Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольника

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,54 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольника
















Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника

Чупракова Н.И.









год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Концептуальные основы педагогической деятельности

.1 Идея наглядности в трудах педагогов и психологов

.2 Мнемотехника, как средство познавательно-речевого развития детей

. Диагностика уровня познавательно-речевого развития детей раннего и дошкольного возраста (начало года)

. Особенности отбора и конструирования содержания обучения

.1 Ранний возраст

.2 Дошкольный возраст

.3 Старший дошкольный возраст

. Результаты сравнительной диагностики (конец года)

. Перспективное планирование образовательного процесса

. Заключение

. Список литературы

. Приложение

Введение

Целью дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, подготовку ребенка в современном обществе. На современном этапе в соответствии с Концепцией модернизации образования и Федеральными Государственными требованиями на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Поэтому возникает необходимость поиска и применения новых форм построения образовательного процесса.

Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, обучение родному языку, формирование речевой компетентности, активной интеллектуально-познавательной деятельности - одна из главных, поскольку является важнейшим условием полноценного развития ребенка, которому предстоит жить в третьем тысячелетии. Это ко многому нас обязывает: мы должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижений науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект.

Период дошкольного детства является наиболее сенситивным для развития познавательно-речевой активности ребенка, поскольку в этот отрезок времени закладывается фундамент его знаний и умений, которым он будет пользоваться в дальнейшей, взрослой жизни.

В последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, являются его силой, и предоставляет безграничные возможности для духовного и физического совершенствования. Формировать основы будущей личности следует начинать с первых шагов ребенка, двигаясь целенаправленно и обдуманно.

В ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т.е. развитие мозгового вещества. Такого не будет ни в один период жизни. Происходит это не спонтанно, не само собой, а под влиянием окружающей среды и развивающего обучения. В это время закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Ребенок начинает активно познавать мир.

Огромную роль в становлении личности ребенка играет речь. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, открывает доступ к историческому прошлому народа. Формируется его внутренний мир, с позиции которого он воспринимает все, что его окружает.

Речь маленького ребенка формируется под влиянием речи взрослых. И в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения которое начинается с первых дней его жизни. С возрастом речь совершенствуется, меняются и методы обучения.

В период от 3 до 7 лет происходит формирование качества речи: звуковой культуры, словарного запаса, грамматического строя, ее связности при построении развернутого высказывания. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему формулировать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценней отношения со сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В наше время, образная, богатая синонимами, описаниями, логически обоснованная речь у детей встречается не часто.

Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что развитие связанной речи, формирование познавательной активности детей, является одной из важнейших задач воспитания в деятельности педагога ДОУ, т.к. неразрывно связана с формированием мышления ребенка, с приобретением знаний, с самовыражением всех людей. В связи с этим у педагогов возникает острая необходимость в обновлении теоретических знаний и практических умений в области развития дошкольников.

Предметом рассматривания в работе является процесс познавательно-речевого развития дошкольников, путем применения технологии мнемотехники.

Объектом рассматривания являлось познавательно-речевое развитие детей от 2 до 7 лет.

Цель которую я поставила перед собой начиная работу по данной теме - формировать у детей интерес к родному языку, обеспечивать творческий характер речи, тенденцию ее саморазвитию по средством языковых обобщений.

Создать для каждого ребенка условие интересной творческой, содержательной обстановки способствующей вызвать желание размышлять, вступать в диалог со взрослыми и друг и с другом, подготовить ребенка к общению в школе.

Работа по этому направлению решается мною через все виды деятельности:

наблюдение за природными и социальными явлениями окружающей жизни;

организация самостоятельной экспериментальной и поисковой деятельности;

проведение занятий познавательного цикла;

совместная работа с родителями.

На каждом возрастном этапе решаю основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование граматического строя речи, её связанность при построении развернутого высказывания. Исходной точкой начального этапа работы по технологии мнемотехника на всех возрастных группах являются результаты диагностики. В младшей группе - первичные, на всех последующих по результатам предыдущего года.

1. Концептуальные основы педагогической деятельности

.1 Идея наглядности в трудах педагогов и психологов

При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.

Идея наглядности разрабатывалась многими выдающимися педагогами. В своих работах они называли наглядность основным фактором, облегчающим процесс становления связной речи. Обращали внимание на то, что рассматривание предметов, картин помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Так И.Г.Песталоцци писал: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову». К.Д.Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету». «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место - вещь, как предмет познания речи». Об этом говорил еще Я.А.Коменский.

В своих работах Л.С.Выготский указывал на второй вспомогательный фактор - моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности.

Т.В.Большева в своем пособии «Учимся по сказке», представила цикл занятий по обучению детей пересказу сказок с использованием моделей.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать соответствующие выводы. В своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи:

.Наглядность.

.План высказывания.

Именно на эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

1.2 Мнемотехника, как средство познавательно - речевого развития детей

наглядность мнемотехника познавательный речевой

Дошкольный возраст - это период активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.

В результате у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Память способствует усвоению общественного опыта, расширению связей с окружающей действительностью. У дошкольников память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо воспитывать определенные приемы. В этом помогает мнемотехника, что в переводе с греческого значит «искусство запоминания».

Известно, что человеческая память устроена так, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. То, что ассоциируется - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить то, что не наблюдал, а наблюдать можно то, что его заинтересовало. Деятельность ребенка тоже построена на интересе. Известно, что основное содержания памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их качеств, свойств, признаков, действий. Представления составляют опору для рассказывания. Без них ребенок не может усвоить обобщающие понятия. На протяжении всего дошкольного детства ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематичными. Они объединяются в группы, категории, что придает образам памяти картинность. На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими представлениями. Благодаря памяти меняется процесс восприятия. В восприятии на основе сложившихся представлений предметы приобретают характер знаковости.

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления, которое опирается на образы; чем больше образов хранится в памяти, тем разнообразнее и точнеемыслительное оперирование ими. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца и другими, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, к пространственному моделированию. Для развития у ребенка богатого воображения, способности к замещению, умения находить взаимосвязи, необходимо научить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ, или несколько образов, отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями»

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. При составлении таблицы можно использовать любые значки, главное, чтобы они ассоциировались с теми или иными понятиями, были доступны детям. Чем схематичнее изображение, тем лучше. Использовать его можно по - разному. Следовательно, повышается степень самостоятельности ребенка, предоставляется широкое поле для его фантазии, задание становится более творческим.

Использовать схемы можно при различных видах рассказывания. При пересказе опорным в таблице является изображение главных героев, через которое идет понимание содержания, осознание их поступков. На схемах дети наглядно видят всех действующих лиц. При составлении описательных, творческих рассказов схема служит средством планирования высказывания. Это позволяет детям при рассказывании концентрировать основное внимание на правильном построении высказывания, на воспроизведении в своей речи слов и выражений, характерных для данного произведения.

Для младшего и среднего возраста лучше использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти малыша лучше фиксируются цветные зрительные образы: солнышко - желтое, тучка - голубая и т. д. Для старшего возраста используют черно - белые изображения.

Делая вывод, можно сказать, что применение метода мнемотехники позволяет решать следующие задачи:

.Значительно сокращается время на запоминание, осмысление и воспроизведение информации.

.Совершенствуется восприятие.

.Развиваются основные психические процессы - внимание, образное мышление, память, ядром которых является речь.

.Происходит развитие творческого познания.

Поэтому решила применить данный метод в своей работе.

2. Диагностика уровня познавательно - речевого развития детей раннего и дошкольного возраста

В ходе комплексного психолого-педагогического обследования: выявлены особенности психического развития детей, своевременное определение проблем в их развитии.

Первичная диагностика осуществлялась методом наблюдения. По ее результатам были сделаны выводы. У детей существуют проблемы в различных сторонах речевого развития. Наиболее типичны:

. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы.

. Лексически бедная, недостаточный словарный запас.

. Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

В дошкольном возрасте имели место наиболее типичные трудности, которые в разной степени проявлялись на всех возрастных этапах:

.Недостаточно развита мыслительная деятельность (мыслительные операции, познавательные процессы и способности)

.Уровень сформированности связной речи у многих детей не соответствует возрасту. Что проявляется в следующих трудностях:

неспособность грамматически верно построить предложение;

недостаточный словарный запас, бедность речи;

слабо развитая диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, выстроить лаконичный, либо развернутый ответ;

при построении описания не умеют самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, удержать в памяти последовательность выявленных признаков;

при пересказе не соблюдают структуру, небольшой объем текста, не используют в речи авторские средства выразительности;

не могут самостоятельно развить сюжетную линию в творческих рассказах, испытывают затруднения в логическом обосновании собственных утверждений и выводов;

при заучивании стихотворений не могут запомнить текст.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься развитием малышей. Для этого разработала перспективное планирование, цикл занятий и дидактических игр с применением технологии мнемотехники.

3. Особенности отбора и конструирования содержания образования

Основные задачи развития связной речи решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.

от 2-х до 3-х лет

Основная задача этого возрастного периода - развитие разговорной речи.

. Происходит развитие диалогической речи с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией(дети должны уметь выслушать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста).

. Формируются предпосылки совместного описания предметов и объектов окружающей действительности, отражая знания об их признаках, обозначающих цвет, величину, свойства.

. Дети обучаются пересказывать небольшие сказки при помощи взрослого, использовать в речи определения, характеризующие персонаж, его настроение, состояние, действие, поступки.

от 3-х до 4 -х лет

Основная задача - дальнейшее развитие разговорной речи.

. Используют элементы монологической речи в сообщении о выполнении поручений, в разговорах со взрослыми, в совместной творческой деятельности по договариванию стихов, в пересказе известных текстов.

. Составляют описательные рассказы, отражая знания о назначении предмета, его строении, назначении частей, качествах и свойствах материала, из которого он сделан и о других ярко выраженных особенностях: цвет, форма, величина и др.

. Рассказывают об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из двух - трех предложений.

от 4 - х - до 5 лет.

Центральным направлением работы является воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монологической речи.

. Самостоятельно (или с незначительной помощью взрослого) пересказывают небольшие литературные произведения.

. Составляют короткие описательные рассказы по картинам.

. Придумывают повествовательные рассказы по игрушкам, описательные загадки и загадки со сравнением.

. Составляют рассказы из собственного опыта.

. Пользуются элементарными формами объяснительной речи.

3.1 Ранний возраст

Познавательно - речевая деятельность детей раннего возраста качественно отличается от познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Расширение круга представлений ребенка неразрывно связано с организацией окружающей обстановки. «Развивающая среда - тот фундамент, на котором должно строиться все дело воспитания и который обуславливает развитие языка» - писала Е.И.Тихеева.

Одним из непременных условий влияния среды на развитие каждого ребенка является участие взрослого. Он стимулирует познавательную деятельность детей, поддерживает имеющийся у них интерес, обеспечивает материалами для экспериментирования, игрушками, играми, отвечает на многочисленные вопросы или предлагает новые сферы деятельности.

Таким образом, создаются новые условия, содействующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно - развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение « зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности.

Для поддержания интереса и потребности говорить, превращать воспринимаемое в речь, важное место в организации среды отвожу мнемотаблицам и мнемодорожкам.

Уровень развития познавательной активности во многом зависит от педагогического воздействия, которое учитывает общие закономерности развития и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Применяемая система занятий учитывает пути становления связной речи и познавательной активности детей раннего возраста:

формирует первые представления и ориентиры в мире природы;

способствует активному восприятию информации;

стимулирует потребности в познании окружающего мира;

развивает воображение, творческие качества;

способствует развитию связной речи.

Предпочтение отдаю подгрупповым и индивидуальным формам проведения занятий. Решение поставленных задач достигаю при различных, но обязательных условиях:

эмоциональности контакта с ребенком;

определенного уровня развития речи;

устойчивости внимания;

наличие подражательной мотивации.

Большую роль в речевом развитии малыша играет диалог. Поскольку в раннем детстве формирование диалогической речи предшествует монологической.

В диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. Учится использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры общения. Большую роль в формировании связного высказывания играет умение правильно использовать интонацию отдельного предложения, что способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности в целом. Для этого предлагаю ребенку спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом.

Применила метод мнемотехники для обучения детей монологу:

составлению элементарных рассказов;

пересказу сказок;

составлению первых рассказов-описаний.

Этапы применения моделей:

предметная модель, предметные картинки, графическая модель, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Учитывая то, что игрушка - самая простая предметная модель решила применить ее на начальном этапе обучения составлению элементарных рассказов.

Моделируя различные ситуации, использую, знакомые по его собственному опыту бытовые сюжеты: кто-то живет в доме, кто-то что-то построил. Или же темы из жизни животных.

Например:

«Сегодня к нам в гости пришел котик». ( Выставляю игрушку).

«Кто это?» (Котик - мягкие лапки, а в лапках царапки).

«Потрогайте котенка ручкой и скажите, какой он?» (Мягкий, пушистый).

Степень развернутости сюжета зависит от уровня развития малышей.

После того, как дети научились пользоваться предметной моделью, разворачиваю сюжет при помощи предметных картинок. На них должен быть изображен конкретный предмет и конкретное действие. На следующем этапе через сказочный сюжет знакомлю с графической моделью. Дальше работаем с мнемодорожками. По мере накопления информации создаю мнемотаблицу.

Чем больше развит ребенок, тем чаще он будет отдавать предпочтение не рассказам, а сказкам. Ведь в сказках действуют обобщенные образы, а степень развития малыша определяется, как известно, способностью к обобщению, к мышлению крупными формами. Кроме того сказка является для ребенка источником познания окружающей действительности.

Детям раннего возраста вполне доступен совместный пересказ знакомых сказок.

Этапы работы с мнемотаблицей при пересказе.

. Чтение текста.

. Рассматривание таблицы и того, что на ней изображено.

. Пересказ с опорой на таблицу педагогом.

. Совместный пересказ.

На начальном этапе использую мнемодорожки. На первом занятии по обучению пересказу достаточно, чтобы ребенок только показывал символы, соответствующие персонажу, о котором в данный момент рассказывает взрослый. Обозначил его словом или фразой. По мере накопления информации применяю таблицы, изображающие действия персонажей.

В раннем возрасте дети еще не владеют привычным для нас способом «чтения» последовательности изображений: слева - направо, сверху - вниз. Поэтому целесообразно открывать картинки по одной.

Развитию познавательно - речевой активности детей способствует обучение построению текстов - описаний. Данный вид работы помогает сформировать элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. Для того, чтобы описать предмет, нужно уметь анализировать.

Ребенку это непросто. Поэтому необходимо научить малыша способам обследования предмета, выделению его признаков и активизации слов-признаков в речи.

С этой целью сравниваю две игрушки, знакомлю с величинами: «большой - маленький». Использую в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Этот кот большой, а котик - маленький».

Знакомя с цветом, провожу попутное наблюдение: шарик синий, паровозик синий, кофточка синяя. После этого малышу будет легче употреблять прилагательное в предложении.

Важнейшей составной частью формирования связной речи является понимание и структурирование фразы. Для этого подбираю лексический и дидактический материал, который способствует упражнению в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употребление его в речи. Работая с фразой, использую знакомые игрушки: мишка, киска, собачка, …и наиболее простую для понимания предикативную лексику: лежит, сидит, бежит.

Большой интерес вызывает у детей описание игрушек или животных.

Этапы работы с мнемотаблицей при составлении рассказа - описания.

. Рассматривание игрушки.

Помогаю ребенку выделить наиболее яркие признаки, обозначить их словами.

. Рассматривание таблицы. Преобразование абстрактных символов в образы

Показывая символ, обозначающий цвет, говорю: «Посмотри, этот шарик такой же яркий и желтый, как солнышко на моей картинке».

. Совместное описание.

