психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 6-9-летнем возрасте, характеризующимся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур.
Глава 2. Педагогическая практика применения нетрадиционных форм обучения в начальной школе ( на примере СОШ № 26)
.1 Особенности учеников 3 класса
В этом возрастном периоде у учеников продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок учится ставить оценку причинам своих промахов и удач. У третьеклассников возможен существенное снижение творческих способностей, стремления к фантазии за счет появления умения действовать по плану, следовать инструкции. Присутствует некое желание быть всегда успешным как в школе, так и вне школы , что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у многих детей происходит явное снижение самооценки, например ученик может думать о себе таким образом : «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Этакая ситуация может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его промахи, неуспехи. Он перестает верить в свои силы. В наиболее трудной концепции ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».[1;60] У некоторых детей закрепляются социальные страхи - сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.
Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность. Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить. У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.
Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.
Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.
В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями . Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют внутренним ребенком.
Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это - явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.
Другая важная особенность этого возраста качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми - учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду.
Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей. Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».
К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
.2 Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся
Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача - это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, являющийся следствием необычайности сюжета задачи, необычности формы её подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает любознательность. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на развитие познавательной активности, познавательного интереса и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
При создании дидактических игр многие руководствуются не только желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли, но и необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся к уроку. В игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности [4; 49].
Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме учебным материалом.
Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличается от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровой замысел - первый структурный компонент игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам определённые требования в отношении знаний. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применять имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательной содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока.
Это наличие технических средств обучения, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.[16;453]
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра «по обязанности» теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки; этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих учеников.
При наличии интереса дети занимаются с большей охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний. Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддержать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на передний план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике. В процессе игры у учащихся вырабатываются привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы чаще применяются при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В ходе игры у учащихся вырабатывается целесообразность, организованность, положительное отношение к учёбе. Дидактические игры при их систематическом использовании становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников.
При организации дидактических игр необходимо учитывать:
.Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала доступно пониманию школьников. 2.Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание. 3.Дидактический материал должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.
.При проведении игры в форме командных соревнований (поединок, бой, эстафета), построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Брей - ринг», «Счастливый случай», «Звёздный час» и других, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учет должен быть открытым, ясным и справедливым.
.Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.
.Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
.Если на нескольких уроках поводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
.Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
.В процессе игры должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
.Игру нужно закончить на уроке, получить результат.
Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Виды игр на уроках математики:
.Деловая игра.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:
моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
наличие конфликтных ситуаций;
обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
контроль игрового времени;
элементы состязательности;
правила системы оценок хода и результатов игры.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:
знакомство с реальной ситуацией;
построение ее имитационной модели;
постановка главной задачи командам, уточнение их роли в игре;
создание игровой проблемной ситуации;
вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала; 6разрешение проблемы;
обсуждение и проверка полученных результатов; 8коррекция;
реализация принятого решения;
анализ итогов работы (рефлексия);
оценка результатов работы.
.3 Методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм
Рекомендации по использованию нетрадиционных уроков:
. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знании, умении и навыков учащихся;
. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Рекомендации по проведению уроков-игр.
Во-первых, прежде всего надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры.
Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания - либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем. Рекомендации по проведению уроков экскурсий:
Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой. Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Рекомендации по проведению уроков-зачетов:
Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение - систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопроса. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).
Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам , в которых некоторые ученики ранее не разбирались; знакомить с материалами стенда «Готовься к зачету», который вывешивается в кабинете.
Методические рекомендации по организации и проведению урока-конкурса:
Урок-конкурс может иметь место в любом классе на завершающем этапе работы практически над любой темой с учетом условий обучения. Целесообразно комплексный подход при разработке урока, т.е. необходимо реализация языковых и речевых навыков и умений учащихся, меж предметных связей коллективная подготовка к уроку сплачивает ребят стремлением к победе, желанием каждого внести свою посильную лепту в общее дело. В связи с этим необходимо предусмотреть как задания для индивидуальной подготовки, но общее для всех, так и задания для коллективного их выполнения командами - участницами. Примерная формулировка цели урока:
Практическая цель: совершенствование языковых и речевых навыков и умений уч-ся в процессе подготовки к конкурсу и в процессе выполнения ими конкурсных заданий.
Образовательная цель: расширение кругозора учащихся.
