Проблемы учёта на малом предприятии на примере ЗАО 'Мензилинский хлебозавод'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы учёта на малом предприятии на примере ЗАО 'Мензилинский хлебозавод'

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Историческое положение

.2 Критерии отнесения к малым предприятиям (МП)

. ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МЕНЗИЛИНСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД

.1 Учетная политика на малом предприятии

.2 Формы организации бухгалтерского учета

.3 Проблемы формирования учетной политики малых предприятий в целях повышения уровня информационного обеспечения управления

.4 Общая характеристика организации

2.5 Основные особенности учёта на предприятии

.6 Учёт процесса заготовки

.7 Учёт процесса производства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет, представляя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использовании общих научно обоснованных принципов управления системного подхода, программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.

В законодательном порядке закреплены и задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в: формировании полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации.

Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.

Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому целью работы является рассмотреть в работе основные формы бухгалтерского учета на малых предприятиях. При этом важен анализ их преимуществ и недостатков.

1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Историческое положение

Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных отношений. В миро вой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих)

Отличительная черта малого предпринимательства - форсированное развитие в период экономического спада. Это обусловлено рыночной политикой малых предприятий, нацеливающей большинство управленческих решений, от которых зависит текущее состояние и перспективы бизнеса, на удовлетворение платежеспособного спроса. Рыночная политика включает вопросы выбора направления деятельности; определения номенклатуры, ассортимента, объема производства и географии сбыта; выбора схемы ценообразования; разработки комплекса мер по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

Составная часть активной рыночной политики - анализ рынка на этапе создания МП и в процессе его функционирования. Данные всероссийского опроса свидетельствуют, что степень дефицитности конкретного продукта, услуги была одной из основных причин выбора направления деятельности предприятия.

На момент опроса, в среднем через два года после образования предприятия, изменилась относительная и абсолютная значимость проблемы сбыта. В целом по выборке ее рейтинг снизился до седьмого места - главным образом из-за того, что появились новые проблемы, типичные для того времени, - инфляция, высокие налоги. Вплотную столкнулись предприниматели с издержками нестабильности, незрелости законодательства. Именно названные трудности вышли на первый план к 1994 г. И на этапе становлениями на момент опроса лидерство удерживали финансовые проблемы. Примечательно, что относительно них рейтинг проблемы сбыта несколько возрос. В начале деятельности финансовые трудности отмечались предпринимателями в 2,9 раза чаще, чем сбытовые, а на момент опроса - в 2,6 раза. Абсолютно снизилась значимость проблемы сбыта для новых МП и микрофирм и повысилась для бывших государственных предприятий. Изменения по другим группам предприятий незначительны.

Исправить ситуацию со сбытом оказалось значительно труднее, чем сохранить уже завоеванных потребителей. На момент опроса появились проблемы с реализацией у 14% МП, не имевших их на старте. Среди фирм, столкнувшихся со сбытовыми трудностями с самого начала, 43% так и не решили их спустя несколько лет. Первоначальное преимущество в решении проблемы сбыта более важно для образованных на базе госсектора, а также производственных МП, чем для новых, торговых. Для первых двух групп предприятий стартовые проблемы реализации могли перейти в разряд неразрешимых. Больше половины бывших государственных и производственных МП так и не сумели наладить сбыт с момента организации фирмы. Среди новых и торговых предприятий хронических неудачников в 1,5 раза меньше.

Более или менее успешное решение проблемы сбыта влияло на экономическое положение предприятия. У фирм, не имеющих трудностей с реализацией, оно в среднем было лучше, чем у МП, где сбыт проблематичен.

Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами, а так же между малыми и крупными предприятиями подобная форма предпринимательства, обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость и динамизм [10, с. 69].

Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие - юридическое лицо. Создав предприятие - юридическое лицо, гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества, то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий.

К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также со здание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

.2 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий

По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.

Окончательное юридическое определение понятия «малые, предприятия» дано в Федеральном законе 1. В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [6,с.124].

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два основных критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.[6,c.609]

Федеральным законом определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям [12].

Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.

2. ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Мензелинский хлебозавод»

.1 Учетная политика МП

малое предприятие учет

Под учетной политикой малого предприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.

