Использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    376,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ленинградский социально педагогический колледж»


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В КАЧЕСТВЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Выполнил:

Проценко Владислава Владимирович

Научный руководитель:

Рожкова Ольга Леонидовна








СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В КАЧЕСТВЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

.1      Принцип наглядности в обучении

.2      Виды наглядности

.3      Использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В КАЧЕСТВЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

.1 Анализ использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики

.2 Разработка и апробация уроков информатики с использованием мультимедийных презентаций в качестве наглядности

.3 Методические рекомендации для учителей по созданию и использованию мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На пороге XXI века встает серьезная проблема, связанная с переоценкой ценностей в области образования. Во главу угла ставятся личность ученика и свобода его выбора. На смену консервативным методам приходят технологии, позволяющие максимально активизировать деятельность учащихся. Предметное содержание школьного курса информатики постоянно подвергается большим изменениям, одной из причин которого является реализация принципа наглядности с помощью современных компьютерных технологий и других средств. Проблема использования наглядности в обучении является одной из фундаментальных в педагогике и психологии. Ее значимость обусловлена ролью восприятия изучаемого материала. Однако уровень разработанности данной проблемы не соответствует ее значимости, чем обусловлена необходимость и актуальность ее дальнейшего исследования. Данная проблема исследована недостаточно хорошо и имеется противоречие между потребностями практики в научно-обоснованных рекомендациях в этой области и развитием педагогической и психологической наук. Изложенное выше определило выбор темы и проблемы нашего исследования.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что отсутствует устоявшаяся система взглядов на понимание закономерностей использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики.

Решение данной проблемы и составляет ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретически обосновать и проверить эффективность использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики. Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно;

•          изучить теоретические основы использования наглядности в процессе обучения;

•          описать роль использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности;

•          проанализировать психолого-педагогические требования к разработке, выбору и применению наглядности при обучении информатике и на их основе разработать методические рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - реализация принципа наглядности в обучении на уроках информатики.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что в нем выявлены особенности и возможности использования мультимедийных презентаций для реализации принципа наглядности при изучении информатики, выявлены образовательные возможности и описаны критерии отбора содержания, форм и методов использования мультимедийных презентаций для эффективной реализации принципа наглядности при обучении информатике. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в разработке методических рекомендаций по созданию и использованию мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики. Данные рекомендации могут быть использованы при разработке наглядности для уроков информатики.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется необходимостью рассмотрения научно-обоснованной теории и методики использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В КАЧЕСТВЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

.1      Принцип наглядности в обучении

Научной педагогической сферой, которая бы логично и последовательно изучала особенности целенаправленного процесса систематического образования и обучения подрастающего поколения, определяя его специфику и закономерности, является исторически сложившаяся в процессе эволюции человеческой цивилизации наука - дидактика. Впервые слово «дидактика» появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфранга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить и как учить. Задача дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе.

Дидактические принципы (принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. На основе их анализа ИЛ. Подласый выделяет в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

·        сознательности и активности;

·        наглядности;

·        систематичности и последовательности;

·        прочности;

·        научности;

·        доступности;

·        связи теории с практикой.

Главное положение, лежащее в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Хотя принцип наглядности чаще всего относится к сформулированным дидактическим принципам, его понимание в науке до сих пор неоднозначно, что отрицательно влияет на практику обучения. Название принципа происходит от слов «взгляд», «осмотр», «мнение», и это конкретизирует внимание на роли мышления в процессе обучения. Идея наглядного обучения начала распространяться в XVII в, ее представляли известные просветители М. Монтегю и Ф. Бэкон, более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: Ратке и Коменский, который развил идею наглядного обучения в «Большой дидактике». «Золотое правило обучения», согласно Я. А. Коменскому, - наглядность. Данное правило требует активизации в обучении всех органов чувств. Коменский приводит известную тезу: «Ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано в ощущении». Величайшая заслуга чешского педагога Я.А. Коменского состоит в том, что он доказал несостоятельность словесного (вербального) обучения. «Все, что возможно, предоставить для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами - предоставить нескольким чувствам» - предлагал он. Принцип наглядности Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором, усвоения учебного материала. Причем вредным является как недостаточное, так и избыточное применение наглядности: ее недостаток приводит к формальности знании, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения. В отличие от Коменского, Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. У Песталоцци наглядность превращается в самоцель. Ж.-Ж, Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения здесь не приобретает самостоятельного и существенного значения - ребенок просто непосредственно видит то, что должен знать и изучить.

Когда К. Д. Ушинский усовершенствовал учение о наглядности, то он считал, что она отвечает психологическим особенностям детей, которые мыслят «формами, звуками, красками, ощущениями». Ушинский усиленно подчеркивал важность воспитания наблюдательности, видел в наглядности средство развития мышления и речи. Он придавал большое значение наглядному обучению и считал, что учитель должен как можно чаще использовать наглядность на уроках, поскольку применение наглядности:

•          стимулирует элементарные умственные процессы;

•          развивает устную речь;

•          способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся;

•          дает учителю возможность глубже изучить своих учеников.

Л. В. Занков исследовал различные формы сочетания слова и наглядности в обучении: «Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью». Им было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности, которые следует учитывать и при обучении:

·        посредством слова преподаватель руководит наблюдением, которое осуществляется обучаемыми, а знания об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

·        посредством слова преподаватель на основании осуществленного обучаемыми наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет обучаемых к осмыслению таких связей в явлениях, которые не могут быть увиденными в процессе восприятия;

·        сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

·        опираясь на осуществляемое обучаемыми наблюдение наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

В. Оконь определяет принцип наглядность как совокупность норм, которые исходят из закономерностей процесса обучения и касаются познания действительности на основе наблюдения, мышления и практики на пути от конкретного к абстрактному и обратно.

Л.М. Фридман, изучая роль наглядности в обучении, сформулировала следующую формулу: «Наглядность - это понимание и активность.

В особенности наблюдение, наглядность натуральных объектов имеют большое значение и служат исходным пунктом знаний детей об объективном мире. Наглядность дает учащимся полную убежденность в истинности наблюдаемого. Но всякое действительное восприятие происходит при активном мышлении и в той или иной форме предполагает познавательную задачу. Таким образом, в любом акте наглядного обучения восприятие слито с абстрактным мышлением.

