Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» Факультет технологии, изобразительного искусства и профессионального образования

Кафедра педагогики








Курсовая работа

на тему: «Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях»


Выполнил:

студент 2 курса, 112 группы, факультета ФТИИиПО

Калашников Максим Геннадьевич

Научный руководитель:

Шапранова Наталья Николаевна


Ростов-на-Дону

год

Оглавление

Введение

Глава 1. Научно-проетические основы проектной деятельности

.1 Проектная деятельность. Сущность и виды проектной деятельности

.2 Использование проектной деятельности в высших учебных заведениях

Вывод по главе 1

Глава 2. Использование проектной деятельности в целом

.1 Использование проектной деятельности за рубежом (Германия, США, Япония, Франция)

.2 Разработка и реализация идей в проектной деятельности

Вывод по главе 2

Заключение

Список литературы и источников

Введение

В России традиционные методы обучения не развивают качества и навыки, студенты и молодые специалисты не способны нарабатывать их самостоятельно, что приводит к неудовлетворенности, трудностям с трудоустройством, частой смене места работы. Преодоление этих противоречий или "разрывов" между вузом и производством означает необходимость серьезных изменений всей системы обучающих воздействий, структуры деятельности преподавателей, самих студентов, характера их учебного взаимодействия, в частности, сотрудничества студентов в образовательном процессе, определения специфики учебного взаимодействия в вузе. В условиях перехода всех общественных структур на новые экономические механизмы управления и взаимодействия людей, все области профессионального производства, подготавливаемого вузовским образованием, во все большей степени нуждаются в притоке высококвалифицированных специалистов, способных понимать социальную ситуацию, включаться в нее во взаимодействии с другими людьми, формулировать и решать требующие коллективного мнения проблемы, осуществлять деятельность, ориентированную на перемены, изменение ситуации, повышение качества жизни.

Цель курсового исследования: изучить проектную деятельность, по эффективному использованию научно- исследовательской работы студентов. Усовершенствование учебного процесса в вузах

Объектом исследования курсовой работы выступает система проектной деятельности в вузах.

Предмет исследования: процесс организации дополнительного образования в современной российской школе.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие

задачи:

- проследить историю развития системы проектной деятельности

- охарактеризовать систему изучения и формирования проектов вузов

обобщить данные исследования.

Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, изучение и обобщение педагогического опыта в сфере дополнительного образования студентов.

Глава 1. Научно-проетические основы проектной деятельности

.1 Проектная деятельность. Сущность и виды проектной деятельности

Проектная (или проектная) деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Проектная деятельность содержит:

анализ проблемы;

постановка цели;

выбор средств ее достижения;

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Объектом исследования является организация учебного процесса в вузе. Предметом исследования определена исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в вузе.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении задач;

развитие творческих способностей;

смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

формирование чувства ответственности;

создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и студентом.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: студент стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества спедагогом, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам студент.

1.2 Использование проектной деятельности в вузе

В основе метода проектов в высших учебных заведениях лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод -. это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если говорить о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов в высших учебных заведениях всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие умения:

.Рефлексивные:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,

умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле,

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),

умение находить несколько вариантов решения проблемы,

умение выдвигать гипотезы,

умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

- внешняя оценка

самооценка

4.Умение работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования,

умение взаимодействия с разными партнерами,

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач,

навыки делового партнерского общения,

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские:

- умение проектировать процесс или изделие,

умение планировать деятельность, время, ресурсы,

умение принимать решение и прогнозировать их последствия,

навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.,

умение вести дискуссию,

умение отстаивать свою точку зрения,

умение находить компромисс,

навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.

7. Презентационные:

- навыки монологической речи,

умение уверенно держать себя во время выступления,

артистические умения,

умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта,

умение отвечать на незапланированные вопросы.

8.Информационные умения и навыки:

-Обучение работе на ЭВМ (MS Office, Power Point)

Обучение работе в сети Интернет

Создание базы данных полезных ссылок в Интернет по темам для облегчения поиска необходимой информации

Использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации

Составление и использование программ, моделирующих результат с помощью использования современных информационных технологий

Оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники

Возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом

Участие в телеконференциях, конференциях, предоставление возможности участия в грантовых проектах, проводимых в сети Интернет.

