Обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу в начальной школе в рамках курса 'Окружающий мир'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,28 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу в начальной школе в рамках курса 'Окружающий мир'

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Кафедра Педагогики и методики начального образования педагогики











Курсовая работа

Обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир»

Научный руководитель:

Преподаватель кафедры педагогики

и методики начального образования, доцент,

кандидат богословия священник

Олег Мумриков

студент 4 курса очной формы обучения

специальности Педагогики и методики начального образования

Апальков Иван Евгеньевич

Москва, 2013

Оглавление

Ведение

Параграф 1. Особенности младшего школьного возраста

Параграф 2. Понятие и функции экскурсий в природу

Параграф 3. Виды экскурсий в природу

Параграф 4. Анализ школьных программ по курсу «Окружающий мир» на предмет интеграции в них экскурсионной работы

Параграф 5. Обучающий и воспитательный аспекты экскурсионной работы

Заключение

Введение

Среди многообразия форм обучения, используемых в современной школе, применение такой формы, как экскурсии в природу, более всего перспективно при изучении школьного курса «Окружающий мир», однако это направление в современной практике достаточно слабо развито. Экскурсии в природу - это сложная по своей структуре форма обучения, имеющая множество аспектов, сторон и граней. Также, благодаря своей эффективности, она незаменима при подаче полного, глубокого и качественного школьного образования, поэтому всегда будет актуальной. Экскурсии в природу уникальны в силу своей наглядности: дети имеют возможность воочию увидеть то, что в теории изучали на уроках в кабинете, видели на картинках учебника или на экране проектора в виде познавательных программ. И эта наглядность служит подтверждением теоретических знаний, что в свою очередь, обеспечивает прочное запоминание материала детьми. Однако экскурсии также имеют множество функций: обучающую, воспитывающую познавательную, наглядную, культурную, рекреационную и другие. Для проведения экскурсии нужно не только хорошо знать теоретический материал, учитель должен знать все особенности того района, куда проводится экскурсия, понимать все потенциальные угрозы группе детей, а значит, не только выбрать безопасный маршрут передвижения, но и тщательно его проработать. Поэтому, актуально повышать подготовку школьных учителей младших классов в экскурсионной сфере, а для этого надо исследовать аспекты экскурсий в природу, обладающие педагогическим потенциалом, способным положительно повлиять на ребенка, формируя его как личность. Преподаватель Г. С. Александрова пишет: «Выходное занятие, будучи учебным процессом, должно опираться на законы педагогики и психологии с учетом особенности проведения таких занятий, их наглядности». Исходя из этого, в данной работе мы рассмотрим обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу курса «Окружающий мир».

Объект исследования - экскурсии в природу в младшей школе, в рамках курса «Окружающий мир».

Предмет исследования - обучающий и воспитательный потенциал данных экскурсий.

Цель исследования - выявить обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу в рамках курса «Окружающий мир».

Задачи исследования:

) рассмотреть психологические особенности младшего школьного возраста;

) раскрыть понятие «экскурсия», рассмотреть виды экскурсионной работы, задействованные в младшей школе;

) выявить образовательное и воспитательное значение курса «Окружающий мир»;

) проанализировать программу курса «Окружающий мир» для младшей школы на предмет интеграции в него экскурсионной работы ;

) раскрыть суть обучающего и воспитательного потенциала экскурсий в природу,

выявить условия реализации обучающего и воспитательного потенциала экскурсий в природу;

) разработать план-конспект экскурсии в природу;

) проанализировать данные констатирующего и контрольного срезов при проведении эксперимента.

Основу исследования составили работы ученых: педагогов, психологов, биологов, методистов С. Ю. Дивногорцевой, Т. В. Скляровой, Б. Е. Райкова, М. Н. Римского- Корсакова, Г. С. Александровой, А.А. Плешакова и других.

Для достижения поставленной цели в работе использованы следующие методы: теоретический анализ источников, сравнительно-сопоставленный анализ.

Структура работы: работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений (практическая часть). В первом параграфе рассказывается об особенностях младшего школьного возраста. Во втором параграфе рассматриваются понятие экскурсии. В третьем параграфе разбираются виды экскурсий в природу. В четвертом параграфе анализируются современные школьные программы на предмет подготовки и проведения экскурсий в природу. В пятом параграфе рассматриваются обучающий и воспитательный аспекты экскурсионной работы, а также анализируются данные эксперимента.

школьная программа экскурсия окружающая природа

Параграф 1. Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст начинается с семи и заканчивается примерно в десять лет. Как и каждый возрастной период в жизни человека, он открывается кризисом, который называют кризисом семи лет. Разберем это понятие.

Кризис семи лет - это проявление возрастных, психологических и поведенческих новообразований ребенка, связанных с его переходом из дошкольного детства на более высокий уровень миропонимания - школьный период. Изменения можно наблюдать и во внутреннем мире ребенка и в их внешних проявлениях. Уместно будет разделить их на два вида: психологические и физиологические.

Рассмотрим сначала кризис семи лет с точки зрения психологических изменений. Ребенок начинает осознавать собственные эмоции, четко отлает себе отчет в том, что на данный момент он: радуется, волнуется, сердится и тому подобное. В данном возрасте сам ребенок задает себе « планку »- на кого ровняться, чего добиться в жизни, как выглядеть, как себя вести. Эти запросы часто становятся мотивацией поступков ребенка. Также повышается заинтересованность окружающим миром, наступает «голод до знаний». Вот что пишет об этом Е. О. Смирнова: «В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка, его стремлении найти свое место в широком мире».5 Именно это стремление ребенка понять, где его место в современном мире, и заставляет его налаживать новые связи в новых социальных кругах: ребенок - родители, ребенок - учителя, ребенок - одноклассники. Вхождение в новые круги общения заставляет ребенка вести себя определенным образом: с учителем не так, как с родителями, с родителями не так, как с одноклассниками. В поведении теряется простота и непосредственность. Чтобы заслужить признание в мире взрослых, ребенок начинает усиленно подражать им. «В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго».6 Также к этому добавляется часто немотивированное отрицание воли родителей. Ребенок может из принципа отказаться мыть руки, надевать шарф перед выходом на улицу и так далее.

Все психологические странности, конфликты и особенности кризиса семи лет объясняются тем, что «в основе кризиса 6-7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых».7 Такие качественно новые потребности связаны со сменой ведущей деятельности с игровой на учебную. Младший школьник еще играет, но игра отходит на второй план. Сама игра трансформируется по своей сути, и становится игрой по правилам, все более и более четким. Это также «подменяет» игровую мотивацию учебной. Теперь ребенок стремится получать знания, и относится к школе, как к своей первой ответственной работе. Однако не все дети хотят идти в школу. У некоторых из них складывается ложное впечатление, услышанное когда-то где-то, что «школа - это трудно». Таким образом, некоторые дети поступают в первый класс изначально негативно настроенными. В этом случае очень многое зависит от педагога: сумеет ли он заинтересовать ребенка или нет? Очень многие дети воспринимают учебу как полезный труд. Л. Д. Столяренко пишет: « Движущая сила развития человека - это обучение»8 Учиться успешно младшие школьники будут, если результат труда, его «знаниевая отдача» будет удовлетворять интересам учеников, и утолять их «интеллектуальный голод». Если же этого не произойдет, то отношение к учебе будет плохим, дети будут воспринимать его вяло и нехотя, а то и враждебно. Здесь также очень важно роль учителя, ведь он обладает огромным авторитетом в своем классе, и от него зависит, как его подопечные будут относиться к учебе.

Наряду с психологическими изменениями в ребенке наблюдаются также изменения физиологические. Младший школьный возраст - это пора активного роста. Развиваются крупные мышцы, поэтому совершенствуются двигательные функции - ходьба, бег. В то же время мелкие мышцы развиваются медленнее, поэтому для ребенка представляются трудными действия, требующие повышенной точности. Развиваются лобные доли мозга, за счет чего его обьем увеличивается. В целом, работоспособность организма повышается за счет увеличения объема легких. Однако утомляемость школьника повышается, и происходит это из-за частых нагрузок в школе, где помимо уроков, проводятся кружки, секции, репетиции театральных постановок. Поэтому рекомендуется равномерно планировать проведение подобных мероприятий, чтобы нагрузки, связанные с их частым проведением, не отражались на психике ученика.

До 10 лет кости позвоночника остаются достаточно мягкими, поэтому велик риск искривления позвоночника в результате неправильной посадки. Искривление позвоночника может привести к неправильному развитию остальных внутренних органов, поэтому необходимо следит за тем, чтобы за партой младший школьник держал спину прямо.

В данном параграфе мы рассмотрели психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста, на основании чего можем сделать следующий вывод: кризис семи лет глубоко затрагивает как психологическую, так и физиологическую сторону развития ребенка. Наряду с физиологическим ростом меняется и его психологическое устройство. Ребенок взрослеет, становится членом новых социальных обществ, задается жизненной целью. Грамотное педагогическое руководство поможет избежать негативных проявлений кризиса семи лет. Учитель должен учитывать все особенности младших школьников, характерные для данного периода, и, исходя из этого, строить свою программу преподавания, где одно из важнейших мест займут экскурсии в природу, которые и рассмотрим в следующем параграфе.

