Проект программы дополнительного образования в области межпрофессиональной подготовки оптометристов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    236,55 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проект программы дополнительного образования в области межпрофессиональной подготовки оптометристов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Департамент «ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ»

Кафедра физики низких температур


Выпускная квалификационная

Проект программы дополнительного образования в области межпрофессиональной подготовки оптометристов

Направление подготовки «Инноватика»

Работа бакалавра

Сочуковой Анны Константиновны

Первый зам. директора ИЕН

д.ф. - м.н, проф. А.Н. Бабушкин

Нормоконтролер

к.п.н., доцент И.В.Попова


Екатеринбург 2014

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях значительно возросла актуальность ранней диагностики и контроля параметров зрения населения, что определяет растущий запрос на услуги в сфере оптики. Для подбора средств коррекции зрения люди обращаются в специализированные учреждения - салоны оптики, такие как, например, в Екатеринбурге - «Очки для Вас», «Линзмастер», «Мир очков», «Фокус». Вопросами по подбору средств коррекции зрения занимаются оптометристы.

Оптометрист - это специалист сферы здравоохранения, основной работой которого являются: исследование функций зрения (остроты зрения, специфики восприятия света, цвета и формы) и определение способов и средств его коррекции. Для определения правильных параметров очков и контактных линз оптометрист использует самую современную технику. При необходимости он направляет клиента на дополнительное обследование к глазному врачу. В должностные обязанности оптометриста входит консультирование клиента - он учит пользоваться контактными линзами, дает рекомендации по решению проблем со зрением, вызванных под влиянием окружающей среды и образа жизни. Задачей оптометриста является также подгонка очков, контактных линз и других оптических вспомогательных средств для конкретного клиента, а также их изготовление и мелкий ремонт - особенно в небольших магазинах оптики, где штатный специалист отсутствует.

Многофункциональный характер деятельности требует от оптометристов знаний по анатомии и физиологии человека, по микробиологии, фармакологии, в области болезней глаза, знаний специальной терминологии на латыни. У оптометриста должно быть понимание процесса восприятия света, цвета и формы.

Также требуются навыки использования различных вспомогательных оптических средств и сложнейшего оптического оборудования, тем более, что парк офтальмологического оборудования постоянно обновляется, появляются новинки в области контактной коррекции зрения. Кроме того, оптометрист должен обладать умениями в продажах, в общении с покупателями, а также в понимании поведения и психологии людей. Перечисленные характеристики определяют межпрофессиональный характер деятельности оптометристов и говорят о важности их межпрофессиональной подготовки.

В настоящее время в оптиках работают как врачи-оптометристы, которые получают сначала высшее медицинское образование по специальности «офтальмология», а затем проходят курсы повышения квалификации по оптометрии, так и оптометристы, которые получают среднее профессиональное образование по специальности «медицинская оптика». Врачи - офтальмологи выполняют функции оптометриста, но также могут провести профессиональную медицинскую консультацию. Своевременное повышение квалификации необходимо как врачам-офтальмологам, так и оптометристам. Важной составляющей профессиональной деятельности является непрерывное повышение квалификации. Существующие на предприятиях оптики курсы повышения квалификации оптометристов направлены в основном на обучение подбора средств коррекции зрения. Однако, оптометристы имеют недостаточный уровень знаний по офтальмологии и менеджменту, что не соответствует описанным выше требованиям межпрофессионального характера их деятельности. Выходом из ситуации может послужить принципиально новая межпрофессиональная подготовка оптометристов. Межпрофессиональная подготовка оптометристов должна быть приближена к возможности познакомиться с новыми технологиями, материалами, а также к совершенствованию профессиональных умений оптометристов в области продаж.

Учитывая описанные актуальные аспекты темой данной работы была выбрана: «Проект программы дополнительного образования в области межпрофессиональной подготовки оптометристов».

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является непрерывное дополнительное межпрофессиональное образование оптометристов, предметом - проект программа повышения квалификации, обеспечивающий межпрофессиональную подготовку оптометристов.

Цель данной работы - создание проекта учебной программы межпрофессионального повышения квалификации оптометристов, реализуемой на базе ЦПДО ИЕН УрФУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)      обосновать потребности работодателей в области профессиональной подготовки оптометристов

2)      провести анализ рынка образовательных услуг города Екатеринбурга в области межпрофессиональной подготовки оптометристов

)        разработать бизнес-план проекта межпрофессиональной программы повышения квалификации оптометристов на базе ИЕН УрФУ.

