столько национальное, насколько расовое обозрение. Он построен не на национальном, а на расистском принципе. Он поставил задачу достичь мировому господству способом захватываний, реваншизма и посягательств по отношению к суверенитету и территориальной целостности других народов. Пантюркизм лишенный демократической и национальной какой-нибудь идеи, проявляет захватническо-агрессивные подходы по отношению других народов и стран.
Он, прежде всего политика насильственного охлаждения и геноцида нетурецких народов находящие в Турции. Здесь мы имеем дело не только с органического единство тюркизма и пантюркизма, но и расхождениями, расположенными между ними. Тюркизм была идеологией отрезки времени находящей среди вспышек пантюркизма и имеет цель превратить Турцию турецким. То есть ставилось задачу средством охлаждения и уничтожения других народов с национальной точки зрения превратить Турцию однородной: турецкой, под лозунгом «Турция для тюрков», что и привело к геноциду армян 1915 г.
Выражением этого лозунга являлся также конституционное формулирование, получившее следующий принцип: «В Турции не существует этнических проблем» и ее жители турки. В соответствии с этим в Турции существует «единая нация, которая не знает классов и предоставления привилегий. Эта нация турецкая».
Идея пантюркизма должна была стоять на исламе и поэтому Турция в начале войны объявила священную войну - джихад. Ислам же использовался для осуществления идеи пантюркизма. Для укрепления этой идеи решающую роль должен был играть турецкий язык и литература.
Начальная идея пантуранизма или пантюркизма превратился в тюркизму. Изменились методы и способы осуществления идеи пантюркизма. Идеология пантюркизма включала в себе геополитические и геостратегические факторы для применения против Европы. Идеология и политика пантюркизма имеет три основные исходных точек: этнический, политический и культурный. Согласно первой исходной, точки тюрками нужно считать не только всех тюркоязычных народов, но и финнов, арабов, иранцев, болгар, венгров, даже народов Дальнего Востока. А тех, кто не являются тюрками либо надо отуречить, либо уничтожить. Спекулятивное применение мусульманского фактора со стороны шовинизма, современного пантюркизма, опирается на терминах «внутренний и внешний тюрок». Практически «внешний тюрок» имеет неофашистский характер. И причем в круге интересов пантюркистов всегда была первой «внешний тюрок». Вторая исходная точка политическая. Она представляет существование всемирного турецкого государства, которое включало три материка: Азия, Европа и около 40 стран Африки. В географической карте, издававшей в Анкаре 1985 г. обширные территории всех соседних стран вносились в «Османский дом». Пантюркисты геополитические мечты дойти до берегов Ганга и владеть Индией. Они считали, что индусы тоже являются тюркским народом. Культурный аспект представлял, основа всех культур является турецкой. То есть Турция принесла культуру, цивилизацию и «гуманность» другим народам.
В августе 1905 г. созывалась I съезд мусульман России. К нему последовали некоторые другие конгрессы. В третьем конгрессе председательствовал Бакинский известный пантюркист Топчибашев. Конгресс решил принимать турецкий как национальный язык и внести османскую систему образования во всех мусульманских общинах России. В конгрессе утвердился план освобождения мусульман России.