Развивающая цель: привитие интереса учащихся к предмету, развитие познавательной активности, развитие навыков и умений в ходе поиска конкретного практического материала для выполнения задания.
Воспитательная цель: воспитание детей в духе коллективизма, повышение ответственности уч-ся за качество выполнения домашних заданий в духе подготовки к уроку-конкурсу и выполнение заданий на уроке. В ходе подготовки и проведении урока-конкурса функции учителя реализуются так: конструктивно планирующая: при составлении сценария, условия конкурса, критериев оценки результатов.
Заключение
Любовь к учению не воспитаешь на словах. Положительное отношение к учёбе - это положительное отношение, прежде всего в младших классах. Задача учителей сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям приходится решать такую задачу почти каждый день. Чтобы сделать почти ежедневные встречи с русским языком. Математикой, окружающим миром не скучными и обыденными, а радостными и интересными, на помощь учителю приходят уроки - игры, уроки -путешествия.[8;90]Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Нетрадиционные формы уроков помогут адаптироваться и закрепить интерес к сложным предметам.
На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Всем интересно. Дети играют, а играя непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания. Систематическая работа в этом направлении благотворно сказывается на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, активизации внимания, повышении познавательного интереса. Проведение нетрадиционных форм уроков помогает заинтересовать детей младшего школьного возраста, повысить их успеваемость. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Залогом успешной активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Целью работы было теоретически обосновать необходимость использования нетрадиционных форм уроков в начальных классах, разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм уроков в начальных классах.
Я считаю, что данная тема помогла мне повысить активность детей на уроке, привлечь их внимание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ротаенко, Ю. А. Математическая сказка/сост. Ю. А. Ротаенко// Начальная школа. - 1994. - № 6. - 79 с.
. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников/О. А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - № 11. - 112 с.
. Ковалева, Т. Н. Игра и учебная деятельность/Т. Н. Ковалева// Математика в школе. - 1988. - № 6.
. Усатова, Е. В. Соревнования на уроках математики / Е. В. Усатова// Математика в школе. - 1993. - № 6.
. Подласый, И. П. Педагогика. Новый учебный курс: Учебник для студентов педагогических вузов / И. П. Подласый. - М.: Гуманист. Издательский центр Владос, 1999. - 576 с.
.Колягин, Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики / Ю. М. Колягин. - М.: Просвещение, 1997. -380с.
.Кузнецов, Б. Н. Воспитание интереса к изучению математики в школе [Текст] / Б. Н. Кузнецов. - Иркутск: «Феликс», 2007. - 225с.
. Пичурин, Л. Ф. Вопросы Общей методики преподавания математики [Текст] /Л. Ф. Пичурин. - М.: Просвещение, 1999. - 280с.
. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе / Н. М. Рогановский. - М.: Просвещение, 1990. - 270с.
. Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н. В. Бабкина // Начальная школа. - 1998. - № 4.
. Бабкина, Н. В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы / Н. В. Бабкина // Психологическое обозрение. - 1996 г. - № 2(3).
. Бибко, Н. С. Сказка приходит на урок / Н. С. Бибко // Начальная школа. - 1996 г. - № 9.
. Губанова, О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках / О. В. Губанова // Начальная школа. - 1997 г. - № 6.
. Масловская, Т. А. Дидактические игры на уроках математики / Т. А. Масловская // Начальная школа. - 1997 г. - № 2.
. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка] / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО. - 2003 г. - 512 с.
. Минскин, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минскин.- М.: Просвещение. - 2004 г.
. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Просвещение. - 2006 г.
. Спиваковская, А. С. Игра - это серьёзно / А. С. Спиваковская. - М.: Педагогика. - 2001 г.
.Авдеев, Р. И. Принципы дидактики в преподавании математики / Р. И. Авдеев - М., 2002, с. 45.
. Болтянский, В. Г. Преподавание математики / В. Г. Болтянский - Н. Новгород, 1995. - 70с.
.Петрова, Е. С. Методические рекомендации по изучению курса методики преподавания математики / Е. С. Петрова. - Саратов: «Феликс», - 1993. - 67 с.
.Пичурин, Л. Ф. Вопросы Общей методики преподавания математики [Текст] / Л. Ф. Пичурин. - М.: Просвещение, 1999. - 280с.
.Истомина, Н. Б. Развивающее обучение Начальная школа. - 1996 г. - № 12.
.Губанова, О. В., Левкина, И. С. Использование игровых приемов на уроках / О. В. Губанова, И. С. Левкина // Начальная школа. - 1997 г. - № 6.