Использую при этом договаривание ребенком фразы или предложения. Более сложный вид описания - составление рассказа о явлениях природы. Он требует большой предварительной работы, обсуждения проведенных наблюдений. К ним перехожу при наличии у малышей достаточного количества представлений об окружающем.

В конце года провела сравнительную диагностику.

Вывод:

Построенная таким образом работа позволяет не только научить детей рассказыванию, но и умению представлять объект рассказа (событие, предмет), а также анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями; подбирать для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения, связывать их разнообразными способами связей.

3.2 Дошкольный возраст

Дошкольный возраст предъявляет новые требования к содержанию образовательного процесса.

Методы и приемы, применяемые мною в этот период, направлены на формирование культуры познания и развитие творческой активности:

комментируемое управление (Мы сейчас..), схемы-опоры (ход занятия, игры, так называемый «маршрут знаний»), опережающее обучение («зона ближайшего развития»), проблемные ситуации;

формирование сотрудничества на занятиях, простор для творчества.

Для успешного развития каждого ребенка учитываю условия, от которых зависит степень его активности в образовательном процессе:

личная заинтересованность в получении знаний;

уровень учебных умений и навыков;

отношение родителей к процессу обучения.

Для реализации детских потребностей решаю следующие задачи в процессе развития речи и познавательной активности моих воспитанников:

обогатить сознание таким содержанием, которое способствует накоплению представлений о большом мире, готовит к осмыслению этих представлений;

систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);

продолжать формировать бережное созидательное отношение к миру.

В дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи: пересказом, рассказом (описательным и творческим).

3.3 Старший дошкольный возраст

Главная задача - формирование качества монологической речи.

. Самостоятельно пересказывают литературные произведения, передавая идею и содержание выразительно воспроизводя диалог действующих лиц. Используют авторские средства выразительности.

. В описательных рассказах точно и правильно подбирают слова, полно характеризующие особенности предмета, с помощью взрослого находят существенные признаки, устанавливают иерархию признаков, определяют и воспроизводят логику описательного рассказа. Самостоятельно определяют его содержание, используют разнообразные языковые средства.

. Сочиняют сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушке. С помощью взрослого строят свой рассказ в соответствии с требованиями структуры сюжетного повествования.

. В повествовательном рассказе отражают характерные особенности жанра, пользуются свойственными жанру средствами выразительности.

. Самостоятельно создают творческие рассказы, сказки на природоведческую тему (в старшей группе придумывают продолжение и конец рассказа, сказки; рассказ по предложенному плану; в подготовительной группе - сюжеты на тему, предложенную воспитателем, придумывают рассказы по пословицам, загадкам и т.д.).

. Самостоятельно используют объяснительную форму речи и речь-доказательство.

Пересказ.

Пересказ - самый первый вид рассказов, которому воспитатель учит детей. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложение.

Ценность пересказа заключается, прежде всего, в том, что дети приобщаются к подлинно художественной речи. Запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания, учатся владеть живым русским языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская их.

Специфика обучения пересказу, по сравнению с другими видами занятий по развитию связной логической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Пересказ доступен и близок ребенку, т. к. он получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать, оценивая поступки героев и, тем самым, вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Пересказ - это творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказки, рассказа), не допускать слов и оборотов в речи не свойственных данному жанру.

Требования к подбору произведений для пересказа:

высокая художественная ценность;

идейная направленность;

динамичность. лаконичность и, вместе с тем ,образность изложения;

четкость и последовательность развертывания событий;

занимательность содержания;

доступность содержания и его объем.

В дошкольном возрасте применила обучение пересказу сказок и рассказов при помощи мнемотехники.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, с возрастом усложняется.

В младшем и среднем возрасте большой интерес представляет сказка. Русская народная сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность русского языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявляется так ярко, как в народных сказках. Присущая необычайная простота яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей предшествующего значения. Огромное влияние оказывают сказки на эстетическое развитие малыша. Так как обучение пересказу фольклорных литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление с изобразительно выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами).

В работе со сказкой использую выполнение детьми творческих заданий.

Интересным приемом является изменение ситуации в сказке. Что требует от ребенка умения анализировать. Например: в сказке «Колобок» я заменила лисичку на бабочку. В ходе рассуждений малыши пришли к выводу, что герои подружились т. к. бабочка не может съесть колобка. Более сильные дети способны самостоятельно изменить ситуацию. Они составляют новую таблицу. Дальше предлагаю пересказать новый вариант сказки отдельному ребенку или по цепочке.

Применила в своей работе прием загадывания эпизодов сказки. Отгадывают обычно более сильные дети. После отгадывания отбирают нужные символы, составляют из них дорожку или таблицу. А остальные дети пересказывают содержание.

В старшем дошкольном возрасте все чаще обращаемся к пересказу рассказов. Передавая реальные события, рассказы обогащают духовный мир детей, готовят их к реальной жизни. Учат соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, усиливают свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей. Кроме того, знакомят со структурой текста, многообразием связи в нем (логикой событий, причинами и следствиями конфликтов, мотивами поведения героев).

Этапы работы:

. Выразительно читаю текст.

. Предлагаю рассмотреть таблицу. Преобразовываю абстрактные символы в образы.

. Задаю вопросы по содержанию. Вопросы не только констатирующие, но и поискового характера. Широко использую метод аналогий. При ответе открываю соответствующий символ.

. Повторно читаю (или рассказываю текст). Даю установку на запоминание.

. Предлагаю пересказать детям (по цепочке, частями, полностью, от лица литературного героя). При возникновении затруднений осторожно задаю наводящие вопросы.

. Анализирую пересказ. Обращаю внимание на точность изложения событий, наличие в речи образных слов, авторских средств выразительности, эмоциональности воспроизведения диалога.

Делая вывод, можно сказать, что применение приема мнемотехники при обучении пересказу помогает детям в логической последовательности правильно передавать идею и содержание произведения, выразительно воспроизводить диалоги действующих лиц, концентрировать свое внимание на правильном построении предложений.

Описательные рассказы

Начинается описание с общего тезиса, определяющего и называющего объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему.

Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметы или сюжетные картинки, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний позволяет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.

В каждой возрастной группе предъявляются свои требования к описательному рассказу. Меняются подходы к обучению.

В младшем возрасте особый интерес у детей вызывает описание игрушки. Подбор игрушек имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький заяц; красная и синяя машинки). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей, и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

Основной прием обучения в младшем возрасте - совместное рассказывание.

В средней группе постепенно подвожу детей к составлению небольших самостоятельных рассказов - описаний.

Интересно проходят занятия по совместному придумыванию загадок о предметах. Ценность такого вида построения связного высказывания в том, что загадки учат нестандартно мыслить, находить сходства между самыми отдаленными вещами. Для загадывания от ребенка требуется немалая сообразительность. Не зря психологи отмечают большое значение загадок для умственного развития детей. Загадывая загадки, ребенок тренирует внимание, память, учится выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, совершенствуется связная речь.

В этом возрасте целесообразно загадывать загадки о предметах, состоящих из одной части. Например, об овощах или фруктах.

В старшем возрасте переходим к составлению описательных загадок о предметах, состоящих из нескольких частей. В этом возрасте шире используются занятия, побуждающие к творчеству и самостоятельности. Например: «Расскажи о своей любимой игрушке». На вопрос: «Какая игрушка?» ребенок должен детально рассмотреть и описать предмет (по форме, величине, цвету, вкусу и т. д.).

Этапы работы.

. Рассматривание предмета или объекта. Открывание соответствующих символов.

При рассматривании особое внимание обращаю на то, чтобы ребенок при определении особенностей внешнего вида, использовал в речи точные слова.

. Составление рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу. (Образец рассказа не предлагаю, т. к. этот прием не способствует проявлению самостоятельности и инициативы). Заслушиваем ответы 2 - 3 детей. В конце предлагаю рассказать сильному ребенку.

. Анализ рассказа. Давая оценку, отмечаю его содержательность, умение точно подбирать слова, характеризующие особенности предмета. В старшем возрасте привлекаю к анализу детей.

