на выделение главной информации в тексте.
Упражнение 1.
а) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Запись должна выглядеть так:
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
(Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются).
Таков может быть окончательный вариант сокращения:
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.
В данном случае наряду с содержательным приемом сокращения текста мы использовали и языковой прием: заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части добавлена отрицательная частица НЕ.
Упражнение 2. (рекомендуется использовать художественный текст)
1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно.
2. Найдите главное событие.
. Расположите события но степени важности.
4. Вынесите важную информацию на первое место. Содержание остальных частей текста передайте сжато.
Упражнение 3.
Прочитайте рассказ и придумайте к нему разные заголовки, отражающие тему и основную мысль. Найдите то место в тексте, с которого начинается развёртывание основных событий, укажите наиболее напряжённый момент.
С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда выглянуло солнце. Мальчики отвязали плоскодонную лодку и поплыли вверх по реке к заветному местечку. Там брались крупные окуни.
Закинув удочки, оба, усевшись поудобнее, стали ждать поклёвки.
А что там плывёт? - вдруг спросил Витя, указав на тёмные точки. (развёртывание основных событий)
Наверное, листья или сучки, - ответил Серёжа.
Через несколько минут, взглянув снова на речку, мальчики едва не вскрикнули от изумления. То, что они приняли за плывущие сухие листья, были какие-то зверьки. Они старались переплыть реку с лесного берега на луговой, но сильное течение сбивало их и несло вниз по реке. Зверьков было очень много. Всюду из воды высовывались тёмные головки и, будто веточки, торчали намокшие длинные хвосты.
- Белки, - тихо сказал Витя, когда течение поднесло некоторых зверьков поближе к лодке.
Смотри, выплыть не может! - вдруг вскрикнул Витя. - Сейчас утонут! (наиболее напряжённый момент)
Витя тут же взялся за вёсла и стал грести, а Серёжа, стоя на носу, ловко подхватил сачком плывущих белок и сажал их в лодку. Измокшие, обессилевшие зверьки даже не пытались выскочить из неё.
Витя причалил лодку кормой к берегу. Белки мигом побежали по скошенному лугу.
(Название: Спасение белок. Удачная охота. Отважные мальчики. и т.д.)
2. на нахождение второстепенной информации.
Упражнение 4.
Перед вами два абзаца текста. Какая информация вам кажется главной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказываниям не превышал 35 слов.
- Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Учитель может обратить внимание некоторых учащихся на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; предложить продумать вариант с использованием только одного придаточного.
Примеры выполнения работы:
а) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)
Мы видим использование приема исключения второстепенной информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приема слияния двух предложений - 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.
б) Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта это нечто другое. (23 слова)
В данном варианте исключается информация 3-го предложения исходного текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.
в) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель конкретна, точна, достижима. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)
Используется прием исключения второстепенной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении исходного текста).
3. на интерпретацию текста.
Упражнение 5.
(рекомендуется использовать фрагменты текстов из научно-популярной литературы)
- Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что...
- Как вы относитесь к мысли автора о том, что...
- Выскажите свое мнение о прочитанном (напишите о своем понимании события).
- Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.
- на выделение существенного, необходимого с точки зрения темы и главной мысли текста и на умение отличать существенное от второстепенного, подробностей, деталей.
Упражнение 5.
Стихи С. Михалкова про часы и часовщика:
Чтобы ходики ходили,
А будильники будили...
В часовой мастерской
Чинят время день-деньской.
И дальше о часах старушки:
...На моих часах кукушка
Перестала куковать...
Работать можно так: на доске учитель пишет название предмета и перечень его существенных и индивидуальных признаков.
ЧАСЫ серебряные, имеют белый циферблат и красные цифры, есть кукушка, календарик, у них гладкие без всяких узоров крышки, показывают время, висят на стене, предназначены для ношения в кармане, имеют механизм, стрелки, часовую и минутную и т. д.