Под проектной деятельностью в высших учебных заведениях понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы:

-анализ и формализация задачи;

·-разработка модели решения;

выбор инструментария и его обоснование;

планирование работы;

·-выполнение плана и его корректировка;

проверка работы и разработка сопроводительной документации или отчета;

защита работы.

Особое значение имеет этап постановки задач.

Способность ставить задачу - это искусство, высший уровень в проектной деятельности, на который выходят не все. Поэтому он и вынесен отдельно. (3).

Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Поэтому прежде чем охарактеризовать проектную деятельность ,следует остановиться на понятии «проект».(5).

Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную в высших учебных заведениях, являются следующие (8)

-ориентация на получение конкретного результата;

предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

предварительное планирование действий по достижению результата;

программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании

Проектирование (проектная деятельность) в высших учебных заведениях - это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт. Школьники сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования обнаружится нереалистичность замысла, что также является продуктом проектирования .(9;285).

Сущность понятая «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями, как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Выводы по главе I

Изучив сущность и виды проектной деятельности деятельность студентов, можно сделать вывод, что способ познания и преобразования действительности, есть динамический процесс проявления интеллектуальной и творческой активности личности обучаемых, обусловленный интегративными связями ее основных этапов и структурных элементов (структурные компоненты, компетенции и компетентности) в сочетании предметно-технологической подготовки и личностного развития.

Модель предметной информационно-образовательной среды проектной деятельности представляет собой педагогическую систему, аккумулирующую, наряду с методическими, организационными и программно-техническими ресурсами, интеллектуальный и культурно-информационный ресурсы, содержательный и деятельностный компоненты обучения. Она формируется на основе принципов системности, нелинейности, универсальности, открытости, масштабности, коммуникативности и становится условием развивающего обучения студентов.

Глава 2. Использование проектной деятельности в целом

.1 Проектная деятельность зарубежом (Германия, США, Япония, Франция)

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине X IX века в школах США и вошёл в историю как "метод проблем".

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Главное в воспитании - духовное, нравственное становление личности. При этом, с одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой - воспитание направляется на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, высокой культуры и гуманности.

В столкновении старых и новых веяний неоднозначно оценивается место наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. Играет роль традиция разделения функций воспитания и обучения. В США, например, в учебных заведениях есть особая структура (деканофис), глава которой специально занимается вопросами воспитания.

По-прежнему сильны традиции, при которых педагог обладает неким правом «вето», когда его суждения должны быть для ребенка «словом священным». Но такой подход выглядит все более несостоятельным. Попытки сохранить его не дают желаемого результата.Послушанию, основанному на авторитаризме педагога, противостоят иные критерии педагогического труда: любовь к детям, инициативность, терпимость, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями.

Подобные критерии сказываются на подготовке учителей. В педагогических колледжах США, например, предусмотрены курсы педагогического искусства и мастерства. На этих курсах уделяется особое внимание шлифовке речи, предлагаются позитивные модели общения.

Учитель играет особенно важную роль в воспитании и обучении. Он вовлекает своих питомцев в круг разнообразных проблем, показывает главные способы их решения. От его деятельности в конечном счете во многом зависит судьба человечества.

Учителя - одна из наиболее массовых профессиональных групп интеллигенции. Учитель должен быть профессионально компетентным, политически лояльным, высоконравственным человеком. В США и Франции, например, претендент на пост учителя не должен иметь в прошлом судимостей, быть замешанным в аморальных проступках.

В США, Западной Европе и Японии состав преподавательского корпуса разных ступеней образования имеет определенные отличия: в начальных школах больше женщин-преподавателей, в средних школах - мужчин. В России педагогические коллективы на всех ступенях общего образования прочно феминизированы.

Согласно некоторым статистическим данным, одной из главных причин является снижение престижа профессии педагога. Об этом, например, свидетельствует статистика, согласно которой студентами педагогических вузов в США становятся обычно выпускники средних школ, не отличающиеся высокими академическими достижениями.

Предпринимаются специальные меры, чтобы создать вокруг профессии учителя ореол привлекательности. В США, например, стремясь возвести на почетный пьедестал учителя-интеллектуала, ежегодно устраивают национальный конкурс «Учитель года». Участники конкурса должны обладать глубокими профессиональными знаниями, успешно работать , любить и быть любимыми. Победителю торжественно вручается приз - хрустальное яблоко. Аналогичный конкурс организуется в России. Его победитель становится обладателем денежной премии и приза - хрустального пеликана.

