Внутренний аудит

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внутренний аудит

Введение

В период перехода к рыночной экономике значительно возрастает роль экономического контроля в управлении народным хозяйством и отдельными организациями, в осуществлении режима экономии и хозяйственного расчета, в обеспечении сохранности и приумножении имущества собственников.

Проведение рыночных реформ в отраслях народного хозяйства и предоставление полной самостоятельности экономическим субъектам в решении вопросов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности определяют новые пути развития экономического контроля.

Экономический контроль в России становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления деятельностью хозяйствующих субъектов предпринимательства. Составной частью и одним из новых видов экономического контроля является независимый контроль - аудит. Независимый контроль, или аудит, осуществляется аудиторами, аудиторскими организациями на независимой договорной основе за счет проверяемого экономического субъекта.

Внутренний аудит для российской практики понятие новое, в то же время за рубежом он активно применяется на средних и крупных предприятиях промышленности, строительства, на предприятиях и в организациях транспорта и связи и других сфер деятельности, имеющих сложную управленческую структуру, уже с конца 19 века.

Внутренний аудит дает информацию высшему звену управления всей организацией о ее финансово-хозяйственной деятельности, способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений, и подтверждает достоверность отчетов ее обособленных структурных подразделений. При этом, аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач. В ряде стран разработаны и введены в действие законы, правила, кодексы, положения профессиональной этики аудита. В России основные положения профессиональной этики аудита определены нормами Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (2001г.), а также формируются на уровне аудиторских объединений. Например, в опубликованном Российской коллегией аудиторов Кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от возможных нарушений и посягательств. Как правило, внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Умение доказать верность своей позиции зависит от профессионализма и личных качеств внутреннего аудитора. Но он всегда должен сохранять свою независимость и объективность в суждениях и руководствоваться Кодексом этики внутреннего аудитора (или внутрифирменным Кодексом поведения), а также внутрифирменными стандартами внутреннего аудита. Всё это и определяет актуальность данной темы.

Цель данной работы заключается в рассмотрении этики проведения внутреннего аудита.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и цели внутреннего аудита;

особенности организации внутреннего аудита;

рассмотреть этические принципы аудиторской деятельности

Объектом исследования выступает внутренний аудит.

Предметом исследования данной работы являются этические принципы аудиторской деятельности.

1.Понятие внутреннего аудита, его цели и место в системе контроля

.1 Понятие внутреннего аудита

Внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта. Внутренний аудит есть независимая деятельность в организации по проверке ее работы в ее интересах. Фактически это внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входящих в него структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

При должной организации внутренний аудит способствует повышению ответственности руководителей структурных подразделений и материально ответственных лиц организации за выполнение ими своих обязанностей, предотвращению негативных явлений при осуществлении хозяйственных операций, связанных с движением имущества и обязательств экономического субъекта. Кроме того, внутренний аудит в значительной мере является информационной базой для внешнего аудита, проводимого в отдельных хозяйствующих субъектах в обязательном порядке согласно законодательству.

Вместе с тем между внутренним и внешним аудитом имеются существенные различия в уровнях независимости, целях и по времени проведения проверок. Потребность во внутреннем аудите все чаще и чаше возникает в средних и крупных организациях, что связано с усложнением законодательных актов, регулирующих механизмы экономических методов управления и экономические отношения субъектов предпринимательства с их партнерами, сегментами и государством. Кроме того, внутренний аудит необходим для предотвращения нерационального расхода, потерь и хищений материальных и денежных ресурсов организации, своевременного предупреждения и своевременной разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей.

Другими словами, внутренний аудит - это постоянный контроль за эффективностью осуществления управления деятельностью организации и ее структурных подразделений.

В международной практике аудита в настоящее время различают несколько типов (вариантов) проведения аудита: операционный аудит; аудит на соответствие; аудит финансовой отчетности.

Операционный аудит - это проверка функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности для управления.

В операционном аудите проверки могут включать оценку размеров, организационной структуры управления, организации методики и техники бухгалтерского учета, компьютерных систем, методов маркетинга и любой другой области.

Аудит на соответствие - это проверка соблюдения в хозяйственной системе организации норм законодательных актов и инструктивных материалов, а также процедур или правил, которые предписаны персоналу администрацией. Аудит на соответствие может быть проведен также по заказу собственников и акционеров организации с целью проверки соблюдения администрацией (руководством) предписанных норм (процедур) управления в соответствии с уставом данной организации.

