Обучение поисковому чтению на разных этапах обучения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,28 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучение поисковому чтению на разных этапах обучения















Обучение поисковому чтению на разных этапах обучения

Оглавление

Введение

. Проблемы обучения поисковому чтению учащихся в теории и практике современного урока

. Формы, методы и средства обучения поисковому чтению учащихся среднего школьного возраста

. Разработка программы деятельности учителя по обучению поисковому чтению учащихся средних классов

. Опыт работы учителей английского языка по обучению учащихся 7 классов

Заключение

Библиографический список

Введение

обучение поисковой чтение

Актуальность исследования: процесс обучения иностранному языку учащихся средней школы является объектом пристального внимания исследователей в течение последних десятилетий. В настоящее время этот процесс приобретает особое значение в связи с тем, что повышение качества языковой подготовки является одной из задач обучения и воспитания всесторонне развитой личности. [7, стр.73]

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по иностранному языку коммуникативные умения чтения (как одного из четырех основных видов речевой деятельности) входят в состав речевой компетенции, которая в свою очередь является компонентом иноязычной коммуникативной компетенции. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию. Учитель должен организовать исследовательскую учеников так, чтобы они сами нашли ответы на поставленные вопросы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Обучение каждому виду чтения имеет свои особенности. Проблемой того, как должно быть организовано данное обучение и с помощью каких упражнений, занимались такие исследователи как В.П. Белогрудова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Ж.И. Мануэльян, Г.В. Рогова, В.М. Филатов, С.К. Фоломкина.

С точки зрения Роговой Г. В. «… изучить язык вне языковой среды можно только при условии регулярного, ежедневного и обильного чтения».

Обучение иностранному языку в школе представляет собой организованный, управляемый процесс, в ходе которого в результате взаимодействия учителя и ученика осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта с заданной целью.

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, сокращение внутреннего проговаривания и установление непосредственной связи между «семантическим» и графическим комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.

Понимание, степень его полноты, точности, глубина, зависят от цели чтения, которую ставит перед собой читающий. А именно: посмотреть, о чем текст, определить главное в нем или точно понять текст во всех деталях.

Объектом исследования является процесс обучения поисковому чтению на разных этапах обучения.

Предмет исследования - обучение поисковому чтению учащихся 7-х классов.

Цель исследования - разработать наиболее эффективную программу обучения поисковому чтению учащихся 7 класса.

Из цели исследования вытекают его основные задачи:

. Уточнить сущность понятия поискового чтения учащихся в методической литературе.

. Выявить эффективные формы, методы и средства обучения поисковому чтению учащихся среднего школьного возраста.

. Разработать программу деятельности учителя по обучению поисковому чтению.

. Провести анализ опыта работы учителей английского языка по обучению учащихся средних классов поисковому чтению.

. Разработать методические рекомендации в помощь учителям по обучению поисковому чтению по организации поисковому чтению учащихся 7 классов.

Методы исследования: теоретические и эмпирические.

Структура работы. Структура работы определена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из 4 пунктов, заключения, библиографического списка.

.Проблемы обучения поисковому чтению учащихся в теории и практике современного урока английского языка

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки [10, стр.58] Одной из основных проблем обучения чтению является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. Работа с аутентичными текстами способствует развитию у учащихся критического мышления и универсальных учебных действий, а также представляет собой актуальный и интересный материал для изучения, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде. Кроме этого, газетные материалы помогут учащимся познакомиться с культурой, стереотипами поведения, процессами, происходящими в обществе в наше время.

Перейдем к рассмотрению понятия «чтение». Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения [1, cтр.153]. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию.

Основная цель обучения иностранному языку в общеобразовательной школе - формирование у учащихся способности к взаимопониманию и толерантного отношения к представителям иной культуры. Исходя из этого, совершенно по-новому осознаётся роль иностранного языка как учебного предмета. Ведь именно язык является проводником культуры того или иного народа для других культур и народов. Он открывает учащимся непосредственный доступ к огромному богатству этого народа, служит дополнительным «окном в мир», важным средством взаимопонимания и коммуникации представителей различных культурных сообществ.

Н.Д. Гальская выделяет следующие группы умений:

. Умения определять и выделять основную информацию текста, устанавливать связь событий, делать вывод по прочитанному (авт: Понимание основного содержания)

. Умения извлекать полную информации из текста: полно и точно понимать факты, выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать информацию;

. Умения понимание необходимую информацию: определять в общих чертах тему текста, определять жанр текста, определять важность информации.

Учащиеся должны быть в состоянии

сканировать текст, т. е. находить нужную информацию в тексте. Это умение предполагает, что не нужно читать все, каждое слово и каждую строчку; нахождение слова в словаре, номера в телефонной книге и т. д

осуществлять чтение текста, включающее понимание основного содержания текста, о чем, на какую тему. Если на этой стадии обращать внимание на все детали, то можно увязнуть и не понять тему и основную мысль текста.

Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, «умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными».

Для формирования оптимального уровня коммуникативной компетенции необходимо совершенствование умений учащихся во всех видах речевой деятельности. Однако, вопросы, связанные с обучением чтению всегда занимали особое место в отечественной методике обучения иностранным языкам [2, стр.186]

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Согласно стандарту у учащихся должны быть сформированы такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. При этом используются различные стратегии чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, требующие разных подходов и методических приемов [14, стр.55]

Овладение стратегиями чтения способствует повышению информационной и читательской культуры учащихся, помогает индивидуализировать процесс чтения, так как каждый ученик имеет возможность читать тексты в соответствии со своим темпом, уровнем обученности, своими потребностями и интересами.

Основное внимание читающего направлено на извлечение информации, зашифрованной в тексте. По способу чтения - это чтение про себя или в идеальном виде - визуальное чтение, как наиболее совершенное и зрелое чтение (О.Д. Кузьменко).

Начальный этап обучения иностранному языку в средней школе выполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих навыков и умений чтения. Уже на начальном этапе необходимо учитывать специфику различных стратегий чтения. Огромное значение в наш информационный век приобретают навыки поискового чтения. Использование различных способов поиска, сбора информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами - это познавательные универсальные учебные действия, которые носят метапредметный характер [19, стр.14]

Считаем, что необходимо целенаправленно формировать навыки поискового чтения.

К поисковому чтению, как правило, предъявляются три главных требования: точное формулирование задания для поиска, ограниченное во времени проведение поиска нужной информации, гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.

. Особенности обучения поисковому чтению учащихся среднего школьного возраста

Главная задача чтения - закрепить умение учащимися извлекать полезную информацию из читаемого текста, привить учащимся вкус к самостоятельному чтению литературы на иностранном языке.

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.

Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).

Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.

Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.

Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.

Предтекстовый этап.

установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;

найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

Текстовый этап

просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;

отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;

Послетекстовый этап

зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;

подчеркните в тексте определение (вывод, термин).

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Упражнения для обучения поисковому чтению.

определите тему или проблему текста (статьи);

прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);

найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

найдите абзацы, посвященные указанной теме;

найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным, отрицательным;

разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др. [4, стр.32-60]

Требования, предъявляемые к учебным текстам.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:

В 5-7 классах - названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.

В 8-9 классах - названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.

В 10-11 классах - указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений [2, стр.186-201]

Для успешного овладения чтением необходимо:

.подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

2.тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета,

.быть доступными с точки зрения языковых трудностей,

.отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей,

.содержать проблему.

Методика работы над иноязычным текстом содержит ряд приемов, которые можно использовать для развития различных умений чтения. Так, приём, «множественный выбор». [3, стр. 23]

Учащимся предлагается пять вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов. Предлагаются три отрывка и четыре названия к ним, т. е. одно название лишнее.

Существует также прием «восстановление» или «заполнение пропусков» может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации. Так, учащиеся получают текст, в котором пропущено каждое N - энное слово (N - колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.

Прием «мозаика» предполагает разделение «банка информации», т. е. после ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

«Конспектирование» или «составление кратких записей» - прием работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования [9, стр.25]

Такой прием работы по тексту как «логическая перегруппировка» или «восстановление последовательности» предлагает перераспределение материала в логической последовательности или согласно плану.

Результатом такой работы является воссозданный связный текст. Содержательный и смысловой выбор ответов или суждений можно проводить с помощью заданий под названием «верные/неверные утверждения».

Прием «дополнение» основан на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. Данный прием характерен для развития умения чтения текста с полным пониманием информации.

Таким образом, мы рассмотрели методы и приемы работы над иноязычном текстом, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапом работы с ним.

Рассмотрим принципы работы с аутентичным текстом. В настоящее время выделилось несколько подходов к определению сущности аутентичных текстов. Аутентичными принято считать те материалы, которые используются в реальной жизни тех стран, где говорят на данном иностранном языке. К ним относят тексты, извлеченные из газет и журналов, различного рода объявления (объявления, афиши, реклама, вывески, расписания, меню и т. д.), письма, корреспонденцию, программы новостей радио и телевидения, авиа- и железнодорожные билеты, художественные тексты [9, стр.31-33]

По характеру их обычно разделяют на прагматические (вывески, объявления, меню, расписание транспорта и т. п.), публицистические (газетные и журнальные статьи), художественные и научно-популярные.

