Обучение учащихся правилам изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства в 5 классе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    919,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучение учащихся правилам изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства в 5 классе













Обучение учащихся правилам изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства в 5 классе

Содержание

Введение

. Традиции голландского натюрморта в живописи 17 - 19 в.в.

.1 Голландский натюрморт 17 века

.2 Реалистические натюрморты в европейской живописи 18 века

.3 Развитие натюрмортного жанра в европейской живописи 19 века

. Методы обучения учащихся изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в 5 классе

.1 Интереактивные методы обучения учащихся

.2 Возможности применения элементов игрового метода на уроках изобразительного искусства

.3 Методические разработки уроков изобразительного искусства в 5 классе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

голландский натюрморт искусство обучение

Введение

Актуальность - Впервые за много лет возникает направление, присоединения с целью возникновения культуры, присоединение всех детей к духовным ценностям, нравственным качествам через искусство. Программы игровой и художественной деятельности предлагает художественные виды развития и воспитания учащихся, которая разрешает заинтересовать детей к искусству разных видов, познавать их истоки, достигнуть основные изображения об отдельных видах эстетической действительности. Программы устанавливают определенные задачи: развитие воодушевленного успеха на творение искусства, знакомство с различными видами искусства, формировать умения высказывать свое мнение, умение сравнивать, находить различия, анализировать, обобщать. Тема диплома: "Обучение учащихся правилам изображения натюрморта на занятиях изобразительного искусства" выбрана мной не случайно, она имеет проблему. Проблемой является то, что в процессе выполнения заданий, реалистического натюрморта, учащимся трудно дается выполнять подобное задания, так как имеет место боязнь реалистического узнаваемого изображения. Наиболее распространенные ошибки при выполнении заданий реалистического натюрморта, предметов в натюрмортах - построение композиции. Желание сформулировать у детей духовную и мыслительную активность, С раннего детства воспитать у ребят восприимчивость к художественным произведениям, развить интерес. Не мало важная роль в искусстве, эстетике воспитания принадлежит искусству. Характерную черту в изобразительном искусстве - это изображение действий в произведениях, которые проявляются на чувства и интерес ребенка. Развивают у ребенка определенные отношения к сюжетам и явлениям жизни, помогают лучше и глубоко узнать действительность. Искусство к прекрасному определенно развивает в ребенке личность. Ведь развитие наших детей играет не мало важную роль. Мир ребенка открыт к прекрасному, яркому и необыкновенному. Ребенок очень тонко воспринимает и чувствует живопись. Изобразительное искусство дает возможность полностью ознакомиться со всеми видами изобразительного искусства, увеличение эстетических интересных сюжетов и образов, вызывать интерес к сюжетам искусства. Первые шаги к выбранному творческому процессу, грамотное воспитание зрителя, возможность рассмотреть, красоту и оценить произведения искусства, воспитание воображения красивого во всех сюжетных композициях.

Живописные произведения, по своему содержанию богатые и совершенные по художественной форме, развивают творческий вкус, умения понять, определять границы, разделять прекрасное не только в искусстве, но и в сущности, в природе, и, в быту. Живопись отображает все богатство мира и его многообразие. Живописными средствами отображается естественный мир с зрительной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.[a]

Модернизация системы образования выделяет важную роль в успехе этой цели. Интернациональный опыт указывает, что все качества человека, ресурсы, богатство и, особенно, в образование, начиная с раннего детства и достигшего полного развития, помогает главным вручениям для общества и экономики. Изменения в обществе сопровождаются сменой приоритетов и ценностей, система образования обязана откликаться на эти изменения, так как основная задача школы - подготовка личности к жизни [2].

Актуальность дипломной работы заключается в том что, творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения. Творческое мышление таких учеников проявляется в различных видах деятельности, таких как игра, участие в различных тематических конкурсах, выполнение творческих заданий и т.д. Для учащихся развитию их творческих навыков лучше всего проводить на уроках и внеклассных занятиях, мероприятиях по изобразительному искусству. На занятиях изобразительного искусства улучшается формирование творческого мышления.

Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ. На занятиях искусства проводятся различные упражнения для развития творческого мышления.

Формирование образования наших детей должно стать возвышением, на которую будет основываться будущее политическое, экономическое и социально-культурное благополучие страны.

Объединительным фундаментом исполнения государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа), предоставляющая распространение преобразования казахстанского образования. Программа как объединительная база национальной политики в окружении образования демонстрирует собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе регулирования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах [3].

Развитие лучших качеств, потенциалов личности, заложенных природой, и, в том числе воображения, наиболее оптимально в детском и подростковом возрасте - в период наибольшей эмоциональной восприимчивости. Одним из уроков в средней общеобразовательной школе, напрямую связанных с формированием творческих навыков, является урок изобразительного искусства. В программе по изобразительному искусству 2013г. уделяется достаточное внимание развитию творческих способностей и воображения учащихся [3].

Развитие реалистических способностей учащихся является одной из главных задач в ходе изучения эстетическому искусству. Разнообразные совершенные и усваиваемые знания, мастерства и квалификации, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач - это все творческие предпосылки, которые постепенно преобразуются в системное свойство личности - развивающее отношение к деятельности.

Проблема - в процессе выполнения заданий, реалистического натюрморта, учащимся трудно дается выполнять подобное задания, так как имеет место боязнь реалистического узнаваемого изображения. Наиболее распространенные ошибки при выполнении заданий реалистического натюрморта, предметов в натюрмортах - построение композиции

Анализ источников - В ходе выполнения дипломной работы была проанализирована литература по истории европейской живописи натюрморта.

Цель исследования - разработать методику проведения уроков изобразительного искусства в 5 классе по теме "Рисование натюрморта", направленную на формирование знаний и умений рисования натюрморта

Объект исследования - процесс обучения учащихся умениям реалистического натюрморта на уроках изобразительного искусства в 5 классе

Предмет исследования - особенности развития реалистического натюрморта в европейской живописи 18 в.

Исследование возможностей повышения качества обучения учащихся умениям стилизации на основе игрового метода и метода интерактивного обучения

Гипотеза исследования - если на уроках изобразительного искусства в 5 классе применить методв игрового и интерактивного обучения, то это может способствовать формированию у учащихся умений стилизации, так как в игровом методе решения во многих играх принимаются коллективно, в процессе игры возникает положительный эмоциональный настрой, развивается мышление, коммуникативные способности учащихся; в процессе применения интерактивных методов обучения идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Задачи исследования

) анализ литературы - по истории развития натюрмортного жанра европейской живописи, анализ литературы по игровому и интерактивному методам обучения

) разработка теоретической модели обучения учащихся умениям стилизации на уроках изобразительного искусства в 5 классе по теме "Рисование натюрморта", с применением элементов игрового и интерактивного методов обучения

3) проведение педагогического эксперимента для проверки разработанной методики

Методы исследования - при выполнении курсовой работы были применены следующие научные методы:

Метод наблюдения - применен в процессе проведения уроков изобразительного искусства для выявления проблемы исследования - проверка уровня умений реалистической живописи; для проверки действенности разработанной методики проведения уроков изобразительного искусства в 5 классе по теме "Рисование натюрморта".

