являются:
организация работы по обеспечению охраны труда работников, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, устранению (снижению) производственных опасностей;
контроль за обеспечением требований безопасности труда, соблюдением законодательства, инструкций по охране труда;
консультирование и оказание методической помощи должностным лицам, руководителям подразделений и другим работникам по вопросам охраны труда, правильного применения положений законодательства о труде и охране труда.
Все мероприятия, осуществляемые в области безопасности и гигиены труда на производстве скоординированы как часть общей программы повышения эффективности труда.
Организация работы по охране труда зависит от компетентности всех его участников. На предприятии проводится инструктирование и обучение работающих по вопросам безопасности труда, в т.ч. руководителей и специалистов с периодической проверкой знаний.
Правила внутреннего порядка диктуются Уставом предприятия. На предприятии существует и двухсменный и односменный рабочий режим. Смена составляет 8 часов:
-й, 3-й, 6-й швейные цеха - в односменном режиме;
Подготовительный, раскройный, 2-й, 4-й швейные - в двухсменном режиме. В ближайшее время на ОАО Элема планируется переход на односменный режим работы.
1.Общие вопросы организации производства и управления. Организация учетного процесса. Учетная политика предприятия
бухгалтерский труд учет
ОАО Элема было создано 1января 1996года на базе минского швейного объединения им. Н. К. Крупской, основанного в 1930году и является на сегодняшний день одним из крупнейших производителей одежды в Беларуси и странах СНГ. Традиционная продукция ОАО Элема - верхняя женская одежда: зимние и демисезонные пальто, куртки, жакеты. На фабрике работают свыше 1922 человек, причем непосредственно на производстве занято около 1754 человек. На основе последних достижений науки и техники, практики мировых производителей по пошиву одежды предприятие создает высококачественную продукцию, отвечающую мировым стандартом.
Ежегодный объем производства составляет около 750 тысяч швейных изделий, из них более 400 тысяч единиц производится из давальческого сырья. Остальная часть продукции идет на обеспечение внутреннего рынка и экспорт в страны содружества.
Производство высококачественных изделий осуществляется на высокопроизводительном технологическом оборудовании, обновление которого происходит постоянно. С 1997 года на фабрике происходит процесс разукрупнения технологических потоков, что позволяет производить изделия более мелкими партиями, а также мобильно перестраивать производство с одного ассортимента на другой.
В своей деятельности предприятие руководствуется Гражданским кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь Об акционерных обществах, с дополнительной ответственностьюот 01.12.92г. и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Органами управления обществом являются:
Собрание участников общества;
Наблюдательный Совет;
Директор.
Акционерное общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, оплаты труда и распределения чистой прибыли.
Производственная структура предприятия включает склад сырья, экспериментальный цех, швейные цеха, склад готовой продукции.
Помимо производственных подразделений предприятие имеет столовую, жилищно-коммунальное хозяйство, салон-магазин, фирменные магазины в г.Бобруйск, Гродно, Витебск, Минск.
В целях организации эффективного управления предприятием, повышения его финансовой устойчивости на основе совершенствования действующей системы бухгалтерского учета, руководствуясь Законом Республики Беларусь О бухгалтерском учете и отчетности на ОАО Элема разработана учетная политика. В учетной политике изложены способы ведения и организации бухгалтерского учета долгосрочных и нематериальных активов, учет товаров, учет отгрузки и реализации, учет фондов и резервов.
Для каждой группы бухгалтерии на предприятии разработаны должностные инструкции, в которых оговорены подчиненность бухгалтера, квалификационные требования, обязанности, права и ответственность бухгалтера.
На ОАО «Элема» используется журнально-ордерная форма учета. При этой форме учет ведется в журналах-ордерах по кредитовому признаку, то есть отражаются суммы по кредиту счетов. Параллельно ведутся ведомости к журналам-ордерам по дебетовому признаку.
Кругооборот хозяйственных средств складывается из трех стадий: процесс снабжения, процесс производства и процесс реализации. Для изготовления швейных изделий необходимо на стадии процесса снабжения обеспечить предприятие сырьем и основными средствами.
Руководство бухгалтерским учетом предприятия возлагается на главного бухгалтера. Распоряжения и указания главного бухгалтера (лица его заменяющего) по вопросам соблюдения правил ведения учета, оформления и представления для учета необходимых документов и сведений являются обязательными для всех структурных подразделений и работников предприятия.
При ведении бухгалтерского учета используется автоматизированная форма учета.
Внутренние правила документирования операций, организации документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета, определяются бухгалтерией предприятия с учетом требований, установленных Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, и приказом «Об утверждении графиков документооборота».
Все виды оперативного учета и контроль внутрипроизводственной, торгово-закупочной, иной хозяйственной деятельности и вверенного имущества обеспечивают руководители структурных единиц и подразделений предприятия в установленном порядке.
Ответственность за организацию и ведение оперативно-технического учета в производстве возлагается на руководителей производственных подразделений.
Ответственность за организацию и ведение складского учета возлагается соответственно на руководителей служб снабжения, комплектации и руководителей подразделений, в составе которых имеются склады (кладовые), а также главного бухгалтера.
В целях обеспечения контроля за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета проводятся периодические инвентаризации активов и пассивов баланса.
Даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, состав инвентаризационных комиссий, ответственные за проведение инвентаризации, порядок в каждом конкретном случае определяется приказом по предприятию.
Проведение инвентаризаций осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь от 05.12.95г. № 54.
По результатам инвентаризации производятся контрольные проверки с целью установления достоверности результатов инвентаризации.
Бухгалтерский аппарат предприятия составляет:
Главный бухгалтер;
Заместитель главного бухгалтера;
Группы бухгалтерии.
Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера установлены Законом Республики Беларусь О бухгалтерском учете и отчетности:
Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, или заместитель главного бухгалтера при его отсутствии.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем в соответствии с учредительными документами.
Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.
В компетенцию главного бухгалтера входят:
Постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
Формирование учетной политики организации;
Составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.
Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений.
Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
. Учёт денежных средств, расчётных и кредитных операций
Для приема, хранения, расходования наличных денег ОАО Элема использует кассу. Учет кассовых операций ведется с использованием
Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь 29.09.2011 N 406 инструкция о порядке ведения кассовых операций и организации работы с наличными денежными средствами в белорусских рублях и с наличной иностранной валютой организациями, подчиненными министерству связи и информатизации Республики Беларусь.
Ведение кассовых операций возлагается на кассира, который является материально ответственным лицом и обязан строго соблюдать Правила ведения кассовых операций.
Полученные в банке наличные деньги расходуются предприятием на те цели, на которые они получены. Предприятия могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах размера потребности в разменных наличных деньгах на начало рабочего дня 5 базовых величин на 1 рабочее место кассира.
Кассир принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам по форме КО-1(приложение 1), подписанным главным бухгалтером. При этом сдавшему деньги выдается на руки квитанция приходного ордера, подписанная главным бухгалтером и кассиром и скрепленная печатью (штампом).
Приходные кассовые ордера при использовании их для приема денежных средств за реализованную продукцию (товары, работы, услуги)
перед применением в обязательном порядке зарегистрированы в налоговых органах, после чего они учитываются как бланки строгой отчетности.
Расход наличных денег из кассы на ОАО Элема оформляется расходным кассовым ордером формы КО-2 (приложение 2).
На титульном листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера с указанием срока выдачи и суммы прописью.
Все поступления и выдача наличных денег учитывается в кассовой книге по форме КО-4. Она пронумерована, прошнурована и опечатана мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверено подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия.
В бухгалтерии кассовые отчеты и документы тщательно проверяются. Сверяется остаток на начало и конец дня с предыдущим отчетом, проверяется правильность выведения оборотов и остатка, проставляются корреспондирующие счета со счетом 50 "Касса".