Что касается газет и журналов, то являясь средством массовой информации, они очень важны для учащихся вообще, и на уроках английского языка в частности, так как предоставляют актуальную информацию, информируя обо всем, что происходит в мире и вокруг нас, таким образом, они углубляют и расширяют кругозор учащихся. Еще одна особенность газет в том, что они включают в себя тексты различных видов и языковых стилей, которые не так легко найти в общепринятых источниках и учебниках английского языка. В газетах и журналах мы можем найти стихотворения, комиксы и статьи о новинках кино, о новых молодежных движениях, спортивных клубах, музыке, искусстве, экологических проблемах [12, стр.101]

Огромное разнообразие газетных статей означает большой выбор источников информации, из которых учащиеся могут выбрать для себя наиболее интересную, что создает благоприятную обстановку для работы с данным материалом. Во многих газетах и журналах есть статьи, затрагивающие проблемы молодежи. Как показывает практика, обсуждение такого рода текстов интересно для учащихся 8-11 классов. Размер газетной статьи может варьироваться от короткого параграфа до целой страницы. Просматривая какой-либо номер, можно отобрать наиболее подходящие публикации для урока учитывая размер статьи, сложность языка, объем новой информации, основное содержание, и, конечно, уровень знаний учащихся.

Существует два уровня работы с текстом - предтекстовый и послетекстовый. [1, c.153-162]

На первом этапе ещё не читая текст можно попросить учеников предугадать содержание статьи по её заголовку или иллюстрации, задавая ученикам вопросы: who do you think the person is in the picture? what will happen next? where do you think it is happening? why is the person angry/sad/happy? who is the person mentioned in the heading? what part of paper do you think the headline appears in? sport? news?

Во время прочтения газетной статьи на английском языке ученики могут обнаружить синонимы и синонимичные выражения, например prices go through the roof и prices increase dramatically. Это поможет не просто познакомиться с новыми словами, но и выучить их значение в контексте.

После прочтения текста можно выписать ключевые предложения статьи, это упражнение развивает чтение с целью понимания главной идеи.

Можно дать ученикам хорошее упражнение, которое предполагает их реакцию на прочитанное - продолжить следующие фразы: The article surprised me because…I disagree with the writer because…I agree with the view that…Im not sure about…Id like to know more about…Its difficult to agree or disagree because…In my opinion… [4]

Все эти вышеперечисленные упражнения широко используются учителями для обучения английскому языку при помощи газетной статьи.

О. Ф. Кирсанова представляет свою методику обучения [2, c.89-92]. Она делит работу с газетной статьёй на несколько этапов:

этап - работа с газетой статьёй до её прочтения. Учащимся предлагается просмотреть весь номер газеты и сказать, какие рубрики он содержит и которые из них привлекли внимание, объяснить почему. Для обсуждения выполненной работы можно использовать опорные схемы.

этап - работа с текстом статьи. Иначе говоря - поисковое чтение. Для осуществления такого вида чтения предлагаются задания типа: найти ответ на вопрос: когда произошло событие? Где оно произошло? В какой стране? Кто его главные участники? В каком абзаце содержится главная мысль текста?

В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях.

В настоящее время учитель имеет широкие возможности использовать в своей работе аутентичные материалы из журналов и газет. Выбираемый текст должен соответствовать определенным требованиям. Он должен быть информативным и интересным, чтобы ученики могли удовлетворить свои познавательные потребности, обогатить свое мироощущение, свои представления о культуре и истории страны изучаемого языка и получить удовольствие от чтения и обсуждения текста. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую активность учащихся и их коммуникативную готовность. Также текст должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Немаловажно подобрать такую систему упражнений, которая поможет не только проверить новые знания, но и лучше их усвоить.

I. Предтекстовый этап.

. Look at the picture and suggest what is the Article below about?

. What part of paper do you think the headline appears in? Sport? News?

. Read the Article and think about the headline.Sochi quickly becoming a focus of world attention as the finish line for preparations approaches for the Winter Games, the venue that will host the opening ceremony of Russia's largest international event in decades has still not been officially opened for use.Olympic Stadium, which will host the opening and closing ceremonies but no sporting events, has for months now been the only remaining major Olympic venue that is unfinished. The cranes that loomed over the roof have finally finished their work, but the stadium has not been declared complete.Monday, Sports Minister Vitaly Mutko said the 40,000-person stadium would be finished in December, without naming a specific date, Gazeta.ru reported. If completed before the start of the new year, organizers would be left with little more than a month to put the finishing touches on the Feb. 7 ceremony that will open the games.original schedule had targeted completion of the stadium by Aug. 2013, but due to multiple redesigns, the deadline was repeatedly pushed back.Sochi Organizing Committee said that preparations for the opening and closing ceremonies to the Games in the stadium were ongoing.photographs, a white plastic covering is visible between the two giant arches of the stadium, making it impossible to see what the interior looks like and how the artists and technicians are able to rehearse for the opening show.Vladimir Putin visited Olympic sites on Nov. 29 and singled out the main stadium as a venue that officials «have to talk about and look into carefully».was accompanied by chief opening ceremony organizer Konstantin Ernst, the powerful head of Channel One state television, who showed Putin the spot where he will deliver his speech and the many racks that have been installed on the roof to mount heavy lighting and sound equipment.. После текстовый этап.

