Организация групповой работы на уроках

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация групповой работы на уроках

Содержание

Введение

I. Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников

II. Опыт учителей русского языка при организации групповой работы на уроках

III. Организация групповой работы при изучении темы «Глагол» в 5 классе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В России происходит постоянное усовершенствование системы образования и модернизация методов организации учебного процесса, с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития качеств личности ребенка. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности учителя и образовательного учреждения в целом.

Деятельностный подход предполагает наличие у детей познавательных мотивов (стремление узнать что-то новое, усовершенствовать уже полученные навыки).

Системно-деятельностный подход в образовании по ФГОС подразумевает:

·Развитие и воспитание таких качеств личности, которые отвечают требованиям современного информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности;

·Переход к социальному проектированию в системе образования на основе разработки содержания образования, определяющих пути достижения желаемого результата, а так же развития обучающихся;

·Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения учебных действий, познания и освоения мира, составляет цель образования;

·Признание главной роли содержания образования и способов организации учебного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного характера;

·Учет индивидуальных психологических, возрастных и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

·Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

·Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, что требует переосмысления форм организации учебного процесса. [13]

Самая распространенная и привычная форма организации учебного процесса - это урок. Форма обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащена система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя с учениками.

Система различных учебных форм, основой которой служат ведущие идеи раздела, темы и различные виды деятельности, обеспечивает усвоение системы учебного предмета, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков. Эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами обучения, а продуманной, взаимосвязанной их системой. Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, групповая, классно-урочная, бригадная - не противоречат друг другу Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, бригадные занятия и другие формы. Поэтому и система форм может содержать коллективные, групповые, индивидуальные и другие занятия.[3,c.52]

Групповая работа заняла достойное место на уроках русского языка. Учителя отмечают высокую эффективность подобной организации труда учеников, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность (в данном случае за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе). Высокая результативность уроков связана с активностью учеников. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать умение думать. Групповые формы обучения позволяют совместно работать «ученик+ученик». В данной работе мы более детально рассмотрим все плюсы такого обучения, а так же применение их на практике учителями - именно в этом и заключается актуальность данного исследования.

Исходя из вышесказанного, можно поставить цель данной курсовой работы. Цель курсовой работы заключается в определении места и роли групповых форм обучения на уроках русского языка.

Задачи данной работы:

проанализировать учебно-методическую литературу о формах организации учебной работы;

изучить виды групповой работы, которые могут использованы на уроках русского языка;

рассмотреть опыт работы учителей русского языка по организации групповой формы работы;

разработать задания для организации групповой работы при изучении темы «Глагол» в пятом классе.

Методы:

анализ литературы по теме исследования;

анализ методической литературы для учителя русского языка;

исследование опыта учителей по организации работы.

Предметом курсовой работы является организация учебной деятельности на уроках русского языка.

Объектом является групповая форма организации работы.

Работа состоит из одной главы, которая содержит три параграфа, так же введение, заключение, список литературы и приложения. В первом параграфе мы рассмотрим групповую работу, как один из способов организации учебного процесса, во втором проанализируем опыт учителей русского языка по организации работы, в третьем параграфе попытаемся разработать задания для групповой работы на примере уроков в 5 классе по теме «Глагол».

. Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников

Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.

Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.

Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.

К общим формам организации обучения относятся урочная и внеурочная, в каждой из которых используют фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации учебной работы. Критерием такого деления является н не количество учащихся, а характер связей между ними в процессе познавательной деятельности.[4,c.40]

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач. Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты, это способствует формированию доверительных отношений между педагогом и школьниками, устойчивых познавательных интересов. Фронтальная форма может быть реализована в процессе проблемного или объяснительно-иллюстративного изложения материала, выполнения репродуктивных или творческих заданий. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не нацеливаться на абстрактного идеального ученика. Исследованиями в данной области занимались: Р.И.Малафеев, В.А.Буров и другие.[10,c.13]

Индивидуальная форма организации учебной работы предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебной и методической литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями, написание эссе, сочинений, рефератов, докладов. В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную формы и организации обучения. Индивидуальная характеризуется тем, что ученик выполняет общее для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная форма направлена на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника. Важными функциями учителя является стимулирование познавательной деятельности, постоянный контроль за выполнением заданий, своевременная помощь в преодолении учебных затруднений. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, формирование умений и навыков, обобщения и повторения учебного материала, контроля знаний. Но, несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы, их недостатком является ограничение общения между учениками, взаимопомощи в обучении.[1,c.30]

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач. Исследованиями в области организации групповой работы в России занимались Х.И.Лийметс, Б.И.Первин, М.Д.Виноградова и др.

При разделении на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должно составлять 3-6 человек, так как продуктивность их работы значительно выше продуктивности работы группы из 8-10 человек. Важно также четное или нечетное количество человек в группе, так как в случае, если в группе четное количество человек, мнения могут разделиться и группе будет сложнее прийти к единому решению. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.[7,c.75]

Результаты совместной работы в группах зависят от умелого руководства учителя. Стимулирование познавательной деятельности детей всегда значительно выше по сравнению с выполнением этой задачи каждым учеником самостоятельно. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Групповая форма работы целесообразна при формировании навыков устной речи на уроках родного и иностранного языков. Однако при организации групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные ученики иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не могут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны учителя, работа в группах во время урока иногда нарушает ритм и четкую организацию занятий.[12]

Групповая работа, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и -получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;

организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;

действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.[8,c.30]

Использование групповых форм обучения имеет ряд преимуществ:

.Позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя.