Параграф 2. Понятие и функции экскурсий в природу

1.1Содержание понятия «экскурсия в природу».

«Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать за животными как в природе, в естественной обстановке, так и в хозяйстве человека», - так начинается книга Б. Е. Райкова и М. Н. Римского-Корсакова «Зоологические экскурсии»9. Можно добавить, что в естественной обстановке, то есть в природе, есть возможность наблюдать также за растениями, насекомыми, природными явлениями и многим другим из чудесного разнообразия природы. Для этого используются экскурсии в природу, понятие о которых мы разберем в этом параграфе.

В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Экскурсия - поездка с ученой, образовательной или увеселительной целью».10Таким образом, основываясь на приведенном выше определении, можно сказать, что экскурсия в природу в рамках курса «Окружающий мир» - это коллективное посещение достопримечательности, которой является сама природа (конкретного вида, смотря куда проводится экскурсия). Экскурсия в природу может иметь разный характер. Это может быть: обзорная экскурсия (с целью показать красоты, панорамные виды), экскурсия-прогулка (с целью показать пешеходные маршруты), экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом). Поскольку в данной работе мы рассматриваем экскурсии в природу в рамках курса «Окружающий мир», то их можно отнести к учебным экскурсиям, экскурсиям-лекциям, как говорилось выше. Такие экскурсии имеют наглядно-познавательный характер.

.2 Практическая ценность использования экскурсий в природу в младшей школе.

Экскурсии в природу полезны в младшей школе по многим причинам:

Дети, имея возможность воочию увидеть то, что раньше видели лишь на картинке в учебнике, живо проведут наглядную связь между теорией и практикой, между иллюстрацией и реальным животным, растением, насекомым. Это повысит интерес к курсу «Окружающий мир», сделает детей более активными на уроках и при выполнении домашних заданий, их восприятие курса «Окружающий мир» будет строиться на интересе и желании узнать больше. Именно из желания узнать больше последует самостоятельная деятельность ученика, направленная на поиск и получение той информации, которая не дается в учебнике. В свою очередь, это приведет к полезной экологической деятельности на практике, так как любая теория, в восприятии младшего школьника, должна находить подтверждение на практике. Будь то это посадка и проращивание семян, фильтрация мутной воды, дневник наблюдений за горшечным растением и тому подобное. Это может привести к более серьезным успехам, которые разовьются в старших классах: ученик серьезно проникнется биологией, поймет и прочувствует ее концепции, экологические проблемы современного мира или отдельных районов Земли, что, в дальнейшем может ощутимо повлиять на выбор будущей профессии.

Такие плоды может принести грамотное применение экскурсий, и преподавание курса «Окружающий мир» в целом. Для этого нужно, чтобы были четко и правильно сформулированы цели, задачи, формы и средства проведения экскурсий в природу в младшей школе. Разберем их детально.

Цели экскурсий в природу, если говорить обобщенно, выражаются в необходимости заложить в ребенка основы экологического воспитания, что невозможно без наглядной демонстрации природных объектов. «Экологическое воспитание (в широком смысле слова) - это многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они созревают как личности - представители особой экосистемы человек-природа-общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды»,11 - пишет Т. Г. Макарова.

Для достижения этого многостороннего взаимодействия детей с окружающей средой, а через это - приспосабливания к экологическим условиям природной среды, нужно поставить ряд задач экскурсий в природу.

Задачи. Задачи экскурсий в природу в младшей школе можно назвать задачами «ближнего плана», ориентированными на развитие ребенка в обозримом будущем:

* научить вести экологические наблюдения в природе;

* узнать свой край;

* отрабатывать правила личного поведения в природе;

* применять теоретические знания на практике12

Младшего школьника очень важно научить вести экологические наблюдения в природе. Это разовьет целый комплекс полезных качеств: интерес, внимательность, усидчивость, терпение, упорство, бережное отношение к объекту наблюдения (не загубить, не спугнуть). Кроме того, результаты экологических наблюдений в природе, во время экскурсии, целесообразно использовать на уроке, не только сведя их к записи, таблице, но и пополнив школьную коллекцию кабинета биологии фотографиями животных, птиц, насекомых, или гербариями листьев, трав, цветов с места экскурсии. Наблюдения также могут осуществляться не только за животными и растениями, но и за явлениями суточного круга: рассвет, закат, солнцестояние. Это не только добавит знаний, но и благотворно повлияет на воображение детей, его широту. Так, великий русский педагог В. А. Сухомлинский каждый день выводил своих учеников на прогулку в поле, в лес, на луг. Вместе с рассказом о местных обитателях: шмелях, бабочках, муравьях, стрекозах и о том, как они нужны в природе, он просил детей замечать изменение погоды, неба, движения солнца в связи со сменой времени дня. Василий Александрович начинал фантазировать, выдумывать волшебные сказки про них, рассказывал, потом спрашивал, с чем у ребят ассоциируются проплывающие облака, что они видят, глядя на небо. Домашним заданием по таким своеобразным экскурсиям было придумать сказку или рассказ, на основе впечатлений, полученных на природе. В дальнейшем Сухомлинский тщательно записывал сказки и фантастические рассказы своих учеников.

Таким образом, кроме умения наблюдать за объектом в природе, развивается воображение, ассоциативное и креативное мышление ребенка, видящего, кроме указанного учителем объекта наблюдения, окружающую среду в целом.

Немаловажно также, чтобы ученик младшей школы хорошо знал свой край. Знание своего края, с биологической точки зрения, включает знание географических и климатических особенностей природной зоны, в котором он лежит, его флоры и фауны, эндемиков данного реги(Эндемик- (от греческого endemos- местный), виды (роды, семейства и так далее) растений и животных, свойственные относительно небольшой территории. Например, европейский протей (proteus anguinus) обитает в подземных водоемах Югославии, русская выхухоль ( desmana moschata)- только в бассейнах Волги и Дона, микробиота ( microbióta) - в хвойных лесах и на гольцах Сихотэ- Алиня13). Такое знание в дальнейшем будет залогом заботы и бережного отношения к природе родного края, стремления сохранить и приумножить, основанном на сознании ее уникальности.

Освоить грамотное поведение в природе необходимо каждому человеку. Ведь от поведения человека зависит не только сохранность природы, но и безопасность самого человека. Личное поведение ребенка на природе во многом зависит от усвоения им курса «Окружающий мир», в том числе в экскурсионной его форме. Т. Л. Кушнир пишет: «Определяющими критериями сформированного у подростков ответственного отношения к природе экоцентрической направленности являются мотивационный и поведенческий критерии».14 А эти критерии, в свою очередь, формируются на базе экологической грамотности, основанной на усвоенных правилах личного поведения в природе. Элементарные основы экологически грамотного поведения для учеников младшей школы могут быть следующими:

) не ломайте ветви деревьев и кустарников;

) не повреждайте кору деревьев;

) при сборе лекарственных растений нельзя рвать те из них, которые произрастают в данном регионе в малых количествах; собирая лекарственные растения, часть из них необходимо оставлять в природе;

) орехи и ягоды нужно собирать, не повреждая веток;

) не нужно шуметь в лесу, шум отпугивает его обитателей;

) нельзя пинать грибы: даже ядовитые, они очень нужны природе.И другие правила, подобные этим.

Итак, применение теоретических знаний, полученных в ходе экскурсий в природу, на практике, является критерием ответственного отношения к природе и показателем высокого уровня экологического воспитания. Использовать эти знания можно по следующим направлениям: сообщение их другим людям, применение данных знаний в собственной жизни, активная природоохранная деятельность на основе этих знаний.

Сообщая теоретические знания другим, ребенок расширяет круг людей, которые будут в курсе данной полезной информации. Особенно это важно, когда речь идет о младших школьниках: гораздо легче тот же ученик воспринимает информацию, полученную от ровесника, друга, который увлеченно перескажет то, что услышал на уроке, и что вызвало у него интерес, и, таким образом, заинтересует одноклассника или нескольких одноклассников. Часто бывает, что школьник, придя домой, делится тем, что рассказывали на экскурсии, со взрослыми людьми: родителями, родственниками. Таким образом, экологические знания обновятся в сознании родителей, которые, вполне возможно, их забыли, или плохо помнят со школьного времени.

Применяя теоретические знания, полученные на экскурсии, в жизни, ученик не только сохранит природу, но и сбережет собственную жизнь. Кроме этого, он будет знать, как надо вести себя, самостоятельно придя в лес, на луг, на водоем, на поле, совершенно не обязательно именно туда, где проводилась экскурсия, ведь знания, полученные в ее ходе, универсальны по своей сути. Применение теоретических знаний, в будущем может дать возможность ученику самому проводить подобные зкскурсии, при достаточной методической подготовке. Так же, располагая этими знаниями, ученик может развернуть активную биологическую деятельность, элементарные примеры которой - устройство кормушек для птиц в зимнее время, высадка молодых деревьев на пустых земельных участках, покраска стволов деревьев от вредителей коры.