Применила в своей практике обучение составлению рассказов - описаний о сезонных явлениях природы. Сложность данного вида монологического высказывания в том, что ребенок должен не только иметь конкретные представления об окружающем мире, но и уметь сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства. Классифицировать объекты и явления по существенным основаниям. Устанавливать и выражать в речи связи разной степени сложности и содержания: структурно - функциональные, причинные, пространственные и др.

Живя в районе Крайнего Севера, дети не имеют возможности наблюдать за сезонными изменениями в природе. Применение данного вида рассказывания при помощи мнемотехники облегчает понимание происходящего.

Этапы работы.

. Беседа о сезонных явлениях. При ответах детей выкладываю соответствующий символ.

. Самостоятельное составление рассказа с опорой на таблицу.

. Анализ рассказов с участием детей.

Осуществляя комплексный подход к решению задач по становлению у детей описательной речи, применяю в своей работе дидактические игры, способствующие накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи. Провожу наблюдения и беседы, способствующие формированию целостной картины мира.

Делая вывод, можно отметить, что применение приема мнемотехники при составлении описательных рассказов служит не только средством планирования высказывания, но и способствует активному проявлению любознательности, стремлению глубже познать явления природы, Формирует интерес к овладению способами познания. Развивает умение создавать содержательное монологическое высказывание.

Творческое рассказывание

Первые творческие рассказы дети начинают создавать уже в средней группе детского сада. Но возможность полноценного развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л.С. Выгодский).

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элементы творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческое рассказывание» - условное название рассказов, которые придумывают дети. Особенность творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему, свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Не менее важная задача - выразительно и занимательно передать свой замысел.

В основе речевого творчества, как отмечает О.С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в т. ч. и малых фольклорных форм, в единстве содержания и художественной формы.

В формировании детского творчества Н.В. Ветлугина выделила три этапа:

. Накопление опыта.

На данном этапе огромное внимание уделяю организации наблюдений, влияющих на детское творчество. Стараюсь научить детей образному видению окружающего.

. Собственно процесс творчества.

На этом этапе способствую возникновению замысла, успешность которого зависит от создания установки на новую деятельность: «Сегодня мы с вами будем придумывать интересный рассказ». Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поискам композиции, выделению поступков героев, выбору слов, эпитетов. В качестве «записной книжки» предлагаю ребенку создать схему собственного замысла, в которой ребенок, используя только ему понятные символы, отображает последовательность эпизодов собственного сочинения.

. Возникновение новой продукции.

На этом этапе появляется рассказ. Ребенок интересуется его качеством, стремится завершить его, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому большое внимание уделяю анализу результатов творчества.

Для формирования детского словесного творчества необходимо создать определенные педагогические условия:

. Возможность получать богатые и разнообразные представления, жизненный опыт, дающий материал для фантазии.

С этой целью применяю чтение произведений художественной литературы, беседы, наблюдения, опыты и эксперименты, рассматривание альбомов и иллюстраций, знакомлю с произведениями искусства. Это обогащает детей знаниями и представлениями о труде, поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат множество художественных приемов (аллегорию. диалог, повторы, олицетворения). Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

. Обогащение и активизация словаря образными выражениями.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительные, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир. Мотивируя ребенка на использование образных характеристик в речи, ставлю задачу, связанную с его творческой деятельностью. Такая деятельность будет успешной, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками.

В своей работе использую разработки М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной по формированию словесного творчества.

На помощь приходит мнемотехника. Предлагаю ребенку создать собственное сравнение в следующей последовательности: объект, его признак, значение признака, сравнение данного значения со значением признака в другом объекте.

Например: цыпленок (объект), по цвету (признак), желтый (значение признака), солнце (объект № 2).

В итоге получилась фраза: «Цыпленок такой же желтый по цвету, как солнце». На первый взгляд полученная таким образом фраза получилась громоздкой. Но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

На следующем этапе предлагаю найти объекты с данными значениями признака: желтый, как одуванчик, как осенний лист…

Мотивируя ребенка на создание образных сравнений, применяю соревнование. Предлагаю детям «копилочки красивых слов». За каждый правильный ответ ребенок кладет в копилочку фишку. В конце определяем победителя.

Для успешного развития выразительности речи провожу дидактические игры, направленные на формирование умения:

выделять признаки объекта;

различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу;

точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его является связный, логически последовательный рассказ.

Поэтому одно из условий - умение детьми связно излагать свои мысли, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Эти умения дети приобретают в предыдущих возрастных группах, составляя описание игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.

Еще одно условие - правильное понимание детьми задания. «Придумать», значит создать что-то новое.

Тематика творческих рассказов должна быть близка опыту детей, доступной их пониманию и интересам.

Этапы овладения разными видами творческого повествования:

. Рассказы с конкретным содержанием.

. Рассказы на отвлеченную тему.

. Придумывание сказок.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения, вида рассказа.

В качестве подготовительного этапа использую прием совместного рассказывания. Для этого предлагаю тему и набор символов. По каждому символу задаю вопрос, а дети придумывают ответы. Из лучших ответов составляется рассказ.

С целью развития творческих умений использовала придумывание детьми концовки авторского текста. Для этого сначала дети пересказывают текст при помощи таблицы, а затем путем отбора символов придумывают его продолжение, создавая, таким образом, план собственного высказывания.

На следующем этапе задачи усложняются. Создавая творческий рассказ, дети должны четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста. Придумывание продолжения реалистического рассказа начинаю с собственного образца. Даю детям завязку, в которой стараюсь заинтересовать детей, познакомить с главным героем, обстановкой, в которой происходит действие. Таким образом, предоставляю простор для детского воображения, даю возможность развить сюжетную линию в разных направлениях. Одним из приемов активного руководства рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, являются вспомогательные вопросы, помогающие ребенку сосредоточить свое внимание на полноте сюжета. Вопросы задаю очень осторожно.

Более сложный прием - рассказывание по сюжету, предложенному воспитателем. В данном случае от ребенка требуется умение придумать содержание, оформить его словесно, расположить события в определенной последовательности. Здесь применяю создание модели собственного рассказа.

Придумывание рассказов на самостоятельно выбранную тему - самый трудный вид творческого рассказывания. Трудность заключается в том, что в подобных рассказах отсутствует ярко выраженная сюжетная линия. От ребенка требуется передача своего отношения к событиям, что ему очень трудно. Этот прием использую при наличии у детей знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ.

На начальном этапе предлагаю темы с ярко выраженной последовательность действий. Например: «Как мы сажали лук», «Как мы мыли куклу». На следующем этапе даю совет, о чем можно придумать рассказ. (« О дружбе мальчиков»). Предлагаю нарисовать схему рассказа и придумать название.

Придумывание сказок.

Придумывание сказок лучше всего начинать с сюжетов о животных: «Что случилось с зайцем», «Как ежик искал яблоки» и т. д. Ребенку легче придумать сказки на такие темы, т.к. наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мыслить и представлять их в разных условиях.

Интересным приемом является придумывание новых вариантов известных сказок. В этом случае прибегаю к замене одного из героев сказок типа «Колобок», «Теремок». В этих сказках все сцены однотипны и с новыми животными повторяется стандартная ситуация. Такой прием использую, начиная с младшего возраста. Как правило, дети легко справляются с заданием.

Куда сложнее придумать новые эпизоды в таких сказках, как «Гуси - лебеди». Здесь каждая сцена существенно отличается от предыдущей. Даже самый примитивный новый вариант, фактически повторяющий один из эпизодов сказки (например, яблоню заменить на грушу или елку) требует от ребенка довольно серьезного анализа ситуации, выбора подходящего объекта. Груша - подходящий объект, а елка - нет. Или же заменить печку на стол с едой. Такой вариант под силу не каждому ребенку. Нужно, чтобы новый объект предложил еду, а потом помог спрятать девочку. Тут нужно обладать воображением, умением использовать жизненный опыт. Что под силу детям старшего возраста.