Посвященные исследованию наглядности, психологические исследования, проводились Л.И. Занковым, И.М. Соловьевым, Ж.И. Шиф, Б,И, Пинским, Г.М. Дульневым, В.Г. Петровой, М.М, Нудельманом, М.П. Феофановым и другими.

Главное значение при построении обучения имеет организация познавательного процесса ученика в логике его продвижения к освоению опыта культуры и цивилизации. Основой любого процесса познания выступают ощущения и восприятие. Восприятие представляет собой познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений и представляют собой процессы отражения отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Виды восприятия выделяются в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. На этой основе выделяются зрительное восприятие, слуховое восприятие, осязательное восприятие. На протяжении нескольких веков опора на реальные ощущения и разностороннее восприятие ребенка выступала одним из главных и неизменных по сегодняшний день требований дидактики. Дидактическое развитие этого требования воплотилось, прежде всего, в принципе наглядности обучения.

Учение И.П. Павлова об анализаторах дает физиологическое обоснование принципу наглядности. Анализаторы являются аппаратом для связи мозга с внешним миром. При согласованной работе разнообразных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного, обонятельного) образуется более точное восприятие изучаемого материала.

И поэтому наши исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения материала. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Принцип наглядности обучения - это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи - 1,6x106 бит/сек; тактильного - 0,13*106 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. Информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Применение наглядности в учебно-воспитательном процессе предъявляют следующие требования:

•          наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;

•          ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности;

•          эстетическое оформление используемых средств;

•          адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;

•          мера в использовании на одном уроке;

•          отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте;

•          неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости;

Поэтому, Я.А. Коменский уже в XVII в. предвосхитил необходимость использования в процессе обучения наглядности. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Наглядность обучения - это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности, развития речи и самостоятельности понимания. В процессе восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Реализация принципа наглядности связана с реализацией других принципов. Все вместе они отражают единство содержания учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Связанность принципа наглядности с этапом чувственного восприятия нового, а реализация его в современных условиях отличается наличием разнообразных аудиовизуальных средств, расширяющих границы и возможности познания. В школе используются различные виды наглядности. По линии возрастания абстрактности виды наглядности, согласно концепции Т.А. Ильиной, принято подразделять следующим образом:

•          естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала;

•          дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

1.2.     Виды наглядности

Связанность принципа наглядности с этапом чувственного восприятия нового, а реализация его в современных условиях отличается наличием разнообразных аудиовизуальных средств, расширяющих границы и возможности познания. В школе используются различные виды наглядности. По линии возрастания абстрактности виды наглядности, согласно концепции Т.А. Ильиной, принято подразделять следующим образом:

•          естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (предметами объективной реальности);

•          экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности, предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности;

•          картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фото, рисунки, картины, диафильмы, немые кинофильмы, диапозитивы);

•          объемная наглядность в системе учебных пособий, имеющихся в школе, представляют макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические фигуры;

•          звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов;

•          звуко-изобразительная наглядность предполагает использование кино и телевидения, которые воссоздают реальность в наиболее полной и живой форме;

•          символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, так как пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном, символическом виде (карты, планы, графики, схемы, чертежи, диаграммы, формулы);

•          внутренняя или опосредованная наглядность - оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений или образы, создаваемые речью учителя.

По характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности:

•          натуральная наглядность - ее достоинство заключается в том, что учащиеся знакомятся с подлинными предметами, могут непосредственно воспринять их органами чувств; однако посредством натуральной наглядности невозможно представить разнообразие всех явлений, предметов, сложных процессов, составляющих содержание учебного материала; к натуральной наглядности приближаются специально изготовленные пособия искусственного характера (модели, муляжи);

•          изобразительная наглядность (фотографии, картины, рисунки) применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа совершенно необходимо;

•          символические изображения (карты, чертежи, диаграммы и графики, схемы, таблицы) нужны для установления связей и взаимозависимости явлений;

•          учебное кино сочетает все предыдущие виды наглядности, обладает такими свойствами, которые делают его незаменимым в процессе обучения; воспроизводит динамику явлений.

И поэтому, различные виды наглядности выполняют различные функции. Одни из них содействуют оживлению представлений, другие являются опорой для отвлеченного мышления. Главное противоречие принципа наглядности заключается в том, что в нем диалектически сочетается единство конкретного и абстрактного. В связи с этим желательно иметь несколько видов наглядных пособий, в которых варьируются несущественные признаки при сохранении основных.

Наглядность обучения - это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности, развития речи и самостоятельности понимания, В процессе восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Реализация принципа наглядности связана с реализацией других принципов. Все вместе они отражают единство содержания учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

1.3. Использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики

Новизна предмета информатики, нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают учителей вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса. Но при любом выборе необходимо соблюдение некоторых общих дидактических принципов, одним из которых является принцип наглядности. Наглядность - неотъемлемая черта преподавания информатики в силу гибкости содержания понятия «информация»: одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов.

Видно, что с появлением компьютеров обучение стало более наглядным: на экране ПК реальные объекты нетрудно заменить их моделями. С помощью компьютерных программ можно создавать плакаты, схемы, рисунки, чертежи, видеоматериалы, слайды и другую технологическую документацию. Для реализации принципа наглядности на практике широко применяются компьютерные (информационные) технологии обучения, которые дают возможность преподавателю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

Все большее использование компьютеров позволяет автоматизировать и упростить сложную работу учителя при создании различного рода наглядных пособий. Применительно к информатике наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. Поэтому учителям средней школы приходится самостоятельно разрабатывать и изготавливать наглядный материал, приходится доставать в разных фирмах, занимающихся ремонтом компьютерной техники, схемы, платы.

Компьютеры нового времени предоставляют значительные возможности для обработки различного рода информации, в частности, с развитием мультимедиа-технологий все большую популярность приобретает использование мультимедийных презентаций в различных отраслях человеческой деятельности. Большое распространение мультимедийные презентации получили в учебном процессе, так как их использование позволяет в полной мере реализовать принцип наглядности.

