Идеологическое многообразие в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,33 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Идеологическое многообразие в РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра государственно-правовых дисциплин







Курсовая работа

Идеологическое многообразие в РФ


Автор

Студентка 2 курса, гр. 201з Егорова Д.Е.

Руководитель:

Зав. кафедрой государственно-

правовых дисциплин Богданова Е.П.



Ижевск 2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика идеологии

§ 1. Понятие и сущность идеологии

§ 2. Функции и уровни идеологии

Глава 2. Идеологическое и политическое многообразие

§ 1. Понятие и виды общественных объединений

§ 2. Правовой статус политических партий

Глава 3. Современные идеологии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения.

Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мыслителями, идеологами, политиками.

Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития. Известно, что идеология французских просветителей XVIII века в период Великой французской революции сыграла огромную роль в сплочении третьего сословия, выступившего против феодализма и абсолютизма.

Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологии, начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных, и, кончая левым экстремизмом. Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правого или левого толка давно уже представляют серьезную опасность для нормального существования отдельных стран или даже всего человечества.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа - отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Актуальность выбранной темы несомненна. Именно наше общество за последние полтора десятилетия претерпевает значительные изменения. Произошедший сдвиг во всех сферах жизни порождает ряд внутренних проблем, характерной особенностью которых оказывается несоответствие между новыми условиями жизни, старыми схемами деятельности и несформированность общих ориентиров и критериев для выработки новых схем. А изменения, происходящие в современном мире, и, связанные с формированием общего социального пространства, со становлением мировой цивилизации, делают чрезвычайно актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных культур, обществ; об основаниях и средствах интеграции различных ценностей и идеологий. Таким образом, идеология фактически перестает быть периферийной темой научных рассуждений - она предстает в качестве конкретного предмета социального исследования.

Важно отметить, что в современной научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Одним из основных источников является учебник «Конституционное право России», написанный Козловой Е.Н. и Кутафиным О.Е. в 2003 году. В нем показаны новации в современном конституционном строительстве, вызванные изменениями в экономической и общественно-политической жизни России. Содержится развернутый теоретический анализ положений ныне действующей Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, относящихся к предмету отрасли конституционного права. Также стоит отметить журнал «Право и защита», где публикуются информационно-аналитические материалы на правовую тематику, освещаются актуальные проблемы, возникающие в области прав граждан, обсуждается действующее законодательство и перспективы законопроектов с учетом различных мнений и взглядов, предоставляется объективная информация, касающаяся юриспруденции и законодательства, поддерживается интерес граждан к своим правам.

Объект исследования: ряд концепций и теорий, проблематизирующих и описывающих, идеологию с точки зрения ее происхождения, сущности, функций, ее отношения к другим идеологиям, науке, религии, выявляющих ее, связь с типами общества, сознанием, познанием.

Предмет исследования: сущностные характеристики, тенденции и перспективы развития идеологии.

Целью исследования является всесторонее рассмотрение идеологии, ее функций и уровней, сущности идеологического многообразия.

Задачи исследования:

определение понятия «идеология», с учетом развития взглядов на данное понятие;

всестороннее рассмотрение сущности идеологии с описанием свойств, качеств и характерных черт;

выявление функций и уровней идеологии;

рассмотрение различных классификаций идеологий;

определение правового статуса политических партий и форм его закрепления;

изучение общественных и политических объединений;

анализ основного содержания идеологии, истории и перспектив ее развития.

При написании работы были использованы такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, индукции и дедукции, формальной логики, системный.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе мы подробно остановимся на понятии «идеология» и ее сущности. Также найдут отражение не только свойства, качества и характерные черты идеологии, но и ее функции и уровни. Важное место займут пути образования обыденных идеологических представлений.

Вторая глава будет содержать в себе и осмысление понятия «идеологическое многообразие», и характеристику общественных и политических объединений, и анализ видов и форм этих объединений.

В третьей главе будут рассмотрены различные классификации идеологий, а также описаны наиболее популярные современные идеологии.