.Готовит к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды путем развития их сознания.

.Обеспечивает высокое качество знаний по предмету, многократное повторение изучаемого материала, обучение друг друга, опорные конспекты - это только некоторые приемы, повышающие качество знаний.

.Максимально развивает индивидуальные способности каждого и различные умения:

·коммуникативные (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать);

·познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).

Разнообразие форм позволяет учащимся осваивать новые для них роли: учителя, консультанта, участника групповой работы и готовит их к самоуправлению.

Формирует мотивы, потребности, жизненные цели с гуманистическим содержанием. Формируются качества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой личности.[2,c.54]

Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

Групповая работа учащихся давно вошла в школьную жизнь. Однако наблюдения показывают, что при ее организации допускаются серьезные ошибки. Например, часто за групповую работу выдают работу по вариантам. Поэтому стоит определить дидактические условия, с учетом которых и должна строиться эта форма обучения.

Групповая работа строится на следующих принципах:

.Класс разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек).

.Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.

.Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.

.Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.

.Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.[12,c.69]

Какие же существуют требования к учебному материалу?

По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.[6,c.43]

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп.

В расчет нужно брать два признака:

·Уровень учебных успехов учащихся.

·Характер межличностных отношений.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учащихся разного уровня знаний и умений, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Сами учащиеся свою работу в группе могут организовать следующим образом:

знакомство с материалом, планирование работы в группе;

распределение заданий внутри группы;

индивидуальное выполнение задания;

обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

подведение итогов группового задания.

Заключительная часть:

сообщение о результатах работы в группах;

анализ проблемной ситуации, рефлексия;

общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.[11,c.23]

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он предает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:

üОбъяснение цели предстоящей работы.

üРазбивка учащихся на группы.

üРаздача заданий для групп.

üКонтроль за ходом групповой работы.

üПопеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.

üПосле отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

Групповые формы работы ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в отечественной школе групповая работа.[9]

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.[5,c.62]

II. Опыт учителей русского языка при организации групповой работы на уроках

учебный групповой работа изучение

Для того чтобы изучить опыт организации групповой работы на уроках русского языка, был проведен анализ конспектов уроков. В процессе анализа необходимо было решить следующие задачи:

.Выяснить, как часто учителя используют групповую работу на уроке.

.Определить, на уроках какого типа чаще всего используется групповая работа.

.Выяснить, при изучении каких разделов курса русского языка используется групповая работа.

.Проанализировать характер заданий и организацию групповой работы, предлагаемой учителями.

Для анализа были выбраны конспекты уроков, размещенные в Интернете на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». С данного сайта мы рассмотрели пятьдесят конспектов, и лишь в пятнадцати конспектах отмечено наличие групповой работы на уроках.

В группах обучающиеся могут работать, как весь урок, так и определенный фрагмент урока. Из проанализированных конспектов, можно отметить, что групповая работа, подразумевает деление не несколько групп, как правило, от четырех до шести, возможно больше.

Например, Мельник Е. Н., учитель русского языка и литературы при закреплении темы «Падеж имен существительных» в пятом классе, использует групповую форму работы для организации изучения нового материала. [14]

«Групповая организация учебной деятельности учащихся на уроке позволила всему классу активно участвовать в работе, проявить свои творческие возможности и показать высокие результаты по предмету. В итоге каждый ученик получил по две оценки (одну - в тетрадь за словарную работу, другую - в журнал за работу в группе).» Деление класса на 6 групп по 4 человека, по количеству падежей. При этом следует отметить, что учащиеся заранее были разделены на группы. Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление лидера группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".

Задание для групп:

. Выбрать и записать пословицы, в которых слово "дело" стоит в :::. падеже. Определить, каким членом предложения является слово "дело".

.Сформулировать правило, как определить падеж имени существительного.

. Из предложенного стихотворения выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.(Приложение 1)

. Представить выступление и оформить на доске таблицу.

ПадежиВопросыПредлогиИ.п.Р.п.Д.п.В.п.Т.п.П.п.

1.Велик телом, да мал делом. (Т.п)

2.Дело шуток не любит. (И.п.)

.От слова до дела целая верста. (Р.п)

.И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

.Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

.Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

.Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

.Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

.По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

.Дела как сажа бела. (И.п.)

.Делу время, потехе час. (Д.п.)

.Дело знай, а правду помни. (В.п.)

НАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ(Лист оценок за работу в группах)№ группыУстный ответОформлениеГрамотностьИтог№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5№ 6

«Проведенный урок русского языка показал, что работа учащихся по группам и в парах способствует повышению грамотности, интеллектуального уровня учащихся, формированию положительных нравственных качеств личности», - отмечает учитель.