.Буя, Т. А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника / Т. А. Буя // Начальная школа. - 1997 г. - № 2.
.Бахир, В. К. Развивающее обучение / В. К. Бахир // Начальная школа. - 1997 г. - №5.
.Григорович, Л. А. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович. - М.: Гардарики, 2003 г. - 475с.
.Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов / О. С. Гребенюк. - М.: Владос, 2003. -160 с.
.Кордемский, Б. А. Увлечь школьников математикой / Б. А. Кордемский. - М.: Просвещение, 2004 г.
. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики / С. Г. Манвелов. - М.: Просвещение, 2002 г.
.Чесноков, А. С., Мешков, К. И. Дидактические материалы для 6 класса / А. С. Чесноков, К. И. Мешков. - М.: Просвещение, 2002. - 160с.
.Чименгирова, Л., Спиридонова, Б. Играя, учимся математике / пер. с болгарского / Л. Чименгирова, Б. Спиридонова. - М.: Просвещение, 2003 г.
. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1998 г.
.Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько. - М., 1994 г.
Приложение
«Стук-стук»
Дидактическая цель: закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.
Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:
ДесяткиЕдиницы
Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.
Для закрепления навыков счета можно предложить игру «Слушай и считай»:
Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.
Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа - меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игр: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому - 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.
Урок - соревнование.
Конспект урока по математике (1 класс)
Тема: Математический футбол.
Цели: повторение и закрепление материала по теме «Сложение и вычитание в пределах 10», развитие навыков устного счёта, развитие умения сравнивать числа в пределах 10.
Оборудование: карточки с примерами, футбольный мяч.
Ход урока:.Оргмомент..Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы поиграем в необычную игру. Она называется «Математический футбол». Для игры вам нужно разделиться на две команды. (Учитель делит класс на команды)..Решение задач.
Учитель кидает команде мяч, кто ловит мяч тот, решает задачу, которую учитель читает устно. Команда может помогать. За каждую правильно решённую задачу засчитывается гол противнику.
На грядке выросло 7 помидоров и 8 огурцов. Чего выросло больше: помидоров или огурцов и на сколько?
У Кати 5 кукол, у Лены на три меньше. Сколько кукол у Лены?
У Саши три машинки, у Вовы на три больше. Сколько машинок у Вовы?
В поход пошли 8 мальчиков и шесть девочек. Кого было меньше: мальчиков или девочек и на сколько?
Перед светофором остановились 5 легковых машин и 2 грузовые машины. Сколько всего машин остановилось?
После каждого задания подводится итог, какая команда сколько забила голов..Решение примеров.
К доске выходят по 1человеку от команды, решают пример, возвращаются к команде, передают мяч следующему игроку, который выходит к доске. Каждый правильно решённый пример - это гол команде соперника.
З+1-2= 6+2+2=
-1-3= 9-1-3=
+2-3= 8-4+2=
-4-5= 4+1+3=
+1-2= 10-5-2=
+2-0= 5+1+4=
-1+4= 7-2-5=
+2+3= 3+0-2=
-1-2= 2-2+1=
V.Сравнение чисел.
По одному человеку от команды. Коллективная проверка.
Подсчёт «забитых голов».
* 8 3 * 3
* 6 5 * 8
* 1 9 * 7
* 2 2 * 3
* 7 1 * 4
* 6 6 * 2
VI.Работа в группах.
В командах объединяются в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает карточку с заданием.
Карточки первой команды:
.Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.
*6*4=6 4*5*7=2
*1*5=5 3*2*3=8
.Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.
*3*1=7 1*0*6=7
*5*1=8 7*3*3=0
.Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.
*1*2=8 10*8*1=1
*5*3=7 2*7*4=5
Карточки второй команды:
1.Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.
*7*1=9 1*6*5=2
*6*2=8 7*3*5=5
*3*1=0 8*2*6=4
*7*4=4 6*0*5=1
. Поставь знаки, чтобы равенство оказалось верным.
*6*5=4 6*4*6=4
*7*8=1 1*6*0=7
Каждый правильно решённый пример даёт гол команде противника.
VII.Итог
Подведение итогов урока, подсчёт «голов», вручение грамоты выигравшей команде.
Наиболее часто в своей работе я использую уроки - соревнования и уроки - КВН. Детям очень нравится такая форма работы. Элемент соревновательности повышает интерес и мотивацию.