Ученики должны списать приведенный текст, подчеркнув только то, без чего названный предмет (часы), по их мнению, не может существовать. Затем они выписывают только общие для всех часов признаки: показывают время, механизм. Остальные признаки есть не у всяких часов, и если мы захотим сказать о ходиках или о будильнике, то непременно должны будем указать их отличительные признаки (второстепенные), например звонок. По этим отличительным (несущественным для всех часов) признакам разновидности часов и названы - ходики, будильники.
Чтобы облегчить детям работу по выделению существенных и несущественных признаков, учитель может использовать иллюстрации, рисунки.
Итак, усвоение учащимися содержания текста - это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Мы должны научиться разделять информацию на главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное.
2.2 Языковая подготовка к изложению. Примеры упражнений
Немаловажное значение в обучении сжатому изложению имеет работа над языком текста. В опыте учителей этот вид работы находит отражение, но обычно учителя отводят языковой подготовке всего несколько минут при анализе содержания текста, обращая при этом внимание в основном на выяснение смысла незнакомых слов. Содержание языковой подготовки к сжатому изложению должно быть значительно шире.
Необходима работа над лексикой. Она складывается из подбора синонимов, перифраз, разбора архаизмов, диалектизмов, неологизмов, терминов, слов с переносным значением. А при работе над образно-выразительными языковыми средствами, имеющимися в тексте, нужно выяснить, почему употреблено то или иное выражение, можно ли правильно передать содержание текста без данных образно-выразительных средств.
Часто школьники нуждаются в предварительной работе над синтаксическими недочётами. Этот вид деятельности должен быть направлен в большей степени на преодоление ошибок в употреблении падежей существительных, на согласование прилагательных с существительными и глаголов-сказуемых с существительными-подлежащими.
Специального времени для предварительной языковой подготовки не требуется.
Языковая подготовка к написанию сжатого изложения ставит себе ещё одну дополнительную цель - ввести в речь учеников те слова из предназначенного для изложения текста, которые либо вообще незнакомы учащимся, либо употреблены в неизвестном им значении.
К основным языковым приёмам сокращения текста можно отнести:
. Замены:
а) замена однородных членов обобщенными наименованиями;
б) замена фрагмента предложения синонимичными выражениями;
в) замена предложения или его части указательным местоимением;
г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
д) замена сложноподчиненного предложение простым.
- Исключения:
а) исключение повторов;
б) исключение фрагмента предложения;
в) исключение одного или нескольких синонимов.
. Слияние нескольких предложений в одно.
Примеры упражнении, направленных:
1. на трансформацию словосочетаний.
Упражнение 1.
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».
Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ... Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ...
2.на трансформацию предложений.
Упражнение 2.
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).
Упражнение 3.
Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).
Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 ООО раз).
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).
Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).
Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).
Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении - понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.
3. на умение находить языковые средства для сжатой передачи текста.
Упражнение 4.
Это задание направленно на обогащение речи учащихся средствами обобщенной передачи. Учитель должен объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением («вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения. Одновременно учащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, т. е. практически получают представление о роде и виде.
Разделите все существительные на «вместительные» и общие слова.
Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в теплые края. Перелетные птицы направляются на Кавказ, в Крым, в Египет, в Индию... Воробьи, галки, вороны, сороки, дятлы никуда не улетают.
(Ласточки, грачи, дрозды - перелетные птицы. Кавказ, Крым, Египет, Индия - теплые страны. Воробьи, галки, сороки, дятлы - неперелётные птицы.)
Класс определяет, что если надо сказать обобщенно, то используются родовые слова, а если надо указать подробно птиц и страны - видовые слова.
Таким образом, можно создать сжатое изложение этого текста, предварительно определив основное, существенное в его содержании: «Осенью перелетные птицы улетают в теплые края, зимующие птицы никуда не улетают».
4. на устранение повторов.
Упражнение 5.
Перепишите, устраняя повторы. Предложения под номером два и три нужно объединить, превратив их в два предложения.
. Художник использует цвета: синий, зелёный, красный - много-много других цветов. 2. Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-синий. Скоро шар стал еле заметен. 3. Я очень-очень люблю своего щенка. Я хожу со щенком гулять. Я играю со щенком. Я кормлю его. Я купаю щенка. 4. Мы шли долго. Наконец мы вышли на поляну. Поляна была очень красивая. В центре поляны огромный пень.