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия предназначен активный синтетический счет 50 "Касса". По дебету этого счета отражается поступление денежных средств в кассу, а по кредиту - их выдача.
Учет операций по дебету счета 50 ведется в ведомости №1, а по кредиту - в журнале-ордере №1 (приложение 3).
Каждому кассовому отчету в регистре отводится одна строка. Количество строк в журнале-ордере №1 и ведомости №1 должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.
Поступление денежных средств в кассу отражается следующими записями:
Д-тсч. 50 "Касса";
К-т сч. 51 "Расчетный счет" (71,75 и др).
Выбытие денежных средств из кассы отражается следующими записями:
Д-тсч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (51, 57,69, 71 и др.);
К-тсч. 50 "Касса".
Поступившая в кассу валюта подлежит обязательному зачислению на валютный счет. Прием иностранной валюты кассой предприятия производится по типовым приходным кассовым ордерам формы КО-1В (приложение 4), выписываемым в рублевом эквиваленте.
Для отражения операций с наличной иностранной валютой предприятие ведет одну отдельную кассовую книгу по операциям в иностранной валюте. Хранение иностранной валюты осуществляется отдельно от рублевых средств. Отчет по операциям с иностранной валютой кассир составляет ежедневно.
Учет операций с иностранной валютой осуществляется на счете 50 "Касса" с указанием номинала валюты и рублевого эквивалента. Для синтетического учета используется журнал-ордер №1 и ведомость №1.
Кроме наличных денег, в кассе предприятия хранятся различные денежные документы и бланки документов строгой отчетности (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха, санатории и др.).
В кассе ОАО Элема хранятся бланки документов строгой отчетности: бланки трудовых книжек, талоны, ТТН-1, ТН-2, путевые листы. Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, место, порядок их хранения и использования устанавливается предприятием и утверждается приказом директора. Аналитический учет их ведется по каждому виду бланков и местам хранения.
С целью контроля за соблюдением кассовой дисциплины не реже одного раза в месяц комиссией, назначенной руководителем предприятия, согласно приказу производится внезапная инвентаризация кассы с полным пересчетом всех денег, ценных бумаг и других ценностей, находящихся в кассе. Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации (приложение5).
Предприятие ОАО Элема обслуживается:
ОАО Белинвестбанк (текущий счет в бел.руб.)
ОАО Белвнешэкономбанк (валютный счет и счет в бел.руб.)
ОАО БПС-сбербанк (текущий счет в бел.рублях и кредитная линия в валюте)
Открытие других счетов осуществляется банками самостоятельно с учетом требований законодательства РБ.
Для оформления открытия (переоформления ранее открытых) текущих (расчетных) и других счетов в банк предоставляются следующие документы:
Заявление на открытие счета (форма №0401025). При этом нерезиденты, кроме предусмотренных формой заявления реквизитов, указывают тип счета.
Копия документа о регистрации (перерегистрации) предприятия. Указанные копии удостоверяются нотариально или регистрирующим органом (приложение 5).
Два экземпляра копий учредительных документов, установленных законодательством для владельца счета, причем на одном из них проставляется штамп регистрирующего органа, а другой удостоверяется нотариально либо регистрирующим органом. При этом уполномоченный работник делает отметку об открытии текущего счета с указанием его номера, даты открытия и порядка функционирования (наименования счета) на обоих экземплярах, после чего один экземпляр, на котором проставлен штамп регистрирующего органа, возвращается владельцу счета, а второй остается в банке в деле по оформлению счета клиента.
Дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика (приложение 6).
Справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда.
Карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати владельца счета, содержащая реквизиты, предусмотренные формой № 0401026, удостоверенная нотариально.
Предприятие ежедневно осуществляет операции по выдаче и приемке наличных денежных средств с расчетного счета, а также безналичные расчеты с банком с помощью документов: объявление на взнос наличными, платежное требование и платежные поручения.
Чек является приказом предприятия о выдаче с его расчетного счета указанной в нем суммы наличных денег.
Объявление на взнос наличными выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. Для подтверждения полученных денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.
Получает от банка копии выписок из расчетного счета (приложение 7)с приложением к ним документов (платежных требований и платежных поручений ), на основании которых выполнены зачисления или списания. При этом, сохраняя денежные средства предприятий, банк является должником предприятия (его кредитором). Поэтому остатки денежных средств и их поступление на расчетный счет записывают по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга - по дебету.
Выписка из расчетного счета содержит определенные показатели, часть которых кодируется банком. Она заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом погашено.
Полученная из банка выписка обрабатывается, т.е. подбираются все оправдательные документы, сверяется вступительное сальдо с предыдущей выпиской, исходящее сальдо, проставляются корреспондирующие счета с расчетным счетом. Проверка и обработка выписок производится в день их поступления.
Для учета денежных средств на предприятии служит активный счет 51 Расчетный счет, по дебету которого отражается зачисление денежных сумм на расчетный счет, а по кредиту их расходование. Учет сумм по кредиту 51-го счета ведется в ЖО №2 (приложение 8).
На ОАО Элема денежные средства выдаются под отчет в соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь.
На предприятии подотчетные суммы выдаются на хозяйственные расходы, служебные командировки, а также на расходы, связанные с доставкой импортного сырья для производства продукции.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на оплату стоимости проезда к месту командировки и обратно, суточных на каждый день командировки, расходов за наем помещений на срок командировки в соответствии с законодательством.
Выдача наличных денег на расходы, связанные со служебными командировками, может быть произведена за счет возврата средств, ранее выданных на эти цели и хранящихся в кассе субъекта хозяйствования, предпринимателя с применением наемного труда, в пределах установленного лимита остатка кассы. Под отчет суммы выдаются на основании расходного кассового ордера.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на которых они выданы, предъявить в бухгалтерию субъекта хозяйствования авансовый отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные деньги.
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам.
Лица, убывающие в командировки и прибывающие из них, на ОАО Элема регистрируются в специальных журналах.
Для учета денежных средств, выданных под отчет работникам на административно-хозяйственные и операционные расходы и служебные командировки, на ОАО Элема используется активно-пассивный счет 71 Расчеты с подотчетными лицами. В условиях применения полной журнально-ордерной формы учет на предприятии по счету 71 ведется в журнале-ордере № 7 (приложение 9). Он является комбинированным регистром, сочетающим аналитический и синтетический учет с линейной формой записи - одна строка для каждой подотчетной суммы.
Таблица 1 - Учет подотчетных сумм
№ п/пСодержание операцииДебетКредит1.Выдано под отчет на основании кассового ордера71502.Израсходованы суммы под отчет25, 26, 10, 43713.Израсходованы суммы сверх норм99714.Возвращены в кассу неиспользованные суммы авансов50715.Удержаны из заработной платы задолженности по авансовым отчетам7071
Расчетные и кредитные операции:
В соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь безналичные расчеты между предприятиями производятся:
·платежными требованиями;
·платежными поручениями;
·чеками;
·аккредитивами;
·инкассовыми распоряжениями.
Формы расчетов с поставщиками и заказчиками, применяемые на ОАО «Элема»: предварительная оплата; оплата с отсрочкой платежа (платежное поручение и платежное требование с последующим акцептом).
Платежное поручение - представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия.
Платежными поручениями, как правило, оформляются расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашение ссуды и процентов по ней, представление займа), предварительная оплата товаров, услуг, если это оговорено договором, авансовые платежи и т.д. Поручения на предварительную оплату, перечисление авансов, оказание временной финансовой помощи принимаются банком только при наличии на счете достаточных для платежей средств. Поручения представляются в банк в трех экземплярах и действительны в течение десяти дней со дня выписки.
