Педагогические условия трудового воспитания детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,23 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические условия трудового воспитания детей

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность - Педагогика и методика дошкольного образования

Специализация - Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях





КУРСОВАЯ РАБОТА

Педагогические условия трудового воспитания детей


Марченко Татьяна Викторовна








УФА 2014

Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраста

1.1Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка

1.2 Задачи и виды трудового воспитания

. Анализ средств и форм трудового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях

.1 Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности

.2 Средства трудового воспитания дошкольников

2.3Совместная трудовая деятельность в детском саду

3. Опытно-экспериментальное исследование трудового воспитания в ДОУ

3.1 Содержание трудового воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении

.2 Условия, формы, методы трудового воспитания старших дошкольников

.3 Итоги экспериментальной работы

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Основы трудовой воспитанности, как указывают исследователи Р.И. Буре, Т.А Маркова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и многие другие закладываются в семье. В детском саду ответственным за трудовое воспитание является педагог группы. Детский сад - это первое звено системы образования страны, учреждение общественного дошкольного воспитания детей, которому принадлежит организующая, направляющая роль. Трудовому воспитанию в последние годы в свете внедрения ФГТ уделяется особое внимание, в каждой программе выделена образовательная область «Труд».

Это не случайно, ведь воспитание подрастающего поколения трудолюбивым всегда было первостепенной задачей всех образовательно-воспитательных учреждений. Огромная роль трудового воспитания в формировании растущего человека отмечалась педагогикой давно (Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). К.Д. Ушинский писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [22].

Труд дошкольников условен, поэтому главной целью трудового воспитания является формирование нравственных ориентиров дошкольников, осознания полезности труда, желания трудиться. Именно так дают определение понятию «трудолюбие» авторы словарей русского языка.

Многие педагоги прошлого и современности указывают, что интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. В этом истоки трудолюбия.

Вопросы воспитания трудолюбия у дошкольников более подробно среди исследователей рассматриваются Т.А. Марковой в книге «Воспитание трудолюбия». Формирование трудолюбия автор связывает больше с семейным воспитанием.

Мы же в своей курсовой работе поставили цель определить особенности трудового воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования - процесс трудового воспитания дошкольников

Предмет исследования - особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Гипотеза - эффективность трудового воспитания детей дошкольного обеспечивается, если:

  • трудовое воспитание рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников;
  • учитывать в работе с детьми их интересы;
  • в работе с дошкольниками ориентироваться на их трудовые интересы.

Задачи курсовой работы:

. Изучить степень разработанности проблемы трудового воспитания.

. Определить особенности трудового воспитания и экспериментально проверить их эффективность.

.Разработать диагностику и критерии трудовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, методической литературы; анализ документации; анкетирование воспитателей; опрос детей; наблюдение за детьми; эксперимент.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы для глубокого и всестороннего изучения трудового воспитания дошкольников, а также непосредственно для практических и творческих заданий.

1. Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраста

1.1Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Праздность - мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». - А.Чехов).

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей.

Первое отличие состоит в том, что ребенок не создаст в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение. [6, с.174]

В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значим. Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). [6, с.175]

Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать.

Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели.

Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать. [6, с.176]

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование - важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического - ребенок не может составить план работы, но действует последовательно.

Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно. [6, с.177]

Рассмотрим теперь сам процесс деятельности. И этот компонент имеет свою специфику. Детей младшего возраста увлекает именно процесс деятельности. Но и старших дошкольников увлекает процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности

.2 Задачи и виды трудового воспитания

Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания.

На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г.Нечаевой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

Таблица 1. Эти задачи решает педагог-практик.

Ю.К. БабанскийВ.И. ЛогиноваВ.Г. НечаеваВоспитание отношения к труду; воспитание отношения к людям труда; формирование потребности трудиться; подготовка к выбору профессииФормирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умении, навыков в основных видах трудаФормирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых

Сегодня перед педагогом-исследователем стоят серьезные и ответственные задачи разработки и экспериментальной проверки содержания труда для детей разного возраста, разработки средств, методов и форм организации труда, изучения механизма влияния труда на развитие ребенка. Именно этими вопросами наука всегда и занималась, и на сегодняшний день дала ответы на многие из них. [3, с.17]

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все: и взять, и растянуть резинку, и вставить ноги не в один чулок, а в два. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддержки, подсказки.

При обучении самообслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Желательно использовать и специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Следует показывать ребенку правильные приемы, знакомить с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их). [3, с.18]

Игрушки, персонажи кукольного театра, наблюдающие за детьми и обучающие их, делают процесс обучения привлекательным, эмоционально насыщенным. Помогают ребенку и поэтическое слово, песенки, шутки.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). [6, с.179]

Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону.