. Write out key sentences from the Article.

. Continue the sentences:article surprised me because…I agree with the view that…Im not sure about…Id like to know more about … In my opinion…[7, стр.68]

Использование аутентичных текстов на среднем этапе обучения английскому языку повышает мотивацию к изучению языка, так как делает процесс обучения более творческим и интересным, и способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции у подростков.

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке - практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.

Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.

Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые верные решения. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Это и является основной задачей учителя на уроке английского языка. Особенность чтения в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео, в том, что это - всегда труд - интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать. И в силах учителя сделать так, что бы этот труд был для учащихся наиболее интересным и эффективным.

.Программа деятельности учителя по обучению поисковому чтению

На основе изученного материала, проанализировав опыт работы учителей английского языка, мы составили план-программу работы учителя по обучению учащихся поисковому чтению.

. Начиная с 7 класса, удобно в работе используются интересные мини-рассказы, комиксы.. Комиксы публикуются во многих газетах и иногда приходится потратить время на то, чтобы выбрать подходящий.

Подбирается рассказ, содержащий 3-4 картинки с понятным детям сюжетом и с простой ситуацией, для понимания текста иногда требуется некоторый жизненный опыт.

. Учитель просит посмотреть картинки, не читая подписи, и сказать одним предложением о чем эта история.

. Затем читаем подписи и проверяем свою догадку.

. После этого, если в тексте имеется прямая речь, смотрим на то, как персонажи что-то говорили (то есть обращаем внимание на форму высказываний).

. Обсуждаем, как еще можно выразить ту же самую идею. Затем кратко пересказываем текст - получается рассказ в 3-4 предложения. Основной упор в такой работе делается на общее понимание текста с опорой на картинки и языковой анализ.

. Ищем ключевые слова. Такая работа больше подходит ребятам постарше, начиная с 8 класса, так как язык некоторых текстов непрост и имеет свои синтаксические и грамматические особенности. Работу можно организовать несколькими образами.

Одно из направлений - учить соотносить заголовок и текст. Сначала смотрим текст и анализируем, как заголовки соотносятся с иллюстрациями. Задание несложное, но учит школьников принимать во внимание дополнительную информацию из контекста.

. Затем читаем заголовок и пытаемся предположить, о чем в тексте пойдет речь. Такие предположения нельзя оценивать по их правильности, так как делаем это активации фоновых знаний у учеников.

. После того, как высказали предположения, просматриваем текст и подчеркиваем слова, которые логически связаны с заголовком, то есть слов, которые помогают понять общий смысл текста. Для такой работы лучше всего подходят короткие новостные сообщения. Попутно дети выхватывают из контекста и запоминают новые слова, но это является скорее побочным, хотя и желанным эффектом данного упражнения. Школьникам, как правило, интересно читать такие короткие новостные статьи, даже если речь идет уже о знакомым им событиям. Такие статьи написаны простым языком и занимают всего один абзац, максимум два.

. Учимся анализировать информацию. Эта работу уже совсем непростая, пойдет она в 10-11 классах, и требует значительного времени. Сравниваем темы нескольких текстов. После этого ученикам даются две коротких статьи об одном и том же событии, но выбираю такие, которые освещают событие с противоположных точек зрения. Составляем список аргументов, который использовала каждая из сторон. Такая работа направлена на развитие критического мышления у школьников, и ее задача - показать, что могут существовать совершенно разные точки зрения на одну и ту же проблему. Здесь очень важно подчеркивать, что чаще всего не бывает однозначно правильной и однозначно неправильной позиции, что необходимо учитывать разные точки зрения. При этом мы обязательно учимся оценивать значимость аргументов, отделять мнение от факта, красивую историю от фактической информации и так далее.

. Газеты могут стать хорошим материалом для исследовательских работ учащихся. Темы находятся довольно легко: например, какие международные новости кажутся наиболее важными британцам, а какие американцам - анализируем заголовки новостей в британской и американской прессе в течение определенного времени (месяц и более), затем пытаемся разложить их по категориям (например, новости о... встречаются в британской прессе 19 раз, а в американской - 28 и т.п.); сравниваем языковые особенности британских и американских заголовков (синтаксис, лексика...) и т.д.

В 7 классе чтение выступает как средство и цель обучения.

В первой своей функции тексты для чтения используются в качестве зрительного подкрепления и содержательной базы при обучении говорению. В этом случае тексты представляют собой письменную фиксацию устной речи.

В плане формирования грамматических навыков чтения ставится задача увеличить количество легко распознаваемых грамматических явлений, совершенствуя на этой базе механизм структурной антиципации. Новые грамматические явления, предназначенные для рецептивного усвоения, указаны в технологических картах в разделе «Reading. Grammar Structures».