Учитель Антонова И.В., на уроке обобщения и систематизации изученного в теме «Глагол» в пятом классе, также использует групповую работу. Учащиеся разделены на 4 группы, идет работа с текстом. (

Учитель предлагает учащимся тексты, но без задания, каждая группа должна сама сформулировать себе задание.[15]

У каждой группы одинаковые тексты, но разные задания. Учащиеся озвучивают учителю задание, которое, как они решили, должны выполнить. Затем учитель корректирует их и дает листочки, на которых задания прописаны: 1 группа - поставить глаголы, данные в словах для справок, в нужной форме. Дать понятие морфеме, найти морфему, отвечающую за прошедшее время глагола; 2 группа - правильно расставить знаки препинания в выделенных предложениях и объяснить их постановку; 3 группа - подчеркнуть выделенные глаголы как члены предложения и сделать вывод о том, каким членом предложения может быть глагол (вспомнив и материал прошлых уроков); 4 группа - дать понятие фразеологического оборота. Найти в тексте фразеологические обороты и объяснить их, подобрать синонимы (слова и фразеологические обороты) к одному из оборотов, составить с одним из синонимов предложение. Ученикам дается несколько минут на выполнение задания. (Приложение 2)

Далее учитель вместе с остальными тремя группами выполняет проверку правильности выполнения задания первой группой, далее второй и так далее. В случае правильно выполненного задания учитель показывает слайд с правильным ответом, в противном случае, исправляет вместе с учениками. Итог групповой работы, носит скорее философский характер, нежели вывод по проделанной работе и изучаемой теме: «Можно ли обманывать?», «Хорошее ли это качество?».

В большинстве случаев на уроках, где присутствует групповая форма работы, учитель всегда сам распределяет учащихся по группам, заранее или прямо на уроке, стараясь сделать команды равные «по силам». В нижеприведенном конспекте, пример того, как дети сами распределяются на группы, правда, групп всего три.

Итак, урок Пахомовой Е.А. на тему «Главные члены предложения. Подлежащее», включает в себя именно такое деление на группы.

Учитель предлагает побыть ученикам в роли учителей и познакомить со способами выражения подлежащего, а для этого нужно поработать в группах (конверты с заданиями разных цветов, что означает степень сложности, дети ориентируются по цвету: красный-очень сложно; синий-сложно; зелёный-просто).учитель просит определиться учеников с цветом. (Приложение 3). Итог групповой работы подводится, путем вывода: «каким членом предложения может являться существительное?[16]

Ранее уже приводился пример организации групповой работы, путем деления учащихся на группы. Но деление происходило заранее, пример групповой работы из следующего конспекта, подразумевает деление на группы прямо на уроке.

Конспект урока Хасяновой Е.Ф. на тему «Правописание приставок -пре и -при». Группы формируются с учетом обучаемости учащихся, предположительно в группе будет сильный ученик и несколько средне обученных учащихся. Групп будет 6, это необходимо по сценарию проектной работы. На партах лежат заранее приготовленные листы бумаги, клеящие карандаши, отпечатанные слова с приставками. [17]

Задание (Приложение 4)

Учитель объясняет цель предстоящей работы, которая заключается в следующем: необходимо за определенное время распределить слова на 5 групп, (2 слова в каждой группе), обосновать свой выбор, записать для каждой группы слов на большом листе значение приставки. Идет работа в группах, учитель корректирует данную работу. После окончания работы в группах, один из учащихся группы приглашается к доске и вывешивает свои листы со словами. Итог, на доске получается 5 вариантов значения приставок ПРЕ- и ПРИ- с разными примерами. (Дети формулируют значение приставок по-своему, это разрешается на данном этапе).

Итак, мы привели 4 примера конспектов урока русского языка по разным темам. Как правило, деление на группы происходит либо заранее, либо прямо на уроке учителем, количество групп, в среднем от 4 до 6. Но все же нами приведен еще один пример конспекта, где всего три группы, но деление происходит, путем предпочтения самих учеников.

Обратимся к примерам конспектов, где работа в группах происходит не просто на определенном этапе урока, а весь урок построен на групповой работе.

Урок учителя русского языка и литературы, Козловой Т.В. по теме «Буквы «з» и «с» на конце приставок», полностью построен на групповой работе. Урок закрепления знаний, ученики разделены на 4 группы, в них равное присутствие слабых и сильных учеников. Урок выстроен в три этапа: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. Мы рассмотрим первый этап. Учитель обозначает урок, как урок взаимообучения, дети работают в четырех группах, каждая из которых получает свое задание. Учитель определяет ряд тем, по которым будет выстраиваться работа на уроке.[18]

·Можно ли уяснить тему «Правописание приставок на - з (-с)» без знания правила «Правописание гласных и согласных в приставках».

·Чтобы правильно подобрать приставку на - з (-с), следует чётко отделять звонкие согласные от глухих.

·Чтобы знать, перед звонкими или глухими согласными пишется з- (с-), нужно уметь выделить корень.

·Некоторые трудности в выборе буквы з и с на конце приставок (слова, включающие з- в состав корня, удвоенные согласные на стыке приставки и корня).(Приложение 5)

Первый этап - стадия вызова, переходит в следующий этап - стадия осмысления. Урок рассчитан на самостоятельную работу, в итоге учитель рассчитывает получить высокий уровень осознанности изученного материала.

Мы рассмотрели конспекты уроков русского языка, где урок полностью организован при помощи групповой работы.

Следует отметить, что не все учителя чётко представляют себе суть групповой работы. В части конспектов под групповой работой понимается выполнение школьниками дифференцированных заданий, когда задания даются по группам, но их выполнение носит индивидуальный характер.