Аудит финансовой отчетности проводится для определения того, согласуется ли информация, зафиксированная в учете и отчетности, с определенными критериями. Обычно критериями является совокупность общепринятых принципов и правил бухгалтерского учета.

Аудит также подразделяют на первоначальный и периодический (согласованный).

Первоначальный аудит означает проведение аудитором или аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые.

Периодический (повторяющийся) аудит осуществляется в данной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорных отношениях. Это, естественно, зависит от заинтересованности экономического субъекта проверки в длительном сотрудничестве с квалифицированными партнерами (аудитором, аудиторской фирмой).

Опыт работы аудиторских фирм как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в России подтверждает преимущества периодического, повторяющегося, аудита. Периодические (повторяющиеся) проверки деятельности данного клиента полезны как аудиторам, так и проверяемому экономическому субъекту, который получает от аудиторов предельно точную, системно обоснованную на длительном опыте, полезную для управления информацию и объективную оценку экономических показателей.

С целью сокращения расходов на аудиторские услуги и времени проведения проверок различают также аудит, базирующийся на риске, и системно-ориентированный аудит.

Аудит, базирующийся на риске, означает концентрацию аудиторской проверки в большей степени в областях и на объектах контроля, где риски («наследственный» риск, типичные ошибки, пропуски) выше, с целью сокращения времени на проверки тех объектов контроля, где предполагается отсутствие или низкий риск. Это позволяет обеспечить более эффективное оказание аудиторских услуг с меньшими затратами для клиента.

Системно-ориентированный аудит предполагает проведение экспертизы объектов проверки с учетом оценки состояния и эффективности системы внутреннего аудита (контроля). Если система внутреннего аудита организована и работает эффективно, то внешние аудиторы могут ограничить свою работу выборочными проверками и тестированием отдельных объектов контроля. Это также позволяет значительно сократить время и затраты на аудит. Однако, выбирая тот или иной тип аудирования, аудитор должен всесторонне взвесить и оценить эффективность всех систем хозяйственного механизма организации, факторы и предполагаемые причины возможных пропусков существенных ошибок и мошенничества при проведении предварительного обзора (проверки).

.2 Цели внутреннего аудита

Внутренний аудит может быть осуществлен специалистами организации, ревизионной комиссией или специально созданным подразделением аппарата управления, которое подчиняется только руководителю организации.

Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров). Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим аудитом. Управленческий аудит - это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономическому и эффективному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработке политики организации. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности организации.

Внутренний аудит в организациях может решать следующие основные задачи:

проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;

проверка достаточности и соответствия действующим правовым актам и уставу системы экономических регламентов и регуляторов;

проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;

экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и создания фондов (накопления капитала);

оценка экономичности и эффективности операций организации;

проверка уровня достижения программных целей;

разработка и представление обоснованных предложенийпо улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по вопросам организации и управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам;

организация подготовки к проверкам (экспертизам) внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля.

Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и иные задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации.

2. Организация внутреннего аудита

В условиях рыночной экономики, при приватизации организаций и, следовательно, повышении их самостоятельности в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности резко изменились функции вышестоящих органов, практически прекращено их вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность экономических субъектов.

С появлением многообразных форм собственности и организационно-правовых форм экономических субъектов, с одной стороны, созревают условия для конкуренции между экономическими субъектами, что способствует в конечном итоге росту производства продукции и ее качества, а с другой стороны, усиливается предпринимательский риск у этих организаций.

Предпринимательский риск связан с многими факторами:

состоянием производственного потенциала;

уровнем технологии и качества производства продукции;

уровнем производственных затрат и производительности труда;

спросом и предложением на рынке на произведенную продукцию;

финансовым положением организации; состоянием налоговой политики страны.

Собственники, акционеры, руководители и специалисты экономических субъектов заинтересованы в повышении уровня рентабельности производства продукции (работ, услуг) и эффективности функционирования всех видов деятельности организаций. Это требует совершенствования не только технологических процессов производства, но и всех функций системы управления экономическим субъектом предпринимательства и его сегментами.

Собственники и акционеры организаций заинтересованы также в сохранении и приумножении своего капитала в данном экономическом субъекте с целью получения максимума прибыли и начисления им максимума дивидендов. Органы же государственного налогового контроля стараются привлечь в бюджет, в государственные внебюджетные фонды как можно больше средств. Поэтому зачастую между органами государственного контроля и руководством экономических субъектов возникают споры по взысканию финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Каждая сторона произвольно, в своих интересах толкует, положения нормативных и законодательных актов по налогам. Это связано с усложнением налогового законодательства и, в какой-то мере, бухгалтерского учета.