Планировалось перенести столицу с Константинополя в Конью. Внедрялась новая литература, история. Пропагандировалась что их язык турецкий, их история тянется до гуннов, а родина до Китая. Искажались исторические факты. Поток пантюркизма тянулась от Константинополя к России для распространения туранской пропаганды и создания пантюркистских организаций среди мусульман. По стремлению укоренению духа пантюркизма в широких массах, на турецкий переводился и имел 3 издания в краткие сроки Коран. В мечетях начали молиться на турецком. Поэтому составились «10 заповедей отуречивания»: отуречивай имена членов своей семьи, говори на турецком языке, молись на турецком, отдай своего ребенка в турецкую школу, породнись с тюрками. Еще примером того служил языковая реформа, смена арабских букв на других букв. Таким образом отуречивать нетурецких этносов и распространить ислам, при случае с силовым путем, т. е. с помощью армии полиции. С этой же целью учреждалась турецкая академия, которая находилась под ведомства Центрального комитета. По решению совета министров все должности и военные, и политические предоставлялись только туркам. К тому же образовалась «национальная клятва». Основывались также клубы принявшие название «тюркские очаги», которые имели задачу «воспитания турецкой нации и повышения ее интеллигентного, экономического, дружеского уровня, совершенствование турецкого языка и народа». Эти клубы для нетурецких народов. «Тюркские очаги» являлись официальными учреждениями и составляли часть государственного партийного аппарата управления. Ежегодно проводились курултаи (съезды) тюркских очагов, где должны присутствовать официальные депутаты. На основе тюркизма реорганизовались также профессиональные цеховые городские организации <#"justify">турция пантюркистский идеология армянский
Заключение
По сути, пантюркизм, как и панисламизм, основные опоры турецкого национализма и определяют его сущность как буржуазный национализм с основами элементами добуржуазных идеологий. Вероятно, этим можно объяснить склонность турецкого национализма по отношению к идеям Турана, «турецкой цивилизации» мифическо-иллюзорной родины и стремление воссоздания османского господства. В этом смысле не удивительно, что на основе современной турецкой шовинистской идеологии установлена три требования Зия Гёкальпа: отуречивание, исламизация и модернизация.
На основе пантюркизма стоит теория расистского неравенства, разделение народов высших и низших рас. Основываясь на принципе «биологического неравенства», пантюркизм оправдывает геноцид некоторых нетурецких народов в Турции. Пантюркизм, являясь идеологией не турецкого народа, а турецкой буржуазии, способом провоцирования национальной вражды препятствует классовую борьбу трудовых масс. Он, пропагандировав соединение всей тюркской расы «в турецкую объединенную общность», этим тоже выражает интересы буржуазии. Пантюркизм стремится великодержавным шовинизмом отравлять сознание трудовых масс и этим способом достичь национальной консолидации.
По этой идеологии в Турции нет классов, существует только турецкая нация. Пантюркизм не только расистская, но и захватническая идеология, согласно которой «все те, кто говорит на одном языке, друг с другом связаны общей культурой и религией, являются членами единого сообщества, независимо в каком районе земли они живут». Причём в этом объединении Турцию предоставлялась главную роль, которая должна представляться политическим и духовным центром этого «великого турецкого общества». Пантюркизм, по своей сущности являясь расистской и фашистской идеологией, нагло присваивает культуру, историю и культурных памятники других народов. Под влиянием пантюркистских шовинистско-расистских положений находятся многие представители интеллигенции, из-за которых идеология проникает в палеонтологию, лингвистику, историю, антропологию, этнографию, географию и других науках, для доказывания, что «турецкая раса» высшая раса и ему суждено средством присоединения управлять всеми.
Итак, основным принципом пантюркизма заключался удар по России. Потому что она была расположена в том месте, где совпала «Великий Туран». Последствия пантюркизма привела к геноциду армян, греков, ассирийцев и др. Что и к своей очереди привело к холокосту евреев. "Что обо мне думают, представители слабой европейской цивилизации не имеет никакого значения. Я сейчас отдал приказ о вторжении моих дивизий "Мертвая голова" на Восток, и они должны будут без проявлений, какой бы то ни было жалости убивать всех мужчин, женщин и детей Польши. Только таким образом мы сможем отвоевать столь необходимое нам жизненное пространство. "Кто, в конце концов, сегодня помнит об армянской резне, чтобы потом помнить о евреях?".
Список использованных источников
1.Погосян С.К. Пантюркизм вчера и сегодня, Е. 1990 г.
2.Саркисян Е. Экспансионистская политика Османской империи в Закавказье накануне и в годы первой мировой войны. Е., 1962 г.
.Петросян Ю.А. Младотурецкое движение, М.,1971 г.
.Зареванд Что планируют тюрки? - Объединенный и Независимый Туран Бостон., 1926 г.
.Зареванд Турция и пантуранизм, Париж 1930 г. 168 с.
.Байбурдян В. История Османской империи. Е., 2011 г.