Учет заработной платы на предприятии (организации, фирме): методы, состояние и совершенствование
Тема
Учет заработной платы на предприятии (организации, фирме): методы, состояние и совершенствование
Содержание
Введение
Основная часть
. Понятие заработной платы в современных условиях
.1 Системы, формы и виды заработной платы в бюджетных организациях
.2 Сущность и особенности учета заработной платы в бюджетных организациях
.3 Законодательное регулирование учета заработной платы в бюджетных организациях
. Организация учета заработной платы в сфере образования на примере Муниципального казенного учреждения «Комитета по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорска»
.1 Анализ деятельности Муниципального казенного учреждения «Комитета по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорска»
.2 Практика учёта затрат на оплату труда в Муниципальном казенном учреждении «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорска»
.3 Состояние и совершенствование учета заработной платы в сфере образования
Заключение
Глоссарий
Введение
Безусловно, что любой труд требует денежного вознаграждения. Заработная плата - денежная форма доли рабочих и служащих, которая поступает в личное потребление работников.
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета в организациях. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения. В бюджетных учреждениях правила начисления заработной платы и дополнительных выплат регулируются трудовым законодательством и отраслевыми и ведомственными инструкциями, разработанными на основе трудового законодательства.
Для большинства российских граждан трудовые отношения между работником и работодателем всегда считались главным вопросом. Для многих заработная плата - основной (а иногда и единственный) источник дохода.
Учет заработной платы и расчетов с работниками организаций ведется на основе отраслевых федеральных, региональных законодательных норм регулирования трудовых отношений работников и администрации организаций.
В современных условиях в социальном и экономическом развитии страны, конечно, меняется и политика в области заработной платы, защиты работников и социальной поддержки. Функции государства по распределению политики переданы тем организациям, которые устанавливают формы, системы и размеры оплат труда, материального метода его результатов. Переход к рыночным отношениям определяет получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия.
Заработная плата - цена рабочей силы, которая сформирована на основе вклада работника в результаты деятельности организации. Ее размер зависит от установленного минимума заработной платы, сложности труда и квалификации работника, условия выполнения работы, результаты деятельности организации.
Организация заработной платы в учреждении представляет собой сложный механизм, состоящий из определенных элементов. В зависимости от той системы оплаты, по которой работает работодатель, с работником заключают трудовой договор, ни один из пунктов которого не должен противоречить статье 135 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Еще одним важным моментом является периодичность, с которой происходит выплата заработной платы. Она должна быть минимум два раза за месяц, эта норма прописана в статье 136 ТК РФ.
Новые подходы в организации формирования и распределения фондов оплаты труда призваны обеспечить социальную справедливость, объективность, повысить стимулирование и мотивацию работников, чему в значительной степени способствует эффективный внутренний и внешний контроль деятельности организаций.
Для этого необходимо определить сущность заработной платы, рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда, порядок начисления некоторых видов заработной платы и то, как эти формы и системы применяются в организации; рассмотреть систему премирования, надбавок, провести учет удержаний из заработной платы работников и их отражения на счетах бухгалтерского учета.
Учет расчетов по заработной плате представляется один из самых трудоемких. Бухгалтер сталкивается не только с документами, но и с людьми, и ошибки в расчете зарплаты, отпускных или больничных особенно неприятны и досадны. Поэтому тема данной работы является актуальной и интересной для исследования.
Заработная плата представляется как состояние интересов работника и работодателя, которая способствует отношениям рыночной экономики. В связи с этим намечаются возможные пути совершенствования заработной платы. Организация и улучшения системы заработной платы в бюджетных учреждениях является одной из актуальнейших на сегодняшний день.
Целью дипломной работы является: изучить организацию учета заработной платы, проанализировать, сделать выводы и внести рекомендации.
Для этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть системы формы и виды, заработной платы;
проанализировать номативные документы и условия, обеспечивающие основную деятельность бюджетных организаций.
изучить учет заработной платы в Комитетае по образованию;
рассмотреть особенности совершенствования учета заработной платы в сфере образования
Предметом исследования является: учет заработной платы на предприятии (организации, фирме): методы, состояние и совершенствование.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работы является: Муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск»
Основные методы исследования представлены: экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, логический метод.
Теоретической основой данной работы представляются труды отечественных специалистов в области экономики, а также организации систем заработной платы; Трудовой кодекс от 15 января 2012 года, Положение об установлении системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Положение об оплате труда работников централизованной бухгалтерии МУ «Комитет по образованию, делам молодежи» администрации г. Белогорска, Устав Муниципального Казенного Учреждения «Комитета по образованию и делам молодежи Администрации г. Белогорска» и др.
Научная значимость работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию заработной платы в бюджетных организациях
Рекомендации, разработанные, в выпускной квалификационной работе использовались для организации эффективной системы заработной платы работников образовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, описаны цели и задачи работы и как данная тема разработана.
В первой главе рассматривается теория заработной платы в современных условиях, описываются системы, формы и виды заработной платы в бюджетных организациях сущность и особенности учета заработной платы в бюджетных организациях, рассмотрено законодательное регулирование учёта затрат на оплату труда в бюджетных организациях. Определена система организации заработной платы, представлены вниманию регулирования заработной платы государством в современных условиях.
Во второй рассмотрены организация учета заработной платы в сфере образования. Рассмотрен анализ деятельности комитета по образованию, рассмотрены состояние и совершенствование систем заработной платы труда и заинтересованность работников в более эффективном труде.
В заключении сделаны выводы теоретического и практического характера.
Для написания работы были использованы законодательные акты, методическая литература, законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие бюджетную деятельность, внутренние нормативные документы объекта исследования, статьи периодической печати, а также данные годовой бухгалтерской отчетности, документы бюджетного учреждения, использовалась литература современных авторов: учебные пособия, статьи, информация сайтов сети Интернет.
1. Понятие заработной платы в современных условиях
.1 Системы, формы и виды заработной платы в бюджетных организациях
Современный этап представляется разработкой новых и усовершенствованных систем оплаты труда. Это связано с необходимостью усиления стимулирующей функции заработной платы: повышения ее гибкости, объективности оценки достижений работников и соотношений в оплате труда разных групп. По этим причинам все большее распространение приобретают гибкие, контрактные, ставки трудового вознаграждения.
В одной организации для разных групп работников могут использоваться разные виды систем заработной платы.
Тарифной системой называют комплекс нормативов, путем которых выполняется дифференциация заработной платы работников разных категорий в зависимости от сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий, интенсивности и характера труда. При тарифной системе заработная плата начисляется, исходя из установленной каждому конкретному сотруднику тарифной ставки, которая, в свою очередь, зависит от квалификации сотрудника, условий, качества и количества выполняемой работы.
Бестарифная система оплаты труда отличается от тарифной зависимостью размера заработка работника от конечных результатов работы организации в целом, его структурного подразделения, в котором он работает, и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда. При бестарифной системе каждый отдельно взятый сотрудник, в зависимости от своего трудового вклада, получает определенный процент от прибыли организации, в которой он работает.