Платежные требованияиспользуется при расчетах посредством инкассо. Это расчетный документ, содержащий требования поставщика плательщику об уплате определенной суммы через банк. При этом акцепт (согласие на оплату требований) может быть только предварительным, за исключением расчетов за сельскохозяйственную продукцию, где акцепт последующий, что определяется договором.
Сущность этой формы расчетов заключается в следующем.
На основании отгрузочных документов грузоотправители выписывают платежные требования в трех экземплярах с приложением товарно-транспортных документов и сдают их в учреждение обслуживающего банка.
Плательщик, получив копию платежного требования, дает согласие на его оплату или отказывается от оплаты. Плательщик в течение трех рабочих дней имеет право заявить банку отказ от акцепта. Отказ может быть полный или частичный на основании, мотивов, предусмотренных в договоре с поставщиком. При предварительном акцепте требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта. Отказ от акцепта оформляется заявлением типовой или произвольной формы.
Движение платежного требования представляется следующей моделью:
поставщик® банк поставщика ® банк покупателя® покупатель
Расчетный чек- ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю либо о выдаче наличных денежных средств непосредственно чекодателю.
Расчетный чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо за счет кредита. На имя одного лица по его просьбе может быть выдано несколько расчетных чеков. Для зачисления суммы в банк на чековую книжку составляется поручение-реестр чеков .
Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (банк-эмитент) и плательщиком, в силу которого банк-эмитент по поручению плательщика предоставляет в пользу получателя средств по аккредитиву (бенефициара) обязательство произвести платеж против предоставленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.
Открытие аккредитива производится за счет собственных средств плательщика или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете Аккредитивы.
Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.
Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока указанную в нем сумму владельцу векселя. Вексель - не только одна из форм расчетов, но и один из видов коммерческого кредита, поскольку оплата по векселю производится не сразу, а через определенное время, в течение которого сумма находится в распоряжении владельца векселя. Движение простых векселей на ОАО Элема оформляется актом приемки-передачи простых векселей.
ОАО Элема постоянно в течение своей деятельности ведет расчеты с бюджетом в лице налоговых органов. В соответствии с действующим законодательством от суммы реализации продукции, работ, услуг, товаров ОАО «Элема» уплачивает установленные налоги и сборы. К ним относят:
·налог на добавленную стоимость (НДС);
·отчисление в фонд социальной защиты населения;
·земельный налог;
·налог на доходы иностранных юридических лиц;
·налог на недвижимость
·экологический налоги;
·подоходный налог;
·налог на прибыль и др.
Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за ее пределы (за исключением оборотов, освобождаемых от обложения НДС). Под оборотом от реализации понимается продажа, обмен, безвозмездная передача, использование товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, если эти затраты не относятся на издержки производства и обращения, натуральная оплата труда работников, передача предмета залога залогодателями залогодержателю.
Налоговая база при реализации приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) определяется на основе стоимости реализуемых покупателями товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен без включения в них НДС, за исключением товаров (работ, услуг), приобретенных по реализуемым розничным ценам (тарифам).
Датой фактической реализации является либо день зачисления денежных средств от покупателя на счет налогоплательщика, либо день отгрузки товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Налогообложение на ОАО «Элема» производится по следующим ставкам:
·налог на доходы- 12%
·НДС -20%
·налог на недвижимость - 1,0% (берут ј этой ставки ежеквартально)
·отчисление в фонд социальной защиты населения 34%+1%;
·подоходный налог 12%;
·налог на прибыль18%;
ОАО «Элема» пользуется налоговыми льготами.
Налог на добавленную стоимость равен произведению налоговой базы и ставки. Сумма налога предъявляется налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров.
НДС определяется по каждому виду товаров (работ, услуг). Первичные учетные документы должны содержать реквизиты:"ставка НДС", "сумма НДС", "всего стоимость с НДС", которые указываются отдельно по каждой позиции, а в платежных и расчетных документах - итоговой суммой, выделенной в отдельную строку.
Поставщики обязаны вести книгу продаж и журнал учета выдаваемых первичных учетных, платежных и расчетных документов, в которых указаны реквизиты по НДС. Книга продаж ведется с целью определения суммы НДС по реализованным товарам.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога по реализованным в налоговом периоде товарам (работам, услугам) и суммам налоговых вычетов по приобретенным ценностям в данном периоде.
Вычетам подлежат фактически уплаченные суммы на основании учетных и платежных документов и отраженные в бухгалтерском учете. Если сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, налогоплательщик в данном налоговом периоде НДС не уплачивает, а разница между этими налоговыми суммами подлежит вычету в первоочередном порядке из общей суммы налогов в следующем отчетном периоде.
Уплата НДС производится нарастающим итогом с начала года по окончании каждого месяца не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным. Ежемесячно налоговым органам представляется налоговая декларация до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
При расчете налога на недвижимость за квартал указывают остаточную стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, ставку налога в процентах (1/4 от установленной ставки), это 0,25%, коэффициент к ставке налога (обычно 1,0) и сумму начисленного налога, подлежащую уплате в налоговые органы. Внизу расписывается руководитель организации и главный бухгалтер. Отдельно рассчитывают остаточную стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, облагаемых налогом на недвижимость.
Отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) предприятие производит по установленным тарифам взносов - 35%. Данное отчисление уплачивается ежемесячно.
Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на социальное страхование предназначен синтетический счет 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению.
Часть средств, отчисляемых в ФСЗН, используется самим предприятием для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др. выплат.
Предприятие ОАО Элема является частным открытым акционерным обществом. Общество является коммерческой организацией. Первоначально предприятие было государственным. Затем его арендовали и на основе приказа в течении некоторого периода приватизировалось, а потом в 1993г. стало частным акционерным обществом. Общество имеет свой уставный капитал, который разделен на привилегированные акции и простые. Как таковых учредителей у предприятия нет. Общество акционеров составляют все работники предприятия, владеющие акциями.
Дивиденды по акциям выплачиваются на основании приказа ежеквартально из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. В бухгалтерском учете начисление дивидендов отражается следующей записью: Д-т 84, К-т 70.
3. Учет основных средств и нематериальных активов
В процессе производства продукции работники ОАО Элема с помощью средств труда воздействуют на предметы труда и превращают их в различные виды готовой продукции. Основные средства предприятия - это совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течении длительного времени (более 1 года) как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
На ОАО «Элема» они разнообразны по своему составу и назначению, поэтому важнейшей предпосылкой правильной организации их планировать учета и отчетности является научно-обоснованная классификация.
По функциональному назначению основные средства (ОС) швейного предприятия подразделяются на:
промышленно-производственные
непроизводственные.
К основным средствам на ОАО Элема относят:
- здания
- сооружения
- передаточные устройства
- швейное оборудование
- вычислительная техника
- транспортные средства
- инструмент
- станки
- кузнечно-прессовое оборудование
- тепловое оборудование
В соответствии с действующим законодательством основные средства в учете оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
На ОАО «ЭЛЕМА» основные средства оцениваются по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их приобретение, включая расходы по доставке, монтажу и установке, таможенная плата, страхование при перевозке, погрузочно-разгрузочные работы.
Аналитический учет ведется в разрезе отдельных объектов с помощью «Карточки учета основных средств» (приложение 10). В ней дается полная характеристика объекта: источник приобретения (финансирования), год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, его соответствие техническим условиям, кто сдал, кто принял, а также указывается первоначальная стоимость, норма амортизации, затраты на капитальный ремонт. Карточка ведется в бухгалтерии, заполняется в одном экземпляре на основании Акта приемки-передачи основных средств.