Применила в своей практике придумывание следующих сказок.

Из пословицы или поговорки. Краткие по объему, меткие по содержанию, несущие определенный нравственный смысл, они являются прекрасной основой для сказок.

Из считалки. Считалка лаконична .Сюжет близок о понятен детям .Дети любят считалки и повседневно используют их в своих играх. Тем интереснее работа по придумыванию сказки.

Из фразеологизма. Стойкие слова и словосочетания из сказок и житейских ситуаций сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочного сюжета. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, а с другой - стимулирует словесное творчество.

Из кляксографии. Способствует развитию творческого воображения, умению видеть знакомые образы в абстрактном изображении.

Из превращений. Требует от ребенка умения превратиться в кого или во что угодно. Это является показателем развития фантазии.

Из одного слова. Рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Не сложно сочинить сказку из таких слов как «однажды», «здравствуй» и др. Сложнее начать Сказку из таких слов как «девочка», «три» и т. д.

Придумывая сказки, дети схематично зарисовывают их, что позволяет возвращаться к повтору своих сочинений. Из созданных мнемотаблиц при помощи родителей создают собственные «книги», которые в дальнейшем используются ими в творческих играх.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники позволяет ребенку планировать свое высказывание. Выступая творцом собственного произведения, дошкольник испытывает чувство удовлетворенности результатами своей деятельности, что, в свою очередь, формирует у него чувство успеха.

Заучивание стихотворений

Огромную роль в познавательно-речевом развитии ребенка играет поэзия.

Расширяя кругозор, поэзия дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивает память, формирует культурный уровень маленького человечка. Каждое поэтическое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.

Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

Малыши быстро запоминают короткие стихотворения, в которых много глаголов и существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.

В старшем возрасте дети запоминают значительно большие по объему произведения, которые содержат сложные речевые обороты, эпитеты, метафоры.

Программные требования к подбору стихотворений.

Младший возраст:

. Простота и четкость рифмы.

. Краткость самого стихотворения и отдельных строк.

. Простота и ясность знакомых деталей и образов.

. Отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.

Средний возраст.

. Более сложные по содержанию и форме.

. Увеличивается объем стихотворения.

. В содержании могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, эпитеты, метафоры.

Старший возраст.

. Достаточно сложные по содержанию и художественным средствам.

. Совершенствуется умение осмысленно, ясно и выразительно читать наизусть, проявлять инициативу и самостоятельность.

Существует много методик заучивания стихотворений. Я применила в своей практике заучивание при помощи мнемотехники.

Этапы работы в младшем и среднем возрасте:

. Предварительная работа.

Знакомлю с автором, читаю одно его стихотворение. Предлагаю рассмотреть иллюстрации в книге. Провожу наблюдения, связанные с содержанием запланированного стихотворения.

. На занятии выразительно читаю наизусть.

. Провожу беседу по содержанию. Требую, чтобы дети отвечали стихотворными строками. Ответы детей сопровождаю открыванием символов.

. Нацеливаю на запоминание. Повторно читаю стихотворение с опорой на таблицу.

. Предлагаю прочитать самому сильному ребенку. Помогаю следить по таблице.

. Рассказывание стихотворения двумя-тремя желающими детьми. (Подсказываю отдельные слова).

. Предлагаю дорисовать символы в таблице и рассказать дома маме.

Этапы работы в старшем возрасте.

. Предварительная работа. Знакомлю с автором. Читаю одно -два его стихотворения. Провожу дидактические игры, в ходе которых объясняю значения незнакомых или непонятных слов в запланированном стихотворении, стараясь связать их с жизненным опытом детей.

. На занятии выразительно читаю стихотворение наизусть.

. Задаю вопросы по содержанию. Ответы детей сопровождаю открыванием символов.

. Повторно читаю стихотворение с опорой на таблицу.

. Предлагаю прочитать самому сильному ребенку.

. Чтение стихотворения двумя - тремя желающими детьми. Подсказываю отдельные слова.

. Предлагаю зарисовать таблицу, и разместить ее в своем «сборнике» стихотворений.

Заучивая стихотворение, не требую полного запоминания на одном занятии. Использую повторение в свободное время. Меняю форму повторения: читаем по ролям, по цепочке, использую пластические этюды. Очень часто дети прибегают к самостоятельному повторению, использованию таблиц в своих творческих играх, что свидетельствует о высокой степени заинтересованностью мнемотехникой.

Делая вывод, можно сказать, что применение мнемотаблиц для заучивания стихотворений ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым развитию памяти, внимания. Обогащает речь детей образными выражениями, что оказывает огромное влияние на формирование монологических высказываний.

4. Результаты сравнительной диагностики (конец года)

Ранний возраст

Уровни развитияПонима-ние речи, %Активная речь, %Сенсор-ное развитие, %Игра и действия с предмета-ми, %ИЗО, %Констр-ная деятель-ность, %Нач. годаКонец годаНач. годаКонец годаНач. годаКонец годаНач. годаКонец годаНач. годаКонец годаНач. годаКонец годаВысокий909835624960428535705280Средний9257344939551515284519Низкий1-8421304231

-я младшая группа

КритерииВысокий %Средний %Ниже среднего %Пересказ72040455335Описательный рассказ о предмете61029606530Описательный рассказ о явлениях природы21215388350

Средняя группа

КритерииВысокий %Средний %Ниже среднего %Пересказ33,342,838,157,228,60Описательный рассказ38,252,433,347,628,50Сравнительный рассказ19,142,819,142,861,814,4Рассказ из личного опыта51025,351,269,737,8

Старшая группа

КритерииВысокий %Средний %Ниже среднего %Понимание раскрытия темы23544741305Содержательность154360472510Соблюдение структуры рассказа202535504525Разнообразие средств связи223550552810Плавность изложения83125494020Выразительность речи306545252510

Подготовительная группа

КритерииВысокий %Средний %Ниже среднего %Понимание раскрытия темы23544741305Содержательность154360472510Соблюдение структуры рассказа202535504525Разнообразие средств связи223550552810Плавность изложения83125494020Выразительность речи306545252510

Перспективное планирование образовательного процесса

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Тематика занятийВзаимосвязь с другими областями и видами деятельности

ОКТЯБРЬ

1. Составление рассказа с использованием предметной модели «Мягкие лапки острые царапки». 2, 3. Составление рассказа с использованием предметных картинок «Котя, котя, котик». 4, 5. Составление рассказа с использованием предметной модели «Мишка в гости к нам пришел». 6. Составление рассказа с использованием предметных картинок «Мишка в лесу». 7, 8. Составление рассказа с использованием предметных картинок «Сравни разных зверят».Дидактические игры: «Знакомство с игрушками: кот, мишка», «Назови части тела», «Кто, что умеет делать». Инсценировки: «Котя, котя, котик - толстенький животик», «Мишка косолапый». Игры - имитации: «Покажи, как идет медведь», «Котик». Продуктивная деятельность: «Мисочка для котика», «Малина для мишки».

НОЯБРЬ

1,2. Составление рассказа с использованием предметной модели «Что умеет делать зайка». 3. Составление рассказа с использованием предметных картинок «Где живет зайчонок». 4, 5. Составление рассказа с использованием предметной модели «Что умеет делать лисичка». 6. Составление рассказа с использованием предметных картинок «Лисичка в лесу». 7, 8. Составление рассказа с использованием предметных картинок «Кто помог зайчику убежать от лисички».Дидактические игры: «Знакомство с игрушками: зайка, лисичка», «Мешок с игрушками», «Назови части тела». Инсценировки: «Зайка серый умывается», «Лисичка сестричка». Игры - имитации: «Зайка трусишка», «Лиса - рыжая краса». Продуктивная деятельность: «Морковка для зайки», «Игрушка для лисички».