Упражнение 6.
Найдите и устраните повторяющиеся слова.
На столе лежит крупная спелая клубника. Чуть подальше стоит большой белый кувшин. Рядом с ним стоит банка с веточками чёрной и белой смородины. Около неё стоит тарелка с ягодами чёрной и белой смородины. А за тарелками и банкой стоит металлическое блюдо с ярко-красной клубникой.
2.3 Конспект урока обучения сжатому изложению в V классе
Урок обучающего сжатого изложения в V классе по тексту Е. А. Земской «Как делаются слова» (И.Д. Морозова «Виды изложений» [13])
Текст представляет собой пример научного (научно-популярного) стиля речи и даёт возможность показать особенности сжатого пересказа научно-популярной статьи и закрепить знания учащихся по словообразованию. Изложение целесообразно проводить после изучения этого материала в V классе.
КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА.
«Стройматериалами» слова являются словообразовательные морфемы языка (суффиксы и приставки), а также корни и основы слов. Путём их различного, но волне определённого, подчинённого строгим закономерностям соединения и создаются новые слова.
Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую единицу языка. Как понимать это определение? Оно значит, что из всех значимых единиц языка (например, слов, предложений) морфема - наименьшая. Если мы будем её дробить на более мелкие части, то уже значимых частей не получим. Действительно, морфемы состоят из звуков (одного или более), которые уже самостоятельного значения в слове не имеют. Что значит звук [б] в слове убежать? Ничего. А вот звук [у] имеет значение в этом глаголе, так как [у] не просто звук, а звук и одновременно морфема. У - глагольная приставка, обозначающая удаление.
В языке имеются такие словообразовательные морфемы, которые встречаются в составе существующих слов, но в образовании новых слов не участвуют. На основании этого различают два ряда морфем: суффиксы и приставки деятельные, активные, участвующие в образовании новых слов (продуктивные, как их называют языковеды), и бездеятельные, пассивные (непродуктивные), которые в образовании новых слов не участвуют, но имеют определённое значение и выделяются из состава слова. Примером деятельных в современном языке морфем могут быть суффиксы существительных - ик, - ник: ударный - ударник, выпускной - выпускник. Примером бездеятельного может служить суффикс - ич: москвич, костромич.
(210 слов)
Предварительная работа
1. Объяснить значение слов, при необходимости обращать к словарю: морфема, активный, пассивный (элемент).
. Определить, как образованы следующие слова: отбежать, прибежать, убежать; барабанщик, газетчик, учитель; литературовед, языковед, стройматериалы.
. Распределить словосочетания в соответствии со способом выражения главного слова, составить предложения с данными словосочетаниями: строгая закономерность, соединения слов, значимая часть, дробить на части, самостоятельное значение, бездеятельный суффикс, не участвовать в образовании (слов).
. Обозначить орфограммы в словах: участвовать, чувствовать, приставка, суффикс.
Цель урока: 1. Формирование умения сжимать научный текст.
. Закрепление умения раскрывать основную мысль текста.
Ход урока
I. Постановка задачи урока.
Учитель говорит о том, что ребята уже знакомы со сжатым изложением художественного текста. А задачей сегодняшнего урока будет научиться сокращать научный текст. Это умение очень важное, так как им часто придётся сжато передавать информацию, данную в учебниках и научных статьях.
II. Вступительная беседа.
В ходе беседы ученики вспоминают, с какими стилями речи они знакомы (разговорным, научным, художественным, деловым), говорят о том, где они встречались с научным стилем речи (в учебниках, в научно-популярных книгах о русском языке, о математике и т.д.); коллективно называются известные пятиклассникам признаки научного текста. Учитель демонстрирует одну из научно-популярных книг о русском языке (Земская Е.А. «Как делаются слова»). Школьникам предлагается подумать, о чём может быть книга с таким названием. Затем сообщается, что для сжатого изложения взят отрывок из книг Е.А. Земской.
