Методика преподавания основ взаимодействия предприятий с банковской системой на уроках экономики в старших классах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,32 Мб
  • Опубликовано:
    2014-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика преподавания основ взаимодействия предприятий с банковской системой на уроках экономики в старших классах

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и исторические аспекты становления основных институтов банковской системы и предпринимательства в России

.1 Понятие и сущность кредитно-банковской системы в Российской Федерации

.2 Исторические аспекты развития взаимодействия предприятий с банковской системой

Глава 2. Методика преподавания основ взаимодействия предприятий с банковской системой на уроках экономики в старших классах

.1 Анализ содержания школьных программ по «экономике»

.2 Проблемы методического обучения старшеклассников основам взаимодействия предприятий с банковской системой

.3 Результаты экспериментальной работы по обучению учащихся 11-х классов основам взаимодействия предприятий с банковской системой, в рамках образовательной программы «экономика»

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономика - относительно новый школьный предмет, преподавание его связано со многими вопросами. В преддверии XXI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Исторически сложилось, что развитие рыночного хозяйства происходит как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества. В капиталистическом обществе “рыночное” воспитание человека начинается, можно сказать, с момента его рождения. И, поэтому очень важно, чтобы в нашей стране обучение важнейшим экономическим вопросам начиналось не в ВУЗах, а основы его закладывались еще в школе. Так как все представляющая жизнь настраивает человека на предприимчивость и предпринимательство.

Анализ мирового опыта показывает, что успешное развитие ключевых сфер экономики во многом обусловлено процессами взаимодействия промышленного и банковского капитала. В развитых странах деятельность предприятий органически связана с финансовыми структурами - банками, страховыми и инвестиционными институтами.

В создании для России новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности велика роль банковской системы, с помощью которой осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д. Банки призваны выполнять множество специальных функций. К их числу относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те услуги, без которых сегодня не обойтись ни одному хозяйствующему субъекту.

Наша задача преподнести учащимся старших классов школ, тот минимум знаний, который им необходим для того, чтобы почувствовать себя равноправными членами общества и, возможно на основе этих знаний помочь им выбрать правильный путь в жизни.

Цель исследования: сформировать, научно обосновать и экспериментально проверить методику проведения занятий у старшеклассников по изучению взаимодействия предприятий с банковской системой на уроках экономики в школе.

Задачи исследования:

·        рассмотреть понятие и сущность кредитно-банковской системы в Российской Федерации;

·        раскрыть особенности развития взаимодействия предприятий с банковской системой;

·        проанализировать содержание школьных программ по «Экономике»;

·        разработать формы и методы, и рассмотреть проблемы обучения старшеклассников основам взаимодействия предприятий с банковской системой, в процессе освоения программы «Экономика»;

·        подтвердить результаты экспериментальной работы по обучению учащихся 11-х классов основам взаимодействия предприятий с банковской системой, в рамках образовательной программы «Экономика».

Объект исследования - процесс и результат обучения учащихся понятиям «банковской системы» в рамках образовательной области «Экономика».

Предмет исследования - взаимодействие предприятий с банковской системой, а также методика преподавания данной темы на уроках экономики в общеобразовательной школе.

Рабочая гипотеза. Методика проблемного экономического обучения учащихся старших классов основам взаимодействия предприятий с банковской системой предусматривает:

системы современных педагогических теорий, в основу которых положены общие принципы и закономерности обучения;

анализ содержания теоретических и исторических аспектов становления основных институтов банковской системы и предпринимательства в России;

основные принципы построения форм и методов проблемного обучения на занятиях по экономике;

методическую разработку и проведение занятий по основам взаимодействия предприятий с банковской системой в процессе изучения образовательной программы «Экономика».

Методической и теоретической основой исследования является: общенаучные концепции исторического, сравнительного, математического социально-психологического методов. Научные статьи и учебники, методические пособия по экономике, научные разработки методистов, экономистов и других специалистов в области подготовки учащихся к трудовой, производственной деятельности. Труды как классических, так и современных, отечественных и зарубежных авторов, в области банковского дела и экономики предприятий.

Экспериментальной базой квалификационной работы по обучению учащихся XI классов экономическим темам в курсе «Экономика» являлась МОУ СОШ № 17 г. Славянска-на-Кубани, муниципального образования Славянский район Краснодарского края. В эксперименте участвовало 30 человек, из них 15 учащихся 11 «А» класса, 15 учащихся 11 «Б» класса, доцент, зав. Кафедрой экономики СГПИ Махненко А.Я., к.э.н., доцент Махова А.В., методист, старший преподаватель Гиль О.В., учитель экономики Капинос Т.П., директор школы Демченко А.Н., студентка Аненкова С.И.

Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику средних школ, методических и дидактических материалов к проведению уроков по основам взаимодействия предприятий с банковской системы в рамках образовательной программы «Экономика».

Структура квалификационной работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении раскрывается актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект, практическая значимость. В первой главе определяются теоретические и исторические аспекты становления основных институтов банковской системы и предпринимательства, а именно: понятие и сущность кредитно-банковской системы в Российской Федерации, исторические аспекты развития взаимодействия предприятий с банковской системой.

Во второй главе описывается методика преподавания основ взаимодействия предприятий с банковской системой на уроках экономики в старших классах, проводится анализ содержания школьных программ по «Экономике», рассматриваются проблемы методического обучения старшеклассников основам взаимодействия предприятий с банковской системой, а так же рассматриваются результаты экспериментальной работы по обучению учащихся 11-х классов основам взаимодействия предприятий с банковской системой, в рамках образовательной программы «Экономика».