ОС на предприятие поступают в результате строительства сооружения в сумме фактически произведенных затрат по акту приемки-передачи ОС-1; в результате приобретения за плату у юридических лиц. Основными поставщиками оборудования для ОАО Элема являются фирмы ПФАФФ, Sussmanpol, Durkopp ADLER AG. Приобретение ОС оформляется приходным ордером с приложением к нему ТТН .
На ОАО Элема момент поставки ОС на склад и передача их в производство оформляется Актом приемки передачи (внутреннего перемещения ) ОС (приложение 11). В цехе составляется требование о вводе в эксплуатацию объекта ОС (приложение 12).
Внутреннее перемешение ОС из одного цеха в другой оформляется Накладной на внутреннее перемещение ОС на основании распоряжения главного инженера в двух экземплярах. К ней прилагается приходный ордер, где указывается наименование поставщика, основание сдачи и т.д.
На поступление ОС составляется акт приемки-передачи на каждый объект или группу однотипных, поступивших одновременно. Для составления акта приемки директор назначает комиссию и акт действителен после утверждения директора предприятия. К акту прилагаются оправдательные документы: ТТН, счета-фактуры, справки.
На основании акта бухгалтер заполняет инвентарную карточку на весь период эксплуатации объекта. Каждому объекту присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер обязательно указывается во всех документах, которыми оформляется движение ОС.
Поступающие на предприятие объекты ОС, бывшие в эксплуатации, т.е. частично изношенные учитываются исходя из первоначальной стоимости за вычетом суммы износа. Остаточная стоимость ОС записывается в баланс.
Учтенная на бухгалтерских счетах первоначальная стоимость не подлежит изменению за исключением следующих случаев:
переоценка ОС;
достраивание;
замена внутреннего парка оборудования;
реконструкция;
частичная ликвидация.
Начисление амортизации на объекты ОС производится линейным методом. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости объекта ОС или нематериальных активов и нормативного срока службы или срока полезного использования путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизационных отчислений. Амортизация основных средств на ОАО «Элема» производится ежемесячно, исходя из годовых норм утвержденных правительством.
Расчет амортизации по основным средствам на ОАО «Элема» производится с применением компьютера. Сумма износа за месяц и ее расчет также показывается в Карточке учета основных средств.
ОС в процессе эксплуатации теряют свои физические качества и морально устаревают. Поэтому возникает необходимость их поддерживать в рабочем состоянии до начисления полного износа путем проведения ремонта.
Фактические затраты по всем видам ремонта относят на себестоимость продукции непосредственно по мере возникновения затрат. На ОАО Элема ремонтного фонда не образуется, т.е. затраты на ремонт и техническое обслуживание сразу включаются в издержки производства после окончания ремонта. На предприятии ремонт производится подрядным способом, т.е. все расходы ведет подрядчик. После приема ОС в соответствии с заключенным договором подрядная организация предъявляет заказчику счет, отражающий затраты (Дт сч. 25, 26, 23 Кт сч. 60 ; Дт сч. 60 Кт сч. 51).
Текущий ремонт на ОАО Элема осуществляется в цехе слесарями-наладчиками оборудования, т.е. материальные и трудовые затраты учитываются по Д-ту счетов производственных затрат (25, 26) К-т счетов 10/5, 10/1, 70, 69, 68, 67. А затем данные затрат будут списываться в Д-т 20 с К-та 25, 26.
Основные средства поступают на предприятия в результате капитальных вложений, приобретение за плату у других предприятий или внесет учредителями в счет их вклада в уставный капитал предприятия и т.д.
Объекты основных средств списываются с балансов предприятий по различным причинам - например, вследствие физического износа, аварии стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и т.п.
При этом имущество, относящееся к основным средствам, списывает лишь в тех случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно, а также если оно не может быть реализовано либо переда другим субъектам хозяйствования или частным лицам.
Для определения непригодности основных средств, невозможности и неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а так оформления необходимой документации в организациях приказом руководите предприятия создается постоянно действующая комиссия в составе: главного инженера, начальников соответствующих структурных подразделений, главного бухгалтера или его заместителя, лиц на которых возложена ответственность сохранность основных средств.
Комиссия осматривает объект, используя необходимую техническую документацию, а так же данные бухучета и устанавливает его непригодность восстановлению и дальнейшему использованию; определяет конкретные причины списания; выявляет лиц, по вине, которых произошло преждевременное выбытия объекта из эксплуатации; определяет возможность использования отдельных узлов, материалов, и т. д. Затем составляется Акт о ликвидации основных средств с приложением других документов: накладная о содержании драгоценных металлов в списываемом объекте ОС, Акт на извлечение драгметаллов из вышедшего из строя изделия (приложение 13).
Оформленный акт на ликвидацию основных средств передается в бухгалтерию. Она отмечает выбытие объекта в инвентарной карточке и делает отметки в описи карточек. Соответствующие записи производятся в инвентарном списке основных средств по месту их нахождения. Если на данной карточке учитываются несколько инвентарных объектов, а ликвидируется часть, то отмечается выбытие конкретного объекта в карточке.
Списание основных средств отражается на счету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств».
Первоначальная (восстановительная) стоимость списываемых основных средств отражается по дебету сч. 47 в корреспонденции с кредитом сч. 01 «Основные средства». На сумму списываемого износа дебетируется сч. 02 «Износ основных средств» и кредитуется сч.47.
При списании объектов предприятия несут затраты, связанные с демонтажам зданий и оборудования, перевозкой и сдачей лома, начисление зарплаты рабочим за разборку объектов, дополнительным использованием материальных ценностей и др. Они отражаются по дебету сч. 47.
По кредиту сч. 47 учитывается стоимость материалов, запасных частей, узлов и агрегатов, пригодных для использования на предприятии или продажи в корреспонденции со сч. 10 «Материалы» в оценке возможного использования или реализации.
Инвентаризация ОС на предприятии проводится не менее 1 раза в год и составляется отчетност до 1 апреля.
Комиссия, назначяемая приказом директора, осматривает объекты ОС и записывает их наличие, состаяние в Инвентаризационную опись На ее основании и данных текущего учета бухгалтерия составляет Сличительную ведомость, в которой указывается излишки и недостачи. Излишки приходуют, а недостачи списывают в установленном порядке.
Капитальные вложения - это совокупность затрат на воспроизводство и улучшение качественного состава основных средств, с целью получения прибыли.
При подрядном способе ведения работ затраты на капитальные вложения на ОАО «Элема» учитываются на активном счете 08 «Капитальные вложения». По Дт этого счета отражаются фактические затраты застройщика с Кт счета 08 после ввода объектов в эксплуатацию, списываются затраты в Дт счета 01 «Основные средства». Учет затрат на Капитальные при подрядном способе ведения работ ведется по договорной стоимости. Сумма, подлежащая оплате, в бухгалтерском учете отражается: Дт сч. 08 Кт сч. 60. При оплате работ составляется следующая проводка: Дт 60 Кт 51.
На ОАО «Элема» поступает от поставщиков оборудования, которое требует монтажа. К оборудованию требующего монтажа относится оборудование, которое может быть введено в действия только после сборки отдельных частей или его установки на фундамент и опору.
Для учета оборудования требующего монтажа предназначен активный счет 07 «Оборудование к установке». По Дт этого счета отражаются затраты связанные с приобретением оборудования, по Кт они списываются, при передачи оборудования в монтаж. Остаток показывает наличие оборудования на складе.
Имеется также оборудование, которое не требует монтажа. К этому оборудованию относится оборудование , которое для ввода в эксплуатацию не требует его установки на фундамент и опору. Его учет ведется на счете 08.В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Дт 08 Кт 60 - поступления оборудования
Дт 60 Кт 51 - оплата счетов поставщиков
Дт 01 Кт 08 - оприходование оборудования в состав основных средств.