Иная ситуация в Японии. Традиция почитать наставника, учителя в крови у японцев. «Отступи на три шага, но на тень учителя не наступай», - гласит древняя мудрость. Если хотят подчеркнуть уважение к человеку независимо от профессии, его называют учителем.

На исходе ушедшего столетия определились главные тенденции развития педагогического образования: ориентация на высшее образование как непременное условие приобретения профессии учителя; усложнение и усиление психолого-педагогической подготовки; разнообразие специализаций в программах обучения; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров; одновременная подготовка в различных учебных заведениях.

В мировой педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки.

Соответствующие проблемы - одни из животрепещущих в западной педагогике. Обращаясь к ним, американский педагог М. Грин отмечает, что, как бы точно и рационально ни руководил учитель классом, он вовлечен в этот процесс как личность. Практически все, что происходит в классе, несет печать его присутствия, настроений, поведения, реакций.

Американская педагогика (М. Грин, А. Комбс, Дж. Лембо и др.) предлагает модель «эффективного учителя». Она предполагает коммуникабельность, способность к эмпатии, т. е. пониманию чувств воспитанников, готовность откликнуться на нужды своих подопечных, личностную окраску преподавания, неформальное общение, эмоциональную устойчивость, жизненный оптимизм.

Оригинальная модель подготовки учителя предложена российским ученым В.А. Сластениным. Она построена на основе подхода, который позволяет формировать целостную личность учителя. Подобная модель предполагает, что современный педагог должен обладать началами экономического образования, умениями организационной и воспитательной работы, компьютерной грамотностью, высокой культурой, хорошим знанием иностранного языка, быть инициативным и ответственным человеком, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, способным к инновациям.

Будущий учитель должен быть открыт для экспериментов и одновременно оставаться толерантным в отношении сложившейся организации обучения. Идеальный учитель должен обладать высокими моральными качествами, любить своих учеников. Личностные качества идеального учителя должны находиться в гармонии с профессиональными знаниями и способностями. У будущего учителя необходимо воспитывать культуру мышления. Он должен уметь самостоятельно приобретать информацию.

Программа педагогического образования переполнена информативным материалом, вследствие чего относительно стабильные кардинальные принципы и идеи теряются в море фактов. Педагогическое образование должно давать общие педагогические знания и умения, формировать типичные профессионально-личностные качества учителя и качества, соответствующие специализации. Личность учителя должна быть индивидуальной. Метод такого педагогического образования - проблемное обучение, когда знания приобретаются в ходе дискуссий, при преодолении определенных трудностей в их понимании. Будущий учитель должен обучаться, соприкасаясь с проблемами, с которыми ему предстоит столкнуться в школе. Получая педагогическое образование, студенты должны систематически анализировать различные педагогические ситуации, искать выход из них.

Между идеальными моделями и фактической подготовкой учителей существует, однако, заметная разница. На практике в педагогическом образовании доминирует функциональный подход, который выражается в подготовке к отдельным видам педагогической деятельности. Подготовка учителей в разных странах имеет общие и особенные черты.

В США при 4-5-летней подготовке в первые два года на занятиях значительное место занимают гуманитарные дисциплины: экономика, философия, литература, история, политология, социология и т. д. Программа включает изучение теоретических психолого-педагогических дисциплин: общая педагогическая психология, психология развития ребенка, основы образования, философия воспитания, история педагогики, педагогическая социология, сравнительная педагогика, методы обучения, педагогическая этика. На эти дисциплины отводится 25-35% учебного времени. В структуре знаний, которые надлежит усвоить будущему учителю, выделяются общие знания, специальные знания (например, методы научного исследования), поведенческие науки (теория поведения, идеальное, нормальное и анормальное поведение).Кроме лекций и семинаров, практикуются нетрадиционные методы и формы обучения: моделирование, ролевые игры, микропреподавание. При моделировании и ролевых играх студенты могут изображать школьный класс. Микропреподавание означает создание маломасштабной ситуации со всеми компонентами обучения.

