Инвентаризация, порядок ее проведения и отражение ее результатов в учете
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
.1
Понятие и цели инвентаризации
.2
Классификация инвентаризаций, проводимых в организации
.3
Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств
ГЛАВА
2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА
И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
.1
Порядок проведения инвентаризации в организации
.2
Документальное оформление инвентаризации
.3
Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
ГЛАВА
3. ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ТАЛГАРСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
.1
Технико-экономическая характеристика Талгарского экономического колледжа
.2
Порядок проведения инвентаризации в Талгарском экономическом колледже
.3
Отражение результатов инвентаризации в Талгарском экономическом колледже
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассматривается один из
элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень
актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля за
сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины,
правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным
обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными
в результате ее проведения.
Целью курсовой работы является изучение
инвентаризации.
Для достижения цели были поставлены и решены
следующие задачи:
изучить понятие инвентаризации;
охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
рассмотреть порядок проведения и документальное
оформление инвентаризации на примере Талгарского экономического колледжа.
Предметом данной курсовой работы является
инвентаризация, а объектом - порядок проведения инвентаризации в Талгарском
экономическом колледже.
В курсовой работе используются следующие методы:
синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения и расчетный метод.
Инвентаризация лежит в основе бухгалтерского
учета, и без нее очень трудно представить работу бухгалтера.
Инвентаризация как метод бухгалтерского учета
насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово
"инвентаризация" появилось в 1931 г. в журнале "Вестник Академии
наук" (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет,
учет, переучет и т.п.
Инвентаризация (от лат. inventarium - опись имущества)
- сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности
организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится
уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных
резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под
обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким
образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально
подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их
состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны
быть адекватны фактическому положению дел.
Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху
Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по
цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и
определения размера налогов (на наследство, а впоследствии - на имущество).
Идеи Жака Савари о контрольной функции
инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через
обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского
учета), изложенные в 1675 г. нашли преломление спустя многие годы в период
динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной
перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни
периодически проводились физические сплошные или тематические инвентаризации.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой
главе рассматривается понятие, цели, виды и сроки инвентаризации. Во второй главе
речь идет о порядке проведения и документальном оформлении инвентаризации. В
третьей главе рассматривается проведение инвентаризации на примере Талгарского
экономического колледжа.
Для облегчения понимания и наиболее полного
раскрытия темы были приведены формы первичной документации, используемые при
проведении инвентаризации.
В курсовой работе используются такие источники
информации как нормативные акты, законы, учебные пособия.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СРОКИ
ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
.1 Понятие и цели инвентаризации
Инвентаризация - это проверка
наличия имущества
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F>
организации и состояния её финансовых
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B>
обязательств
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>
на определённую дату путём сличения фактических <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%82>
данных с данными бухгалтерского учёта
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%85%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D1%87%D1%91%D1%82>.
Это основной способ фактического контроля
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F>
за сохранностью имущественных ценностей и средств.
Целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия
имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но
числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности; а также
выявление неучтенных объектов;
определение фактического количества
материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
сопоставление фактически полученных
данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического
учета (выявление излишков и недостач);
проверка полноты и правильности
отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки
товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического
физического состояния. В Законе о бухгалтерском учете подчеркивается необходимость
подтверждения правильности и достоверности оценки имущества и обязательств, а
не возможность для руководителя организации устанавливать по результатам
инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает правильной и
достоверной;
проверка соблюдения правил
содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных
активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей,
ценных бумаг, денежных средств.
1.2 Классификация инвентаризаций
Самая подробная классификация
инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро
д'Альвизе. Он выделил восемь классификационных оснований: по объему (полные,
частичные); по принадлежности (имущество в организации и вне ее); по цели
(вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по
последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); по субъекту
(ординарные - инициатива собственника; экстраординарные - инициатива внешних
органов: судебных, финансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и
доказательные); по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные);
по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу
проведения.
Разберем подробнее эти
классификации.
По объему, разделить инвентаризации
очень трудно, ибо совершенно не ясно, что такое полная инвентаризация.
Объективный критерий тут один - тотальная проверка наличия всего имущества,
имеющегося в стране, как в организациях, в учреждениях, так и у всех граждан.
Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая
инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновременно полный характер.
Отсюда вытекают два вывода первостепенной важности:
• степень полноты инвентаризации
задается субъектом ее назначающим;
• частичной инвентаризация может
быть признана только по отношению к ранее заданной полной инвентаризации.