В заключении сделаны выводы по исследовательской работе.

Источниковая база.

Источниковая база квалификационной работы состоит из четырех групп источников: первая группа включает законодательные и нормативно-правовые акты - федеральный закон «О банках и банковской деятельности», федеральный закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др. Вторая группа включает научно-экономическую литературу - учебники и учебные пособия под редакцией Жарковской Е.П., В.Я.Горфинкеля, Бемовски К., Стрэттона Б., О.И. Лаврушина, Корневой Л.И., В.Я. Говрилкена, В.И.Загвязинского и др. Третья группа состоит из пособий научно-теоретической литературы: Российский экономический журнал, журнал «Вопросы экономики», «Финансист»; четвертая группа: интернет-источники: и www.minskportal.com/bank.

Глава 1. Теоретические и исторические аспекты становления основных институтов банковской системы и предпринимательства в России

.1      Понятие кредитно-банковской системы

Рассмотрение элементов взаимодействия предприятий с банковской системой невозможно без знания основополагающих начал данных институтов.

Понятия «банк», «кредитная организация», «небанковская кредитная организация», «банковская система» и производные от них словосочетания известны всем. Исходным для характеристики того, что есть банк, является более широкое понятие «кредитная организация». Исходя из различных точек зрения, понятие «кредитной организации» трактуется по-разному, но сущность данного понятия остается неизменной. Итак, «кредитная организация»; «кредитное учреждение», в соответствии с российским законодательством, - это юридическое лицо <#"788583.files/image001.gif">

Рис.2.2.1Структура банковской системы РФ

Если мы посмотрим на схему, то говоря о специализированных коммерческих банках и небанковских организациях, можно проследить взаимосвязь банковской системы и предприятий, названия некоторых из них говорят сами за себя. Эту взаимосвязь мы рассмотрим во втором вопросе нашей темы.

2.Виды взаимодействия предприятий с банковской системой.

Прежде чем рассматривать виды взаимодействия предприятий с банковской системой, выясним, что же такое взаимодействие предприятий и банков, вообще.

Взаимодействие предприятий с банковской системой - это процесс взаимного влияния кредитных организаций и предприятий друг на друга, происходящий во времени, осуществляемый в рамках сложившегося механизма взаимодействия, порождающий взаимную обусловленность и связь участников взаимодействия, сопровождающийся обменом ресурсами (определение записывается в тетрадь).

На изображенной ранее схеме, мы не случайно отметили именно эти виды специализированных банков и небанковских кредитных организаций. Все они определенным образом взаимодействуют с предприятиями. Банки потребительского кредита - выдают кредит не только населению, но и предприятиям. Отраслевые банки - работают с различными отраслями производства (например, промышленными, сельскохозяйственными), инвестиционные компании - вкладывают деньги в предприятия с целью получения долга с процентами, трастовые компании - операции, проводящиеся от имени банка по поручению предприятия (клиента) за их счет и в их пользу.

Как вы думаете, по каким двум направлениям осуществляется основное влияние банковской системы на предприятия?

Влияние банковской системы на экономическую активность предприятий реализуется по двум каналам: кредитному и денежному. Кредитный канал обеспечивает воздействие банковской системы на экономику со стороны предложения банковских ссуд и инвестиций; денежный канал - со стороны предложения денег и обеспечения ликвидности. В результате такого взаимодействия предприятия получают требуемые им услуги, а банки получают определенный процент от сделки - прибыль.

Но, это далеко неполный перечень видов взаимодействия организаций и банков, рассмотрим их в виде схемы. Существует пять основных видов взаимодействия.

На доске одним из учеников чертится схема, все остальные чертят ее в тетради.

Рис. 2.2.2 Виды взаимодействий предприятий с банковской системой

Итак, расчетно-кассовое обслуживание представляет собой взаимодействие предприятия с различными банками, с целью обслуживания расчетов между предприятиями в денежной форме и с применением документарных видов операций и корпоративных пластиковых карточек, проведения расчетов предприятий с населением. Предприятие может открыть только один расчетный счет. Другие счета - текущий, ссудный, валютный - можно открывать в любом количестве в разных банках. Например, ООО «Славянский консервный завод» взаимодействует с рядом различных банков, таких как: «ОТП Банк», «Московский Банк», «Славянсксбербанк» и др. Так вот, из «Московского Банка» перечисляются средства на счет предприятия в «Славянсксбербанк» через который осуществляется перечисление заработной платы работникам завода на пластиковые карточки.

Банковское кредитование - это метод финансирования потребностей предприятия на условиях платности, срочности и возвратности (запись определения в тетрадь). Кредитные отношения могут принимать разные формы. Кредитные отношения могут быть организованы в форме банковского кредита, а также в форме коммерческого кредитования, когда отношения между предприятиями (заемщиком и кредитором) оформляются векселем (это ценная бумага, долговое обязательство). Коммерческий кредит может трансформироваться в банковский, посредством предоставления банком ссуды под залог векселя или учета векселя. Обычно выделяется прямое банковское кредитование, когда кредитные отношения предприятия изначально возникают как отношения с банком, и косвенное банковское кредитование, когда первоначально возникают кредитные отношения между предприятиями, которые затем обращаются в банк в поисках способа досрочного получения денег по векселю.

В проведении предприятиями валютных операций особую роль играют коммерческие банки, имеющие соответствующую лицензию Центрального банка России. Валютные операции - это внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков, связанная с осуществлением банковских операций в рублях и иностранной валюте, с экспортом-импортом товаров и услуг, их реализацией за иностранную валюту на территории Российской Федерации, со сделками неторгового характера (ученики записывают определение в тетрадь).