Например, студенты дают 10-15-минутные уроки для небольших групп учеников, которые записывают на видеокамеру, после чего просматривают и обсуждают. Подобные нестандартные приемы обучения должны готовить к активным самостоятельным педагогическим действиям. Важная часть педагогического образования - практика и стажирование. В университетах на педагогическую практику отводится 4-5 недель. В педагогических колледжах она введена на всех курсах. В программу педагогической практики входит наблюдение учебно-воспитательного процесса, анализ преподавания, собственные уроки (от одного до серии). Руководят школьной практикой специально подготовленные учителя.

На экзаменах иногда тестируют на компьютерах. Компьютерная аттестация разбита на несколько этапов. У первокурсников пытаются определить, обладают ли они достаточными базовыми знаниями, верно ли ими выбрана будущая профессия. На предпоследнем курсе компьютер «беседует» со студентами, ставя общеобразовательные и педагогические проблемы. И наконец, выпускникам предлагается проверить академические и педагогические знания и умения (например, при разборе ситуации, с которой может столкнуться учитель).Повышение квалификации учителей в США предусмотрено федеральными программами, а также программами в отдельных штатах и учебных заведениях. Так, правительство выделяет стипендии для учителей, занимающихся научными исследованиями. Отличившихся торжественно чествуют в Белом доме. Для совершенствования профессиональной подготовки в школах применяют некоторые формы и методы работы: взаимопосещение и обсуждение уроков, консультирование молодых учителей опытными педагогами, деятельность учительских объединений, где идет обмен методическим опытом, работа педагогической командой, участники которой практикуют профессиональный тренинг, взаимные оценки работы и т д.

В Великобритании школьных учителей готовят общие и педагогические колледжи, а также педагогические отделения университетов. Имеются частные и государственные высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную педагогическую подготовку проходят после трех лет обучения на каком-либо факультете, т. е. освоив определенный академический курс и получив специализацию по 1-3 дисциплинам.

Педагогические колледжи не имеют единого учебного плана. Обычно в учебный план 3-летнего педагогического колледжа входят курс по основному предмету, профессиональный курс, педагогический курс, практика в школе. Особое внимание уделяется курсу по тому основному предмету, который в будущем станет преподавать студент. Свыше 40% учебного времени отводится на профессиональный курс, который, как правило, включает дисциплины общеакадемического профиля: английский язык, математика, география, история - всего до 8 дисциплин. Четвертая часть учебного времени отводится на педагогический курс, который состоит из таких дисциплин, как философия педагогики, психология, педагогическая социология, методика обучения, история педагогики, сравнительная педагогика, школьная гигиена, школоведение и др.

Основными видами аудиторных занятий остаются лекции и семинары. В последнее время при обучении чаще применяются технические средства, ролевые игры, микропреподавание и др. Традиционно важны занятия студентов с преподавателями (тьюторами). Такие занятия создают прочный контакт между учащимися и преподавателями. Персонально прикрепленный к студенту тьютор не только передает знания, но и учит своего подопечного самостоятельно действовать и мыслить.

Педагогическую практику в школе студенты обычно проходят в течение 14 недель. Она состоит из наблюдений педагогического процесса и нескольких уроков под руководством преподавателей. После окончания педагогического колледжа студентам для завершения образования необходимо пройти годичную стажировку по месту работы. (3;586)

В Германии сложилась система трех видов педагогического образования: учителей начальной и основной школы, преподавателей реального училища и преподавателей гимназии.

Учителей начальной и основной школы готовят по преимуществу в Гамбургском и Гессенском университетах, а также в высших педагогических школах других университетов. Продолжительность подготовки почти везде 3 года. Программа включает изучение 1-2 школьных предметов и методики их преподавания, изучение в качестве основной одной школьной дисциплины по выбору (немецкий язык, английский язык, математика, история, политика, религия и пр.), изучение основ педагогических знаний (введение в педагогику и др.). Школьная практика осуществляется либо в виде еженедельных посещений нескольких уроков с последующим обсуждением под руководством преподавателей вуза, либо в виде работы в школе во время студенческих каникул.

Преподавателей реального училища готовят высшие педагогические школы и университеты. Их задача - дополнительная подготовка учителя начальной и основной школы. Будущий преподаватель реального училища в течение трех лет углубленно изучает два специальных предмета и методику их преподавания, а также педагогические науки. После теоретической подготовки наступает 1-2-годичная практическая педагогическая стажировка.