Глава 1. Общая характеристика идеологии

§ 1. Понятие и сущность идеологии

Определяя сущность идеологии в целом, следует отметить, что идеология есть не только и не столько учение об идеях, а гораздо более широкое объемное явление социальной жизни, являющееся одновременно и теоретическим мировоззрением, и системой вытекающих из мировоззрения правил, установок, норм поведения, и определенной системой идеологического воздействия. К идеологии следует отнести также идеологические институты и организации, которые разрабатывают и внедряют идеологические знания и ценности в сознание народа. Но главное, идеологию можно определить как систему знаний и ценностей, лежащих в основании становления, развития и формирования общества.

Думается, любое общество основывалось на определенной системе знаний и ценностей, без которой общество просто не существовало бы. Идеологические знания это в том числе то, что отделяет человеческое общество от животного стада, так же как освоенные и добытые индивидом знания определяют сущность человека и отличают личность от животного существа. Каковы идеологические знания, лежащие в основании развития общества, таково и общество. В течение многих тысячелетий идеологические знания и ценности проявлялись в различных формах: мифа, религии, философии и других идеологических учениях.

Сущность идеологии проявляется в ее свойствах, качествах и характерных чертах. Определяя идеологию, как особую социальную структуру общества, можно выделить следующие характерные черты идеологий.

Важнейшей чертой идеологии является то, что она всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире. Все известные нам идеологии, оказавшие влияние на ход развития человеческих цивилизаций, обязательно давали целостную картину мира. Ибо идеологии мира прежде всего формировали мировоззрение индивидов, а затем уже, дав определенную картину мироздания, определяли правила поведения людей в мире в соответствии с представлениями о месте и роли человека в мироздании.

Как известно, Священное писание иудеев и христиан, как основа библейской идеологии, начинается с творения мира Богом в течение шести дней. В других религиозных идеологиях Древнего Египта, Вавилона, Индии обязательно давались картина мира и процесс его творения в религиозной интерпретации. В религиозно-светских идеологиях, особенно в эпоху Нового времени, также представлялись развернутые картины мироздания. Наиболее полные представления о мире мы видим в философских системах Декарта, Спинозы, Шеллинга, Гегеля, Гумбольдта.

В XX в. такой религиозно-светской картиной мира представляется система мира, изложенная Тейяром де Шарденом в его знаменитой работе «Феномен человека». Если обратиться к светским идеологиям, то в той или иной мере представления о мире и роли человека в нем обязательно присутствуют в идеологическом учении. Так, марксистский диалектический материализм как раз и давал материалистическую картину мира при рассмотрении проблем материи, пространства, времени, движения, сознания, соотношения природы и общества и т.д. Даже идея Ф. Ницше о вечном возвращении являлась основой построения ницшеанской картины мира.

К сожалению, в современной России, когда шел спор об идеологии, ряд авторов выступил с отрицанием мировоззренческой черты идеологии: «Идеология не является всеобъемлющей картиной действительности, объединяющей всех и каждого в силу своей истинности». Но, как мы выяснили, идеологии всегда давали человеку целостное представление о мире, обществе, человеке, это и есть мировоззренческая сторона любой идеологии. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза: «Картина мироздания, естественный порядок вещей во все времена были важнейшим аргументом в воздействии на сознание в любом обществе. Картина мироздания служит для человека тем основанием, на котором строятся представления об идеальном или допустимом устройстве общества».

Идеология, обосновывающая политический порядок, производственные отношения и т.д., соотносится с понятиями, в которых человек мыслит свое существование в обществе. А они неразрывно связаны с картиной мира и пониманием места человека в этом мире. Предложив новую картину мира, зарождающаяся европейская наука наполнила эти понятия новым содержанием или даже впервые сформулировала их. Важнейшими по своему идеологическому значению стали понятия свобода и прогресс.

Следующей важной чертой идеологии является то, что идеологии мира всегда интегрировали, синтезировали знания и ценности, выработанные предшествующими поколениями, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы из других идеологий.