Метод анализа - применение интерактивного и игрового метода в процессе проведения уроков изобразительного искусства для проверки соответствия разработанных заданий уровню умений, которыми владеют учащиеся; для проверки результатов проведения уроков изобразительного искусства в 5 классе по теме "Рисование натюрморта".

Метод эксперимента - основной метод курсовой работы

Научная новизна и практическая значимость - собран и обобщен теоретический материал по истории и особенностям развития реалистического натюрморта в европейской живописи 19 в. Сделаны следующие выводы:

Натюрмортный жанр в европейской живописи 19 в. представлен отдельными образцами. Это обусловлено тем, что в 19 в. преимущество отдавали тематическим картинам и портретам вождей, а потесненный натюрморт находился за чертой официального искусства.

Собранный материал также может быть применен в работе учителя изобразительного искусства при подготовке к урокам, посвященным обучению рисования натюрморта.

1.      Традиции голландского натюрморта в живописи 17 - 19 в.в.

.1 Голландский натюрморт 17 века

Голландские художники достигли больших достижений в сотворении искусства реалистического направления, естественного изображающие действительность, именно потому - что такое искусство было востребовано в обществе голландцев.

Для голландских художников в искусстве было важной станковой живописи. Полотна голландцев этого времени не имеют таких размеров как работы Рубенса, и принимают решение предпочтительно не монументально- декоративные задачи, заказчиками у голландских живописцев были посланники правящей руководство организации, но и второй класс - бюргеры, ремесленники.

Одной их главных задач голландских живописцев являлись человек и окружающая среда. Главное место в живописи Голландии были бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем лучше беспристрастно, глубоко изображали живописцы естественный мир, тем многочисленно значительными и требующими были их сюжеты произведения.

Голландские живописцы выполняли работы на продажу, на ярмарках торговали своими картинами. Их произведения покупали в основном люди из высших слоев общества богатые крестьяне, ремесленники, купцы, владельцы мануфактур. Простые люди не могли себе этого позволить, и с удовольствием разглядывали и восхищались картинами. Всеобщее расположение искусства в самом расцвете XVII столетия, обделенные таких могущественных потребителей, как двор, знать и церковь.

Небольшого формата выполнялись произведения, в подсчете на скромные и не большие по площади обстановки голландских домов. Одним из любимых занятий голландцев стала станковая живопись, так как восприимчива была с большой достоверностью и многообразно отобразить действительность действий. В картинах голландцев изображена, близка к ним действительность их страны они хотели видеть то, что им очень хорошо знакомо - море и корабли, природу своего края, свой дом, действие быта, вещи, которые их окружали повсюду.

Одно важное влечение к изучению окружающей среды появилось в голландской живописи в таких естественных формах и с такой четкой преемственностью, как нигде больше в голландском искусстве, этих времен. В связи с этим связанна и глубина ее масштаба: в ней формировались портреты и пейзажи, натюрморты и бытовой жанр. Единицы из них натюрморт, бытовая картина именно первые сложились в Голландии в зрелых формах и получили такого расцвета, что стали единственным образцом данного жанра.

В первые два десятилетия ясно проявляется главная настроенность розыск главных голландских художников, противодействующая правильным художественным направлениям, - влечение к верному воспроизведения действительности, к точности ее выражения. Не по стечению обстоятельств художников Голландии завлекло искусство Караваджо. Творчество так называемых утрехтских караваджистов - Г. Хонтхорста, Х. Тербрюггена, Д. Ван Бабюрена - показало воздействие на голландскую художественную культуру.[2]

Голландские живописцы в 20 - 30-е годы XVII века создали главный вид подходящей мелко фигурной картины, на которой изображены сцены из жизни простых крестьян и их бытовых действий. В 40 - 50-е годы бытовая живопись является одним из главных жанров, авторы которого в истории обрели наименование "малых голландцев" то ли за безыскусность сюжета, или же из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен.

Один из крупных портретистов Голландии, основоположником голландского реалистического портрета был Франц Хальс. Он создал себе славу групповыми портретами стрелковых гильдий, в которых он выразил идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества.

Вершиной творчества голландского реализма является Харменса ван Рейна Рембрандта, отличавшийся необычайной жизненностью и эмоциональностью, глубокой человечностью образов, большой тематической широтой. Он писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи, был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике он ни работал, в центре его внимания всегда был человек, его внутренний мир. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. В своих работах Рембрандт сочетал силу и проникновенность психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, в которой главное значение приобретают аккуратные тона светотени.

На протяжении первой трети XVII века возникали взгляды голландского реалистического пейзажа, расцвет которого приходится на середину столетия. Пейзаж у голландских мастеров - это не природа вообще, как в картинах классицистов, а национальный, именно голландский пейзаж: ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодкам летом и с конькобежцами зимой. Художники стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство.

Яркого развития в живописи голландцев приобретает натюрморт, различается небольшими размерами характером. Питер Клас и Виллем Хеда чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, естественности, с которыми расположены только что служившие ему вещи. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей, недаром голландцы называли натюрморт "still leven" - "тихая жизнь", а не "nature morte" - "мёртвая природа".

Натюрморт. Питер Клас и Виллем Хеда

Тонкость, правдивость в воссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с острым чувством красоты, открываемой в любом ее явлении, даже самом неприметном и будничном. Эта черта голландского художественного гения проявилась, быть может, всего нагляднее в натюрморте- неслучайно этот жанр был излюбленным в Голландии.

Натюрморт голландцы называли "stilleven", что означает "тихая жизнь", и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские живописцы вкладывали в изображение вещей, чем "nature morte" - мертвая натура. В неодушевленных предметах они видели особую, скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Голландские живописцы создавали впечатление естественного "беспорядка" в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, - всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека.

Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. 1680). Любимая тема их натюрмортов - так называемые "завтраки". В "Завтраке с омаром" В. Хеды предметы самой различной формы и материала - кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. - сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Разнообразными приемами Хеда великолепно передает материал и специфику их фактуры; так, блики света по-разному играют на поверхности стекла и металла: на стекле - светлые, с резкими очертаниями, на металле - бледные, матовые, на позолоченном бокале - сияющие, яркие. Все элементы композиции объединены светом и колоритом - серовато-зеленой красочной гаммой.

В "Натюрморте со свечой" П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов - композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность.

