Контроль издержек обращения
ФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
кафедра "АУДИТ И КОНТРОЛЬ"
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Основы финансового контроля»
Тема:
«Контроль издержек обращения»
Выполнила:
студентка 4 курса
Жилина
А.Д.
специальность
Финансовый менеджмент
группа
ЗБ3-МН421
Преподаватель
доцент,
к.э.н. Черненькая И.Г.
Москва,
2015 г.
План
Введение
.
Издержки обращения. Виды и задачи контроля
.
Правовые нормы контроля
.
Синтетический учет
.
Этапы контроля
.
Документальное сопровождение контроля
.
Ошибки при ведении контроля издержек обращения
Заключение
Список
литературы
Введение
В современных условиях рыночной экономики, когда
миллионы различных групп товаров производятся, распределяются и попадают к
своему конечному потребителю, все большее значение приобретает функция контроля
издержек товарооборота. Для корректного анализа деятельности любой организации
необходимо учитывать каждый рубль, вложенный в дело. Изменение структуры и
величины издержек обращения существенно влияют на финансовый результат
деятельности организации. А поскольку любая компания стремится к улучшению
показателей и повышению стоимости для акционеров, вопрос о контроле издержек
обращения является очень актуальным. В данной контрольной работе будут рассмотрены:
цели контроля, нормативы, процедуры, а также типичные ошибки контроля издержек
обращения.
1. Издержки обращения. Виды и
задачи контроля
Издержки обращения - это
расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до
потребителя, выраженные в стоимостной форме. Они планируются, учитываются и
показываются в отчетности как в абсолютных суммах - в тыс.руб., так и в
относительных величинах - в процентах к товарообороту.
Уровень издержек обращения -
это отношение суммы издержек обращения к величине товарооборота, выраженное в
процентах. Этот показатель характеризует качество работы торговой организации.
Чем лучше работает торговая организация, тем ниже уровень ее издержек
обращения, и наоборот.
Подобно двум группировкам затрат
на производство (себестоимости) в производственных организациях, существует две
группировки издержек обращения:
§ по экономическим
элементам;
§ по статьям
издержек.
Группировка издержек по
элементам является стандартной, единой и обязательной для всех торговых
предприятий. В состав издержек обращения включаются следующие элементы.
Группировка издержек обращения
по элементам, показывающая экономическое содержание затрат, не дает возможности
выявить направление и целевое назначение отдельных затрат. В связи с этим имеет
место потребность в планировании, учете и анализе, а в общем, контроле издержек
обращения по отдельным статьям.
В настоящее время используется следующая
номенклатура статей издержек обращения:
§ Транспортные расходы.
§ Расходы на оплату труда
<http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/oplata-truda.html>.
§ Отчисления на социальные нужды.
§ Амортизация основных фондов.
§ Расходы на ремонт основных средств.
§ Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений,
помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта.
§ Затраты по оплате процентов за пользование
займами.
§ Износ санитарной и специальной одежды,
инвентаря.
§ Расходы на топливо, газ, электроэнергию для
производственных нужд.
§ Расходы на хранение, подработку, подсортировку и
упаковку товаров.
§ Расходы на рекламу.
§ Расходы на тару.
§ Отчисления в фонд подготовки кадров.
§ Внутрихозяйственные отчисления.
§ Земельный налог
<http://www.grandars.ru/student/nalogi/zemelnyy-nalog.html>.
§ Прочие расходы.
Классификация издержек
обращения по статьям дает возможность определить их структуру, а также выявить
наиболее значительные статьи расходов.
Целью бухгалтерского учета
издержек обращения является объективное отражение расходов, правильное их распределение
по периодам и статьям, своевременное предоставление информации, необходимой для
контроля за расходами и принятия управленческих решений.
Основные задачи контроля издержек обращения:
§ проверка обоснованности сметы
издержек обращения;
§ проверка выполнения
плана (соблюдения сметы) по издержкам обращения и определение отклонений от
плана;
§ определение влияния
отдельных факторов на сумму и уровень издержек обращения;
§ выявление резервов
снижения издержек обращения и разработка мероприятий по мобилизации, т. е.
использованию этих резервов.
Переменные и условно-постоянные
издержки
По отношению к изменению объема
товарооборота издержки обращения подразделяются на две группы:
§ переменные издержки, величина
которых зависит от изменения объема товарооборота;
§ условно-постоянные
издержки, практически не зависящие от изменения величины товарооборота.
Условно-постоянные издержки
обращения включают в себя: расходы на аренду и содержание зданий, амортизацию
основных фондов, расходы на их ремонт, повременную заработную плату,
внутрихозяйственные отчисления и др.
К переменным издержкам
обращения относятся следующие их виды: транспортные расходы, сдельная
заработная плата, расходы по операциям с тарой, проценты за пользование
кредитами и займами и другие.
За подобными издержками
необходим более тщательный контроль, поскольку нестандартные, а тем более
разовые, операции для организации могут быть связаны с повышенными расходами.
Сокращение издержек обращения, улучшение
результатов деятельности организации - все начинается с своевременного и
тщательного контроля.