Термин «мультимедиа» означает много сред. Такими информационными средами являются текст, звук, видео. Мультимедийная презентация - это набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к пакета Microsoft Office стандартного приложения PowerPoint, рассматриваемого в этом случае уже не просто как система для подготовки коммерческих и других презентаций, а как хотя и простая, но полноценная инструментальная среда, К преимуществам Microsoft PowerPoint как инструментальной среды для разработки мультимедиа-приложений можно отнести:

•          доступность (пакет Microsoft Office сегодня считается стандартным программным обеспечением практически для любого персонального компьютера);

•          легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций;

•          возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет расширить для непрофессионального пользователя возможности подготовки содержательного наполнения, а также включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel;

•          наличие встроенного языка программирования Visual Basic, позволяющего при необходимости реализовать требуемые интерактивные функции.

Многие учителя отдают свое предпочтение именно Microsoft PowerPoint, поэтому на сегодняшний день PowerPoint является одной из самых популярных программ разработки мультимедийных презентаций. Данная программа позволяет подготовить наглядные материалы к уроку, комбинируя различные виды наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. В программе Microsoft PowerPoint видеоурок - это набор слайдов, смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически, через определенное время в соответствии с настройкой. Каждый слайд может содержать фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофильмы и мультипликацию. Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Мультимедийная презентация предлагается вниманию ученика (учеников) на экране монитора или, если имеется подключенный к компьютеру проектор, всем) классу на большом проекционном экране. Возможности данной программы так разнообразны, что она идеально подходит для создания наглядности: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Созданные в среде Microsoft PowerPoint мультимедийные презентации можно использовать в качестве наглядности и для сопровождения уроков-лекций, и для подготовки дополнительных материалов, которыми ученики могут воспользоваться во внеурочное время.

Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а также предполагаемой аудитории. Использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Мультимедийные презентации позволяют моделировать и демонстрировать в пространстве геометрические тела различной формы, показывать в динамике процессы и явления, использовать яркие, насыщенные, контрастные цвета, записать звуковое (музыкальное или текстовое) сопровождение. Все это способствует развитию пространственного воображения, привлечению большего внимания к изучаемому материалу. Просмотр и обсуждение презентации увеличивает и степень запоминания учебного материала. Систематическое использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании информатики позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью мультимедийных презентаций, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Мультимедийные презентации, используемые в учебном процессе, можно разделить на три типа:

1.      Статическая презентация - это презентация, при работе с которой ученик изучает информационный материал, размещенный на слайдах презентации, по не имеет возможности изменить содержимое слайдов. Последовательность просмотра слайдов статической презентации проектируется разработчиком презентации в виде жесткой навигационной схемы и не может быть изменена в процессе работы с презентацией.

2.      Интерактивная презентация - это презентация, при работе с которой ученик помимо изучения информационных материалов может изменять содержимое слайдов (что необходимо при создании обучающих, тестирующих и контролирующих мультимедийных презентаций). Навигационная схема интерактивной презентации является динамической и представляет собой логическую схему, в которой переходы между слайдами реализуются с помощью базовых структур «развилка полная», «развилка неполная», «выбор» и управляющих логических переменных. Состояние этих переменных, а, следовательно, и последовательность перехода между слайдами, определяются действиями пользователя в процессе выполнения учебных заданий, размещенных па слайдах. Для реализации возможностей интерактивной мультимедийной презентации используются элементы управления, программируемые с помощью интегрированного в прикладные программы Microsoft Office(B том числе и программу PowerPoint) языка программирования Visual Basic for Applications (VBA).

3.      Квазиинтерактивные мультимедийные презентации имеют жесткую навигационную схему, но представляют пользователю возможность выполнения заданий, которая может быть реализована двумя способами:

задание выполняется в среде другого приложения, запущенного с помощью гиперссылки, установленной на элементе меню, размещенном на слайде; документ выполненного задания записывается в файл, приложение закрывается с возвратом на слайд, с которого оно было запущено; на слайде размешаются элементы управления Флажок, Поле и Переключатель. Данные элементы не программируются, и их состояние изменяется пользователем и фиксируется только на слайде в режиме реального времени; после выполнения всех заданий презентации сохраняется на диске компьютера со всеми установленными пользователем состояниями элементов управления.

Использование мультимедийных презентаций на уроках информатики помогает и учителю в преподавании предмета и ученику в освоении предмета. Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, а также проверить их знания.

Если ученик работает с презентацией самостоятельно, то он имеет возможность выбрать удобный для себя темп, не подстраиваясь под преподавателя или других учеников. В результате создается комфортная для каждого обстановка, что благотворно влияет на формирование мотивов самообразования и социального сотрудничества. Когда учащиеся сами участвуют в процессе познания, управляя своими действиями и корректируя скорость работы, они чувствуют себя не объектами, а руководителями учебного процесса» а это значительно повышает интерес к учебной деятельности.

Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:

•          информация на экране должна быть структурирована;

•          визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

•          темп работы должен варьироваться;

•          периодически должны варьироваться яркость цвета и /или 1ромкость звука;

•          содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

Мультимедийные презентации используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные презентации применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, для чего предназначен мультимедийный урок.

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков:

·        урок овладения новыми знаниями (усвоения новых знаний, первичного ознакомления с материалом);

·        урок формирования и совершенствования, умений и навыков (применения полученных знаний на практике);

·        урок обобщения и систематизации знаний (закрепления и повторения знаний);

·        контрольно-проверочный урок (контрольный);

·        комбинированный урок, на котором решается несколько дидактических задач.

Презентации можно выгодно внедрить в любой тип урока, но сегодня наблюдается следующая тенденция; большинство учителей используют мультимедийные презентации в качестве наглядности на уроках овладения новыми знаниями.

Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения:

•          подготовка к усвоению новых знаний;

•          усвоение новых знаний, умений;

•          их закрепление и систематизация;

•          применение на практике.

Соответствующий данной структуре тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так;

•          организация работы;

•          повторение изученного (актуализация знаний);

•          изучение новых знаний, формирование новых умений;

•          закрепление, систематизация, применение знаний на практике;

•          задание на дом.

На таком уроке учитель имеет возможность достижения: нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Доля комбинированных уроков занимает 75-80% от общего числа всех проводимых уроков.

Относительно этапов урока, многие учителя применяют мультимедийные презентации в качестве наглядности на этапе изучения новых знаний, формирования новых умений. Но мультимедийные презентации в качестве наглядности можно использовать на различных этапах урока, все зависит от целей и задач, которые должны быть достигнуты участниками педагогического процесса.

