Учетная политика организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учетная политика организации

Финансовый институт

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

Факультет управления и экономики высоких технологий








Курсовая на тему

Учетная политика организации













г.

Введение

Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для заинтересованных пользователей.

Значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций. Исходя из вышесказанного, я считаю тему данной научно-исследовательской работы важной и актуальной.

Целью данной работы является изучение сущности и особенностей формирования, изменения и раскрытия учетной политики организации.

Согласно заявленной цели были поставлены следующие задачи:

.Изучить понятие учетная политика;

.Изучить принципы формирования учетной политики, порядок и причины ее изменения, а также раскрытие.

Глава 1. Сущность и формирование учетной политики.

.1 Понятие и формирование учетной политики

Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы [1].

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

.Организационно-правовая форма организации - акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью и т.д.;

.Отраслевая принадлежность и вид деятельности - сельское хозяйство, строительство, торговля, промышленность, посредническая деятельность и т.д.;

.Масштабы деятельности организации - объем производства, и реализации продукции, численность сотрудников, стоимость имущества организации и т.д.;

.Управленческая структура организации и бухгалтерии;

.Финансовая стратегия организации;

.Материальная база - наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.;

.Степень развития информационной системы организации, в том числе управленческого учета;

.Уровень квалификации бухгалтерских кадров[2].

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Данное положение распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм.

Учетная политика организации утверждается руководителем и является одним из основных документов, который определяет правила ведения бухгалтерского учета в организации в рамках стандартов учета, определенных нормативными актами законодательства по бухгалтерскому учету Российской Федерации. Формируется учетная политика организации главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации[1].

При этом утверждаются:

.выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

.рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями современности и полноты учета и отчетности;

.формы первичных и учетных документов, применяемых для формирования фактов хозяйственной деятельности, по которым предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

.правила документооборота и технология обработки учетной информации;

.порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

.порядок контроля за хозяйственными операциями;

.другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [2].

При формировании учетной политики организации конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политики подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации - приказами, распоряжениями и т.д. [1].

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Выбранные способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми подразделениями организации, филиалами, представительствами, независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации (приобретения прав юридического лица).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности [3].

отчетность нормативный своевременность факт

1.2 Требования к учетной политике организации

Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований. К числу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность. Рассматривая возможность применения в организации какого-либо способа ведения учета, определяется, отвечает ли его использование названным принципам.

Выбранные организацией способы должны обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности - хозяйственных операций, активов и обязательств, результатов проведенной в отчетном периоде их инвентаризации. Если какие-то факты не отражаются в бухгалтерском учете, то формируемая финансовая картина деятельности организации становится неверной.

Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономно, согласно размерам организации и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов ведения учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользователям бухгалтерской отчетности ее достоверность.

Выбор способов ведения учета бывает связан с необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной деятельности, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациональность, и наоборот. Для обеспечения своевременности информации бывает необходимо пожертвовать полнотой и надежностью данных; в то же время ожидание того момента, когда все детали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями.

В подобных ситуациях руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение.

Как уже говорилось выше, учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Полнота. Выбранный организацией вариант учетной политики должен обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов ее хозяйственной деятельности.

Своевременность. Согласно положению по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации»: учетная политика организации должна обеспечивать своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации на счетах бухгалтерского учета.

Осмотрительность. Применяемые способы учета должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов, то есть к бухгалтерскому учету принимаются такие доходы, которые уже получены или существует такая гарантия их получения.

Приоритет содержания перед формой. При отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности организация должна исходить не только из правовой основы этих операций, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Непротиворечивость. Выбранные способы учета должны обеспечивать равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Рациональность. Учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности и величины организации [4].

На сегодняшний день, учетная политика также имеет ряд допущений. В положении по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» отражены четыре допущения:

.Имущественная обособленность

.Непрерывная деятельность

.Последовательность применения учетной политики

.Временная определенность фактов хозяйственной деятельности

Имущественная обособленность. При формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют отдельно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Таким образом, на балансе не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации.

Непрерывность деятельности. При формировании учетной политики предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность в ближайшем будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения производства.

Последовательность применения учетной политики. Предполагается, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного учетного года к другому. Под последовательностью применения учетной политики понимается относительная неизменность способов ведения учета.

Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами [4].

1.3 Процесс формирования учетной политики

Процесс формирования учетной политики организации состоит из следующих последовательных этапов:

) Определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

) Выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

) Выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

) Отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

) Оформление избранной учетной политики [5].

Все эти этапы являются строго необходимыми - каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретная организация имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности).

На втором этапе, в зависимости от состава объектов учета выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики.

Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов.

Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения учета; отбор ведется из всего множества предусмотренных нормативными документами способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений выявленных на втором этапе факторов выбора.

Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для конкретной организации; выбор производится посредством проверки каждого способа, отработанного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев.

