Особенности трудового воспитания студентов в УрФУ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,22 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности трудового воспитания студентов в УрФУ














РЕФЕРАТ

Особенности трудового воспитания студентов в УрФУ

Введение

трудовой воспитание студент

Современное общество испытывает влияние научно-технической революции. Активное заимствование как отечественных, так и зарубежных технологий привело к тому, что в настоящий момент в хозяйственных, социальных и национальных отношениях происходит быстрая смена прежних принципов, которые естественным образом влияют на мировоззренческие взгляды людей. Данные процессы сопровождаются, значимыми социальными изменениями и глубоким преобразованием человека, его разума, взаимоотношений. В связи с этим проблема сохранения традиционных ценностей во всем мире становится чрезвычайно актуальной. В то же время в век развития технических средств обучения и производства не утрачивается роль ручного творческого и самобытного труда. В таких условиях главной задачей является воспитание у молодежи трудолюбия, желания работать.

В связи с этим, необходимо определить понятие воспитания. «Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.» Одним из основных видов воспитания является трудовое воспитание, особенности которого рассматриваются в данной работе. Актуальность же тематики состоит в понимании того, что труд есть важнейшее средство воспитания, как было доказано выше. Так же можно отметить, что труд, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития личности, фактором гражданского становления.

Таким образом, для понимания особенностей трудового воспитания нужно рассмотреть современное общество в условиях рыночной экономики. Когда от человека требуется качественный и ответственный труд, трудовое воспитание становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Поэтому эффективное решение задач трудового воспитания и обучения в вузе представляет, в данный, момент одну из главных задач. Особенно это становится актуальным для молодежи, как будущего Российской Федерации.

Безусловно, молодежь, как особая социально-возрастная группа, является очень важной частью современного общества. Однако стоит отметить, что в настоящее время, в эпоху потребления, молодые люди часто не осознают важности трудовой деятельности. Одним из общественных институтов, который может осуществлять деятельность, направленную на формирование желания реализовывать свои потребности через труд как фактор воспитания, способствующий жизненному самоопределению, является, высшее учебное заведение. Вузы должны стремиться к активному включению студентов в трудовой процесс в системе общественно-трудовых отношений, дав им разнообразные трудовые навыки и сформировав способность трудиться. В настоящее время молодежь РФ составляет 27% от общей численности населения страны или 39, 6 миллионов молодых граждан. Из них почти каждый второй молодой гражданин получает образование, так например, в Уральском федеральном университете в настоящее время обучается около 57 000 студентов.

Чтобы подчеркнуть актуальность данной работы, нужно определить, кто обращался к исследованию «трудового воспитания». Так на протяжении всей истории педагогики не только А. С. Макаренко в «Педагогической поэме» и К. Д. Ушинский («Труд в его психическом и воспитательном значении») занимались проблемой трудового воспитания, но и другие выдающиеся педагоги, а также общественные и политические деятели отводили труду важную роль в процессе воспитания и обучения. В частности: И. Г. Песталоции Л. Н. Толстой (статья «О ручном труде»), Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер («Понятие трудовой школы»), Селестен Френе (идея трудовой школы), А.В. Луначарский, Д. Локк («Мысли о воспитании»).

Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский рассматривал труд во благо общества как высшую форму проявления человеческой сущности, как необходимое и важнейшее социальное условие для становления и развития личности. А. С. Макаренко называет труд могучим воспитателем. Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества и познания. Например, как писал А. С, Макаренко: «Участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда ».

Объект исследования - воспитание.

Предмет исследования - трудовое воспитание студентов в УрФУ.

Цель - рассмотреть особенности трудового воспитания студентов в УрФУ.

Задачи:

1.Проанализировать научные источники по теме исследования;

.Провести исследование по особенностям трудового воспитания студентов УрФУ;

.Разработать предложения по совершенствованию трудового воспитания студентов в УрФУ.

Методы исследования:

1.Вторичный анализ литературы и статистических материалов, статей журналов, а также сайтов сети Интернет по особенностям трудового воспитания;

.Сбор первичной информации при помощи анкетирования студентов, обучающихся в УрФУ.

. Теория трудового воспитания

Обратимся к определению трудового воспитания: «Воспитание трудовое - воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитания в труде».

Трудовое воспитание - процесс формирования творческой, трудолюбивой личности, умелого хозяина, который владеет соответствующими навыками и умениями, профессиональным мастерством, на основе современных знаний о рыночной экономике, может самостоятельно найти применение собственным знаниям, талантам в системе производства, науки, образования, формирования социальной активности и ответственности личности через включение ее в процесс трудовой деятельности.