Учителями используются дифференцированные задания, которые зачастую, самими же учителями путаются с групповыми заданиями. Когда деление класса происходит на две, максимум на три группы, ошибочно в своих конспектах учителя, называют это групповой работой. Необходимо рассмотреть и такие формы организации. Например, урок Щербовских Л.А. на тему «Правописание приставок».[19] Один из этапов урока называется «Работа в группах», тем не менее, деление происходит всего на две группы. Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные - 1группа, остальные - 2группа. Соответственно, первая группа получает более сложное задание, вторая группа - чуть проще. Учащиеся 1 группы работают в тетрадях, второй - на листках, выданных учителем. (Приложение 6)

Задание поверяется только у 1 группы, 2 сдает листочки учителю.

Вот примеры конспектов, когда учитель дает учащимся дифференцированные задания, разделив на 2 группы класс, но обозначает эту работу, как групповую. К сожалению, среди проанализированных конспектов встречается достаточное количество подобных ошибок. Но все же следует разграничивать групповую работу, когда есть 4-6 групп, и дифференцированный подход и задания, рассчитанные максимум на три группы.

Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы.

В результате 50 проанализированных конспектов, 15 из которых содержали различные способы организации групповой работы, можно сделать вывод, что примерно треть учителей использует на своих уроках такую форму организации учебного процесса, как групповая.

Групповая форма работы чаще всего организуется на уроках изучения нового материала, для того чтобы учитель мог понять насколько хорошо дети усвоили материал, с которым познакомились на уроке, а также так как группы достаточно разнородны по уровню успеваемости учеников, более сильные ученики могли помочь более слабым. Также групповая форма может использоваться на уроках по закреплению пройденного материала, чтобы опять же учитель мог понять, насколько дети усвоили изученный раздел или курс. Работа в группах позволяет учителю более концентрированно подходить к решению вопросов, в случае не понимания детьми материала.

Также из рассмотренных конспектов можно увидеть, что групповая работа используется учителем при изучении таких разделов, как «Орфография» (правописание приставок), «Морфология» (падеж имен существительных).

Чаще всего итог работы подводиться либо в выведении совместного вывода, либо путем обращения учителя к учащимся с вопросами, либо совместного подведения итогов урока и выставления оценок, как например, если весь урок выстроен в форме групповой работы.

III. Организация групповой работы при изучении темы «Глагол» в 5 классе

Опираясь на анализ научной литературы по теме исследования и опыт учителей русского языка, мы разработали задания для организации групповой работы с учащимися при изучении темы «Глагол» в пятом классе.

Для проведения групповой работы учащиеся разбивались на различное количество групп: 4 и 5. Количество учеников в классе 25 человек.

Вот пример задания наиболее эффективного при организации урока «Глагол как часть речи». Сначала учитель вместе с учащимися вспоминает, что представляет собой такая часть речи, как глагол. Затем учитель делит учеников на 4 группы. Каждой группе дается задание: выписать из предложенных отрывков из сказок А.С.Пушкина, глаголы. На работу отводится 10 минут.

Когда учащиеся зрительно воспринимают задание, активируются полученные ранее знания о глаголе, поэтому задание выполняется значительно проще и быстрее. Учитель при данной работе может выяснить, насколько хорошо дети помнят, что представляет собой глагол и не путают ли они его с другой частью речи.

Дети получают задание не только выделить глаголы в текстах, но и распределить их по вопросам: что делать? что сделать? Каждой группе дается по три отрывка из произведений А.С.Пушкина. (Приложение 7)

Дети выполняют задание, учитель контролирует. Далее от каждой группы отчитываются по 2 человека, которые озвучивают все выписанные глаголы, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? Учитель подводит итог выполненной работе.

Данная работа позволяет выявить, имеющиеся у учащихся знания о глаголе. При подобной работе учителю проще выявить насколько хорошо учащиеся знают, что такое глагол. Работа в целом положительная, при своевременной корректировке работы учителем. Такая работа наиболее подходящая для начального этапа изучения раздела «Глагол».

Следующий пример. Тема урока: Время глагола. Это урок закрепления изученного материала. Ребята уже многое знают о глаголах. Деление на группы происходит перед началом урока,так как потом не придется терять время на то, что распределить учеников. Учащиеся делятся по наличию в группе равного количества слабых и сильных учеников.

Данная работа проводится для того, чтобы понять насколько хорошо учащиеся усвоили полученный материал. А также работа в группах помогает ученикам, которые не до конца усвоили новый материал, при совместной работе с другими учащимися, еще раз повторить и понять тему. При этом все ученики должны равно по силам вкладываться в результат работы своей группы, за этим учитель следит на протяжении всей работы в группах.

Итак, получается 4 группы по 6 учеников и 1 из 7 учеников. Учащиеся получают задание.

группа: вспомнить, что такое глагол, назвать времена и совместно составить 3 предложения, с глаголами каждого времени.

группа: дать характеристику глаголам прошедшего времени и составить предложения.

группа: охарактеризовать глаголы настоящего времени и составить предложения.

группа: дать характеристику глаголам будущего времени и составить предложения.

Учащиеся выполняют задание, далее происходит совместная проверка. По одному участнику от каждой группы отчитываются за работу, проделанную совместно в группе.

Далее дается задание каждой группе проспрягать по числам и лицам ряд глаголов. Учащиеся выполняют задание, учитель контролирует и корректирует работу в группах.