Смешанная система оплаты труда имеет признаки одновременно и тарифной, и бестарифной систем. При смешанной тарифной системе работнику устанавливается фиксированный оклад, к которому по результатам работы прибавляется доплата или снимаются штрафные санкции. (Приложение А)[20]1 декабря 2008 г. федеральные бюджетные учреждения перешли на новые системы оплаты труда. Суть этого постановления заключалась в том, что новые системы оплаты труда утверждаются самими руководителями федеральных бюджетных учреждений (это достаточно широкие полномочия для учреждений) при координирующей роли Правительства РФ, Минздравсоцразвития России, отвечающего за нормативное регулирование в этой сфере, и соответствующих федеральных министерств, в ведении которых находятся эти учреждения. Минимальный размер заработной платы 1 января 2009 г. увеличился более чем в два раза и составил 4330 руб.
Новые системы оплаты труда - это не только возможность увеличить ассигнования на фонды оплаты труда федеральным бюджетным учреждениям, но и еще ответственность руководителей этих учреждений, и установление совместно с министерствами, в ведении которых они находятся, критериев оценки работы персонала, и качество тех услуг, которые он выполняет.
Внедрение новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях позволяет приспосабливать их к изменениям в системе управления и использовать кадровые ресурсы наиболее эффективно. Гарантированные и запланированные расходы в бюджетной сфере - это расходы, которые запланированные для каждого учреждения по бюджетной смете. И то, что уже запланировано в бюджете на оплату труда, - должно быть выплачено.
В бюджетных учреждениях правила начисления заработной платы и дополнительных выплат регулируются отраслевыми и ведомственными инструкциями, разработанными на основе трудового законодательства.
В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ в бюджетных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда, которая устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.[33] Трудовым кодексом РФ также установлено, что порядок компенсационных и стимулирующих выплат в организациях, оклады и их размеры, ставки заработной платы, которые финансируются из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, и другими нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, законами.
Систему оплаты определяет положение труда педагогических и непедагогических работников муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений.[32]
Система заработной платы устанавливается с учётом:
Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
государственных гарантий по оплате труда;
перечня выплат компенсационного и стимулирующего характеров в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях;
учетом государственных гарантий по оплате труда.
Формы заработной платы - это способ соотношения между трудом работника и размером его заработной платы. В зависимости от показателей измерения затрат труда различают повременную и сдельную формы заработной платы, которые являются основными. При этом как повременная, так и сдельная формы заработной платы имеют свои разновидности, которые принято называть системами. Выбор форм и систем оплаты труда зависит от организации ее процесса. Право установления или изменения форм и систем оплаты труда принадлежит работодателю с учетом мнения представительного органа работников.
Формы, системы и размер заработной платы работников организации, премии, надбавки, а также другие виды доходов устанавливаются организацией самостоятельно. Вопросы оплаты труда регулируются с помощью договоров.
Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда осуществляется на основе типовых форм первичных документов, заполняемых по месту работы персонала.
К первичным документам, используемым для расчетов по оплате труда, относят: приказ о приеме на работу (форма № Т-1). На основании приказа делаются записи о приеме на работу в трудовую книжку, заполняется личная карточка работника, а в бухгалтерии организации открывается лицевой счет.
В отделе кадров заполняется личная карточка работника по форме № Т-2.
Отпуск работникам предоставляется на основании приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска (форма № Т-6).
Учет использования рабочего времени осуществляется в табеле учета использования рабочего времени (форма № Т-13) или в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в форме № Т-12.
Самое наибольшее распространение в бюджетных организациях применяется повременная оплата труда. Оплата труда производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.
Повременная - заработная плата за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.
Повременная оплата труда применяется в тех случаях, когда заработная плата начисляется исходя из числа отработанных часов и квалификации работника, определенной с помощью тарифной ставки или должностного оклада. Повременная оплата может быть индивидуальная, когда планирование и учет заработной платы ведутся по отдельным работникам, и коллективная, когда оплачивается труд целого подразделения, а распределение внутри него происходит по КТУ.
Прямая повременная оплата труда чаще всего применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих, технических специалистов и служащих. В частности, работа вахтеров, учетчиков, кассиров, табельщиков, кладовщиков и т.п.
Повременно-премиальная система оплаты труда применяется в случаях, когда различия в условиях производства и квалификации рабочих-повременщиков велики и необходимо, учесть, не только дифференциацию в квалификации труда, но и целый ряд психологических и экономических факторов. Сделать это можно за счет дополнительной заработной платы, которая в свою очередь зависит от доплат и выплат за результаты и сложность труда.
В настоящее время организации в коллективном договоре или положении об оплате сами устанавливают размеры доплат и надбавок по указанным выше составляющим.
Окладно - премиальная система оплаты труда применяется для оплаты труда руководителей и специалистов предприятий и организаций. Основную величину заработной платы составляет должностной оклад по штатному расписанию, согласованный с работником при найме на работу в трудовом договоре.
Дополнительная заработная плата учитывает специфические условия труда руководителя и специалистов и состоит из следующих элементов: должностной оклад, доплата за интенсивность и неблагоприятные условия труда, процентная доплата за совмещение профессий, например бухгалтеру - экономисту, секретарю -референту, процентная доплата за высокую квалификацию, за ненормированный рабочий день. Иногда последний вид доплат включается в основную заработную плату. Указанные доплаты включаются в организации в положение об оплате труда или коллективный договор.
.2 Сущность и особенности учета заработной платы в бюджетных организациях
Заработная плата - это награда за труд, которая зависит от качества, количества, условий и сложности производимой работы, а также квалификации специалиста. К этой категории также относятся разнообразные выплаты, носящие стимулирующий и компенсационный характер. Размер заработной платы зависит от размера прибавочной стоимости, от уровня развития производительных сил в конкретной стране, так и от организованности рабочего класса.[9]
Заработная плата включает размер оклада (ставки) работника, повышающие коэффициенты, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера которые являются обязательными и включаются в трудовой договор. Решение о введении соответствующих выплат принимается учреждением с учетом, чтобы обеспечить выплаты финансовыми средствами.
Производится оплата труда работников на основании трудовых договоров, которые заключаются между руководителем учреждения и работниками в соответствии с трудовым законодательством.
Должностные оклады и их размеры на работников, ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения. Минимальные размеры окладов (ставок) работников учреждений устанавливаются с учетом требований уровню квалификации, и профессиональной подготовке которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Служащие бюджетных отраслей распределены на две основные группы.
Первая группа включает общеотраслевые должности служащих, которые в свою очередь распределены на три подгруппы: технические исполнители, специалисты, руководители.
Вторая группа включает только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы.
В соответствии с положениями статьи 135 ТК РФ размеры выплачиваемых в учреждении доплат и надбавок должны устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (положениями по оплате труда и др.) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Например, в соответствии со статьей 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Минимальные размеры окладов (ставок) определяются в соответствии с порядком определения рекомендуемых минимальных размеров окладов (ставок) заработной платы работников муниципальных учреждений (бюджетных, казенных)
Постановлением.
Учреждение, в пределах, у которого имеются средства на оплату труда, самостоятельно определяет максимальные размеры рекомендуемых окладов (ставок) заработной платы работников, а также размеры, которые повышают коэффициенты, доплаты, надбавки, премии и иные выплаты без ограничения их максимальными размерами.
Размеры, которые повышают коэффициенты к минимальным окладам (ставкам) по занимаемым должностям рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, которые включаются в штатное расписание учреждения. Указанные должности должны соответствовать уставным целям учреждения и указываться в соответствии с разделами единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Дифференциация типовых должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности.
Для работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, размеры окладов устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС. По профессиям рабочих, не включенных в ЕТКС, оклады устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим ПКГ. Они утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих».[4]
К повышающим коэффициентам работникам учреждения относятся:
повышающий коэффициент к окладу (ставке) по учреждению;
повышающий коэффициент за квалификационную категорию;
персональный повышающий коэффициент к окладу (ставке) за выполнение важных и ответственных работ.