Преподавателей гимназии готовят университеты, технические и музыкальные вузы. В учебный план входят традиционные дисциплины: религия, немецкий язык, история, математика, естественные науки, древние и современные языки. Кроме того, этот план пополнили экономика, социальные науки, педагогика, психология, теория воспитания. Практическая педагогическая подготовка осуществляется в процессе стажировки, именуемой референдиатом: знакомство с гимназическим образованием, проведение занятий в классах. Параллельно проводятся психолого-педагогические теоретические занятия.

Во Франции существуют две системы педагогического образования: учителей начальных школ и преподавателей средних учебных заведений. Учителей и преподавателей преимущественно готовят государственные учебные заведения.

Базовое педагогическое образование учителя начальной школы имеет двухзвенную структуру: 2 года в университете и затем 2 года в специальном педагогическом заведении обычной школы. Каждое из звеньев автономно, но между ними существуют органические связи. Так, при изучении курса «Введение в профессию учителя» студенты слушают лекции университетских профессоров и проходят педагогическую практику под руководством преподавателей школы.

Будущий учитель начальной школы должен пройти первый двухлетний цикл университетского образования, во время которого изучаются общеакадемические дисциплины, и специальный педагогический курс. Далее, обучаясь в нормальной школе, он осваивает учебный план, состоящий из четырех блоков: 1) общепедагогическое обучение; 2) предметная подготовка и ознакомление с педагогическими технологиями; 3) подготовка к административно-воспитательной деятельности; 4) курсы по выбору. На педагогическую школьную практику в университете отводится 3 недели, во время пребывания в нормальной школе - 20 недель. В последнюю входит самостоятельная работа в базовом начальном учебном заведении в течение выпускного семестра.

Первые специальные высшие учебные заведения для преподавателей средней школы появились в начале 90-х гг. 20 в. Однако большинство преподавателей коллежа и лицея продолжают готовить в два этапа: 1) получение университетского образования; 2) обучение после университета. В университете будущий преподаватель средней школы фактически не соприкасается с педагогическим образованием. Это происходит в региональных центрах подготовки преподавателей. Здесь слушатели специализируются в преподавании 2-3 школьных дисциплин, осваивают педагогические науки, стажируются в коллежах и лицеях.

В Японии учителей готовят на соответствующих факультетах университетов, в педагогических университетах (срок обучения не менее 4 лет), а также на 2-годичных специальных отделениях младших колледжей.

Программы состоят из педагогического и специального циклов. Их содержание в зависимости от учебного заведения вариативно. Но есть и общие черты. Педагогический курс состоит из обязательного и элективного обучения. Стандарт педагогического курса включает следующие дисциплины и виды деятельности:

основы педагогики (психология обучения и развитие, управление образованием, методы и технические средства обучения;

содержание и методика обучения (изучаются предметы по программам тех ступеней школы, где будет работать будущий учитель;

проблемы нравственного воспитания;

курсы по интересам, выходящие за пределы обязательной программы педагогического образования (философия воспитания, история педагогики, сравнительная педагогика, социальная педагогика, школоведение и пр.);

вопросы управления школы и профессиональной ориентации;

педагогическая практика (от 2 до 6 недель) в базовых школах при вузах.

Методы и формы, организация обучения будущего учителя традиционны: лекции, семинары, практические занятия. Согласно официальному порядку, учителю надлежит регулярно менять место своей работы, чтобы постоянно быть в профессиональной форме, совершенствовать свое мастерство.

Хорошо налажена система переподготовки учителей. Министерство образования регулярно организует курсы для директоров и старших преподавателей государственных школ, семинары для ведущих учителей, зарубежные стажировки преподавателей, курсы для начинающих учителей. Некоторые учителя получают стипендии для продолжения образования в магистратуре и докторантуре.

В России учителей начальной школы готовят педагогические училища и педагогические колледжи (1-3 года), а также специализированные 4-5-летние факультеты в педагогических институтах и педагогических университетах. Учителей средних школ готовят педагогические институты, педагогические университеты и университеты (5 лет).

Программа подготовки учителя средней школы состоит из двух блоков. В первый входят предметы, соответствующие профилю факультета (исторический, математический, биолого-химический, физический, географический, филологический, иностранных языков и др.). Во второй блок - комплекс психолого-педагогических дисциплин (теория педагогики, педагогическая антропология, психология, методики обучения, история педагогики, сравнительная педагогика и др.) и педагогическая практика.