Так, при создании христианской идеологии были заимствованы, а затем переработаны идеологические знания и ценности египетской, вавилонской, персидской (зороастризма) идеологий; особой переработке были подвергнуты знания и ценности античной идеологии Древней Греции и Рима. Основой, фундаментом христианской идеологии стала библейская идеология иудеев. Что касается ислама, то в идеологии мусульман можно выделить такие идеологические источники, как иудаизм, христианство, зороастризм и, конечно, идеологические идеи и фантазии арабских племенных религий. Интересно, что Библию иудеев и христиан исламские теологи считают черновым вариантом Корана. Источниками марксистской идеологии, как всем известно, являются немецкая философия, английская политэкономия, французский утопический социализм, а также знания французских историков эпохи Реставрации с их идеями классов и классовой борьбы, от которых был один шаг к марксистской теории классовой борьбы, диктатуре пролетариата и партийности идеологии в целом.

Особенным свойством идеологий является то, что правящая идеология синтезирует знания, добытые в различных сферах жизни общества, особенно в сфере духовной культуры. Когда мы говорим, что идеологии интегрировали знания, то здесь следует отметить, что они синтезировали не только ранее добытые предшествующими поколениями знания других идеологий, но и синтезируют знания, полученные в различных сферах общества. В любом обществе существуют знания, которые производятся в различных социальных сферах, особенно в такой, как духовное производство, где знания специально вырабатываются дифференциальными науками.

Идеологии как раз и выполняют роль интеграторов знаний, добытых в различных сферах общества. Между идеологическими знаниями и знаниями, добытыми в различных сферах, в том числе и в дифференциальных науках, существует определенное взаиморазвитие. Так, идеологические интегральные знания развиваются за счет новых знаний, добытых в различных сферах и науках, а знания дифференциальных наук, в свою очередь, на основе целостных, интегральных знаний правящей идеологии. Поэтому в обществе существует определенный идеологический механизм прогрессивного взаиморазвития дифференциальных и интегральных знаний, являющийся важнейшим механизмом развития и функционирования общества.

К функциональной стороне идеологии следует отнести ряд черт, имеющих функциональный характер. Среди них следующее свойство: идеология стимулирует, мобилизует и направляет человеческое поведение, интегрируя при этом действия людей в обществе.

Таким образом, идеология, кроме познания, направлена на то, чтобы вызывать активные действия больших масс людей и, главное, мобилизировать их на осуществление поставленных в идеологии программных целей. Как систематизированное учение, служащее определенной цели, идеология представляет собой единое целое, пронизанное общей идеей.

Также к функциональным свойствам идеологии необходимо отнести то, что любая идеология является организующей формой общественной жизни, она побуждает людей действовать а, следовательно, жить. Такое понимание сущности идеологии развивал в начале XX в. известный русский ученый, впервые разработавший системный анализ управления общественными процессами, А.А. Богданов. Он утверждал, что идеология представляет собой «организующую форму общественной жизни», как «орудие организации общества, производства, классов и вообще всяких общественных сил и элементов». Придавая общественной жизни людей определенную форму, т.е. осуществляя определенный способ существования жизни индивидов, идеология побуждает людей действовать. Ярким тому подтверждением является жизнь современных россиян после начавшейся деидеологизации российского общества: никто толком не знает, для чего он живет, живет просто так, без цели, без смысла, лишь бы выжить и все.

Думается, резюмирующим свойством идеологии является то, что они в целом определяли становление, развитие и функционирование обществ в истории человечества. Перед тем, как образуется новое общество, сначала создается идеологическое учение о новом обществе, вырабатываются определенные нравственные, политические, социальные знания и ценности. Затем, на основе новых идеологических знаний, преобразуется, обычно революционным путем, старое общество и создаются новые социальные структуры и сферы жизнедеятельности людей, т.е. образуется новое, более прогрессивное общество. Если рассмотреть любое общество, то можно легко выяснить, на основе каких знаний и ценностей оно организовано, развивается и функционирует, чем оно отличается от другого общества. Такими знаниями, лежащими в основании общества, и являются знания и ценности правящей, или государственной, идеологии. С отрицанием этих знаний, с разрушением идеологической структуры разрушается само общество, основанное на этих идеологических идеях, принципах, ценностях. Разумеется, между развитием идеологической структуры и другими сферами общества существует диалектическое взаимодействие, проявляющееся в форме идеологического механизма прогрессивного взаиморазвития идеологической структуры и социальных сфер, или идеологии и общества в целом.