Повышающий коэффициент к окладу (ставке) по учреждению устанавливается всем работникам учреждения в связи со спецификой деятельности учреждения. Рекомендуемый размер до 0,15.
Повышающий коэффициент к окладу (ставке) за квалификационную категорию, может устанавливаться работникам, занимающим должности, которые предусматривают присвоение квалификационной категории.
Рекомендуемые размеры:
при наличии высшей квалификационной категории - 0,15- 0,25;
при наличии первой квалификационной категории - 0,12 - 0,14;
при наличии второй квалификационной категории - 0,08 - 0,11.
Дополнительно, по решению руководителя учреждения, для работников, которым присвоена ученая степень кандидата наук или почетное звание, может быть повышен коэффициент от 0,05 до 0,15.
Повышающий персональный коэффициент к окладу за выполнение важных и ответственных работ может быть установлин с учетом уровня его профессиональной подготовки, степени самостоятельности сложности, важности выполняемой работы, и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы и других факторов. Решение об установлении персонального коэффициента принимается руководителем учреждения. Рекомендуемый размер до 0,3.
Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года и с учетом обеспечения финансовыми средствами.
Размеры должностного оклада определяются по следующей формуле:
О с. = О дол. + (О дол. × С),
где:
О с. - должностной оклад специалиста, работающего в учреждении (филиале, структурном подразделении), расположенном в сельской местности либо работающего в учреждении обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности;
О дол. - должностной оклад;
С - повышающий коэффициент за работу в учреждении (филиале, структурном подразделении), расположенном в сельской местности или в учреждении обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности.
Носит стимулирующий характер, не образует новый оклад и не учитывается при начислении компенсационных и стимулирующих выплат, когда применяются другие повышающие коэффициенты к окладу (ставке).
Определяется размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу (ставке) и определяется путем умножения размера оклада (ставки) работника на повышающий коэффициент.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам (ставкам) работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах или в абсолютных размерах, если иное не установлено нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Локальными актами учреждения работникам устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера:
выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, южных районах Амурской области).
за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных при выполнении работ различной квалификации,
выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
совмещении профессий (должностей), работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
Выплата работникам, которые заняты на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается в соответствии со ст.147 ТК РФ.
Конкретные размеры указанных выплат определяются коллективным договором или иным локальным актом учреждения.
Рекомендуемые размеры доплат работникам, которые заняты на работах с тяжелыми и вредными условиями труда составляют до 12% оклада (ставки); на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24 % оклада (ставки) (за время фактической занятости в указанных условиях). Определяются конкретные размеры доплат по результатам аттестации рабочих мест и оценке условий труда в соответствии с перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (в местностях, приравненных к районам (Крайнего Севера, южных районах Амурской области) устанавливаются путем применения к заработной плате районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в данных районах или местностях.
Конкретные размеры районных коэффициентов, процентных надбавок, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области, а условия их применения - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера работникам учреждений (за исключением руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда учреждения. Перечень выплат стимулирующего характера должен отвечать уставным задачам учреждения, а также показателям оценки эффективности учреждения по итогам МСОКО.
При формировании перечня стимулирующих выплат для работников следует исходить из необходимости определения качественных и количественных показателей для каждой конкретной стимулирующей выплаты.
Размеры стимулирующих выплат могут устанавливаться в процентном отношении к окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ без учета повышающих коэффициентов либо в конкретных суммах.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику исходя из критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы, которые устанавливаются локальными актами учреждения, коллективными договорами, соглашениями.
В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждениях, где в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в муниципальных бюджетных учреждениях, утвержденного постановлением, могут устанавливаться следующие выплаты:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет;
премиальные, поощрительные выплаты по результатам труда (премия).
Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются в соответствии с критериями качества, принятыми локальными актами учреждения. Выплаты за качество по результатам труда распределяются органом государственно-общественного управления учреждения по представлению руководителя учреждения.
Выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет рекомендуется устанавливать работникам учреждений, в которых ранее были установлены надбавки за выслугу лет, непрерывный стаж работы.
При премировании учитываются:
успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителей);
достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы, уставной деятельности образовательного учреждения;
своевременность и полнота подготовки отчетности.
Премия по итогам работы за установленный период выплачивается в пределах имеющихся средств. Конкретный размер премии может определяться как в процентах к окладу (должностному окладу) работника, так и в конкретных суммах.
Материальная помощь работникам выплачивается в соответствии с коллективным договором учреждения в пределах фонда оплаты труда учреждения.
.3 Законодательное регулирование учета затрат на оплату труда в бюджетных организациях
заработная плата бюджетный
Главным законодательным документом, имеющем в своём составе статьи, посвящённые труду, является Конституция Российской Федерации. Трудовой кодекс РФ является основным сборником законодательных актов и регулирует трудовые отношения всех работников. Сторонами трудового договора являются работник и работодатель
В организации обязанности закреплены в Уставе, положениях о структурных подразделениях должностных инструкциях, а также в трудовом договоре.
Основными нормативными документами по учету труда и его оплаты являются:
Трудовой кодекс Российской Федерации является основным нормативным документом, который регулирует трудовые отношения в России. Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю более широкий выбор прав и полномочий по регулированию и организации труда в своем учреждении. В ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы трудового права, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
К нормативным актам относится Устав организации, которая является юридическим лицом, и ведет правила внутреннего трудового распорядка. К этому уровню регулирования трудовых правоотношений относится коллективный договор, который регулирует в организации социально трудовые отношения. Но коллективный договор представляется локальным правовым актом, которого может не быть, так как в соответствии с Трудовым кодексом (ст.40) его заключение в организации не является обязательным. Коллективный договор объясняется тем, что в соответствии со ст.190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации, являются как приложение к коллективному договору.
Правовое регулирование труда, которое представляется, как индивидуальное является наиболее обширным понятием. Это регулирование осуществляется в форме трудового договора, также может и в форме различного вида гражданско-правового договора.
Трудовой договор - соглашение между работником и его нанимателем об условиях и оплате его работы. Такой договор представляется - временным на испытательный срок, на время выполнения работы, и на неопределенный срок. Работодатель, с которым обязуется предоставить работнику работу по обговоренной трудовой функции, организовывает условия труда, которые предусматриваются Кодексом, законами и иными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями. Также обязуется в полном размере и своевременно выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Предметом трудового договора является трудовая функция, должность, профессия, квалификация, которая осуществляется в условиях подчинения работодателю, и который обязан организовать труд своих работников.[29]
Трудовой договор заключается в письменной форме, и составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.
Бюджетный учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета - разновидность плана счетов, которая предназначена для отражения операций при ведении бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов.
План счетов бюджетного учета является одним из средств реализации государственной учетной политики. Действующий на данный момент план счетов бюджетного учета утвержден Приказом Минфина РФ от 01.12.10 № 157н.
Инструкция - это инструмент реформирования бюджетного сектора. Вслед за ней будут утверждены формы бухгалтерской отчетности, принят закон о бюджетной классификации Российской Федерации и другие нормативные акты.
Инструкция по бюджетному учету - это нормативный правовой акт, который устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, которые осуществляют кассовое обслуживание и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов.
В соответствии с Приказом Минфина России от 01 декабря 2010г. № 157н утверждена новая Инструкция по бюджетному учету, которая существенно отличается от предыдущих.