.1 История возникновения и развития трудового воспитания

В зарубежной педагогике трудовое воспитание рассматривалось в системе всестороннего развития личности. Так Д. Локк(1632-1704 гг.), который первый заговорил о месте труда в воспитательной системе, считал необходимостью обучать детей ручному труду.

Д. Локк выводит цель трудового воспитания: воспитать в процессе труда нравственно воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена (светское - элитарное образование).

Д. Локк был сторонником принципа: в здоровом теле - здоровый дух. Поэтому содержание трудового воспитания должно сводится к тому, чтобы в его процессе было побольше свежего воздуха, побольше телесных упражнений, умеренность сна, устранение вина и всяких пряных и наркотических веществ в пище детей, поменьше лекарств, голова и ноги в холоде - условия гигиены, делающие тело крепким и способным служить душе.

В конце XVIII - начале XIX вв. швейцарский педагог Песталоцци сформулировал положения касательно проблем трудового воспитания. Для развития умственных и физических сил он предполагал соединить обучение с трудом. Песталоцци организовал «Учреждение для бедных», в котором дети разных возрастов обучались и работали на сельскохозяйственных фермах, прядильных и ткацких мастерских. Но воспитание в этом приюте имело свои недостатки - дети не могли получить глубокие знания в подобных условиях; к тому же идея о существовании приюта на условиях самоокупаемости оказалась несостоятельной. Его идеи о сочетании труда с обучением впоследствии сыграли важную роль в развитии идей трудовой школы.

Идеи о создании трудовой школе поддерживались многими зарубежными педагогами, такими как Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, Селестен Френе. Кершенштейнер видел цель трудового воспитания в выработке у детей важных гражданственных качеств, таких как старательность, честность, добросовестность.

Обратимся к отечественным педагогам. К. Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» разделял труд физический и труд умственный. Он отмечал, что наряду с физическим, умственный труд также необходим для развития здорового, нормального состояния человеческого тела. «Полезнее всего было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединялись в его деятельности». Ушинский говорит о цели воспитания - воспитание должно приготавливать человека к труду, развивать в нем привычку и любовь трудиться, и кроме того постоянно заботиться о том, чтобы открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд.

Его идеи нашли свое отражение в воспитательной системе А.С. Макаренко (1888-1939) - педагог и писатель, осуществивший беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-28, под Полтавой, с 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (1927-35, в пригороде Харькова).

А.С. Макаренко горячо выступал против извращений в вопросе о трудовом воспитании. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе

А.С. Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем: «В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей».

.2Сущность трудового воспитания

Эффективное и качественное решение задач трудового становления студенческой молодежи возможно лишь на основе включения ее в общественно полезный, производительный труд.

В высших учебных заведениях Российской Федерации решаются следующие, объединенные в книге Е.И. Бондарчука 2 группы задач трудового воспитания:

) Связанные с выработкой трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения трудовых действий:

-изучение основ наук, которые могут служить затем базой для приобретения профессии;

-усвоение элементов знаний, помогающих получить представление о научных основах современной индустрии;

-получение в процессе трудового обучения представлений о технике, об общих основах производительной деятельности людей, а также специальных знаний в области отдельных видов труда;

-выработка основных общетрудовых и специальных умений, необходимых для осуществления практической трудовой деятельности .

) Связанные с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов, которые способствуют осознанию будущими специалистами общественной и личной необходимости качества учебного труда, которое связанно с:

-формированием у студентов положительного отношения к труду любви к труду, как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

-воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и т.п.

-выявлением сущности личности; изучением появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности; познанием законов формирования личности в процессе труда;

-формированием дружественных отношений в процессе труда, нравственных принципов взаимопомощи;

-воспитанием уважения к людям труда и бережному отношению к результатам такого труда;

К задачам трудового воспитания может быть отнесено и воспитание основ трудовой культуры:

-умение содержать в порядке свое рабочее место и инструмент;

-умение правильно и рационально пользоваться инструментами труда;

-умение планировать и организовывать свою работу;

Воспитание через сформулированные задачи направленно не только на выработку у студентов умений и навыков трудовой деятельности, выбор дальнейшей профессии, но и на умение решать жизненные и трудовые проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.

Основы же трудового воспитания, как мы видим, закладываются в детстве. Поэтому А. С. Макаренко советует с раннего возраста приучать ребенка к труду, давать не разовые, а постоянные задания, чтобы дети несли ответственность за выполняемую ими работу.