Значительный интерес для предприятий представляют в современных условиях лизинговые операции, под которыми понимается покупка банком машин, оборудования, транспортных средств и т.п. и их последующая передача в аренду предприятиям на определенный срок. Лизинг - более гибкая форма кредитования, так как предприятие-арендатор и банк могут выбрать удобную для обеих сторон форму платежей, которые к тому же не облагаются налогом (определение записывается в тетрадь). Например, Консервному заводу требуется новое оборудование, но нет средств на его покупку, тогда он обращается в банк, банк приобретает это оборудование (т.е. банк не переводит средства на счет предприятия, а сразу оплачивает покупку, после - предприятие в течение оговоренного времени выплачивает банку деньги).

Факторинговые, или торгово-комиссионные, операции производятся с целью ускорения получения поставщиком платежа (записывается в тетрадь). Предприятия-поставщики уступают банку право требования платежа по платежным документам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Банк сразу же возмещает поставщику часть суммы, остальная ее часть поступает на счет поставщика после поступления средств от покупателя.

Трастовые (доверительные) операции проводятся банками от имени и по поручению клиентов за их счет и в их пользу. Частью доверительных операций является управление портфелями инвестиций клиентов, управление имуществом, недвижимостью и другой собственностью.

3.Закрепление нового материала

С целью закрепления изученного материала, ученикам предлагается решить кроссворд (Приложение 2), что позволит не только проверить внимательность учеников на протяжении всего урока, но и вновь пробудить интерес к пройденной теме.

Подведение итогов.

После решения кроссворда проводится опрос учеников о том, что нового и интересного они узнали на уроке, какие возникли проблемы или затруднения при изучении нового материала, что показалось им сложным при выполнении кроссворда, понравилась ли работа с предлагаемым заданием, тем самым учитель выясняет, какие минусы, и плюсы в его работе обнаружили учащиеся. На дом задается домашнее задание, на основе которого будет строиться практический урок-игра.

Домашнее задание будет состоять из двух частей:

.Повторение пройденного на уроке материала.

.Творческое задание - составление таблицы, в которой нужно будет подробно описать взаимодействие предприятий и банков (табл. 2.2.3)

Таблица 2.2.3

Виды взаимодействия предприятий с банковской системой

Банк

Предприятие

1




2




3




4




5




6




7





Ученикам будет объявлено, что опрос домашнего задания будет проходить в виде игры. Преимущество данного домашнего задания в том, что у учеников будет стимул к выполнению работы, и большую часть материала они будут знать наверняка, после заполнения таблицы.

Второе занятие будет проведено с помощью использования методов активного обучения, в форме деловой игры. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий рабочего процесса методом поиска новых способов его выполнения [23, C.39]. Игра является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Деловые игры помогают формировать такие важные ключевые качества учеников, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, способствуют возникновению и поддержанию интереса к изучаемому материалу [47, С.101]. Урок, построенный в такой форме, помогает раскрыть творческую индивидуальность ученика, позволяет научиться высказывать свою точку зрения, в результате чего происходит дальнейшая индивидуализация и корректировка личности.

Деловая игра в форме проведения соревнования, наряду с другими методами обучения, служит накоплению некоего профессионального опыта, причем с помощью деловых игр это удается сделать лучше, чем при других методах познания. Игра реально имитирует частичные моменты существующей действительности и побуждает к более интенсивному действию, улучшая активность мышления.

Урок № 2. Деловая игра «Взаимодействие предприятий с банковской системой» (1 час)

Цели урока:

·        Обучающая - ознакомление учащихся с понятием банка и формами операций, проводимых предприятиями через банк

·        Развивающая - формирование экономического и творческого мышления, деловой активности и исследовательских умений.

·        Воспитательная - воспитание ответственного отношения к собственным сбережениям, эффективным способам их хранения, инициативности, объективности и внимательности в оценке экономической деятельности.

Тип урока: урок (аукцион) с элементами деловой игры

Оборудование: ТСО (технические средства обучения), презентация к игре, имитационные деньги, бланки учета, доска, мел, ручки.

Ход урока

. Организационный момент

- Приветствие

- Проверка готовности учащихся к уроку

Объявление темы и целей урока

2. Проведение игры

1. Вступительное слово учителя: объяснение условий игры

Группа учащихся делится на 3 команды. Команда - это предприятие - коммерческая фирма (ООО «Альфа», ООО «Бета», ООО «Гамма»), поэтому каждая команда выбирает себе бухгалтера для ведения учета (расчетного счета фирмы) и директора - он в конце месяца (конце игры) определяет З./п. каждого сотрудника, т.е. оценку (она будет зависеть от активности учащихся в процессе игры).

Кроме того существует банк ООО «ОЛД - Банк», банкир которого ведет расчетные счета каждой из фирм (т.к. учет расчетов безналичный). Перед выдачей кредита банкам, была озвучена ассоциативная поговорка. Банк - это место, где Вам одалживают зонтик в ясную погоду, а потом просят вернуть, когда начинается дождь.

Фрост Р. Американский писатель и поэт (1960г.)

После чего каждой фирме был выдан кредит в виде имитационных денег, данная операция фиксировалась в бланках отчета каждой фирмы и банкира. Все последующие операции также отображались в бланках учета.

участницы - команды перед началом аукциона получают в банке (деньги получает бухгалтер) первоначальный капитал - кредит в размере 600 монет (Приложение 5) под 25 % годовых (т.е. в конце игры команда должна вернуть в банк 750 м.). В процессе игры по необходимости, команда может взять дополнительный кредит в 600 монет, но под 35 % годовых.