Можно отметить среди значимых изменения, внесенные в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина РФ от 30.12.08 №148н:
предусмотрено использование 22 разряда номера счета для отражения номера финансового года в целях обеспечения возможности трехлетнего планирования;
добавлены счета для учета сметных назначений и обязательств по приносящей доход деятельности;
добавлены счета для учета имущества казны.
С 2010 года, согласно Приказу Минфина РФ от 30.12.09 №152н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, которая утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №148н», в Инструкцию №148н были внесены изменения, которые состояли в следующем:
все расчеты по социальным нуждам, которые были включены ранее учет средств по обязательному медицинскому страхованию, пенсионному фонду, заменяются на расчеты по обязательному социальному страхованию;
исключены счета, которые отражают безвозмездные поступления денежных средств от других бюджетов и поступлений от каких либо финансовых организаций;
добавлены счета для учета движения денежных средств по обязательному медицинскому страхованию и пенсионному фонду;
исключено понятие получателей бюджетных средств, используется понятие администратор бюджетных средств;
введен счет для отражения основных средств, стоимостью до 3000 рублей включительно, находящихся в эксплуатации.
С 1 января 2011 года вступила в силу Инструкция №157н (Приложение Б) и одновременно прекратила свое действие Инструкция по ведению бюджетного учета №148н, по которой госучреждения работали с 2009 года.
В Инструкции по применению Единого плана счетов установлены общие правила, которые дальше будут применяться при организации и ведении бухгалтерского учета любых организационно-правовых форм.[20]
Отличается данная Инструкция тем, что в ней используются пятизначные номера счетов бухгалтерского учета. Отличие от привычного вида сокращенного (девятизначного) номера счета заключается в том, что не указываются первый разряд, в котором проставляется код вида деятельности, и три последних, предназначенных для отражения кода поступлений и выбытий объектов учета и кода КОСГУ.
Сделано это для того, чтобы обеспечить возможность автономным учреждениям указывать собственный код поступлений и выбытий, который, как предполагается, будет использоваться при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений (план ФХД).
Эта новация потребует дополнительного регулирования и дополнительных разъяснений. Вид нормы Инструкции, в которой установлено что право автономных учреждений устанавливать собственные коды поступлений и выбытий приведет к сложностям при формировании сводной бухгалтерской отчетности - если не на уровне администратора (распорядителя) бюджетных средств (здесь коды могут быть едиными для всех учреждений, финансируемых распорядителем), то на уровне финансового органа федерального органа управления, финансового органа субъекта РФ или на муниципальном уровне. Использование кодов поступлений и выбытий (единых для казенных и бюджетных учреждений) формально не запрещено, но на практике может привести к трудностям другого рода: при обработке поступающей информации и формировании сводной отчетности вышестоящий орган будет вынужден использовать дополнительные процедуры для отделения информации об автономных учреждениях от данных по казенным и бюджетным учреждениям.
Наиболее важным элементом бухгалтерского учета на этапе перехода на новые правила может считаться рабочий план счетов, в частности определение перечня счетов, которые могут быть использованы в конкретном учреждении. По сравнению с ранее использовавшимся принципом формирования номера счета имеются два существенных изменения:
выделен отдельный разряд для указания группы объектов учета.
код вида деятельности заменен кодом вида финансового обеспечения;
С 2011 года установлено до девяти кодов видов деятельности, из которых в бюджетном учреждении может быть использовано до семи.
К ранее использовавшимся кодам (для определения деятельности за счет бюджетных средств, за счет средств от приносящей доход деятельности и за счет средств во временном распоряжении) добавлены коды для деятельности, финансируемой за счет субсидий. На выполнение государственного или муниципального задания (код 4), субсидий на иные цели (код 5), бюджетных инвестиций (код 6) и средств по обязательному медицинскому страхованию (код 7). В одном учреждении может образовываться до семи разных источников финансирования, по каждому из которых все операции должны отражаться обособленно.
До девяти кодов может быть представлено отдельным счетам бухгалтерского учета, в которых отражаются группы объекта учета (по отдельным видам активов и обязательств). Номер группы объекта учета, зависит от особенностей правового регулирования отдельных видов активов и обязательств, и специфики их оборота.
В бюджетных учреждениях почти все имеют все группы объектов учета, за исключением имущества казны.
Инструкция по бюджетному учету (Приказ №162н) предназначена для использования в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) казенных учреждениях, государственных академиях наук, финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Федерации (муниципальных образований) и т. д.
Нормы Инструкции будут использоваться в казенных учреждениях, а также при организации и ведении учета финансовыми органами распорядителей (администраторов) бюджетных средств и органами Казначейства.
Новая Инструкция по бюджетному учету отличается от прочих инструкций "нового поколения" прежде всего количеством приложений - здесь приведены схемы корреспонденции счетов, порядок формирования номеров планов счетов бухгалтерского учета.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетных учреждений (Приказ №174н) используется государственными и муниципальными бюджетными учреждениями - получателями бюджетных субсидий.
Процесс перехода на новые правила бухгалтерского учета учреждениями, выбравшими эту организационно-правовую форму, наименее проблематичен, так как основные требования по организации учета сохранены.
Трудности возникают при формировании рабочего плана счетов - в силу его детализации. В некоторых случаях там, где дополнительная детализация была бы весьма целесообразной, на уровне Инструкции этого не сделано, хотя за учреждениями закреплено право, вводить дополнительные аналитические счета бухгалтерского учета. Это относится к учету объектов нематериальных активов (и, соответственно, их амортизации), товаров, доходов и расходов будущих периодов и Новым Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений естественно, новой Инструкцией) допускается часть расходов отражать в составе расходов будущих периодов (счет 040150000).
2. Организация учета заработной платы в сфере образования на примере Муниципального казенного учреждения «Комитета по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорска»
.1 Анализ деятельности Муниципального казенного учреждения «Комитета по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорска»
Муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск» (Комитет), представляется как некоммерческая организация, которая созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 25.11.2010 № 32/167 путем изменения типа существующего Муниципального учреждения «Комитет по образованию, делам молодежи» администрации города Белогорска Амурской области, для осуществления деятельности в сфере образования муниципального образования город Белогорск.
Полное наименование Комитета: Муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорск».
Сокращенное наименование Комитета: МКУ КОДМ г Белогорск. Полное и сокращенное наименования имеют равнозначную силу. Организационно-правовая форма: казенное учреждение.
Комитет представлен как юридическое лицо, и приобретает и осуществляет от своего имени имущественные и неимущественные права, несет обязанности, и может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции.
Как юридическое лицо Комитет имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, печать с изображением герба города Белогорск Амурской области и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки, необходимые для эффективного выполнения функций в сфере образования, молодежной политики.
Основными полномочиями Комитета является: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Амурской области;
В ведении Комитета находятся следующие муниципальные образовательные учреждения:
муниципальные общеобразовательные учреждения: МОАУ СОШ №1, МОБУ СОШ №3, МОАУ СОШ №4, МОАУ СОШ №5, МОАУ СОШ №10, МОАУ СОШ №11, МОАУ СОШ №17, МОАУ СОШ №200, МОБУ ООШ №201, МОАУ «Гимназия искусств», МОБУ ВСОШ №22,
муниципальные дошкольные образовательные учреждения: МДОАУ ЦРР №1, МДОАУ №4, МДОАУ №6, МДОАУ №7, МДОАУ №9, МДОАУ №11, МДОАУ №12, МДОАУ №17, МДОАУ №44, МДОАУ №45, МДОАУ №46, МДОАУ №54, МДОАУ №62, МДОАУ №95, МДОАУ №125.
муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей: МОАУ ДОД ДЮСШ №1; МОАУ ДОД ДЮСШ №2, МОАУ ДОД ДЮСШ №3, МОАУ ДОД ДДТ, МОАУ ДОД ЦДЮТТ, МОАУ ДОД СЮН, МОАУ ДОД ЦРО, МОБУ ДОД ООЛ «Мелиоратор», МОБУ ДОД ООЛ «Белогорка».
Комитет включает в себя следующие структурные подразделения:
отдел кадрового, правового обеспечения;
отдел общего образования;
отдел опеки и попечительства, жизнеобеспечения и охраны здоровья несовершеннолетних;
отдел по делам молодежи и воспитательной работе;
централизованная бухгалтерия;
ресурсно-информационный центр;
хозяйственная группа.
Численность структура, и штатное расписание муниципальных служащих Комитета утверждается Главой муниципального образования города Белогорска и формируется в пределах установленного фонда оплаты труда.
Обеспечение деятельности Комитета в штатное расписание включается должности, которые не относятся к должностям муниципальных служащих (централизованная бухгалтерия, ресурсно-информационный центр, хозяйственная группа).
Без доверенности председатель Комитета:
по всем вопросам деятельности Комитета представляет интересы
по вопросам, отнесенным, к компетенции Комитета издает приказы
к работникам Комитета применяет меры поощрения и налагает на них взыскания;
распределяет обязанности между работниками Комитета и осуществляет их прием на работу и увольнение
обеспечивает повышение квалификации и социальную защиту работников
Комитета и утверждает положение о структурных подразделениях,
по согласованию с Главой муниципального образования города Белогорска утверждает в пределах штатной численности и выделенных бюджетных средств внутреннюю структуру Комитета. Работники, которые относятся, к аппарату управления Комитета являются муниципальными служащими.
в установленном порядке распоряжается имуществом и средствами Комитета;
в пределах компетенции Комитета заключает договоры, выдает доверенности, участвует в заседаниях и совещаниях, которые проводятся Главой муниципального образования города Белогорск и его заместителями, при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию Комитета;
в учреждениях банков открывает счета, совершает от имени Комитета банковские операции, подписывает финансовые документы.
на должность может принимать (назначать) и увольнять (освобождать) с должности руководителей муниципальных образовательных учреждений.Решает вопросы, которые относятся к компетенции Комитета.
руководит и осуществляет службой гражданской обороны в системе образования.
Задачи комитета по образованию являются:
. предоставление организации общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего и начального общего, образования по основным общеобразовательным программам;
. предоставление организации дополнительного образования;
. контроль за соблюдением организации государственных образовательных стандартов, реализацией образовательных программ реализацией в образовательных учреждениях;
. перспективного планирования и прогнозирования развития системы образования района;
. организация и разработка исполнения муниципальных и комплексных программ развития образования и молодежной политики;
. меры по организации социальной поддержки участников образовательного процесса.
Главной из задач является реализация единой государственной политики в сфере образования в целом на территории Белогорска, комитет по образованию также занимается решением большинства частных вопросов на местном уровне в рамках своей компетенции.
Основными функциями комитета по образованию являются:
. обеспечение прав граждан на образование;
. планирование, организация и контроль за деятельностью муниципальных образовательных учреждений;
. выдача лицензии на правоведения образовательной деятельности;
. организация отдыха детей в каникулярное время;
. разработка проекта планов по расходам на образование. [10]
Бухгалтерия Комитета по образованию, где я проходила, практику возглавлена Главным бухгалтером.
Главный бухгалтер обеспечивает:
учет расчетов по оплате труда, включающих начисление заработной платы и удержаний из нее, определение отчислений на социальное страхование и обеспечение, контроль за использованием фонда оплаты труда.
получение от муниципальных образовательных учреждений ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и проводит его анализ.
учет денежных операций, включающий учет денежных средств в кассе и на расчетном счете, учет расчетов с бюджетом.
За счет бюджетных ассигнований, а также иных, не запрещенных законодательством источников осуществляется финансирование Комитета.
Бухгалтерский учет Комитет ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими правовыми и нормативными актами.
Комитет предоставляет в установленном порядке в государственные, муниципальные органы бухгалтерскую статистическую отчетность.
Комитет отвечает по своим обязательствам, которые находятся в его распоряжении денежные средства. Субсидиарную ответственность по обязательствам Комитета несет собственник имущества при недостаточности указанных денежных средств.
Комитет не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты Комитету не предоставляются.
.2 Практика учета затрат на оплату труда в Муниципальном казенном учреждении «Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города Белогорска»
Бухгалтерский учет в централизованной бухгалтерии ведется в соответствии приказам «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» и по журнально-ордерной форме учета: учет денежных средств и расчетных операций, учет труда и заработной платы, учет материально-производственных запасов, учет внеоборотных активов. Все виды работ бухгалтерии автоматизированы, используются программы 1С «Предприятие», «ИнТеП - заработная плата», а также 1С «Зарплата и кадры».
Финансовое обеспечение деятельности комитета осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансовый учет имущества, обязательств и хозяйственных операций комитета ведется с учетом рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс показывает финансовое положение комитета и предоставляет данные об активах, обязательствах и капитале.
Бухгалтерия комитета на основании подписанного руководителем отдела приказа оформляет личную карточку работника, осуществляет соответствующую запись в трудовую книжку и на имя работника открывается лицевой счет. Приказ руководителя отдела является правовым основанием для начисления зарплаты. В данном приказе указывается дата начала трудовых отношений и способ оплаты, согласно которому и производится ее начисление.
Для учета зарплаты, а также других выплат (больничные, отпускные, материальная помощь) централизованная бухгалтерия использует синтетический Порядок расчета среднего заработка регламентируется ст. 139 Трудового кодекса РФ (ТК РФ).
По начислению заработной платы отдела образования МБУ РИЦ операции оформляются бухгалтерской проводкой: дебет счета 401.20.211, а кредит счета 302.11.730.
Если работнику следует начислить пособие по временной нетрудоспособности или любую другую выплату за счет Фонда социального страхования, то бухгалтер использует счет по дебету 401.20.213, а по кредиту 303.06.730 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Начисление взносов ПРФ (страховая часть) в МБУ РИЦ отражаются по дебету 401.20.213 по кредиту 303.10.730
Начисления взносов ПРФ (накопительная часть) по дебету счета 401.20.213, по кредиту 303.11.730
Начисление в ФСС - Фонд социального страхования дебет счета 401.20.213, кредит 303.02.730;
Начисление ФФОМС дебет счета 401.20.213, кредит счета 303.07.730
Начисление платежей ФСС (НС) дебет счета 401.20.211, кредит 201.34.610
Налог на доходы физ. лиц дебет счета 302.11.830, кредит 303.01.730
Аванс дебет счета 401.20.211, кредит счета 201.34.610
Сберкасса дебет счета 302.11.830, кредит счета 304.03.730
Табель используется для учета рабочего времени, в котором каждый день фиксируется время прихода и ухода работников с работы, опоздания и неявки, сверхурочной работы, а также часы простоя. Отработанные количество часов работником в день, обозначается цифрой 8. Заполненный табель в последний день месяца сдается в бухгалтерию для начисления заработной платы (Приложение В).