Материалом для поискового чтения должны выступать тексты, построенные на знакомом материале либо содержащие незнакомые явления, значение которых может быть раскрыто известными способами: с помощью догадки, сносок, словаря. Основная задача - полностью понять все содержание независимо от характера текста и способа снятия помех.

Учащиеся читают аутентичный материал, который условно можно разделить на три группы. К первой группе относятся объявления, брошюры, буклеты, инструкции и т. д.

Вторую группу составляют отрывки из художественной, публицистической и научной литературы, прессы.

В Учебник входят отрывки из произведений, предназначенных для детей данной возрастной группы или популярных среди английских и американских детей 12-13 лет.

К третьей группе относятся высказывания детей о различных предметах обсуждения. Конкретное содержание обучения чтению в каждом цикле указано в технологических картах в разделе «Reading».

В связи с тем, что школьный учебник почти полностью построен на аутентичных текстах разного характера, большое значение должно придаваться самостоятельному обращению учащихся к лингвострановедческому справочнику, в задачи которого входит: во-первых, расширить общеобразовательный кругозор учащихся при ознакомлении их со страноведческими сведениями, во-вторых, сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной литературой типа лексиконов, энциклопедических словарей, стимулируя тем самым познавательную активность учащихся.

Как и в предыдущих классах, продолжается работа над обеими формами чтения: вслух и про себя. Чтение вслух выступает, с одной стороны, как средство для совершенствования техники чтения и произносительной стороны речи, а с другой - в своей вспомогательной коммуникативной функции: учащиеся ставятся в ситуации, когда они должны прочитать известный им текст другим ученикам, чтобы ознакомить их с ним. Чтение про себя становится основной формой чтения.

Продолжается работа по совершенствованию и развитию умений, необходимых для понимания прочитанного как на уровне значения, так и на уровне смысла. Точное указание на те умения, которые развиваются в каждом цикле, дается в технологических картах в разделе «Reading. Reading and Thinking Skills». В плане формирования лексических навыков чтения ставится задача расширить рецептивный словарь до 1834 ЛЕ (в 7 классе изучается 563 ЛЕ).

В процессе обучения поисковому чтению следует планировать две группы упражнений.

Первая группа упражнений следует за первичным текстом и имеет целью развитие стратегий понимания его содержания.

Вторая группа упражнений учит ученика увидеть организацию разных типов текста их функции (например, описание, повествование); дискурсивные операции, которые организуют текст (аргументация, например); средства связности и создания целостности текста. Данная группа упражнений помогает ученику построить вторичный текст - произведение самого учащегося по аналогии с первым, то есть развить на том же тематическом и лексическом материале умения говорения и письма.

Итак, при обучении поисковому чтению с полным пониманием текста учитель планирует несколько последовательных этапов работы:

) мотивация к прочтению,

) поисковое чтение,

) анализ содержательной и смысловой сторон текста,

) анализ структурной организации текста.

. Анализ опыта работы по обучению учащихся средних классов поисковому чтению

Нами был изучен опыт работы по обучению поисковому чтению на уроках английского языка.

Были просмотрены уроки домашнего чтения в средних классах, уроки направлены на развитие навыков поискового чтения аутентичной литературы.

Уроки домашнего чтения проводились раз в неделю. С текстом для домашнего чтения учащиеся знакомились дома, в классе же происходило обсуждение прочитанного и выполнение различных заданий.

Обсуждение длилось два урока: первый урок был посвящен выполнению предтекстовых упражнений, отработке активного словаря и контролю понимания содержания текста.

На втором уроке были проведены обсуждение проблем рассказа, контроль понимания смысла и более детальный анализ первого акта произведения.

Рассмотрим фрагмент урока по произведению Оскара Уайльда «Веер Лэди Виндермир» (акт 1).

Вначале урока педагог предлагал рассказать о произведении Оскара Уальда «Веер лэди Виндермир», о времени его появления, о темах пьесы. Такое вступление погружало учащихся в ту среду, в которой происходило действие:

«Lady Windermere's Fan» is a four act comedy by Oscar Wilde, first produced 22 February 1892 at the St James Theatre in London. The play was first published in 1893. Like many of Wilde's comedies, it is a biting satire on the morals of Victorian society, particularly marriage.story concerns Lady Windermere who discovers that her husband may be having an affair with another woman. She confronts her husband but he instead invites the other woman, Mrs Erlynne, to her birthday ball.characters draw their names from the area, Lady Windermere from the lake Windermere, the Duchess of Berwick from Berwick-upon-Tweed, Lord Darlington from Darlington.play has been the subject of numerous film and television adaptations and a musical adaptation.

Для того, чтобы вызвать у учащихся интерес, заинтриговать их, сообщалось, что заголовок произведения можно воспринимать в двух смыслах ( одно из значений слова «fan» - веер, опахало; другое же - фанат, любитель; здесь - поклонник).

The fan in the title can refer to both the physical object-which Lord Windermere buys for her as a 21st birthday present-and to her admirer, Lord Darlington-who pays her deeply flattering compliments and eventually reveals his love for her.