Экскурсии в природу также являются уникальным средством духовно - нравственного воспитания молодежи. Основы экологической концепции Русской Православной Церкви гласят: « Необходимо, чтобы при пользовании дарами природы люди осознавали, какое влияние на труд и его плоды оказывает духовное состояние человека. Для этого необходимо возрождать и воспитывать рачительное отношение к природному миру...»15

Значит, отношение человека к природе формирует его духовную целостность. Здесь уникальным средством наглядности и выступают экскурсии в природу. Через лицезрение природы в человеке преображается душа, изменяется ее состояние, которое может достигнуть даже святости. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорит : «...через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара... Особенно пленялся ее взор весной, когда видела она, как деревья и сады покрывались прекрасным зеленым покровом, луга одевались зеленью и цветами, воздух исполнялся пением птичек небесных. «Не может быть, - думала она, - чтобы прекрасный этот мир произошел сам собою или случайно, без участия разума. »16

Но для достижения добрых плодов духовного воспитания и подобного духовного преображения необходимо не только тщательно подбирать содержание рассказа, но и знать, в каких формах могут быть проведены экскурсии в природу.

Формы экскурсий могут быть следующими:

) экскурсия-прогулка (в лес, в парк, на водоем, на луг);

)учебная экскурсия;

) экскурсия-посещение сельскохозяйственных работ (в сельских школах);

) экскурсия-мини-исследование.

Выбор формы экскурсии зависит от педагога, который ее подготавливает, и от того, каких целей нужно достичь в ходе данной конкретной экскурсии.

Также, очень важно определить, какими средствами будет проводиться экскурсия для младшей школы в рамках курса «Окружающий мир».

Средства проведения экскурсии должны подбираться, начиная с этапа ее подготовки. Это, в основном, литература для учителя, по которой он готовит экскурсию. Сама методика здесь выступает главным средством. Педагог может пользоваться как своими разработками, так и взятыми за образец материалами своих коллег. При разработке экскурсии, помимо всего прочего, должны учитываться индивидуальные особенности всех детей класса.

Подробнее формы и средства к проведению экскурсий, и их взаимную зависимость, мы рассмотрим в следующих параграфах.

Итак, во втором параграфе охарактеризовано само понятие «экскурсия», определена целесообразность применения экскурсий в контексте школьного предметного цикла «Окружающий мир», подробно приведены его цели и задачи. На основании вышеизложенного можно сказать, что экскурсии в природу являются необходимым компонентом обучения в младшей школе, так как они исключительно эффективны как в познавательном плане, так и в плане становления экологической культуры младших школьников. Необходимо добавить, что при выборе форм и средств экскурсии нужно учитывать особенности детского возраста, как психологического, так и физического плана. Младший школьник стремится получать новые и новые знания, ведь игровая мотивация заменяется учебной - для этого подходят учебные экскурсии, где основной упор делается на информацию. Также стремление ребенка ровняться на взрослых, и во всем им подражать можно реализовать при помощи экскурсии - мини - исследования, в процессе которого ученик осознает, что занимается полезной работой также, как взрослый опытный исследователь. Не стоит забывать о росте и развитии костей и двигательных мышц в период младшего школьного возраста. Ученика так и тянет побегать на переменах, а тем более, на улице. Эту проблему отлично решает экскурсия - прогулка, где группа экскурсантов находится преимущественно в движении.

Однако, при планировании и подготовке экскурсий, кроме целей, задач, средств и форм их проведения, необходимо хорошо знать виды школьных экскурсий в природу, о которых речь пойдет в следующем параграфе.

Параграф 3. Виды экскурсий в природу

Согласно данным материалов Педагогических чтений за 2012 год, существует общепринятая классификация экскурсий, согласно которой экскурсии различаются: по содержанию, по составу и количеству участников, по тематике экскурсий, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности и по форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические. По составу и количеству участников существуют экскурсии для местных жителей и приезжих туристов, взрослых и школьников. По месту проведения экскурсии бывают самыми разнообразными, но мы будем говорить только об экскурсиях в природу. Такие экскурсии целесообразно разделить на городские (природа парков и экологических охраняемых зон), и загородные (на луг, в лес, на водоем, на поле). По способу передвижения экскурсии могут быть пешеходными и с использованием различного вида транспорта. По продолжительности экскурсии занимают от 45 минут до 1 суток. По форме проведения экскурсии могут подразделяться на экскурсию-прогулку (в лес, в парк, на водоем, на луг); учебную экскурсию; экскурсию-посещение сельскохозяйственных работ (в сельских школах); экскурсия-мини-исследование, о чем уже упоминалось в предыдущем параграфе.

Исходя из темы данной работы, остановимся на тех видах экскурсии в природу, которые целесообразно практиковать в младшей школе. Учитывая вышеизложенное, приходим к выводу, что: экскурсии в природу для школьников могут быть либо обзорными, либо тематическими, городскими или загородными, пешеходными или с применением средств транспорта, и занимать такие экскурсии должны от 45 минут до нескольких часов.

Прежде чем говорить о конкретных видах экскурсий, необходимо осветить общие принципы подготовки к экскурсии педагога. Такая подготовка включает в себя два этапа: подготовку самого педагога и подготовку педагогом детей. Рассмотрим самоподготовку учителя.

Педагог, который собирается провести экскурсию в природу, на подготовительной стадии обязан:

1)Четко сформулировать цели и задачи данной экскурсии.

2)Выбрать тему.

)Выбрать маршрут и ознакомиться с ним заранее, учитывая все его особенности.

)Определить количество и место остановок по маршруту экскурсии.

)Определить возможности использования материалов экскурсии на уроках «Окружающего мира» .

)Отобрать методы и содержание подготовки учащихся к предстоящей экскурсии.

Преподаватель намечает цели и задачи экскурсии, исходя из школьной программы и особенностей той местности, где проводится экскурсия. При предварительной разведке маршрута педагог выбирает самый короткий и безопасный путь к месту экскурсии, так как разные ученики обладают разным запасом физических сил, а в пути никто не должен утомиться. Даже если экскурсия будет проводиться на хорошо знакомый педагогу объект, за день до экскурсии он обязан еще раз тщательно осмотреть его. Также для разнообразия экскурсии и ее интересности, учителю младших классов необходимо подготовить игровые моменты, загадки и стихи. Хорошо было бы раздобыть книги о природе России, для того, чтобы во время экскурсии выходить за рамки школьных знаний и учебника по «Окружающему миру» и сообщать учащимся более глубокие и пространные знания.. Такой книгой может быть книга «Растительный мир нашей Родины», даже специально помеченная, как книга для учителя. В ней дается интересное описание растений всех природных зон России и цветные фотографии, которые можно демонстрировать, если на экскурсии то или иное растение не будет обнаружено в природе.

Теперь рассмотрим подготовку учителем детей. Она начинается с того, что учитель рассказывает детям, куда они пойдут на экскурсию. Также необходимо напомнить детям правила поведения на улице. Также необходимо помнить, что дети должны быть одеты по погоде. Перед проведением экскурсии необходимо продуманно подготовить оборудование, для сбора природного материала. Это могут быть коробочки, кульки, сачки и другие приспособления. Одним из средств подготовки детей к проведению экскурсии в природу является тематический классный час. На таком классном часе можно не только сообщить детям о предстоящей экскурсии и проинструктировать их, но и обсудить, каким образом будет оформлен классный уголок после экскурсии, и где в нем будет место собранным природным материалам. Также в ходе подготовки к экскурсии в природу можно использовать внеклассные творческие мероприятия, например, творческого характера. Вот какие рекомендации к такому занятию можно прочесть в книге «Изобразительное искусство в первом классе». « В вводной беседе дети рассказывают, как встречают весну люди, звери, птицы. Мы советуем детям быть внимательнее к жизни природы, особенно весной, быть наблюдательными. <...> От поэзии и личных наблюдений - к живописи. Рассматриваем натюрморт П. П. Кончаловского «Сирень». Обращаем внимание детей на то, как прекрасно и убедительно написаны художником гроздья сирени. В беседе выясняем, какие оттенки белого и сиреневого, зеленого находит художник, чтобы передать радостное ощущение от созерцания этого огромного букета майских цветов. «Мы тоже будем рисовать весенние первые цветы... В своих рисунках мы должны передать всю радость, удивление, что появились первые яркие весенние цветы».

Школьная экскурсия в природу может включать в себя: вводную беседу с учениками, наблюдение, как в группе, так и самостоятельное, сбор природного материала, заключительную беседу в конце экскурсии. Активное участие детей в экскурсии в природу обеспечивается не только игровыми моментами, загадками и стихами, упомянутыми выше, но и вопросами по ходу изложения рассказа учителя, логическими задачами. Например, это могут быть задачи на сравнение одного природного объекта с другим, установление взаимосвязи между природными явлениями. Важно поддерживать активность и динамичную работу учащихся, основанную на интересе к излагаемому материалу, ведь именно это и послужит к запоминанию сведений, данных учителем на экскурсии. Поэтому игры во время экскурсии в природу тоже должны быть направлены на закрепление материала. Такими играми могут быть «Узнай по описанию», «Раз, два, три, к березе беги» (К любому дереву, главное, чтобы дети узнали).