Ее требования сводятся к следующим принципам: полнота - отражение всех свершившихся фактов в хозяйственной деятельности МП; осмотрительность - не пренебрежение в первую очередь учетом расходов, обязательств, а затем доходов, поступлений; приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка их оформления (контроль); непротиворечивость - постоянная взаимосвязь показателей синтетического и аналитического учета; рациональность - качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.

Основываясь на указанных принципах, устанавливают способы ведения бухгалтерского учета.

Исходя из различных способов ведения учета при формировании учетной политики выбирается один, допускаемый законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года, кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов по бухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизации предприятия.

Разработанные таким образом и утвержденные учетной политикой способы и приемы являются обязательными для ведения бухгалтерского учета не только внутри предприятия, но и для проверяющих,

контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговых органов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции, по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер назначается на должность или освобождается от должности руководителем предприятия и подчиняется непосредственно ему

Руководитель организации и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применении тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов па прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ № 1 (6) допущений и требований.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации".

Данное Положение распространяется:

· в части формирования учетной политики - на все организации независимо от организационно-правовых форм;

· в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

· рабочий план счетов бухгалтерского учета;

· формы первичных учетных документов;

· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

· методы оценки активов и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями;

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

· изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

· разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.

Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности.

.2 Формы организации бухгалтерского учета

Разработка рабочего плана счетов. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Выбор формы бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

В мемориально-ордерной форме сочетаются книжные и карточные регистры, синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического используются главным образом карточки. Бухгалтерские записи оформляются с составлением мемориальных ордеров, которые выписывают на каждую отдельную операцию либо на группу однородных операций, объединенных одной накопительной или группировочной ведомостью. Например, вместо того чтобы каждую накладную на отпуск материалов со склада отражать в учете отдельной записью, несколько однородных накладных записывают в одну накопительную ведомость. На общий итог ведомости делают одну бухгалтерскую запись, то есть составляют один мемориальный ордер. Группировочные ведомости оформляют на короткий период времени (1- несколько дней). Накопительные ведомости ведут на все однородные операции за месяц, по мере поступления первичных документов отражают эти операции. Ордер оформляют на бланке или на самом документе, проставляя специальный штамп. В документе кратко излагают содержание записи, приводят корреспонденцию счетов и суммы. Мемориальные ордера подписывает бухгалтер или его заместитель. К ордеру прилагают документы, на основании которых сделана запись.

При мемориально - ордерной форме учета хронологическая запись операций отделена от систематической. Хронологическая запись осуществляется в специальном регистре - регистрационном журнале, куда записывают все мемориальные ордера по мере их оформления, приписывая им текущие номера. В конце месяца в журнале подсчитывают итог записей. Это позволяет контролировать сохранность мемориальных ордеров, документов и приложений к ним. А так же соответствие общей суммы записей месячным оборотам по синтетическим счетам. Для мемориальных ордеров по повторяющимся ежемесячно записям предусматривают постоянные номера.

После записи в регистрационном журнале мемориальные ордера записывают в Главную книгу. Это систематический регистр синтетического учета. Здесь отражают номера мемориальных ордеров, даты их оформления и суммы по операциям. В Главной книге записи группируют обороты по каждому синтетическому (главному) счету, как по дебету, так и по кредиту. Записывают отдельно в графах по корреспондирующим счетам. В конце месяца по итогам Главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам по простой или шахматной форме.

Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведут в книгах, карточках и на свободных листах. Записи в регистры аналитического учета делают непосредственно с документов приложенных к мемориальным ордерам в конце отчетного месяца на основании записей в аналитических учетных регистрах составляют оборотные или сальдовые ведомости. Одну на группу аналитических счетов объединенных соответствующим синтетическим счетом. Данные этих ведомостей служат для сверки итоговых оборотов и сальдо аналитических счетов с объединением их с синтетическими счетами. Такая сверка обязательна поскольку позволяют выявлять и устранять многие ошибки. После сверки и исправления большинства ошибок составляют бухгалтерский баланс. Мемориально - ордерные формы отличаются простотой, обеспечив разделение учетного труда благодаря чему получена мировое распространение. Она использовалась в отечественном учете в течение длительного времени и постоянно совершенствовалась. На смену книгам пришли свободные листы. На основании ведомостей были разработаны новые регистры. То есть журналы, что позволило создать более прогрессивную форму бухгалтерского учета. То есть журнально - ордерную [5].