Шестой этап - избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней[5].

На выбор способа ведения учета влияют различные факторы.

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие - единство учетной политики в организации, то есть, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.

.4 Изменение и раскрытие учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

разработки организацией новых способов бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное предоставление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий деятельности. Это может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.;

не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место раннее, или возникли впервые в деятельности организации [3].

Изменение учетной политики должно вводиться с начала финансового года, т.е. 1 января года следующего за годом его утверждения, если иное не следует из причин ее изменения. Например, при проведении реорганизации в середине года возможно изменение учетной политики не с начала отчетного года [1].

При изменении или дополнении учетной политики нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые уже в действующую учетную политику предприятия.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Информация о существенных изменениях учетной политики раскрывается обособленно и включает причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении, как за отчетный, так и за предыдущие периоды, включенные в отчетность за текущий год; указание на то, что в отчетных данных произведены необходимые корректировки [3].

Согласно п. 1 положения по бухгалтерскому учету 1/2008 раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности.

Обязанность по приданию гласности бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.

Согласно п. 3 положения по бухгалтерскому учету 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:

.согласно законодательству Российской Федерации;

.согласно учредительным документам;

.по собственной инициативе [1].

В иных случаях раскрытие учетной политики организации не является обязательным.

Придание учетной политике организации гласности означает раскрытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности [5].

Согласно п. 4 положения по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н под пользователями бухгалтерской отчетности необходимо понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации [6].

Способы ведения бухгалтерского учета и информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика[1] [5].

.5 Нормативная база по созданию учетной политики в Российской Федерации

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных норм, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных [7].

Законодательные документы - федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, которые регулируют бухгалтерский учет в России. В данных документах закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон Российской Федерации О бухгалтерском учете, законы Российской Федерации О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие.

Нормативные документы - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов Российской Федерации как методологическим центром. Положения по бухгалтерскому учету определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций.

Методические документы - методические инструкции, рекомендации, указания и другие аналогичные документы, разрабатываемые и утверждаемые Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого и второго уровней. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.

Организационные документы - внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, которые формируют учетную политику организации. К таким документам относятся: рабочий план счетов бухгалтерского учета, система документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые организацией на основе документов первых трех уровней [7].

Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ
"О бухгалтерском учете"
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;

Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;

ПБУ 6/01«Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;

ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н;

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н [8].

Помимо вышеперечисленных документов, нормативными документами в которых также рассматриваются вопросы учетной политики и которыми следует руководствоваться при ее выборе, являются:

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда». ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 24 октября 2008 г. № 116н;

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;

Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указами о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н;

Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н. С 1 января 2001 года в документах налогового законодательства появилась запись о необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения [8].

В Главе 21 «Налог на добавленную стоимость» в п. 12 статьи 167 НК РФ подчеркивается, что для целей налогообложения организации следует применять учетную политику и утверждать ее соответствующим распорядительным документом руководителя организации [9].

При этом учетная политика для целей налогообложения должна отвечать следующим требованиям:

) применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения, соответствующим распорядительным документом руководителя организации;

) учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации;

) является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

С 1 января 2002 года главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации было введено понятие налогового учета.

Согласно статье 313 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом [9].

В соответствии со ст. 313 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете установленного правилами бухгалтерского учета.

Исходя из приведенной нормы Налогового кодекса для расчета налоговой базы, используются, прежде всего, данные бухгалтерского учета. При расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации составляются дополнительные расчеты. Однако, учитывая значительные расхождения порядка группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, организация может принять решение построить налоговый учет параллельно с бухгалтерским учетом [9].

Таким образом, учетная политика любой организации должна полностью соответствовать нормативно - правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерской организации необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве Российской Федерации.

Заключение

В данной научно-исследовательской работе были рассмотрены: учетная политика организации, основные положения и значения и нормативная база регулирования.

В результате выполнения данной работы можно сделать ряд выводов:

Во-первых, учетная политика трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определен первичным наблюдением, стоимостным измерением, текущей группировкой и итоговым обобщением фактов хозяйственной деятельности.

Во-вторых, формирует учетную политику организации главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательных соблюдений допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулированию бухгалтерского учета составляющий его базовые принципы.

В-третьих, содержание учетной политики должно включать методологические, технические и организационные аспекты. Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Организационным аспектом учетной политики является форма организации бухгалтерской службы управления.

В-четвертых, учетная политики организации должна соответствовать действующей на территории РФ нормативно-правовой базе и учитывать все происходящие в ней изменения, в соответствии с которыми должны производиться преобразования учетной политики.

В-пятых, учетная политика организации может претерпевать изменения.

Эти изменения могут оказать значительное влияние на финансовое положение, которое должно быть оценено в денежном выражении и отражено в бухгалтерской отчетности.

Похожие работы на - Учетная политика организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!