Для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения представляются все виды выплат в денежном и натуральном выражении, которые начисленные в пользу работников по всем основаниям которые независят от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам.
Финансовая отчетность в отделе составляется в порядке и в сроки, предусмотрены нормативными документами Минфина России, органа, организующего исполнение соответствующего уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя средств бюджетов.
Организация учета расчетов с персоналом по оплате труда в комитете по образованию, объясняется, что учетная политика на 2013 год отражает все организационные и методологические аспекты ведения бухгалтерского учета, что характеризует рациональную организацию бухгалтерского учета, четкую и слаженную работу работников централизованной бухгалтерии.
Организация бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда в комитете является использование автоматизированного рабочего места бухгалтера по учету расчетов с персоналом по оплате труда.
Основная задача учета расходов на оплату труда это правильное распределение сумм заработной платы начисленной по направлениям затрат. Фонд заработной платы определяется в целях правильного исчисления налогооблагаемого дохода, который служит базой для расчета отчислений в Фонд социальной защиты населения.
Оплата труда работников централизованной бухгалтерии состоит из:
должностного оклада (ставки заработной платы).
Стимулирующих выплат:
ежемесячной надбавки за выслугу лет (от 10-30% в зависимости от стажа работы);
ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размерах от 60-100 % должностного оклада (ставки);
премии по результатам работы за месяц (до 25% от должностного оклада (ставки);
ежемесячного денежного поощрения (до 1,5 должностного оклада, ставки).
Компенсационных выплат:
районный коэффициент;
процентная надбавка за стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока. Материальной помощи (2-х должностных окладов, ставок).
Должностной оклад работникам централизованной бухгалтерии устанавливается в размерах, утвержденных Положением по профессионально - квалификационным группам, установленным в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2008 № 11858) и закрепляется приказом председателя Комитета.
Размеры окладов работников устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок, окладов.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет выплачивается по условиям и в размерах, установленных «Порядком начисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников централизованной бухгалтерии»
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде устанавливается «Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной набавки к должностному окладу работникам централизованной бухгалтерии за сложность, напряженность и высокие достижения в труде».
Порядок премирования устанавливается «Положением о премировании работников централизованной бухгалтерии».
Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения устанавливается «Положением о порядке начисления ежемесячного денежного поощрения работникам централизованной бухгалтерии».
Порядок выплаты материальной помощи устанавливается «Положением о порядке выплат материальной помощи, работников централизованной бухгалтерии».
Порядок определяет обеспечение социально-трудовых гарантий работникам централизованной бухгалтерии Комитета, является основанием установления стажа для начисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу.
Основным документом, по которому определяется общий стаж работы в централизованной бухгалтерии Комитета, дающий право на ежемесячную надбавку за выслугу лет к должностному окладу, является трудовая книжка.
Ответственность за своевременный пересмотр стажа работы в централизованной бухгалтерии возлагается на специалиста по кадрам.
Стаж работы для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам централизованной бухгалтерии устанавливается специалистом по кадровой работе.
В общий стаж работы, дающий право работникам централизованной бухгалтерии на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, включается:
. время работы:
на различных должностях в централизованной бухгалтерии;
на должностях начальника отдела, специалиста, исполняющего функции бухгалтерского учета, бухгалтера, кассира, экономиста, счетовода в учреждениях, организациях, предприятиях;
. время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
Выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работникам централизованной бухгалтерии производится дифференцированно в зависимости от стажа, дающего право на получение этой надбавки (в процентах к месячному должностному окладу). Ежемесячная надбавка к окладу (должностному окладу) за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
От 1 до 5 лет - 10, свыше 5 до 10 лет - 15, свыше 10 до 15 лет - 20, Свыше 15 лет - 30.
За выслугу лет к должностному окладу ежемесячная надбавка начисляется на должностной оклад без доплат и надбавок и выплачивается одновременно с заработной платой.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет при временном заместительстве к должностному окладу начисляется на должностной оклад по основной должности.
За выслугу лет к должностному окладу ежемесячная надбавка к должностному окладу работниками централизованной бухгалтерии Комитета учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка и выплачивается с момента возникновения права на назначение или изменение размера этой надбавки.
Право у работника на изменение или назначение размера надбавки за выслугу лет к должностному окладу, который наступил в период его пребывания в очередном отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности, выплата надбавки производится после окончания отпуска, периода временной нетрудоспособности.
Если право на изменение или назначение размера надбавки за выслугу лет к должностному окладу наступило в период при переподготовке или повышения квалификации, исполнения служебных обязанностей с отрывом от работы в учреждениях, где сохраняется средняя заработная плата, и в других случаях, при которых за работником сохраняется средней заработок, ему устанавливается указанная надбавка с момента наступления этого права и производится перерасчет среднего заработка.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет назначается к должностному окладу работников централизованной бухгалтерии и производится согласно приказу председателя Комитета по представлению специалиста по кадрам.
Ответственность за несвоевременный пересмотр размера надбавки за выслугу лет, как правило, возлагается на специалиста по кадрам.
Трудовые споры по вопросам установления стажа для назначения надбавки за выслугу лет или определения размера этой надбавки рассматриваются в установленном законодательством порядке.
Надбавка за выслугу лет при увольнении работника к должностному окладу начисляется пропорционально отработанному времени, и выплата её производится при окончательном расчете.
Для расчета средней заработной платы учитываются предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней)[24]
Если расчетный период отработан не полностью, то зарплату, начисленную в течение расчетного периода, нужно разделить на некое число. Чтобы его найти, нужно количество полностью отработанных месяцев умножить на 29,4 и прибавить число календарных дней в не полностью отработанных месяцах.
Пример: Работник идет в ежегодный оплачиваемый отпуск в июле 2013 г. Расчетным будет период с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2013 г.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 115 ТК РФ).
Системный администратор уходит в отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной отпуск) + 8 дней (северные) + 3 дня по коллективному договору комитета по образованию = 39 количество календарных дней отпуска, с 01.07.2013. За каждый из 12 месяцев, предшествующих отпуску, ему начислялась заработная плата в размере 6296,80 руб.
Средний дневной заработок составит: (6296,80 руб. x 12 мес.) / 12 мес. / 29,4 = 214,2 руб.
Сумма отпускных: 214,2 руб. x 39 дн. = 8353,8 руб.
Пособие по больничному листу рассчитывается, таким образом, что сперва вычисляется среднедневной заработок, однако алгоритм для его расчета будет иным, нежели в случае с отпускными.
Для начала следует посчитать так называемый средний заработок. В общем случае его определяют за два календарных года, предшествующих году начала болезни. Так, если больничный выписан в 2012 году, то средний заработок считаем за 2011 и 2010 годы. В средний заработок входят все выплаты в пользу работника, на которые начислялись страховые взносы. В частности, отпускные и квартальные премии попадают в средний заработок, а больничные и декретные - не попадают
Затем нужно вычислить средний дневной заработок. Для этого взять средний заработок и разделить на 730. Полученную сумму умножить на количество календарных дней болезни. Результатом этого умножения и будет итоговая величина пособия.
Пример: Методисту Сергеевой Е.В. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 57 календарных дней с 01.07.2013. Ее месячный оклад составляет 8868,80руб. С 05.08.2013 по 15.09.2013 сотрудница болела, и ей было начислено больничное пособие.
