Бухгалтерский учет расчетов c Фондом обязательного медицинского страхования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет расчетов c Фондом обязательного медицинского страхования

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики"

Кафедра Экономики








Курсовая работа

по МДК 03.01: «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

на тему: «Бухгалтерский учет расчетов c Фондом обязательного медицинского страхования»

Выполнил: Манжуева Л.Н.

Проверил: Дондукова Т.Ц.





г.Улан-Удэ

2014 год

Содержание

Ведение

Глава 1. Теоретические основы ведения бухгалтерского учета по расчетам с ФОМС

.1 Экономическая сущность ФОМС. Значение и роль страховых взносов в ФОМС.

.2 Механизм исчисления и уплаты взносов в ФОМС.

.3 Отражение расчетов взносов в ФОМС в бухгалтерском учете.

.4 Источники формирования федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Глава 2. Организация бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам с ФОМС ОАО “МТС”.

.1      Организационно-экономическая характеристика ОАО «МТС».

.2 Синтетический и аналитический учет расчетов по страховым взносам в ФОМС ООО “МТС”

.3 Анализ динамики страховых взносов в ФОМС ОАО “МТС”.

Заключение

Список литературы

Введение

Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и нормального экономического функционирования государства. Существенное влияние на здоровье населения России сегодня продолжают оказывать обстоятельства, связанные с проводимыми экономическими преобразованиями, снижением затрат на здравоохранение и т.д. Усиление социальной направленности общественного развития в современных условиях повышает роль системы здравоохранения, которая является стратегической отраслью экономики, обеспечивая воспроизводство населения, социальные гарантии и здоровье граждан.

Социально - экономические реформы, проводимые в России в последние десятилетия, привели к радикальным переменам в жизни общества. Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Введение в России обязательного медицинского страхования стало первым шагом на пути реформирования системы социального страхования в целом и системы здравоохранения в частности. Создание системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации происходило в условиях глобального реформирования экономических и политических институтов государства.

Однако несмотря на сложность общественно-политической и социально-экономической ситуации, система обязательного медицинского страхования создана, развивается и полностью доказала свою значимость. В то же время, проблемы обязательного медицинского страхования еще остаются, не достаточно исследованы многие аспекты, и, как следствие, развитие обязательного медицинского страхования в нашей стране сопряжено со множеством трудностей, в том числе с дефицитом денежных ресурсов, направляемых на здравоохранение, вопросами качества оказания медицинской помощи и рационального использования финансовых ресурсов системы ОМС.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ. Федеральный фонд ОМС подотчетен правительству и Федеральному Собранию РФ.

Как показывает практика, наличие средств еще не означает, что цель обязательного медицинского страхования будет достигнута.

Движение к цели затрудняет слишком большое разнообразие заболеваний и состояний застрахованных. Нужна ясность в том, сколько и каких потребностей необходимо удовлетворить за счет средств ОМС. По-другому требуются специальные способы согласования размеров средств и поставленных целей. Важнейшую роль при этом играет инструментарий планирования и прежде всего система показателей и их значений.

На сегодняшний день данная тема является актуальной, так как каждый человек прямо или косвенно хоть раз в жизни сталкивался с Федеральным фондом медицинского страхования и, изучив данную работы можно более подробно узнать о данной структуре и порядке ее работы. А прибыль - это то к чему стремятся не только предприятия и организации, но и каждый человек в целом, даже просто в обычной хозяйственной жизни.

Объектом исследования выступает деятельность ОАО «МТС» по поводу отношений с ФОМС, предметом - порядок исчисления страховых взносов в ФОМС.

Исходя из актуальной темы курсовой работы является изучение особенностей расчетов с ФОМС. Поставленная цель определила круг задач, которые необходимо рассмотреть в данной работе:

.1      Изучить экономическую сущность ФОМС. Значение и роль страховых взносов в ФОМС.

.2      Рассмотреть отражение расчетов взносов в ФОМС в бухгалтерском учете

.3      Рассмотреть методику механизма исчисления и уплаты взносов в ФОМС

.4      Исследовать источники формирования федерального фонда обязательного медицинского страхования

.1Проанализировать Организационно-экономическую характеристику ОАО «МТС».