Количество журналов - ордеров определяется рабочим планом счетов организации.

Месячные итоговые данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу (ГК), в которой для их записи в каждом счете отведена одна строка.

Счета в Главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса.

Главная книга и журналы-ордера дают полную, развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета.

Значение Главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности предприятия, за соблюдением бухгалтерией установленной Министерством Финансов РФ типовой корреспонденции счетов.

Главным недостатком журнально-ордерной формы учета, на наш взгляд, является ее неэффективность для автоматизации, так как из-за многографности журналов-ордеров и ведомостей визуально не охватывается их объём экраном компьютера и стандартным листом формата А4 при распечатке на принтере.

Применение журнально-ордерной формы учета значительно упрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, так как ряд журнально-ордерных ведомостей содержит в себе необходимые данные аналитического учета.

Так как регистрация хозяйственных операций в счетах Главной книги производится путем переноса итогов из журналов-ордеров с соблюдением способа двойной записи, то, следовательно, сумма всех итогов по кредиту счетов Главной книги должна быть равна сумме всех итогов по дебету счетов Главной книги. Некоторые бухгалтеры считают, что поэтому отпадает надобность в составлении оборотной ведомости по счетам Главной книги и переносят итоговые данные Главной книги в баланс.

Нам представляется, что при неравенстве актива и пассива в этом случае очень трудно будет найти ошибку. Поэтому для проверки правильности сделанных записей в счетах синтетического учета следует составлять не только оборотную ведомость, а сальдово-оборотную ведомость по счетам синтетического учета.

И только потом на основании сальдово-оборотной ведомости, учетных регистров и даже отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов [8, с.210].

Организация бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие, в состав предприятия.

В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет.

В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.

Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ № 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности [7, c.342].

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

.3 Проблемы формирования учетной политики малых предприятий в целях повышения уровня информационного обеспечения управления

Малое предпринимательство представляет собой важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Для обеспечения устойчивости экономического роста, укрепления рыночных позиций необходимо развитие малого предпринимательства как наиболее инициативного, мобильного, предприимчивого и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.

Малое предпринимательство как важная составляющая рыночного хозяйства определяет, в первую очередь, развитие здоровой конкурентной среды экономики; формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Субъекты малого предпринимательства определяются Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» как юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие ряду критериев:

суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25 процентов;

доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов;

средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет не более 100 человек включительно[1];

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. рублей (для микропредприятий - 60 млн. рублей) [5].

Предприятия малого бизнеса больше других, более крупных форм предпринимательства, подвержены влиянию внешних факторов. К одним из значимых можно отнести изменения в области правового регулирования. Последствия же корректировок нормативной базы можно проанализировать по динамике малых предприятий за аналогичный период.

С 2007 года был принят новый Закон о малом бизнесе 204-ФЗ, где были впервые в российской практике выделены микро- и средние предприятия [1], также постепенно начали развиваться государственные программы поддержки малого бизнеса в различных регионах страны. В Челябинской области, например, с 2009 года действовала «Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства», основной целью которой являлось оказание содействия в создании новых субъектов малого предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство Челябинской области - динамично развивающаяся сфера экономики, доказавшая свою жизнеспособность и устойчивость в условиях мирового финансового кризиса и способность конкурировать с крупными и средними организациями на внутреннем рынке. Даже экономический кризис не остановил процесс создания новых малых предприятий. За 2009 год их число выросло на 11,5 %, а численность работающих в них на 3,1 %.[7]

На сегодняшний день развитие малого предпринимательства в России - это неоспоримая тенденция, но и здесь не обошлось без ложки дегтя. Дело в том, в соответствии с Законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета [2]. С 1 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который несколько усложняет жизнь малым предприятиям.

Сфера действия нового Закона <#"justify">2.4 Общая характеристика предприятия

Наименование - Закрытое Акционерное общество «Мензелинский Хлебозавод»

Юридический адрес: 423700, РТ, г.Мензелинск ул. Изыскателей, д.1/28

Организационно-правовая форма - Закрытое акционерное общество

Форма собственности - Частная

Дата, место, орган регистрации - Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы №2 по Республике Татарстан

Банковские реквизиты - Мензелинское ОСБ 4689, Банк «Татарстан» №8610 г. Казань, р/сч. 40602810962400100020, кор.сч. 30101810600000000603, БИК 049205603, ИНН/КПП - 1628000565/162801001

Генеральный директор Аюпов Рашиль Рашидович

Контактный телефон 8-5555-34660

Размер уставного капитала 3756 тыс.руб. Количество обыкновенных и привилегированных акций 29829 штук номинальной стоимостью 140(сто сорок) рублей каждая.