Допустим, директор организации решил
проверить все имущество фирмы - это полная инвентаризация, но если он решил
проверить только имущество магазина № 2 - это будет частичная инвентаризация по
отношению к полной, но, предположим, что было решено проверить только наличие
товаров в магазине № 2 - это будет частичная инвентаризация по отношению к
предыдущей, которая, в этом случае, автоматически становится полной. Более
того, возможно, что принято решение проверить только определенные виды товаров.
Такая проверка будет частичной по отношению к предыдущей, которая в этом случае
рассматривается как полная.
Каждая отдельная, так называемая
частичная инвентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, является
полной.
Например, поставлена задача провести
инвентаризацию товаров в магазине № 2. Если она проводится сплошным методом, то
необходимо пересчитать и перемерить всю товарную массу, но если речь идет о выборочном
методе, то проверяют: или только дорогостоящие товары; или товары, пользующиеся
повышенным спросом; или залежавшиеся товары; или самые модные товары; или
делается механическая выборка. К последнему виду следует отнести перманентную
инвентаризацию, когда ежедневно механически выбираются несколько наименований
товаров и проводится их проверка.
В настоящее время имеет место
монетарная выборка, при которой проводится строгое разграничение между
фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица
совокупности. В данном случае, применительно к товарной массе, единицей
наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или
стоимостные, или натуральные величины.
По принадлежности предполагается
прежде всего установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в
аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно,
получил ли он это имущество и т.д.
Однако гораздо важнее установить при
инвентаризации, о каком имуществе идет речь: о том, которое находится во
владении организации, или о том, которое находится в его собственности. Обычно
инвентаризация преследует первую задачу - она достигается проще, но вторая
задача важнее, особенно с позиций юридической мантии.
По цели, которую ставят администраторы,
назначающие инвентаризацию выделяют:
а) вступительные (начинательные)
инвентаризации необходимы в начале любой хозяйственной деятельности. (Некоторые
специалисты считают, что такие инвентаризации обычно не проводятся, но ведь это
не значит, что они не проводятся вообще. И даже, если бы они не проводились
никогда, они заслуживают внимания как логически обоснованные.)
б) последующие, по более
распространенной терминологии, текущие - те обычные инвентаризации, включая
перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и
администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных.
Последующие - текущие инвентаризации
проводятся при следующих обстоятельствах:
) согласно плановому графику;
) по сигналам, когда администрации
сообщают о неблагополучии в деле хранения и реализации товарно-материальных
ценностей;
) при стихийных бедствиях (пожаре,
наводнении) - цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же
относят потери от краж;
) при переоценке ценностей;
в) при передаче ценностей -
обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц
и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако
парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при
этой инвентаризации, так как материально ответственные лица, заранее зная о
предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества;
г) ликвидационные - связаны с
закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой
организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги.
(Д'Альвизе не упомянул еще одну очень важную разновидность: инвентаризации,
проводимые в целях выявления форс-мажорных обстоятельств. Эти инвентаризации
выявляют, как правило, больше всего недостач.).
По последовательности - одна из
определяющих классификации, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается
подход от объекта к регистру, так как предполагается, что материально
ответственное лицо, не зная сколько каких ценностей за ним числится, представит
объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к
объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее
известен результат, на который следует выйти. Но крупный недостаток данного
подхода заключается в том, что он облегчает и фальсификацию результатов
инвентаризации. Однако при проведении перманентных инвентаризаций этот подход
до некоторой степени оправдан, но даже в этом случае следует предпочесть подход
от объекта к регистру.
По субъекту выделяют инвентаризации:
а) ординарные, проводимые по
инициативе собственников или администраторов;
б) экстраординарные, предпринимаемые
по настоянию каких-либо сторонних органов, например, банков или же по решению
судебных органов. В последнем случае, если дело дошло до этих органов, то
положение, в сущности, вышло из-под контроля администрации организации.
По использованию данных выделяют:
а) информативные - необходимы только
для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы
испрашиваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации преследуют прежде
всего экономические цели;
а) частичная выборочная
инвентаризация безусловно информативна, но доказательна ли она;
б) перманентная инвентаризация
информативна, однако, с точки зрения судебного разбирательства, ее результаты,
как правило, довольно трудно доказуемы.
Более правильным было бы деление на
инвентаризации, которые могут служить основанием для предъявления иска или
недостаточные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после
окончания инвентаризации трудно решить степень ее юридической доказательности,
это решает суд. Направлять или не направлять иск в суд зависит от
администрации, но это, в свою очередь, опять-таки только подчеркивает
условность данной классификации.