Современный бытовой труд облегчает техника. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно только обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это уже без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. [6, с.180]

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд в природе имеет свои особенности. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.п. [6, с.181]

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же, как мы говорили выше, может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-то задачи. Последний и есть результат умственного труда. Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения. Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

2. Анализ средств и форм трудового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях

.1 Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности

Одна из главных задач работы коллектива нашего детского сада - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Первоначально важно создать определенные условия для решения этой задачи:

эмоциональная обстановка при организации труда детей;

демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;

участие в ней на правах партнера;

поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности.

В данной работе следует опираться на положения психологии и справочные данные о возрастной динамике становления трудовых навыков у дошкольников в онтогенезе.

Стадии естественного развития трудовых навыков:

. Запечатление работающих людей (умственное фотографирование).

. Работа с помощью взрослых (взрослый руками ребенка).

. Помощь взрослым («неумеющий» взрослый, умелый ребенок).

. Работа рядом с взрослым.

. Работа под явным контролем взрослых (опека).

. Работа под неявным контролем взрослых (даем самостоятельность, незаметно направляем в нужное русло).

. Самостоятельная работа без контроля взрослых (самоконтроль, самооценка).

. Умение самостоятельно спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде (высшая стадия формирования трудовых навыков).

Опираясь на знания стадий формирования трудовых навыков, следует осуществлять целенаправленное педагогическое руководство процессом трудовой деятельности дошкольников. Приобщение воспитанников к труду начинается с ознакомления детей с трудом взрослых. Наблюдение за трудом взрослых является одним из мощных факторов социализации ребенка.

Учитывая то, что у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, они не способны выделить самые существенные стороны трудового процесса, можно начать со знакомства с трудом взрослых последовательно. Например, проводить экскурсии по саду, наблюдение за работой медсестры, завхоза, повара, дворника, грузчиков, взять интервью у работников, заранее с детьми подготовив вопросы, познакомить с деятельностью заведующей, методиста. Форма экскурсии-интервью активизирует детей. [9, с.37]

Расширяя представление детей о труде взрослых, провести экскурсии с учреждения сферы обслуживания - в парикмахерскую, в магазины (хозяйственный и продуктовый), где с детьми совершали разные покупки для групп. Понаблюдать за работой фармацевта в аптеке, посетить швейную фабрику. Наблюдения с детьми за трудом взрослых стремиться сопровождать разъяснением смысла действий труженика, ведь именно в нем и проявляются его лучшие качества личности - трудолюбие, настойчивость, ответственность, чувство долга и др. Последовательность разъяснений смысла трудовых действий будет такова: что делает труженик? как он это делает? как он относится к своему делу? какое значение имеет результат его труда?

С профессиями и трудом взрослых дети также могут знакомятся через сюжетно-ролевые игры, беседы о профессиях родителей, чтение сказок. Анализ результативности выполнения задач трудового воспитания выявил необходимость уделить особое внимание сюжетно-ролевой игре дошкольников, созданию условий в группах для развития сюжетно-ролевой игры. Для этого можно провести смотр-конкурс игровых зон, разработать конспекты занятий, психологом провести диагностику развития сюжетно-ролевой игры, на общем родительском собрании показать видео-фильм с участием детей.

В средней группе познакомить детей с трудом взрослых не только с помощью наблюдения, но и вовлекая детей в трудовой процесс. Дети с могут оказать посильную помощь младшему воспитателю, дворнику, повару в сборе урожая шиповника для фиточая. При выполнении простейших действий с предметами взрослых дети получат большую радость: причесать в парикмахерской своего товарища, взвесить лекарства в аптеке, выполнить строчку на швейной машинке, послушать, как бьется сердце, в стетоскоп.

Особое внимание следует уделить работе с родителями в этом направлении. Очень важно вовлекать детей в процесс труда взрослых именно в семье. Родителям важно заинтересовать ребенка тем, что они делают, дать возможность попробовать ребенку самому выполнить, поддержать, похвалить. Тогда в ребенке сформируется инициативность. [9, с.38]

Для того чтобы выяснить, какой деятельностью ребенок занят дома, предложить детям нарисовать рисунок «Чем я был занят в выходной день?» Результаты такой диагностики первоначально показжут, что дети большую часть времени проводят пассивно (у телевизора, у компьютера), они не вовлечены в трудовую деятельность дома. После этого на родительском собрании, продемонстрировать родителям видеофильм о труде детей в детском саду «Посмотрите, это мы!», рассказали о важности формирования трудовых навыков в семье. Предложить оказание простейшей помощи во взрослых делах.

В педагогической практике встречаются такие ситуации, когда ребенок, в принципе овладевший необходимым навыком, не исполняет указаний взрослого. Как оказалось, ребенок находился на том этапе развития, когда он мог работать только в том случае, если кто-то из взрослых что-то делает рядом - не важно, то же это дело, что и у ребенка, или какое-то другое. Мы поняли, что дети как бы подзаряжаются от контакта взрослых и спокойно выполняют только что освоенные операции.