Виды и объемы деятельности

Основные виды выпускаемой продукции хлебобулочные и кондитерские изделия

Основные потребители - ООО «Ак Барс Торг»(магазины «Пятерочка»), ТД ПИК («Народный»), ООО «Аверс», ООО «Мензелинский хлеб»

Основные поставщики сырья - ЗАО «Народное предприятие Набережночелнинский КБК», ОАО «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Буинский сахарный Завод».

Поставщики оборудования для контитерского и хлебобулочных цехов:

ООО «Регион Металл» - Россия, Татарстан, г.Набережные Челны

ОАО «Щебекинский машиностроительный завод»- Россия, Белгородская область, г.Щебекино.

Производственная структура организации

Основной вид деятельности хлебозавода- производство хлебобулочной продукции, которая составляет 90 % всего объёма.

Наименование показателяОтчетный период(май 2008)Объем производства тонн ед.продукции19922Полная себестоимость тыс.руб.18502Объем Выручки от продаж тыс. руб18714Доля от общего объема выручки, %93Рентабельность %13

Основные конкуренты по хлебопекарной продукции :

ЗАО «Челны хлеб», ООО «Сифтах», Елабужский пищекомбинат.

Основные направления развития хлебозавода на ближайшие 3-5 лет :

увеличение выпуска продукции

улучшение качества продукции

продажа лишнего оборудования

снижение себестоимости за счет более рационального использования производственных мощностей

расширение рынка продаж

строительство двух форменных магазинов в г.Набережные Челны

Оценка соответствия результатов деятельности ЗАО «Мензелинский хлебозавод» соответствует тенденциям развития отрасли, в целом предприятие рентабельно, имеет прибыль, из неё около 70 % идет на развитие производства, приобретение замену оборудования, выпуск новой продукции, расчет с кредиторами.

На предприятии продолжается строительство новых объектов, увеличивается количество автотранспорта, используемого для перевозки продукции, приобретается земля в собственность, увеличиваются рабочие места, возрастает заработная плата.

В тоже время из-за роста стоимости сырья, электроэнергии, налогов завод вынужден производить увеличение стоимости выпускаемой продукции, что негативно может отразиться на объемах реализации продукции.

.5 Основные особенности учета на предприятии

Бухгалтерский учет на предприятии ЗАО «Мензелинский хлебозавод» осуществляется бухгалтерией предприятия в строгом соответствии с действующим законодательством.

Бухгалтерский учёт ведётся бухгалтерией.. Бухгалтерия обеспечивает правильную постановку и достоверность учёта, контроль за сохранностью собственности, правильное расходование денежных средств и материальных ценностей.

Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется административно непосредственно генеральному директору предприятия. Непосредственно главному бухгалтеру подчиняются старший бухгалтер, бухгалтер расчётной части, бухгалтер материальной части и бухгалтер-кассир.

Ответственность за ведение бухгалтерского учёта несёт главный бухгалтер. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приёмки и выдачи товарно-материальных

ценностей и денежных средств. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную дисциплину.

Основными задачами бухгалтерского учёта являются:

. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчётности.

. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Р.Ф.

. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

В настоящее время разработаны десятки программ, позволяющих автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях с помощью персональных компьютеров.

Все программы предлагают стандартный набор инструментов, позволяющих облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Большинство программ универсальны и дают возможность автоматизировать бухгалтерский учет любого вида сложности.

На ЗАО «Мензелинский хлебозавод» учет ведется с помощью программы 1С: Бухгалтерия.

Основной источник информации в программах автоматизации бухгалтерского учета - журнал хозяйственных операций. Данные вводятся в журнал в виде первичных документов, проводок или типовых операций, перечень которых можно изменить и дополнить. Обрабатывая этот журнал, программы делают разноску операций по счетам, определяют обороты и сальдо, составляют оборотную ведомость, готовят итоговый баланс и другие отчеты. Программы позволяют вести различные виды учета: синтетический и аналитический, суммовой и количественный, валютный учет, проводить расчет заработной платы и действующих налогов.

