Роль внеурочной и внешкольной деятельности в воспитании гражданина и патриота
роль внеурочной и внешкольной деятельности в воспитании гражданина и патриота
Микшин С.Н. -преподаватель-организатор НВП
КГУ «Средняя школа №24» акимата города Усть-Каменогорска
Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск
«Мы не выживем физически, если погибнем духовно».
Д.С. Лихачев
Наша главная цель - к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Сильное государство особенно важно для обеспечения условий ускоренного экономического роста, которое занимается не политикой выживания, а политикой планирования. Развитие доступного и качественного образования, сильная социальная политика, которая обеспечит стабильность и согласие в обществе, - одни из приоритетных направлений, на которые обращает внимание Глава государства в своем Послании. Судьбоносный документ, по сути, обозначил новую веху в истории Казахстана.
Нурсултан Назарбаев сказал: «Что основу успеха многонационального и многоконфессионального общества обеспечит новый казахстанский патриотизм. Это, по сути, ориентир для будущих поколений». И в этом в очередной раз проявляется мудрость, дальновидность и стратегическое мышление Президента. Уже сегодня, очевидно, что новая программа действий выступает опережающим шагом, который позволит казахстанцам с уверенностью смотреть вперед.
Без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и молодость - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Чувство патриотизма не является врожденным, его надо воспитывать. В этой связи казахстанский патриотизм - явление особенное, поскольку речь идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для многих народов родине.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования гражданина - патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе начальной военной подготовке.
Военно-патриотическое воспитание реализуется в комплексе форм:
. формы патриотического воспитания (урочная деятельность)
. военно-прикладная направленность (внеурочная деятельность)
. оборонно-спортивная направленность
Разнообразные формы патриотического воспитания, как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяют
Øвыявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества;
Øвозродить у молодого поколения традиционные моральные ценности;
Øвоспитать социально-активную личность.
Сегодня, в условиях всеобщего кризиса духовности, в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина. Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать казахстанцем? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют многих педагогов.
В этой работе я выделяю несколько направлений:направление. Воспитание через систему классных часов.
Классные часы проводятся в течении всего учебного года с 1 по 11 класс. В частности, во время месячников оборонно-массовых и спортивных мероприятий, «Патриот», КТД.
Я - гражданин;
Символика Республики Казахстан;
Мои права и обязанности;
Конвенция о правах ребёнка;
Устав школы и т.д.;
Классный час ко Дню города, Конституции Республики Казахстан;
Казахстанский патриотизм это….;
Книги о войне;направление. Участие в общественно-значимых акциях;
«Солдатский кисет»;
Акция «Забота»: помоги собраться в школу (ежегодно);
Акция «Чистый двор»: уборка пришкольной территории;
Сбор макулатуры;
Работа школьного поискового отряда «Ветераны живут рядом»;направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил Республики Казахстан.
В воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих. Хорошей традицией у нас в школе стало проведение уроков Мужества, посвященных выводу Вооруженных Сил из Афганистана (февраль) и Победе в Великой Отечественной войне (май). Для участников войны и тружеников тыла, совместно со школой искусств, проводятся концерты, вручаются памятные подарки.
Для увековечивания памяти участников локальных воин в школе было организовано КТД, посвященное сбору материала о войне в Афганистане. Учащиеся 8-9 классов собрали материал о 6 войнах-афганцах, об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла проживающих в районе КШТ, который был использован в создании уголка «Боевой славы». В городском смотре-конкурсе уголков «Боевой Славы» заняли 1 место.
Команда школы из учащихся 10-11 классов принимала участие в городском конкурсе инсценированной песни, посвящённой дню Победы, в Великой Отечественной войне, где заняли 1 место.
Огромную идеологическую, воспитательную роль в формировании гражданской позиции и ответственности за свои поступки играет ежегодное мероприятие по приведению к торжественной клятве курсанта учащихся 10 классов, которое проводится в соответствии с Уставом Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Для привития интереса к предмету НВП и службы в армии, а также для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках, мы поддерживаем тесную связь с воинскими частями 5518 и 27943, где организуем и проводим совместные мероприятия:
ØЭкскурсии и проведение занятий на территории части, 11 классы, воспитанники военно-патриотического клуба;
ØИнтеллектуальное шоу и концерт, посвященные Дню части,
-11 классы;
ØВоенно-спортивные состязания между военнослужащими и учащимися школы и воспитанниками военно-патриотического клуба.направление. Военно-спортивные игры.