Бухгалтер каждой из фирм ведет учет движения денег на расчетном счете фирмы (при желании и директор и бухгалтер могут помогать командам - отвечать на вопросы). Каждая операция записывается на новой строке.

В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на правильный вопрос приносит фирме доход. На обдумывание вопроса дается 1 минута. Если лот куплен, но ответ был неверный, лот снимается с торгов, а фирма выплачивает штраф 100 монет. Штрафуются также фирмы за некорректное поведение на аукционе (выкрики, подсказки, спор и т.д.)

Имеются бонусы при покупке некоторых вопросов. Деятельность всех фирм и банка оценивает независимый аудитор (человек, контролирующий деятельность фирм) - преподаватель. Роль аукциониста также выполняет преподаватель.

.Проведение аукциона

После объяснения правил игры, командам раздаются бланки учета (Приложение 4). Бланк учета для бухгалтеров и для директора отдельно. Затем каждая команда берет в банке кредит, что отображается в бланке учета.

Первый тур.

Открытый лот - конкретный вопрос (Приложение 6)

Второй тур

Полузакрытый лот - наименование подтемы.

(Аукционист продает подтему - вопрос учащиеся узнают после его покупки) (Приложение 7)

Третий тур

Закрытый лот - неизвестный вопрос.

(Аукционист продает номер лота, учащиеся не знают ни наименование подтемы, ни вопрос, вопрос озвучивается после покупки фирмой лота) (Приложение 8)

Бонус №1, в вопрос №1, второй тур (Что собой представляет каждый из каналов реализации взаимодействия?) - вознаграждение 150 монет за правильный ответ на дополнительный вопрос.

Бонус №2, вопрос №5, второй тур (Коммерческие банки - это?) - вознаграждение 100 монет за правильный ответ на дополнительный вопрос.

Бонус №3, вопрос №3, третий тур (Каково происхождение слова банк, и что оно означает?) - вознаграждение 200 монет за правильный ответ на дополнительный вопрос.

.Заключительная часть.

Итоги урока. Учащиеся подводят итоги:

.1. Фирмы возвращают банку кредит с процентами.

.2. Директор каждой фирмы оценивает работу своих сотрудников.

.3. Банкир оглашает сумму заработанного капитала каждой фирмой

.4. Качественная оценка деятельности учеников.

.5. Вместе с преподавателем делается вывод о важности взаимодействия предприятий с банковской системой.

.6. Преподаватель ставит оценки и вручает грамоты, в соответствии с 1-м, 2-м и 3-ми местами.

В результате проведения уроков по теме «Взаимодействие предприятий с банковской системой» учащиеся должны знать:

·        Основные термины и понятия темы: «банк», «кредитная организация», «банковская система», «взаимодействие предприятий с банковской системой»;

·        виды взаимодействия предприятий и банковской системы;

Уметь:

·        Анализировать деятельность банков;

·        различать виды взаимодействия предприятий и банковской системы;

·        выбирать рациональные способы хранения и передачи финансовых средств.

Владеть:

·        умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

·        навыками работы с операциями банков;

·        умением использовать полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

После проведения урока в игровой форме у учащихся должно сформироваться представление о банке и формах расчетов банков и предприятий. Они должны понять, что банковская система является частью единого экономического организма. При этом учащиеся должны научиться отличать виды взаимодействий банковской системы и предприятий друг от друга, ответственному отношению к своим сбережениям, быть внимательными в расчетах. Итогом должно стать формирование исследуемой компетенции, то есть знания о том, что состояние банковской системы и предприятий, в целом, тесно связаны. От того, как обстоят дела в каждом из них, зависит не только их собственное развитие, но и развитие общественных отношений в целом. Эффективное развитие банков положительно сказывается на инвестиционной активности и в целом на экономическом росте. С другой стороны, эффективность функционирования банков в значительной степени зависит от состояния экономики и от ее производственного сектора. Т.е. очевидна взаимозависимость банковской системы и предприятий. А поскольку учащиеся старших классов, будущие участники общественных отношений, то приобретение знаний и навыков помогут реализовать им свои профессиональные цели, поэтому данная тема имеет важное значение в процессе изучения основного курса экономики.

Несмотря на все явные преимущества и эффективность применения деловых игр на уроке, обучение старшеклассников теме: «Взаимодействие предприятий с банковской системой» связано определенными проблемами.

Изначально проблемы обучения связаны с тем, что экономика - относительно новый школьный предмет, преподавание его связано со многими вопросами. В течение более чем десятилетнего школьного существования нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспектив решения в будущем [35, С.62].

Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить три общие и одну специальную ступени:

начальное экономическое образование (1-6-е классы) - должно реализоваться в рамках других предметов и/или факультативно. В начальной школе знакомство с экономикой носит пропедевтический характер. Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме. Это поможет детям, младшим школьникам быстрее адаптироваться в окружающей экономической среде. Например, не оставлять и считать сдачу в магазине, расплачиваться за проезд;

общее экономическое образование (5-11-е классы) - включается в базисный учебный план всех школ и экономического и финансового профиля), либо в варианте обучения основам предпринимательства. В среднем звене (5-8 классах) формируется общее научное представление об экономической науке, основанное на эмоциональном восприятии материала. В 9 - 10 классах осуществляется пред профильная подготовка - знакомство с основополагающими концепциями экономики, а в 11 классе пред- профессиональная специализация.