Натюрморты Класса и Хеды исполнены особого настроения, сближающего между собой, - это настроение интимности и уюта, рождающее представление о налаженной и спокойной жизни бюргерского дома, где царит достаток и где во всем ощущаются забота человеческих рук и внимательных хозяйских глаз. Голландские живописцы утверждают эстетическую ценность вещей, а натюрморт как бы косвенно воспевает и тот быт, с которым неразрывно связано их существование. Поэтому его можно рассматривать как одно из художественных воплощений важной темы голландского искусства - темы жизни частного человека. Свое главное решение она получила в жанровой картине.[&&] Ротенберг И. Е. Западноевропейское искусство XVII в. Москва, 1971 г;

Во второй половине XVII века в голландском обществе происходят изменения: нарастает стремление буржуазии к аристократизации. Скромные "Завтраки" Класа и Хеды уступают место богатым "десертам" Абрахама ван Бейерна и Виллема Кальфа, которые включали в натюрморты эффектные фаянсовые блюда, серебряные сосуды, драгоценные кубки и раковины. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее - краски. В дальнейшем натюрморт утрачивает свой демократизм, интимность, свою одухотворённость и поэзию. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат великой голландской реалистической живописи, наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, распространением новых тенденций в искусстве, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства. Голландское искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу, теряет национальную самобытность и вступает в полосу длительного упадка.

Натюрморт ("Stilleven" - что по-голландски означает - "тихая жизнь") - это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Голландский натюрморт 17 века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема "Цветы и фрукты", включает, как правило, и разнообразных насекомых. "Охотничьи трофеи" - это, прежде всего, охотничьи трофеи - битая птица и дичь. "Завтраки" и "Десерты", а также изображения рыбы - живой и уснувшей, разнообразных птиц - лишь часть наиболее известных тем натюрмортов. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни, и их любимые занятия, и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Часто в произведениях с мотивами "живой" и "мертвой" натуры закладывается символический подтекст, легко понятный образованному зрителю XVII века.

Так, сочетание отдельных предметов могло служить намеком на бренность земного существования: увядающие розы, курильница, свеча, часы; или связывалось с осуждающимися моралью привычками: лучины, курительные трубки; или указывало на любовную интригу; письмо, музыкальные инструменты, жаровня. Нет никакого сомнения, что значение этих композиций значительно шире их символического содержания.

Голландские натюрморты привлекают, прежде всего, своей художественной выразительностью, завершенностью, умением раскрыть одухотворенную жизнь предметного мира. [4] Предпочитающих крупные, по размерам, картины с обилием всевозможных предметов, живописцы Голландии ограничиваются немногочисленными объектами созерцания, стремясь к предельному композиционному и цветовому единству.

Натюрморт - один из жанров, в котором голландские национальные черты проявились особенно четко. Натюрморты, изображающие утварь скромного обихода, столь обычные в голландской живописи и очень редко встречающиеся во фламандской, или натюрморты с предметами быта зажиточных слоев общества. Натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой, или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов. Им всем свойственны общие национальные черты, которые не позволят смешать их с картинами другой школы, в том числе и родственной фламандской. В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность, и особая любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира.

Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. Детальность изображения вплоть до мельчайших деталей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции. Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью. Полотна его кисти находятся почти во всех крупных картинных галереях.[5] Значительное распространение получил в Голландии 17 века натюрморт, отличавшийся характером. Голландские художники выбирали для своих натюрмортов самые разнообразные предметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предмета и его внутреннюю жизнь, неразрывно связанную с жизнью человека. Голландские живописцы 17 века Питер Клас (около 1597 - 1661) и Виллем Хеда (1594-1680/1682) писали многочисленные варианты "завтраков", изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, случайности расположения только что служивших ему вещей. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана и найдена. Сдержанная серовато-золотистая, оливковая тональная гамма объединяет предметы и придает особую звучность тем чистым цветам, которые подчеркивают свежесть только что разрезанного лимона или мягкий шелк голубой ленточки. Со временем "завтраки" мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место "десертам" голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические "кухни" - кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. В дальнейшем развитии натюрморт идет теми же путями, что и все голландское искусство, утрачивающее демократизм, свою одухотворенность и поэзию, свое обаяние. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат голландской живописи. Социальное перерождение, известная аристократизация голландской буржуазии в последней трети 17 столетия порождают тенденцию к сближению с эстетическими воззрениями французского дворянства, приводят к идеализации художественных образов, их измельчанию. Искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу и вступает в полосу длительного упадка. Сильно истощенная в войнах с Англией, Голландия утрачивает свое положение великой торговой державы и крупнейшего художественного центра.[6]

Виллем Хеда (около 1594 - около 1682) - один из первых мастеров голландского натюрморта XVII века, чьи работы весьма ценились современниками. Особой популярностью в Голландии пользовался такой вид полотен, как "завтрак". Они создавались на любой вкус: от богатых до более скромных.  Картину "Завтрак с крабом" выделяет нехарактерный для голландского натюрморта большой размер (Приложение I). Общая гамма произведения холодная, серебристо-серая с немногочисленными розоватыми и коричневыми пятнами. Хеда изысканно изобразил сервированный стол, на котором в тщательно продуманном беспорядке расположены предметы, составляющие завтрак. На блюде лежит краб, выписанный со всеми особенностями, рядом желтеет лимон, изящно срезанная корка которого, закручиваясь, свисает вниз. Справа лежат зеленые оливки и аппетитная булочка с золотистой корочкой. Стеклянные и металлические сосуды добавляют натюрморту основательности, их цвет почти сливается с общей гаммой.[7]


Мир искусства разносторонний. Одна из прекрасных его сторон является изобразительное искусство и, особенно живопись. А одной из интересной и оригинальных жанров живописи - натюрморт. Приступая к работе над натюрмортами, возникла необходимость познакомиться с историей жанр натюрморт, работами известных художников. Кратко остановимся на истории натюрморта, как жанра живописи. Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16-17 столетий, но его