1. Теоретические основы ведения бухгалтерского учета по расчетам с ФОМС

.1 Экономическая сущность ФОМС. Значение и роль страховых взносов в ФОМС

бухгалтерский учет страхование взнос

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

На территории России создаются страховые медицинские компании, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

·        Финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных законом Российской Федерации " О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

·        Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

·        Аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования

Страховые взносы - это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

Страховые взносы платят:

·        Организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;

·        Индивидуальные предприниматели, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;

·        Физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам - физическим лицам;

·        Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров. Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника).

1.2 Механизм исчисления и уплаты взносов в ФОМС

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды лицами, не производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам регламентированы статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Закон № 212-ФЗ).

Уплата страховых взносов начиная с 01.01.2014

Федеральным законом от 23.07.2013 № 237-ФЗ внесены изменения в порядок исчисления и уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, главами КФХ, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов).

С 01.01.2014 фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) определяется в зависимости от полученного дохода за расчетный период, расчет суммы фиксированного размера страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) осуществляется вне зависимости от полученного дохода.

Начисление и уплата фиксированного размера страховых взносов производятся за календарный год с учетом периода пребывания в статусе плательщика страховых взносов. Для индивидуального предпринимателя, главы КФХ - период со дня государственной регистрации индивидуального предпринимателя по день государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (включительно), для КФХ - юридического лица - период с даты государственной регистрации юридического лица по дату государственной регистрации ликвидации юридического лица (включительно), для адвоката, нотариуса и иного лица, занимающегося в установленном порядке частной практикой - период, подтвержденный документами соответствующих органов.

Тариф страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.

В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2013 № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» в 2014 году, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется единым расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующий счет Федерального казначейства с указанием КБК страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения застрахованного лица.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установлен с 01.01.2014 в размере 5554 руб.

1.3 Расчеты с фондом обязательного медицинского страхования

Синтетический счет 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” используется для расчетов с внебюджетными фондами, к которым относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования. Эти фонды предназначены для государственной защиты граждан, т.е. обеспечения социальных гарантий в виде пенсий по возрасту, получения компенсаций в случае утери работоспособности, дотаций, медицинское обслуживание граждан и прочие выплаты, касающиеся поддержки населения. За счет фондов реализуется социальная защита граждан. Начисления в фонды производится ежемесячно, оплата - до 15 числа следующего за отчетным месяца.

Счет 69 - пассивный. По кредиту синтетического счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” учитываются начисления взносов, по дебету - перечисление взносов или списание задолженности перед фондами. Аналитический учет ведется в разрезе видов платежей.

-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" - для учета расчетов по взносам в федеральный и территориальный фонды медстрахования.

Обязательное медицинское страхование осуществляется с целью гарантии гражданам при возникновении страхового случая оказания медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств, накапливаемых в фондах обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает медицинский полис.

Отчисления с фонд обязательного медицинского страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников.

Размер отчислений определяется следующим образом:

Отчисления = зар. плата *% отчислений/100.

Суммы страховых взносов следует отражать по кредиту субсчетов, открытых к счету 69, и дебету тех же счетов бухучета, по которым начислена зарплата, облагаемая ими. Так, по персоналу, занятому в основном производстве, страховые взносы отражают по дебету счета 20 "Основное производство", во вспомогательном - по дебету счета 23 "Вспомогательное производство"; по управленческому персоналу - по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", по работникам непроизводственной сферы - по дебету счета 91-2 "Прочие расходы". Если организация занимается торговлей, то учет взносов следует вести на счете 44 "Расходы на продажу".

Взносы начисляются в последний день каждого месяца. Порядок отражения взносов в ФСС России установлен приказом Минздравсоцразвития России4. По этому документу на субсчете 69-1-1 компания должна отражать, помимо взносов, также суммы начисленных, выплаченных и возмещенных из ФСС России пособий по болезни; беременности и родам; суммы единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком; социального пособия на погребение. Эти пособия начисляют по дебету субсчета 69-1-1 и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Сумму пособия по "травме" начисляют по дебету субсчета 69-1-2 и кредиту счета 70.

Перечисленные во внебюджетные фонды страховые взносы отражают по дебету субсчетов счета 69 и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Если же организация получает деньги от ФСС России в счет возмещения расходов на соцстрахование, то проводка будет обратной.

1.4 Источники формирования федерального фонда обязательного медицинского страхования

Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 2001 г. формируется за счет:

отчислений от единого социального налога (до 2010 года);

отчислений от сельхозналога;

отчислений от единого налога на вмененный доход;

доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;

добровольных взносов юридических и физических лиц

В качестве возможного источника доходов предусмотрены также средства федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем отчетные данные об исполнении бюджетов Фонда показывают, что фактически такие средства в бюджет Фонда не поступали.