Нематериальные активы (НА) - это активы, не обладающие физической натуральной формой, но имеющие ценность и приносящие доход предприятию. Непосредственно ОАО Элема с помощью западных партнеров приобрело профессиональные навыки высокого уровня, изучило требования заподного рынка к ассортименту, качеству изделий, изучило новые технологии. На предприятии используются следующие виды нематериальных активов: приобретенные за плату права пользования землей, водой, зданиями, лицензий, права на товарные знаки и торговые марки, ноу-хау, програмное обеспечение, организационные расходы, маркетинг. Учет НА на предприятии ведется в контрольной ведомости Формы №276
В бухгалтерском учете НА отражаются по первоначальной стоимости, определяемой по сумме фактических затрат на приобретение по договоренности. В балансе - по остаточной стоимости.
Если кроме цены приобретения имеют место дополнительные затраты (чертежи), то они включаются в первоначальную стоимость. Для учета НА предназначен счет 04.
Стоимость НА погашается по нормам амортизационных отчислений, исходя из сроков полезного использования. НА разрабатываются на срок до 10 лет, но не более, чем на срок деятельности предприятия. По НА, стоимость которых не превышает 1 базовой величины износ начисляется в момент оприходования в размере 100% стоимости.
Затраты на НА окупаются в течении определенного периода за счет дополнительных доходов, которые получает предприятие от применения их в своей хозяйственной деятельности.
Для начисления износа НА предназначен счет 05.
По всем видам НА на ОАО Элема составляется обоснованный расчет срока полезного использования, в котором выгодно использование НА и, исходя из срока использования, определить сумму ежемесячного износа. Начисление износа прекращается после полного погашения балансовой стоимости.
НА на предприятии не выбывают, т.е. НА, купленные предприятием, используются по целевому назначению, благодаря которому были приобретены. Выбытие НА осуществляется при их ликвидации, безвозмездной передаче в Уставный капитал другого предприятия (счет 48).
Выбытие ОС вследствие полного или частичного их списания оформляется Актом на списание основных средств. Он составляется в двух экземплярах комиссией, назначаемой руководителем предприятия. На основании указанных актов бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках объектов учета основных средств.
В операциях лизинга ОАО Элема чаще выступает в роли лизингополучателя, приобретая в пользование дополнительное производственное оборудование (объекты ОС). Объекты лизинга передаются предприятию на основании договора лизинга . В нем оговариваются: объекты лизинга, их контрактная стоимость, обязательства сторон по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, цена договора лизинга, размеры, способы и периодичность уплаты лизинговых платежей, сведения об условиях поставки и др.
Объекты лизинга, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством РБ, регистрируется на имя лизингодателя или лизингополучателя по договоренности сторон.
Цена договора лизинга устанавливается лизингодателем по согласованию с лизингополучателем при заключении договора лизинга исходя из суммы инвестиционных расходов лизингодателя, связанных с исполнением данного договора.
Рсчеты по лизинговым платежам осуществляются в денежной и натуральной форме. Выкупная стоимость объекта лизинга не входит в состав затрат лизингополучателя.
Балансовый учет объекта лизинга и учет начисленного по нему износа осуществляет лизингодатель либо лизингополучатель в зависимости от того, на кого условиями договора возложено ведение бухгалтерского учета.
Объект лизинга в период действия договора лизинга не подлежит переоценке.
Основные средства
№Содержание операцииДебетКредит1Начисление износа: автотранспортному цеху РСУ Ремонтному цеху 23/01 23/02 23/0302Оборудования24Общепроизводственные цеха25Общехозяйственные цеха26Столовая (ЖКХ)29/07Готовая продукция (в мгазине)43Расходы на рекламу (рекламные щиты)442Списание износа0201Лизинг ОС3Начисление остаточной стоимости долгосрочных арендованных средств0397/14Отнесение ставки лизинга на расходы будущих периодов31/1597/25Начисление НДС по лизингу31/1697/36 Перечисление платежей из расчетного счета97/1, 97/2, 97/351Выбытие ОС в результате продажи7Поступление предоплаты51648Списание первоначальной стоимости продаваемых ОС47049Списание износа продаваемых ОС024710Начисление НДС в бюджет от продажи ОС476811Передача ОС покупателю на основании акта приемки передачи764712Отражение финансового результата47 (80)80 (47)
Выбытие ОС в результате ликвидации13Списание первоначальной стоимости470114Списание износа ликвидируемых ОС024715Начисление НДС в бюджет476816Отражение финанвового результата80 (47)47 (80)
.Учет производственных запасов
Для нормального процесса производства продукции и выполнения услуг предприятию необходимы предметы труда в форме основных материалов, полуфабрикатов, вспомогательных материалов и другие материальные ценности, необходимые для производства продукции и выполнения услуг. В отличии от средств производства перенося свою стоимость на готовую продукцию за один производственный цикл.
Материалы в зависимости от их назначения и использования в процессе производства подразделяются на данном предприятии на основные и вспомогательные.
К основным материалам на ОАО Элема относятся ткани верха (драп, кашемир и т.д.), подкладочные, клеевая, приклады, а также нитки и фурнитура, которые составляют основу изготовляемых изделий и относятся на счет 10.
К вспомогательным материалам относятся такие предметы труда, которые не составляют основу изделия, как мелки, ножницы, сантиметровая лента и т.д.
Каждому виду материалов присваивается номер (код), который вносится в перечень, называемый номенклатурой материальных ценностей. Номенклатурные номера (коды) указываются во всех первичных документах по движению материалов.
Для сокращения номенклатуры материалов и упрощения учета однородные и близкие по своим свойствам материалы могут объединятся единым номенклатурным номером. Коды строятся так, чтобы по номенклатурному номеру можно было определить группу материалов, а также другие их признаки. Например, номера с 1 по 100 присваиваются драпу, со 101 по 150 - костюмной ткани, со 151 по 200 - подкладка и т.д.
Номенклатура материалов, в которой проставлены учетные цены, называется номенклатурой-ценником. Он представляет собой систематизированный справочник, охватывающий все материальные ценности предприятия, и значительно облегчает механизацию их планирования и учета. Т.е. кроме номенклатурного номера также записывается порядковый номер в зависимости от артикула и цены материала. Например, ткани с артикулом 321456 по цене 105 000 за метр присваивается порядковый номер 1, а если поступит ткань с таким же артикулом, но по другой цене, то ей присвоится уже другой номер.
Материалы на предприятие поступают от иностранных фирм и отечественных поставщиков в соответствии с заключенными договорами. В договорах предусматривается: какие и сколько материалов, их цена, сроки поставки, условия поставки, т.е. оплата транспортных расходов, форма оплаты, санкции за невыполнение договорных обязательств и др.
Для получения материалов на складе поставщика бухгалтер предприятия выписывает на имя экспедитора или работника отдела снабжения доверенность в одном экземпляре форму М-2, М-2а, где указывается ФИО, паспортные данные, поставщик, перечень материалов и подписи руководителя предприятия, главного бухгалтера, получателя и печать предприятия. Доверенности бывают разовые на срок до 10 дней, постоянные - до 1 года. Они действительны при предъявлении паспорта. Учет выданных доверенностей ведется в специальном журнале по учету выданных доверенностей формы 3-М. Неиспользованные доверенности подлежит возврату и аннулированию. Первоначально с агентами заключается договор о полной материальной ответственности (1экземпляр - в администрацию, 2-й - материально-ответственному лицу).
Поставщик на основе договора поставки отгружает материалы, выписывая товарно-транспортную накладную (приложение 14, 15) в 4 экземплярах.