Продолжая работу над формирование трудовых навыков у дошкольников, можно разработать например, долгосрочный проект «Красота спасет мир», который позволит создать в ДОУ среду, благоприятную для осуществления разных видов детской деятельности, в том числе и трудовой. В рамках реализации проекта решить главную цель концепции - развитие у дошкольников осознания важности труда для общества, воспитание стремления к получению радости от собственного труда, качественного выполнения общего дела. Для получения наилучшего общего результата в коллективный труд вовлечь детей, сотрудников, родителей, администрацию.

Схема взаимодействия участников проекта. Дети: посильный вклад в оформление пространства детского сада продуктами детской деятельности; активное участие в коллективном труде, на участках.

Воспитатели: воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь в поддержку окружающим в случае необходимости; создание эстетически оформленной, содержательной, информативной, разнообразной, динамичной среды детской жизни. [9, с.39]

Родители: участие в совместной практической деятельности с детьми и педагогами ДОУ; создание дома условий для повышения мотивации трудовой деятельности детей.

Администрация: обеспечение материальной базы проекта; создание условий для осуществления воспитательной работы по трудовому воспитанию дошкольников; создание имиджа и повышение статуса д/с в социуме.

2.2 Средства трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто»- он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез - игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Можно ли это делать в процессе игры? Конечно, нет. [6, с.190]

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к ТРУДУ, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход. [ с.191]

Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.

Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду (подробно работа по данному разделу воспитания рассматривается в рамках курса «Методика ознакомления детей с социальной действительностью»).

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий. Вот, например, стихотворение Ю. Тувима «Все для всех».

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.

Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом - тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропипима). По труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся дна- и видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было достаточно и они не утратили своей актуальности. Так, например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все же остальное - содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.

Помогает воспитанию желания трудиться музыка. В опыте наших болгарских коллег уже давно используется музыка как сопровождение труда детей. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

2.3 Совместная трудовая деятельность в детском саду

Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Актуальной задачей в настоящее время является формирование общей трудовой направленности и деятельности посредством правильной организации совместного труда детей со взрослыми.

Наблюдение за трудом взрослых, чтение художественных произведений о труде, рассматривание картин на эту тематику - вот та основа, которая формирует у детей представления о содержании понятий «трудолюбивый», «ответственный».

Для этого возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей.

Первый путь широко практикуется в детском саду - это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т. д. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек и т. п.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировав влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд.

В какой мере возможна организация труда взрослых при детях и даже совместно с ними, что это дает в воспитательном отношении и каковы принципы, конкретное содержание и формы подобной совместной деятельности взрослых и детей?

Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то ми имеем в виду такую работу, где дм детей достаточно нагляден либо результат труда (сделанная вещь, передок и чистота после уборки, стирки т. д.), либо конкретные трудовые действия (вскапывание земли, кормлении животных и т. п.). [7, с.29]

Под совместной работой подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель (и другие взрослые) выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п.), а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.

Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения работников детского сада, особенно помощника воспитателя. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают, труд которого систематически протекает на их глазах.

Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Однако самого примера еще недостаточно. Если помощник воспитателя делает что-то необычное, дети обращают внимание на это (мытье окон, чистка ковров пылесосом), но стоит этим процессам повториться несколько раз, как дети перестают их замечать. Поэтому все то, что потенциально содержится в труде взрослого (в данном случае в труде няни), не оказывает видимого воздействия на детей. [7, с.30]

Детям 3-4 лет самим трудно еще извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать.

Например, во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений или игрушки и т. д. Помощник воспитателя выступает не просто организатором детского труда, а трудится вместе с детьми, выполняет основную часть работы, более сложные дела. Так как рядом трудятся двое-трое детей, она может следить за их действиями и одновременно выполнять свою работу. Таким образом, помощник воспитателя может влиять на детей личным примером и в то же время становится организатором небольшой группы детей, приучает их самих к труду. Обучать всех детей навыкам, организовывать их работу, самому участвовать в труде - делать все это одновременно воспитателю трудно. Помощнику воспитателя же, которая соприкасается одновременно лишь с несколькими детьми, это посильно. Но для этого нужно, чтобы она получила соответствующие инструкции педагога.

Какое же воспитывающее влияние оказывает сотрудничество помощника воспитателя с детьми и при каких условиях оно будет действенным?