Анализируя собранную информацию можно сформулировать гипотезу: при разработке и реализации на базе ИЕН УрФУ качественной программы повышения квалификации оптометристов будут созданы условия для обеспечения востребованной рынком труда межпрофессиональной подготовки оптометристов.

1. Изучение потребности работодателей в области межпрофессиональной подготовки оптометристов

По данным Минздрава, в России 40 миллионов людей, нуждающихся в коррекции зрения, около миллиона детей уже рождается с плохим зрением. А к 15 годам их количество увеличивается в три раза. Такое состояние общества в области здоровья глаз вызывает большую потребность людей в средствах коррекции зрения.

Как отмечается в исследовании агентства РБК.research <#"790109.files/image001.gif">

Рисунок 1. График точки безубыточности проекта

3.5.2 Дисконтированный срок окупаемости

Для вычисления дисконтированного периода окупаемости нужно сначала просчитать дисконтированную прибыль, она рассчитывается по формуле(3.3):

                                                                                  (3.3)

где, i- число периодов;

- приток денежных средств в период i;

- дисконтированный период окупаемости;

r - коэффициент дисконтирования;

Для расчета дисконтированного периода окупаемости возьмем коэффициент дисконтирования r= 19% . Данные по проекту за 2 года предоставлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Период

Выручка (руб.)

Затраты(руб.)

Денежный поток (руб.)

Дисконтированный денежный поток

1 этап

0

17 000

-17 000

-16 735,6

2 этап: 1 набор

250 000

205 709,6

44 290,4

42 282

2 набор

300 000

205 709,6

94 290,4

90 014,3

3 набор

325 000

205 709,6

119 290,4

113 881

0

51 000

- 51 000

-48 687,3

4 этап: 4 набор

350 000

205 709,6

144 290,4

137 747,4

5 набор

375 000

205 709,6

169 290,4

161 613,75

6 набор

400 000

205 709,6

194 290,4

185 480


Из таблицы мы можем сделать вывод, что проект окупится при первом наборе, а точнее мы можем посчитать по нижеприведенной формуле (3.4)

                                                                               (3.4)

где CFdi - дисконтированная прибыль в n-ом периоде, n - период, в котором проект окупится, J0 - инвестиции в нулевом периоде.

1-(42 282 -17 000)/42 282=0,4

Таким образом, дисконтированный срок окупаемости составит 2 месяца и 6 дней.

3.5.3 Чистая приведенная стоимость

Чистая приведённая стоимость[8] (NPV) - это разница между дисконтированными значениями денежных притоков и оттоков, она показывает количество денежных средств, которые инвестор ожидает получить после того, как инвестиции окупятся. Вычисляется по формуле (3.5)

                                                                           (3.5)

Вычислим NPV данного проекта, в первый год денежный поток равен 189 871,2 руб., во второй год 507 871,2 руб.

NPV =  + - 17 000=501 196, 4 руб.

3.5.4 Внутренняя норма доходности

Внутренняя норма доходности[9] (англ. <#"790109.files/image009.gif">                                              (3.6)

Для данного проекта IRR= 308%(посчитано с помощью функции ВСД в Microsoft Excel)

3.5.5 Индекс прибыльности

Индекс прибыльности (PI) проекта показывает дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта, в расчёте на единицу вложений. Он рассчитывается по формуле (3.7)

                                                                               (3.7)

P I = ((189 871.2/(1+0.19))+(507871.2/())/17 000= 30.5

Так как значение PI > 1, то вложение капитала является эффективным.