По степени агрегирования различают
инвентаризации:
а) дифференцированные, т.е.
доведенные до каждого наименования ценностей;
б) интегральные - инвентаризуются
ценности только в той или иной степени агрегированной группы.
С точки зрения бухгалтера,
практическое значение имеют дифференцированные инвентаризации, так как в этом случае
ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их
численностью по данным учета.
По форме описи - деление по видам
носителей информации;
По способу проведения выделяются два
вида инвентаризаций:
а) заранее объявленные (назначенные)
- ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны
подготовиться к ней;
б) внезапные - ответственные лица не
знают о времени проведения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к
ней.
Оба вида инвентаризаций имеют преимущества
и недостатки.
При практическом подходе к
инвентаризации многие современные бухгалтеры, исповедующие старые идеи,
считают, что каждый баланс должен быть подтвержден инвентарной описью, иначе
баланс будет нереальным. Это ошибочное заключение.
1.3 Инвентаризация отдельных видов
имущества и финансовых обязательств
Инвентаризация
материально-производственных запасов
Данные о
материально-производственных запасах (сырье, материалы, готовая продукция,
товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с
указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта
и др.).
Комиссия в присутствии материально
ответственных лиц проверяет фактическое наличие материально-производственных
запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не
допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально
ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения
инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии
членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному
отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись под
наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время
инвентаризации». При длительном проведении инвентаризации в исключительных
случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера
организации в процессе инвентаризации материально-производственные запасы могут
отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов
инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под
наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время
инвентаризации».
Описи составляются отдельно на
материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок
покупателями и находящиеся на складах других организаций. Инвентаризация
указанных ценностей заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на
соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризация незавершенного
производства
К незавершенному производству
относятся незаконченные производством изделия, изготовление, обработка и сборка
которых еще не завершена.
При инвентаризации незавершенного
производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:
• определить фактическое наличие
заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой
изделий, находящихся в производстве;
• определить фактическую
комплектность незавершенного производства (заделов);
• выявить остаток незавершенного
производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых
приостановлено.
В зависимости от специфики и
особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на
склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также
все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов)
осуществляется путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по
каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с
указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества
или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по
незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным
элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их
окончания.
Инвентаризация основных средств
При инвентаризации основных средств
комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование,
назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные
показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости
комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных
объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на
земельные участки, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов,
несвоевременно принятых к учету, а также объектов, по которым в регистрах
бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные,
характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и
технические показатели по этим объектам.
Если комиссией установлено, что
расходы по оплате работ капитального характера (надстройка этажей, пристройка
новых помещений и др.) или частичной ликвидации строений и сооружений (слом
отдельных конструктивных элементов) своевременно не отражены в бухгалтерском
учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения
или уменьшения балансовой стоимости объекта и занести в описи данные о
произведенных изменениях.
На основные средства, не пригодные к
эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия
составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин,
приведших эти объекты в состояние непригодное к эксплуатации (порча, полный
износ и т. п.).
Одновременно с инвентаризацией
собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на
ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется
отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие
этих объектов на ответственное хранение или в аренду. В этом случае опись
составляется в трех экземплярах отдельно по каждому контрагенту, которому
передается один экземпляр описи.
Инвентаризация нематериальных
активов
При инвентаризации нематериальных
активов необходимо проверить:
• наличие надлежаще оформленных документов,
подтверждающих существование самого нематериального актива и исключительного
права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты,
свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения)
патента, товарного знака и т. п.);
• правильность и своевременность
отражения нематериальных активов в балансе.
Инвентаризация финансовых вложений
Натуральная проверка финансовых
вложений возможна, если организация обладает ценными бумагами в документарной
форме. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
• правильность оформления ценных
бумаг;
• реальность стоимости учтенных на
балансе ценных бумаг;
• сохранность ценных бумаг (путем
сопоставления данных о фактическом наличии с данными бухгалтерского учета);
• своевременность и полнота
отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
При хранении в организации ценных
бумаг их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных
средств в кассе, результаты инвентаризации финансовых вложений отражаются в
описях ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных
на хранение в специальные организации (банк-депозитарий - специализированное
хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся
на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок
этих специальных организаций. Следует иметь в виду, что депозитарии как
профессиональные участники рынка ценных бумаг могут переоценивать принадлежащие
клиентам ценные бумаги при изменении котировки на фондовой бирже, а
непрофессиональные участники должны вести учет по фактическим затратам на
приобретение ценных бумаг. Поэтому стоимостная оценка объектов у организации и
депозитария будет различаться.