Третья ступень является факультативной для средних общеобразовательных учреждений, то есть может быть внедрена в 10-11-х классах общеобразовательных школ, выбравших себе такую специализацию, но должна быть обязательной в средних специальных образовательных учреждениях (лицеях, колледжах и т.д.). Так знакомство с общей экономической ситуацией в стране, различными сферами экономики, как и при изучении данной темы, способствует накоплению опыта освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе, в том числе возникшие при обучении старшеклассников теме: «Взаимодействие предприятий с банковской системой», можно подразделить на пять групп:

.С программами курсов экономики, читаемых в школе.

.С преподаванием как таковым (деятельностью педагога).

.С восприятием школьниками экономики как школьного предмета.

.Взаимодействие школы и ВУЗа.

.Материальное обеспечение преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования [30, С. 158].

На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных, профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом - рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга представляет определенную трудность для учителя. Более того должности методиста по экономике нигде до сих пор не существует, так что поделиться своими проблемами и выбрать наиболее подходящую проблему школьному учителю экономики не с кем и не где.

Такая проблема возникла во время прохождения практики, а именно при обучении учеников данной теме. Поскольку тема урока специфичная, она присутствует не в каждой программе. Встречаются похожие темы, связанные с банками, банковскими системами, но конкретно этого вопроса в школьных программах нет. Единственным выходом из ситуации служит резерв учебного времени к программе, в этом случае, на усмотрение учителя, в курс рассматриваемых вопросов, как вопросов, необходимых для ориентации в экономическом пространстве, была включена тема: «Взаимодействие предприятий с банковской системой». Какой-либо дополнительный методический материал отсутствует, поэтому задания, методы, повышающие интерес к процессу обучения были разработаны самостоятельно.

Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет далекий от жизни. Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе и вузе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики.

Американские курсы школьной экономики построены на обобщении западной экономической жизни и изложены с учетом особенностей восприятия американских детей. К сожалению, далеко не все из этих учебников нормально воспринимается российскими детьми.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе. Зачастую школьное экономическое образование представляет собой просто ненужное забегание вперед, что вынуждает впоследствии студентов скучать на лекциях в вузе и создает неприятные проблемы вузовским преподавателям.

Каким образом нужно преподавать экономику в школе? Разговор на эту тему начался с первых шагов по преподаванию нового предмета, но не имеет завершенного ответа до сих пор, так как огромное количество программ, учебников дают разные варианты подхода к преподаванию экономики. Скорее всего, ориентироваться надо на социально-психологические особенности каждого возраста.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5 и в 10 классе. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения [20, С.76].

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента [10, С.25].

Так при обучении двух 11-х классов данной теме были использованы активные методы с применением игровой формы проведения урока. Несмотря на ориентацию на социально-психологические особенности каждого класса, в отдельности, и соблюдения вышеперечисленных основ успешного обучения экономике, в одном из классов данная методика не вызвала наилучших результатов. Проблема возникла на уровне контакта ученик - учитель, ученики не восприняли практиканта как субъект, который выступает в роли учителя. Даже учитывая то обстоятельство, что общая предметная подготовка одного класса выше другого, конкретно по дисциплине экономика она оказалась ниже. И применение новых методов не вызвало проявления активности, интереса к изучаемой теме. На протяжении всего урока работали лишь несколько человек. Хотя метод индивидуального опроса показал, что ученики, не проявляющие себя в коллективе, работают по отдельности на должном уровне. То есть возникла проблема восприятия. Как следствие данной проблемы, в этом классе, возник вопрос нехватки времени, на проведение игры отводится один час, но ее пришлось заканчивать на следующем уроке.

В обоих классах трудности при обучении вызвала слабая осведомленность учеников в области банковской системы и предприятий, в то же время это побудило некий интерес к теме, поскольку многие родители связаны с работой на каком-либо предприятии.

В первую очередь, это проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. О них уже немного говорилось выше, но теперь стоит поговорить отдельно. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот "привык работать с малышами". Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников.

Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных "законов" и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения:

Понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов.

Усилия преподавателя должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий.

Учащимся должен быть представлен способ мышления, построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании. Ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но быть полноправным участником диалога.

Действительные персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются лишь тогда, когда учащиеся вырабатывают навык применять свои знания к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с их жизнью.

Преподавание экономики старших классах целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию. Это может быть создание реальных или воображаемых школьных компаний, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности. Другой вариант практической деятельности - экономические и деловые игры [28, С. 81]. Их использование возможно на любом этапе получения экономического образования - от учеников начальной школы до студентов.

В данном случае нами было использовано практическое занятие с применением деловой игры.

Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 30% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом.

Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Вероятно, это - дело будущего, а также энтузиазма самих учителей.

Вследствие этого, при обучении старшеклассников возникла проблема отсутствия не только предметного кабинета, но и самых элементарных пособий, задачников по экономике. При изучении же данной темы некоторые затруднения вызвало отсутствие ТСО (технических средств обучения), поскольку не все кабинеты в школе оснащены электроникой.

Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета.

Данная методика проведения урока служит закреплением всех полученных знаний, умений и навыков, предполагая усовершенствование образовательного процесса.

Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных форм и методов обучения - важная задача, стоящая перед педагогами. Поэтому очень важно проведение деловых игр в системе школьного экономического курса, которые позволяют выявить не только степень знаний учеников, но и степень заинтересованности своей будущей специальностью.

2.3 Результаты экспериментальной работы по обучению учащихся 11-х классов основам взаимодействия предприятий с банковской системой, в рамках образовательной программы «экономика»

Во время прохождения практики в МОУ СОШ № 17 г.Славянска-на-Кубани, был проведен педагогический эксперимент, в тестово-опросной форме, на тему «Взаимодействие предприятий с банковской системой», в 11-х классах.