Данная работа позволила, выявить, насколько хорошо учениками усвоен материал.

Данная работа особенно результативна именно на уроках закрепления знаний. Учащиеся не только показали хороший результат, слабые ученики старались принимать активное участие в работе, чтобы лучше понять изученную тему. При такой форме работы учителю оказалось проще понять, кто из детей хорошо понял новую тему, а кто значительно хуже. Это помогло вовремя скорректировать работу, что привело к общему положительному результату.

Вот еще один пример задания, который наиболее подходит для повторения темы глагол. Сначала учитель делит учащихся на 4 группы. Для каждой группы учитель готовит раздаточный материал в виде конвертов, в которых на отдельных листочках написаны отдельные морфологические разных частей речи (спряжение, род, число, лицо, падеж и др.) Выполнение задания не ограничивается по времени, главное условие - скорость. Какая из команд справится с заданием быстрее, получает - 5 баллов, вторая - 4, третья - 3, четвертая -2.

Далее каждой группе дается набор глаголов, у которых они должны определить спряжение. (Приложение 8) Так же в каждой группе есть по одному слову исключению, которое дети так же должны найти на скорость.

Исходя из суммарного балла за оба задания, группам выставляются оценки. 10-9 - «5», 8-7 - «4», 6-5 - «3».

Данная форма организации помогает учителю, понять насколько хорошо дети усвоили изученный раздел, различают ли они морфологические признаки разных частей речи. В дальнейшем учителю значительно проще организовать свою работу, возвращаясь к вопросам, которые вызывают затруднение у учащихся.

Следующее задание группам подходят для урока при систематизации и обобщении знаний по теме «Глагол». Учащиеся делятся на 4 группы. Сначала проводится небольшой опрос, учащийся из 1 команды, вытаскивает из набора карточек одну, читает вслух вопрос, учащиеся 2 команды быстро отвечают, далее учащийся 2 команды вытаскивает вопрос, учащиеся 3 команды отвечают на вопрос и так далее. Если команда не может ответить, то вопрос переадресовывается. Всего вопросов 8, за каждый правильный ответ команда набирает по одному баллу. (Приложение 9)

Подобный опрос помогает активировать все полученные знания по теме «Глагол». У ребят вырабатывается командное чувство.

Из данного опроса вытекает следующее групповое задание. Каждой группе предлагается небольшой текст, у всех разные задания.(Приложение 10) 1 группа должна найти глаголы, определить их вид и синтаксическую роль в предложении. 2 группа: указать время глаголов, число, лицо и род ( у глаголов, у которых возможно определить данные характеристики). 3 группа: найти глаголы, поставить в неопределенную форму, определить спряжение. 4 группа: делает морфологический разбор 3 выделенных глаголов.

С данным текстом можно предложить другой вариант работы. Например, 1 группа находит глаголы, стоящие в неопределенной форме, 2 группа находит глаголы стоящие в прошедшем времени, 3 группа в настоящем, 4 в будущем.

Работа проверяется совместно, всем классом. Данная работа направлена на закрепление полученных знаний по русскому языку и проверку осознанности учениками изученного раздела.

Следующее задание может даваться детям при изучении «Времен глаголов». Класс делится 4-6 групп. Каждой группе предлагается текст с пропусками глаголов. Из предложенных глаголов, дети должны вставить подходящие по смыслу глаголы и поставить в нужную форму. (Приложение 11)

В данном разделе мы рассмотрели примеры организации групповой работы на примере уроков в 5 классе при изучении темы «Глагол». Была сделана попытка разработать задания для организации групповой работы на уроках русского языка. Наибольшую актуальность групповая работа имеет на уроках повторения, закрепления и систематизации изученного материала.

Данные задания помогут учителю понять, как хорошо усвоен учащимися пройденный материал и продолжить или скорректировать работу при изучении следующих разделов, либо при изучении данного раздела в следующих классах. Данные задания могут расширяться из-за большего наличия групп. Тексты к заданиям приведены в качестве примеров, по усмотрению учителя, тексты могут меняться.

Заключение

Современное образование совершенствуется с каждым учебным годом, естественно, что и процесс организации и проведения самих уроков изменяется. Учитель ищет новые пути и решения для подготовки более информативных и результативных занятий.

Итак, целью данной курсовой работы являлось определение места и роли групповых форм обучения на уроках русского языка. Групповая форма постепенно набирает популярность при организации учебного процесса в школе, так как имеет большую результативность, дает возможность учителю более сосредоточенно работать с группами учеников, нуждающихся в помощи или в более глубоком изучении материала.

Нами была проанализирована учебно-методическая литература о формах организации учебной работы в школе. Мы изучили виды организации работы на уроках. Работа может быть индивидуальной, фронтальной и групповой.

Детально мы изучили опыт работы учителей русского языка по организации групповой формы работы на уроках. Было проанализировано 50 конспектов. Среди проанализированных конспектов, было выявлено, что треть учителей использует на своих уроках групповую форму работы. Мы сделали вывод, что в основном групповая работа используется на заключительных этапах изучения раздела или темы. Данные анализа представлены во втором параграфе работы.

Так же нами были составлены задания для организации групповой работы на уроках. Данные задания могут помочь при подготовке к уроку повторения, закрепления знаний и умений.

Чтобы решить данные задачи мы проанализировали учебно-методическую литературу по данной теме, обратились к работам ученых, исследовавших данный вопрос, так же рассмотрели методическую литературу для учителей.