В комплект поставки программ входит стандартный набор бланков первичных документов и отчетности, а также других документов, соответствующих текущему законодательству. В программах имеется возможность оперативно корректировать план счетов, ставки налогов, добавлять новые отчетные формы в соответствии с любыми изменениями в законодательстве.

Основные счета используемые на данном предприятии

РазделНаименование счетаНомер счетаСчета актив, пассив,акт-пассивОсновные средства и другие долгосрочные вложенияОсновные средства Износ основных средств Капитальные вложения01 02 08А П АПроизводственные запасыМатериалы НДС по приобретенным ценностям10 19А АЗатраты на производствоОсновное производство20АГотовая продукция, товары и реализацияТовары Готовая продукция Коммерческие расходы Реализация41 43 44 90А А А А-ПДенежные средстваКасса Расчетный счет Валютный счет Специальные счета Краткосрочные финансовые вложения50 51 52 55 58А А А А АРасчеты- с поставщиками и подрядчиками - с бюджетом - по соц-ному страхованию - с подотчетными лицами - по оплате труда - с разными дебиторами и кредиторами60 68 69 71 70 76А-П А П П А-ПФинансовые результаты и использование прибылиПрибыль и убытки Продажи99 90ПКапитал и резервыУставный капитал Нераспределенная прибыль80 84П ПКредиты банков и финансированиеКр. Займы66,67П

.6 Учет процесса заготовления

В процессе заготовления предприятие обеспечивает себя хозяйственными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности. Предприятия приобретают нематериальные активы, основные средства, материалы и прочие активы.

Значительный удельный вес в процессе снабжения имеют операции по приобретению материалов, так как они постоянно требуются для осуществления производственного процесса и составляют материальную основу готовой продукции. Материалы входят в состав так называемых материально- производственных запасов.

Материалы принимаются к учету по фактической стоимости, которая, кроме покупной стоимости поступивших материалов, включает в себя транспортно-заготовительные расходы.

Учет ТЗР ведется обособленно на синтетическом счете 10 «Материалы» на отдельном субсчете так же, как и учет материалов. При списании материалов в производство, транспортно-заготовительные расходы также списывают на затраты производства в процентном отношении к стоимости отпущенных материалов.

По способу использования и назначению материалы представляют собой предметы и средства труда.

К предметам труда относятся сырье, топливо, запасные части и прочие виды материалов, учет которых ведется на соответствующих субсчетах.

Основной учет ведется по счету 10.

Д сч.10 К сч.60 151035 руб. завод приобрел муку у НКХП

Д сч.10 К сч.60 2000 руб. начислено за перевозку

Д сч.60 К сч.51 153035 руб. оплачено НКХП

Поступление ТМЦ

Д сч.10.1 К сч.60.1 106500 руб. оприходованы ТМЦ, мука пшеничная в/с, Набережночелнинский КХП, основной договор.

Д сч.10.4 К сч.60.1 1400 руб. оприходованы мешки.

Д. сч.10.1 К сч.60.1 1056 руб. оприходованы молоко, Алабуга Соте ОАО, основной договор.

.7 Учет процесса производства

Производство является основным хозяйственным процессом в деятельности большинства предприятий и представляет собой процесс по изготовлению продукции, выполнению работ и услуг. От правильной организации процесса производства зависит объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность.

На ЗАО «Мензелинский хлебозавод» с простой структурой производства учет ведется с использованием одного счета 20 «Основное производство».

На счете 20 ведется учет затрат, непосредственно связанных с основным производственным процессом выпуска готовой продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

На малых предприятиях учет, как правило, ведется с использованием одного счета 20 «Основное производство».

Результатом процесса производства является выпуск готовой продукции, себестоимость которой формируется с учетом производственных затрат, необходимых для ее изготовления. Производственные затраты, связанные с выпуском продукции, называют издержками производства.

Д сч.20 К сч.10 10000 руб. списаны в производство сырье.

Д сч.20 К сч.10 2000 руб. списаны ТЗР по сырью.

Д сч.20 К сч.28 1000 руб. списаны потери от брака

Д сч.20 К сч.25 500 руб. списаны общепроизводственные расходы

Д сч.10 К сч.20 700 руб. возвращены на склад сэкономленные в производстве материалы.

Учет процесса реализации.