Экспериментальной базой квалификационной работы по обучению учащихся XI классов экономическим темам в курсе «Экономика» являлась МОУ СОШ № 17 г.Славянска-на-Кубани, муниципального образования Славянский район Краснодарского края. В эксперименте участвовало 30 человек, из них 15 учащихся 11 «А» класса, 15 учащихся 11 «Б» класса, доцент, зав. Кафедрой экономики СГПИ Махненко А.Я., к.э.н., доцент Махова А.В., методист, старший преподаватель Гиль О.В., учитель экономики Капинос Т.П., директор школы Демченко А.Н., студентка Аненкова С.И.

При проведении эксперимента было решено что урок в традиционной форме будет проведен в 11»Б» классе, а в альтернативной - в 11 «А» классе.

Цель проводимого эксперимента - формирование компетенции способность к анализу форм взаимодействия банковской системы и предприятий, а также выявление наиболее лучшей формы проведения урока, с помощью которой у учащихся будет сформирована данная компетенция. Эксперимент разделен на 2 этапа:

. констатирующий;

. формирующий.

На первом этапе эксперимента - констатирующем, была проведена проверка базовых знаний учащихся 11 «А» и «Б» классов о понятии банка, банковской системы, а также о видах ее взаимодействия с организациями, результаты которого приведены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1. Результаты констатирующего эксперимента в 11 «А» классе

Фамилия и имя ученика

№ вопроса в тесте

% правильных ответов

Оценка


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



1.Алавердян Нарек

-

-

+

-

+

+

-

+

+

+

60%

3

2.Ахматова Наталья

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

80%

4

3.Ахматов Сергей

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

80%

4

4.Григорян Аршак

+

+

-

+

+

+

-

+

-

-

60%

3

5.Костин Павел

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

60%

3

6.Камышанский Иван

-

-

+

-

+

+

+

+

+

+

70%

4

7.Кобкова Екатерина

-

+

+

-

-

-

+

+

-

-

40%

2

8.Ковалева Маргарита

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

50%

2

9.Кубрак Юлия

-

+

+

-

+

+

-

+

-

+

60%

3

10.Куприй Настя

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

70%

4

11.Слабая Дарья

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

90%

5

12.Солдатов Святослав

-

-

+

-

-

+

+

+

+

50%

2

13.Сотников Максим

-

-

+

-

+

+

+

+

+

-

60%

3

14.Супрунов Игорь

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

80%

4

15.Мухин Сергей

-

-

+

+

+

-

+

+

-

+

60%

3

Итого:

7 %

47 %

87 %

60 %

73 %

80 %

73 %

93 %

60 %

67 %

65%

3,26


Из данных таблицы 2.3.1 мы видим, что общий уровень знаний учащихся 11 «А» класса, школы №17 по теме «Взаимодействие предприятий с банковской системой» находится на уровне выше среднего и составляет 65%, что говорит об удовлетворительном начальном знании учениками рассматриваемой темы. Средний балл составляет 3,26.

При детальном изучении данной таблицы, можно проанализировать индивидуальный уровень знаний:

самый высокий процент правильных ответов составляет 90%, его дала одна учащаяся - Слабая Дарья;

самый низкий процент правильный ответов составляет 40%, его можно увидеть у одной учащейся - Кобковой Екатерины.

Определим уровень сложности тестовых вопросов:

самым сложным вопросом оказался вопрос №1, в котором учащиеся должны были определить, что собой представляет совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма, процент правильных ответов по этому вопросу составил - 13%.

самым легким вопросом оказался вопрос №8, где требовалось разобраться, как называется финансовая организация, производящая различные операции с ценными бумагами и деньгами, процент правильных ответов по этому вопросу составил - 93%.

К данной таблице прилагается рисунок 2.3.2

Рисунок 2.3.2. Результаты констатирующего эксперимента

После проведения урока в альтернативной форме, где были рассмотрены такие категории как «банк», «банковская система», «взаимодействие предприятий с банковской системой», «валютные операции», «трастовые операции», проведено закрепление полученных знаний при помощи игровой формы, с учащимися 11 «А» класса был проведен второй этап эксперимента - формирующий. Его результаты отображены в таблице 2.3.3.

Таблица 2.3.3. Результаты формирующего эксперимента в 11 «А» классе

Фамилия и имя ученика

№ вопроса в тесте

% правильных ответов

Оценка


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



1.Алавердян Нарек

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

70%

4

2.Ахматова Наталья

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100%

5

3.Ахматов Сергей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100%

5

4.Григорян Аршак

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

80%

4

5.Костин Павел

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

60%

3

6.Камышанский Иван

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

80%

4

7.Кобкова Екатерина

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

70%

4

8.Ковалева Маргарита

-

+

+

-

+

-

+

+

-

+

60%

3

9.Кубрак Юлия

+

+

+

-

+

-

+

-

+

+

70%

4

10.Куприй Настя

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

90%

5

11.Слабая Дарья

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100%

5

12.Солдатов Святослав

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

60%

3

13.Сотников Максим

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

80%

4

14.Супрунов Игорь

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100%

5

15.Мухин Сергей

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

80%

4

Итого:

80 %

87 %

93 %

47 %

73 %

87 %

93 %

73 %

80 %

93 %

80%

4,13


Из данных таблицы 2.3.3, мы видим, что общий уровень знаний учащихся 11 «А» класса, школы №17 по теме «Взаимодействие предприятий с банковской системой» поднялся на более высокий уровень с 65% до 80%. Средний балл после объяснения ученикам данного материала составил 4,13.