Отсюда следует, что для успешного функционирования всех видов деятельности организации, увеличения производства продукции и снижения ее себестоимости, совершенствования хозяйственного механизма и механизма управления всеми звеньями деятельности необходимы повседневный внутрихозяйственный контроль и экспертиза отдельных процессов.

В современных условиях возникает необходимость повседневного контроля за рациональным расходованием по назначению материально-денежных средств, выполнением обязательств перед государством по налогам и другим платежам, перед поставщиками и подрядчиками, за своевременным погашением дебиторских задолженностей экономических субъектов, а также за правильностью организации и ведения бухгалтерского учета .

Чтобы квалифицированно провести ту или иную проверку, необходима специальная служба внутреннего аудита, работники которой должны хорошо знать специфику организации, ее организационно-экономическую структуру и структуру управления, объекты контроля, круг вопросов, которые должны быть раскрыты при проверках, владеть техникой и методикой проведения проверок, хорошо знать законодательные и нормативные акты, уметь обобщать материалы проверок, определять пути устранения и предупреждения недостатков и потерь, резервы эффективности всех видов деятельности организации.

Служба внутреннего аудита может быть создана в виде отдела внутреннего аудита. Данная служба должна являться самостоятельным подразделением аппарата управления и подчиняться только руководителю организации.

На должность руководителя службы и ее ведущих специалистов целесообразно назначать высококвалифицированных специалистов с высшим экономическим образованием, опытом бухгалтерской и экономической работы, отсутствием судимости, имеющих аттестат аудитора (бухгалтера), то есть прошедших аттестацию, согласно установленным требованиям, на квалификацию профессионального аудитора или профессионального бухгалтера-эксперта, финансового менеджера.

В составе службы внутреннего аудита могут работать также высококвалифицированные специалисты по технологическим профилям для осуществления контроля за производственно-технологическими процессами.

Внедрение внутреннего аудита существенно меняет содержание работы руководителей структурных подразделений и специалистов по обеспечению имущественных интересов организации и вызывает необходимость внесения изменений в должностные инструкции всех служб управления по оформлению хозяйственных операций, составлению первичных документов и аналитических регистров, обеспечению надлежащего контроля за выполнением технологических процессов и других операций.

Поэтому актуальной организационной задачей является пересмотр должностных инструкций всех служб и разработка должностных инструкций для работников службы внутреннего аудита, в которых необходимо предусмотреть общие положения, конкретные должностные обязанности, права и ответственность каждого работника службы внутреннего аудита.

Руководитель службы внутреннего аудита назначается и освобождается от занимаемой должности руководителем организации в общеустановленном порядке (согласно должностным инструкциям).

В практической работе служба внутреннего аудита должна руководствоваться законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, указаниями и приказами Министерства финансов, Государственной налоговой инспекции. Государственного комитета по статистике РФ, правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также учредительными документами, приказами и распоряжениями руководителя организации, должностными инструкциями.

Руководитель организации должен создать необходимые условия для работы аудиторской службы: обеспечить помещением, транспортом, выделить специалистов (по мере необходимости).

Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита, разработанным руководителем службы и утвержденным руководителем организации. Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней аудиторской группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего аудита.

Программы разрабатывают ведущие специалисты аудиторской службы на основании плана внутреннего аудита; они утверждаются руководителем службы (отдела) внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита должна иметь следующие права:

) Проверять бухгалтерские регистры и первичные документы, наличие денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, исследовать сметы, планы и другие документы финансово-хозяйственной деятельности.

) Знакомиться с приказами, распоряжениями руководителя, решениями собраний учредителей, акционеров, правления и должностных лиц, уже заключенными и проектами (незаключенных) договоров с организациями и другими документами.

) Обследовать объекты строительства, территорию, склады, мастерские и другие производственные, хозяйственные и служебные помещения, места хранения готовой продукции, оборудования.

) Проверять наличие, состояние и сохранность имущества, товарно-материальных ценностей у материально ответственных лиц.

) Требовать проведения или проводить лично с участием привлеченных к этому работников организации полную или частичную инвентаризацию имущества и обязательств организации; в необходимых случаях опечатывать сейфы, кассы, склады, кладовые, архивы и другие места хранения средств.

) Наблюдать за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, проверять правильность начисления налогов, сборов и платежей, а также своевременность их уплаты в бюджет и внебюджетные фонды.

) Проверять достоверность показателей бухгалтерской и статистической отчетности, правильность составления расчетов по налогам и обязательным платежам.