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Бодрый, энергичный темп работы помощника воспитателя, ее старательность возбуждают у детей стремление к труду. Но даже очень хороший пример няни не всегда действует на поведение детей, в силу неустойчивости их внимания, неумения вычленить важное. Разными способами приходится привлекать внимание ребенка к особенностям действий, выполняемых взрослым. Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий, что помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

Например, проговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приема недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите, - говорит воспитатель, - как тетя Шура чисто моет стекла, они блестят, сверкают», «Посмотри, как я держу щетку. Вот так надо сметать крошки». [7, с.31]

Труд, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. Не надо упускать из виду и того обстоятельства, что в этом труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди; это усиливает впечатления детей, полученные в детском саду

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Воспитатель обращает внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу, на слаженность работы, на взаимопомощь, на любовное отношение к делу. Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заряжаются его энтузиазмом. При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами:

труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым;

он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точек зрения;

в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника.

Естественность, жизненная целесообразность труда - это важнейшие условия успешной организации совместной деятельности детей и взрослых, которая может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий. При этом важно учитывать соответствие работы, требующей большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, однообразных действий.

Последнее требование - это осуществление естественного разделения труда между взрослыми и детьми. Следовательно, в работе должны быть

более сложные или более трудоемкие операции, которые по силам детям. Если этого нет, то совместной работы не получится: или трудится взрослый, а дети наблюдают, или, наоборот, все выполняют дети, а взрослый организует и направляет их работу. И то и другое в жизни может иметь место, но это уже не совместный труд. [7, с.32]

В процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и такое сочетание уровней активности взрослых и детей, степени их участия в труде, которое способствовало бы заимствованию ребенком опыта старших и в то же время побуждало его к самостоятельности в работе. Опыт показывает, что педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей при совместном выполнении работы может выступать в разных формах.

Гораздо более активны дети, когда взрослый начинает работу, постепенно втягивает в нее детей, а затем предоставляет им возможность действовать самим. Например, на участке сгребают на газонах листья, ветки, дети уносят их на носилках. Когда дети втянулись в работу, воспитатель незаметно отходит. Дети продолжают работать. Характер их действий явно говорит о подражании воспитателю. Воспитатель издали следит за детьми.

В ряде случаев есть и более сложное сочетание действий взрослых и детей: работу начинают взрослые, потом действуют дети, затем одновременно те и другие.

Организаторская роль воспитателя в коллективной работе с распределением труда значительно ответственнее. Ему приходится распределять работу, обеспечивать условия ее осуществления, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Возможность непосредственного сотрудничества с детьми резко снижается особенно в работе с детьми младших групп. Чтобы обеспечить это сотрудничество, воспитателю необходимо привлечь помощников, которые разделили бы с ним организационно-педагогическое руководство детьми. Если детей делят на две-три одновременно работающие подгруппы, то взрослым вполне удается руководить ими и одновременно выполнять часть работы.

Соотношение совместной работы с детьми и руководства разнообразной деятельностью меняется в зависимости от возраста детей, с которыми ведется работа, и от конкретного характера труда. В младших группах доминирует организационно-педагогическая функция взрослого. В средней и старшей группах возможность для взрослых выполнять какую-то часть труда зависит от характера трудового процесса, его емкости и сложности. [7, с.33]

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей. При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (беседы, рассказы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям, подобно им, хорошо трудиться. Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака - пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С. Михалкова - дяди Степы-милиционера.

Удивительно просто и глубоко говорит с детьми В. Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает - сделаем вместе». [11, с.41]

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Постепенное расширение и углубление знаний детей о труде взрослых можно проследить на примере неоднократного наблюдения с детьми постройки жилого дома. В первый раз дети наблюдают работу каменщиков - кладку стен, подноску кирпича. На следующей экскурсии дети увидели продвижение стройки - дом «вырос». Затем они наблюдали, как работали плотники, стекольщики, кровельщики, маляры. И вот в результате общей слаженной работы дом готов. [11, с.42]

Наблюдения за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Все это влияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны к элементарному пониманию общественной пользы своего труда. Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе с взрослыми, и получают удовлетворение от того, что и они что-то вносят в общее хозяйство детского сада, помогают взрослым.

Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У них постепенно будет формироваться психологическая готовность к труду.

3. Опытно-экспериментальное исследование трудового воспитания в ДОУ

.1 Содержание трудового воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении

Практическая часть курсовой работы была выполнена в МБДОУ №2 г. Гай Оренбургской области, состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Констатирующий этап. Задачи:

  • Выявить уровень трудовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
  • Определить воспитательные задачи, решаемые в процессе трудового воспитания детей в ДОУ.
  • Выявить методы и приемы трудового воспитания у дошкольников.

В первую очередь было проведено анкетирование воспитателей (14 педагогов). В анкете были следующие вопросы:

  1. Какое место в работе Вы уделяете трудовому воспитанию дошкольников?
  2. Какие виды труда чаще используете в работе с детьми?
  3. В каких формах труда чаще организуется труд дошкольников?
  4. Решению, каких воспитательных задач посвящается работа по трудовому воспитанию?

Воспитатели указали, что проводят работу по трудовому воспитанию систематически и планомерно. Работа организуется как в группе, так и на участке каждый день. В работе используются разные виды труда и формы организации. Но чаще - хозяйственно-бытовой труд.