Военно-патриотическое воспитание немыслимо без проведения военно-спортивных мероприятий, так как они являются практическим показателем теоретической части НВП, основным элементом подготовки подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах, пропагандирует ЗОЖ, повышает интерес учащихся к занятиям.
Именно с этой целью в нашей школе создан военно-патриотический клуб «Радуга», занятия которого проводятся один раз в неделю.
Главное в работе клуба - преподавание основ военных знаний. Особое внимание уделяется практическим действиям, в отработке нормативов по НВП и ГО. В частности это - одевание ОЗК и противогаза, разборка и сборка автомата, выполнение строевых приемов с оружием и без оружия, ориентирование на местности, стрельба из пневматической винтовки и пистолета, решение тактических задач с использованием макетов местности и военного городка. В создании, которых принимали активное участие ученики начальных классов.
Ежегодно в школе проводятся соревнования военно-спортивного направления, такие как:
·Стрельба из пневматической винтовки, 6 - 9 классы, педагогического коллектива;
·«Смотр строя и песни» для учащихся 4 - 6 классов;
·Веселые старты, 2-3 класс;
·военно-спортивный праздник, посвященный окончанию изучения курса НВП, 10 - 11кл;
·конкурс «Тропа к генералу»
Воспитанники клуба и учащиеся школы принимают активное участие городских и областных конкурсах и соревнованиях, в которых показывают хорошие результаты, являясь призерами и победителями.
патриотизм воспитание нравственность гражданин
Мониторинг участия учащихся и воспитанников ВПК в мероприятиях.
мероприятия2009-2010 уч.год2010-2011 уч.год2011-2012 уч.год2012-2013 уч.годКонкурс ДЮПОбл. 2 место (7кл)Город, 1 место (8кл)Город 3место 7кл.Конкурс «А ну-ка, девушки!»Город, 1 место(11кл)Город, 1 место(10кл)Город, 4 место(10-11)Город 2место10кл.Конкурс «Алау»Обл. 3 место (7кл)Город, 3 место (6кл)Город 2место 8клИнтеллектуальная игра НВП, историяГород, 2 место (10кл)Смотр конкурс ВПКГород 2местоГород 4местоКонкурс Знаменных группГород, 4 место(9кл)Город, 4 место(9кл)Конкурс «Улан»Город, 2 место (8кл)Город, 1 место (8кл) Город, 1 место (11кл)Город 1место(10кл)Олимпиада по НВПГород, 5 место, Ерланов Е. 11клТурнир по стрельбе из пневматической винтовке на приз В.И. ШароваГород, 5 место (10-11кл)Город, 1 место (10кл)Город, 3 место (10-11кл)Город, 1место (10-11кл)Конкурс «Балашак-Сарбаз»Город, 1 место (10кл)Конкурс «Жас-Улан»Респуб., 2 место Донских А, 11клРеспуб. 2место Воспит. ВПОВоенно-спортивная игра «Балгырган»Город, 2 место (4кл)Город 2место 6кл.Конкурс инсценированной военной песни «Когда поют солдаты…»Город, 1 место (10-11кл)направление. Профориентация.
Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.
·Встреча с представителями университета КНБ 11кл.
·Встреча с представителями Щученского кадетского корпуса9-10кл.
·Проведена ярмарка профессий с приглашением представителей с университетов и управления по делам обороны г.Усть-Каменогорска.
-11классы.
·Встреча с представителями института сухопутных войск 10-11кл.
·Оформлен планшет по теме: «Офицер профессия героическая».
·Встречи с военнослужащими в/ч в период проведения занятий и Дня открытых дверей.
В заключении хочется сказать, «все начинается с детства…». В детских годах - истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Детство - фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества. Поэтому мы в ответе за будущее нашей страны.
Свое выступление я хотел бы закончить словами С. Есенина:
«Если кликнет рать святая,
Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».