§ 2. Функции и уровни идеологии

Познавательная функция идеологии означает, что в различных теоретических формах идеологии осуществляется познание Вселенной, общества, человека, а также систематизация полученного знания. Таким образом происходит творческое развитие идеологии, ведь в таких теоретических формах идеологии, как философия, политология, социология, политэкономия, этика, эстетика и др., осуществляется познание мира, места и роли человека в мироздании и т.д.

Аксеологическая (оценочная) функция дает вполне конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм поведения, а именно: нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических и др.

Программно-целевая функция показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе (например, шариат как норма поведения мусульманина).

Футурологическая функция моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройстве общества, к которому необходимо стремиться всем гражданам.

Интегрирующая функция предполагает, что идеологии соединяют знания и на основе высших ценностей объединяют личностей в большие социальные группы, придавая целостность и устойчивое состояние обществу, как социальному организму.

Защитная функция идеологии проявляется в борьбе идеологий. В настоящее время осуществляется конкуренция и сосуществование идеологий в условиях столкновения цивилизаций Востока и Запада.

Социально-организующая функция определяет принципы организации и управления жизнью общества. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложных цивилизациях.

Кроме перечисленных функций современные идеологоведы выделяют и другие. Например, В.Н. Кузнецов отмечает теоретическую, прогностическую, эвристическую, практическую функции, причем, как он пишет: «…практическая функция идеологических практик четко ориентирована на поддержку людей, семей, общества и государства:

идеология способствует пониманию людьми общих целей и целей другого человека;

идеология снижает духовную и социальную напряженность;

идеология помогает понять необходимость назревших перемен в обществе и государстве;

идеология содействует сохранению и развитию традиций, идеалов, ценностей, норм и пониманию обязанностей, ответственности и долга;

идеология помогает пониманию и усвоению сути смысла жизни каждого человека;

идеология формирует и разъясняет значимость и содержание российской мечты, важной для конкретного человека и общества в целом;

идеология поддерживает понимание достоинства и честности для отдельного человека, для семьи, для общества и для государства».

Кроме характерных черт и функций идеологии следует также выделять уровни идеологии.

Теоретический уровень идеологии предполагает разработку, внедрение и функционирование в сознании личностей фундаментальных знаний и ценностей, являющихся основой той или иной идеологии. В большей степени этот уровень развития и функционирования идеологического учения связан с профессиональными идеологами, специально занятыми разработкой основополагающих идей и принципов идеологии.

Второй уровень идеологии связан с разработкой и внедрением общедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массового изучения и внедрения в сознание масс народа. Часто данный уровень отождествляют с массовой идеологической пропагандой и агитацией, поэтому ряд исследователей этот уровень определяют как пропагандистский.

Третий уровень идеологии предполагает формирование и функционирование идеологических ценностей на уровне обыденных идеологических представлений и взглядов.

Обыденные идеологические представления образуются двумя путями: первый означает, что идеологи - профессионалы, особенно пропагандисты, разрабатывают примитивные, элементарные идеологические представления и идеи, рассчитанные на самый примитивный уровень усвоения идеологических идей и ценностей. Второй путь предполагает, что идеологические взгляды и представления вырабатываются самостоятельно индивидами в их повседневной жизни. Обычно, это взгляды, формируемые индивидами в сфере общения и быта (как правило, это рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).

В любой идеологической системе необходимо выделять также такой уровень идеологии, как идеологическая психология. Этот уровень обычно отождествляют с политической психологией масс народа. К данному уровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могут формироваться самостоятельно индивидами.