Презентации ни в коем случае нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия. Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

·        возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

·        обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

·        применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей, увеличить интенсивность урока;

·        сокращается время, которое на обычном уроке учитель расходует, делая записи на доске;

·        есть возможность вернуться к предыдущему слайду, если ребенок пропустил какой-то момент урока;

·        повышается интерес учащихся к изложению материала, так как на уроке задействуются все органы чувств ребенка, наглядность способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;

·        компьютерные приложения с использованием технологии мультимедиа позволяют наглядно продемонстрировать даже те явления и процессы, которые не могут быть показаны путём непосредственного эксперимента в школьном классе.

Все вместе это обеспечивает эффективность восприятия информации - излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков. В-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков па каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Так же стоит выносить на слайды все ключевые слова и непонятные термины. Это облегчит их восприятие и написание слушателями. Практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка.

То есть, обобщая, преимущества презентаций - это наглядность, удобство и

быстрота. Но существуют и недостатки использования презентаций, и самый главный недостаток - это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст лекции отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно).

Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Любой учитель информатики при желании может использовать мультимедийные пособия или создать свои электронные презентации (именно по той теме, которая необходима на уроке), а также создавать тесты для своих уроков (именно с теми вопросами, которые необходимы учителю). Именно использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, позволяет создать положительную мотивацию учения, прежде всего благодаря высокой наглядности представления информации и внесения элемента новизны, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся и является важнейшим условием повышения качества образования. Яркие иллюстрации и анимированные процессы привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к рассматриваемой теме.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В КАЧЕСТВЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

информатика мультимедийный презентация наглядность

2.1 Анализ использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики

Анализ теоретических положений по проблеме использования наглядности на уроках информатики привел к выводу, что необходимо активизировать работу по использованию мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики, так как их использование позволяет в полной мере реализовать принцип наглядности. Опытно-педагогическая работа посвящена проблеме использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики с целью повышения эффективности образовательного процесса. В связи с этим в практической части работы были выдвинуты следующие задачи:

.        выявить эффективность использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики;

.        апробировать уроки с использованием мультимедийных презентаций в качестве наглядности, и проанализировать результаты проведенной работы;

.        разработать методические рекомендации для учителей по созданию и использованию мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики.

В качестве основных методов исследования были проведены такие методы исследования как анкетирование среди учителей и среди учащихся, наблюдение за учащимися, беседа с учителем информатики.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. В анкетировании принимали участие учителя информатики МОУ СОШ№1 и Гимназии. Анкетирование проводилось с целью выявления эффективности использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики, определения используемых видов наглядности, а также с целью выявления испытываемых трудностей при подготовке презентаций к урокам. Анкету с ответами учителей мы поместили в приложении № 1.

Анкета включала в себя следующие вопросы:

.Используете ли Вы мультимедийные презентации в качестве наглядности на уроках информатики?

2.      Какую роль играет применение наглядности в процессе обучения?

3.      Какие виды наглядности Вы используете на уроках информатики:

-          естественная наглядность;

-          экспериментальная наглядность;

-          картинная и картинно-динамическая наглядность;

-          объемная наглядность; звуковая наглядность;

-          звуко-изобразительная наглядность;

-          символическая и графическая наглядность;

-          внутренняя или опосредованная наглядность?

4.      На каких уроках Вы применяете мультимедийные презентации в качестве наглядности:

-          урок овладения новыми знаниями;

-          урок формирования и совершенствования умений и навыков;

-          урок обобщения и систематизации знаний;

-          урок повторения, закрепления знаний;

-          контрольно-проверочный урок;

-          комбинированный урок, на котором решается несколько дидактических задач?

5.      Испытываете ли Вы трудности при подготовке презентаций к урокам? Если да, то какие?

При ответе на первый вопрос все учителя (100%) указали, что на уроках информатики они используют мультимедийные презентации в качестве наглядности. При ответе на второй вопрос учителя ответили, что применение наглядности в процессе обучения помогает заинтересовать учащихся, способствует более быстрому усвоению учебного материала и обеспечивает долговременное запоминание, повышает качество усвоения и понимания воспринимаемого материала, также повышает работоспособность и интерес учащихся к изучаемому предмету, побуждает стремление к новым знаниям и способствует развитию наблюдательности, воображения.

Анализ ответов на третий вопрос показал, что в большинстве случаев опрошенные педагоги используют естественную, картинную и картинно- динамическую, звуко-изобразительную, символическую и графическую наглядность. Меньшей популярностью у педагогов пользуются экспериментальная наглядность, объемная, звуковая и внутренняя или опосредованная наглядность.

Анализ ответов на четвертый вопрос показал, что мультимедийные презентации в качестве наглядности большинство учителей используют на

уроках по овладению новыми знаниями, на уроках повторения и закрепления знаний, на комбинированных уроках.

На последний вопрос 80% учителей ответили, что они не испытывают трудностей при подготовке презентаций, а возникают трудности лишь у 20% опрошенных. Причем эти трудности связаны с затратой значительного количества времени на подготовку качественной презентации. Таким образом, на основе данных, полученных посредством анкетирования, можно сделать вывод о том, что мультимедийные презентации в качестве наглядности на уроках информатики используют 100% респондентов, которые утверждают, что применение наглядности в процессе обучения помогает заинтересовать учащихся, повышает качество усвоения и понимания воспринимаемого материала и как следствие способствует повышению эффективности образовательного процесса. В большинстве случаев педагоги используют картинную и картинно-динамическую, звуко-изобразительную, символическую и графическую наглядность. Важно заметить, что мультимедийные презентации позволяют объединить многие из данных видов наглядности, что обеспечивает целостность и полноту воспринимаемого материала.

Также одним из методов данного педагогического исследования является наблюдение. Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. По частоте наблюдение - многократное; по объему охвата - сплошное; по способу получения сведений - включенное. Требования к наблюдению: длительность, систематичность, массовость. Результаты наблюдения отражены в протоколах и в таблицах с количественной характеристикой (см. приложение №2).

Для выявления эффективности использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности па уроках информатики проводилось наблюдение за учащимися 10 «А» и 10 «Б» классов МОУ СОШ№1 в течение 3 уроков. При этом в 10 «Б» классе учебный процесс проходил без использования мультимедийных презентаций, в 10 «А» классе с использованием мультимедийных презентаций в качестве наглядности. Затем был проведен сравнительный анализ эффективности использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики. По результатам контрольной работы, проведенной непосредственно перед наблюдением, было выявлено, что средний балл как в 10 «А», так и в 10 «Б» равен 4.