предыстория началась гораздо раньше. Вместе с бытовым жанром, натюрморт долгое время считался вторым видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Однако велики мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, образ жизни их владельца, порождая, таким образом, различные ассоциации социальные аналогии Древние авторы упоминают о первом мастере натюрморта - греческом живописец Пернакос, жившем в эллинистическую эпоху. Возможно, что его картин послужили образцами для фресок в Помпеях. Это яркие и сочные изображении цветов, фруктов, а также ритуальных сосудов, письменных приборов, монет Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображении предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта, тесно связанный с развитие бытового жанра, интерьера, пейзажа, ярко расцвел в западноевропейское искусстве 17 века. Каждая национальная художественная школа по-своему самобытно решала эту проблему. Так, например, голландский натюрморт 17 век поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - и рыбы. В Харлеме писали скромные "завтраки", в Амстердаме - роскошны "десерты", а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятии науками и традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы В натюрмортах относящихся к началу 17 столетия, предметы расставлены строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картина детали наделены символическим значением: яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскрешение. Таковы, например полотна Балтазара ван дер Аста (1590 - 1656 гг. У художников следующего поколения вещи уже не столько напоминают о отвлеченных истинах, сколько служат для создания самостоятельны художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, на замеченную прежде красоту. Вид натюрморта, получивший название "завтраков", приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве живописце харлемской школы Питера Класа и Виллема Хеды. Они стали создателям национального натюрморта с изображением накрытых столов, уставленных скромны набором предметов, типичных для семьи голландского бюргера 1630 - 1640- годов. Интимность, простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого поколения голландского буржуа выросшего в свободной, независимой стране Харлемский живописец Питер Клас (1597 - 1661 гг.) тонко и умело подчеркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 - около 1680 гг.) царит живописный беспорядок. Чаще всего он писал "прерванные завтраки". Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которо едва притронулись, - все здесь напоминает о недавнем присутствии человека Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями н стекле, металле, полотне ("Завтрак с крабом", 1648 г.) Во второй половине 17 века место скромных "завтраков" Класа и Хеды займут более богатые и эффектные "десерты" Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа. На их полотнах изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Здесь и чеканное серебро, и голубой фаянс, и кубки из морских раковин, цветы, виноградные гроздья, полуочищенные плоды. В этих натюрмортах поражает любовное внимание к особенностям каждого предмета, умение тонко сопоставить материал и фактуру, разнообразные композиции, изысканные красочные сочетания, виртуозное мастерство в передаче каждого предмета. Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени. Это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Автором этих картин был Франс Снейдерс (1579 - 1657 гг.), а сами полотна составляют оригинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший название "лавки" ("Рыбная лавка", "Фруктовая лавка", "Натюрморт с лебедем"). Снейдерс с любовью и мастерством передает цвет, форму, фактуру предметов, располагая дары природы в неожиданных сочетаниях и при резком освещении, и объединяет их в роскошные декоративно-целостные циклы картин. Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу низменных жанров, однако именно в 18 веке во Франции появляются великолепные полотна Ж.Б. С. Шардена (1699 - 1779 гг.). Мастер был знаком с голландской и испанской традициями этого жанра, но его отношение к натюрморту неповторимо и оригинально. Для своих картин он выбирал несколько очень простых предметов ("Медный бак", "Трубки и кувшин"), составляя из них строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушенные, на манер рококо. Шарден первым стал писать саму плоть, материю вещей их подлинным цветом, вместо того, чтобы раскрашивать их. Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине 19 века. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей, решают проблемы светоцветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Постимпрессионисты (П. Сезанн, В. Ван Гог, А. Матисс) в натюрмортах акцентируют свежесть первого впечатления, разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решения картины. Необычайно колористическая экспрессивность А. Матисса видна в работах: "Подсолнечники в вазах" - теплая цветовая гамма; "Фрукты и кофейник" - холодная гамма; "Синий горшок и лимон" - цветовая доминанта. П. Сезанн в своих натюрмортах великолепно использовал свойства холодных тонов уходить в глубину, а теплых - выдвигаться навстречу ("Фрукты", "Натюрморт с яблоками", "Персики и груши"). Он также утверждал, что "все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра."; пространственное восприятие предмета зависит от его цвета. С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в то время как представители кубизма (П. Пикассо) утверждают новые способы передачи пространства и предметов: конструируют объемы на плоскости, расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с разных точек зрения, применяют суровые, почти монохромные тона, в затем вводят в картины коллажи - различные присыпки, куски газет и другие материалы. В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются работы итальянского живописца Д. Моранди, отличающиеся мягким созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой цветовой гаммой. Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных, скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д. Риверы, Д. Сикейроса, итальянца Р. Гуттузо. Первые русские натюрморты - "обманки" - работы Г. Теплова и Т. Ульянова появились в России в 18 веке. "Обманные" натюрморты, изображающие развешанные по деревянной стенке предметы и книжные полки отличаются тем, что художники стремились довести до предела иллюзию - зритель должен был обмануться, принять изображение за натуру. Натюрморт рассказывал о круге занятий художников-интеллигентов (чтение, музицирование, увлечение искусством, деловая переписка) и просто о предметах быта. В начале 19 века появилась мода на "ботанический натюрморт" - это были натюрморты Ф. Толстого: "Ягоды красной и белой смородины", "Букет цветов, бабочка и птичка". В конце 19 века - в начале 20 века натюрморт выходит из жанра пейзажа. Художники восхищаются предметами не столько за их собственную красоту, сколько за причастность к прекрасному, полному воздуха и света миру. Новые натюрморты появляются из под кисти известных пейзажистов, например; И. Левитан "Одуванчики"; И.Э. Грабарь "Хризантемы", "Ваза с флоксами"; К. Коровин "Натюрморт. Розы", "Сирень", "Букет на берегу моря". На начало 20 века приходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин и мастера объединения "Бубновый валет" создают мажорные, сочные произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Произведения Ильи Машкова прекрасно демонстрируют особенности "русского сезаннизма". Его натюрморты - это куски жизни, это предметы самые обычные, но поданные с самой лучшей их стороны. В натюрморте "Синие сливы" художник стремился передать сочную синеву плодов и их упругую форму. В других работах "Снедь московская. Хлебы" мастер стремился привлечь внимание к красоте самих красок - густых и очень ярких. В советском искусстве 20-30 годов и в последующие годы над натюрмортами работали такие художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Сарьян, А. Остернин, А. Герасимов. Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи, натюрморты были созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. В 60-80 годах тяготение к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего человека мира вещей наблюдалось в натюрмортах В. Стожарова, А. Никич. Весьма своеобразные натюрморты представителей поп-арта, провозгласивших после засилья абстракционизма "возвращение к реальности". Их работы воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров, детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителя.

Французский живописец. Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Одним из первых среди французских мастеров обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи 18 столетия, как и реалистический бытовой жанр. Оба эти направления одного и того же процесса - поиска естественности и человечности в искусстве в противовес официальному парадному искусству рококо. Шарден не любил создавать работы по официальным заказам, предпочитая изображать людей своего круга. Живописец Шарден всегда шел в своих произведениях от реального жизненного мотива. Изображаемому он придавал значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека, стремился показать внутреннее достоинство моделей. Для художника важна индивидуальность модели. Исходя из наблюдаемой натуры, он ищет в ней не мимолетное выражение чувств, не психологическую сложность, а более общее, типическое, позволяющее создать портрет человека своей среды, рассказать о его жизненном укладе. Полотна Шардена всегда исполнены в неяркой цветовой гамме. Главным завоеванием его колорита были цветовые рефлексы, создававшие единое тональное звучание красок. Благодаря их мягкой гармонии достигается живописная связь пластически объемно написанных предметов, рождается чувство духовного единства человека и окружающей его среды. На протяжении всей своей жизни Жан Батист Шарден писал свои произведения практически только в двух направлениях - повседневные жизненные сцены и натюрморт. Живописец в совершенстве владел и тем и другим жанром. В повседневных композициях он показывал жизнь в низком сословии - трудящиеся женщины, играющие дети. В своих натюрмортах Шарден так же придерживался простоты, изображая на первый взгляд неприметные предметы. В этих картинах он показывает желание познания жизни предметов, восторг от разнообразия естественных вещей и их красоту.