Во время противостояния идеологических систем отношение между идеологиями (на психологическом уровне) проявляется как психологическая война в бескомпромиссной борьбе идей. К данному уровню следует отнести также элементы бессознательного, проявляющиеся в идеологических чувствах и эмоциях.

Подводя итог первой главы, стоит отметить следующее: поставленные задачи (определение понятия «идеология», с учетом развития взглядов на данное понятие; всестороннее рассмотрение сущности идеологии, с описанием свойств, качеств и характерных черт; выявление функций и уровней идеологии) выполнены в объеме данного исследования. Проблема, как мне кажется, изучена с разных сторон, представлены научно обоснованные точки зрения. Что, в конечном итоге, позволит сделать правильные выводы.

Глава 2. Идеологическое и политическое многообразие

§ 1. Понятие и виды общественных объединений

Часть 1 статьи 30 Конституции РФ закрепляет следующее: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Основной нормативный акт регулирующий правовое положение общественных объединений - это Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.) Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В статье 5 Федерального Закона закреплено понятие общественных объединений: - под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Статья 6 Федерального закона определяет учредителей общественных объединений как физических лиц и юридических лиц - общественных объединений, созвавших съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

§ 2. Правовой статус политических партий

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом; пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью СМИ (радио, телевидение), а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п; вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации; публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями; требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.

Зависимость государственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы государственной власти или лица придерживаются различных идеологических воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993г.

Правовой статус политических партий закреплен Федеральным законом от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. От 04.06.2010) «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу 07.08.2010) и определяет политичсекую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять:

до 1 января 2010 года - не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов

Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, или политическая партия, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Заканчивая вторую главу, стоит отметить следующее: поставленные задачи ( определение правового статуса политических партий и форм его закрепления и изучение общественных и политических объединений) выполнены. Безусловно, вопросом определения правового статуса - одной из фундаментальных вопросов конституционного права, нужно заниматься более тщательно и даже скрупулезно. Однако попытки, сделанные в данном исследовании, являются субъективными, но их можно считать научно верными, с точки зрения конкретных ученых. Таким образом, выводы, к которым мы «пришли» в ходе данного исследования, конечно, субъективны, но научно обоснованны.

Глава 3. Современные идеологии

Феномен идеологии представляет возможность рассмотреть образ идеологии, что позволяет понять ее генезис, функционирование, динамику. В реальности существует множество идеологий. Возникает вопрос о возможности какого-либо упорядочения, систематизации такого разнообразия. Применительно к задаче упорядочения описания идеологий гражданского общества исследователь В. Кузнецов предлагает, в первую очередь, классифицировать идеологии по основанию включения конкретной идеологии в корпус религиозных идеологий. Так, в соответствии с классификацией автора, к религиозным идеологиям относятся: идеология католицизма, идеология православия, идеология ислама, идеология буддизма и идеология иудаизма. К нерелигиозным - идеология марксизма-ленинизма, идеология глобализма, идеология либерализма, идеология европеизма, корпоративные идеологии и партийные идеологии.

Во-вторых, исследователь сопоставляет идеологии по основанию включения или «невключения» конкретной идеологии в корпус идеологий гражданского общества. Иначе говоря, к идеологиям гражданского общества он относит глобальные идеологии, региональные идеологии, национальные идеологии, корпоративные идеологии и партийные идеологии. К идеологиям антигражданского общества - идеологии международного терроризма, идеологии регионального терроризма и идеологии организованной преступности.

Третий этап структурирования идеологий может быть назван «подходом Эфендиева». В разделе «Идеология в современном обществе» А.Г. Эфендиев обосновал трехъярусное деление идеологий. «Это может быть идеология всего человечества, - поясняет ученый, - идеология конкретного общества, идеология класса, социальной группы, сословия». Далее он пишет: «Идеология имеет как бы несколько «ярусов». Первый - базисный, общечеловеческий, в котором находят идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в конституции конкретного государства, представляют собой второй «ярус» идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Общенациональная (общенародная) идеология является системой аргументации, обоснования базисных, фундаментальных ценностей, норм, разделяемых всем обществом независимо от социального положения его членов, их возраста, места проживания и т. д.