Протоколы наблюдения за учебным процессом с использованием мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроке информатики находятся в приложении 2. Рассмотрим урок в 10 «Б» классе, который проходил 17.02.2014. Тип урока было: изучение нового материала. Тема урока была: Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Создание документа с помощью мастера и на основе шаблона в Microsoft Word. Главными целями урока было познакомить учащихся с документами Word, научить создавать и редактировать документ в Microsoft Word.

В таблице 1 представлены результаты наблюдения за учащимися по следующим критериям:

·        повышение работоспособности,

·        повышение скорости запоминания и усвоения.

·        повышение интереса к предмету в целом,

·        активность и настойчивость в учении,

·        развитие познавательных процессов.

Таблица 1. Результаты наблюдения в 10 «Б» классе.

И.Ф.

Повышение работоспособности

Повышение скорости запоминания и усвоения

Повышение интереса к предмету в целом

Активность и настойчивость в учении

Развитие познавательных процессов

1

Лера

+

+

+

+

+

2

Наташа



+

3

Саша

+

+

+


+

4

Саша

+

+

+

+

+

5

Эля

+

+

+

+

+

6

Артем


+




7

Оля

+

+

+

+

+

8

Софья


+


+

+

9

Артем




+



Рассмотрим урок, который проходил 17.02.2014 в 10 «А» классе. Тип урока было изучение нового материала. Тема урока была: Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Создание документа с помощью мастера и на основе шаблона в Microsoft Word. Главной целью урока было: познакомить учащихся документами Word и научить создавать и редактировать документ в Microsoft Word. Аналогичные таблицы (см приложение 3). По результатам опроса, проведенного в конце уроков, было выявлено, что при организации учебного процесса с использованием мультимедийных презентаций(10Б класс) в качестве наглядности у 55,6% учащихся повышается работоспособность, у 77,8% учащихся повышается скорость запоминания и усвоения учебного материала и применение мультимедийных презентаций способствует развитию познавательных процессов, у 67,7% учащихся повышается интерес к предмету в целом и возрастает активность и настойчивость в учении. При организации учебного процесса без использования мультимедийной презентации(10А класс) работоспособность повышается лишь у 22,2% учащихся, скорость запоминания и усвоения учебного материала не повышается вообще, повышение интереса к предмету наблюдается у 44,4 % учащихся, активность и настойчивость в учении присутствует лишь у 11,1% учащихся и у 33,3% учащихся происходит развитие познавательных процессов.

Рассмотрим урок, который проходил 24.02.2014 в 10 «Б» классе (протокол наблюдения находятся в приложении 2). Тип урока было: изучение нового материала. Темой урока было: Вставка объектов в Microsoft Word. Главной целью урока было познакомить учащихся с объектами и научить вставке объектов в Microsoft Word. Аналогичные таблицы (см приложение 3).

Протоколы наблюдения за урок, который проходил 24.02.2014 в 10А классе находятся в приложении 2. Тип урока было: изучение нового материала. Тема урока была: Вставка объектов в Microsoft Word. Цель урока: познакомить учащихся с объектами и научить вставке объектов в Microsoft Word. Аналогичные таблицы (см приложение 3). По результатам опроса, проведенного в конце урока, было выявлено, что при организации учебного процесса с использованием мультимедийной презентации(10Б класс) в качестве наглядности у 67,7% учащихся повышается работоспособность и возрастает активность и настойчивость в учении, у 55,6% учащихся повышается скорость запоминания и усвоения учебного материала и применение мультимедийных презентаций способствует развитию познавательных процессов, у 22,2% учащихся повышается интерес к предмету в целом. При организации учебного процесса без использования мультимедийной презентации(10А класс) работоспособность, скорость запоминания и усвоения учебного материала, интерес к предмету, активность и настойчивость в учении повышается лишь у 22,2% учащихся, развитие познавательных процессов происходит лишь у 33,3% учащихся.

Протокол наблюдения за уроком, который проходил 03.03.2014 в 10Б классе, находятся в приложении 2. Тип урока: контрольно-проверочный урок. Тема урока: Создание таблиц в Microsoft Word. Цель урока: познакомить учащихся с таблицами и научить создавать таблицы в Microsoft Word.Аналогичные таблицы (см приложение 3).

Протокол наблюдения за уроком, который проходил 03.03. 2014 в 10А классе находится в приложении 2. Тема урока «Создание таблиц в Microsoft Word», (тип урока: контрольно-проверочный урок, цель урока: познакомить учащихся с таблицами и научить создавать таблицы в Microsoft Word).Аналогичные таблицы (см приложение 3).

По результатам контрольно-проверочной работы было выявлено, что при организации учебного процесса с использованием мультимедийной презентации (10Б класс) в качестве наглядности у 55,6% учащихся повышается работоспособность, скорость запоминания и усвоения учебного материала, происходит развитие познавательных процессов, а у 33,3% - повышается интерес к предмету, активность и настойчивость в учении. При организации учебного процесса без использования мультимедийной презентации (10А класс) всего 22,2% учащихся были более активны, чем их остальные одноклассники.

Результаты проведенного наблюдения оформлены в сводной таблице 2 и в виде диаграммы.

Таблица 2 Результаты наблюдений в 10А и в 10Б классах.

Дата

Класс

Повышение работоспособности

Повышение скорости запоминания и усвоения

Повышение интереса к предмету в целом

Активность и настойчивость в учении

Развитие познавательных процессов

17.02.2014

10Б

5

7

6

6

7

17.02.2014

10А

2

0

4

1

3

24.02.2014

10Б

6

2

6

5

24.02.2014

10А

2

2

2

2

3

03.03.2014

10Б

5

5

3

3

5

03.03.2014

10А

2

2

2

2

2


Диаграмма 1. Результаты проведений.

Таким образом, сопоставив результаты 10 «А» и 10 «Б» классов, полученные во время наблюдения, можно сделать вывод о том, что использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики является эффективным, так как способствует повышению работоспособности учащихся, а так же скорости запоминания и усвоения материала, способствует развитию познавательных процессов, повышает интерес к предмету в целом, способствует наибольшей степени активности и настойчивости в обучении.