Натюрморт "Атрибуты искусств" живописцу заказала Екатерина II. Она хотела украсить один из залов в петербургской Академии художеств. Шарден изобразил картину намного спокойнее, чем многие другие произведения (приложение II). Композиция натюрморта прекрасно составлена. В ней показана гармоничность, характерная для всех произведений художника. На главном плане картины располагается статуэтка Меркурия, сделанная французским скульптором Пигалем. Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов. В ящике с красками неаккуратно расположились кисти и палитра. Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр. Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке. Классический художественный порядок подчеркивается колоритной цветовой палитрой, насыщенной разнообразными оттенками. Но в то же время картина скупа на яркие краски. Среди сдержанных коричневых, белых и серых тонов выделяются всего несколько ярких пятен. Натюрморт как будто пропитался спокойствием и уравновешенностью, кажется, что художник вдохнул жизнь в неодушевлённые предметы на полотне. [8]

Удри очень хороший художник, и у него очень хорошо получаются охотничьи натюрморты. Вот и на этой его картине удивительно точно, и естественно изображена собачка на охоте, и она прямо уже таки совсем приготовилась поймать бедную птичку, которую конечно жалко. [9]

Жан-Батист Удри был одним из самых значительных и оригинальных французских художников XVIII века, который, к сожалению, мало известен в России, хотя его прекрасные работы есть и в Эрмитаже. Удри сделал блестящую карьеру. Создавая почти иллюзионистические в своей достоверности и превосходно скомпонованные полотна, особенно охотничьи сцены. Правда, наибольшую славу художнику принесли великолепные изображения экзотических животных (часто в натуральную величину), которые за их убедительность и жизненность называли "портретами". Удри создает декоративные натюрморты (плоды, цветы), а затем обращается к анималистической живописи. Наконец, художник долгие годы всецело сосредоточивается на сценах охоты. Его талант в этой области оказывается быстро замеченным: в 1719 г.

Удри выполняет первый королевский заказ на три большие охотничьи сцены для замка в Шантийи. Картины отличались приятным серебристым колоритом, живостью и верностью передачи характера животных и их движений. Последовали и другие заказные картины, среди которых одной из самых удачных была большая сцена охоты с портретами Людовика XV и его придворных (замок Марли, близ Парижа). Постепенно Удри перешел от мелкой деталировки картин к ритмически-свободным композициям в духе рококо. Художник быстро достиг совершенства и в технике передачи светотеневых и цветовых соотношений, ему великолепно удавался эффект "тромплеи", или "обманки". Такова его работа "Белая утка" (1753), принадлежащая к его самым знаменитым "белым" натюрмортам. В этой картине, как и в других "обманках художника", его стремление к точности переросло почти в навязчивую склонность к достижению полной иллюзии. Полотно "Белая утка" относится к наиболее ценным картинам (ПриложениеIII). Произведения Удри украсили и российские дворцы, включая императорский Эрмитаж. [10]

1.3 Развитие натюрмортного жанра в европейской живописи 19 века

Важное представление натюрморта особо хорошо наиболее выразительно в своем творении великий французский художник Гюстав Курбе. Откровения его связи с окружающим миром простотой и доступностью, находившийся в главном его творчестве, возвратили западноевропейскому произведению жизненную силу, яркость и четкость. Курбе был одним из ведущих крупным знатоком своего дела XIX столетия, который построил школу в натюрморте.

Последующее свое усовершенствование реалистический натюрморт приобрел в творчестве Эдуарда Мане. В строгом подходе взгляда Мане к этому жанру пример Курбе сыграл не мало важную роль. Объединило художников похожая тенденция глубоко сблизиться с натурой. И все же установленные задачи и их альтернатива натюрморта, виды художников основательно разделялись. Курбе хотел показать влияние всех изначальных правил жизни. Работа Мане заключалось в том чтот он через поверхностное установление как бы, не спроста хотел проникнуть в глубоко уловимый, единственный характер предметов. Оттого Мане в близи с Курбе выглядит менее серьезным и аргументированным. В работах Мане изображая красоту к вниманию зрителей, художник был великолепен. Работая над натюрмортом Мане так же усердно трудился и в других направлениях, стремился достичь вершину современной жизни и значения слова прекрасное, передавая это на полотно. Он делает композиции менее упрощенными, уменьшая количество предметов. [11] www.impressionism.ru

Для искусства Мане характерны не только тематическая новизна, но и переосмысление композиционных и живописных принципов построения картины: с использованием больших цветовых плоскостей, поднятием линии горизонта, резким отделением объемов фигур от плоскостности второго плана. Мане обращался к разным жанрам - ему принадлежит несколько картин на исторические сюжеты, - однако наивысшие его достижения связаны с современной фигурной композицией. Художнику была присуща необыкновенная зоркость в выборе острохарактерной ситуации, как бы выхваченной из окружающей жизни, где все угадывается, но ничего не сказано в лоб. Его композиционное мастерство проявляется в умении найти неожиданную точку зрения, наиболее выразительный ракурс, жест, ограничиться лишь самым необходимым, так что все лишнее остается за пределами "кадра".

Человеческие фигуры "Завтрака на траве" и натюрморт на первом плане картины - шляпа, платье, хлеб, корзина с фруктами - превосходны. Они очень реальны. Прозрачны и солнечны чистые и нежные оттенки натюрморта переднего плана - серебристые, голубые, сливающиеся в подлинную музыкальную гармонию. Лежащие на траве платье, шляпа, фрукты все равно полны пленэрной свежести, легкости и изящества. Именно из-за этих, не предвиденных Мане композиционных и колористических противоречий в картине возник оттенок рассудочности и условности, явно в замысел Мане не входивший.

Картина "Ваза с цветами" (1882, Париж, Лувр). (приложение IV). Композиция натюрморта крайне проста - в небольшом сосуде стоит скромный букет, Зеленые листья и крупные цветы небрежно и естественно переплелись между собой. Сумрак фона ласковой воздушной волной окутывает и как бы пронизывает легкую трепетную массу букета. Каждый лепесток, словно радужное крыло бабочки, хранит отблеск других цветов и листьев, отсвет солнца, голубой рефлекс небесной синевы. Стекло воспринимает отражение стеблей внутри и краски предметов снаружи вазона. Отдельная вещь уже не обладает единственным, ему присущим цветом, а как бы связана общей красочной средой с другими, откликаясь на близлежащие тона и полутона. Благодаря этому создается особое, новое для искусства той поры ощущение многокрасочности и целостности мира. Рефлексы заставляют чувствовать роль света для выявления звучности, интенсивности отдельных цветовых пятен.