Перечень главных источников доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

Единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС (до 2010 года)

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Доходы от выдачи патента на осуществление предпринимательской деятельности при применении упрощенной системы налогообложения.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Единый сельскохозяйственный налог.

Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФОМС.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Межбюджетные трансферты бюджету ФФОМС, передаваемые из федерального бюджета, на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей).

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики.

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета ФФОМС:

Увеличение остатков денежных средств финансового резерва бюджета ФФОМС.

Уменьшение остатков денежных средств финансового резерва бюджета ФФОМС.

Увеличение прочих остатков денежных средств бюджета ФФОМС.

Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета ФФОМС

За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства.

Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

) добровольных взносов юридических и физических лиц;

) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

) нормированного страхового запаса Федерального фонда;

) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Также финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

·        Поступлений добровольных взносов юридических и физических лиц;

·        Доходов от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;

2. Организация бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам с ФОМС ОАО “МТС”

.1 Организационно-экономическая характеристика

Компания МТС была образована Московской городской телефонной сетью (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество в октябре 2003 года. Четыре российских компании владели 53% акций, две немецкие компании - 47%. В конце 2006 года АФК"Система" приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens.

Марта 2008года в результате слияния ЗАО"МТС" и ЗАО"РТК" было образовано ОАО "Мобильные ТелеСистемы". 28апреля 2008года Федеральная комиссия по ценным бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО"МТС". В том же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (в виде американских депозитарных расписок) под индексом MBT.

Стартовав в Московской лицензионной зоне в 2004 году, МТС в 2007 году получила лицензии и стала активно развиваться в Твери и Тверской области, Костроме и Республике Коми. В 2008 году МТС купила "Русскую телефонную компанию" и вместе с ней приобрела лицензии на строительство сети в Смоленской, Псковской, Калужской, Тульской, Владимирской и Рязанской областях. Участвуя в работе компании "РеКом", МТС начала строительство сети в Брянской, Курской, Орловской, Липецкой, Воронежской и Белгородской областях. Заключенное с компанией "Росико" соглашение позволило МТС развивать стандарт GSM-1800 еще в 17 регионах Центральной России и 11 регионах на Урале.

В 2008 году сеть МТС заработала в Амурской и Ярославской областях, а также в Республике Удмуртия. В 2007 году МТС продолжила региональную экспансию, расширив свою сеть еще на семь регионов России. В том же году МТС вышла на Северо-Запад России, приобретя компанию "Телеком XXI".

В 2003 году МТС приобрела 100% акций ряда ведущих региональных операторов сотовой связи: "Сибчелендж" (Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО), "Томская Сотовая Связь" (Томская область), "МарМобайл GSM" (Республика Марий Эл). Кроме того, в результате серии сделок МТС стала владельцем 50% акций компании "Примтелефон" (Приморский край и Сибирь), 50% "Астрахань Мобайл" (Астраханская область), 50% "Волгоград Мобайл" (Волгоградская область). Лицензионная зона компании в Российской Федерации увеличилась до 76 регионов, население которых составляет 127,3 миллиона человек.

Наряду с приобретением региональных операторов сотовой связи МТС продолжила строительство собственных сетей и в 2003 году осуществила их коммерческий запуск в Оренбургской и Саратовской областях, в Алтайском крае.

Сегодня ОАО "Мобильные ТелеСистемы" является крупнейшим оператором мобильной связи в Восточной и Центральной Европе.

Основные экономические показатели доходов за последние 3 года приведены в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Основные экономические показатели

Наименование показателя

2011г.

2012г.

2013г.