Главными воспитательными задачами, решаемыми воспитателями в процессе труда детей являются «воспитание уважения к труду», «воспитание желания ценить труд», «воспитание трудолюбия, трудовых навыков, умений доводить начатое дело до конца».

Из устной беседы с воспитателями, мы выяснили, что основными условиями трудового воспитания педагоги считают систематичность трудового воспитания, как дома, так и в группе, совместный труд.

Затем были проведены опрос и наблюдения за детьми.

Исследованием были охвачены дети старшей группы детского сада. Всего в группе 18 детей. Цель опроса детей - выявить особенности отношения к труду, наличие трудолюбия.

Вопросы к детям:

  1. Нравится ли тебе трудиться, помогать или не очень нравится?
  2. Расскажи, как ты трудишься дома. Что делаешь?
  3. Если к тебе домой придет товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его поучил? Почему именно этой?
  4. Если мальчику или девочке говорят: «Ты очень хорошо потрудился» - что это значит, как ты думаешь?
  5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

Дети сразу начинали рассказывать, как они любят трудиться, доказывали, что они трудолюбивые.

Чтобы выявить трудовую воспитанность у детей группы, мы провели наблюдения за трудом ребят (в утренний отрезок времени, на прогулке, вечером). Результаты опроса и наблюдений мы фиксировали в специальных листах, затем обобщили и представили в таблице.

Таблица 1 - Итоги наблюдений и опроса детей старшей группы на начало экспериментальной работы

Имена детейРебенок любит трудитьсяСтремится активно участвовать в разных видах трудаПроявляет интерес к результату своего труда и качеству трудаПонимает пользу своих трудовых действийПроявляет ответственность в трудовых делахАрина В+-++-+-+-Альфина К+-++-+_+-Артур Б-+-++_-Вася К+-++-+-+-Вера Ю.+-+__++-Гена Т.+-++-+-+-Галя С.+-++Инна П.++-+_Лариса Т.+-+_+-+-+_Лена Д.+_++_+-+-Наиля Ю.+++_++-Олеся Ю.+-+_++-Павлик М.+_-+-Расиля Т.+_-+-+_+-Рустам Ж.+++-++-Ренат Ю.+++-++Ракия С+++_+-+_Саша Р.+++_+-+Света И.+++-Эльвира Т.+-+-++-+-

Условные обозначения:

+ положительный результат

+-результат не стабильный

отрицательный результат

Мы выделили три уровня развития трудолюбия дошкольников: высокий, средний и ниже среднего. Данные критерии мы определили на основе учения Т.А. Марковой.

Таблица 2 - Критерии уровней развития трудовой воспитанности дошкольников

УровеньКритерии Ниже среднегоНеобходимо побуждение взрослых, чтобы ребенок начал трудиться. Ребенок не думает о конечном результате труда. В процессе труда легко отвлекается от порученного трудового задания. СреднийРебенок стремится принять участие в труде. Может многократно повторять привлекательные действия. Но в трудовых действиях необходимо эмоциональное побуждение. Труд больше находит отражение в игре. Ребенок понимает пользу своих действий.Высокий Интерес к труду у ребенка стойкий. Он стремится активно участвовать в реальных трудовых делах. Имеется установка на результат, интерес к результату, качеству работы. У ребенка сформировано понимание пользы своих действий, развито чувство элементарной ответственности за порученное дело.

Таблица 3- Уровни трудовой воспитанности дошкольников (констатирующий этап)

Уровни Количество детей, относящихся к определенному уровнюНиже среднего 50%Средний 34%Высокий 16%

В данной группе у детей преобладает уровень ниже среднего. Дети практически не понимают пользы своих трудовых действий, у них не развито чувство элементарной ответственности за порученное дело, не наблюдается постоянного интереса к труду. На высоком уровне развития трудолюбия всего 16% детей, на среднем - 34%, что, конечно же, недостаточно в старшей группе. Мы разработали экспериментальный план для старшей группы детского сада и провели работу с детьми.

3.2 Условия, формы, методы трудового воспитания старших дошкольников

Работу с детьми экспериментальной группы построили по четырем направлениям с учетом особенностей трудового воспитания детей этого возраста:

I Направление - совершенствование трудовых навыков и умений, повышение уровня самостоятельности детей;

II Направление - формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд;

III Направление - разъяснение детям зависимости между заданной целью и требованиями к ее исполнителю;

IV Направление - формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда.

Участвуя в работе, дошкольники не только приобретали трудовые и организационные навыки и умения, но и совершенствовали их качество. На это всегда нацеливала инструкция воспитателя перед началом работы, указания в процессе ее выполнения и оценка деятельности и результата.