Вместе с освещением в натюрморт "входит" воздух. Предметы кажутся окутанными легкой голубоватой думкой прозрачной пространственной среды. От этого живая ткань цветов и листьев обретает новую трепетность едва ощутимую подвижность. Лепестки, напоенные влагой, раскрываются, тянутся к свету чашечки цветов, зелень топорщится вырезанным кружевом. Жизнь предстает еще в одном своем качестве - в прелести единственного, непрочного, неповторимо прекрасного мгновения. Возникает по-своему яркое, хотя и несколько одностороннее раскрытие определенных свойств окружающего мира.

В ключе изысканности тончайших оттенков написан другой натюрморт Мане с цветами "Белая сирень стеклянной вазе" (1882 или 1883 год, Берлин - Далем, Музей) (приложение V). Мане легко и свободно лепит пластику букета, стакана и глубину пространства точными и немногими ударами кисти и большими плоскостями чистого цвета, а светоносную среду передает выверенной градацией и смелыми контрастами тончайших оттенков белого и зеленого. Натюрморт удивительно лаконичен, в нем нет ничего лишнего. Только ветка сирени и луч света. Мане ввел в живопись солнце. Белые гроздья цветов словно напоены, как влагой, солнечным светом, который выхватывает их из нежных зеленых сумерек заднего фона картины. Напоен светом и стеклянный стакан, в котором стоят цветы. Он похож на кристалл благородного и чистого хрусталя.

Не так уж много было до него художников, чье искусство было полно такого же, поистине солнечного и мудрого, утверждения жизни.

Новый метод чрезвычайно обогатил живопись, открыв ей целый мир, ускользавший раньше от внимания художников. Картины молодых живописцев отличались небывалой свежестью восприятия, говорившей об их предельной искренности, о трепетном, живом чувстве природы.

Клод Моне берется за рисование всего, что поражает его взгляд: луг, уголок сада, вокзал, интерьер квартиры, фрукты на столе - все одинаково его интересует. Все его картины свидетельствуют о наблюдательности искренности большого художника.

Натюрморт "Яблоки и виноград"(1880, Чикаго, Институт искусств). (приложение VI). Гармоничность и лаконичность этого натюрморта ласкает глаз. Отличительной его чертой является простота, посредством которой и достигается гармония. Весь секрет тут в очень точном наблюдении и взаимоотношении тонов, умении, чувствовать которые во всей их точности, есть совершенно особый дар, которым и определяется талант живописца.

Белая скатерть играет всеми оттенками голубого. Поблескивают гладкие упругие бока сочных яблок. Налитые соком гроздья винограда живописно улеглись на изящной плетеной тарелке. Несколько прозрачных, налитых соком и светом виноградин скатились на скатерть. Чувствуется, что натюрморт существует не в пустоте. Пространство вокруг него наполнено голубоватым воздухом и светом.

В этом натюрморте Моне вкладывает в предметы ту силу и динамичность, которые придают им жизнь, он одушевляет их. На его картине все живет напряженной жизнью, которую никто до него не сумел уловить, о которой никто даже не догадывался.

При взгляде на это полотно испытываешь восхищение, а если и сожалеешь, то лишь о том, что не можешь взять в руку эти плоды и ягоды и почувствовать их спелые и тугие, налитые соком бока.

В отличие от Моне в творчестве Огюста Ренуара сложно найти полотна в жанре натюрморта. Их очень немного, они небольшие по размерам и почти все находятся в частных коллекциях.

Ренуар любил цветы и писал их с большой любовью. Может, поэтому он часто их использовал и в своих жанровых композициях, и в своих натюрмортах. Ранние натюрморты, где главенствуют цветы, написаны в пастельных тонах; да и сложно сказать, что они относятся к импрессионизму.

Натюрморт из частного собрания - "Плоды в вазе в форме раковины (Fruits of the midi)" (1881,Нью-Йорк). Плоды, которые запечатлел Ренуар на этом полотне, словно живые (приложение VII). Все предметы в этом натюрморте Ренуара очень декоративны. Декоративно и блюдо в форме створки раковины. Композиция очень живописна: ярко - красный перец, фиолетовые баклажаны с голубыми бликами света -словно живут в плоскости этой картины. Очень четко разделены светлые и темные стороны композиции. Темная - в левой верхней стороне холста и в противовес ей светлая - в основном на переднем плане и справа. Яркие пятна красных перцев образуют почти равносторонний треугольник. Темно - фиолетовый и голубой, желтый и зеленый сохранены для другой стороны. Вся эта композиция усиливается двумя круглыми ярко красными плодами слева и уравновешивается двумя пурпурными гранатами с фиолетовыми бликами - справа. Во всем этом опять чувствуется влияние Сезанна. Все нюансы верхней части композиции повторяются в складках скатерти, словно она впитала в себя со светом все краски плодов.

Великолепный натюрморт есть и в его жанровом полотне "Завтрак гребцов" (1881, Вашингтон, Галерея Филлипс) (приложение VIII). Вся картина написана в удивительно радостной гамме. Свет заливает все полотно, в нем все - и радость, и ясность, и жаркий летний день, и трепетные зеленые заросли кустарника, и заставленный посудой, фруктами и бутылками стол. Не смотря на обилие предметов на столе, натюрморт не перегружен, все в нем гармонично. Сразу чувствуется, что картина написана подлинным художником - импрессионистом, наблюдателем, не только умеющим подмечать живописное, но и делающим это со всей добросовестностью. Этот натюрморт обладает высокой художественностью и исключительным вкусом. Как и вся картина, натюрморт обаятелен во многих отношениях: эффекты верны, гамма утонченная, впечатление едино и отчетливо, свет превосходно распределен. Натюрморт написан с большой искренностью, которой отличаются все картины импрессионистов. Прелестны оттенки белого на солнце. Безмятежность и ясность не только в фигурах людей, но и в предметах. Во всем царит жизнь, задорное веселье летнего дня. Предметы оживают под кистью художника. Дробятся солнечные блики в стекле бутылей с вином, в хрустальных гранях бокалов и само вино - густое и терпкое - пронизано солнечным светом. Блики солнца играют и на тугих боках, нагретых солнцем, фруктов и винограда, которые удобно расположились в высокой изящной вазе. Одна золотистая кисть винограда на белой скатерти вся искрится в лучах солнца. Голубые тени, словно живые, спрятались в складках белой скатерти. Глядя на этот накрытый стол солнечным летним утром, чувствуешь, что и натюрморт, и вся картина полны жизни и безмятежности. Эти молодые люди на террасе наслаждаются жизнью, великолепной погодой, утренним солнцем, чудесным завтраком. "Они счастливы" - вот, что приходит в голову каждому, кто видит эту очаровательную картину.