В итоге можно сказать, что групповая работа как форма организации уроков русского языка только набирает популярность. Такая форма работы достаточно результативна, но и достаточно сложна при организации. Но прогресс идет вперед, а значит и более сложная, но более интересная форма работы займет положенное ей место в образовательном процессе.

Список использованной литературы

1)Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: 1990. - с.30

)Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения /А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - М.: 1996.- № 3.

)Демидова Н.И. Теория и методика обучения русскому языку. Сборник научных трудов. - Р. : 2001. - с.52

)Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Гл. 4.

)Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М.: Педагогика,1991. - с.41

)Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. - 2-е изд., доп.- Мн.: НИО, 2000. - Гл. I, III.

)Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке . - М.: Знание, 1975 . - с.115

)Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения. - М.: Просвещение,1987. - с.94

)Сабаткоев Р.Б. Теория и практика обучения русскому языку/ учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». - М.: Центр «Академия», 1995. - с.33

)Сорокин Н.А. Дидактика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1974. - с.12

)Танцоров, С. Групповая работа в развивающем образовании: исследовательская разработка для учителя/ С.Танцоров. - М: ПЦ ''Эксперимент'', 1997. - с. 70

)Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А.Цукерман// Вопросы психологии. -М.: 1993.-№3.

13)<#"justify">Приложение 1

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КТО? ЧТО?

Поворот судьбы такой удивительный:

Изучаемый падеж Именительный.

На суку висит (что?) - ватрушка!

На заборе спит (кто?) - старушка!

С неба нам летит (что?) - игрушка!

Соловьем свистит (кто?) - подружка!

На сосне сопит (кто?) - хрюшка!

Рассказала (кто?) - врушка!

Сочинила мир такой изумительный!

Что ж запомним мы падеж

Именительный!

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО?ЧЕГО? (ОТКУДА?ГДЕ?)

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски,

Но Родительный падеж

Я не вспомню, хоть зарежь!

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА?ГДЕ?)

Если б я названия

Падежам давал,

Я б тогда дарительным

Дательный назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу!

А еще Кому? Чему?

Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту,

Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,

По земле лечу, несусь!

Всем подарки развезу я

И тогда домой вернусь.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧТО? (КУДА?)

"Если хочешь много знать,

Поскорей учись читать!"

Чтоб Винительный запомнить,

Научилась я:летать!

Как взлечу под потолок

Да махну через порог,

Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,

Буду все перечислять.

ЧТО увижу и КОГО -

Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад -

Называю все подряд!

Вижу вишню, вижу сливу.

До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,

Красят лодки на песке:

Хватит! В школу возвращаюсь,

В класс влетаю налегке.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо все теперь понять

В падеже Творительном.

Что там долго говорить,

Вот решился я:творить!

Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я - художник! Я - творец!

Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,

Под корягой змей живет,

Над дорогой реет сокол,

За оградой лошадь ржет.

Я творю карандашом,

На листе своем большом,

Вид украсил я с трудом

Лесом, тучкой над прудом.

Ну-ка, лист переверну

И опять творить начну!

Мой герой идет войной,

Хочет править он страной,

Поразить врагов стрелой,

С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,

Для чего идти войной!

Лучше миром кончим дело!

Я альбом закрою свой.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ: О КОМ? О ЧЕМ? (ГДЕ?)

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,

Я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе:

Ой, мечтаю я уже:

О Предложном падеже!

Приложение 2

Искры из глаз

Однажды друзья Мюнхгаузена попросили рассказать забавную историю. И вот что он поведал: «Однажды утром, подойдя к окну, я заметил на пруду диких уток. Мигом схватил я ружьё и выбежал сломя голову из дому. Но впопыхах я ударился головою о дверь, да так сильно, что из глаз у меня посыпались искры. Это не остановило меня. Вот и пруд. Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить, но замечаю, что в ружье нет кремня. А без кремня невозможно стрелять. Побежать домой за кремнём? Но ведь утки могут улететь. Я печально опустил ружьё, проклиная свою судьбу, и вдруг мне пришла в голову блестящая мысль. Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул. Да! Порох вспыхнул, ружьё выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток».

Приложение 3

Итак, у нас есть группа исследователей. Ваша задача: поработать в рабочих карточках, заполнить первый ряд таблицы Загадки членов предложения. Все остальные мы будем заполнять на последующих уроках, когда речь пойдет о других членах предложения.

Имя существительноеМестоимениеИмя прилагательноеГлаголЧислительноеСловосочетаниеПодлежащееСказуемоеОпределениеДополнениеОбстоятельство

Карточка 1 (ученые-исследователи)

Проанализируйте предложенные предложения.

Найдите подлежащее, укажите способ выражения.

Заполните первый ряд таблицы Загадки членов предложения.

Обобщите полученный результат.

Составьте связный ответ Способы выражения подлежащего.

. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.2. Входят семь богатырей.3.Четырежды пять - двадцать. 4. Я люблю читать. 5.Наступила золотая осень. 6.Жить - Родине служить.

2 группа -ученые -теоретики, которые поработают с предложениями и сформулируют полное правило, что такое подлежащее (учебник страница 62), добавив, чем может быть ещё выражено подлежащее.

Карточка 2 (ученые -теоретики)

Проанализируйте предложения. Найдите и подчеркните подлежащее.