Для поддержания надлежащего качества выпускаемых изделий предприятием большое внимание уделяется качеству закупаемого сырья. ОАО Элема наряду с отечественным сырьем использует сырье зарубежных поставщиков. Основными поставщиками являются итальянские фирмы Ареа, Конкордия и др.. Поставка импортных товаров сопровождается пакетом документов - инвойс , в который входит: международная накладная (CMR), в которой указываются все данные о поступающем материале, указываются реквизиты поставщика, сумма в валюте и т.д. Каждая партия товара сопровождается спецификацией,в которой даются все сведения непосредственно о товаре. А затем в последствии данные промерочной ведомости будут сверятся с данными спецификации (цвет, длина, ширина). Однако для того, чтобы оприходовать импортные товары на склад и сделать проводку по Д-ту счета 10 К-ту 60 на сумму поставки, необходимо их растаможить.
Для растамаживания импортных товаров оплачивается стоимость таможенной процедуры и таможенной пошлины (приложение 16). Размер таможенной процедуры и таможенной пошлины (15%) рассчитываются в зависимости от состава волокна ткани. Размер таможенной процедуры устанавливается в в размере 20 евро.
Также все импортные товары в соответствии с законодательством подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, который рассчитывается по следующей форме:
НДС=(Контрактная стоимость + Таможенная пошлина*20%)/100
Т.е. необходимо взять 20% от суммы стоимости товара по контракту (договору) и размера таможенной пошлины.
Непосредственно данные операции будут сопровождаться такими документами, как Грузовая таможенная декларация», в которой будут указаны курс валюты на момент поставки и провоза через государственную таможню , а также Декларация таможенной стоимости, в которой будет указан размер таможенной стоимости в рублях (таможенная стоимость умножить на курс на данное число) все расходы по доставке товара и т.д.
На основании полученных документов непосредственно на предприятие производят автоматизированный расчет самого важного показателя, который необходим дляправильного учета всех денежных затрат на приобретение товара-цены. Она состоит из таможенной стоимости плюс расходы по доставке плюс размер таможенной процедуры и пошлины:
Цена = Там.Стоимостьxкурс+Расходы по доставке+ Там. Процедура+Там. Пошлина
В настоящее время операция по расчету цены автоматизирована на ОАО «Элема», и бухгалтер только заносит начальные данные, а компьютер выдает уже рассчитанную цену товара.
Только после этого на предприятии бухгалтер делает бухгалтерскую запись
Дтсч. 10 Ктсч. 60 - Цена умножить на количество
Для отражения операций приобретение материалов и расчетов поставщиками предназначен Ж/О № 6 (приложение 17). Ж/О № 6 открывается ежемесячно. В нем открываются следующие счета материалов:
/1-основные материалы (драп, костюмная ткань, подкладочная прокладочная, фурнитура и т.д.).
/2- вспомогательные материалы (мелки, сантиметровая лента,вешалки, п/э пакеты и т.д.)
/3- топливо (дня эксплуатации транспортных средств, выработки энергии и отопление зданий предприятия).
/4-тара и тарные материалы.
Данный регистр ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу. При открытии в его переносятся остатки на начало месяца по неоплаченным и неотфактурованным поставкам (графа 15), а также по оплаченным, но не поступившим материалов (графа 16). Каждому документу поставщика в ж/о отводится одна строка.
Стоимость поступивших материалов по которым расчетные документ поставщиком не предъявлены к оплате записывают в ж/о № 6 на основании акта приемки в общем порядке по каждой поставке отдельно, при этом вместо номе счета поставщика проставляется буква Н, что означает неотфактурованную поставку. По мере поступления расчетно-платежных документов записанную строку сторнируют по всем позициям и записывают данные в новую строку в соответствии с документами поставщика. Если платежные документы поставщиков оплачены, а материалы еще не получены, записи в ж/о делаются отдельно по каждому документу только в графе 15. При поступлении материале: в течении текущего месяца их приходуют по тем же строкам по которым сделана отметка о доплате. Если же материалы не поступят в течении месяца, то стоимость будет записана в графе 14 за не принявший груз.
Давальческое сырье, которое используется ОАО «Элема» для производства продукции данному поставщику, в ж/о № 6 отражается в количественном выражении.
В Ж/О № 6 на ОАО «Элема» отражается стоимость приобретенных материалов в иностранной валюте, при этом около суммы указывав наименование валюты. Затем, в графе «Материалы» записывается сумма белорусских рублях на момент поступления сырья. Если в течении уплаты произошло изменение курса валюты, то необходимо произвести дооценку.
Оплата за материалы производится той суммой, которую предприятие получило в результате дооценки.
Стоимость поступивших материалов берется с картотеки подготовительного склада. При оплате инофирмам, кроме оплаты за сырье производится оплата таможенной пошлины и таможенной процедуры, а также дополнительных платежей. По Дт сч.60 отражается оплата, погашение кредиторской задолженности поставщикам. Не оплаченные счета увеличивают кредиторскую задолженность поставщикам. В конце месяца данные подытоживаются следующим образом.
Для учета реализации материалов предназначенсч. 45. ОАО «Элема» может отпускать неиспользованные материалы на сторону (реализация мерного лоскута на сторону). Для отпуска материальных ценностей на сторону выписывается доверенность на имя экспедитора и товарно-транспортная накладная. В ней указывается стоимость отпускаемого товара по цене картотеки (учетная цена). Отпуск ТМЦ со склада оформляется накладной на отпущенные товаро-материальные ценности на сторону. Из общей суммы выручки производят отчисления налога на добавленную стоимость. На отпуск материалов заключается договор между сторонами.
Для отражения операций реализации товара на сторону предназначена ведомость № 16 (приложение 18), которая открывается ежемесячно. Учет ведется в разрезе каждого покупателя и номера товарной накладной. Бухгалтерские записи осуществляются в белорусских рублях. При открытии в нее переносятся остатки на начало месяца по неоплаченным счетам из ведомости за прошлый месяц, а также если есть неоплаченный НДС и выручка.
Все поступающие от поставщиков материалы приходуются на склад. На каждую партию товара согласно сопроводительным документам выписывается приходный ордер, который оформляется на складе (подготовительный цех). Каждому приходу присваивается свой номер и дата. По данным приходного ордера заполняется карточка складского учета по артикулу и цене. В картотеке присваивается группа ткани в приходном ордере.
Для того, чтобы проверить соответствие количества метров погонных ткани документам необходимо произвести разбраковку и обязательный промер по длине и ширине каждого куска. Организация промера ткани необходима для правильного учета ткани, предьявления претензии поставщикам в случае обнаружения недостач, а также рационального расчета кусков ткани и определения потребного количества ткани, выдаваемой для раскроя. Материалы, поступающие на склад предприятия, подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия их ассортименту, количеству и качеству, указанному в сопроводительных документах. Итоги промерки по каждому куску ткани заносятся в промерочную ведомость.
В конце месяца составляется оборотная ведомость учета движения материальных ценностей по складу, где выводятся остатки на конец месяца с учетом их движения - приход и расход.
Перед составлением годового отчета ежегодно проводится инвентаризация на складах хранения материалов.
Все данные инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись, а все отклонения - полученные излишки или недостачи заносятся в сличительную ведомость.
Переоценка ТМЦ в конце отчетного года производится исходя из текущих рыночных цен. Бухгалтерия производит сопоставление текущих рыночных цен оценкой по бухгалтерскому учету.
К МБП относятся орудия труда, инструменты, инвентарь, спецодежда до 30 базовых величин, не зависимо от стоимости. На ОАО Элема МБП классифицируются на следующие 2 группы:
стоимостью до 2 базовой величины
стоимостью свыше 2 базовой величины за единицу
МБП переносят свою стоимость на себестоимость продукции путем начисления износа в размере 50% стоимости при передаче их в эксплуатацию, а остальные 50% при выбытии из-за непригодности - возвратные отходы .