3.5.6 Запас финансовой прочности

Насколько далеко предприятие от точки безубыточности <#"790109.files/image012.gif">

Рисунок 2. График запаса финансовой прочности

3.6 «SWOT»- анализ

 - анализ - это инструмент стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды. Все факторы разделены на 4 группы :

а)      S - сильные стороны внутренней среды

б)      W - слабые стороны внутренней среды

в)      O - возможности, предоставляемые внешней средой

г)       T - опасности внешней среды

После учёта и анализа всех факторов формируются четыре стратегии:

а)      «Maxi - Maxi» (SO) - использование сильных сторон для реализации возможностей

б)      «Maxi - Mini» (ST) - использование сильных сторон для снижения негативного влияния угроз

в)      «Mini - Maxi» (WO) - использование возможностей для компенсации слабых сторон

г)       «Mini - Mini» (WT) -стратегия минимизации потерь, анализ взаимодействия слабых сторон и угроз

Для SWOT - анализа необходимо сформулировать цель, которая будет проверяться по средствам данного инструмента. Цель для данного анализа звучит как: выполнение всех показателей продаж проекта в указанные сроки. Список основных факторов внешней и внутренней среды, а так же полученные в результате четыре стратегии представлены в таблице 3.3 и 3.4.

Таблица 3.3

S

Сильные стороны

W

Слабые стороны

- Наличие преподавательского состава ИЕН УРФУ - Учитывается межпрофессиональный характер подготовки оптометристов - Разработка программы проходит под руководством компетентных людей - Взаимодействие с реальным бизнесом

- Нет опыта проведения программы повышения квалификации по оптометрии в УРФУ - Сложность переговоров по заключению договоров с руководством оптических сетей

O

Возможности

T

Опасности

- Создание конкурентоспособной программы повышения квалификации оптометристов на рынке образовательных услуг Екатеринбурга - Возможность увеличения целевой аудитории за счет дальнейшей корректировки программы - Возможность расширения списков контрагентов

- Отказ оптических сетей от сотрудничества с УРФУ - Недоверие оптических сетей новой программе повышения квалификации оптометристов - Конкуренция со стороны уже обосновавшихся на рынке образовательных услуг программ по повышению квалификации



Таблица 3.4

Описания стратегий

SO

Стимулировать спрос на программу повышения квалификации оптометристов за счёт ее низкой стоимости и упора на межпрофессиональный характер подготовки на базе УРФУ. Первые каналы сбыта получить так же за счёт качества презентаций нашей программы. После установления первых продаж и доверия рынка можно беспрепятственно расширять каналы сбыта за счёт отсутствия аналогов программы на рынке.

ST

WO

Наличие первичного спроса использовать для получения денежных средств на увеличения объёмов продаж.

WT

Конкуренты могут использовать слабость, связанную с отсутствием опыта в проведении повышения квалификации оптометристов в УРФУ. Также вследствие негативных переговоров увеличится недоверие к предлагаемой программе повышения квалификации оптометристов. В таких условиях необходимо будет искать новые каналы сбыта.


3.7 Оценка рисков проекта

Основные риски проекта:

·  Риск преувеличения реального спроса. Данный риск является основным, так как для осуществления запуска проекта нужно набрать группу не менее чем из 10 . Если группу набрать не удастся, проект потерпит убытки

·        Риск отказа от инвестирования УРФУ

·        Риск отказа преподавателей от дополнительных часов

·        Риск отказа ЦПДО ИЕН в проведении на программы повышения квалификации оптометристов

Для оценки рискованности проекта воспользуемся статистическим методом, определив коэффициент вариации. Для определения коэффициента вариации воспользуемся методом сценариев, который заключается в просчёте трёх вариантов: негативного, предполагаемого и положительного. За предполагаемый вариант взят основной план продаж данного проекта, его вероятность составляет 80%, вероятности негативного и положительного сценариев составляю 10%. Негативный сценарий заключается в том, что увеличится объем инвестиций по непредвиденным обстоятельствам, а также в том, что упадет количество слушателей, а значит упадет и объем продаж услуг по повышению квалификации оптометристов.

Возможные продажи представлены в таблице 3.5.

Таблица 3.5

Период

Объём продаж, штук

Выручка, руб.

Затраты, рублей

Прибыль, рублей

1 этап

0

0

30 000

- 30 000

2 этап: 1 набор

10

250 000

205 709, 6

44 290,4

2 набор

10

250 000

205 709 ,6

44 290,4

3 набор

10

250 000

205 709,6

44 290,4

3 этап

0

0

51 000

-51 000

4 этап: 4 набор

10

250 000

205 709,6

44 290,4

5 набор

10

250 000

205 709,6

44 290,4

6 набор

10

250 000

205 709,6

44 290,4


Рассчитаем NPV по формуле (3.5) для негативного сценария развития(1 набор длится 3 месяца, а с учетом того, что в летние месяцы набор групп осуществляться не будет, значит за 1 год прибыль составила 102 871,2 ,а за 2 год 81 871,2 )

 114 260,94

Положительный сценарий заключается в увеличении количества слушателей, а значит увеличению объемов продаж услуг по повышению квалификации оптометристов, а также в уменьшении затрат в третьем этапе проекта. Возможные продажи представлены ниже в таблице 3.6.