Реализованной считается продукция, отгруженная и оплаченная покупателями, а также выполненные работы и услуги, принятые заказчиком. Реализация продукции производится по цене, которая устанавливается предприятием самостоятельно с учетом рыночных цен на аналогичную продукцию.

Полная стоимость реализованной продукции складывается из ее производственной себестоимости и коммерческих расходов, связанных с ее продажей.

Прибыль от реализации определяется как разница между ценой продажи - выручкой и полной стоимостью реализованной продукции.

Формирование себестоимости указано в калькуляционных расходах.

Для учета реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг на ЗАО «Мензелинский хлебозавод» используется активно-пассивный счет 90 «Продажи».

Основные проводки связанные с учетом процесса продаж:

Дебет 90 Кредит 43,45 Производственная себестоимость реализованной продукции.

Дебет 90 Кредит 44 Коммерческие расходы связанные с продажей готовой продукции.

Дебет 51 Кредит 90 Выручка от реализации Дебет 90 Кредит 99 полученная прибыль

ЗАО «Мензелинский хлебозавод» продал в июле магазину «Продукты» продукцию на сумму 59.000 руб. в т.ч. НДС 9.000 руб. Покупатель внес деньги за продукцию в кассу. Учетная цена продукции 40.000 руб.

Д сч.50 К сч.90 59.000 руб. внес деньги за продукцию

Д сч.90 К сч.41 40.000 руб. списана стоимость продукции

Д сч.90 К сч.68 9.000 руб. начислен бюджету НДС

Д сч.90 К сч.99 10.000 руб. прибыль ЗАО от продажи.

Д сч.90.2.1 К сч.43 139.82 себестоимость продукции (хлеб белый форм в/с 0,600) кол-во 28 шт.

Д сч.62.1 К сч.90.1.1 реализованы ТМЦ Лукьянова Е.Н. Основной договор, продукция.

Финансовым результатом может быть прибыль или убыток, которые списываются на счет 99 «прибыли и убытки», в конце каждого месяца счет 90 закрывается и списывается, поэтому счет 90 бессальдовый.

Получена прибыль Д сч.90 К сч.99.

Прибыль это и есть главная цель работы данного и практически всех малых предприятий.

Глава 3. Совершенствование учета и отчетности на малых предприятиях.

Малый и средний бизнес России ждут позитивные изменения.

Следующий год для малого и среднего бизнеса России может стать весьма благоприятным. Ведь на поддержку малых и средних компаний из федерального бюджета планируется выделить 4 млрд рублей. Причем акция финансовой подпитки не станет разовой. 2010-й и 2011-й также порадуют предпринимателей бюджетной помощью в размере 4,3 млрд руб. ежегодно.

С 1 января 2009 года вступают в силу новые налоговые режимы для малого бизнеса. Все изменения весьма позитивны для компаний малого и среднего размера. Самая приятная новость - отменена обязанность предоставления налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года).

С нового года упрощенцы будут сдавать только одну налоговую декларацию - годовую.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. №556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без учета налога на добавленную стоимость) для определения категорий субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, микропредприятием считается фирма с годовым оборотом до 60 млн руб. Компании присваивается статус малого предприятия, если за предшествующий год ее выручка не зашкалила за 400 млн руб. К категории средних предприятий решили относить бизнесы с уровнем годовой выручки до 1000 млн руб. Правда, указанные критерии на право использования Упрощенная система налогообложения никак не повлияют.

Управление Федеральной налоговой службы по Москве (УФНС) решило создать специальную рабочую группу для изучения результатов всех важных визитов своих налоговых инспекторов к налогоплательщикам. Цель работы надзорной группы - определение степени законности и обоснованности выводов, сделанных инспекторами во время выездных проверок.

УФНС будут интересовать как проверки с доначислениями на сумму свыше 50 млн руб., так и низкорезультативные проверки, закончившиеся доначислениями на сумму менее миллиона рублей.

Вводимая УФНС система проверок будет устроена так, чтобы сделанные рабочей группой выводы сотрудники инспекции успевали учесть еще до окончания проверки. Сейчас именно визиты к налогоплательщику стали для ФНС основным методом контроля. При этом согласно отчету ФНС в первом полугодии 2008 года выездные проверки ФНС оказались в две тысячи раз эффективнее камеральных, при которых инспекторы работают с запрошенными у компаний документами без визита к налогоплательщику. Так, средняя результативность выездной проверки достигает 3,7 млн руб., а камеральной - только 1,8 тыс. руб. Всего за первое полугодие управления ФНС провели по России 28 миллионов камеральных налоговых проверок и 44 тысячи выездных. По их результатам было доначислено 49,3 и 161,8 млрд руб. налогов соответственно.