Одно из видных мест в экскурсии занимает заключительная беседа. Учитель еще раз обращает внимание учащихся на то, где они сегодня побывали, что видели, какие природные материалы собрали. Также педагог может спросить, что можно сделать из них: какие поделки изготовить, как оформить альбом, куда эти природные материалы будут включены, например, альбом с гербариями. Результатом экскурсии может быть и творческое задание - написать сочинение на тему «Что я видел на экскурсии». Также в ходе подготовки к экскурсии в природу можно использовать на внеклассных творческих мероприятиях

Итак, когда основные принципы подготовки к экскурсии в природу освещены, можно приступить к детальному рассмотрению видов таких экскурсий в младшей школе.

Самая элементарная экскурсия в природу - это экскурсия на пришкольный участок. Сам по себе пришкольный участок - универсальный объект, где можно как гулять, наблюдать за объектами живой и неживой природы, так и работать, возделывать, высаживать деревья и кусты, с целью отслеживания их роста и развития. Таким образом пришкольный участок полезен всем учащимся школы с первого по одиннадцатый класс.

Особенности пришкольного участка должны быть хорошо известны педагогу. Необходимо знать названия всех деревьев и кустарников, произрастающих на нем. Как правило, экскурсия на пришкольный участок должна быть проведена за сорок пять минут - один урок. Поэтому детей необходимо заранее четко организовать. Еще одна проблема экскурсии на пришкольный участок - сосредоточить внимание учеников на себе и на природном объекте, который в данный момент демонстрируется. Дело в том, что для большинства учеников пришкольный участок - это хорошо знакомое место для игр на прогулке Группы продленного дня. Соответственно, выход на улицу и приход на пришкольный участок у многих детей вызывает ассоциации с игрой и беготней, а не с уроком и рассказом учителя, и эти дети начинают хулиганить и безобразничать. Чтобы предотвратить подобный разброд, нужно правильно построить детей возле себя. Желательно полукругом, чтобы учитель мог видеть всех учащихся, а учащиеся - учителя, и то, что он демонстрирует. Любителей побегать, независимо от того, чем занимается весь остальной класс, целесообразно спрашивать по ходу экскурсии.

Экскурсия в парк требует гораздо большей затраты времени и сил. Здесь большую роль играет то, что, в отличие от хорошо известного пришкольного участка, парк для детей - не такое изученное место. Конечно, некоторые, а может быть, и многие дети гуляют с мамами и папами, дедушками и бабушками по парку рядом с домом, и хорошо представляют себе его нехитрую географию. Но, даже если учитель ведет детей в такой парк, стоит обратить внимание на подход к делу с психологической стороны. Прогулка представляет собой неспешную ходьбу, отстраненную беседу, направленную на релаксацию, отдых. Конечно, беседа может проходить и об окружающих растениях, изменениях в природе, но она не сравнится с учебной экскурсией, в которой стоят вполне четкие задачи.

Поэтому, педагогу прежде всего нужно очень хорошо подготовиться к экскурсии, чтобы заставить детей посмотреть на привычное место прогулок с родителями и отдыха на выходных другими глазами - глазами натуралистов.

Касательно дисциплины во время экскурсии в парк, на наш взгляд, ее никто не будет нарушать. Во - первых, подействует сознание того, что безопасности, которая предоставлена ученикам на пришкольном участке нет. Нет забора, нет классных окон, которые выходят на пришкольный участок, местность открытая, гуляют незнакомые люди. Во - вторых, при действительно интересном рассказе учителя, никто и не подумает отвлекаться. Все будут крайне заинтересованы: ведь привычный пейзаж на глазах приобретает природоведческую ценность, открывается с новых сторон.

Группа учащихся должна работать как живая машина: ответы на вопросы, загадки, логические задачи и задания должны поддерживать живой интерес к проводимой экскурсии. Неплохо было бы включить в рассказ в пределах одного десятка новых для учеников интересных фактов о демонстрируемых природных объектах. И тогда совсем не исключено, что в ближайшие выходные дети поведут родителей в парк, и сами устроят им экскурсию. Пересказывая услышанное от педагога, они, незаметно для себя, повторят материал по курсу «Окружающий мир», что практически гарантирует его запоминание, ведь не стоит забывать о том, что это будет подогрето интересом и желанием «просветить» взрослых. А информация, заинтересовавшая ребенка, легко запоминается.

Далее рассмотрим экскурсии, имеющие при их подготовке и проведении важные особенности, не входящие в стандартную схему школьной экскурсии в природу, освещенную выше.

Экскурсия на водоем требует не малой ответственности от педагога. Помимо всех оговоренных в начале главы стандартных этапах подготовки, педагог обязан: узнать о качестве воды в данном водоеме, ведь вода является благоприятной средой для разнообразных микробов, могущих представлять угрозу или нести заболевания; ознакомиться с флорой и фауной по берегам водоема, часто насекомые также являются переносчиками заразы; тщательно обследовать берег при выборе природных объектов, которые он желает продемонстрировать ученикам, выбрать удобное и безопасное место для демонстрации; в обязательном порядке взять с собой полностью укомплектованную медицинскую аптечку.

Для проведения экскурсии на водоем нужно хорошо владеть приемами показа природных объектов. Они могут быть крупных размеров или маленькие. Если объект достаточно крупный, учитель ставит учащихся полукругом, и демонстрирует его на раскрытой ладони, медленно поворачивая, чтобы все ученики смогли рассмотреть. Если демонстрируемый объект мелок, (например, водяное животное), то его лучше посадить в банку с водой и по очереди передавать из рук в руки учащимся.

«Чрезвычайно важно не ограничиваться на зоологической экскурсии простым показыванием объектов, но по мере возможности привлекать учащихся к активной работе на экскурсии, ставя им определенные задания и предоставляя решать эти задания в той или иной форме самостоятельно. Даже просто наблюдение реальных фактов и явлений окружающей природы и точная их регистрация и фиксирование при помощи записи, плана, рисунка и т. д. есть педагогически ценная работа». Очень важно привлекать самих учащихся к отлову насекомых или мелких животных - обитателей водоема. Поэтому в группе должно быть несколько сачков, а у каждого ученика - несколько баночек для размещения пойманных животных. «Начиная экскурсию, руководитель предлагает экскурсантам следующее простое задание: выловить из данного водоема и рассадить по баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного - двух экземпляров. При этом рекомендуется вести счет числу пойманных видов и сравнивать свой улов с уловом соседей. Такого рода система удобна в том отношении, что каждый из участников экскурсии будет иметь у себя на руках те объекты, о которых пойдет речь, и рассмотрение этих объектов таким путем значительно упрощается».

Целесообразно разделить учащихся по группам для упрощения задачи. Одни ищут и ловят водных животных, другие - рассматривают водные растения.

После окончания отлова, учитель начинает просмотр и краткую беседу о каждом из пойманных животных и собранных материалов, обращая внимание учеников на важные детали: строение тела, способ передвижения и особенности жизни у живых существ и строением листа, стебля, корня - у растений. Причем, начинать надо с тех экземпляров, которые есть у всех, а заканчивать теми, которые добыли немногие.

Экскурсия в лес во многом схожа с экскурсией в парк. Но, в отличие от экскурсии в парк, дети увидят жизнь растений в их естественной среде, в то время, как многие парки являются искусственными насаждениями, сделанными руками человека. Также, в отличие от экскурсий в парк, экскурсия в лес требует значительно более сложной подготовки и инструктирования учеников. Вот самые необходимые принципы безопасности во время экскурсии в лесу: от класса не отставать; самовольно маршрут не менять; учителя не обгонять; не трогать животных и пресмыкающихся; не пробовать на вкус ягоды, плоды и грибы; при травме или укусе ядовитым пресмыкающимся немедленно сообщить учителю.

В лес с младшими школьниками целесообразно ходить в теплые времена года,при чем у них должна быть удобная одежда и обувь.

Подходящими темами для экскурсии в лес могут стать «Взаимосвязь уровней жизни в лесу», «Многоярусность леса», «Разнообразие живой природы леса». Целесообразно начать экскурсию вопросами, чтобы «активировать» учеников. Например : почему в лесу нельзя мусорить? Почему нужно стараться ходить по протоптанным дорожкам ? Что мы сделаем, если в лесу нам встретится ежонок? Все эти вопросы должны быть разобраны на уроках в классе, здесь же, прибыв на реальный природный объект, дети должны вспомнить их, или додуматься до них. В этом отчасти прослеживается связь теории с практикой. Рассказывая детям материал экскурсии, учитель может пользоваться взятым с собой учебником «Окружающего мира», чтобы проводить параллели нарисованных иллюстраций, с демонстрируемыми природными объектами. Необходимо рассказать не только о жизни растений и животных в лесу, но и акцентировать внимание учеников на том, сколько полезного можно получить, грамотно используя лесные ресурсы в промышленности. Основываясь на этом, можно говорить о том, что нужно всемерно охранять лес от загрязнения и браконьерских вырубок.