1.3 Специфика трудового воспитания студентов

Воспитание молодежи в обществе является чрезвычайно важной и сложной проблемой. Ее сложность состоит в многообразии и многомерности влияний на личность студента, которые формируют его мировоззрение, волю, характер и побуждают к деятельности в различных направлениях социальной жизни. Одним из наиболее важных факторов всегда был труд.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, фундамент воспитания личности. Долг высшего учебного заведения - повышать в сознании учащихся авторитета честного, высокопроизводительного труда, стимулировать их к созидательной деятельности, вырабатывать стремление отдавать свои силы и энергию на пользу общества.

Формы трудовой коллективной деятельности:

а) некоторые предметы, на которых студенты познают процессы и навыки трудовой деятельности;

б) создание постоянных или временных звеньев для выполнения той или иной работы. Например, могут создаваться постоянные звенья по уходу за деревьями на территории вуза или по выращиванию цветов. Временные звенья создаются для выполнения эпизодической работы на стройке, промышленном предприятии, в колхозе или совхозе;

в) в практике вузов получили широкое распространение такие формы коллективной трудовой деятельности, как студенческие учебно-производственные бригады в колхозах и совхозах, студенческие производственные объединения в городах, производственные комбинаты, так сказать студенческие отряды;

г) внеучебные работы по трудовому воспитанию (оказание помощи ветеранам войны и людям пожилого возраста, организация различных кружков, факультативов, мероприятия) - волонтерство;

д) летняя трудовая практика студентов осуществляются в выбранных ими или предоставленных вузом предприятиях и учреждениях;

Также к формам трудового воспитания можно отнести: конкурсы, выставки предметов труда студенческого творчества, олимпиады, соревнования, и др.

В современной системе воспитания, труд позволяет наиболее полно раскрыть потенциал человека. У каждого человека есть индивидуальные склонности и природные задатки, которые, по мнению Л. Е. Сикорской, он может проявить в волонтерском движении.

Согласно определению Википедии, «волонтерство - это широкий круг деятельности, который включает традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение».

Можно сказать, что привлечение молодежи к трудовой деятельности создает новые возможности для трудового воспитания и развития личности. Волонтерская деятельность развивает личные качества человека, такие как милосердие, ответственность, уважение к окружающим, а также формируют навыки, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

Волонтерская деятельность в УрФУ начинает свою историю с 2003 года. Именно тогда было создано Студенческое добровольное движение «Пульс». В 2012 году это движение было переименовано в Студенческий центр волонтерства. Он предоставляет широкий спектр волонтерских мероприятий.

Отдельной отраслью является спортивное волонтерство в рамках сотрудничества с Центральным стадионом. Волонтеры помогают в проведении спортивных мероприятий на стадионе, предоставляя помощь в решении некоторых организационных вопросов.

Еще одной формой осуществления трудового воспитания являются студенческие отряды.

На данный момент в УрФУ существуют линейные студенческие отряды - «добровольное неполитическое объединение молодежи, образованное для совместной производственной, общественно-воспитательной и культурной деятельности». Существует несколько типов студенческих отрядов:

.Строительные отряды - в летний период выполняют строительные работы на основе трудовых соглашений с различными хозяйственными организациями;

.Педагогические отряды - студенты, входящие в них, работают руководителями детских коллективов в летних оздоровительных лагерях;

.Отряды проводников - работа проводниками пассажирских вагонов на железной дороге;

В состав Штаба Студенческих Отрядов УрФУ входит 38 студенческих отрядов, среди которых 29 строительных, 5 специализированных отрядов проводников, 4 педагогических отрядов. Общая численность студентов, занятых в деятельности этих отрядов, составляет 800 человек.

Моментом возникновения студенческих отрядов принято считать весну 1959 года, когда впервые студенты-физики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова поехали на Целину в Северо-Казахстанскую область (Булаевский район). Свердловский областной студенческий отряд осуществляет свою деятельность с 1964 года, когда 4 отряда УПИ и УрГУ выехали на освоение целинных земель в Казахстан.

Главной целью деятельности студенческих отрядов является воспитание зрелого слоя молодежи, решение проблемы их трудоустройства. Таким образом, отряды не только выполняют функцию воспитания и развития личности через труд, но и предоставляют возможность приемлемого для студента трудоустройства и неплохого заработка. К примеру, средняя зарплата в 2006 году в строительном отряде составила около 10-15 тыс. руб., в отряде проводников - около 6 тыс. руб., а в педагогическом - около 2 тыс. руб..