Третий «ярус» идеологии обосновывает желательные для данной социальной группы формы социального устройства общества, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет общие ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить общенародным и общечеловеческим ценностям. Признание целостности и единства государства, конституционного порядка является условием идеологической деятельности отдельных партий».

В современном мире, по мнению исследователей, наиболее значимыми идеологиями являются следующие:

На основе политической философии английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализма (от лат. liberalis - свободный). Базовыми принципами этой идеологии являются свобода личности, неограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либерализма, сформулированные еще А. Смитом, сводятся к требованию простора частной инициативы, свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности, ликвидации регламентации экономической жизни (лозунг laissez faire - «не мешайте действовать»). Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В социальной сфере либералы требовали обеспечения равенства всех людей перед законом (равенство возможностей), разрушения сословных и кастовых перегородок, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, престиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной деятельности, а не предписываться властью. Политическая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политического плюрализма, терпимости к инакомыслию, разделения властей. Идеалом общественно-политического устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, согласно либеральной доктрине, основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности.

Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд новых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.

Рассмотренные выше принципы либерализма лежат в основе организации жизни большинства западных стран.

Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare - сохранять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Великой французской революции. Консерватизм отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам переустройства общества. Общество - это не какая-то машина, а, прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимости. Консерваторы не верят в неограниченные возможности человеческого разума и не испытывают оптимизма относительно общественного прогресса. Современные социальные институты не сконструированы человеком сознательно, а являются воплощением длительного процесса исторического развития. Классический консерватизм указывал и на то, что общественными делами наряду с разумом правит Провидение, направляющее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновациями. Неприемлема для консерватизма и идея социального равенства: иерархичность человеческого общества предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоящий хаосу порядок, в поддержании которого огромную роль играет государство. Свобода не имеет абсолютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность. Верность им способна разрешить все противоречия.

В последние десятилетия XX в. наметилась тенденция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм. В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. Ответственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обеспечить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство - идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к классическому либерализму XIX в.

Третья политическая идеология - социализм (от лат. socialis - общественный) - окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдельные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.), а в конце XVIII - начале XIX в. - так называемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симону, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективистском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, порождающие разрушительные социальные конфликты. Смысловым стержнем социалистической идеологии служит идея равенства и социальной справедливости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отношении). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, полицией и т. д.).

Уже в конце XIX - начале ХХ в. начинается обособление двух направлений в научном социализме - ортодоксального (марксистско-ленинского) и социал-демократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин, разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуазной государственной машины» и установлении диктатуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политическая задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каутский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного достижения общественного идеала, о связи идеалов справедливого общественного строя со свободой и демократией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в условиях стабильного политического развития. Идеология «демократического социализма» взята на вооружение многими социалистическими партиями современного мира.

В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирующиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим проблемам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, идеологического плюрализма, уважение к правам и свободам личности, взаимная ответственность гражданина и государства и т. п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъективной потребностью людей в целостной и непротиворечивой системе установок и ценностей, облегчающей им ориентацию в социально-политической действительности.

Заключение

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в деятельности государства. Люди от природы неодинаковы, различны и их интересы, условия жизни. Таким образом, многообразие представляется естественным состоянием общества. Как это соотносится с правовым государством? В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя (данная статья закреплена в Главе 1 «Основы конституционного строя»).

У большинства граждан России термин «идеология» имеет негативный подтекст и неизбежно ассоциируется с советским периодом отечественной истории. На самом же деле идеология (от греч. idea - идея, образ и logos - слово, понятие) - это система идей и взглядов, через призму которых осознается и оценивается отношение человека к действительности. Под идеологическим многообразием подразумевается право каждого человека, политической партии общественной организации на: свободную разработку взглядов и теорий идеологического характера; распространение и защиту их с помощью всех существующих технических средств; активную работу над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение в общественные и государственные организации, участие в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и др.