Следующим этапом работы стала работа со словарем.

Exercise 1. Find English equivalents to the following expressions:

1.Весь вечер вы преподносили мне комплименты один замысловатее другого - you kept paying me elaborate compliments the whole evening.

2.если оставить в стороне людей корыстолюбивых - setting aside mercenary people.

.Не признаете никаких исключений? - You allow of no exceptions?

.Разумеется, они говорят это только за моей спиной. - Of course they only say it behind my back.

.Снизойдете к моему скудоумию? - Do, as a concession to my poor wits?

6.Какое это имеет отношение ко мне?- And what has she to do with me?

7.Нет ничего лучше природы, ничто не может сравниться с природой - there is nothing like Nature, is there?

.Мы поженились по любви. - Windermere and I married for love.

9.Не принимай близко к сердцу этот мимолетный каприз.- Don't take this little aberration of Windermere's too much to heart.

10.Мне не нравится, когда шпионят за мужем. - I think it wrong that a wife should spy on her husband.

11.Тебе очень дорога честь мисс Ерлин. - You are very jealous of Mrs. Erlynne's honour.

12.Напрасно ты упоминаешь ее имя рядом с моим. You should not mention this woman and me in the same breath.

13.Ну. Это уже наглость с ее стороны! - How impertinent of her!

.Если женщина и в самом деле раскаивается.. - If a woman really repents…

.Если эта женщина переступит порог моего дома, я ударю ее по лицу.- If that woman crosses my threshold, I shall strike her across the face with it.

16. Ты не оставил мне выбора. - You leave me no choice.

Exercise 3. Ответьте на поставленный вопрос. Find the answer to the question:does the story begin with?might Lady Windermere announce that she is available to all visitors when Parker tells her Darlington has come to call?does Lady Windermere warn Darlington about his flattering statements? Why does Darlington pretend to be "bad?"does Lord Darlington suggest that Lady Windermere may need a friend some day?the Duchess of Berwick's character. Why does the Duchess claim to feel totally secure at the Windermeres' house?did Lord Darlington propose to Lady Windermere?Windermere likes compliments, doesnt she?she an orphan?she think that there should be the same laws for men as there are for women? What is Lady Windermere s opinion of Lord Darlington?out the most funny extracts from the speech of Duchess of Berwick.does the duchess come for to lady Windermere?is the purpose of her duty call?does the whole London talk about?did she tell Lady Windermere about her husband?Lady Windermere believe her? What was Lord Windermere s request?has the duchess found out that Lord Windermere is infatuated about Mrs Erlynne?is Mrs Erlynne like from the duchess point of view?made the duchess accept her future husband s proposal of marriage?happened to the duchess after her honeymoon?did she have to keep her husband?advice does she give to Lady Windermere to keep her husband, to make him come back to her?does Lord Darlington say he wants Lady Windermere to take him seriously?does Lady Windermere believe about her mother? 4. Найдите в тексте, кому принадлежат эти слова. Find out in the text whose words are these:

.I'm of age to-day.

.Nowadays we are all of us so hard up, that the only pleasant things to pay are compliments. They're the only things we can pay.

.I sometimes think you pretend to be worse.

.If you pretend to be good, the world takes you very seriously. If you pretend to be bad, it doesn't. Such is the astounding stupidity of optimism.

.Nowadays people seem to look on life as a speculation. It is not a speculation. It is a sacrament. Its ideal is Love. Its purification is sacrifice.

.People are either charming or tedious.

.I can resist everything except temptation.

.Our husbands would really forget our existence if we didn't nag at them from time to time, just to remind them that we have a perfect legal right to do so.

.I think that life is far too important a thing ever to talk seriously about it.

. What a charming, wicked creature! I like him so much.

. Though I am bound to say he never gave away any large sums of money to anybody. He is far too high-principled for that!

. All men are monsters.

. I want you to send her an invitation for our party to-night.

. Won't you help a woman who is trying to get back?

. If that woman comes here, I shall insult her.

. The shame would kill her.5. Fill in the gaps:

.I would have covered the …. in front of your house with flowers for you to walk on. They are made for ….

. Well, you kept paying me …. the whole evening.

. I don't like compliments, and I don't see why a man should think he is …. when he says to her a whole heap of things that ….

. But I shouldn't like you at all if I thought you were what …. Believe me, you are better than most other men, and I sometimes think you…..

. Oh, nowadays so many conceited people go about Society pretending to be …., that I think it shows rather a sweet and modest disposition to pretend….

. She was stern to me, but she taught me what the world is forgetting, the difference that there is between what is …. She allowed of no …. I allow of….

. The men want to know if they are to put the …. on the terrace for to-night, my lady?

. Most women, for instance, nowadays, are rather …..

. Do you think that there should be the same …. for men as there are for women?

. The most …. people seem to go everywhere. They certainly come to my parties - the men get quite …. if one doesn't ask them.