III. Чтение текста.
Учащимся предлагается прочитать текст про себя, посмотреть, все ли слова понятны, назвать те особенности статьи, по которым можно сказать, что перед ними научный текст.
IV. Анализ текста.
. Языковой комментарий.
Комментирует учитель, ребята наблюдают особенности текста, приводят примеры.
Задача автора - сообщить читателю определённую информацию о том, из чего строятся слова. Поставленная задача определяет содержание и особенности использования языковых средств. Но автор старается изложить материал доступно, популярно. Перед нами научно-популярный текст. Этим можно объяснить употребление в переносном значении слова стройматериалы, оно берётся в тексте в кавычки; живой характер изложения (использование разъясняющих повторов, вопросительных предложений).
Вместе с тем в тексте мы видим характерные особенности научного стиля:
) Определение языковедческих понятий: морфема, продуктивные и непродуктивные морфемы.
) Использование слов, выражений, терминов из области науки о языке («элемент языка», «подчиненного строгим закономерностям соединения морфем», «значимая часть», «различают два разряда морфем», «имеют определённое значение и выделяются из состава слова», «морфема», «приставка», «суффикс», «корень», «основа», «продуктивный», «непродуктивный»).
. Анализ структуры текста и составление плана.
Предлагается: 1) прочитать снова текст и выделить в нём основные смысловые части (таких частей можно выделить три: словообразовательные морфемы, определение морфемы, продуктивные и непродуктивные морфемы); 2) ещё раз просмотреть все части и определить, на какие вопросы даны в них ответы.
В результате коллективной работы ученики составляют следующие вопросы к каждой части.
Первая часть
1.Из каких «стройматериалов» делаются слова?
2.Каким путём создаются новые слова?
Вторая часть
1.Как определяют языковеды морфему?
Третья часть
1.Все ли морфемы участвуют в образовании слов?
2.Какие два разряда морфем различают?
Затем выясняется, как автор связывает предложения внутри каждой части и между частями, какие слова и словосочетания для этого используются (словообразовательные морфема ← корни, суффиксы, приставки ← два разряда морфем).
V. Сжатие текста по частям.
Прежде всего предлагается подумать, где может потребоваться сжатый вариант изложения этого текста (например, на уроке русского языка при повторении раздела «Словообразование»).
Затем ученики пересматривают вопросы к тексту, обосновывают, что можно исключить или объединить, и составляют план сжатого изложения.
Примерный план
1.Из чего и как делаются слова?
2.Что такое морфема?
.Продуктивные и непродуктивные морфемы.
Работа по сжатию каждой части идёт коллективно, выясняется, что можно (нельзя) исключить, обобщить, почему.
Первая часть должна ввести слушателей в курс дела, надо, чтобы всё было им понятно, поэтому сокращения очень незначительны (исключаем несколько слов). Учитель показывает образец сжатого изложения первой части, он заранее записан на доске.
«Стройматериалы» слова являются словообразовательные морфемы языка (суффиксы и приставки), а также корни и основы слов. Путём их различного, но подчинённого строгим закономерностям соединения и создаются новые слова.
Затем текст стирается и записывается учениками самостоятельно.
При сокращении второй части обосновывается, что определение понятия «морфема» необходимо оставить, а его разъяснение следует сократить; примеры также исключаются. Те выражения, которые берутся прямо из текста, подчёркиваются. Обращается внимание на обобщающее словосочетание «значимые единицы» и на необходимость его раскрытия (значимые единицы - это слова, предложения).
Устно составляются и обсуждаются сжатые изложения второй части. Затем текст записывается. Необходимо разъяснить постановку знаков препинания в предложении с однородными членами:
Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую единицу языка. Это значит, что из всех значимых единиц языка: слов, предложений - морфема - наименьшая.
Работая под руководством учителя над сокращением третьей части, ученики приходят к выводу, что целесообразно, чтобы сократить текст, объединить сведения, данные в первом и втором предложениях, исключив повторения и сделав некоторую перестановку. Примеры, иллюстрирующие основную мысль, также исключаются. Далее предлагается примерный образец сжатого изложения третьей части.
