Применение комплекса педагогических условий формирования толерантности в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение комплекса педагогических условий формирования толерантности в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе












"Применение комплекса педагогических условий формирования толерантности на урочной и внеурочной деятельности в начальной школе"


И.А. Десятниченко, МБОУ СОШ № 37

Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.

Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Толерантная личность - это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный, социально активный, осознающий многообразие и взаимообусловленность окружающего мира.

Мы рассмотрели понятие педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. Выявили классификационные группы педагогических условий, встречающиеся в теории и практике педагогики как организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия. Выявили понятие "формирование" как процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности и развитие как процесс начальных изменений человека.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений, а также навязывания своих убеждений другим людям [2].

Реализация духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Одним из способов формирования толерантности могут быть занятия - тренинги. Для формирования толерантности младших школьников можно использовать практические тренинговые занятия. Например, такие упражнения как "Мировое приветствие", упражнение "Изменяющаяся комната" (модификация), упражнение "Угадай, о ком идет речь", упражнение "Добрый день, шалом, салют", упражнение "Я - высказывание, ты - высказывание", упражнение "Поэма о толерантности" и др.

В данный момент активно идет гуманизация образовательного процесса, то, что приоритетными становятся развивающие и воспитательные задачи, учитель начальных классов необходимо целенаправленно заниматься формированием основ толерантного поведения у учащихся младших классов.

Для выявления сформированности личностной толерантности младших школьников мы использовали тест "Составление понятийного словаря"; для выявления сформированности социальной толерантности использовали тест "Ты гражданином быть обязан"; комплексный тест нравственной воспитанности учащихся начальной школы по методике М.И. Шиловой; анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников Батрак Я.А. Это показало средний уровень толерантности в обоих классах.

Педагогические условия, которые мы разделили на средства, методы и приёмы подобраны в соответствии с темой, целью уроков и внеурочных мероприятий. Рассмотрим наиболее яркие фрагменты уроков и внеурочных мероприятий с применением, выявленных нами педагогических условий формирования толерантности.

Нами были использованы следующие средства, методы и приёмы, например упражнение "Цветик-семицветик" для конкретизации и усвоения знаний о понятии толерантности, также игра "5 добрых слов", где учащиеся, работая в группах определяли положительные стороны друг друга. Чтобы разрядить обстановку во время занятия учащиеся участвовали в игре "Добрый день, шалом, салют!", что развивало их этническую толерантность.

На одном из уроков математики применялось такое средство как "Бинго-формуляр". Бинго-формуляры у каждого участника группы. Каждый участник должен найти из членов своей группы игрока, соответствующего одной из характеристик, и после того как он решит пример, просит друга поставить подпись в нужной клетке. Первый, кто соберёт пять разных подписей по горизонтали, вертикали, должен крикнуть: "Бинго".

Для выявления качеств самооценивания учащимися своих этических поступков, нравственного и толерантного поведения, оценки поступков своих товарищей был разработан экран этических поступков. В процессе всех экспериментальных уроков и занятий учениками составлялась "Тетрадь добрых дел", в которой они оформляли свои положительные поступки и действия. Происходит знакомство и погружение в народную самобытность разных национальностей. Учащиеся участвовали в тематической акции "Все мы разные - все мы равные", в ходе которой была разработана стена наций.

толерантность первоклассник педагогическое условие

На уроках применялись воспитывающие ситуации для формирования толерантности и сплочения коллектива. В конце уроков и занятий проводилась рефлексия.

Нами была проведена повторная диагностика сформированности толерантности первоклассников в экспериментальном и контрольном классе. Уровень сформированности толерантности экспериментального класса повысился, а в контрольном классе остался примерно на первоначальном уровне.

Таким образом, после проведения ряда уроков и занятий с применением комплекса педагогических условий формирования толерантности в начальной школе, мы заметили положительную динамику уровня сформированности различных видов толерантности, терпимости и уважения учащихся друг к другу.


1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. - Мемориал. 2001.

2.Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова.

.Данилюк А. Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010.

.Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов-на-Дону. 2002.

.Степанов П. Как воспитать толерантность? - Народное образование. 2001 № 9.

Похожие работы на - Применение комплекса педагогических условий формирования толерантности в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!