Ренуар - импрессионист - романтик, наделенный сверхчувствительным темпераментом. Все в его картине сохраняет подлинную динамичность, а лучи света - свою трепетность. Переданные впечатления в этой картине столь же неуловимы, как непосредственное впечатление от утренней свежести реки, от тепла, которым дышит нагретый солнцем песок, запаха реки, румянца девичьих щек... Мы должны быть признательны этому великому художнику, что он уловил и сохранил для нас их на своем полотне.

В творчестве импрессионистов натюрморт не был столь же важной темой, как у реалистов и Мане. Импрессионисты создали свою концепцию натюрморта, как бы походя, перенеся на этот жанр принципы пленэра, разработанные ими в области пейзажа. Признав и в натюрморте активным началом лишь свет и воздух, они превратили предмет в простого носителя световоздушных рефлексов. Поэтому предмет начинает терять свои объективные свойства, контуры его расплываются, объем и масса утрачивают свою материальную ощутимость. Воспринимая мир вещей лишь с одной красочно - живописной стороны и достигнув определенного прогресса в наблюдении и фиксации изменчивости освещения в природе, они дошли, наконец, до того, что утеряли и последнее материальное качество предмета - устойчивость цвета. Эта дематереализация предмета в искусстве импрессионистов явилась первым симптомом упадка западноевропейского натюрморта, хотя импрессионизм, с его культом солнечного света и сверкающей чистыми цветами радуги палитрой, внес в этот жанр радостные, светлые, оптимистические нотки.

Импрессионизм недолго был ведущим направлением в западноевропейском натюрморте. Помимо К. Моне и О. Ренуара, весьма немногие среди импрессионистов создали значительные произведения в этом жанре. Но отдельные мастера, в том числе даже такие крупные, как П. Боннар, следовали примеру К. Моне и XX веке. Первой реакцией на импрессионистскую концепцию изображения предметного мира были натюрморты Сезанна. Натюрморт был вторым важнейшим жанром, после пейзажа, в творчестве Поля Сезанна. Работы начала 1870- х годов еще несложны по расстановке предметов, и в них сквозит какая - то теплота, напоминающая о Шардене. К этому периоду относится романтический по настроению "Натюрморт с черными часами"(1869 - 1870, Частное собрание) (приложение IX). В нем часы, раковина, ваза, чашка, лимон - послужили Сезанну мотивом для натюрморта. Представляющего собой по силе выполнения, по простоте, а главное - по пластичности формы, бесспорно, одну из самых больших удач Сезанна. Выбранные предметы несут символические ассоциации, но акцент перемещается в область конструктивного настроения: здесь чувствуется пространство, со всех сторон окружающее вещи, но вместе с тем подчеркнута и плоскость картины.

Проблема пространства в творчестве Сезанна была решающей, ибо "продолжать импрессионизм было некуда и незачем. Разве что в тупик к абстракции. Оставался только один путь спасения искусства, способного охватить мир в его целостности, - путь создания новейшей системы видения, которая могла бы вместить в себя как пространство, так и время.

Сезанн терпеливо, обостряя свое виденье, постигает сложное сочетание красок, какое дарит ему мир. Однако в силу своей природной склонности, а может быть, сказывается и привычка к точности и порядку, Сезанну трудно удовлетвориться простой передачей "впечатлений"; у него врожденная потребность "организовать" свое полотно, придать ему стройность, ритм, единство, постичь его разумом. Импрессионизм, безусловно, научил Сезанна всему или, по крайней мере, существенно важному. А главное - тому, что в живописи цвет имеет решающее значение. Но есть в импрессионизме какая - то тенденция к поверхностным впечатлениям, которая мешает художнику, и которую он более или менее сознательно старается устранить. Кроме всего прочего, разум тоже должен сказать свое слово. Импрессионисты с восторгом поэтов ограничиваются тем, что непосредственно во всей его свежести фиксируют ощущение, вызванное натурой. Но Сезанн больше не считает это допустимым так просто, без всякого усилия, отдаваться на волю своего чувственного восприятия. "Художник, - говорит он, - не должен передавать эмоции, подобно безумно поющей птичке, художник творит сознательно".[13]

Наблюдая предметы, Сезанн приходит к выводу, что симметрия, которую мы вносим в изображение, не более чем обман. В действительности же, если подробно и внимательно изучать форму, замечаешь, что та сторона предмета, которая освещена с боку, как бы разбухает, увеличивается, обогащенная тысячью оттенков, в то время как тень сокращает, уменьшает, словно гасит темную сторону. Уже давно в живописи Сезанн опередил эпоху. Он устремился в будущее. Зрело обдуманная и точно построенная, каждая работа Сезанна становится песней, которую художник насыщает волнующей поэзией и трепетным чувством. "Залитые светом в фарфоровых вазах, разбросанные на белой скатерти лежат груши и яблоки, грубоватые, топорные, как будто вылепленные лопаткой штукатура и поправленные большим пальцем. Если подойти вплотную, перед вашими глазами - неистовое нагромождение мазков киновари и желтого цвета, зеленого и синего; отступив на фокусное расстояние, видите плоды, достойные витрины лучшего магазина", сочные, спелые, аппетитные. И тут вам открывается то, чего вы до сих пор не замечали: странные и в то же время реальные тона, цветовые пятна неожиданные в своей достоверности, прелестные грубоватые тени в складках скомканной скатерти и вокруг разбросанных по ней плодов. Сравнивая эти полотна с обычными натюрмортами, выполненными в неприглядных серых тонах и на невыразительном фоне, вы с особой ясностью ощущаете всю их новизну. Словом, перед нами колорист - предвестник будущего, который в еще большей мере, чем Мане, способствовал развитию импрессионизма; "он открыл горизонты нового искусства" - так писал о натюрмортах Сезанна парижский журналист "Ла краваш" Гюисманс в 1888 году.

К концу 1880-х годов относится натюрморт "Персики и груши" (Москва, музей им. А. С. Пушкина) (приложение X). Рассматривая его, ощущаешь внутреннюю напряженность картины. Здесь Сезанн сам задает себе урок, расставляет посуду, подкладывает мелкие монетки под фрукты, чтобы придать им разный наклон, выбирает точку зрения. Простой столик с выдвижным ящиком фигурирует в натюрмортах десятки раз, но каждый раз он служит площадкой для иного действа.