Требования к качеству совершаемых действий осознавались детьми при подведении итогов работы. Роль оценки, которую мы использовали заключалась в том, что каждый раз мы пытались устанавливать зависимость качества результата от совершаемых ребенком действий. Эта связь для детей наиболее понятна, наглядна. Они сами отмечали, что, например, «коробка из-под настольной игры после ремонта выглядит красиво, потому что аккуратно и ровно отрезаны полоски, хорошо удален лишний клей» (Артур.); «кубики после мытья остались влажными, потому что их плохо вытерли» (Альфина.). Оценка трудовых действий побуждала детей повторить трудовые дела.

Мы всегда предъявляли к детям определенные требования в отношении способа выполнения, причем выбранный способ должен быть самым результативным. Но мы помнили, что труд не только исполнительская деятельность, но и творческая. Поэтому старались показать детям не один, а несколько способов выполнения задания, чтобы они могли проявить самостоятельность, инициативу.

Знакомя детей с различными способами выполнения трудовой задачи, мы каждый раз показывали способ, наиболее рациональный к данным условиям. При этом мы учили предвидеть не только результат, но и выполнять задания. «Как можно иначе выполнить эту работу!», спрашивали мы у детей, которые помогали вырезать геометрические формы для занятия по математике. Дети отвечали по-разному. Олеся. сказала, что можно сделать с помощью линейки. СашаП. предложил сделать по трафарету, Света И. - путем сложения.

Иногда мы предлагали ребятам самим подумать, как следует выполнить задание. Показывали образец (поделку из бумаги, накрытый к обеду стол, сложенный в ящик строительный материал и т. п.), а дети должны были проанализировать его, определить способ выполнения и выполнить то, что им предложили.

Мы приучали детей анализировать трудовую задачу, устанавливать разнообразные связи (цель и материал, цель и способ выполнения, материал и способ выполнения и т. п.), обосновывать выбор способа действий, решать задачу несколькими способами, находить наиболее рациональный из них.

К концу года дети хорошо знали зависимость между содержанием труда (целью), организацией и способом его выполнения и имели соответствующие практические навыки, необходимые для достижения цели труда.

Мы обращали большое внимание детей на то, что и как надо делать, в какой последовательности. Показ способа выполнения нового процесса труда делали неполным и включали лишь наиболее сложные приемы работы. Например, мы поручали дежурным принять участие в подготовке необходимых материалов для занятия - разлить в розетки краску нескольких цветов. Объясняли детям: «Краску в каждой банке нужно предварительно помешать палочкой, чтобы она не была снизу густой, а сверху жидкой. Видите, как надо делать? (Показывали.) Потом аккуратно разлейте краску в розетки по количеству подносов. Вспомните, сколько краски или клея для занятия я разливала. Нужно разлить краску трех цветов». В объяснение включали требования к будущему, конечному результату труда. Мы подчеркивали практическую значимость работы, ее качество. Сообщили детям о том, что они будут готовить атрибуты для игры в почту: сумку и конверты. Предложили подумать о размерах сумки, чтобы в ней поместились все конверты, и склеить так, чтобы она была прочной. Эти приемы помогали детям представить результат, ориентировали на проявление смекалки и самостоятельности, побуждали к выбору формы, размеров изделия, способа выполнения задания и одновременно воспитывали ответственное отношение к труду, трудолюбие. Для трудового воспитания большое значение имели беседы с детьми перед трудом. Ведь труд в первую очередь мы использовали в целях воспитания детей. Их проведение позволяло нам не просто распределить работу между участниками, а учесть их интересы и желания. Мы всегда помнили, что у каждого старшего дошкольника особый интерес к отдельным видам труда. Поэтому мы стремились поручать детям тот участок работы, который ему по душе, где он сможет добиться лучшего результата. Например, детям дали задание сделать из засушенных цветов и листьев панно для украшения раздевальной комнаты малышей. Мы отметили, что окантовку картины следует поручить Ларисе: «Она умеет вырезать ровные полоски, аккуратно подклеивать». Выбрали Ларису не случайно. Девочка проявляет большой интерес к работе с бумагой. Так мы удовлетворили желание ребенка и одновременно улучшили качество выполненной работы.

Постепенно начинали привлекать детей к распределению общего труда, подчеркивая необходимость соблюдать правило: делить работу между товарищами нужно справедливо. При этом показывали разные способы распределения работы: очередность выполнения наиболее привлекательного труда (например, если раньше Саша мыл поддоны, то теперь он будет протирать стенки аквариума или вытирать пыль со стола, на котором стоит аквариум); использование считалки; желание ребенка участвовать именно и данном трудовом процессе и выполнять в нем определенное действие. В этом случае особенно ярко проявляются доброжелательность детей, умение считаться с интересами сверстником. Мы обязательно отмечали, как хорошо поступили ребята, доставив удовольствие товарищу.