Неплохо будет рассказать детям некоторые народные приметы, связанные с растениями леса. Например: « если небо хмурится, а цветки лютика едкого открыты - дождя не будет; цветы всегда сильно пахнут к дождю»

Находясь на экскурсии в лесу, также можно набрать разнообразный природный материал для оформления классного уголка и тематических альбомов.

Экскурсия на луг - одна из самых интересных экскурсий, которую можно провести с учениками младшей школы. На луг лучше выходить весной или летом. Прежде чем начать рассказ о мире луга и его обитателях, неплохо дать ученикам побегать, порезвиться, а потом спросить у них, каких насекомых, животных и растения луга они видели.

Учитель, проводящий экскурсию на луг, имеет возможность рассказывать и параллельно демонстрировать объекты живой и неживой природы, которых в теплое время года на лугу множество. Из насекомых можно рассказать о кузнечике, кобылке, шмеле, тле, стрекозе, улитке и кроте. Из трав можно обратить внимание на клевер, чабрец, колокольчик, одуванчик, лютик, мышиный горошек, аптечную ромашку. Нужно рассказать учащимся не только о жизни растений в экосистеме луга, но и о лекарственных свойствах некоторых из них.

Демонстрируя растения луга, не нужно срывать их или вырывать с корнем. Достаточно подвести к месту демонстрации группу учеников и построить их полукругом и показать растение в естественной среде обитания, аккуратно, не повреждая его частей. Лучше для этого взять указку.

Обращая внимание на живых обитателей луга, лучше их не ловить, а демонстрировать также в естественной среде обитания. Целесообразно совмещать рассказ о насекомых и растениях, так как они взаимосвязаны: например, на цветок клевера обязательно сядет шмель, если он летает поблизости. Таким образом, когда он сядет, рассказ можно переключить с клевера на шмеля. В том числе необходимо рассказать и о взаимосвязи растений луга и его обитателей. Такой рассказ создаст в глазах детей картину целостности луга, как экосистемы.

Не стоит забывать также об активном отдыхе детей во время экскурсии, тем более, что луг - идеальное место для игр и физических упражнений. На лугу, в отличие от леса и парка, трудно потерять детей, так как луг хорошо просматривается. Но детям необходимо напомнить также и об осторожности: гуляя по лугу, можно нечаянно наступить на птичье гнездо, например, гнездо трясогузки или перепела.

Стоит соблюдать и некоторые правила безопасности во время экскурсии на луг: босиком и в носках по лугу не ходить; насекомых не ловить; не дотрагиваться до незнакомых трав, они могут нанести вред здоровью. (Например, борщевик).

Любая экскурсия для младших школьников не должна превышать четырех часов. Иначе из-за усталости, дети не только перестанут воспринимать информацию, но и получат большую психологическую нагрузку. Также, экскурсии не должны проводиться слишком часто, во избежание привыкания. Они должны выступать либо в качестве обобщения большой темы по курсу «Окружающий мир», либо занимательным повторением пройденного материала в середине новой темы. Для того, чтобы выяснить, насколько часто целесообразно проводить экскурсии в природу, необходимо проанализировать современные школьные программы курса «Окружающий мир» разных авторов, чему и будет посвящен следующий параграф.

Параграф 4. Анализ школьных программ по курс «Окружающий мир» на предмет интеграции в них экскурсионной работы

В данном параграфе мы проанализируем программу современных школьных учебников по курсу «Окружающий мир», с целью понять, сколько и какие экскурсии в природу целесообразно проводить, исходя из материалов курса. Мы рассмотрим наиболее современные учебники, вышедшие в свет в 2011 - 2012 годах.

«Окружающий мир», 2 класс, Н. Ф. Виноградова.

Учебник состоит из двух частей. В первой части учебника говорится о темах, никак не могущих быть связанными с экскурсиями в природу. Это видно из содержания, и даже из названия глав: «Кто ты такой», «Кто живет рядом с тобой». В них рассказывается о необходимости вести здоровый образ жизни, и о том, что для этого делать, о том, как в общем и целом устроен организм человека, и как он работает. Разделы «Россия - твоя Родина», «Москва», «Россия - многонациональная страна» рассказывают о том, в каком государстве мы живем, какие нашему народу присущи традиции и ценности, чем может гордиться русский человек.

Вторая часть учебника состоит из трех разделов. В разделе « Мы - жители Земли», в теме «Твое первое знакомство со звездами», детям даются начальные знания о системе планет, Луне, звездах, ученых, открывших нашу планетную систему.

С точки зрения подготовки детей к экскурсиям в природу, вторая тема раздела - «В некотором царстве...» - представляет для нас гораздо более насущный интерес. Изучая эту тему, младшие школьники знакомятся с четырьмя царствами живой природы: растениями, бактериями, грибами и животными. Тема разбита на микростатьи познавательного и развивающего характера. Бактериям посвящена одна микростатья, грибам - три, растениям - две. Царству животных посвящен разворот учебника, на котором, в форме таблицы, представлены все классы живых существ, обитающих на Земле. Представленный материал щедро снабжен цветными иллюстрациями, фотографиями и схемами.

Знания, полученные при изучении раздела «В некотором царстве...» можно использовать во всех экскурсиях в природу, но особенно кстати - при экскурсии в лес, так как грибам в разделе уделяется особое внимание.

За разделом «Мы - жители Земли» следует раздел «Природные сообщества». Он начинается с темы «Среда обитания - что это такое?». Детям нужно самим разобраться в этом понятии, пользуясь предлагаемыми изображениями растений и животных и наводящие вопросы учебника . Авторы учебника подводят детей к такому выводу: «Местообитание - это как бы адрес живого существа: здесь оно рождается, растет, развивается, дает потомство. К необходимым условиям жизни относят: температуру воздуха, наличие влаги, питания, место, где можно вырастить потомство. По данному адресу «прописаны» разные живые существа, они обитают в одном месте, связаны между собой и очень нуждаются друг в друге. Такое сообщество называют природным сообществом».

Следующая тема - «Лес и его обитатели». Она начинается с микростатьи «Экскурсия в лес». Это превосходный материал по проведению экскурсии в лес. Микростатья содержит множество вопросов на сравнение деревьев друг с другом, описание деревьев, наблюдение за ними. Такие вопросы целесообразно задавать детям во время экскурсии.

В общем и целом, тема «Лес и его обитатели» дает достаточно полное представление о лесе. Дети узнают что такое яруса леса, какие деревья, травы и кустарники растут в лесу, на какие изделия идет лесная древесина, и даже от каких болезней помогают растения леса. Также в отдельных микростатьях представлены животные, птицы и насекомые леса. Каждый обитатель леса подробно и увлекательно описан в отдельном абзаце, где рассказывается о его внешнем виде, особенностях жизни и роли в экосистеме леса. Особое внимание уделено змеям, как потенциально опасным для человека жителям леса. Раздел снабжен цветными фотографиями и рисунками.

Также, как и «Лес и его обитатели», тема «Луг и его обитатели» начинается с абзаца «Экскурсии на луг» - перечня вопросов, которые подходят для такой экскурсии. В разделе школьники также узнают, что такое луг, знакомятся с травами и насекомыми луга, которые, почему - то названы животными луга. Кузнечикам, паукам и перепелам посвящены отдельные абзацы.

Тема «Поле и его обитатели» начинается с таблицы, в которой изображены все виды полевых культур. В теме объясняется, что такое зерновые культуры, как устроены колосья пшеницы и овса, что из этих зерновых получают. Отдельные микротемы посвящены прядильным и лекарственным растениям поля. Абзац о животных поля конкретной природоведческой информации не несет. Он построен на загадках и иллюстрациях. Дети должны отгадать загадку и выбрать правильный ответ с картинки.

Самая маленькая тема, по которой может быть проведена экскурсия - это «Сад и его обитатели». Он также начинается со схемы, классифицирующей плодовые культуры. Абзац «Экскурсия в плодовый сад» предлагает понаблюдать за растениями сада, и за тем, какие сезонные работы проводятся в саду. Подробно разъясняется, как люди выращивают в саду полезные деревья, а также рассказывается, какие животные и насекомые защищают сад от вредителей.

Третий, и последний раздел учебника, «Человек и природа», рассказывает о необходимости беречь Землю, о том, что животные - это друзья человека, которых надо оберегать. Из этого раздела ученики узнают о том, какие меры принимают люди, для того, чтобы сберечь природу, что такое Красная книга и как люди приручали диких животных, делая их домашними.

С точки зрения рациональности проведения экскурсий в природу в рамках изучения курса «Окружающий мир» по программе данного учебника, можно сказать следующее: материал, представленный в данном учебнике отлично подходит для проведения четырех видов экскурсий - в лес, на водоем, в поле и в сад. Он объемен, серьезен, глубок и всесторонен. Экскурсия на любой природный объект по выбору учителя, будет хорошим дополнением теоретической части, изложенной в учебнике. На экскурсии дети смогут убедиться в связи излагаемой в учебнике информации с реальным устройством того или иного природного сообщества.

«Окружающий мир», 3 класс, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева.