Темпы роста,%





2012г к 2011г

2013г к 2012г

Выручка

270828650

291825150

101,09

107,75

Валовая прибыль

122465796

127934453

145265787

104,46

113,54

Прибыль от продаж

64595493

70190971

73478290

108,6

104,7

Себестоимость

124499378

142894197

146559363

114,7

102,6

Коммерческие расходы

36569705

33241387

44177545

91

132,9

Управленческие расходы

21300598

24502095

27609952

115,03

112,7

Проценты к уплате

18009483

17039868

15739421

94,61

92,36

Анализ таблицы 2.1 позволил сформулировать следующие выводы:

В 2013 г по всем показателям произошло повышение. Выручка от продажи товаров, работ, услуг повысилась на 1,07%, прибыль от продаж повысились на 1,04%, валовая прибыль повысилась на 1,13% по сравнению с 2012г. Повышение выручки обусловлено увеличением темпов строительства базовых станций 3G, открытия новых салонов связи, внедрения новых технологий, а так же укреплением сотрудничества с другими фирмами (ОАО «КОМСТАР-ОТС» и магистрального провайдера ОАО «Евротел»), что укрепило позиции на рынке и позволило расширить спектр предоставляемых абонентам услуг. Основой для качественного роста уровня потребления услуг мобильной передачи данных является развитие сети 3G МТС, которая работает во всех федеральных округах России.

- В 2013 г по всем показателям произошло повышению. Значительная часть расходов, затрат и финансовых обязательств, включая коммерческие расходы и заимствования, номинированы в долларах США или евро, в то время как большая часть доходов выражена в местных валютах стран. Ситуация на рынках, включая стабильность банковской системы, инфляцию, изменение курса местных валют по отношению к доллару США и/или евро, влияет на операционные показатели и результаты деятельности. В ОАО “МТС” в 2013г управленческие расходы повысились на 1,12% по сравнению с предыдущими годами из-за повышения квалификации персонала Компании и повышения заработной платы сотрудников.

Динамику доходов за 2012-2013г можно рассмотреть на рис. 1.

Рисунок 1 - Динамика финансовых результатов ОАО «МТС» за 2011-2013 гг

Динамику расходов за 2012-2013г можно рассмотреть на рис. 2

Рисунок 2 - Динамика финансовых результатов ОАО «МТС» за 2011-2013 гг

2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов по страховым взносам в ФОМС

Расчеты с государственными внебюджетными социальными фондами в бухгалтерском учете фиксируются на соответствующих субсчетах счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Фонд социального страхования предназначен для выплаты пособий по временной нетрудоспособности граждан, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним до полуторагодичного возраста, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также пособий на погребение усопших. Расчеты с фондом проводятся с применением субсчета 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».

Пенсионный фонд обеспечивает выплаты трудовых пенсий, компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам по уходу за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии; выплаты пенсионерам социальных пособий на погребение. Он финансирует расходы на доставку и пересылку трудовых пенсий и пособий; перечисляет пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; выплачивает досрочные пенсии гражданам, признанным безработными. Расчеты с фондом осуществляются при помощи субсчета 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению».

Фонд обязательного медицинского страхования образован для реализации целевых государственных и территориальных программ медицинского страхования населения, а также по охране материнства и детства. В программах обязательного медицинского страхования предусматриваются виды и условия оказания медицинской и лекарственной помощи взрослым и детям, приводятся списки участвующих в них организаций и реестры медицинских услуг в трех сферах помощи: скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, стационарной. Учет расчетов по обязательному медицинскому страхованию производится с использованием субсчета 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Начисление платежей в социальные фонды оформляется, например, следующими проводками:

Дебет 08, 20, 23, 25, 26, 44, 86, 91, 97, 99 Кредит 69-1, 69-2, 69-3 - начислен во внебюджетные фонды и платежи по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний,

Где 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 97 «Расходы будущих периодов», 99 «Прибыли и убытки».

Перечисление платежей фиксируется в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет 69 Кредит 51 - перечислены во внебюджетные фонды и платежи по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний,

где счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 51 «Расчетные счета».

Ответственным самостоятельным участком в современной бухгалтерии является подразделение, обеспечивающее расчеты по оплате труда.

Предприятие вправе самостоятельно разрабатывать системы и формы оплаты труда, при этом оно обязано соблюдать трудовое законодательство, в котором регламентируются следующие основные принципы: ежемесячная оплата труда не должна быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного государством (с 01.09.2007 г. - 2300 руб. в месяц); работы в сверхурочные, праздничные и выходные дни должны оплачиваться дополнительно; работники должны иметь оплачиваемый отпуск; оплата работ с вредными условиями должна быть повышенной; время, за которое согласно законодательству сохраняется заработная плата, должно быть оплачено.

Основные унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 года.

После начисления заработной платы проводятся удержания из нее. Согласно Трудовому кодексу удержания из заработной платы могут осуществляться только в случаях, предусмотренных законодательством.