В период преддипломной практики была проведена беседа с учителем информатики МОУ СОШ№1 станицы Ленинградской Логиновой Светланой Викторовной. Беседа - метод педагогического исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа состояла из следующих вопросов:

1.      Чем вызвана необходимость применения мультимедийных презентаций в качестве наглядности в современной школе?

-          В условиях необеспеченности наглядными пособиями школьных кабинетов все более распространяется практика использования мультимедийных презентаций в качестве наглядности. И это касается не только уроков информатики. Например, в нашей школе помимо кабинета информатики компьютер есть и в каждом кабинете школы, так как требует использования наглядности в процессе его изучения. Важно отметить, что не только школа, но и сам учащийся, «требует» применения наглядности в образовательном процессе. Современному ребенку, прежде чем преподносить материал урока, необходимо объяснить, зачем это ему нужно и где пригодится в дальнейшей жизни. А презентация в ненавязчивой форме помогает учителю мотивировать школьника к учебе.

2.      Как часто на своих уроках Вы используете мультимедийные презентации в качестве наглядности? Каким образом демонстрируете презентации?

-          Использую по мере надобности, так как не каждая тема предполагает использование наглядности в процессе ее изучения. Мультимедийные презентации обычно демонстрирую с помощью мультимедийного проектора,

3.      Назовите особенности, которые необходимо учитывать, используя мультимедийные презентации в качестве наглядности на уроках информатики?

-          Я думаю, в старшей школе наглядность должна использоваться в меньшей степени, чем в начальной, но все же использовать ее необходимо, так как у многих учащихся возникают трудности при попытке осознать теоретический, абстрактный материал учебника. То есть, трудности для учеников часто возникают там, где приходится работать без опоры на наглядность. Даже когда их деятельность протекает в уме, они нуждаются в опоре на образы и представления. Хочется отметить, что чрезмерное использование наглядности может нанести вред, во всем нужно знать меру.

Беседа с учителем информатики показала, что учитель использует мультимедийные презентации в качестве наглядности на уроках информатики не только из-за того, что это повышает качество усвоения и понимания материала, но и помогает подать материал, увлекательно и доходчиво его объяснить, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Также было выявлено, что для демонстрации мультимедийных презентаций Светлана Викторовна использует интерактивную доску. Учитель отметил, что нельзя увлекаться использованием чрезмерного количества наглядности. Вывод учителя подтверждает одно из правил применения принципа наглядности, в котором говорится о том, что чрезмерное количество наглядности рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что необходимо использовать мультимедийные презентации в качестве наглядности на уроках информатики, так как их применение способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности, снятию усталости; позволяет создать атмосферу доброжелательности, помогает преодолевать трудности обучения. Кроме этого материал уроков с использованием мультимедийные презентации в качестве наглядности расширяет кругозор и поэтому такие уроки необходимо практиковать всем учителям. Большое количество уроков приходится на долю школьников за годы учебы и если все они проводятся без применения наглядности, которая позволяет разнообразить вид и форму урока, то это непосредственно сказывается на результатах обучения, потому что однообразие для ученика и для учителя, в значительной степени сказывается на эффективности учебной деятельности, а значит и на ее результатах. Необходимо помнить, что уроки с применением мультимедийных презентаций в качестве наглядности приносят пользу только тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков.

2.2    Разработка и апробация уроков информатики с использованием мультимедийных презентаций в качестве наглядности

Проведя теоретический анализ исследуемой проблемы, а также изучив результаты анкетирования, беседы и наблюдения можно сделать вывод о том, что использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики позволяет в полной мере реализовать принцип наглядности и способствует повышению эффективности образовательного процесса.

В период преддипломной практики в МОУ СОШ№1 станицы Ленинградской были разработаны и апробированы уроки с использованием мультимедийных презентаций в качестве наглядности, где я проанализировал урок на тему: Связь систем счисления. Целями урока было:

•познакомить учащихся с системами счисления, научить решать задачи с помощью триад и тетрад;

•развивать алгоритмическое мышление, навыки работы на компьютере;

•          воспитывать усидчивость, трудолюбие.

В ходе анализа урока, где тип урока было - урок овладения новыми знаниями. При объяснении нового материала была использована разработанная для этого урока мультимедийная презентация (см. приложение 4). Презентация использовалась на уроке в качестве наглядности (рис. 1). На первом слайде изображено название темы. Со второго по шестой включительно рассказывается восьмеричная система счисления, решаются примеры, с 7 по 13рассказывается шестнадцатеричная система счисления, решаются примеры.

Рисунок 1. Скриншот слайда презентации.

Благодаря использованию наглядности мультимедийной презентации, достигнута главная цель урока - умение детей решать задачи с помощью триад тетрад. На уроке реализованы принципы наглядности, связи теории с практикой (рис 2), систематичности и последовательности. Урок носит не только теоретический, но и практический характер и обеспечивает развитие познавательной деятельности и решение поставленных учебных задач. Применение наглядности закрепляет интерес учащихся к предмету.

Рисунок 2. Скриншот слайда презентации

В ходе анализа урока, где темой было: Связь систем счисления, целями урока было: закрепить практические навыки и умения при решение задач на СС, развивать творческие способности и мышление ученика, воспитывать усидчивость, трудолюбие. На этом урок я не использовал презентацию, так как на уроке проходило закрепление практических навыков в решение задач.

В этом анализе урока тип был - урок комбинирование. Основной дидактической задачей урока является повторение материала и закрепление его в систему уже имеющихся знаний. Эффективности проведения урока способствует решение задач у доски. По результатам фронтального опроса, проведенного в конце урока, было выявлено, что при организации урока без использования мультимедийной презентации в качестве наглядности учащиеся проявили высокую степень усвоения учебного материала (20% получили «5», 30% - «4», 50%-3).

В ходе анализа урока, темой было: Представление чисел в компьютере в формате с фиксированной запятой. Цель урока было: иметь представление о форматах чисел с фиксированной и плавающей запятой (точкой), знать понятия прямого кода, обратного кода, дополнительного кода, уметь записывать целые числа (положительные и отрицательные) в прямом, обратном и дополнительном коде.

В ходе анализа урока, где актуализация опорных знаний была проведена в форме фронтального опроса. Изложение нового материала проводилось с применением мультимедийной презентации (см приложение 4), что способствует повышению работоспособности учащихся, повышению интереса к предмету, активности и настойчивости в учении. В презентации на первом слайде показывается название темы урока. На последующих слайдах излагался дополнительный материал для учителя, а также примеры заданий, которые решали вместе.