Каждый отряд - это коллектив со сложившимися устойчивыми связями, социальными ролями. В нем есть место не только для труда, но и для творчества. В каждом коллективе есть свой руководитель творческой группы. Это обязательная должность, так же как руководитель песенной и танцевальной группы. Отдельную роль в творческой деятельности отряда играет гитарист. Это неотъемлемая часть коллектива, он зачастую учится играть на гитаре, уже став членом отряда.

Можно сказать, что студенческие отряды в УрФУ следуют принципам трудового воспитания А. С. Макаренко - осуществляя трудовую деятельность, студенты видят в нем элемент творчества, источник вдохновения.

Выводы по первой главе:

.Проанализировав литературу на тему «Трудового воспитания», можно сделать вывод, что это тема достаточно разработана:

.1.Один из великих советских педагогов А.С. Макаренко говорил, что главным фактором в педагогической системе является труд;

.2.В зарубежной же педагогике Д.Локк видел цель трудового воспитания: воспитать в процессе труда нравственного, воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена.

.3К. Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» разделял труд на физический и умственный.

.Тема трудового воспитания студентов недостаточно разработана, так как исследователи (кто занимался особенностями трудового воспитания) уделяют внимание более обширной социальной группе - молодежи, возрастные рамки которой от 14 до 30 лет. Студенчество входит в эту группу, но как отдельный предмет исследования не выделяется.

.Проанализировав определения «трудового воспитания» великих педагогов, как Макаренко, Локка, Ушинского, Песталоцци можно сделать вывод, что особенность трудового воспитания студентов заключается в целенаправленной ориентации на получение профессиональных навыков.

.Проанализировав труды: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Д. Локка, И. Г. Песталоцци и других о трудовом воспитании, можно сделать вывод, что в отличие от трудового воспитания в семье или в школе, трудовое воспитание в университете носит добровольный характер, основано на понимании самих студентов необходимости трудиться.

.Поскольку тема «Особенности трудового воспитания студентов» недостаточно развита в педагогике, то интересно было бы провести исследование на эту тему.

2. Исследование особенностей трудового воспитания студентов УрФУ

.1 Организация и проведения исследования

Для исследования эффективности организации трудового воспитания в УрФУ был выбран метод анкетирования с механической обработкой данных. Анкета предоставлена в Приложении 1. Анкетирование проводилось с 15.12.2013 по 20.12.2013.

Вопросы анкеты можно разделить на три блока:

Первый блок (вопросы №1,2,3,4,8,9,22,23,24) включает в себя вопросы, связанные с определением уровня трудового воспитания у студентов.

Второй блок (вопросы №5,6,7,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21) включает в себя вопросы, направленные на выяснение осведомленности студентов о видах трудовой деятельности в университете, их отношения и причастности к проводимым мероприятиям с трудовым уклоном.

Третий блок (вопрос №24) предлагает студенту написать о своих пожеланиях по улучшению методов и форм трудового воспитания в УрФУ.

В результате анкетирования было опрошено 26 студентов УрФУ (в выборку попало 11 студентов ФТИ и 15 студентов ИВТОиБ, что непринципиально в связи с разнообразием полученных ответов). Статистические результаты представлены в Приложении 2.

2.2Итоги исследования

1.Студенты не понимают, что такое трудовое воспитание, из 26 опрошенных четко и верно никто не смог написать, в чем смысл трудового воспитания.

.58% студентов, считают, что трудовое воспитание играет важную роль в их развитии.

.46% студентов, считают, что субботники не стоит проводить, а у больше половины из них есть другие дела. По мнению респондентов, субботники отвлекают от других важных дел.

.96% студентов работают по дому, семья им заложила любовь к труду в доме.

.76% студентов считаю, что в УрФУ не нужна обязательная отработка.

.77% студентов говорят, что в Устав УрФУ не нужно вводить отработку, как одну из обязанностей студента.

.73% студентов считают, что преподаватели должны призывать к труду, но 42% респондентов считают, что преподаватели не призывают к труду.

.58% студентов ответили, что занимаются внеучебной деятельностью, например 40% из них занимаются волонтерской деятельностью.

.50% студентов ответили, что они не могут заниматься добровольной деятельностью в УрФУ,так как это отнимает много времени.

.69% студентов не бросают,/оставляют мусор в неположенном месте.

.Большинство студентов порекомендовало по улучшению методов трудового воспитания в УрФУ - денежное вознаграждение.