ДЕКАБРЬ

1. Знакомство с символом «Котик». 2. Составление рассказа с использованием мнемодорожки «Куда пропал котик». 3. Знакомство с символом «Зайка». 4.Составление рассказа с использованием мнемодорожки «Угощаем зайку чаем» 5. Знакомство с символом «Мишка». 6. Составление рассказа с использованием мнемодорожки «Мишка ложится спать». 7. Знакомство с символом «домик». 8. Составление рассказа с использованием мнемодорожки «Как звери искали для себя домик».Дидактические игры: «Что увидел котик», «Кто, что умеет делать». «Назовем ласково». Инсценировки: «Мишка косолапый», «Зайка серый умывается». Игры - имитации: «Вот такой мишка», «Поможем зайке спрятаться». Продуктивная деятельность: «Угощения для зайки», «Чашка для мишки», «Домик».

ЯНВАРЬ

1. Знакомство с символом «Девочка». 2. Составление рассказа - описания с использованием мнемодорожки «Девочка». 3. Знакомство с символом «Мальчик». 4.Составление рассказа - описания с использованием мнемодорожки «Мальчик». 5. Знакомство с символом «Снеговик». 6. Составление рассказа - описания с использованием мнемодорожки «Снеговик». 7, 8. Составление рассказа «с использованием мнемодорожки Хоровод вокруг елки».Дидактические игры: «Сравни кукол», «Кукла веселая и грустная», «Где играет девочка». Инсценировки: «Покачаемся на ножках». Игры - имитации: «Снеговик танцует». Продуктивная деятельность: «Украсим платье девочке», «Зажигаем огоньки», «Веселый снеговик».

ФЕВРАЛЬ

1. Знакомство с символом «Солнышко». 2. Знакомство с символом «Снежок». 3. Знакомство с символом «Ветерок». 4, 5. Составление рассказа - описания с использованием мнемодорожки «Зима». 6, 7. Составление рассказа - описания с использованием мнемотаблицы «Зима». 8. Заучивание потешки с использованием мнемотаблицы «Солнышко - ведрышко».Дидактические игры: «Что бывает зимой», «каким бывает снег», «Что делает ветер», «каким бывает солнышко». Наблюдения: за снегом, за ветром. Инсценировки: «Белый снег пушистый». Игры - имитации: «Мы - легкие снежинки», «Деревья качаются». Продуктивная деятельность: «Снежок», «Как мы рады солнышку».

1. Знакомство с символом «Курочка». 2. Составление рассказа - описания с использованием мнемодорожки «Покормим курочку». 3. Знакомство с символом «Мышка». 4.Составление рассказа - описания с использованием мнемодорожки «Мышка ищет сыр». 5, 6. Пересказывание русской народной сказки с использованием мнемодорожки «Курочка ряба». 7, 8. Пересказывание сказки «Курочка ряба» с использованием мнемотаблицы.Дидактические игры: «Знакомство с игрушками: курочка, мышка», «Каждому свой домик», «У каждого своя еда». Кукольный театр: «Курочка ряба». Игры - имитации: «Дед плачет, баба плачет», «Курочка кудахчет». Продуктивная деятельность: «Красивое яичко», «Украсим бабушке передник».

АПРЕЛЬ

1. Знакомство с символом «Кораблик». 2. Составление рассказа - описания с использованием мнемодорожки «Дети пускают кораблики». 3.4. Составление рассказа - описания с использованием мнемодорожки «Весна». 5, 6.Составление рассказа - описания с использованием мнемотаблицы «Весна». 7.Пересказывание русской народной сказки с использованием мнемодорожки «Репка». 8. Пересказывание сказки «Репка» с использованием мнемотаблицы.Дидактические игры: «Что бывает весной», «Как мы играем на участке», «Скажи какой?». Наблюдения: за проталинами, за таянием снега, за ручейками. Кукольный театр: «Репка». Продуктивная деятельность: «Кораблик плывет по волнам», «Большая репка».

МАЙ

1. Знакомство с символом «Лягушка». 2. Знакомство с символом «Волк». 3. Знакомство с символом «Лиса». 4. 5. Составление рассказа - описания с использованием мнемодорожки «Лиса». 6,7. Пересказывание русской народной сказки с использованием мнемодорожки «Теремок». 8. Пересказывание сказки «Теремок» с использованием мнемотаблицы. Дидактические игры: «У кого какой хвост», «Кто где живет», «Подберем красивые слова», «Назовем ласково». Кукольный театр: «Теремок». Игры - имитации: «Лягушка», «Лисичка», «Волк». Продуктивная деятельность: «Украсим крышу теремка», «Красивые цветы».

-я МЛАДШАЯ ГРУППА

Тематика занятийВзаимосвязь с другими областями и видами деятельности

ОКТЯБРЬ

1, 2 Пересказывание русской народной сказки «Аленушка и лиса». 3.Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка». 4. Составление рассказа - описания «Волк».Беседы: «Домашние и дикие животные», «Как можно играть с машинкой?». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи какой». Инсценировки: «Аленушка и лиса». Продуктивная деятельность: «Платье для Аленушки», «Украсим рубашку мишке».

НОЯБРЬ

1 ,2. Пересказывание русской народной сказки: «Петушок и бобовое зернышко» (Обр-ка О. Капицы). 3. Заучивание стихотворения В. Степанова «Петух». 4. Составление рассказа-описания «Осень».Беседы: «Как люди заботятся о домашних птицах», «Что нам осень принесла». Дидактические игры: «Курочка - рябушечка», «Кто лишний». Инсценировки: «Петушок и бобовое зернышко». Продуктивная деятельность: «Шарфик для осени», «Петушок».

ДЕКАБРЬ

1, 2 Пересказывание русской народной сказки «У страха глаза велики» (Обр-ка М. Серовой). 3. Заучивание стихотворения П. Синявской «От носика до хвостика». 4.Составление рассказа - описания «Заяц».Беседы: «Моя любимая сказка», «Чего можно испугаться». Дидактические игры: «Разноцветный сундучок», «Кто больше действий назовет». Инсценировки: «У страха глаза велики». Продуктивная деятельность: « Коврик для щенка», «Украсим зайчику пенечек».

ЯНВАРЬ

1, 2 Пересказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (Обр-ка М. Булатова). 3. Заучивание стихотворения А. Барто «Мишка». 4. Составление рассказа - описания «Медведь».Беседы: «Кого можно встретить в лесу», «Как мама делает пироги». Дидактические игры: «Попроси правильно», «Маша обедает». Инсценировки: «Маша и медведь» Продуктивная деятельность: «Украсим Машеньке корзину», «Блюдо с пирогами».

ФЕВРАЛЬ

1, 2 Пересказывание украинской народной сказки «Рукавичка». (Обр-ка Н. Благинина). 3. Заучивание стихотворения О. Высоцкой «Снежный кролик». 4. Составление рассказа-описания «Зима».Беседы: «Как животные защищаются от холода», «Как мы лепили снеговика». Дидактические игры: «Чей голос», «Домики». «Подарки». Инсценировки: «Рукавичка». Продуктивная деятельность: «Снежный кролик», «Красивая рукавичка».

МАРТ

1, 2 Пересказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». 3.Заучивание стихотворения А. Барто «Зайка» 4. Составление рассказа-описания «Весна».Беседы: «Как можно успокоить того, кто плачет», «Весна на нашем участке». Дидактические игры: «Дружные ребята», «Ветер» «Когда это бывает». Инсценировки: «Заюшкина избушка». Продуктивная деятельность: «Одуванчики - цветы, словно солнышки желты», «Украсим зайчику избушку».

АПРЕЛЬ

1, 2 Пересказывание украинской народной сказки «Коза - дереза» (Обр-ка Е. Благининой). 3.Заучивание стихотворения В. Степанова «Козленок». 4. Составление рассказа-описания «Коза».Беседы: «Какую пользу приносят домашние животные», «Как я гостил в деревне у бабушки». Дидактические игры: «Добавь слово», «Кто что делает». Инсценировки: «Коза - дереза». Продуктивная деятельность: «Цветочная поляна», «Корзина с травой».