О внедрении МСФО на малых предприятиях говорить рано, но это не значит, что этот процесс их не затронет.

В Академии международного учета состоялась пресс-конференция на тему «Международные стандарты финансовой отчетности - ключ к мировым финансовым рынкам: теория, практика, перспективы внедрения МСФО в России».

По словам выступившего в ходе пресс-конференции аудитора Счетной палаты РФ Михаила Бесхмельницына, решение о переходе российских предприятий на МСФО было принято для того, чтобы содействовать более интенсивному развитию сотрудничества РФ с международным сообществом. Прежде всего, считает он, в России необходимо выработать единое представление о том, как должен происходить этот переход, насколько при этом следует учитывать российский опыт по ведению бухгалтерского учета и составления отчетности. Отчетность на основе МСФО, уверен М.Бесхмельницын, должна быть ясной для западных компаний, а также менее затратной, чем сегодняшняя, для российский предприятий.

В своем выступлении аудитор СП РФ коснулся вопроса недооценки активов российских предприятий реального сектора экономики, в первую очередь тех, участниками которых является государство. По его словам, в России сегодня сложилась ситуация, при которой активы компаний недооценены в десятки и даже сотни раз. Это ведет к ограничению возможностей по привлечению инвестиций. «В будущем такие компании будут испытывать серьезные проблемы с привлечением капитала», - подчеркнул М.Бесхмельницын.

По его словам, сегодня необходимо добиться того, чтобы, во-первых, вокруг процесса по внедрению МСФО на российских предприятиях шла открытая общественная дискуссия, причем площадкой для нее может стать Академия международного учета. Во-вторых, отметил он, следует добиться того, чтобы был учтен российский опыт по ведению бухгалтерского учета и составления отчетности. Также необходимо при внедрении МСФО выйти на реальную стоимость активов российских предприятий. Кроме того, важной проблемой является обучение инспекторов вопросам ведения учета и отчетности в соответствии с международными стандартами.

Директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института Андрей Спартак сообщил, что недооценка активов компаний отрицательно влияет на инвестиционный климат в стране, на конкурентоспособность экономики. По его словам, на переговорах по вступлению в ВТО Россия является «страной-одиночкой», так как на сегодняшний день практически все промышленно развитые страны уже являются членами ВТО и ОЭСР. Он отметил также, что в сфере применения МСФО Россия «отстала не безнадежно, российский бизнес при содействии государства уверенно движется в этом направлении».

Как сообщил проректор Академии международного учета Андрей Кромин, сегодня в России только 140 тыс. главных бухгалтеров имеют квалификационный аттестат профессионального бухгалтера. Аттестат аудитора, по данным Минфина РФ, имеют около 30 тыс. человек, из них реально работают в данной сфере около 20 тыс. человек. По словам А.Кромина, сотрудники, владеющие МСФО, нужны, как правило, тем предприятиям, которые ведут консолидированную отчетность, а также предприятиям с участием иностранного капитала. Он сообщил, что сегодня около 700 - 1 тыс. предприятиям нужны бухгалтеры, которые могут готовить отчетность по МСФО. В связи с этим академия занимается подготовкой «штучных специалистов» - бухгалтеров по МСФО. «Мы будем работать под конкретного заказчика», - пояснил он.