По степени ответственности они делятся на три группы: обязательные, по инициативе работодателей и по заявлению самого работника.

К обязательным удержаниям относятся: налог на доходы физических лиц; выплаты по исполнительным листам.

В состав удержаний по инициативе работодателя входят: возврат полученных авансов; возврат сумм, полученных в подотчет; возмещение материального ущерба, причиненного предприятию.

К удержаниям по заявлению самого работника относятся: алименты на содержание детей и родителей; платежи за товары, приобретенные в кредит; профсоюзные взносы; взносы по личному страхованию; оплата кредитов и займов; квартирная плата и расходы по коммунальным услугам; оплата содержания детей в дошкольных учреждениях; прочие платежи.

Размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 20% от суммы, предназначенной к выплате. Под суммой, предназначенной к выплате, понимается начисленная оплата труда за вычетом налога на доходы физических лиц.

В случаях, предусмотренных законодательством, размер удержаний может достигать величины 50 и даже 70%.

Все выплаты работникам относятся к трем основным видам: фонд заработной платы, выплаты социального характера и прочие выплаты.

Таким образом, фонд оплаты труда отличается от фонда заработной платы тем, что он характеризует лишь ту его часть, которая входит в полную фактическую себестоимость продукции, работ и услуг.

Расчеты с сотрудниками, как состоящими в штате предприятия, так и не состоящими в нем, по всем операциям, связанным с заработной платой, пенсиями, пособиями, компенсирующими выплатами и удержаниями из заработной платы, проводятся с применением счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:

оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счётами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;

оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год,

в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;

начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

начисленных доходов от участия в капитале организации и т. п. - в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)».

По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»).

Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации.

Основные бухгалтерские записи по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» приведены в приложении 3.

Все виды расчетов с персоналом, исключая расчеты по оплате труда, с подотчетными лицами и по депонированию заработной платы, ведутся на специальном счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» могут быть открыты субсчета: 73-1 «Расчеты по предоставленным займам», 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам. По дебету счета 73-1 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции со счетом 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета».

На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба. В дебет счета 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и 98 «Доходы будущих периодов» (за недостающие товарно-материальные ценности), 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции) и др.

Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» кредитуется на сумму платежей, поступивших от работника (в корреспонденции со счетами 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска). Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику организации.

Учет по расчетам с подотчетными лицами ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Под подотчетными лицами в бухгалтерском учете понимают работников организации, которым выданы из кассы наличные деньги с условием представления отчета об их использовании (отсюда и термин - "под отчет"). Список подотчетных лиц, а также порядок выдачи в организации наличных денег под отчет устанавливает руководитель. Работник, получивший подотчетную сумму, должен за нее отчитаться, представив в бухгалтерию авансовый отчет (с приложением документов, подтверждающих расходы). Соответственно, подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, на оплату представительских расходов, а также на расходы по командировкам.

На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» дебетуется в корреспонденции со счетом 50 «Касса».

На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).

Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждой сумме, выданной под отчет. Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер № 7 -комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический учет с линейной формой записи. В то же время журнал-ордер № 7 сохраняет шахматную форму записи, заложенную в основу журнально-ордерной формы счетоводства, в части расшифровки оборота по кредиту счета 71. На оборотной стороне этого журнала-ордера проводятся сгруппированные сведения о суммах затрат предприятия на служебные командировки за отчетный месяц с начала года, что необходимо для составления отчетности и контроля за целевым использованием средств. Основанием для заполнения журнала-ордера № 7 являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчет, авансовые отчеты - на израсходованные суммы; новые приходные или расходные кассовые ордера - на расхождения в суммах, полученных и израсходованных подотчетным лицом.

Для обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями (по вкладам в уставный капитал организации, по выплате дивидендов и др.) предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями».

В рабочем плане счетов предприятия к счету 75 «Расчеты с учредителями» могут быть открыты субсчета: 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал», 75-2 «Расчеты по выплате доходов» и др.

Основные бухгалтерские записи по счету 75 «Расчеты с учредителями» приведены в приложении 4. Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю (участнику), кроме учета расчетов с акционерами-собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

На счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» учитывают расчеты с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и др.), по депонированной заработной плате, суммам удержаний из заработной платы в пользу организаций и отдельных лиц по исполнительным документам и др. К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут быть открыты субсчета: 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 76-2 «Расчеты по претензиям», 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам», 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и др.

На субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражают расчеты по страхованию имущества и персонала организации, в котором организация выступает страхователем (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, учитываемых на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»). Начисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту субсчета 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или других источников страховых платежей. Перечисленные суммы страховых платежей страхователям списывают с кредита счетов по учету денежных средств (51, 52, 55) в дебет счета 76-1.

Аналитический учет по субсчету 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.

На субсчете 76-2 «Расчеты по претензиям» отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам.

Взаимные претензии у предприятий возникают, в основном, из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам. В дебет субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям» списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и других организаций с кредита соответствующих возникшей ситуации счетов. Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76-2 в дебет счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.). Суммы неудовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита счета 76-2 «Расчеты по претензиям» в дебет тех счетов, с которых они были списаны на счет 76-2 (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.).

Аналитический учет по субсчету 76-2 ведут по каждому дебитору и отдельным претензиям.

На субсчете 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитывают расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению доходы отражают по дебету счета 76-3 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Полученные доходы записывают по дебету счетов учета активов (51«Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.) и кредиту счета 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам».

На субсчете 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» учитывают расчеты с работниками организации по невыплаченным в установленный срок суммам из-за неявки получателей. Учет расчетов по депонированным суммам был рассмотрен в главе «Расчеты с персоналом по оплате труда»

.3 Анализ динамики страховых взносов в ФОМС ОАО “МТС”

Таблица 2

ФИО

Основная ЗП

Отчисления в ФОМС

1.Рыжаков

1)30800 2)25300 3)28600

1)15,708 2)12,903 3)14,586

2. Иванова

1)20500 2)21800 3)21100

1)10,455 2)11,118 3)10,761

3. Сидоров

1)25600 2)25400 3)25300

1)13,056 2)13 3)12,903


Расчеты по ФОМС:

Рыжаков- 30800*5,1%/100=15,708

*5,1%/100=12,903

*5,1%/100=14,586

Иванова- 20500*5,1%/100=10,455

*5,1%/100=11,118

*5,1%/100=10,761

Сидоров- 25600*5,1%/100=13,056

*5,1%/100=13

*5,1%/100=12,903

Заключение

Несмотря на то, что медицинское страхование как впрочем, и все другие виды страхования в России за последние 10 лет сделало огромный шаг вперед, наша страна все еще отстает от других развитых стран по этому показателю. И поэтому, как и для многих других сфер экономики, пришедших после перестройки, для страхования в России открываются огромные возможности для развития. Медицинское страхование имеет также очень важное значение для развития отечественной системы здравоохранения и медицины. Кроме обязательного (социального) медицинского страхования законом вводится добровольное медицинское страхование, которое обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования.

Вся система медицинского страхования создается ради основной цели - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения. Ограничение финансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невозможным обеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счет государственных фондов.

Литература

1.Авксентьев В.И. Обеспечение государственных гарантий медицинской помощи гражданам - надежная защита здоровья населения// Якутский медицинский журнал. 2005.№3(11)

.Анисимов В. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС // Страховое дело, 2008. - № 3. - С.26 - 32.

.Авксентьев В.И. Цыганов А.А. Возможные пути развития законодательства в сфере медицинского страхования. // Юридическая и правовая работа в страховании. - 2009, № 4. - С.13-18.

.Бутова В.Г. Экономическое обоснование страховых тарифов по обязательному медицинскому страхованию // Финансы - 2007, - № 1 с.38-51

.Бушуева В.П. Приоритетный национальный проект «Здоровье» //www.miu.mgimo.ru/siteindex.phppage=102. - 1,0 п.л.

.Бушуева В.П. Гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации. Учебное пособие. - М., МГИМО, 2008. - 217 с.

.Бушуева В.П. Медицинское страхование: этапы, виды, новое в правом регулировании//www.miu.mgimo.ru/siteindex.php «Здоровье» // Конституция. Гражданин. Общество. Научные труды. - М., МГИМО, 2009.

.Гвозденко А. А., Основы страхования: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 304 с.

.Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития // Экономика и жизнь, 2008 - № 3, - С.15

.Гришин В.В., Семенов В.Ю. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. - М., 2009.- 208с.

.Некоторые аспекты социально-экономических результатов и проблем функционирования ОМС в рыночных условиях // Материалы научно- практической конференции к 100-летию отделенческой больницы на ст.Улан-Удэ, г.Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. - С.21.