В языке имеются продуктивные словообразовательные морфемы, активно участвующие в образовании новых слов, и морфемы непродуктивные, которые в образовании новых слов не участвуют.
Учитель читает образец сжатого пересказа этой части, затем пишется изложение.
VI. Проверка изложений.
Учащимся предлагается прочитать своё изложение, посмотреть, связаны ли между собой части, всё ли будет понятно читателю, исправить ошибки и недочёты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умение сжато передать информацию необходимо человеку во всех сферах его деятельности, начиная с уроков в школе, где часто нужно кратко пересказать содержание параграфа, и заканчивая простым разговором, в котором зачастую нужно ясно и кратко передать известную информацию.
Обучать этому следует уже с начальных классов школы. Необходимо дать детям теоретическую информацию о приёмах работы над сжатием текста и вводить специальные упражнения, направленные на развитие у учащихся умения сокращать текст, не изменяя основной его мысли.
К сожалению, сегодня обучение сжатию текста недостаточно освоено как в методике, так и в практике обучения.
В данной курсовой работе приводится подробный анализ методической литературы, посвященной работе над сжатым изложением. Этот анализ может послужить хорошей базой для учителя русского языка, который нуждается в дополнительных источниках методической литературы о сжатом изложении.
Важное значение при обучении сжатию текста имеют усвоение учащимися содержания текста и языковая подготовка. Так, в основе первого лежит уяснение основной мысли текста и выбор подходящего способа сокращения текста, а в основе второго - языковая работа над текстом и выбор языковых приёмов сокращения содержания.
В работе приведены типы упражнений, формирующих умения, необходимые для сжатия текста. Систематизированные упражнения, приведённые в курсовой работе, могут быть использованы учителем на уроках русского языка как задачи на разнообразное сокращение текста учениками: от трансформации словосочетаний до исключения из текста подробностей, деталей и повторов.
Проблема обучения сжатому изложению ещё не освоена в полной мере, и дальнейшее исследование её должно подтвердить поставленную в работе гипотезу о том, что последовательное введение в изучение русского языка с пятого по девятый класс упражнений на сжатие текста должно подготовить учеников к успешному выполнению заданий, касающихся сжатия текста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алгазина Н.Н. Обучающие изложения в пятом классе / Н.Н Алгазина, М.Т. Баранов, П.Ф. Ивченков, Т.А. Ладыженская М.: АПН РСФСР, 2012. - с.
2.Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 классы / В.В Бабайцева, Л.Д Чеснокова. - М.: Просвещение, 2007. - с.
.Баранов М.Т. Обучающие изложения в VII-VIII классах / М.Т. Баранов, П.Ф. Ивченков, Т.А. Ладыженская, Т.В. Напольнова - М.: Просвещение, 2004. - с.
.Баранов М.Т. Русский язык: 6 класс / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А Тростенцова, И.И. Кулибаба - М.: Просвещение, 1994. - с.
.Борисенко Н.А. Подробное и сжатое изложение. Лекция № 3 / Н.А. Борисенко ∕∕ Русский язык. - 2010. - № 19. - С. 3-10.
.Борисенко Н.А Современные подходы к написанию изложения. Лекция № 2 / Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич, Н.А. Шапиро ∕∕ Русский язык. - 2008. - № 18. - С. 2-9.
.Добротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста И.Н. Добротина.∕∕ Русский язык. - 2008. - № 21. - С 11-13.
.Кулибаба И.И. Изложения в V - VIII классах / И.И. Кулибаба, Н.Н. Березовский, Л.Н. Бобровская, М.С. Стракевич - М., 2012. - с.
.Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 5 класс / Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова, Г.Б. Вершинина, В.Ю. Выборнова, Н.Г. Грудцына. - М.: С-инфо, 2008. - с.
.Лидман-Орлова Г.К. Русский язык: Практика: 6-7 классы / Г.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 2007. - с.