. Правовые нормы контроля
В законодательстве Российской Федерации широко
освещены нормативы по бухгалтерскому учету, аудиту, в частности и к учету
издержек обращения. Основная информация по определению расходов содержится в
Налоговом Кодексе РФ 05.08.2000 N 117-ФЗ/Глава 25. Налог на прибыль
организаций/Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям.
Статья гласит, что налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и
розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (издержки обращения) с
учетом следующих особенностей.
В течение текущего месяца издержки обращения
формируются в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ. При этом в сумму
издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя
товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего
месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения
товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится
стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При
этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с
учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Таким образом,
компании предоставляется некое право отношения подобных расходов на
себестоимость товара.
Особенности бухгалтерского учета издержек
обращения отражены в:
· Положения по бухгалтерскому учету
(стандарты);
· Нормативные документы Минфина
России: - приказы - методические рекомендации (указания) - инструкции -
комментарии - письма;
· Нормативные документы других
министерств и ведомств;
· Приказ по учетной политике организации; другие
рабочие документы организации.
. Синтетический учет
Синтетический учет издержек обращения
организуется на активном финансово - результативном счете 44 «Расходы на
продажу», соответствующих субсчетах. По дебету счета 44 "Расходы на
продажу" накапливаются суммы произведенных организацией расходов,
связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются
полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании
подлежат распределению:
· в организациях, осуществляющих
промышленную и иную производственную деятельность, торговую и иную
посредническую деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку;
· в организациях, заготавливающих и
перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15
"Заготовление и приобретение материальных ценностей" (расходы по
заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 "Животные на выращивании
и откорме" (расходы по заготовке скота и птицы).
Все остальные расходы, связанные с продажей
продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость
проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Аналитический учет по счету 44 "Расходы на
продажу" ведется по видам и статьям расходов.
. Этапы контроля
Предварительный контроль издержек обращения
осуществляется до совершения операций по производству расходов путем
предварительной проверки смет, договоров, товарных и денежных документов и т.
п.
Цель предварительного контроля - предотвращение
действий должностных лиц, в результате которых может быть нанесен организации
материальный ущерб.
Предварительный контроль должен осуществляться
руководителями торговых организаций и предприятий, а также главными
бухгалтерами или лицами, ими уполномоченными. Главным бухгалтерам предоставлено
право предварительно рассматривать и контролировать все денежные, товарные и
расчетные документы, которыми оформляются операции по производству расходов.
Они обязаны при этом широко использовать предоставленное им право подписи на
документах, оформляющих расход материальных и денежных средств. Расходные
документы бухгалтер должен подписывать лишь после того, как удостоверится, что
расходуемые средства предусмотрены в смете, а их расход является законным и
хозяйственно целесообразным.
Руководители и главные бухгалтеры несут
ответственность за соблюдение сметно-финансовой дисциплины.
Текущий оперативный контроль за расходами
осуществляют в процессе совершения хозяйственных операций работники предприятий
и организаций, ответственные за их совершение: заместители главных бухгалтеров,
агенты, экспедиторы, материально-ответственные лица, работники
контрольно-ревизионных служб и др. С целью своевременного взыскания
произведенных расходов с поставщиков и транспортных организаций, например,
товарных потерь, происшедших по их вине, необходимо осуществлять текущий
контроль за своевременным предъявлением к ним претензий. Такой контроль должен
осуществляться начальниками отделов централизованных бухгалтерий и
учетно-контрольных групп.
Последующий контроль осуществляется после совершения
хозяйственных операций. Такой контроль становится возможным в результате
отражения расходов на синтетических и аналитических счетах и обобщения данных
учета в отчетных формах. Этот контроль проводится путем анализа хозяйственной
деятельности, посредством документальных ревизий и проверок, осуществляемых
органами внутриведомственного, финансового, народного и общественного контроля.
Предварительный, текущий и последующий контроль
издержек обращения позволяет выявить резервы их дальнейшего снижения.
. Документальное сопровождение контроля
Первичными документами по проведению процедуры
контроля издержек обращения являются:
· счета поставщиков товаров, товарно-транспортные
накладные, акты на текущий ремонт основных средств, табели учета рабочего времени,
приказы, наряды для начисления заработной платы;
· счета, предъявленные за оказание
услуг (за электроэнергию, отопление, водоснабжение, канализацию, за охрану
объектов, за рекламные объявления. дератизацию);
· расчет начисления амортизации
основных средств;
· акт на списание МБП, накладные на
передачу их в эксплуатацию;
· авизо на списание процентов за
кредит согласно договоров;
· материалы инвентаризаций и проверок;
· акты на списание товаров;
· расчеты налогов;
· авансовые отчеты и другие документы.
Задачей бухгалтера является своевременная
проверка всех документов, правильность заполнения реквизитов, начисления НДС,
наличия подписей уполномоченных лиц, печатей; правильное разнесение расходов по
статьям бухгалтерского учета.