Мы видели, что желание трудиться у детей связано с результатом труда. Когда дети видели, что у них все получалось, воспитатель доволен, то они хотели еще раз участвовать в этом труде. А это напрямую зависело от того, как это может совершать ребенок, от умения планировать труд. Поэтому в процессе труда мы учили подбирать материал, оборудование, организовывать рабочее место, распределять объем работы между участниками, определять способ ее выполнения.

С воспитанием у детей умения планировать свою деятельность формировались и их организаторские качества. Особенно наглядно это проявляется при организации собственного, индивидуального труда, а у некоторых детей и при совместной работе со сверстниками. Ребенок-организатор старался побудить товарищей к выполнению определенных действий, «заставить» подчиниться своим требованиям.

С приобретением трудовых навыков и организационных умений у детей формировался интерес к труду, трудолюбие, желание выполнять работу, результатами которой будут пользоваться окружающие люди.

3.3 Итоги экспериментальной работы

Цель контрольного этапа заключалась в измерении эффективности проведенной работы с детьми. Этот этап был проведен по методике констатирующего этапа. Полученные ответы мы обобщили в таблице.

Таблица 4 - Результаты, полученные на контрольном этапе (ЭГ)

Результаты опросаКонстатирующий этапКонтрольный этапДети отмечают, что им нравится трудиться, помогать другим людям39%77%Дети рассказывают, как они трудятся дома, что конкретно делают дома61%100%Дети рассказывают, какой работе они бы поучили товарища22%77%Умеют объяснить, что значит «хорошо потрудился» 50%100%Объясняют, что работу надо доводить до конца39%77%

На контрольном этапе увеличилось количество детей, которые считали, что трудовые задания надо доводить до конца (77%), умело объясняли, что значит «хорошо трудиться», умели рассказать о том, как трудятся дома. Здесь мы заметили, что большое значение имело как раз развитие трудовых интересов детей и учет их в работе. На этом этапе все дети ответили на поставленные вопросы. Затем мы провели наблюдения за детьми в трудовой деятельности. Результаты наблюдений представили в таблице.

Таблица 5 - Итоги наблюдений и опроса детей старшей группы на конец экспериментальной работы

Имена детейРебенок любит трудитьсяСтремится активно участвовать в разных видах трудаПроявляет интерес к результату своего труда и качеству трудаПонимает пользу своих трудовых действийПроявляет ответственность в трудовых делахАрина В+++++Альфина К++++_+Артур Б+-+++_+Вася К+++++Вера Ю.+-+++Гена Т.+-++++Галя С.+-++Инна П.+++Лариса Т.++_+++_Лена Д.+_++_++Наиля Ю.+++_++Олеся Ю.+++_++Павлик М.+_-++Расиля Т.+_+++_+Рустам Ж.+++++Ренат Ю.+++++Саша Р.+++_++Света И.+++

Мы также выделили уровни трудовой воспитанности

Таблица 6 - Уровни трудовой воспитанности у дошкольников (констатирующий и контрольный этапы)

Уровни Количество детей, относящихся к определенному уровнюКонстатирующий этапКонтрольный этапНиже среднего 50%16%Средний 34%50%Высокий 16%34%

Как видим, на контрольном этапе преобладает средний уровень трудовой воспитанности. Он повысился на 16%. Эти дети стремились принять участие в труде. Особенно им нравился труд, соответствующий их интересам. Часто для того, чтобы дети выполнили задание необходимо было эмоциональное побуждение к этому труду. Дети понимают пользу своих действий. Ниже среднего уменьшился на 34% (с 50% до 16%). И соответственно увеличился высокий уровень (на 16%). Данные дети отличались стойким интересом к труду. Они активно участвовали в разных трудовых делах группы и всегда это делали с большим удовольствием. Проявляли большой интерес к результату и качеству работы. Эти дети понимают пользу своих действий. Они ответственно относятся к порученному делу. Это подчеркивает педагогический эффект от проведенной работы в экспериментальной группе.

Таким образом, на основе выявленных особенностей трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста была построена система работы с детьми, предусматривающая разнообразные формы деятельности. В процессе трудовой деятельности развивались ценные качества: уважение к друг другу, взрослым людям, их труду, интерес к трудовой деятельности. Мы считаем, что используемые методы и приемы работы с детьми являются наиболее эффективными в трудовом воспитании дошкольников.

воспитание труд дошкольник

Заключение

Изучение вопросов трудового воспитания на ступени дошкольного детства - актуальная проблема. Над этой темой работали и мы. Анализ теоретической литературы показывает, что психологи, педагогики обратили свое внимание на данную проблему, рассматривают разные направления ее решения.

В ходе проведенного нами исследования гипотеза подтверждалась. Действительно, в старшем дошкольном возрасте возможно и целесообразно осуществлять процесс трудового воспитания детей. Успешность определяется учетом особенностей трудового воспитания детей, если помнить, что труд детей условен, используется в основном в целях воспитания, что он непроизводительный, поэтому требования к качеству иные, чем на других ступенях образования; если трудовое воспитание рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников; если учитывать в работе с детьми их интересы; если в работе с дошкольниками ориентироваться на их трудовые интересы.