Таблица 3.6

Период

Объём продаж, штук

Выручка, руб.

Затраты, рублей

Прибыль, рублей

1 этап

0

0

- 17 000

2 этап: 1 набор

11

275 000

205 709, 6

69 290,4

2 набор

13

325 000

205 709 ,6

119 290,4

3 набор

15

375 000

205 709,6

169 290,4

3 этап

0

0

20 000

-20 000

4 этап: 4 набор

15

375 000

205 709,6

169 290,4

5 набор

16

400 000

205 709,6

194 290,4

6 набор

16

400 000

205 709,6

194 290,4


Рассчитаем NPV для положительного сценария развития (в первый год прибыль составит 340 870,2 руб., во второй год 557 871,2 руб.)

NPV =

Для определения рискованности проекта необходимо найти коэффициент вариации. Формула (3.9) для нахождения коэффициента вариации

                                                                                              (3.9)

где  - это среднеквадратическое отклонение, которое считается по формуле (3.10)

                                                                                           (3.10)

D- дисперсия, которая считается по формуле (3.11)

                                                                     (3.11)

S - математическое ожидание, которое считается по формуле(3.12)

                                                                                (3.12)

pi - вероятность, xi - значение показателя, в данном случае NPV.

Итак, S= 0.1*114 260.94+0.1*680 394.5+0.8*501 196.4= 480 422.6(руб.)= 0,480423 (млн. руб.)

D=

(млн. руб.)

С=0,13/0,48=0,28

Так как процент вероятности менее 33 , он составляет 28%, мы можем сказать, что проект является не рисковым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения работы было проведено изучение потребностей работодателей в области межпрофессиональной подготовки оптометристов и выявлено, что для увеличения своей доли на оптическом рынке сетям оптик необходимы профессионалы своего дела - оптометристы.

Также был проведен анализ рынка образовательных услуг в области подготовки оптометристов, и можно придти к выводу, что существует проблема нехватки квалифицированных кадров в области оптометрии.

После рассмотрения анализов потребности работодателей и рынка образовательных услуг была обоснована потребность в программе повышения квалификации по оптометрии на рынке образовательных услуг города Екатеринбург и приведен учебный план программы повышения квалификации оптометристов (см. Приложение 1).

Введение данной программы выгодно для университета. Для подтверждения приведен бизнес-план проекта программы межпрофессиональной подготовки оптометристов. Анализ эффективности проекта показал, что проект является целесообразным, так как значение NPV больше нуля, а запас финансовой прочности составляет 97%.

оптометрист образовательный потребность квалификация

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Основы инновационного проектирования: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 246 с.



Приложение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН программы повышения квалификации оптометристов, оптотехников и врачей-офтальмологов

Цель образовательной программы: формирование совокупности межпрофессиональных компетенций необходимых оптометристам, для осуществления их профессиональной деятельности. Программа повышения квалификации на основе развития знаний о средствах корректировки зрения с использованием современных материалов, актуальных представлений о физиологии зрения и используемых технологиях подбора средств корректировки. Программа основана на активных методах обучения, освоении практических умений, использовании новейшего оборудования.

Категория слушателей: оптотехники, врачи-офтальмологи, оптометристы.

Нормативный срок освоения программы: 144 часа

Режим обучения: 12 часов в неделю (занятия 3 раза в неделю по 2 пары)

Форма обучения - без отрыва от работы

№ пп

Наименование тем

Всего, час.

 




Лекции


Тема 1. Физические принципы работы оптических систем и новые материалы для средств корректировки зрения

44

20

22


Тема 2. Физиология сенсорных систем

32

16

18


Тема 3. Приборы и методы подбора средств корректировки зрения

32

16

16


Тема 4. Психология коммуникаций

28

20

8

Итоговая аттестация

8



Итого

144

72

64


Похожие работы на - Проект программы дополнительного образования в области межпрофессиональной подготовки оптометристов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!