. Our husbands would really forget …. if we didn't nag at them from time to time, just to remind them that ….

. Nowadays to be intelligible is to be ….

. Ah! you are beginning to reform me. It is a dangerous thing to …. Lady Windermere.

. Many a woman has a past, but I am told that she has at least …., and that they all ….6. Translate the word. Find the sentence from the story where the word was used and read it: a) Speculation, sacrament. b)Temptation. c) Exceptions.) Wicked. e) Trivial.7. Do people in high society must pretend, must conform to the social norm in order to maintain their position? Give the reasons from the text.8. Выберите правильный ответ (проверьте по тексту). Test. Circle the correct answer.

. The dance at Lady Windermere's home is in honor of: a) Her wedding. b) Her son's birth. c) Her anniversary. d) Her birthday.

. Lord Windermere claims that Lady Windermere's refusal to accept Mrs. Erlynne will: a) End their marriage. b) Ruin Mrs. Erlynne. c) Destroy their chance of being accepted by Mrs. Erlynne. d) Ruin them.

. Lady Windermere claims that people do not rule life, but rather: a) Life rules people. b)People rule only themselves. c) People rule one another. d) Life tricks people.

. The Duchess first heard the rumor about Lord Windermere from: a) Her daughter. b) Her nieces. c) Parker. d) Dumby.

. Lady Windermere says she believes: a) Her husband is untrue to her.) Her husband is true to her. c) Her husband and Mrs. Erlynne are good friends.) Her husband doesn t know Mrs.Erlynne.

. Why doesn't Lord Windermere explain his reasons for spending time with Mrs. Erlynne? a) He wants to make a surprise to her. b) The shame would kill Margaret. c) He doesn t spend time with Mrs.Erlynne. d) Margaret would divorce with him.

. If Mrs. Erlynne comes to her home, Lady Windermere claims she will:) be very glad to see her. b) go away. c) strike her across the face with her fan. d) tell her to go away immediately.

. Lord Darlington claims he can resist everything but: a) temptation. b) speculation. c) vanities. d) compliments.

.When Lord Darlington learns it is Lady Windermere's birthday, he says:) He would have covered the whole street with flowers. b) He would have covered the whole street with fruits. c) He would have covered the whole street with jewelry. d) He would have covered the whole street in gold.

. Lady Windermere does not approve of Darlington's flattery because shehe is: a) Ironic. b) In love with another woman. c) Insincere. d) Irritating.

. What does Lady Windermere believe about her mother? a) That she would some day return to Lady Windermere. b) That she died when Lady Windermere was a child. c) That she left Lady Windermere when she was a child. d) She knows nothing about her mother.9. Find English equivalents to the following expressions relating to appearance, character, feelings and emotions:

1.Самодовольные люди (Сonceited people).

2.Если муж поступает подло, жене тоже нужно поступить также? (Because the husband is vile--should the wife be vile also?)

3.Люди либо очаровательны, либо скучны (People are either charming or tedious).

4.Вы притворяетесь безвольным, это сейчас модно ( You have the modern affectation of weakness).

5.Я не стану вас знакомить с дочерью, вы слишком испорченный человек ( I won't let you know my daughter, you are far too wicked).

.Как вы порочны! ( How thoroughly depraved you are!).

7.Просто несерьезно! ( So trivially!).

.Непутевый братец (Disreputable brother).

.По уши влюблен в нее ( He is completely infatuated about her).

10.О том, что ее принимают в обществе, не может быть и речи (She is absolutely inadmissible into society).

.Очень уж он был впечатлительным (He was so extremely susceptible).

12.Это несовместимо с его принципами (He is far too high-principled for that).

13.Совершенно безнравственный (Excessively immoral).

.Миловидная, порядочная девушка (A most pretty, respectable girl).

15.Низкая женщина Wicked woman).

.Я чувствую себя опозоренной, меня точно в грязи вымазали ( I feel degraded, I feel stained, utterly stained).

Необходимо отметить, что предложенные задания вызвали большую заинтересованность у учащихся при их выполнении. Старшеклассники с большим энтузиазмом отыскивали в тексте необходимую информацию. Им были интересны разные виды заданий: тестовые задания, ответы на вопросы, множественный выбор и др. Все время занятия в классе царила рабочая атмосфера, и поэтому мы успели сделать очень многое.

Подобные занятия очень уместно вставлять в контекст традиционных уроков, так как они «разгружают» учащихся, переключают их внимание на интересные для них жизненные темы.