Таблица №1

Великие людиЦитатыРезультаты исследованияА.С. Макаренко«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры».73% студентов считают, что не нужна обязательная отработка (труд) в УрФУ.К.Д. Ушинский«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».58% студентов, считают, что трудовое воспитание играет важную роль в их развитии. И.Г. Песталоцци«Труд очень важен для воспитания человека. Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Посильная трудовая деятельность способствует развитию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных качеств личности».Большинство студентов не знают, что включает понятие трудовое воспитание. 58% из тех кто не посещает субботники, ответили, что у них много других дел, кроме субботников.Л.Н. Толстой«Труд, труд. Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь». 77% студентов говорят, что в Устав УрФУ не нужно вводить отработку, как одну из обязанностей студента.

Опрошенные студенты не стремятся следовать высказываниям великих людей, студенты не придерживаются постулатов о труде, считая, что никаких обязательных отработок не нужно, потому что и так много дел. Студентам нужно научиться развивать себя через труд (труд на благо университета).

.3 Рекомендации по улучшению трудового воспитания студентов в УрФУ

Проанализировав полученные данные, представляется целесообразным разработать рекомендации для студентов и администрации вуза по организации трудового воспитания:

Администрации УрФУ:

1.Для повышения уровня трудового воспитания необходимо внести в Устав УрФУ трудовые обязанности для университета, как одну из обязанностей студента.

2.На регулярной основе пропагандировать студентов к добровольной трудовой деятельности, призывать к труду (это должны делать преподаватели).

Студентам УрФУ:

.Не отлынивать от посещения обязательных субботников, которые проводит вуз.

.Больше заниматься внеучебной деятельностью, например волонтерством.

.Быть неравнодушными по отношению к другим, указывать на их ошибки (бросают мусор в неположенном месте) и помогать их исправить.

Разнообразным общественным организациям (например, Профсоюзу):

.Привлекать студентов к добровольной трудовой деятельности, посредством примера. Предлагаю Профсоюзу начать добровольную трудовую деятельность с себя и показать, как труд сплачивает.

.Агитировать студентов УрФУ к труду с помощью плакатов и распечаток, как это было в СССР.

Участникам образовательного процесса:

.Быть неравнодушными по отношению к другим, указывать на их ошибки (бросают мусор в неположенном месте) и помогать их исправить.

Семье:

.Прививать любовь к труду с детства, с помощью поручений и обязательств по дому.

.На своем примере показывать ребенку важность труда в жизни и развитии человека.

Для саморазвития:

.Больше читать художественной литературы, так как каждая книга тебя чему-то учит (например, учит любить труд). Лень и ничегонеделанье в литературе осмеивается, а так же в самой жизни не приветствуется.

Заключение

Изучив информационные и научные источники по теме исследования, была выявлена специфика трудового воспитания студентов, также было проведено исследование по выявлению реализации трудового воспитания в УрФУ. В результате было выяснено, что университет предоставляет студентам достаточно возможностей для воспитания их в процессе трудовой деятельности, но студенты этой возможностью не пользуются. В связи с этим были разработаны рекомендации для администрации Уральского федерального университета и студентов. Администрации было рекомендовано внести в Устав УрФУ отработку для университета, как одну из обязанностей студента, на регулярной основе привлекать студентов к добровольной трудовой деятельности (это должны делать преподаватели). Призывать к труду. Студентам было рекомендовано посещать обязательных субботников, которые проводит вуз. Больше заниматься внеучебной деятельностью, например волонтерством. Предполагается, что при соблюдении всех рекомендаций будет увеличен уровень трудового воспитания студентов в УрФУ.

Список литературы

1.Бондарчук Е.И, Основы психологии и педагогики: Курс лекций. - К.:МАУП, 1999 163 с.

2.Васильева З. И. и др. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Андреева И.Н., Буторина Т.С., под ред. З. И. Васильевой. 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 432 с.

.Виилма Л. Душевный свет. Екатеринбург: У-Фактория, 2001. - 232 с.

.Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург, 2006

.Ильина Т.А, Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение,1984 г. 496 с.

.Манхейм К. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994

.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 576 с.

.Харламов И.В., Педагогика: Учебное пособие.- М. «Высшая школа»., 1990, 520 с

.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.https://www.makeureal.kazan2013.com/about/1

.#"justify">.http://bse.sci-lib.com/article112547.html

Похожие работы на - Особенности трудового воспитания студентов в УрФУ

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!