Учебник состоит из двух частей, 12 глав. Первая часть учебника не имеет ничего общего с экскурсиями в природу, так как в ней изучаются темы, более подходящие для лабораторных работ и демонстраций наглядных пособий в классе. Такие, как: «Изображение Земли на глобусе»; «Материки и океаны на глобусе» ; «Географическая карта»; «Учимся читать карту»; «Тела, вещества, частицы»; «Твердые вещества, жидкости и газы»; «Свойства воды в жидком состоянии», и другие. Вторая часть учебника состоит из глав: «Тайны недр земли»; «Почва»; «Природные сообщества»; «Человек и природные сообщества»; «Путешествие в прошлое». Особое внимание стоит обратить на главы «Природные сообщества» и «Человек и природные сообщества». Именно они являются хорошим подготовительным материалом к проведению экскурсии. Так, глава «Природные сообщества» состоит из пяти разделов, рассмотрим их детально.

В разделе «Лес и его обитатели», детям на доступном языке объясняется, что такое ярусы леса, на каких ярусах живут те или иные лесные обитатели, что такое природное сообщество.

«Луг и его обитатели» знакомит учеников с тем, что такое луг, как в общих чертах протекает жизнь этой экосистемы, на какие яруса делится луг, какими животными они населены и как эти яруса взаимосвязаны между собой.

Раздел «Поле и его обитатели» акцентирует внимание на том, что «поле тоже можно считать природным сообществом, но искусственным, созданным человеком для культурных растений». Учащимся разъясняется, какими бывают зерновые культуры, овощные культуры. Рассказывается об обитателях поля и о полевых вредителях, о тех насекомых и животных, которые этих вредителей уничтожают.

«Пресный водоем и его обитатели» сообщает о значении водоемов в жизни человека, об обитателях и растениях водоема: берегов, поверхности и дна, о жизненных закономерностях, царящих в этом природном сообществе, и цепях питания, характерных для него.

Раздел «Болото и его обитатели» рассказывает об устройстве болот и населяющих их растениях, живущих на торфяной подушке болота. Также кратко повествуется о животных, которых можно встретить на болоте.

Далее идет глава «Человек и природные сообщества», которая направлена на то, чтобы сообщить детям хозяйственную и экологическую ценность лесов, озер, болот, лугов. В разделах этой главы рассказывается о необходимости бережно относиться к природным ресурсам, экономно их расходовать и охранять. Также школьникам даются правила безопасности, при нахождении на этих природных объектах.

На наш взгляд, для полноценного и полного усвоения учениками какой - либо темы, необходимо перемежать разделы из двух глав примерно таким образом:

Глава 10. Природные сообщества. Глава 11. Человек и природные сообщества

Лес и его обитатели. - Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

Луг и его обитатели. - Луг и человек.

Пресный водоем и его - Безопасное поведение у водоемов.

обитатели.

Болото и его обитатели. - Надо ли охранять болота?

Усвоение материала в таком соотношении обеспечит разносторонний подход ребенка к каждому природному сообществу, более глубокие знания, и, возможно, даже желание читать дополнительную экологическую литературу по данным темам.

Относительно экскурсий в природу, проводимых на базе материала анализируемого учебника, можно сказать, что учитель может выбирать из нескольких видов: экскурсия в лес, на поле, на луг, на водоем. Экскурсию на болото с младшими школьниками проводить не целесообразно, так как болото - это достаточно опасный природный объект, который лучше посещать со специалистом, а не с учителем младших классов.

Необходимо учитывать, что, по рекомендациям учителей младших классов, должно проводиться не более двух многочасовых экскурсий в рамках курса «Окружающий мир» в полугодие. Исходя из тематик предлагаемого в данном учебнике материала, где непосредственно на природные сообщества отводятся две главы из 12, к сожалению, можно провести лишь одну полнодневную или многочасовую экскурсию в природу, либо две экскурсии, но вторую тогда придется проводить в процессе изучения главы 12 «Путешествие в прошлое», в качестве повторения материала предыдущих глав.

«Окружающий мир», 3 класс, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая.

Учебник состоит из двух частей, каждая часть - из двух тем, каждая тема - из множества разделов.

Возьмем в руки первую часть учебника. Она состоит из тем «Радость познания» и «Мир, как дом». Рассмотрим их с точки зрения уместности проведения экскурсий в природу. Разделы темы «Радость познания» в целом не годятся для конкретных экскурсий в природу в рамках изучения курса «Окружающий мир». Но нельзя не заметить, что эта тема подготавливает учеников к путешествиям, объясняя, что именно путешествуя, можно легко познавать мир. Особенно характерны такие разделы, как «Отправимся на экскурсию». Этот раздел освещает те места, куда можно пойти на экскурсию. Среди вариантов, приведенных в нем, в частности, упоминается ботанический сад, где можно познакомиться с жизнью растений. Это близко подводит к теме экскурсий в природу, и, если учитель планирует провести такую экскурсию, он может акцентировать на этом внимание учащихся. Продолжает подготовку школьников к экскурсии следующий раздел темы - «О чем расскажет план». В этом разделе ученики узнают, что такое план, масштаб, стороны света. К тексту даны цветные иллюстрации топографических чертежей. Подготавливая экскурсию, можно, на базе материала этого раздела, попросить детей проложить маршрут будущей экскурсии на небольшой, составленной учителем, карте. Карту также можно использовать для игр на местности, во время отдыха на экскурсии в природу.

Следующий раздел темы очень важен для подготовки детей к экскурсии. Он называется « Путешествуя, познаем мир». В нем даны ценные советы о том, как готовиться к путешествию. Некоторые из них вполне пригодны и для подготовки к экскурсии в природу.

«Если в путешествии предполагается изучение природы, нужно взять с собой оборудование: компас, бинокль, лупу.

Важно узнать заранее, какой бывает погода в тех краях, куда вы едете. На срок путешествия следует выяснить прогноз погоды (с помощью радио, телевидения, Интернета), чтобы взять с собой подходящую одежду и обувь. В дороге может понадобиться и аптечка».

Рассмотрим раздел «Мир, как дом», на предмет включения в него экскурсий в природу. Материалы данной темы, в сравнении с темой предыдущей, можно гораздо более конкретно применить для подготовки, и уже непосредственного проведения экскурсий в природу.

Раздел «Чудо под ногами» рассказывает школьникам о мире почвы, его закономерностях, обитателях и растениях. Следующий раздел - «Мир растений» - не только повествует о разнообразии растений России, но и дает понятие о том, что такое мхи, папоротники, цветковые и хвойные растения. Раздел снабжен цветными картинками и фотографиями. В конце раздела дано объяснение, как деревья вырабатывают кислород. Этот процесс также отражен в подробной цветной схеме.

Материалы разделов «Плодородная земля и растения в народном творчестве» и «Образы животных в народном творчестве» можно использовать, для демонстрации по ходу экскурсии. Эти разделы богаты фотографиями изделий народных умельцев, которые прославляют русскую землю: поля и леса, водоемы и сады изображены на бытовых вещах повседневного пользования.

Раздел «Мир животных», также можно отнести к разделам, материалы которых помогут подготовить детей к экскурсии в природу. В нем рассказывается о том, кто такие черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся. Знания, полученные в данном разделе, будут полезны в экскурсии на водоем или в лес.

«Невидимые нити живой природы» - последний раздел перед теми разделами, которые могут стать темами конкретных экскурсий. Из него дети узнают, кто такие хищники и кто такие травоядные животные, что такое цепи питания и как кто приспособился, чтобы выжить в природе, и не стать добычей. Раздел снабжен цветными картинками и схемами цепей питания такого природного сообщества, как лес.

«Лес - волшебный дворец» - первый раздел темы «Мир, как дом», который может стать базой для тематической экскурсии в природу. В разделе объясняется, что лес - это не просто деревья, а сложное единство деревьев, травянистых растений, кустарников, животных и бактерий. О роли растений в лесу написано в отдельной микростатье раздела.

Следующий раздел - «Луг - царство цветов и насекомых» - также рассказывает о тесной взаимосвязи составляющих мир луга сообществ - цветов и насекомых, а также о связи живой и неживой природы луга. Как и в разделе «Лес - волшебный дворец», здесь тоже упоминается о роли бактерий в жизни луга.

Третий раздел, на базе которого можно провести экскурсию - «Водоем - дом из воды». Школьники узнают о разнообразии растений и животных, населяющих водоем, и о круговороте жизни в водоеме.

Все разделы о природных сообществах снабжены цветными фотографиями и большими иллюстрациями на развороте учебника, рассматривая которые, ученики могут наглядно видеть «этажи» организации живой природы в лесу, на лугу или на озере.

Заканчивают тему «Мир, как дом» разделы «Как сохранить богатства природы» и «Охрана природы в культуре народов России и мира». Раздел «Как сохранить богатства природы» разбит на небольшие абзацы, «охрана воздуха», «охрана воды», «охрана полезных ископаемых» и другие, где в самых общих чертах, в двух предложениях, говорится о необходимости их охранять. В отдельной микростатье «Человек и природные сообщества» говорится, какую прямую угрозу несет деятельность человека природным сообществам. Продолжает тему охраны природы и завершает первую часть учебника раздел «Охрана природы в культуре народов России и мира», где приводятся мудрые мысли , пословицы и поговорки о том, что родную землю надо беречь.