Педагогическая подготовка включает общее, особенное и единичное. Общее - это нормативные педагогические дисциплины, обеспечивающие формирование фундаментальных знаний в области педагогики, основы педагогических умений и навыков, необходимых каждому учителю. Особенное - это дополнительные элективные дисциплины по выбору, факультативы (с учетом специфики факультетов). Единичное - это индивидуальные занятия (работа по индивидуальному плану, самостоятельная работа), направленные на развитие творческих способностей студентов, приобретение ими опыта творческой деятельности и индивидуального стиля работы. (4; 112)

Педагогическое образование в педагогических институтах, педагогических университетах и университетах имеет определенные различия. В университетах психолого-педагогическая подготовка менее насыщена. В педагогических университетах программы предусматривают значительно больший спектр специализации, чем в педагогических институтах.(1;416)

2.2 Разработка и реализация идей в проектной деятельности

проектный студент учебный

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования педагог может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Проект - это неповторимая, нерутинная, уникальная деятельность с установленными сроками, бюджетом и механизмом реализации. Под проектом понимается также логическая совокупность мероприятий, осуществляемых для достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета, плана- графика реализации и прогнозирования результатов. (7;243)

Проектная деятельность отличается от плана работы тем, что уводит деятельность учреждения за обычные рамки. Он основан на опыте работы вашей библиотеки, на знании и анализе конкретной ситуации (то есть учитывает местную специфику), имеет чётко ограниченные сроки

Кроме того, в проекте должно участвовать ограниченное количество людей с определенными функциями. Необходимо оценить все имеющиеся ресурсы.

Проект должен принести ощутимые конкретные результаты, то есть то, что можно оценить.

Выводы по главе 2

Проанализировав методы проектов был сделан вывод, связанный с идеями гуманистического направления в философии и образовании, следует строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучаемого, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой нам необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию ,методы проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучаемых.

Заключение

Рассматривая проектирование как специфическую форму моделирования, направленного не столько на познание отображаемых в модели фрагментов действительности, сколько на создание новых элементов действительности проектное моделирование необходимо понимать как развитие самой действительности.

Профессиональное творчество как объективный процесс созидания действительности необходимо ведет к преобразованию самого субъекта деятельности. Профессиональное творчество есть процесс сознательного определения своих способов деятельности, самоопределения.

Проектирование, предполагающее создание технического, научного или социального проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связывается жизнь обучающегося, является важнейшим элементом образовательного процесса. В этом случае, образование служит непосредственно созданию новых понятий, концепций и знаний, становится производительным видом социальной деятельности.

Исходя из изучения методов проектов в вузах, как формы обучения были решены следующие задачи: - прослежена история развития системы проектной деятельности- охарактеризована система изучения и формирования проектов вузов.

Например, в вузах США разрабатывались проекты, в которых студенты занимались научно-исследовательской работой. Итогом проектов являлся вклад в разработку нанотехнологий страны.

В Японии, вузы занимаются разработками проектов, связанные с улучшением качества жизни, созданием новых технологий и продуктов.

В России студенты разрабатывают проект, связанный с экспертно-аналитическое обеспечением повышения качества образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования на основе мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в региональные системы профессионального образования. На основе которого была проведена организация информационно-методических семинаров для руководящего учебно-методического персонала.

Список литературы и источников

1 .Программа. Трудовое обучение. Технология. М. Просвещение, 1997

.Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - М.: Олма - прес.,2004- 236.

.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., АЗЪД993

.Методика обучения учащихся технологии. Под ред. Симоненко В.Д. Брянск, 1998.

. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php).

. Антонова С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования / С.Г. Антонова. - Спб.: Высшее образование России, 1994. − 243 с.

. Брановский Ю.А. Работа в информационной среде: Высшее образование в России / Ю.А. Брановский. - М.: ОБРАЗОВАНИЕ, 2002. − 285с.

. Генедина Н.И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н.И. Генедина. − М.: Просвещение, 2002. − 337 c.

. Генедина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н. И. Генедина. − М.: Школьная библиотека, 2002. − 157 с.

. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1982. 192 с.

. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебн. метод, пособие. М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.

. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд-ий центр «Академия», 2001.-192 с.

. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. - 198 с.

. Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. -334 с.

. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с

. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. - 382с.

Похожие работы на - Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!