Правовое демократическое социальное государство не только фиксирует идеологический плюрализм как проявление свободы духа и мысли, но и глубоко в нем заинтересовано. Плюрализм взглядов, мнений, учений и идеологических доктрин рождает здоровую конкуренцию умов, составляет совокупный общественный интеллект.

В настоящее время российское общество - общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным. Место марксизма-ленинизма заняла абстрактная идея общечеловеческих ценностей, включающая в себя такие понятия, как «свобода», «демократия», «рынок», «общечеловеческие ценности», «права человека», «гражданское общество», которые еще не укоренились в сознании людей. Отсюда растерянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической дисциплине, следовать идеологическим установкам «свыше». Общество не нуждается в господстве какой-то одной идеологии, так как ее утверждение может произойти только в результате насилия над свободной волей человека. Признание свободы мысли и порождаемого ею идеологического плюрализма выступает в качестве единой и столь необходимой для нормального существования и развития общества идеологической основы государства. В последнее время, переломное для России, религия в целом, определенные конфессии, церкви играют в жизни общества огромную роль.

В последние годы идеологическое и политическое многообразие, выражающееся в многопартийности, все более укрепляется в общественно-политической жизни РФ, становясь ее органичной частью. На сегодняшний день действуют 14 политических партий, отвечающих требованиям п. 2 ст. 36 ФЗ «О политических партиях».

Принцип идеологического и политического многообразия способен помочь преодолеть застой в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечить развитие культуры и духовности. Однако подобный плюрализм не безграничен. Он опирается на юридические основы, которые определяют внешние рамки деятельности политических партий. Для защиты конституционного строя, целостности Российской Федерации, безопасности государства, а также социальной, национальной и религиозной терпимости Конституция РФ запрещает создание общественных объединений, деятельность которых направлена на подрыв хотя бы одной из перечисленных категорий. Даже если уставным документом объединения такие цели не обозначены, но на практике последствия его деятельности могут привести к уничтожению или изменению конституционных основ государства, такое объединение может быть признано неконституционным.

Политический плюрализм и партийное многообразие в российском государстве - явления новые с исторической точки зрения, а возврат к прежней однопартийной системе с государственной идеологией не так невозможен, как это может показаться на первый взгляд. Именно поэтому необходимо, объединив усилия государства и гражданского общества, постепенно развивать и улучшать существующую партийную систему России, аккумулируя то лучшее, что уже накоплено опытом зарубежных, в первую очередь европейских, стран.

Список использованной литературы

Источники

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010)"Об общественных объединениях" (принят ГД ФС РФ 14.04.1995).

Федеральным законом от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. От 04.06.2010) «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу 07.08.2010).

идеология партия политический объединение

Литература

Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследования. №3 1997.

Богданов А.А. Наука об общественном сознании. М., 1923.

Беридзе Ю.В. Типология идеологий в современном обществе.// Социологические науки.-2007.-№1.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М.: Юрист, 2000.

Кара-Мурза С.Г. «Идеология и мать ее наука»: Алгоритм., М., 2002.

Клименко А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст.классов и поступающих в вузы/ А.В.Клименко, В.В.Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005.

Козлова Е.Н. Конституционное право России: учебник / Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. - М: Юрист, 2003.

Конов А. Каждый имеет право.// «Право и защита».-2008.-№11.

Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. М., 2005.

Обществознание: Учебный курс для поступающих в юридические вузы / Ю.И. Гревцов, Е.В. Грищенко, А.В. Ильин и др.; Под ред. Д.И. Луковской и Е.Б. Хохловой. 6-е изд., прераб и доп. СПб, 2006.

Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. О 28 А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Савеленюк Е. Краткая история понятия «идеология» в период с начала XIX века.

Похожие работы на - Идеологическое многообразие в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!