Вторая часть учебника не подходит для экскурсий в природу. Тема «Дом, как мир», которая ее открывает, посвящена здоровью человека, семейным ценностям, житейской мудрости. Разделы темы «В поисках всемирного наследия» рассказывают о разных странах нашей планеты. Но, если, при изучении второй части, экскурсии в природу не уместны, это не значит, что неуместны экскурсии в рамках изучения курса «Окружающий мир» вообще. Вторая часть содержит разделы, при изучении которых, школьникам будет уместно посетить усадьбу А. С. Пушкина и Московский Кремль.

Анализ учебника требует систематизации. На наш взгляд, данные друг за другом разделы расположены непоследовательно. Их необходимо перемежать и группировать между собой, чтобы усвоение нового материала, и, параллельно с этим, подготовка к экскурсии, приобрели целостный характер. Вот пример подобной группировки:

«Чудо под ногами» - «Луг - царство цветов и насекомых» - «Как сохранить богатства природы» (абзац про охрану почвы и растений). Экскурсия.

«Невидимые нити в живой природе» - «Лес - волшебный дворец» - «Как сохранить богатства природы» (абзац про охрану леса). Экскурсия.

«Самое главное вещество» - «Водоем - дом из воды» - «Как сохранить богатства природы» (абзац про охрану воды). Экскурсия.

В самих экскурсиях необходимо использовать материалы из разделов «Мир растений», «Плодородная земля и растения в народном творчестве».

Проанализировав учебники по предмету «Окружающий мир» за второй и третий класс начальной школы разных авторов, можно сделать следующие выводы.

1.В учебнике за второй класс дано гораздо больше той информации, которая может быть положена в основу экскурсии, чем в учебниках за третий класс.

2.В учебниках за третий класс дана информация по практической подготовке экскурсии, чего нет в учебниках за второй класс. Но это сделано за счет минимизации информации о разных природных сообществах.

.В учебниках за третий класс дана такая последовательность разделов, в принципе, на одну тему, что, для составления целостного комплекса по подготовке и проведению экскурсии в природу, их нужно объединять, компановать и перемежать между собой. В учебнике за второй класс ничего подобного нет - там даны целостные, завершенные пласты информации о разных природных сообществах, работая с которыми, подготовить и провести экскурсию гораздо легче и проще.

.Исходя из этого, основной упор на экскурсионную часть работы в рамках изучения курса «Окружающий мир» нужно делать во втором классе, однако про экскурсии в природу в третьем классе не стоит забывать совсем. Экскурсии, проводимые в третьем классе могут носить характер закрепления материала.

Анализируя учебники, мы выяснили, каков обучающий и воспитательный потенциал разных учебных программ. Об обучающем и воспитательном потенциале экскурсий, как занятий практического характера, речь пойдет в следующем параграфе.

Параграф 5. Обучающий и воспитательный аспекты экскурсионной работы

Святитель Феофан Затворник разделял стороны человеческой сущности на следующие части: деятельная, мыслительная, желательная, сердечная. Так же он подразделял стороны жизни на плотскую, душевную и духовную составляющие, акцентируя внимание, что лишь одна из этих составляющих превалирует над всеми остальными. «Не то сие означает, чтоб, когда человек бывает духовен, душевность и телесность уже не имели в нем места, но то, что тогда духовность у него бывает господствующею, подчиняя себе и проникая собой душевность и телесность; равно - не то, чтобы когда человек бывает душевен, его духовность и телесность не существовали более, но то, что тогда душевность бывает господствующею, всем заправляет и всему дает свой тон и самою духовность облекает покровом душевности; также не то, чтоб когда человек бывает плотян, его духовность и душевность исчезали, но то, что тогда у него все оплотеняется, и духовность и душевность плотяны бывают, подчинены плоти, ею попраны, в рабстве у нее содержимы. … [Человек] всегда имеет возможность переходить с одной степени на другую, ослабив одну сторону своей жизни и усилив другую. ... Духовный человек может ниспасть в душевность и телесность, и плотяной - подняться до духовности, когда тот возлюбит душевное и плотское, а этот взыщет духовного». Если следовать такому взгляду преподобного, можно сказать, что экскурсии в природу относятся к деятельной и мыслительной части, при этом они могут развивать душевную или духовную составляющие человека. При этом, задача педагога, проводящего экскурсию, возвысить «плотяное» восприятие природы учащимися, до духовного восприятия. На пути к этому не обойти душевную сторону человека. А именно на нее и влияют обучение и воспитание, так как, по нашему мнению, воспитывать сразу духовность, минуя душевность могут, как минимум только духовно опытные старцы и святые отцы, но уж никак не учителя младших классов.

Выше нами были приведены задачи экскурсий в природу. Рассмотрим их, выделив обучающие и воспитательные аспекты.

Научить вести экологические наблюдения в природе. Выполнение данной задачи обучит проводить параллели между теорией, изучаемой на уроке, и реальной картиной природы, выявлять закономерности, на которых держится круговорот жизни в том или ином природном сообществе, делать выводы на основе наблюдений.

С точки зрения человеческого восприятия, в процессе экологических наблюдений, ученик видит перед собой набор природных объектов. Он воспринимает это как факт, и, зная, какие задачи стоят перед ним на данный момент, приступает к наблюдению. Наблюдая, ученик видит закономерности, присущие живой природе, и начинает вдумываться в их сущность, понимая, что они являются как характерной чертой данного природного сообщества, так и частичкой общего гармоничного состояния мира в целом. Понимание этого затрагивает уже душевную сторону жизни. Общее благосостояние связанных между собой природных объектов не возможно без отлаженных, не нарушенных жизненных процессов, проходящих в каждом из них. Понимание этого рождает желание сберечь природу, сохранить ее. Вместе с тем, начинается процесс более глобального мышления - от частного к общему. Здесь важно уже не только понимание конкретного природного сообщества, как части мироздания, а понимание того, что без подобным образом стоящей частички, было бы искажено целое - картина мира в общем. Природный объект, на котором ведется наблюдение, представляется правильно положенным кирпичиком, который держит в стройности все здание. Отсюда возникает естественное восхищение премудростью мироустроения, и Тем, Кто его претворил. Подключается духовное мировоззрение, которое объемлет и плотское, и душевное. Приходит осознание того, что человек тоже является частью тварного мира, и занимает свое место в нем. Также, как и приходят мысли: а может ли моя жизнь и поведение вписаться в ту идиллию, которую устроил Господь, сотворя и мир и меня?

Подобный ход мыслей присущ скорее ученикам православных гимназий и церковно - приходских школ, чем учащимся светских учебных заведений. Однако и светский учитель может построить экскурсию так, чтобы своим рассказом натолкнуть учеников на подобные мысли, не в коем случае не навязывая их. К тому же и видные деятели светской педагогики были недалеки от духовного осмысления мира и человека в нем. Так, С. Л. Соловейчик писал: «Все желания человека можно разделить не только на высокие и низкие, «животные» или «общественные», но и так : на конечные и бесконечные. Бесконечные не в том смысле, что они уходят куда -то ввысь, в надземное, а в самом простом значении - им нет конца, их нельзя удовлетворить. <...> Бесконечно стремление к добру. Неутолима жажда правды. Ненасытен голод по красоте.»

Теперь рассмотрим секуляризованный вариант того, что может воспитать экологическое наблюдение в природе. Во - первых, это бережливость, стремление сохранить растения и животных, входящих в изучаемое природное сообщество. Во- вторых , это желание воссоздать данное сообщество, изучив основные закономерности его устройства и жизненных процессов, в нем протекающих. К примеру, посадить деревья на пустыре, изучив мир рощи. В-третьих, улучшить изучаемое природное сообщество, привнеся в него то, чего раньше не было. Например, высадить молодые деревца в лесу, где их нет или очень немного, запустить физически здоровых (пойманных сетью, а не на удочку, без повреждений) пресноводных рыб, в водоем, где разнообразие живых существ невелико или сокращается.

Узнать свой край. Данная задача может обучить детей не только ориентироваться в родной местности, но и знать историю своего края, его географические и природные особенности. Помогая узнавать свой край, педагог воспитывает в ребенке чувство любви к родной земле. Что может быть плодом этого? Часто многие уже взрослые люди, бывая по жизненным обстоятельствам в разных городах, не привыкают к окружающей обстановке, стремясь вернуться в родной край. Многие поэты, находясь в отъезде, написали массу замечательных стихов о тех местах, где они родились и выросли.

Частным видом краеведения может являться «городоведение», например, в Москве - москвоведение. Дети узнают историю, культуру и быт родного города. Любовь к родному городу проявится в стремлении поддерживать чистоту, благоустраивать дворы, а иногда - и целые районы, увековечивать в памяти горожан их неповторимую красоту, как, например, это сделал поэт Вадим Егоров:

Над Москвою-рекой шар закатный и алый,

И Кремля купола так горят - хоть туши...

Кадаши, Кадаши - заповедничек малый

В переулках Москвы, в закоулках души.