В связи с этим важной становится
сверка данных о количестве ценных бумаг на хранении.
При инвентаризации остальных
составляющих финансовых вложений возможна только документальная проверка,
которую следует проводить по видам вложений и отдельным эмитентам.
Инвентаризация денежных средств,
денежных документов и бланков документов строгой отчетности
Инвентаризация кассы и контроль за
соблюдением кассовой дисциплины производятся в соответствии с Правилами ведения
кассовых операций, определения лимита остатка наличных денег в кассах и на
текущем счете государственных учреждений, утвержденными приказом Министра
финансов Республики Казахстан от 6 августа 2009 года № 331, зарегистрированным
в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5760.При подсчете
фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к
учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки,
марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные путевки в дома
отдыха и санатории, оплаченные авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия
бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности ведется по
видам бланков (например, по акциям: привилегированные и обыкновенные), с учетом
начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту
хранения и материально ответственным лицам.
Для инвентаризации денежных средств
в пути делается сверка числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными
квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных
ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.
Инвентаризация денежных средств,
находящихся в банках на расчетных (текущих), валютных и специальных счетах,
производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах,
по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов
Инвентаризация расчетов с банками и
другими кредитными учреждениями по ссудам (по терминологии Методических
указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств), с бюджетом,
покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими
дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся
на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризационная комиссия в
результате документальной проверки должна установить обоснованность, полноту и
своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с
формированием и движением дебиторской и кредиторской задолженности по всем
видам расчетов.
Инвентаризация расходов будущих
периодов
При инвентаризации расходов будущих
периодов инвентаризационная комиссия по документам проверяет обоснованность и
правильность сумм, отраженных на счете учета расходов будущих периодов, а также
их отнесение на счета учета затрат на производство (либо на соответствующие
источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в
соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.
Инвентаризация резервов предстоящих
расходов
При инвентаризации резервов
предстоящих расходов проверяется правильность и обоснованность созданных в
организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату
ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам
работы организации за год; расходов на ремонт основных средств;
производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным
характером производства; предстоящих затрат по ремонту предметов проката и
другие цели, предусмотренные законодательством, нормативными актами
Министерства финансов РК и отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых
в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном
порядке, а также учетной политикой организации.
Таким образом, инвентаризация - это
проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера,
взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего
контроля за сохранностью имущества организации.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И
ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
.1 Порядок проведения инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации
определен «Основными положениями по инвентаризации», утвержденными
Министерством финансов РК.
В соответствии с Правилами
<#"789281.files/image001.gif">
Следовательно, за счет собственных
средств финансируется 42% деятельности филиала.
Рассчитаем показатели рентабельности
организации:
)
Значит, 28,5 % прибыли организация
получает с каждого рубля внеоборотных активов.
)
Это означает, что 10,8 % прибыли
организация получает с каждого рубля оборотных активов.
)
Из бухгалтерского баланса
(Приложение 3) видно, что на конец отчетного периода снизилось количества
денежных средств, запасов и прочих активов по сравнению с началом отчетного
периода.
В результате проведенного анализа,
видно, что Талгарский экономический колледж обладает абсолютной устойчивостью,
хотя доля собственных средств в общем объеме ресурсов.
инвентаризация имущество
финансовый обязательство
3.2 Порядок проведения
инвентаризации в Талгарском экономическом колледже
Директор Талгарского экономического
колледжа издает приказ № 02-01-74 от 28 ноября 2014 года для проведения
инвентаризации материалов и основных средств в определенный срок (материалы - с
1 по 5 декабря 2014 года, основные средства - с 6 по 9 декабря 2014 года).
Инвентаризацию проводит созданная
приказом директора инвентаризационная комиссия, членами которой являются:
бухгалтер Сатынбаева Ж.С., завхоз - Шаджабаев К.К., Какенова А.К. - комендант
Председателем комиссии является Бельгибаева Г.А. - председатель профсоюзного
комитета. Данный приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением
приказа о проведении инвентаризации, а затем вручается председателю
инвентаризационной комиссии.
Перед началом инвентаризации члены
комиссии проверяют, все ли документы по инвентаризируемому объекту учета
обработаны и записаны на счетах бухгалтерского учета.
Факт сдачи документов удостоверяется
распиской материально ответственного лица Арсенова М.А. о том, что к началу
инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные
ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, принятые им к
материальной ответственности, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход .
Факт сдачи документов удостоверяется
распиской материально ответственного лица Костюченко А. о том, что к началу
инвентаризации все расходные и приходные документы на основные средства сданы в
бухгалтерию и все основные средства, принятые им к материальной
ответственности, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход .
Сведения о фактическом наличии
товарно-материальных ценностей и основных средств записываются в
инвентаризационные описи.
Затем заполняется инвентаризационная
опись, где сверяется фактическое наличие основных средств и ТМЦ с данными
бухгалтерского учета.
3.3 Отражение результатов
инвентаризации в Талгарском экономическом колледже
После того, как инвентаризационные
описи заполнены, все члены инвентаризационной комиссии и
материально-ответственные лица подписывают ее, а затем сдают в бухгалтерию, где
их проверяют, а затем сравнивают с данными бухгалтерского учета и отчетности.
Так как инвентаризация, проводимая в
Талгарском экономическом колледже с 1 октября по 5 октября 2005 года по
материалам и с 1 по 9 декабря 2014 года по основным средствам, не выявила
излишков и недостач, сличительную ведомость не составляют.
Исходя из проведенного анализа,
можно сделать вывод, что организация обладает устойчивым состоянием и способна
продолжать свою деятельность. Сначала директор издает приказ для проведения
инвентаризации, затем члены комиссии проверяют все документы по
инвентаризируемому объекту и записывают сведения о его фактическом наличии в
инвентарные описи. На последнем этапе сравнивают фактическое наличие объекта с
данными бухгалтерского учета.
Исходя из проведенного анализа,
можно сделать вывод, что организация обладает устойчивым состоянием и способна
продолжать свою деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня инвентаризация на
казахстанских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического
наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведения
инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от
его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые
вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых
обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и
резервы). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и
материально ответственным лицам.
Как правило, инвентаризация
материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой
отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного
производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса - по
состоянию на 1-е число месяца.
Подходы к инвентаризации в нашей
стране и за рубежом различны. В Казахстане главный бухгалтер, хотя на него и не
могут быть возложены обязанности, связанные с материальной ответственностью за
денежные и материальные ценности, должен тщательно контролировать и активно
участвовать в проведении инвентаризаций, в подготовке мероприятий по
предупреждению недостач и хищений. Проверка наличия ценностей производится не
только по стоимости, но и по количеству (количество должно соответствовать
пообъектно, не допускается замена одних номенклатурных номеров другими). В
западном учете инвентаризация не относится к функции бухгалтерии, ее проводит
прочий технический персонал, бухгалтер сверяет бухгалтерии;
Причинами различий в подходах к
инвентаризации в России можно считать следующие:
обеспечение сохранности материальных
ценностей возложено не только на материально ответственных лиц, но и на
работников бухгалтерии;
нередко встречающиеся случаи
хищения, злоупотребления, пропажи и имущества.
Если признавать инвентаризацию как
основополагающий прием бухгалтерского учета, то следует признать, что цель
бухгалтерского баланса состоит в отражении имущественного положения
организации. Однако если, не без основания, считать инвентаризационную опись
всего-навсего первичным документом, который, как и любой такой документ,
содержит ошибки, то основной задачей процесса составления баланса следует
признать исчисление финансовых результатов.
Инвентаризация, проводимая в
Талгарском экономическом колледже не выявила расхождений между фактическим
наличием основных средств и товарно-материальных ценностей и данными
бухгалтерского учета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон
Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года (с изменениями и дополнениями).
. Указ
Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. № 2732, имеющий силу
Закона.
. Адамс
Р. Основы аудита. Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. - М.: Аудит. ЮНИТИ,
1995.
. Андреев
В.Д. Практический аудит. - М, Экономика, 1994.
. Дюсембаев
К.Ш., Егембердиева С.К., Дюсембаева Е.К. Аудит и анализ финансовой отчетности.
- Алматы. 1998.
. Постановление
правления национального банка Республики Казахстан от 21.04.1995 № 10
"Дополнения к Положению "О бухгалтерском учете и отчетности банков в
Республике Казахстан" от 16 декабря 1994 года № 194 и внесении в него изменений
и дополнений.
. уговой
А.В. "Документирование хозяйственных операций как основа бухгалтерского
учёта", журнал "бухгалтерский учёт" № 6, 2004.
. Гусева
Т.М., Шеина Т.М. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб.
Пособие./ Под ред. В.Г. Гетьманс.- М.: 2001.
. Мырзалиев
Б.С., Абдушукуров Р.С. «Бухгалтерский учет на предприятиях и организациях»,
практикум.