Определите способ выражения подлежащего.

Сформулируйте правило, что такое подлежащее (учебник страница 62),добавив, чем может быть ещё выражено подлежащее.

. Чьи это были следы? 2.Сытый голодного не разумеет. 3.Мне десять лет. 4.Она шла по улице.5. Готовиться к урокам не так-то просто. 6. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

группа - практики, которые запишут предложения в определенном порядке, чтобы в дальнейшем помогать работе групп.

Карточка 3 (практики)

. В жизни хорошее и плохое лежат рядом. 2. Входят семь богатырей. 3. Четырежды пять - двадцать. 4. Ялюблю читать. 5. Наступила золотая осень. 6. Жить - Родине служить.

Имя существительноеМестоимениеИмя прилагательноеГлаголЧислительноеСловосочетание

. Определите, какой частью речи является выделенное подлежащее.

. Запишите предложения в определенном порядке, как это указано в таблице.

Карточка-информатор

Названия предметов (кто? что?) - это имена существительные:

Названия признаков предметов (какой? какая? какое? какие?) - это имена прилагательные

Названия действий (что делать? что сделать?) - это глаголы

Названия количества предметов или порядок предметов при счете (сколько? который?) - это имячислительное

Названия признаков действия (как? где? куда? откуда? когда?) - это наречие

Приложение 4

. Прибыть, приехать, принести, приблизиться, пришить, приписать, приделать, пристроить, прикрепить, присоединить, прилететь, приплыть;

. Пригород, приморье, пришкольный, привокзальный, придорожный, прибрежный, приволжский, приусадебный, Прикарпатье, Прикамье, приазовский, прибалтийский, приозёрный;

. Приоткрыть, притворить, притормозить, прилечь, присесть, привстать, привскочить, прищурить, прикрыть, прислониться, притвориться;

. Предобрый, премудрый, предлинный, преглупый, премилый, прелегкий, преискусный, прекрепкий, прекрасно, превышать, превеликий, презабавный;

. Преградить, прервать, преломление, пресечь, пререкания, преграда, непрерывно, преодолеть, преследовать, превратиться.

Приложение 5

группа. Ученику предложили записать ряд слов, образованных с помощью приставки Он записал следующие: улететь, списать, нарисовать, заехать, забавлять, ударить, выход, разлив. В каких случаях он допустил ошибку и почему?

группа. Найдите лишнее слово.

б-пв-фг-кд-тсуплевкруггородсерппловплуготрядклубсевдругбукеттулупшефволксадгруппа. Найдите лишнее слово в каждой группе. Объясните.

1.горевать2. вода3. пахать4. столиксгоретьводительпахучийстолетиегоретьводныйпахнетстоловаяобгоретьводянказапахзастольнаягруппа. Исправьте ошибки.

Ученику предложили подобрать к словам другие:

) с противоположным значением (антонимы) с приставкой на - з (-с).

Вот что у него получилось: грамотный - безграмотный; платный - бесплатный; шумный - бесшумный; сильный - бессильный; там - здесь; разжать - cжать .

На доске плакат:

Работая в группе, вы свободно обмениваетесь мнениями.

Вы имеете право на ошибку.

Критика запрещается.

Вы уважаете мнение каждого участника.

Приложение 6

группа. Творческий диктант

Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

группа. Перфокарта

Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

№зс1+2+3+4+5+6+7+8+

Издавать звуки

Восстановить текст

Ручей иссох

Иззябнуть на холоде

Беззвучный смех

К бескрайнему морю

Вскарабкаться на гору

Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их.Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Приложение 7

группа:

)Жил-был поп, Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

На встречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

"Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?"

Поп ему в ответ:

"Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник.«Сказка о попе и работнике его Балде».

) Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелёшенько вздохнула,

Восхищенья не снесла,

И к обедне умерла.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

) Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ждут бывало с юга, глядь, -

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь, - лихие гости

Идут от моря. Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

«Сказка о золотой петушке»

группа:

)Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и облупит.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

) Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

"Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

) Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей, Королевич Елисей.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

группа:

)Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон.

«Сказка о золотом петушке»

) Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится,

Попёнок зовет его тятей;

Кашу заварит, нянчится с дитятей.

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит,

О расплате думает частенько;

Время идёт, и срок уж близенько.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

) Вот пошёл он к синему морю;

Видит - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось".

«Сказка о рыбаке и рыбке»

группа:

)И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней,

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

) Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился... и в то же время

С колесницы пал Дадон -

Охнул раз, - и умер он.

«Сказка о золотом петушке»

) Бесёнок оторопел,

Хвостик поджал, совсем присмирел,

На братца поглядывает боком.

"Погоди, - говорит, - схожу за оброком".

Пошёл к деду, говорит:

"Беда! Обогнал меня меньшой Балда!"

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Приложение 8

группа: стоять, гнать, бежать, стремиться, называть, страдать, бояться.

группа: верить, искать, терпеть, веселиться, грустить, звать, ненавидеть, брать.

группа: говорить, скакать, наливать, обманывать, обидеть, рассказывать, повторять.

группа: зависеть, тревожить, смеяться, обедать, кричать, думать, передавать.

Приложение 9

. Что обозначает глагол?

. На какие вопросы отвечает?

. Как изменяется глаголы?

. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются …

. В Прошедшем времени …

. В предложении глагол обычно бывает …

. Назови вопросы совершенного и несовершенного вида?

. Как пишется НЕ с глаголами?

Приложение 10

Великие пирамиды

Пять тысяч лет назад египетский фараон дал задание своему гениальному зодчему построить сооружение, подобного которому еще никто не видал, - огромную каменную гору, построенную по строгим математическим расчетам, прочную настолько, чтобы стояла веками. Первая в мире пирамида строилась два десятилетия, а количество строивших: пленников, рабов, добровольцев - составляло десятки тысяч.

Два следующих века фараоны Египта посвятили воздвижению себе гробниц. За это сравнительно небольшое время были созданы великие пирамиды, которые и сейчас поражают и вызывают восхищение. Самую большую пирамиду приказал возвести фараон Хеопс. Это величественное сооружение возвышается на западном берегу реки Нил, напротив современной столицы Египта - Каира.

Так же внезапно, как и началось, было прекращено возведение рукотворных гор. Расшифровка древнеегипетских иероглифов раскрывает многие тайны этих грандиозных памятников истории.

Через три тысячи лет индейские племена, жившие на территории Мексики, возродили обычай строить пирамиды. В непроходимых джунглях вырастали огромные города из пирамид и ритуальных храмов, но, завоевав эти земли, испанцы положили конец строительству пирамид.

Приложение 11

группа: Весна

Теперь на солнце невозможно было …: оно … с вышины ослепительными мохнатыми потоками. По необычайно синему небу … облака, похожие на груды снега. Весенний ветерок … запахи свежей травы и птичьих гнезд. Разогретая земля сада сквозь догнивающие листья … траву, весь луг … желтыми и белыми звездочками. С каждым днем в саду с… все больше птиц. Меж стволов деревьев … черные дрозды. С восходом солнца во всех скворечниках … и … разными голосами скворцы, …, … то жаворонком, то соловьем, то … какими-то птицами из Африки, которых … всю зиму за морем. Дятел, как серенький платочек, … через прозрачные березы, … на ствол и ….

И, наконец, в воскресенье, солнечным утром на влажных от росы деревьях возле пруда начала … кукушка.

(Посмотреть, литься, куковать, пролетать, сесть, обернуться, слушать, насвистывать, просыпаться, запевать, хрипеть, заливаться, становиться, забегать, засверкать, выпустить, принести, плыть)

группа:

В вечные льды

Издревле Север … опасным для жизни и непроходимым. Несмотря на это, начиная с 19-го века, корабли … в Арктику, чтобы … проход между материками. Английские и голландские мореплаватели веками … эту мечту. Открыв немало новых нехоженых земель, они всё же не могли … на главный вопрос, причем многим экспедициям, так и не достигшим цели, не посчастливилось … домой из вечной мерзлоты.

Полярные области менее всего пригодны для хождения парусных судов: корабельная оснастка, промерзшая насквозь, и обледенелые мачты и палубы не позволяли паруса. Корпус корабля … айсберги. Внезапно замерзший ночью фарватер … движение. А судно, которое … зима, можно было … погибшим: дрейфующие льды с каждым днем плотнее … корабль и продавливали слабеющий деревянный борт. В таком случае экипаж могла только собственная выносливость - приходилось, выбиваясь из сил, … по ледяной пустыне. … без крова, провизии и топлива при пятидесяти градусах мороза было немыслимо.

(начинаться, плыть, найти, перезимовать, спасти, брести, застать, считать, повреждали, натягивать, останавливать, лелеять, ответить, вернуться, сжимать)

группа:

В старом лесу

Мы …… в чрезвычайно старый лес. На значительном расстоянии друг от друга из земли …….могучие сосны: громадные, слегка искривленные столбы бледно-желтого цвета. А между ними, вытянувшись в струнку, …… и другие − те, что помоложе. Землю……зеленоватый мох, полностью усеянный мертвыми иглами. Солнце ……. сквозь высокий намет сосновых ветвей не могло, но в лесу было вовсе не темно − душно. Словно крупные капли пота, тяжелая, прозрачная смола….. и тихо ……. по грубой коре деревьев. Мох, словно ковер, ……. от каждого нашего шага. Егор ……. особенно бесшумно, будто тень, ни одна хворостинка не ……под его ногами. Он ……неторопливо и изредка ……..

(вступать, поднимать, стоять, покрывать, пробиться, выступать, ползать, проседать, двигаться, треснуть (трещать), идти, свистеть)

группа:

В лесной чаще

Такую любимую тишину можно легко …… в лесу - в северном густом ельнике. Здесь…… фантастические образы и таинственность. Тут огромные лапы елей …… ручищами сказочных существ, а мягкий и пушистый мох …….волшебным ковром, который …… любой шум шагов. Подняв голову вверх, воображение…….. невероятный узор-кружево, который …….. благодаря клочкам светло-голубого неба и темным силуэтам деревьев. Здесь …….. звонкого щебета стаек птиц, разве что …….белка или …….. немного дятел, …… филин или …….. кукушка. В таком лесу слишком много тайн, чтоб животная жизнь……. ключом, зато тишину у такого места ……..(искать, царить, казаться, представляться, поглощать, рисовать, складываться, не услышать, промелькнуть, постучать, пролететь, прокричать, бить, не отнять)

Похожие работы на - Организация групповой работы на уроках

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!