) Требовать от руководителей структурных подразделений, специалистов организации необходимые для аудиторской проверки документы, справки, расчеты, заверенные копии документов для приложения их к акту или заключению, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки.

) Проводить экспертизу эффективности системы управления сегментами и анализ производственно-хозяйственной деятельности, финансового состояния, платежеспособности и ликвидности организации.

)Подготавливать организацию к внешнему аудиту и налоговому контролю. Представлять имущественные интересы организации при хозяйственных спорах на суде и в арбитражном суде.

Служба внутреннего аудита должна нести ответственность за:

) Обоснованность и своевременность представления заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, соответствии учредительных документов, внутрихозяйственных регламентов действующему законодательству и правовому статусу организации, а также заключений о достигнутом уровне и факторах эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

) Обоснованность представленных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной ответственности должностных лиц, программ развития видов деятельности, проектов оптимизации производственных затрат, налогооблагаемых баз, распределения прибыли, создания и использования средств фондов и другим вопросам.

) Правильность консультаций, оказанных учредителям, руководителям подразделений, специалистам и работникам аппарата управления по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, методам анализа хозяйственно-финансовой деятельности, правовым и другим вопросам.

Только комплексный подход и учет вышеперечисленных и других условий (вопросов) может обеспечить создание целостной и эффективной системы внутрихозяйственного контроля в организации.

3. Этические принципы аудиторской деятельности

аудит экономика рыночный этический

Профессиональные этические принципы аудита изложены в правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 Протокол №6) Это независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Независимость - принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы. При этом необходимо руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Образование аудитора» и «Внутрифирменный контроль качества аудита».

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу. Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей (ему) следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация. Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными.

3.1Поведение аудитора при общении с руководством экономического субъекта

Как профессионал аудитор должен работать на клиента, используя все свои знания и исходя из его интересов. В то же время он имеет долг и перед обществом. Эта двойная ответственность требует высокого этического уровня поведения аудитора.

Аудитор должен быть доброжелателен. Каждого проверяющего встречают с опаской и недоверием, это осталось с прежних времен, когда проверяющим мог быть только ревизор, целью которого было выявить недостатки, виновных в них, затем следовали санкции вышестоящих организаций. Поэтому аудитор в первую очередь должен показать, что аудит имеет совсем другую цель, аудитор является помощником в устранении недостатков и может предотвратить их неприятные для предприятия-клиента последствия. Поскольку аудитор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе работы с клиентом (за исключением особых, чрезвычайных случаев), то есть все основания для возникновения доверительных отношений между ними.

Аудитор должен быть вежлив и тактичен с клиентом, но ни один настоящий профессионал не подчинит соображениям вежливости свои суждения и выводы.

Аудитор должен ясно сознавать, что в случае конфликта с клиентом по принципиальным вопросам может возникнуть необходимость отказа от работы. При возникновении непримиримых противоречий аудитор должен определить, каких действий требует от него конкретная ситуация. Приняв решение, он должен быть уверен в том, что как специалист он был объективен и беспристрастен, и в дальнейшем он не потеряет возможность работы по специальности.

Профессиональная этика и порядок общения аудитора с руководством проверяемой организации регламентируется правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта».

3.2Обязанности аудитора по отношению к коллегам

Между аудиторскими фирмами существует конкуренция, что вполне естественно для рыночных отношений. Она заставляет аудиторов придерживаться умеренных расценок за свои услуги, требует повышение качества работ, способствует увеличению видов выполняемых ими услуг. С увеличением количества аудиторов конкуренция может становиться все более ожесточенной, как это видно из западного опыта. Но она должна использовать цивилизованные методы.

Важнейшая характеристика любого профессионала - всемерная поддержка своей профессии и стремление кооперации между ее представителями.

Этика поведения аудитора с коллегами определяет границы приемлемого внутри профессионального поведения. Так, аудитор обычно стремится к увеличению своих клиентов. Но недопустимой является ситуация, когда он «отбивает» клиентов у своих коллег и при этом не может обеспечить должного качества работы в силу ее большого объема.

Фирма-клиент может пожелать сменить аудитора. Новому аудитору прежде чем заключать договор, целесообразно связаться с тем аудитором, который работал с этой фирмой прежде, и из профессиональной вежливости, и с деловых позиций.

Этические правила при выполнении сопутствующих аудиту услуг следующие.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с добросовестностью и тщательностью.