Рисунок 3. Скриншот слайда презентации.

Для закрепления и проверки знаний в конце урока была проведена проверочная работа. На уроке реализованы принципы наглядности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности. По результатам фронтального опроса, проведенного в конце урока, было выявлено, что при организации урока с использованием мультимедийной презентации в качестве наглядности учащиеся проявили высокую степень усвоения учебного материала(55% получили «5», 20% - «4», 25% - «3»). Следовательно, можно сделать вывод, что мультимедийное сопровождение урока оказывает положительное влияние на степень усвоения учебного материала, позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

В ходе анализа урока тема звучала: Представление чисел в компьютере в формате с плавающей запятой. Целью же было: познакомить учащихся с понятием «Как представляют вещественные числа в формате с плавающей запятой в 4 байтах.

Проанализировав урок при объяснении нового материала, учитель использует мультимедийную презентацию в качестве наглядности (см. приложение 4). В презентации со второго слайда по восьмой включительно показывается новый материал, который я рассказывал и пояснял непонятные для учащихся моменты. С девятого по десятый учащиеся наблюдали задания, которые решали вместе.

Рисунок 4. Скриншот слайда презентации.

Благодаря использованию наглядности достигнута главная цель урока - знакомство с понятием «Как представляют вещественные числа в формате с плавающей запятой в 4 байтах. На уроке реализованы принципы наглядности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности. После изучения нового материала учащиеся решали задачи по изученной теме. Задания выводились на слайдах презентации и сопровождались объяснением учителя, что способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся. По результатам фронтального опроса, проведенного в конце урока, было выявлено, что при организации урока с использованием мультимедийной презентации в качестве наглядности учащиеся проявили высокую степень усвоения учебного материала (40% получили «5», 30% - «4», 30% - «3»). Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что использование наглядности в учебном процессе способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся, а также повышает интерес к предмету в целом.

В ходе анализа урока темой было: Запись чисел в прямом, обратном и дополнительном кодах. Целями урока было: познакомить учащихся с понятиями: прямой код, дополнительный код, совершенствование умственной и познавательной деятельности учащихся, развитие мышления учащихся, воспитывать информационную культуру учащихся.

Проанализировав этот урок, где тип урока было - урок овладения новыми знаниями. Основной дидактической задачей урока является изучение нового материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Эффективности проведения урока способствует использование наглядности, в качестве наглядности учитель использует презентацию (см. приложение 4). В презентации показывается материал урок, где так же есть примеры некоторых заданий которые мы вместе решали.

Рисунок 5. Скриншот слайда презентации.

После изучения нового материала учащиеся решали задачи по изученной теме. Задания выводились на слайдах презентации и сопровождались объяснением учителя. По результатам этапа закрепления изученного было выявлено, что при организации урока с использованием мультимедийной презентации в качестве наглядности учащиеся проявили высокую степень усвоения учебного материала (50% получили «5», 30% - «4», 20% - «3»), урок был интересен учащимся и помог в ненавязчивой форме достичь поставленных целей.

Таблица 3 Результат успеваемости обучающихся по темам уроков.

Урок, тема

«5»

«4»

«3»

Связь систем счисления (без использования МП)

20

30

50

50%

Представление чисел в компьютере в формате с фиксированной запятой

55

20

25

75%

Представление чисел в компьютере в формате с плавающей запятой

40

30

30

70%

Запись чисел в прямом, обратном и дополнительном кодах

50

30

20

80%


Таким образом, при использовании МП наблюдаются стабильно высокие результаты в обучении, которые подтверждают выводы пункта 2.1.

2.3    Методические рекомендации для учителей по созданию и использованию мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики

Анализ теоретических положений по проблеме использования наглядности на уроках информатики привел к выводу, что необходимо коснуться проблемы самостоятельной подготовки мультимедийных презентаций и методике их применения. Для создания презентации я, опишу как можно более подробную ее схему или структуру.

Мультимедийные презентации предъявляют повышенные требования к творческим способностям автора, к его художественному вкусу. Презентация предполагает сочетание материалов различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо соблюдать баланс и учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление:

·        стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера;

·        не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более трех цветов и более трех типов шрифта;

·        оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

·        все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

·        Содержание и расположение информационных блоков слайда:

·        информационных блоков не должно быть слишком много;

·        рекомендуемый размер одного информационного блока - не более половины размера слайда;

·        желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

·        ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

·        информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки - слева направо;

·        наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда.

Облегчение процесса усвоения информации - это основа любой презентации. При создании презентации следует руководствоваться следующими принципами:

•          презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;

•          при изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации время от времени возвращаться к ним, чтобы осветить вопрос с разных сторон.

Значительно улучшить общее впечатление от занятия с использованием мультимедийной презентации может следование нескольким советам:

1.      Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный: 35-60 пунктов и более для заголовков и 25- 50 пунктов для основного текста. Предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта).

Иногда хорошо смотрится жирный шрифт.

2.      Стоит учитывать, что на большом экране текст и рисунки будет видны также (не лучше и крупнее), чем на экране компьютера. Часто для подписей к рисункам или таблицам выставляется мелкий шрифт (менее 10 пунктов), это заблуждение; конечно шрифт будет проецироваться крупнее, но и расстояние до зрителя будет значительно больше.

3.      Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например» фон - светлый, а шрифт - темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Черный текст - белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается тот визуальный эффект, который необходим для эффективного восприятия материала. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке. Иногда целесообразно использование «тематического» фона; сочетание цветов, несущие смысловую нагрузку.

4.      Слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для записи у слушателей не останется. При продолжительности занятия 45 минут слайдов должно быть 20-30, так чтобы смена происходила каждые 2 (1,5) минуты.

5.      Слайды не надо перегружать ни текстом, ни картинками. Лучше избегать дословного перепечатывания текста лекции на слайды. Перегруженные текстом слайды вообще не смотрятся. Лучше не располагать на одном слайде более 2-3 рисунков, так как иначе внимание слушателей будет рассеиваться. Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия - лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные. Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта. При той легкости, с которой презентации позволяют показывать иллюстративный материал, конечно же, хочется продемонстрировать как можно больше картинок. Однако не стоит злоупотреблять этим.