При обучении поисковому чтению цель педагога: учащиеся должны уметь:

.понять основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров, выделяя основную мысль (идею) и существенные факты, опуская второстепенную информацию (значение части незнакомых слов, содержащихся в тексте, раскрывается на основе догадки по контексту, по сходству с родным языком, с опорой на словообразование, а часть слов, не мешающих пониманию основного содержания, игнорируется);

2.понять полностью содержание несложных аутентичных текстов (публицистических, научно-популярных, художественных, а также инструкций, проспектов), используя для этого все известные приемы смысловой переработки текста (догадку, анализ, выборочный перевод), обращаясь в случае необходимости к словарю;

.просмотреть несложный аутентичный текст типа расписания поездов, автобусов, меню и т. п., а также нескольких текстов (например, из газет) и выбрать нужную или запрашиваемую информацию.

Заключение

Чтение аутентичных текстов при обучении иностранному языку в общеобразовательной школе играет первостепенную роль. В основе мотивации чтения лежит осознание его полезности и необходимости для расширения границ познания за счёт освоения чтения на иностранном языке.

Именно поэтому необходим подбор таких аутентичных материалов, которые знакомят с реалиями страны изучаемого языка, приобщают к культурным ценностям других народов и расширяют тем самым область лингвосоциокультурной компетенции учащихся.

Практика показывает, что работа над аутентичными текстами не только положительно воздействует на эмоциональную сферу личности школьника, но и решает сугубо прагматические задачи: ведёт к активизации и обогащению словарного запаса учащихся, расширяет социокультурный компонент их иноязычной речевой компетентности, интенсифицирует процесс освоения иностранного языка за счёт подключения дополнительной мотивации.

Но иногда при чтении аутентичного текста школьники не понимают значений многих слов, словосочетаний и вынуждены часто обращаться к словарю, что делает чтение утомительным и неинтересным. Поэтому столь важно и даже необходимо подбирать тексты, которые соответствуют возрастным особенностям и интересам учащихся, тем самым способствуя лучшему обогащению их знаний. Но не только учет возрастных особенностей и интересов помогают лучше понять иностранный текст. Немаловажно подобрать такую систему упражнений, которая поможет не только проверить новые знания, но и лучше их усвоить.

Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т. д. Текст может прочитываться полностью или частично, если учащийся знает, где находится интересующая его информация.

При поисковом чтении важно найти искомую информацию. Иногда с этой целью определяется проблема, анализируемая в тексте, иногда отношение автора к этой проблеме, его подход к ней. В других случаях происходит знакомство с содержанием текста, оценка информации, заключенной в нем, выделение основной мысли автора, его позиции и др. Степень понимания текста может быть при этом довольно неполной, а скорость чтения достигает значительных величин. Именно при поисковом чтении появляется необходимость в скоростном, или динамическом чтении, когда средняя скорость чтения (150-250 слов в минуту) увеличивается в два или три раза.

Условия, определяющие успешность обучения данному виду чтения:

.основная цель поиска - содержательная информация;

2.проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);

.принятие решения о целевом использовании информации;

.знание структурно-композиционных особенностей текстов;

.использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

.начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т. е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;

.проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

Библиографический список

1.Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). - М., 1997

2.Бим И. Л. Подход к системе упражнений с позиции иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1991. - С.186-201

.Брейгина М. Е. О контроле базового уровня обученности // Иностранные языки в школе. - 1991. - №2. - С.22-24

.Гальская Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., переработано и дополнено. - М.: АРКТИ, 2003. - С.32-60

.Гез Н. И., Ляховицкий М. В, Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: «Высшая школа», 1982. - С.41-74

.Горкин А. Г. Большая педагогическая энциклопедия Том II. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 г.

.Горчев А. Ю. Объекты и приемы контроля // Иностранные языки в школе - 1984. - №6. - С.68-73.

.Казановский Н. Г. Дидактика. - М.: Просвещение, 1988. - С.116

.Клековкина Е.Е. Материалы курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»: лекции 1-4 .- М.: Педагогический университет « Первое сентября»,2008. - С.18-45

.Кудревич М. А. Учебно-методическое пособие по развитию навыков устной речи. - Минск, 1990. - С.58-61

.Лотман Ю. М. Структура художественного текста. // Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб., 1998. - С.112-135

.Маслыко Е. А. Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранно языка. - Минск: Высшая школа, 2000. - С.99-106

.Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях / под ред. А. А. Миролюбова. - М.: «Высшая школа» 1984.

.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычной культуре общения.- М.: Русский язык,2007. - С.55

.Рогова Г. В. Методика преподавания английского языка на начальном этапе. - М.: Просвещение, 1998.

.Сахарова И. И. Методика обучения иностранному языку. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1999.

.Сластенин В. П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1986.

.Соловова Е.Н., Апальков В.Г. «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет « Первое сентября», 2010. - С.14-19

.Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - С.8-16

.Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учеб.-метод. пособие для вузов. - М.: Высш.шк., 1987.

.Шатилов С. Ф. Основные причины низкой эффективности УМК по иностранным языкам в средней школе //Межвуз. сборник науч. тр. «Совершенствование методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе». - Л., 1989. - C. 7-8.

Похожие работы на - Обучение поисковому чтению на разных этапах обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!