МАЙ

1, 2 Пересказывание словацкой народной сказки «У солнышка в гостях». 3.Заучивание стихотворения В. Степанова «Утята». 4. Составление рассказа - описания «Утка».Беседы: « Как можно дружить?», «Для чего птицам перья». Дидактические игры: «Кто что умеет делать». «Я опишу - ты отгадай». Инсценировки: «У страха глаза велики». Продуктивная деятельность: «Веселое солнышко», «Пруд для утят».

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Тематика занятийВзаимосвязь с другими областями и видами деятельности

ОКТЯБРЬ

1.Пересказывание русской народной сказки «Теремок». (Обр-ка Е. Чарушина). 2.Заучивание стихотворения Т. Шарыгиной «Ежик». 3Составление рассказа - описания «Осень в лесу». 4Составление сравнительного рассказа описания «Березовый и дубовый лист».Беседы: «Как животные готовятся к зиме», «Что нам осень принесла?». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто лишний». «Когда это бывает». Наблюдения: за дождем, за ветром. за облаками. Продуктивная деятельность: «Ежик. ни головы ни ножек», «Сказочный теремок», «Красивый осенний букет».

НОЯБРЬ

1.Пересказывание рассказа К. Ушинского «Бодливая корова». 2. Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Летний сад». 3. Составление рассказа-описания «Корова». 4. Придумывание рассказа «Как мы мыли игрушки».Беседы: «Почему они домашние?», «Какую пользу приносят домашние животные? «Как изменилась погода?», «Поздняя осень». Дидактические игры: «Найди по описанию», «Найди дом каждому животному». Наблюдения: за листопадом, за травой. Продуктивная деятельность: «Падают листья», «Ковер из осенних листьев».

ДЕКАБРЬ

1. Пересказывание русской народной сказки «Лисичка - сестричка и серый волк» (обр. М. Булатова). 2. Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Скворец на чужбине». 3.Составление рассказа - описания «Воробей». 4.Составление рассказа «Как мы вешали кормушки».Беседы: «Почему птицы улетают?», «Как мы помогаем зимующим птицам?», «Зачем животным хвосты?». Дидактические игры: «Отгадай и назови», «Что за птица?», «Чей хвост?». Наблюдения: за воробьями в непогоду, за поведением птиц на кормушке. Продуктивная деятельность: « Птицы на кормушке».

ЯНВАРЬ

1.Пересказывание рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?». 2. Заучивание стихотворения В. Звягина «Воробышки». 3. Составление рассказа-описания «Зимние развлечения». 4. Придумывание рассказа «Как воробей спасался от вороны».Беседы: «Как мы играем зимой», «Что можно построить из снега?», «Как мы спасаем птиц». Дидактические игры: «Чьи следы куда ведут?», «Кто заблудился?», «Убери лишнее». Наблюдения: за поведением птиц в непогоду, за метелью, за постройкой снежной крепости старшими детьми. Продуктивная деятельность: «Следы на снегу», «Хоровод снеговиков».

ФЕВРАЛЬ

1.Пересказывание мордовской народной сказки «Как собака друга искала» (Обр-ка С. Фетисова). 2. Заучивание стихотворения В. Данько «Если кончится зима» 3. Составление рассказа-описания «Зима в городе». 4.Придумывание концовки к рассказу воспитателя «Как мы весело гуляли».Беседы: «Наш зимний участок», «Как мы катались на ледянках». Дидактические игры: «Скажи по- другому», «Красивые зимние слова». Наблюдения: за работой снегоуборочной машины, за прохожими. Продуктивная деятельность: «Дом в котором я живу», «Зимние забавы».

МАРТ

1.Пересказывание рассказа В. Зотова «Мать и мачеха» (Из книги «Лесная мозаика»). 2.Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна». 3. Составление рассказа-описания «Белка». 4.Придумывание рассказа «Как мы ездили в цирк».Беседы: «Как просыпаются деревья», «Пришла весна», «Первые цветы». Дидактические игры: «Кто это ползет?», «Угадай, что за цветок?» «В гостях у лесника». Наблюдения: за сосульками, за небесными светилами. Продуктивная деятельность: «Красивые цветы», «А орешки не простые…».

АПРЕЛЬ

1.Пересказывание рассказа В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»». 2.Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Гули, гули голуби». 3. Составление рассказа-описания «Весна». 4. Составление сравнительного рассказа-описания об игрушках.Беседы: «Настоящая весна», «За что мы любим кошек?». Дидактические игры: «Весенние приметы», «Лишняя картинка». Наблюдения: за таяньем снега, за голубиной стаей. за капелью. Продуктивная деятельность: «Моя любимая игрушка», «Котенок», «Волшебница - весна».

МАЙ

1.Пересказывание немецкой народной сказки «Заяц и еж». 2.Заучивание стихотворения Е. Благининой «Черемуха». 3. Составление сравнительного описания «Заяц и еж». 4. Придумывание рассказа по «Как заяц спасался от лисы».Беседы: « Чем нас радует весна?», «Что можно делать в лесу?». Дидактические игры: «Все по домам». «Опиши я отгадаю». Наблюдения: за веткой черемухи, за погодой в солнечный день. Продуктивная деятельность: «Ветка черемухи в вазе», «Рисование по сказке «Заяц и еж».

СТАРШАЯ ГРУППА

Тематика занятийВзаимосвязь с другими областями и видами деятельности

ОКТЯБРЬ

1.Пересказывание рассказа В. Зотова «ЕЖ» (Из книги «Лесная мозаика). 2.Заучивание стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем». 3.Придумывание рассказа на тему «Как мы собирали осенний букет». 4. Составление рассказа « О дружбе двух мальчиков»Беседы: «Зачем ежу иголки?», «Почему животные готовятся к зиме?», «Кто в лесу самый хитрый?», «Наш живой уголок». Дидактические игры: «Что за зверь?», «Отгадай жилище по описанию». Наблюдения: за небом перед дождем, за туманом. Продуктивная деятельность: «Украсим медведю берлогу», «Красивое жилище для ежика».

НОЯБРЬ

1.Пересказывание рассказа Е. Чарушина «Медвежонок». 2. Заучивание стихотворения С. Когана «Спит ручеек». 3. Составление рассказа-сравнения «Лето и осень». 4. Придумывание сказки от одного слова.Беседы: «Золотая осень», «Как животные заботятся о своих детенышах?». Дидактические игры: «Времена года», «От какого дерева лист», «Так бывает или нет?». Наблюдения: за водоемом, за отмиранием верхней части растений. Продуктивная деятельность: «Летние картинки», «Пестрый лес».

ДЕКАБРЬ

1. Пересказывание рассказа Н. Павловой «Кто что успел». 2. Заучивание стихотворения Н. Никитина «Встреча зимы». 3.Состттавление рассказа-сравнения «Снег и лед». 4. Придумывание сказки на тему «Как елочка попала в детский сад».Беседы: «Как мы готовимся к новому году?», «Приметы зимы», «Что происходит на нашем озере?». Дидактические игры: «Что за дерево такое?», «Ботаничес кое лото», «Что растет в лесу?». Наблюдения: за праздничным убранством города, за льдом, за снежным покровом. Продуктивная деятельность: «Зимний покой», «Маски для Нового года».

ЯНВАРЬ

1.Пересказывание рассказа Н. Калининой «Разве так играют». 2. Заучивание стихотворения К. Бальмонт «Снежинка». 3. Составление рассказа-описания «Зима на севере». 4. Придумывание сказки из пословицы.Беседы: Каким должен быть друг?», «Как можно помириться?», «Зимующие птицы нашей области». Дидактические игры: «Подберем красивые слова», «Животные севера». Наблюдения: за снежинками, за небосводом, за играми старших детей. Продуктивная деятельность: «Строим дом», «Такие разные снежинки», «Красивое ночное небо».