,98(сумма с предыдущего места работы) / 730 = 364,64 x 10(дни нетрудоспособности) = 3646,37 (сумма пособия)
Все премии, кроме годовых, учитываются при расчете среднего заработка только в том случае, если они начислены в расчетном периоде. Годовая премия, учитывается независимо от времени ее начисления, если она полагается работнику за предшествующий отпуску календарный год. Если расчетный период отработан полностью, то все премии включаются в расчет целиком. Если же сотрудник отсутствовал на работе часть расчетного периода, то премии должны быть учтены пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде. Разовые премии, не предусмотренные системой оплаты труда (например, суммы, выданные к праздникам, юбилеям и т.п.), не учитываются.
2.3 Состояние и совершенствование учета заработной платы в сфере образования
Низкая заработная плата в отраслях бюджетной сферы серьезно влияет на снижение квалификационного уровня работников, ухудшение качества выполняемых ими услуг и высокую текучесть кадров в отдельных отраслях. Преодоление обесценивания рабочей силы и неоправданной дифференциации в оплате труда должны стать важнейшими задачами поэтапного реформирования системы и структуры заработной платы.
В соответствии Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики":
утверждается прилагаемая программа поэтапного совершенствования системы заработной платы в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.
Основаниями для разработки программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы являются:
. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах;
. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.
Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
В новом 2014 учебном году всем предстоит работать в обновленном законодательном поле в сфере образования. Отслеживать ход реализации в 2013 году указов Президента РФ, принятых в мае 2012 года, по поэтапному повышению заработной платы тех категорий работников, которые в них поименованы.
В мае 2012 года в указах Президента РФ были сформулированы основные стратегические приоритеты развития нашей страны на среднесрочную перспективу, одним из которых явилась система мер по доведению конкретным категориям работников, включая педагогических, заработной платы до средней по субъекту Российской Федерации, а по отдельным категориям - до 200% от средней по субъекту РФ до 2018 года.
Необходимо отметить, что Президентом РФ за последние месяцы неоднократно: и в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, и в его выступлениях делался акцент на том, что повышение заработной платы в сфере образования является безусловным приоритетом для всех органов государственной власти. Учитывая этот подход, в федеральном бюджете на 2013 год наибольший приоритет по расходам имеет образование - 10,9 %. Рост расходов в образовании составит, как предусматривается, 87%.
По данным мониторинга Росстата в I квартале 2013 года средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений в среднем по Российской Федерации составила 25,7 тыс. рублей или 93,9 % от средней по экономике РФ.
При этом число субъектов РФ, обеспечивших доведение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений до средней по соответствующему региону или превысивших этот показатель, увеличилось до 52 (с 13 - по итогам IV квартала 2012 года).
Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений выросла на 11% по сравнению с IV кварталом 2012 года и составила 20,3 тыс. рублей.
В I квартале 2013 года заработная плата педагогических работников учреждений дошкольного образования: достигла или даже превысила целевое значение, установленное на 2013 год Программой поэтапного совершенствования системы заработной платы в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы и равное 100% средней заработной платы в общем образовании.
Средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей составила 18,0 тыс. рублей, или 68,6 процентов к средней заработной плате учителей в целом по Российской Федерации.
Дополнительные бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 597 и 599 для повышения оплаты труда преподавателей федеральных образовательных учреждений, в 2013 году составляют 29 млрд. руб., в 2014 году - 48,3 млрд. руб., в 2015 году - 72,3 млрд. руб., в 2016 году (проект) - 93,8 млрд. руб.
Можно обратить внимание на то, что в июле 2013 года на заседании рабочей группы, сформированной при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации для подготовки предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников). Который разработанный Минтруда России и согласованный с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, которым предлагается установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года в сумме 5848 руб. С 1 октября 2015 года предлагается устанавливать минимальный размер оплаты труда в соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации на 1 октября предыдущего года, а именно: с 1 октября 2015 года - 91 %; с 1 октября 2016 года - 95 %; с 1 октября 2017 года - 98 %; с 1 октября 2018 года - 100 %. При этом предлагается объединить составные части заработной платы: вознаграждение за труд, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты (в том числе районные коэффициенты), в настоящее время представляющие собой, как известно, три самостоятельные группы выплат работнику, существенно различающиеся по их целевому назначению и правовому механизму их начисления.
Таким образом, в результате реализации предлагаемого законопроекта минимальные гарантии по оплате труда работников будут существенно снижены, что может во многих случаях повлечь за собой общее сокращение размеров заработной платы работников.
В принятом РТК 26 июля 2013 года решении по этому вопросу предложено Минтруду России продолжить работу по обсуждению вариантов приближения минимального размера заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения.
Увеличение зарплат бюджетникам в 2014 году планируется также и для работников образовательной сферы. Повышение оклада ожидает учителей. Президент запланировал к выборам 2018 года повысить зарплату бюджетников в 1,5 раза. К концу 2013 года средняя заработная плата педагогов школ должна сравняться со средней в регионе. К концу 2014 года на аналогичный уровень планируется поднять зарплату воспитателей дошкольных учреждений. Соответствующий указ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" подписал в мае 2012 года президент России Владимир Путин. К 2018 году планируется довести до уровня средней заработной платы оклады преподавателей. К 2014 году должны превысить среднюю зарплату в регионе в полтора раза, а к 2018 году, как минимум, вдвое. Правительства субъектов РФ разработали нормативные акты, регламентирующие повышение зарплаты работникам культуры в 2014-2018 году. Зарплаты будут расти не на пустом месте. Ожидаются реформы по увеличению эффективности и производительности труда работников.
Также ожидается более строгий контроль за бюджетными тратами, а также руководителям придется отчитываться о своем имуществе и доходах.
В.В. Путин запланировал к концу своего третьего президентского срока увеличить реальную заработную плату бюджетников в 1,5 раза. Вполне возможно, что его слова не окажутся пустыми обещаниями. К концу 2013 года средняя зарплата педагогов из общеобразовательных школ должна сравняться со средней зарплатой в регионе. К концу 2014 года на аналогичный уровень планируется поднять заработную плату воспитателей дошкольных учреждений.
К 2018 году до уровня средней зарплаты в регионе вырастут доходы работников. преподавателей в 2014 году должна превысить среднюю зарплату в регионе в 1.5 % раза, а к 2018 году, как минимум, вдвое.
Естественно, обещанные «золотые горы» не могут быть воздвигнуты на пустом месте. Уже началась работа по постепенному совершенствованию системы оплаты труда бюджетников. Зарплата будет расти не просто так взамен от бюджетников ожидают качественного и количественного улучшения оказываемых услуг. Значительные средства планируется извлечь в результате реорганизации бюджетных учреждений, деятельность которых оказалась недостаточно эффективной.
Механизм оплаты труда руководителей бюджетных организаций станет гораздо прозрачней. Законодательно закреплённое соотношение между зарплатами руководителя и сотрудников в 2014 году не позволит нечистым на руку начальникам непомерно завышать свою зарплату.
Нецелевое использование средств, планируется выявлять за счёт представления руководителями бюджетных организаций достоверных сведений о своих доходах и имущественных операциях.
Система уже начинает работать. Органы исполнительной власти большинства регионов уже разработали нормативные акты, регламентирующие постепенное повышение зарплаты работникам образования в 2014 -2018 году.