6.      Одним из самых сложных и важных является следующее условие. Слайды должны быть синхронизированы с материалом урока. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. При этом она как не должна становиться главной частью урока, так и не должна полностью дублировать материал урока. Идеальным вариантом является такое сочетание текста и презентации, когда ребенок, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал.

7.      Усилить эффект от использования презентаций можно раздавая распечатки сложных рисунков, таблиц, схем» особенно тех, которые приводятся лишь в качестве дополнительного иллюстративного материала, а не для запоминания. Использование таких распечаток может значительно ускорить ход лекции, сэкономив время для записи более важных вещей. В случае если рисунок или схема действительно важны для понимания сути занятия, стоит показывать их не в окончательном варианте, а выводить постепенно (как при рисовании на доске). Это позволит пояснить, как зарисовать схему или рисунок и будет способствовать лучшему запоминанию, развитию логики.

8.      В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание - трудно одновременно слушать лектора и музыку. В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше различных эффектов - тем лучше. Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка).

9.      Если презентация предназначена только для показа (не для печати), то целесообразно «сжимать» картинки до экранного разрешения (76 точек на дюйм), а также использовать рисунки в формате Jpg. Это уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.

Все приведенные советы не универсальны. Бывают случаи, когда музыкальное сопровождение идет презентации только на пользу и когда фотографический фон лишь усиливает эффект.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы были проанализированы литературные источники, в которых рассматривается проблема использования наглядности в обучении и разработаны методические рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики.

На основе проведенных анкетирования, наблюдения, беседы можно сделать вывод о том, что учителя стараются использовать данные мультимедийные презентации в качестве наглядности, но затрудняются внедрять их в различные типы уроков. Учащиеся же имеют интерес к обучению с использованием мультимедийных презентаций в качестве наглядности. С помощью мультимедийных презентаций, учащиеся быстрее усваивают материал, что позволяет сократить время на теоретическую часть урока и приступить к практической. Отсюда следует, что необходима специальная работа по разработке методики внедрения мультимедийных презентаций в образовательный процесс в качестве наглядности.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что по сравнению с обычными средствами представления информации, мультимедиа представляет человеку более доступные и удобные для него формы работы с информацией, что дает возможность более быстро и качественно воспринимать, преобразовывать, синхронизировать и анализировать информацию.

Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе в качестве наглядности позволяет: организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала; провести учет характеристик динамики работоспособности учащихся; организовать подготовку и проведение урока с учетом особенностей восприятия мультимедийных материалов; использовать специальные приемы, связанные с характеристиками учебного материала и его структурированием; использовать такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению.

Сегодня педагоги говорят о том, что рано делать окончательные выводы о степени влияния мультимедийных технологий на образовательную область в целом, хотя бы потому, что временной интервал существования этих технологий несопоставимо мал в сравнении со временем развития общей педагогической науки. Но все же вполне возможно отследить некоторые тенденции, которые начинают проявляться в последнее время. Прежде всего, это связано с возникновением так называемых «информационных сред обучения» и «виртуальных образовательных пространств», которые строятся по системе ученик-посредник-учитель, где в качестве посредника выступают современные средства информационных технологий.

Таким образом, все эти факты ведут к необходимости осмысления новых возможностей в обучении в связи с обогащением современного процесса образования мультимедийными обучающими технологиями. Перспективное направление использования мультимедиа в обучении школьников должно уже сегодня занять важное место в педагогике, так как использование мультимедийных технологий позволяет в полной мере реализовать принцип наглядности, обогатить процесс обучения и сделать его наиболее эффективным.

Задачи исследования (теоретического и практического характера) выполнены, а значит и цель исследования достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Бройдо В.Л., Ильина Oil Архитектура ЭВМ и систем. Учебник для вузов. - СПб., Питер, 2002.

.        Воронов В,В, Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов, педагогов и учителей, - М., Педагогическое общество России, 1992.

.        Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия», 1999.

.        Ильина Т.А, Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.. Просвещение, 1984.

.        Леонтьев В.П., Прокошев И.В. Самоучитель. Цифровое фото, музыка и звук. - М., ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

.        Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., Прометей, 1992.

.        Мануйлов В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint ХР. // Журнал «Информатика и образование», - 2004-№ 12.

.        Могилев А.В. Информатика: учебное пособие для студентов педагогических. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

.        Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения. // Журнал «Информатика и образование», - 2004-№ 3.

.        Мухина B.C. у для студентов педагогических вузов. - М., Издательский центр «Академия», 2000.

.        Пидкасистый И.П. Педагогика: учебное пособие для: студентов педагогических вузов педагогических колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

.        Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

.        Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов, - М., ВЛАДОС, 2003.

.        Сачкова О.И. Лучшие рефераты по педагогике. - Ростов-на-Дону, 2001.

.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М., Народное образование, 1988.

.        П.Семакин И.Г, Базовый курс для 7-9 кл. - М., Лаборатория базовых знаний, 1998.

.        Симонович С.В. Информатика: Базовый курс. - СПб: Питер, 2002.

.        Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2002.

.        Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., Школа-Пресс, 1997,

.        Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., Издательский центр «Академия», 1998.

.        Тохтуева Н.А., Фролова О.Н., Шестаков А.П. Системы создания

.        презентаций// Газета «Информатика», - 2004-№ 4,

.        Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006,

.        Харламов И.Ф. Педагогика: учебник. - Мн., Университетское, 2000.

.        Щукина Г.И. Педагогика, - М., Просвещение, 196

.        Подласый И.П Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

.        Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов, - М., ВЛАДОС, 2003.

.        Сачкова О.И. Лучшие рефераты по педагогике. - Ростов-на-Дону, 2001.

.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М., Народное образование, 1988.

.        Семакин И.Г, Базовый курс для 7-9 кл. - М., Лаборатория базовых знаний, 1998.

.        Симонович С.В. Информатика: Базовый курс. - СПб: Питер, 2002.

.        Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2002.

.        Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., Школа-Пресс, 1997,

.        Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., Издательский центр «Академия», 1998,

.        Тохтуева Н.А., Фролова О.Н., Шестаков А.П. Системы создания

.        презентаций// Газета «Информатика», - 2004-№ 4,

.        Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

.        Харламов И.Ф. Педагогика: учебник. - Мн., Университетское, 2000.

.        Щукина Г.И. Педагогика, - М., Просвещение, 1966.

Похожие работы на - Использование мультимедийных презентаций в качестве наглядности на уроках информатики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!