Профессиональные сотрудники аудиторских организаций, которые принимают участие в выполнении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, должны отвечать следующим профессиональным требованиям:

а)честности;

б)объективности;

в)иметь профессиональную компетентность и прилежание;

г)следовать правилам профессионального поведения;

д)выполнять правила (стандарты) аудиторской деятельности;

е)соблюдать принцип конфиденциальности информации, ставшей известной сотрудникам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Требование независимости специалиста аудиторской организации от экономического субъекта является обязательным при оказании сопутствующих аудиту услуг, несовместимых с проведением аудиторской проверки, а также в случаях, предусмотренных нормативными документами аудиторской деятельности и договорами с заказчиками таких услуг.

Ответственность за соблюдение принципа независимости возложена на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

Заключение

Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм - непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. К ним относятся: безупречное профессиональное поведение, независимость, сохранение конфиденциальности в отношении полученных при проведении аудита сведений, недопущение несовместимой с аудитом деятельности, объективность и честность выводов, ответственность перед клиентами и др. Как основные требования к аудитору во всех кодексах и положениях выдвигаются честность, объективность и независимость. Являясь гарантом проверяемой организации, аудитор несет моральную ответственность перед ее вкладчиками, банками, инвесторами за выбор партнера, за правильную оценку финансового состояния и устойчивости проверяемого экономического субъекта. В России утвержден Кодекс профессиональной этики аудитора, в котором сформулированы основные этические нормы. Большое внимание уделено оценке независимости аудитора, что трактуется как отсутствие имущественных либо других связей аудитора с проверяемой фирмой, способных повлиять на его выводы о достоверности отчетности проверяемого субъекта. Аудитор должен постоянно повышать квалификацию, владеть актуальной информацией о правовом, налоговом, бухгалтерском законодательстве, добросовестно изучать деятельность проверяемого объекта, что обеспечит его профессиональную компетентность. Аудитор должен четко определять свои финансовые отношения с клиентами, учитывая объем и сложность работы при проведении аудиторских проверок. Он должен соблюдать конфиденциальность в отношениях с клиентами, другими аудиторскими фирмами и органами государственной и местной власти. Важным требованием к аудитору является соблюдение налогового законодательства. Он не должен нарушать его требования ни в собственных интересах, ни в интересах клиентов. Аудитор должен быть доброжелательным и стараться разъяснять свои замечания клиенту, способствуя предупреждению возможных нарушений и ошибок. Любая аудиторская деятельность в большей или меньшей мере включает консультационные услуги и, следовательно, требует психологического контакта с руководителями и сотрудниками проверяемого юридического лица.

В заключение следует отметить, что основная задача в области исследований внутреннего контроля состоит в разработке типовых программ организации, развития и совершенствования системы внутреннего контроля (для различных коммерческих организаций в плане организационно-правовых форм, видов и масштаба деятельности, размеров, организационных структур управления). Данные программы должны быть многочисленны и разнообразны. Их следует разрабатывать с учетом различных начальных условий и возможностей организаций; тенденций развития экономики страны в целом и действующих механизмов ее функционирования; сложившихся национальных и местных традиций; менталитета персонала. Со временем в России будут созданы «библиотеки» таких программ для различных типовых условий, ведь полное и правильное понимание администрацией и персоналом различных сторон эффективности системы внутреннего контроля - важное условие успешного управления предприятием в современных усложненных условиях хозяйствования.

Список использованной литературы

1.Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учебное пособие - М., «Инфра - М», 2006

2.Газарян А.В., Соболева Г.В. Практика организации процесса аудита - М., «Бухгалтерский учет»,2007

.Зекунов А.Г., Дубницкий Л.Г., Логинов С.Г. Внутренний аудит качества - М., «АСМС»,2004

.Макальская М.Л, Пирожкова Н.А. Основы аудита: Курс лекций с ситуационными задачами - М., «Деловая литература», 2007

.Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит - М., «Инфра-М», 2008

.Миргородская Т.В. Аудит - М., «КноРус»,2008

.Рогуленко Т.М. Основы аудита - М., «Флинта».2007

.Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческой организации (Организация, Методики, Практика) - М., «Юнити-Дана», 2006

.Суйц В.П. Аудит - М., «Высшее образование»,2007

.Середа К.Н. Аудит - Ростов-н/Дону, «Феникс»,2008

.Черных М.Н., Юдина Г.А. Основы аудита - М., «КноРус»,2008

.Шиленко С.И., Шеин Р.В., Колосова Е.В., Основы аудита - М., «КноРус», 2007

Похожие работы на - Внутренний аудит

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!