Пришедшие в негодность МБП подлежат списанию. Для этого на предприятии создаются постоянные комиссии, члены которых устанавливают непригодность их к восстановлению или дальнейшему использованию, а также определяют наличие возвратных отходов и возможность их реализации. Комиссии составляют акт на списание МБП.
Приобретение МБП оформляется приходным ордером .
Передача МБП из склада в цеха осуществляется с помощью накладной , где указывается их наименование, количество и стоимость.
Учет износа МБП ведется автоматизировано. Расчет износа МБП осуществляется по формуле:
Таблица 2 - Движение материалов и МБП (собственная разработка)
№п/пСодержание хозяйственных операцийДебетКредит1Оприходование материалов от поставщиков10602Начисление НДС к уплате18603Перечисления поставщикам60514НДС уплаченный18185Поступление материалов от подотчетного лица10716Оприходование материалов от ликвидации ОС10907Передача материалов в производство (раскройный цех)20108Оприходование МБП без НДС20609НДС к уплате186010Перечислено поставщику6051
.Учет труда и заработной платы
Система нормирования и оплаты труда на ОАО Элема позволяет устранить сдерживающие факторы раскрытия индивидуальных возможностей в повышении квалификации и производительности труда каждого исполнителя, четко определить обязанности исполнителей и организаторов производства. Так функция по обеспечению конечного результата (выполнение плана) возложены на руководителей и специалистов цеха: мастеров, технологов, начальника цеха. На предприятии работает английская система микроэлементного нормирования труда, обеспечивающая рациональную организацию труда на рабочих местах, синхронность трудовых операций на потоке, создавшая предпосылки для внедрения новой системы оплаты труда, системы индивидуального стимулирования, справедливого вознаграждения рабочих.
В основу системы оплаты труда заложен принцип индивидуальной сдельной оплаты с применением повышенных тарифных ставок и разной оплаты стандартного и нестандартного рабочего времени.
За единицу нормы времени в системе принята одна минута.
В новой системе оплаты труда время, отработанное оператором, делится на две части: стандартное и нестандартное.
Стандартное - время работы оператора на операции, которой он обучен, и условия работы обычные, стандартные. Стандартное время работы оператора определяется умножением нормы времени на выполнение операции на количество обработанных единиц. Оплачивается стандартное время по стоимости стандартной минуты соответствующего разряда. При расчете оплаты учитывается не разряд работы, а квалификационный разряд оператора.
Стоимость стандартной минуты, принятая на ОАО Элема, включает основную тарифную ставку соответствующего разряда, увеличенную на 15% - за базовый процент перевыполнения норм выработки, на 12% - за интенсивный труд, на 12% - за профессиональное мастерство и на 40% сложившегося размера премии.
Нестандартное - время , в течение которого сложилась любая другая ситуация, являющаяся необычной, нестандартной.
Оплата труда по минимуму за нестандартное время определена в размере 75% тарифной ставки установленного рабочему разряда.
Учет стандартного и нестандартного времени ведется в специальной форме Лист учета рабочего времени, (приложение 19).
Лист заполняется ежедневно по каждому рабочему. В нем указывается фамилия, имя, отчество, табельный номер, начало и окончание работы, время обеда, нестандартное время - графы ПМ, ВО, ОП, заполняются самим рабочим, графы ДР, ННО, НР, С, П заполняются также рабочим при непосредственном участии мастера.
На каждую пачку обрабатываемых деталей дают купоны, из которых вырезаются оператором и вкладываются в пластиковый пакет талоны после заполнения работы. На основании купонов учетчиком производится расчет стандартного времени и заполняются соответствующие строки листа учета рабочего времени, который подписывается мастером, учетчиком и сдается в АСУП для ежедневного расчета заработной платы каждого рабочего
Преимуществом системы оплаты труда является то, что рабочий может узнать свой заработок за каждый день, что дает стимуляцию на его производительность.
Повременная система оплаты труда на ОАО Элема предусматривает собой исчисление заработной платы путем умножения отработанных часов на ставку тарифного оклада. На каждого рабочего-повременщика заводится карточка лицевого счета, в которую вклеивается расчетный листок с ежемесячным расчетом заработной платы (приложение 20 а и 20 б).
Ежемесячно на предприятии составляется расчетная ведомость (приложение 21), в которой указываются ФИО работника, лицевой счет, начисленные суммы, удержанные суммы, суммы к выдаче.
Трудовые отпуска, а также дни неиспользованного трудового отпуска оплачиваются по среднему заработку исходя из средней однодневной заработной платы за расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска (выплаты денежной компенсации (приложение 22) за неиспользованный трудовой отпуск), и количества календарных дней отпуска.
Заработная плата работникам моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, какработникам соответствующих категорий при полной продолжительности рабочего дня. Труд работников моложе 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.
Пособие по временной нетрудоспособности исчисляетсяиз среднедневного заработка за 2 предшествующих месяца, в котором наступила нетрудоспособность. В заработок для начисления ПВН включаются все виды оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы.
С общей суммы начисленной за месяц заработной платы, пособий, дивидендов и других доходов работника производятся удержания подоходного налога , обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, взысканий по решению судебных органов, задолженности нанимателю, по письменным поручениям самого работника.
Размер подоходного налога, виды доходов работника, не облагаемые им, а также льготы по нему установлены Законом О подоходном налоге с граждан.
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%.
Заработная плата работнику выдается через БЕЛИНВЕСТБАНК с использованием пластиковых карточек.
Для обобщения информации по начислению работникам заработной платы, премий и др. выплат и доходов, а так же по удержанию из них предназначен активно-пассивный счет 70. По К-ту отражается начисленные суммы, а по Дт выплаченные и удержаные. Учет заработной платы на ОАО Элема ведется автоматизировано.
Таблица 3 - Учет труда и заработной платы
№ п/пСодержание операцииДебетКредит1Начисление сумм удержаний за перерасход расходов, учтенных в составе затрат на производство, за брак продукции.7028, 732Выплата из кассы командировочных расходов под отчет.71503Перечисление причитающихся сумм оплаты труда работникам на их лицевые счета в сберегательных банках.7051, 554Удержание сумм за талоны, билеты.70765Удержание подоходного налога из заработной платы.70686Удержание страховых взносов в пенсионный фонд.7076/27 Удержание из заработной платы работников выданных под отчет сумм, за которые подотчетные лица полностью не отчитались.70718Удержание из заработной платы по предоставленным займам, сумм недостач, хищений.70739Удержание из заработной платы платежей по исполнительным листам707610Начисление оплаты труда за производственную продукцию, выполненные работы и услуги.20, 25, 26, 23, 44, 297011Поступление в кассу наличных денег от работников в погашение ранее выданных авансов в счет оплаты труда.507012Начисление работникам пособий за счет средств социального страхования.697013Списание на убытки не подлежащие к взысканию суммы переплат и выданных авансов в счет оплаты труда.90/27014Распределение части прибыли отчетного года между работниками.(дивиденды)847015Начисление оплаты работникам за время отпуска20, 23, 25, 26, 44, 2970
.Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
На ОАО «Элема» установлен нормативный метод учета затрат на производство. Его сущность состоит в том, что создается система прогрессивных норм и нормативов, и на ее основе калькуляция нормативной себестоимости и учет производственных затрат осуществляются по действующим нормам расхода средств производства и живого труда и отклонением от этих норм, а также ведется оперативный учет отклонений от норм, и системный учет изменений норм, а фактическая себестоимость продукции исчисляется как алгебраическая сумма нормативной себестоимости отклонений от норм и изменений норм.