По завершении процедуры анализа и контроля можно
эффективно применять в процессе управления издержками обращения, следующие
операции:
· составление нормативных смет издержек обращения
в разрезе выделенных центров ответственности (магазинов) с учетом изменений
норм на начало текущего периода;
· раздельный учет издержек обращения
по нормам и отклонениям от норм;
· учет изменений норм;
· составление отчетных смет.
6. Ошибки при ведении контроля издержек
обращения
Основными ошибками при ведении учета издержек
обращения являются:
· несоответствие применяемого метода учета затрат
методу, зафиксированному в учетной политике;
· некорректная корреспонденция счетов
при отражении операций но учету расходов;
· искажение величины расходов
вследствие арифметических ошибок при расчете амортизационных отчислений по
основным средства, нематериальным активам, расходов на оплату труда и др.;
· необоснованное отнесение расходов к
расходам будущих периодов;
· отсутствие первичных документов при
отражении расходов;
· формальное проведение инвентаризации
незавершенного производства;
· несвоевременное отражение расходов в
бухгалтерском и налоговом учете;
· неправильное формирование расходов
по бартерным (товарообменным) сделкам;
· несоотнесение расходов организации с
доходами;
· неправильная оценка остатков
незавершенного производства;
· неправильное разграничение расходов
по отчетным периодам;
· необоснованное (без документального
оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат.
Включение в себестоимость продукции затрат,
имеющих долговременный (капитальный, инвестиционный) характер приводит к
занижению предприятием налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль.
Поэтому не могут быть отражены на счетах затрат на производство расходы:
· по созданию новых и совершенствованию
применяемых технологий, а также по повышению качества продукции, связанные с
проведением научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ,
созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства;
· по созданию и совершенствованию
систем и средств управления капитального (инвестиционного) характера. К их
числу, например, относятся затраты по созданию автоматизированной системы
управления производством (программы анализа финансового состояния предприятия,
программы бухгалтерского учета и пр.) или приобретению прав на ее эксплуатацию.
Данные затраты следует относить на счет 04 "Нематериальные активы";
· на проведение модернизации
оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов.
Последнее положение нарушается предприятиями
особенно часто. В ходе аудиторских проверок, а также проверок налоговыми
органами очень часто выявляются случаи, когда, независимо от того, что смета
составлена на проведение капитального ремонта, из нее следует, что проводимые
работы относятся к расширению, реконструкции или техническому перевооружению
действующего предприятия.
Несвоевременное исправление ошибок на
рассматриваемом участке контроля может привести к неприятным последствиям при
аудиторской проверке. Поэтому так важно контролировать каждую хозяйственную
операцию, сопровождаемую издержками обращения.
Заключение
Главный мотив деятельности любого предприятия в
рыночных условиях -максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой
стратегической цели во всех случаях ограничены издержками обращения и спросом
на реализуемую продукцию.
Издержками обращения называются выраженные в
денежной форме затраты по планомерному доведению и реализации товаров
потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли,
транспортирование, хранение, упаковку, посротировку и подготовку товаров к
продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации товаров, на
управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов
торгово-финансовой деятельности, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений,
помещений, оборудования и легкового транспорта, а также расходы на рекламу.
Задачи анализа издержек обращения состоят в том,
чтобы дать общую оценку выполнения плана издержек обращения, как в целом, так и
в разрезе статей, установить факторы и размеры их влияния на уровень издержек
обращения и разработать мероприятия по мобилизации выявленных резервов в ходе
анализа.
Анализ издержек обращения проводится по данным
статистической и бухгалтерской отчетности, материалам текущего учета, первичным
документам, внеучетным источникам информации и личным наблюдениям.
Оптимизация издержек обращения всегда являлось
важнейшим вопросом в экономике. Решению этой задачи в частности способствует
хорошо налаженный учет издержек обращения, их контроль и анализ.
Для повышения эффективности анализа и контроля
издержек обращения можно предложить организациям следующие мероприятия:
· полная автоматизация всего учетного процесса
издержек обращения;
· своевременно и надлежащим образом
оформленная первичная документация;
· при планировании издержек обращения
должны быть обеспечены единство и сопоставимость показателей издержек в плане,
учете и отчетности.
· сокращение звенности товародвижения,
простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ;
· сокращение и ликвидация потерь
продукции и потерь по таре;
· усиление контроля за расходами в
разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, не работающих на отдачу;
· повышение ответственности трудового
коллектива за качество работы, за обеспечение ритмичности завоза и
бесперебойной продажи товаров;
Реализация предложений по совершенствованию
учета и по мобилизации резервов снижения издержек обращения, выявленных в ходе
анализа, позволит усилить контроль за издержками обращения и привести их к
оптимальному уровню.
Список литературы
1. С.Н.
Третьяк, О.В. Кузнецова, Т.В. Артеменко - КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ЧАСТЬ II.
Основы экономики и ценообразования - Хабаровск: ДВГУПС, 2000.
. Баскакова
О.В. «Экономика организаций (предприятий)»: Учебное пособие - Москва, 2007 г.
. Чернов
В. А. Анализ в торговле // Аудит и финансовый анализ. - 2009г.
. Все
положения по бухгалтерскому учету. - М.: Главбух, 2002.