Предметы не напоминают о частной жизни художника, нет в них никаких ассоциаций, как было в ранних работах. Сила их и красота в сопоставлении простых форм и чистых цветов. В этом натюрморте струится волнами салфетка, смятая на столе, и, сопротивляясь ее движению, лежат тяжелые груши, слегка накренилась тарелка с персиками, а высокий молочник стоит устойчиво прямо, указывая своим носиком в левый верхний угол картины. Динамичность в натюрморте подчеркивает то, что на фоне его видна, идущая под углом к краю стола, нижняя часть стены с широкой синей полосой по низу. Пространство веером раскрывается слева направо, обтекая и обволакивая все предметы, создавая между ними некое напряженное поле. Легко заметить, что в картине отнюдь не соблюдаются правила прямой перспективы, совмещается несколько точек зрения - так откровенно этот прием в живописи до Сезанна не применялся. В свой краткий импрессионистский период он разглядел и попытался преодолеть слабые стороны этого течения. Сезанн вернул цвету устойчивый характер, отказавшись от чрезмерно нюансированного цвета импрессионистов - цвета, починенного задачам изображения света. Благодаря этому Сезанн вновь обрел материальный предмет в натюрморте. Любое цветовое пятно в зрелых произведениях художника ложится строго по форме предмета, свидетельствует о его реальном цвете, подчеркивает его контур и объем.

Импрессионисты - приверженцы оптического, поверхностного, и в буквальном и в переносном смысле слова, восприятия предмета - начисто забыли о существовании материальной субстанции вещей, об их внутреннем содержании и структуре. В поиске этих качеств Сезанн несколько перегибает палку. Стремление вернуть предмету вес, костяк и объем приводит его к попыткам утвердить неизменные, как бы изначальные формы предметов, прообразы которых он видел в основных простейших фигурах стереометрии - шаре, цилиндре, пирамиде. Композиции его натюрмортов получают устойчивость и почти классическую уравновешенность, но мир, воссозданный по законам его искусства, выглядит лишенным подлинной жизни - статичным. Так односторонность импрессионистского восприятия предмета только лишь мимолетном моменте беспрерывного, не знающего покоя движения сменяется у Сезанна другой крайностью - восприятием его в момент абсолютного, ничем не нарушенного покоя вечности. В произведениях последнего периода творчества Сезанн в известной степени преодолевает этот свой недостаток - его композиции становятся динамичнее, эмоциональнее, подавляемое раньше чувство природы чаще находит себе единственный выход.

2. Методы обучения учащихся изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в 5 классе

2.1 Интереактивные методы обучения учащихся

Интерактивное обучение произошло (от англ. "Inter"-взаимный, "akt"-действовать) - обучение основано связью с которой, учащийся с учебным окружением, учебной средой, который служит областью осваиваемого опыта. Учащийся является полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного процесса. Учитель не дает готовые знания, а способствует участию учащихся к самостоятельному поиску. К примеру с обычным обучением в интерактивном обучении меняется связь педагога и учащегося: уступает место активность педагога активности учащихся, главной целью педагога является создание условий для их начала. Педагог отходит от роли учителя, который передает от себя учебную информацию, и исполняет в своей работе функцию помощника, в одном из источников материала.

Методы интерактивного обучения дают возможность решать следующие задачи: Активное нахождение каждого ученика в процесс изучения учебного материала. Повышение познавательной действительности к действию. Успешного общения и обучения знаниям (умения слышать и слушать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний.Для того, чтобы освоить и применять эти методы в учебной практике, учитель на занятиях включается в различные методике группового взаимодействия. К ним можно отнести занятия, ориентированные на содержание.  Особую актуальность тема работы приобретает в настоящее время, когда широкое распростраение приобретают информационные технологии в обучении. Информационные технологии позволяют создавать интерактивные обучающие программы, оказывающие допалнительную поддержку учащимся в освоении учебной программы и развитии познавательной деятельности.

Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interact - взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение [5]. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь как взаимодействие "учитель - ученик" или "учитель - группа учащихся (аудитория)". При интерактивном обучении в дополнение к этому диалог строится как взаимодействие "ученик - ученик" (работа в парах), "ученик - группа учащихся" (работа в группах), "ученик - аудитория" или "группа учащихся - аудитория" (презентация работы в группах), "ученик - компьютер", "ученик - художественное произведение" [Емелина].

Основные характеристики интерактивного обучения:

комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения;

идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

стоит задача - не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;

все участники процесса обучения должны проявлять терпимость к любой точке зрения;

развиваются коммуникативные умения и навыки;

применяется индивидуальная, парная и групповая работа;

применяются исследовательские проекты, ролевые игры, используются творческие работы.

обсуждаемые темы неоднозначны в решение и требуют не только логического мышления, но и толерантности, уважения к чужому мнению;

требуется соблюдать регламент и процедурные вопросы (распределение функций, соблюдение правил);

снимается нервная нагрузка, имеется возможность менять формы деятельности учащихся, переключать внимание.

Интерактивные методы обучения реализуются как фронтальной организации деятельности, так и групповой. Формирование учебных групп должно учитывать уровень сложности учебных задач, уровень развития коммуникативных навыков учащихся, эмоциональный настрой микрогруппы. Формирование учебных групп должно учитывать уровень сложности учебных задач, уровень развития коммуникативных навыков учащихся, эмоциональный настрой микрогруппы. Подбор групп можно осуществлять исходя из желания учеников, включая в группу учеников с разной точкой зрения, или, наоборот, формировать гомогенную группу (общность позиций). Обучение в интерактивном режиме реализуется, если на это нацелены учебные задания или ситуации. Для этого готовятся задания с открытым ответом или с несколькими вариантами решения.

Интерактивный метод требует больше времени, чем монолог учителя, но обеспечивает понимание материала, закрепление идет быстрее и легче. Интерактивные методы обучения способствуют формированию таких качеств, как уважение прав и достоинств человека, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают востребован субъективный опыт учащихся и формируется их личностная позиция.

Для эффективного применения интерактивных методов обучения педагогу необходимо:

использовать такие методы, которые адекватны возрасту обучающихся и их опыту работы с интерактивными методами;

дать задание обучающимся для предварительной подготовки;

отобрать для занятия такое интерактивное упражнение, которое давало бы обучающемуся "ключ" к освоению темы;

учитывать темп работы каждого обучающегося и его способности;

нацелить участников на ожидаемые результаты (цели) занятия и критерии оценки работы;

провести обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе используя рефлексию обучаемых.

В интерактивном режиме информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают у них активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Интерактивный режим формирует активную модель взаимодействия, он характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Внедрение интерактивных технологий является одним из факторов интенсификации процесса обучения, поскольку интерактивное обучение позволяет успешно достигать цели активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечение осмысления и глубокого понимания учебного материала, индивидуализация педагогического взаимодействия, обеспечения постоянной двусторонней связи в учебном процессе [Бордовская]. Такое обучение соответствует современным требованиям к учебному процессу. При работе в парах "ученик - ученик" возможно совместное рисование одной работы, где дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, составляют различные варианты, выбирают лучший (например, в компоновке и включении в рисунок отдельных деталей), а в конце урока защищают свой рисунок перед классом.[14] <#"789106.files/image001.jpg">





Похожие работы на - Обучение учащихся правилам изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства в 5 классе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!