Закономерно будет заметить, что средства, направленные на повышение заработных плат не могут просто возникнуть в бюджете как федеральном, так и субъектов Российской Федерации. Долгосрочным планом реорганизации бюджетной сферы предусмотрено изменение условий и схем работы федеральных организаций и учреждений, которые оказались недостаточно эффективными на практике. К тому же, как говорилось ранее, к тем бюджетникам, которым повышают зарплату, будут предъявляться и кардинально иные требования. Уровень профессиональной конкуренции в отрасли, по справедливому положению правительства РФ, должен стать мотивацией для улучшения качественных показателей работы всей сферы. Кроме того, законодательством будет регулироваться уровень доходов, и проверяться целевое использование бюджетных средств руководителями федеральных учреждений.
Увеличение заработной платы государственных исполнителей будет идти параллельно с пересмотром государственного аппарата, изменениями в сферах образования, сокращением численности бюджетников, чьи должности исчерпали себя или могут быть реорганизованы. Министерство финансов, к примеру, выдвигало предложение исключить из категории федеральных служащих обеспечивающий рядовой персонал ведомственных организаций, что может привести к общему сокращению численности чиновничьего аппарата в стране до 40%.
Заключение
Самая важная и наиболее часто используемая форма дохода рыночной экономики любой страны - заработная плата, ее движение обязательно отражает многие экономические процессы, происходящие в государстве. Заработной платой называют сумму денег, которую наемный работник получает от работодателя за выполнение конкретной, указанной в должностной инструкции или описанной в устной форме работы.
В первой главе дипломной работы были рассмотрены системы формы и виды, заработной платы. Особенности учета заработной платы и законодательное регулирование учета затрат на оплату труда в бюджетных организациях.
Основные типы, по которым ведется начисление заработной платы. Тарифная система заработной платы, которая начисляется, из установленной каждому конкретному работнику тарифной ставки, которая, зависит от квалификации работника, качества и количества, условий выполняемой работы. Бестарифная система, при которой каждый отдельно взятый работник, который зависит от своего трудового оклада, в учреждении котором он работает. Смешанная тарифная система работнику устанавливается фиксированный оклад, к которому по результатам работы прибавляется доплата.
В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ в бюджетных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда, которая устанавливается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
Существует дополнительная и основная заработная плата. Ко второй относят начисления за отработанное время, качество и количество исполненных работ, сверхурочные, ночные часы, оплату простоев, возникших не по вине служащих. Дополнительной оплатой являются начисления, предусмотренные законом. В частности, к ним относят оплату отпусков и прочие выплаты за неотработанное время, перерывы в труде кормящих женщин, льготные часы подростков, по выходному пособию при увольнении и прочие. В организации учет заработной платы и начисления осуществляются в соответствии с утвержденными ставками и сдельными расценками, а также на основании условий трудового соглашения.
Самое наибольшее распространение в бюджетных организациях применяется повременная оплата труда. Оплата труда производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.
Повременная - заработная плата за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.
Основными нормативными документами по учету труда и его оплаты являются:
Трудовой кодекс Российской Федерации который регулирует трудовые отношения в России. Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю более широкий выбор прав и полномочий по регулированию и организации труда в своем учреждении.
К нормативным актам относится Устав организации, которая является юридическим лицом, и ведет правила внутреннего трудового распорядка. К этому уровню регулирования трудовых правоотношений относится коллективный договор, который регулирует в организации социально трудовые отношения.
Трудовой договор - соглашение между работником и его нанимателем об условиях и оплате его работы. Такой договор представляется временным - на испытательный срок, на время выполнения работы, и на неопределенный срок.
Инструкция по бюджетному учету - это нормативный правовой акт, который устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов.
План счетов бюджетного учета - разновидность плана счетов, которая предназначена для отражения операций при ведении бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Во второй главе был рассмотрен учет затрат на оплату труда в Комитете по образованию, состояние и совершенствование учета заработной платы в сфере образования.
Бухгалтерский учет в централизованной бухгалтерии Комитета по образованию ведется в соответствии приказам «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» и по журнально-ордерной форме учета: учет денежных средств и расчетных операций, учет труда и заработной платы, учет материально-производственных запасов, учет внеоборотных активов. Учет заработной платы в Комитете используется для выполнения нескольких задач: правильное исчисление размеров заработной платы и удержаний, точный учет состава служащих и отработанного ими времени, осуществление контроля над расчетами с бюджетом, работниками, установление правильного соотношения начислений и вычетов на социальные нужды.
Рассмотрены основания для разработки программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.
В результате выполнения дипломной работы был изучен порядок учета заработной платы в бухгалтерии комитета по образованию. С этой целью была изучена нормативная база как по порядку начисления и выплаты заработной платы, так и по организации работы организации в целом. Состоялось практическое ознакомление с деятельностью объекта исследования.
Проработан значительный объем специальной литературы по исследуемой тематике.
И так, в написании работы я узнала что понятие «заработная плата» включает все виды заработков, различных премий, доплат и социальных льгот, начисленных в денежной форме.
Глоссарий
№ п/пПонятиеОпределение1Заработная платавознаграждение за труд, который зависит от квалификации работника, от качества и условий выполняемой работы от сложности, количества, выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, которые включают в себя добавки и надбавки компенсационного характера, и иные выплаты компенсационного характера2Единая тарифная сетка (ЕТС)элемент регулирования дифференциации заработной платы всех категорий работников в бюджетной сфере экономики, для других предприятий и организаций носит рекомендательный характер 3Бюджетный учетсистема сбора, регистрации и обобщения данных о ходе исполнения бюджетов всех уровней4Повременная (тарифная) оплата трудазаработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и тарифной ставки (оклада). 5Формы заработной платы способ соотношения между трудом работника и размером его заработной платы6Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕКТС)представляют собой сборники нормативных документов, содержащие квалификационные характеристики работ и профессий, сгруппированные в разделы по видам работ7Премирование трудадополнительная форма вознаграждения персонала наряду с заработной платой, выплачиваемой в случае достижения плановых результатов предприятием в целом или его конкретным подразделением 8Квалификационный разрядхарактеризует уровень достигнутой квалификации рабочего и определяется на основе Единого тарифного квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕКТС)9Политика оплаты труда распределение фонда заработной платы среди разнообразных категорий работников с учетом целей фирмы10тарифные коэффициентывеличины, показывающие во сколько раз тарифная ставка определенного разряда, превышает ставку первого разряда11Трудовой договорсоглашение между работником и его нанимателем об условиях и оплате его работы.12Инструкция по бюджетному учетунормативный правовой акт, который устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, которые осуществляют кассовое обслуживание и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.13Тарифная ставкасумма заработной платы за единицу времени (час, день, месяц) по соответствующему разряду14Основная заработная платаоплата, начисленная за отработанное время, количество и качество выполненных работ. 15Районный коэффициентнормативный показатель степени увеличения заработной платы в зависимости от месторасположения организации16Должностной окладежемесячный размер оплаты труда, зависящий от занимаемой должности, квалификации (образования), стажа работы и деловых качеств работника17Трудовой договорсоглашение между работником и его нанимателем об условиях и оплате его работы.18План счетов бюджетного учетаРазновидность плана счетов, которая предназначена для отражения операций при ведении бюджетного учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,19Инструкцияинструмент реформирования бюджетного сектора. Вслед за ней будут утверждены формы бухгалтерской отчетности, принят закон о бюджетной классификации Российской Федерации и другие нормативные акты. 20Окладно премиальная система оплаты трудаПрименяется для оплаты труда руководителей и специалистов организаций, основную величину заработной платы составляет должностной оклад по штатному расписанию, согласованный с работником при найме на работу в трудовом договоре