По словам ректора Академии международного учета Елены Лоссь, академия является площадкой для переговоров бизнеса и власти по внедрению МСФО, «чтобы это прошло наиболее эффективно как для каждого предприятия, так и для экономики страны в целом». Главная задача академии, отметила Е.Лоссь, - подготовка и переподготовка кадров, для чего разработано несколько программ: международные стандарты финансовой отчетности; международные стандарты аудита; управленческий учет; финансово-экономический анализ; налогообложение и право; оценка бизнеса и проч. Программа академии предусматривает пять учебных модулей: международные стандарты финансовой отчетности (базовый и продвинутый курсы); консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО; трансформация отчетности российских предприятий в отчетность, составленную в соответствии с МСФО; новые и проблемные ситуации в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», существуют ли какие-либо особенности при переходе на МСФО малых предприятий, А.Кромин сообщил, что в РФ сейчас реализуется разработанная Минфином РФ концепция развития бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу. По этой концепции, коммерческие организации будут переходить на МСФО в два этапа: 2005-2007 гг. и 2007-2010 гг. Для малого и среднего бизнеса в мире разрабатываются специальные стандарты МСФО, но будут ли они применяться в РФ, сейчас говорить преждевременно, сначала надо внедрить МСФО для крупных предприятий, отметил он. Кроме того, по его словам, первыми в России на МСФО перейдут банки. «После первого этапа могут быть какие-то разговоры о среднем и малом бизнесе, но обязательными эти стандарты для них не будут», - сообщил А.Кромин. И пояснил, что МСФО нужны, в основном, для организаций, выходящих на международные биржи.

М.Бесхмельницын добавил, что сегодня нет обязательных требований по переходу на МСФО для малых и средних предприятий. «Но если сегодня не говорят о внедрении МСФО в малом и среднем бизнесе, это не значит, что этот процесс их не затронет», - подчеркнул он.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Основные цели курсовой работы по проблемам учета на малом предприятии выполнены:

расширение теоретических знаний;

углубленное изучение нормативно-правовых документов по

учёту на малом предприятии;

исследование учетной технологии на конкретном предприятии;

изучение учетной политики предприятия и практики ее применения;

приобретение практических навыков работы с первичной документацией и учетными регистрами;

выработка умений работать с учетной информацией, обобщать и делать выводы.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Но, несмотря на опыт стран с развитой экономикой правительственная программа России по развитию малого бизнеса тормозит его развитие.

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, сдерживающих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный недостаток - это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно - командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает.

Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий.

Бухгалтерский учет на предприятии ЗАО «Мензелинский хлебозавод» осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством, по упрощенной системе налогообложения, которая значительно облегчает ведение учета для малых предприятий, таких как хлебозавод. Она позволяет сократить до минимума количество оформляемой первичной учетной документации, не применять счета-фактуры, не вести книги покупок и книги продаж.

Организация производит как наличный, так и безналичный расчет с покупателями и заказчиками. На заводе действует повременная оплата труда.

На сегодняшний момент в Мензелинске один хлебозавод который вполне удовлетворяет потребности города и района. Несмотря на жесткую конкуренцию с ЗАО «Челны хлеб» реализация продукции постепенно выходит на новые границы.

В перспективе планируется отрыть и запустить схему поставки продукции по Татарстану и в ряд крупных городов таких как Казань, Уфа, Ижевск. Тем самым объем работы бухгалтеров существенно возрастет и у организации возникнет потребность в расширении бухгалтерского аппарата.

Исходя из проведенных исследований в курсовой работе и пройденной производственной практики можно сделать выводы что в целом работа завода с финансовой точки зрения успешна, полностью удовлетворяет потребность в хлебе и хлебобулочных изделиях население района.

Сложившаяся экономическая обстановка, подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 29 июля 2007 г. № 95 «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации».

Федеральный закон от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции от 3 декабря 2012 г.).

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Информация Минфина Российской Федерации №ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Савельева И.П., Мартиросян Л.Б. Малое и среднее предпринимательство Челябинской области: анализ состояния и перспективы развития / Вестник Южно-Уральского государственного университета. // Экономика и менеджмент. - 2012. - № 22.

Абрамов В.А. Индивидуальный предприниматель. Применяем упрощенную систему налогообложения. - 3-е изд. Перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2010. - 176 с.

Алексеева Г.Н. Учет и налогообложение индивидуальных предпринимателей: учебное пособие / Г.Н. Алексеева. - Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2010. - 80 с.

Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н / Д: ИКЦ «МарТ», 2009. - 958 с.

Крутикова Т.Л., Чавыков И.О. Упрощенка 2010: учет расходов - М.: АйСи Групп, 2010. - 288 с.

Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета: Учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец.. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 591 с.

Новые Положения по бухгалтерскому учету. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 192 с.

Экономика предприятия / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 670 с.

Т.А. Фролова Бухучет и налогообложение для малых предприятий Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Похожие работы на - Проблемы учёта на малом предприятии на примере ЗАО 'Мензилинский хлебозавод'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!