В то же время существенное значение в решении задач трудового воспитания имеет организация педагогического процесса на основе совместной деятельности детей и взрослых.

В настоящем исследовании была определена и нами экспериментально проверена эффективность форм и методов по трудовому воспитанию дошкольников. Они также составляют те особенности осуществления трудового воспитания детей, которые учитывает педагог.

Трудовое воспитание является одной из важных задач на современном этапе дошкольного воспитания. Детскому саду - первому звену системы образования детей принадлежит организующая, направляющая роль.

Трудовое воспитание играет важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, в подготовке ребенка к школе. У детей формируются нравственные ориентиры, осознание полезности труда.

Список литературы

  1. Арнаутова Е. Родителям - о воспитании трудолюбия у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12
  2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. - М., 1983
  3. Буре Р. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. - 2013. - №4
  4. Витковский А. Воспитание у дошкольников трудолюбия // Первое сентября. - 2010. - № 2
  5. Воспитание дошкольника в труде // Под ред. Нечаевой В.Г. - М; 1983
  6. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
  7. История педагогики / Под ред. М.Ф.Шабаевой. - М., 1981.
  8. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М.: Просвещение, 1988. - 447 с.
  9. Камалина Н. Воспитывать трудолюбие // Дошкольное воспитание. - 1984. - №3
  10. Крохина С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе// Дошкольное воспитание. - 2010. - №3
  11. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - №9.
  12. Литвинович О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика.- 2010.-№4.- С.28-31.
  13. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Пед соч., Т.1». - М., 1978
  14. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой.-М.: Воспитание дошкольника, 2008.
  15. Нравственно - трудовое воспитание детей // Под ред. Буре Р.С. - 1987
  16. Нравственно - трудовое воспитание детей // Под ред. Буре Р.С. - 1987
  17. О трудовом воспитании. Хрестоматия. - М., 1983
  18. Программа «Детство»./ Под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. - Санкт - Петербург; 1996
  19. Павлова М.В. Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности //Дошкольная педагогика.- 2011.-№1.- С.37-39.
  20. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. - М; 1985
  21. Сайгушева Л., Панова К. Роль кружковой работы в досуговой трудовой деятельности старших дошкольников // Дошкольное воспитание.-2010.-№6.-С.107-111.Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М.; 1974
  22. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1985
  23. Терская В., Федосеева Л. Истоки трудолюбия // Дошкольное воспитание. - 1986. - №7
  24. «Успех». Примерная основная программа дошкольного образования/ Научные руководители Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010.

Приложение А

Пословицы и поговорки, рекомендуемые для использования в работе с детьми

  • Без денег и разума нет.
  • И мал золотник, да дорог.
  • Изведай человека на деньгах.
  • Золото не говорит, а чудеса творит.
  • Без хозяина деньги черепки.
  • Не по деньгам товар.
  • Деньги - крылья.
  • Не деньги нам, а мы их нажили.
  • Через золото слезы льются.
  • Больному и золотая кровать не поможет.
  • Лишние деньги - лишняя забота.
  • Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.
  • Разума много, да денег нет.

Приложение Б

Анкета для воспитателей

.Ваш возраст, образование, педагогический стаж.

2.Какое место в работе Вы уделяете трудовому воспитанию дошкольников:

  • осуществляете систематически и планомерно;
  • от случая к случаю (укажите, в каких случаях);
  • не предусматриваете.

3. Какие виды труда чаще используете в работе с детьми?

. В каких формах труда чаще организуется труд дошкольников?

. Решению каких воспитательных задач посвящается работа по трудовому воспитанию?

Приложение В

Список детей группы

  1. Арина В. - 6 лет, 8 мес.
  2. Альфина К.- 6лет, 9 мес.
  3. Артур Б.- 7 лет
  4. Вася К..- 7 лет 3 мес.
  5. Вера Ю. 6 лет,4 мес.
  6. Гена Т.- 6 лет, 8 мес.
  7. Галя С. - 6 лет, 2мес.
  8. Инна П. - 6 лет, 6 мес.
  9. Лариса Т. 7 лет, 3 мес.
  10. Лена П. - 7 лет.
  11. Наиля Ю. - 6 лет, 7 мес.
  12. Олеся Ю. - 6 лет, 2 мес.
  13. Павлик М. -6 лет 11 мес.
  14. Расиля Т. - 7 лет.
  15. Ренат Ю. -6 лет,11мес.
  16. Саша П. - 7 лет.
  17. Света И. - 6 лет, 5 мес.
  18. Света И. - 6 лет, 6 мес.

Похожие работы на - Педагогические условия трудового воспитания детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!