Четко организованный учет отклонений от норм по их причинам и месту возникновения дает возможность своевременно определять, какие факторы привели к перерасходу или экономии средств и взыскивать имеющиеся в производстве резервы. Выявление значительной экономии от применяемых норм должно рассматриваться как их несовершенство и требует незамедлительного пересмотра норм.
Применение нормативного метода учета способствует выполнению задания по снижению себестоимости продукции и укреплению внутрипроизводственного хозяйственного расчета.
Одним из элементов нормативного метода учета является ежемесячное составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных норм действующих на начало отчетного периода.
Затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимого от времени оплаты - предварительный или последующий.
Для координации работы всех отделов при внедрении нормативного метода учета приказом руководителя предприятия утверждается специальная комиссия, которая определяет конкретные задания, стоящие перед каждым подразделением, утверждает планы - графики внедрения нормативного метода учета с указанием отделов и лиц, ответственных за осуществление мероприятий и сроков их исполнения.
Разработкой и установлением норм и нормативов занимаются функциональные подразделения: экспериментальный цех, производственно технический отдел, отдел труда и заработной платы, отдел главного механика (энергетика), планово-экономический отдел.
Экспериментальный цех должен до начала запуска обеспечить подготовительное производство технически обоснованными нормами на весь запланированный ассортимент изделий. При осуществлении нормативного метода учета затрат на производство находят применение следующие виды норм расхода ткани: на длину раскладки лекал; на настил; на модель изделия; на вид изделия.
На разработанные нормы заполняется нормировочная карта, в которой указывается средневзвешенная норма расхода ткани определенного вида поверхности (гладкая, рисунчатая, ворсовая) на единицу изделия (в м2 на модель).
Средневзвешенные нормы на модель изделия необходимы для оперативного контроля за расходом ткани по отдельным моделям и для расчета групповой (средневзвешенной) нормы расхода материалов на вид изделия определенного артикула.
Нормы расхода фурнитуры разрабатываются экспериментальным цехом путем затрат при изготовлении опытных образцов. Эти нормы обоснованы соответствующей технической документацией (спецификацией, расчетными таблицами).
Нормирование затрат здесь осуществляется с использованием передового производственного опыта, с учетом достижений науки и техники и все мероприятий, обеспечивающих повышение производительности труда.
На ОАО Элема учет затрат на производство осуществляется по стандартной схеме (приложение 23).
Основным документом по учету расхода ткани является карта раскроя, которой отражаются данные о нормативном и фактическом расходе ткани и фактический крой изделий. Карта кроя открывается на 1 -2 модели, но на 1 артикул ткани. Ей присваивается свой номер. Если данная модель состоит из разных видов тканей (верх, подкладка и т.д.), то на каждый вид ткани составляется новая карта кроя, но под тем же номером. Номера карт кроя после проведения в конце года переучета в подготовительном цехе, где непосредственно рассчитывается карта кроя,начинается с 1. На обратной стороне карты кроя размещается спецификация, в которой указывается номер куска, его ширина, цвет материала.
На основании данных карт кроя в течение месяца ведется оперативный учет отклонений от норм на припуск, определяется результат от изменения норм. Карта раскроя является также документом по учету выработки отдельных рабочих раскройного, подготовительного цехов (грузчики по подаче и транспортированию ткани).
Карта раскроя состоит из 3-х разделов: Задание, Выполнение задания, Выработка рабочих, а также вмонтированных в нее спецификаций кусков ткани на отпуск ткани в раскройный цех. Расход ткани в погонных метрах (м/п) определяется умножением количества полотен на длину полотна. В бухгалтерском учете для выявления фактической себестоимости расход ткани в м2 определяется умножением расхода ткани в м/п на ширину используемой ткани. По шерстяным, пальтовым и костюмным тканям ширина ткани берется без кромки.
Каждая карта раскроя регистрируется в подготовительном цехе в специальном журнале. После этого на основании произведенного расчета кусков производится передача ее по компьютерной сети в раскройный цех, а сама карта кроя вывозится вместе с тканью.
Для определения фактического расхода в м/п необходимо найти припуск в м/п на фактический раскрой, т.е. необходимо от прихода с подготовительного цеха в м/п отнять рациональные и нерациональные остатки, а затем из полученной суммы вычесть расход ткани без припуска по норме (м/п), а припуск по норме - графу 13 умножить на норму на припуск и разделить на 100, получим отклонение от норм за счет припуска, которое не может превышать 0,15 м/п.
На основании карт раскроя в бухгалтерии составляется Отчет о движении и использовании ткани на раскрой (приложение 24) и Сводная ведомость отклонений (приложение 25), открываемая на определенный вид ткани (драп, костюмная, подкладка и др.) в разрезе моделей. В этой ведомости указываются все виды отклонений, полученные в результате раскроя ткани, отклонения за счет цен на сырье и отклонения за счет припуска.
В конце каждого месяца составляется отчет о движении кроя в количественном выражении, где следующие сведения: наименование изделий, их модель в разрезе заказчиков, также указаны остатки на начало месяца, поступивший крой из раскройного цеха и сдано на склад готовой продукции ( Дт 43 Кт 20), а также раскройном и пошивочном цехах проводка по Дт 20 Кт 10 и остатки на конец месяца.
Так же составляется документ по расходу сырья за месяц, в разрезе всех видов сырья в корреспонденции со счетами раскройного и экспериментального цехов в количественном и суммовом выражении (приложение 26). Таким образом на основании отчетов о движении карт кроя по цехам и проставленных плановым отделом средневзвешенных норм расходов по статьям затрат на каждую модель составляется калькуляционная ведомость(приложение 27, 28, 29) в разрезе статей калькуляции на НЗП и выпуск готовых изделий. В них указывается нормативная стоимость (на весь выпуск и на единицу) в количественном и суммовом выражении. Таким образом определяется нормативная себестоимость по каждой модели и на весь выпуск в целом (итоговая нормативная калькуляция). При составлении этих калькуляций сырье и материалы прямо относятся на определенную модель.
Расходы на подготовку и освоение новых производств выделяются в отдельную статью калькуляции. Они учитываются раздельно по видам осваиваемых изделий, в разрезе установленной номенклатуры. Исходя из ежемесячного выпуска освоенных изделий, они будут включаться в себестоимость продукции, пока вся сумма этих расходов не будет погашена.
На ОАО Элема брак в производстве исправляется в процессе производства. В тех случаях, когда имеют место материальные затраты по исправлению брака в виде дополнительного расхода материала или производится уценка забракованного изделия, составляется акт о браке. Переделка неправильно выполненной операции, как правило, производится виновником брака. Если исправление брака производится самим виновным и при этом не требуются какие-либо материалы, кроме ниток, то переделка не оформляется документами.
На основании документов о браке в бухгалтерии ведется систематизированный учет потерь от брака по изделиям и цехам.
Стоимость исправления брака определяется по фактическим издержкам (материалы, зарплата). Себестоимость внутреннего окончательного брака слагается из производственных затрат по всем статьям калькуляции, за исключением ОХР, в размере плановых затрат. К потерям от внешнего окончательного брака относят полную себестоимость забракованного изделия, а также транспортные расходы, связанные с возвратом или заменой изделия.
Конечные потери от брака определяются после вычитания из всей стоимости брака стоимости забракованных деталей или изделий по цене возможного использования и сумм удержаний с виновников брака.
Потери от брака относятся на себестоимость тех изделий, по которым допущен брак.
Аналитический учет операций по учету брака в производстве ведется в разрезе цехов и видов продукции, отражается в ЖО №10 (приложение 30) и общей суммой отражается в оборотной ведомости Себестоимость продукции.
К налогам и сборам, включаемым в себестоимость продукции на ОАО Элема относятся:
·Экологический налог
·