При детальном изучении данной таблицы, можно проанализировать индивидуальный уровень знаний:

самый высокий процент правильных ответов составляет 100%, его дали четверо учащихся - Ахматова Наталья, Ахматов Сергей, Слабая Дарья, Супрунов Игорь.

самый низкий процент правильный ответов составляет 60%, его дали трое учащихся - Костин Павел, Ковалева Маргарита, Солдатов Святослав.

Определим уровень сложности тестовых вопросов:

самым сложным вопросом оказался вопрос №4, в котором учащиеся должны были определить, что такое трастовые операции, процент правильных ответов по этому вопросу составил - 47%.

самыми легкими вопросами стали вопрос №3, № 7, № 10, где требовалось разобраться, что собой представляет лизинг, банковское кредитование, процесс взаимного влияния кредитных организаций и предприятий друг на друга на основе использования услуг финансово-кредитной системы, процент правильных ответов по этому вопросу составил - 93%.

К данной таблице прилагается рисунок 2.3.4.

Рисунок 2.3.4. Результаты формирующего эксперимента в 11 «А» классе

Проведем сравнительный анализ констатирующего и формирующего эксперимента, результаты которого представлены на рисунке 2.3.5

Рисунок 2.3.5. Сравнительный анализ проведенных частей эксперимента в 11 «А» классе

Проанализируем вышеприведенную диаграмму. Результаты формирующего эксперимента значительно выше констатирующего. Средний процент правильных ответов по тесту повысился на 15% (с 65% до 80%). Это говорит о том, что учащиеся внимательно слушали материал и смогли проанализировать категории рассматриваемой темы.

В 11 «Б» классе был проведен урок по той же теме, что и в 11 «А» классе, то есть «Взаимодействие предприятий с банковской системой», но в традиционной форме. С учащимися этого класса до изучения материала был проведен первый этап эксперимента - констатирующий, результаты которого можно наблюдать в таблице 2.3.6

Таблица 2.3.6. Результаты констатирующего эксперимента в 11 «Б» классе

Фамилия и имя ученика

№ вопроса в тесте

% правильн. ответов

Оценка


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



1.Амбарцумов Давид

-

+

+

-

+

+

+

+

+

-

70%

4

2.Арутюнян Луиза

-

+

-

-

-

+

+

+

+

-

50%

2

3.Барышников Александр

-

-

+

-

+

+

+

+

+

60%

3

4.Восканян Алла

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

30%

2

5.Григорян Анна

-

+

-

-

+

-

+

+

+

-

50%

2

6.Моржов Алексей

-

+

-

+

+

-

+

+

+

-

60%

3

7.Новицкий Павел

-

+

-

-

+

+

+

+

+

-

60%

3

8.Половников Андрей

-

-

+

-

-

+

+

+

+

-

50%

2

9.Расулова Марина

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

70%

4

10.Сизентова Светлана

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

60%

3

11.Сканченко Екатерина

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

70%

4

12.Солдатенко Маргарита

+

+

-

+

+

-

+

+

-

-

60%

3

13.Суздальцев Андрей

-

+

-

-

+

-

+

+

+

-

50%

2

14.Шокиров Мехрубон

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

60%

3

15.Яворчук Валерия

-

+

+

+

+

-

+

+

+

-

70%

4

Итого:

20 %

73 %

53 %

40 %

60 %

47 %

93 %

87 %

80 %

27 %

58%

3


Из данных таблицы 2.3.6 мы видим, что общий уровень знаний учащихся 11 «Б» класса, школы №17 по теме «Взаимодействие предприятий с банковской системой» находится на уровне выше среднего и составляет 58%, что говорит об удовлетворительном начальном знании учениками изучаемой темы. Средний балл составляет 3.

При детальном изучении данной таблицы, можно проанализировать индивидуальный уровень знаний:

самый высокий процент правильных ответов составляет 70%, его дали четверо учащихся - Амбарцумов Давид, Сканченко Екатерина, Расулова Марина, Яворчук Валерия;

самый низкий процент правильный ответов составляет 30%, его дала одна учащаяся - Восканян Алла.

Определим уровень сложности тестовых вопросов:

самым сложным вопросом оказался вопрос №1, в котором учащиеся должны были определить, совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма, процент правильных ответов по этому вопросу составил - 20%.

самым легким вопросом оказался вопрос №7, где требовалось разобраться, на каких условиях осуществляется банковское кредитование, процент правильных ответов по этому вопросу составил - 93%.

К данной таблице прилагается рисунок 2.3.7

Рисунок 2.3.7. Результаты констатирующего эксперимента в 11 «Б» классе

После проведения урока в традиционной форме, где были рассмотрены такие категории как «банк», «банковская система», «взаимодействие предприятий с банковской системой», «валютные операции», «трастовые операции», с учащимися 11 «Б» класса был проведен второй этап эксперимента - формирующий. Его результаты отображены в таблице 2.3.8

Таблица 2.3.8. Результаты формирующего эксперимента в 11 «Б» классе

Фамилия и имя ученика

№ вопроса в тесте

% правильн. ответов

Оценка


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



1.Амбарцумов Давид

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

90%

5

2.Арутюнян Луиза

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

60%

3

3.Барышников Александр

+

-

+

-

-

-

+

+

+

+

60%

3

4.Восканян Алла

-

+

+

+

+

-

+

+

+

-

70%

4

5.Григорян Анна

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

60%

3

6.Моржов Алексей

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

60%

3

7.Новицкий Павел

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

80%

4

8.Половников Андрей

+

+

+

-

-

+

+

-

+

-

60%

3

9.Расулова Марина

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

90%

5

10.Сизентова Светлана

+

-

+

+

-

-

+

-

+

+

60%

3

11.Сканченко Екатерина

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

70%

4

12.Солдатенко Маргарита

+

+

+

-

+

+

+

+

-

80%

4

13.Суздальцев Андрей

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

60%

3

14.Шокиров Мехрубон

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

80%

4

15.Яворчук Валерия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

100%

5

Итого:

87 %

53 %

67 %

33 %

80 %

73 %

100%

80 %

93 %

53 %

72%

4


Что касается индивидуального уровня знаний:

- самый высокий процент правильных ответов составляет 100%, его дала одна учащаяся - Яворчук Валерия.