ФЕВРАЛЬ

1.Пересказывание рассказа Е. Чарушина «Лисята». 2. Заучивание стихотворения С. Когана «Дом». 3. Составление сравнительного рассказа-описания «Лиса и белка». 4.Составление рассказа «Если бы я жил в деревне».Беседы: «Зачем белке хвост?», «В чем проявляется хитрость лисы?», «Мой родной город». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто больше назовет примет». Наблюдения: за дымом из трубы, за постройками после снегопада, за снегом в морозную погоду. Продуктивная деятельность: «Лесная тайна», «Зимний город», «Снегопад».

МАРТ

1.Пересказывание рассказа Г. Снегирева «Дятел».(Из книги «Про птиц») 2.Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Медведь проснулся». 3. Составление рассказа-описания «Весенний лес». 4. Придумывание рассказа «Откуда пришла книга».Беседы: «Первые признаки весны», «Кого солнышко будит?». Дидактические игры: «Так бывает или нет?», «Противоположности». Наблюдения: за почками, за увеличением светового дня, за снегом на солнце и в тени, за ветками в вазе. Продуктивная деятельность: «Ветка вербы», «Мишка, мишенька, медведь».

АПРЕЛЬ

1.Пересказывание рассказа С. Юнатова «Кто ныряет глубже всех» (Из книги «Сколько лет живет черепаха») 2.Заучивание стихотворения А. Барто «Куда весна пропала». 3. Составление рассказа-описания «Морское дно». 4. Придумывание загадок об окружающих предметахБеседы: «Кто живет в море ?», «Как я отдыхал на море». Дидактические игры: «Придумаем красивые слова». Наблюдения: за весенними морозами, за весенним снегом. Продуктивная деятельность: «Удивительное морское дно», «Весна - красна».

МАЙ

1.Пересказывание рассказа К.Ушинского «Утренние лучи». 2.Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Прилетайте скорей». 3. Составление рассказов-описаний о профессиях. 4. Придумывание загадок о бытовых приборах.Беседы: « Чья профессия важнее?», «Птицы вернулись». Дидактические игры: «Кто как передвигается». «Выбери нужный инструмент», «Умные машины». Наблюдения: за восходом солнца, за тем, как вороны строят гнезда, за работой дорожных рабочих. Продуктивная деятельность: «Утренний небосвод», «Птицы на крыльях весну принесли».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Тематика занятийВзаимосвязь с другими областями и видами деятельности

ОКТЯБРЬ

1.Пересказывание рассказа В. Сухомлинского «Я хочу сказать свое слово». 2.Заучивание стихотворения Е. Благининой «Приметы осени». 3.Придумывание рассказа «Из окна наша улица видна». 4. Придумывание сказки из фразеологизма.Беседы: «Какой бывает бытовая техника», «Как начинается осень на севере». Дидактические игры: «Из истории предметов», «Почему так говорят ». Наблюдения: небо в солнечную погоду, почки деревьев и кустов после опадания листьев. Продуктивная деятельность: «Осенний хоровод деревьев», «Золотой ковер листьев».

НОЯБРЬ

1.Пересказывание рассказа И. Соколова - Микитова «Осень».. 2. Заучивание стихотворения С. Есенина «Уж небо осенью дышало». 3. Придумывание сказки по кляксографии. 4. Придумывание рассказа «Как утки собирались в теплые края».Беседы: «Что я заметил красивого в природе», «Чему можно радоваться осенью». Дидактические игры: «Что мы видим вокруг», «Скажи какой». Наблюдения: красота осеннего пейзажа, высота стояния солнца. Продуктивная деятельность: «Хмурая осень», «Небо на закате».

ДЕКАБРЬ

1.Пересказывание рассказа К. Ушинского «Четыре желания». 2. Заучивание стихотворения К. Чолиева «Деревья спят». 3.Придумывание сказки из пословицы. 4. Составление рассказа «Как мы встречали Деда Мороза».Беседы: «Лес - легкие природы»», «О чем я люблю думать». Дидактические игры: «Это правда или нет?», «Найди нужное слово». Наблюдения. Определение погоды по приметам (На завтра). Красота деревьев в любую погоду. Продуктивная деятельность: «Я мечтаю», «Белоснежные узоры».

ЯНВАРЬ

1.Пересказывание рассказа Г. Снегирева «Синицы» (Из книги «Про птиц»). 2. Заучивание стихотворения А Яшина «Покормите птиц». 3. Составление рассказа-фантазии «Что будет, если после зимы наступит лето». 4. Придумывание сказки от поговорки.Беседы: «Я - добрый волшебник», «Доброе отношение к птицам». Дидактические игры: «Какое слово заблудилось?», «Кто больше вспомнит поговорок». Наблюдения: поведение и повадки птиц; какие птицы какой корм любят. Продуктивная деятельность: «Сказочная птица», «Фантазия».

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

1.Пересказывание рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». 2.Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки». 3. Придумывание нового варианта сказки «Гуси - лебеди.» 4. Придумывание рассказа «О насекомых, от которых нет покоя».Беседы: «Жалобная книга природы», «Что было бы, если…». Дидактические игры: «Назови одним словом», «Путаница». Наблюдения: состояние почек у разных деревьев; цикл наблюдений за ветками деревьев в вазе. Продуктивная деятельность: «Соловьиная роща», «Пришла волшебница весна».

АПРЕЛЬ

1.Пересказывание рассказа В. Сухомлинского «Пусть будут и соловей и жук». 2.Заучивание стихотворения Е. Благининой «Одуванчик». 3. Придумывание рассказа на тему «Мой друг». 4. Придумывание сказки из считалки.Беседы: «Как помочь себе и другу», «За что мне нравятся цветы». Дидактические игры: «Отгадай о ком скажу», «Многозначные слова». Наблюдения: изменение поведения птиц; определение направления и скорости ветра. Продуктивная деятельность: «Такие разные насекомые», «Одуванчики на лугу».

МАЙ

1.Пересказывание сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку». 2.Заучивание стихотворения Б. Асаналиева «Чудеса в лесу». 3. Придумывание рассказа «О чем мечтают дети». 4. Придумывание загадок о явлениях природы.Беседы: « Я жду, когда…», «Наши добрые дела в природе». Дидактические игры: «Скажи другими словами». «Скажи одним словом». Наблюдения: нагревание солнцем разных предметов; изменение погоды перед дождем. Продуктивная деятельность: «Живые цветы», «Цветущая поляна».

Заключение

Изучив ряд источников по развитию связной речи детей путем применения технологии мнемотехника, проведя совместно с педагогом - психологом исследование, в котором использовалась беседа с детьми и определялся уровень сформированности связной речи, можно сделать выводы.

. При благоприятных условиях воспитания с применением технологии мнемотехники ребенок к 7 годам накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи.

. Использование технологии мнемотехника способствует овладению ребенком основными грамматическими формами: множественным числом, винительным и родительным падежами имен существительных, уменьшительно - ласкательными суффиксами, настоящим и прошедшим временем глагола, повелительным наклонением; развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы.

. Совершенствуется зрительное и слуховое восприятие.

. Развиваются основные психические процессы - внимание, образное мышление, память.

. Происходит совершенствование монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и творческим рассказами.

. Развивается творческое познание.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что проведенная работа подтвердила гипотезу: развитию творческой познавательно-речевой активности в дошкольном возрасте способствует применение технологии мнемотехника.

Предложенный опыт может активно использоваться на занятиях по развитию речи, познавательному развитию и художественной литературой.

Вывод. Тема творческого познавательно-речевого развития очень перспективна для изучения, так как уровень ее сформированности является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе. Способствует развитию личности в целом, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Список литературы

1. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. - Москва, 1988.

. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста».

. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников». Москва, 2001.

. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». Москва: Творческий центр «Сфера», 2003.

. Большева Т.В. «Учимся по сказке». С.-Петербург: «Детство-пресс», 2001.

. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа мышления». М. Знание, 1994.

. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Гос. изд-во РСФСР, Москва-Ленинград, 1930.

. Кларина Л.М. «Предметно-пространственная среда в ДОУ».

. Павлова Л.Н. «Раннее детство: развитие речи и мышления». Москва, 2004.

. Песталоцци И.Г. Методика «Памятная записка Песталоцци».

Похожие работы на - Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!