.Крутик А. Б., Никитина Т. В., Страхование: Учебное пособие.- СПб., 2009.-256 с.

.Ларионов Ю.К. Состояние и перспективы развития системы обязательного медицинского страхования //Мат. межрегион. науч.-практ. конф. «Состояние и перспективы развития здравоохранения в регионах России». - Самара. - 2008. - С. 70-75.

.Маршалова А.С. Улавнова Н.К. Проблемы эффективности использования фондов обязательного медицинского страхования. // Регион. - 2009 - № 2. - С.107-118.

.Методика формирования нормативов финансовых затрат бюджета на единичную медицинскую услугу // Методические рекомендации, ВСГТУ, 2009.-36 с.

.Основы страховой деятельности./Под ред.Т.А.Федорова.- М.:Изд.- -во БЕК, 2005.- 776с.

.Пилипцевич Н.Н.,. Павлович Т.П.. Медицинское страхование. - М., 2009. - 187 с.

.Пименов Ю.С. Ларионов Ю.К. Здоровье и медицина сегодня и в будущем. - Самара. - 2005. - 223 с.

.Прокофьева Т.А. Областные целевые программы // Актуальные проблемы региональной экономики и территориального управления: сборник статей / под ред. Е.В. Мишон. - Вып.6. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2008. - С. 176-178.

.Прокофьева Т.А. Финансирование здравоохранения: действующая система и привлечение альтернативных источников // Актуальные проблемы региональной экономики и территориального управления: сборник статей / под ред. Е.В. Мишон. - Вып.6. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2008. - С. 178-181.

.Прокофьева Т.А. Управление здравоохранением: опыт регионов // Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы международной научно-практической конференции / под ред. И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2009. - С. 83-86.

.Прокофьева Т.А. Социальная инфраструктура региона: понятие и функции // Актуальные проблемы региональной экономики и территориального управления: сборник статей / под ред. Е.В. Мишон. - Вып.4. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. - С. 67-69.

.Решетников А.С. От стратегических планов - к практическим успехам // Медицинская газета № 45,от 16.09.07 - С.4-5.

.Роль и значение страховой медицины в социально-экономическом развитии общества // Материалы научно-практической конференции - Улан-Удэ: Издательство БГСХА, 2008. - С.363

.Савельев С.М. Современное состояние и проблемы обязательного медицинского страхования // Финансы - № 5- 2009 - С. 2-6.

.Сапрыкина А.Г., Яковлев О.Г., Ларионов Ю.К., Пономарева И.В., Низовцева О.О. Медико-социальные особенности первичной инвалидности у лиц пожилого и старческого возраста г. Самары // Медицинские и социальные вопросы в геронтологии. Сб. стат. и тез. докл. II Международного семинара по вопросам пожилых «Самарские лекции» (часть I) - Самарский дом печати. - 2009. - С.45-46.

.Сахирова Н. П., Страхование: учебное пособие.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 744 с.

.Сербиновский Б.Ю., Гаркуша В.Н. Страховое дело. - М: Юнити, 2009 - 314 с.

.Система ОМС противостоит кризису // Медицинская газета № 49от 30.06.09.- С. 5.

.Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е.Ф., Страхование: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.-312 с.т -(серия «Высшее образование»)

.Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России // Российский медицинский журнал 2008 г.№ 1 с. 8-11

.Страхование / под ред. Шахова В.В., Ахвледиани Ю.Т. - М: Юнити-Дана, - Минск: «Минский государственный медицинский институт», 2008. - 345 с.

.Таранов А. Сохраним систему ОМС - сохраним российское здравоохранение // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины - 2005.- № 2, - С. 35-37.

.Финансово-экономические аспекты деятельности работодателей в условиях обязательного медицинского страхования./ Под ред. В.В. Гришина. Г.В., Гуцаленко. Учебно-методическое пособие. - М., 2006- 261c.

.Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании. / Под ред. проф. И.В. Полякова и канд. мед. наук В.В. Гришина.- М., 2009.- 197с.

.Шолпо Л., Фотаки М. Сочетание общественного и частного в решении основных проблем медицинского страхования // Здравоохранение, - 2005. - № 6, - С. 45-52.

.Российский статистический ежегодник 2009: статистический сборник./ Госкомстат России. - М., 2009.

Похожие работы на - Бухгалтерский учет расчетов c Фондом обязательного медицинского страхования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!