Злые ливни веков по Москве барабанят,

Но не трогают в замоскворецкой тиши

Кадашевский тупик, Кадашевские бани,

Кадашевскую глушь, Кадаши...

Здесь над царской парчой колдовали ткачихи,

Здесь свои сундуки набивали скупцы,

И бивали купчих молодые купцы.

Здесь росли по иным домостроям и меркам,

Здесь умели врага выпроваживать вон,

И к заутрене шли в Воскресенскую церковь

Под хрустальный ее, под малиновый звон.

Наш грубеющий слух и поныне ласкают,

Оставляя в душе несмываемый след,

Моховая, Манеж, Маросейка, Тверская,

И Остоженки гул, и Пречистенки свет.

Сколько новых имен полнят города улей!

Этих новшеств во мне не взойдут семена:

Имена городов и названия улиц

Неизменны во мне, как людей имена.

...Вот еще один день мы с тобой отдышали.

Ухожу, ухожу, и наказ мой таков:

Кадаши, Кадаши, - дай вам Бог Кадашами

Быть векам вопреки и во веки веков.

Чтоб стояли всегда в серой утренней рани -

Так стары, так обшарпаны, так хороши -

Кадашевский тупик, Кадашевские бани,

Кадашевская глушь, Кадаши...

Обучающими аспектами экскурсий в природу, направленных на выполнение данной задачи являются: умение отличать природу родного края, от сходной природы другого края, например, различать виды лесов и полей, зависящие от рода почвы, на которой они произрастают, различать флору и фауну разных краев, находящихся близко друг от друга, но в разных природных зонах.

Отрабатывать правила личного поведения в природе. Воспитательные аспекты экскурсии, направленные на выполнение этой задачи, видны из названия. Выполнение данной задачи подразумевает обучить детей такому поведению в природе, которое:

а) не приносит вреда природе;

б) не приносит вреда человеку, находящемуся в природе;

в) направлено на улучшение природного объекта, если таковое необходимо для нормального функционирования того природного объекта, куда ведется экскурсия.

г) направлено на рациональное потребление природных богатств, используемых в быту: воды, грибов, ягод, трав, цветов.

Применять теоретические знания на практике. Обучающим аспектом при выполнении данной задачи и будет практическое применение знаний и умений по грамотному поведению в природе. Учитель должен личным примером демонстрировать то, как нужно беречь природу и стараться ее улучшать. Самым распространенным способом является субботник - экологическое мероприятие, где взрослые трудятся наравне с детьми: развешивают кормушки для птиц, собирают сухую листву, мусор, вытряхивают майских жуков из дупел деревьев. Кроме применения знаний природоохранной направленности, необходимо обеспечить использование на практике знаний универсального характера, то есть таких, которые могут пригодиться по жизни всегда, как - то: определение сторон света по солнцу и мху, нахождение выхода из леса по оставленным ориентирам, умение читать топографические карты и другие. Для этого в младшей школе можно организовать одно - двудневный поход, с целью продемонстрировать все это детям на практике, а потом попросить детей самим продемонстрировать на деле то, что они увидели и усвоили.

Воспитательный аспект данной задачи сложнее: преподаватель должен так настроить учащихся, чтобы они сами хотели беречь и улучшать природу, и, более того, приняли это за норму жизни, чтобы экологическая грамотность стала чертой жизни детей, чтобы жизненно необходимые правила выживания в природе прочно запомнились.

Мы разобрали задачи экскурсии и их обучающие и воспитательные стороны, однако экскурсия не может проводиться строго для выполнения одной конкретной задачи: только узнать свой край или только отработать правила личного поведения в природе. Все эти задачи связаны между собой и должны быть выполнены в ходе одной экскурсии. Поэтому и обучающие и воспитательные стороны выполняемых задач тесно переплетены между собой. Не воспитав бережливости к природе нельзя рассчитывать, что ученик будет улучшать то или иное природное сообщество. Точно так же, не обучив различать растения, нельзя рассчитывать, что ученик будет их беречь, а не вырвет все, как не нужную траву.

Подводя итог, можно сказать, что обучающий и воспитательный аспекты экскурсии в природу подразделяются по следующим направлениям:

1)Природоохранное;

2)Восстановительное;

3)Практического применения (ориентирование и выживание в природе).

Заключение

На основе анализа литературы, можно сказать, что обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу в рамках изучения предмета «Окружающий мир» является понятием, образующим базу любой экскурсии. Без учета, разработки, и грамотной реализации этих потенциалов, всякая экскурсия в природу теряет свой смысл и становится формальной. И учебные, и методические пособия строятся на принципах обучения и воспитания чего бы то ни было. В частности, экологической грамотности и ответственности.

В результате исследования нами были решены следующие задачи:

1.Охарактеризованы особенности младшего школьного возраста;

2. Разобраны понятие и функции экскурсий в природу;

3.Освещены виды экскурсий в природу;

4. Проведен анализ школьных программ по курсу «Окружающий мир» на предмет интеграции в них экскурсионной работы.

5.Рассмотрены Обучающий и воспитательный аспекты экскурсионной работы.

В первом параграфе мы пришли к выводу о том, что кризис семи лет затрагивает как психологическую, так и физиологическую сторону развития ребенка. Меняется его самосознание, его роль в окружающем мире становится иной, ставятся новые жизненные цели. В этом возрасте для гармоничного развития необходимо грамотное педагогическое руководство.

Из второго параграфа мы вынесли то, что экскурсия является необходимым компонентом в курсе изучения предмета «Окружающий мир», так как выполняет двоякую функцию: сообщает знания и через это способствует становлению экологической культуры.

В третьем параграфе мы выяснили, каковы особенности проведения экскурсий на разные природные объекты.

В четвертом параграфе мы пришли к тому выводу, что экскурсии должны строго соотноситься с материалом учебника, должны нечасто применяться при обучении. Экскурсий не должно быть много, они должны быть проведены так, чтобы вписывались в учебный процесс. Для этого необходимо хорошо знать программы современных учебников «Окружающего мира».

В пятом параграфе мы выяснили, что обучающий и воспитательный потенциал экскурсий может быть подразделен по трем направлениям:

  1. Природоохранное;
  2. Восстановительное;
  3. Практического применения (ориентирование и выживание в природе).

Таким образом, обучающий и воспитательный аспект является неотъемлемой составляющей экскурсий в природу в рамках изучения предмета «Окружающий мир». При составлении экскурсии, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, особенности той социальной среды, где он вырос и особенности его здоровья. Тогда воспитатель и обучающий аспекты будут грамотно спланированы и внесены в конспект экскурсии в удобных формах.

Список использованной литературы

[1] Александрова Г. С. «Экскурсоведение, курс лекций» ПСТГУ, М.:1998

[2] Бабич Н. А. «В плену у Тайболы» Издательство МЧС России по Архангельской области, 2007. 203 с

[3]Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А., Малый энциклопедический словарь, 1905-1909. [4]Виноградова Н. Ф., «Окружающий мир» в 2 частях, учебник для второго класса, ч.2. С. 39.

[5]Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика» ПСТГУ, М.: 2004

[6] Кушнир Т. Л. Автореф. Дисс на соискательство степени д п н . М., 2010, 256 с.

[7]Макарова Т. Г. «Экологическое воспитание», реферат , Источник: сайт do.gendocs.ru посещение от 25. 10. 13.

[8]Мухина Т. В. «Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников» МБОУ «СОШ № 10 им. П.А. Пономарева», г. Иркутск. Доклад в рамках Всероссийской научно-практической конференции.

[9]«Организация учебно-познавательных экскурсий на водоем» <http://www.ecosystema.ru/>

[10] Павлов Кирилл, архимандрит. Проповедь в день св. великомученицы Варвары Проповедь в день св. великомученицы Варвары.

[10]Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины» , издательство «Просвещение», 1991 - 206 с.

[11]Плешаков А. А., «Окружающий мир», учебник для 3 класса в двух частях, часть 1, «Просвещение», 2011. .

[12]Райков Б. Е., Римский-Корсаков М. Н. «Зоологические экскурсии» Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956

[13]Сапогова Е.Е. "Психология развития человека" М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

[14]Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

[15]Советский Энциклопедический Словарь, 4 изд. М. «Советская энциклопедия», 1990.

[16] Столяренко Л. Д. «Педагогическая психология». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009, 541с. С.35

[17] Соловейчик С. Л. «Антология гуманной педагогики. Соловейчик». Составитель - Русаков А. С. Издательский дом Шалвы Амонашвили, М., 2007

[18] Федотова О. Н, Трофимова Г. В., Трофимов С. А.,. Царева Л. А, «Окружающий мир, 3 класс», учебник в 2 частях, часть 2, «Академкнига/ Учебник», 2012

[19] Феофан Затворник, св. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», письмо 12. Издательство «Соборный разум», Спб, 1991.

[20] Чувашова Г. П. «Методика подготовки и проведения экскурсии». Доклад в рамках Педагогических чтений, Исилькуль, 2012.

[21] Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство в первом классе». М.: Просвещение, 1981.-191 с. С. 183 - 184.

Похожие работы на - Обучающий и воспитательный потенциал экскурсий в природу в начальной школе в рамках курса 'Окружающий мир'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!