самый низкий процент правильный ответов составляет 60%, его дали семь учащихся - Арутюнян Луиза, Барышников Александр, Григорян Анна, Моржов Алексей, Половников Андрей, Сизентова Светлана, Суздальцев Андрей.

Из данных таблицы 2.3.8, мы видим, что общий уровень знаний учащихся 11 «Б» класса, школы №17 по теме «Взаимодействие предприятий с банковской системой» поднялся на более высокий уровень с 58% до 72%. Средний балл после объяснения ученикам данного материала составил 4.

К данной таблице прилагается рисунок 2.3.9.

Рисунок 2.3.9. Результаты формирующего эксперимента в 11 «Б» классе

Проведем сравнительный анализ констатирующего и формирующего эксперимента 11 «Б» класса, результаты которого представлены на рисунке 2.3.10

Рисунок 2.3.10. Сравнительный анализ проведенных частей эксперимента в 11 «Б» классе

Проанализируем вышеприведенную диаграмму. Результаты формирующего эксперимента значительно выше констатирующего. Средний процент правильных ответов по тесту повысился на 14% (с 58% до 72%). Это свидетельствует о том, что учащиеся внимательно слушали материал и смогли проанализировать основные категории рассматриваемой темы. Но уровень сформированости поставленной компетенции - способность к анализу форм взаимодействия банковской системы и предприятий средний, следовательно можно говорить о частичном ее формировании.

Сравним результаты эксперимента в 11 «А» и 11 «Б» классах.

Проведем сравнительный анализ констатирующего эксперимента в 11 «А» классе и констатирующего эксперимента в 11 «Б» классе, результаты которого представлены на рисунке 2.3.11

Рисунок 2.3.11. Сравнительный анализ констатирующего эксперимента между 11 «А» и 11 «Б» классами

Проанализируем вышеприведенную диаграмму. По этим результатам процент правильных ответов в констатирующем этапе эксперимента в 11 «А» классе составляет 65 %, а в 11 «Б» классе 58%. Видно, что ученики 11 «А» класса обладают более высоким уровнем начальных знаний, нежели ученики 11 «Б» класса.

Самую заметную разницу мы видим в вопросах №6 и №10 и № 2. Доля правильных ответов на эти вопросы в «Б» классе ниже на 40% и выше на 26%. Такие результаты связаны, возможно, с тем, что базовый уровень знаний «А» класса значительно выше. Увеличение же доли правильных ответов на некоторые вопросы в «Б» классе, связано с индивидуальным уровнем знаний, а также со степенью включенности внимания на уроке. В основном же разница между результатами констатирующего эксперимента в «А» и «Б» классе незначительная - 7%, что говорит о том, что уровень знаний обоих классов примерно одинаковый, выше среднего.

Проведем сравнительный анализ формирующего эксперимента в 11 «А» классе и формирующего эксперимента в 11 «Б» классе, результаты которого представлены рисунке 2.3.12

Рисунок 2.3.12. Сравнительный анализ формирующего эксперимента между 11 «А» и 11 «Б» классами

По данным диаграммы можно наблюдать, что в результате формирующего этапа эксперимента процент правильных ответов выше в 11 «А» классе - 80%, в 11 «Б» классе - 72%.

В результате проведенных уроков, необходимо было сформировать такую компетенцию как «способность к анализу форм взаимодействия банковской системы и предприятий». Уровень сформированности компетенции был проверен при помощи тестовых заданий в педагогическом эксперименте, констатирующем и формирующем.

Такие результаты объясняются индивидуальным уровнем познаний каждого ученика (учитывая характер вопроса), степенью включенности внимания на уроке. Вместе с тем, различие в результатах формирующего эксперимента между «А» и «Б» классами составляет 8 %. Прирост правильных ответов, а, следовательно, и уровня знаний, у учащихся «А» класса составляет 15 %, в то время как у «Б» класса эти результаты равны 14 %. В соответствии с данными, рассматриваемый материал в обоих классах был усвоен одинаково, но недостаточно для полного формирования компетенции. Несмотря на то, что уровень компетенции - способность к анализу форм взаимодействия банковской системы и предприятий сформирован частично, и у учащихся 11 «Б» класса гораздо ниже, чем у учащихся 11 «А» класса, можно сделать вывод о том, что применение альтернативной формы проведения урока способствует лучшему усвоению знаний у учащихся.

Таким образом, на результаты эксперимента повлияли не только базовый уровень знаний учеников, но и применение активных методов обучения, в виде уроков с элементами игры. Использование на уроке различных методов обучения, наглядных пособий способствовало повышению заинтересованности учащихся в изучаемом предмете, а также увеличению активности и инициативности при работе на уроке. Но также, результаты проведенного эксперимента показали, что проведение урока в традиционной форме дает неплохие результаты. В классе, в котором урок проводился в альтернативной форме, результаты эксперимента должны были оказаться выше, в связи с наличием ряда преимуществ. В данном случае в силу возникновения определенных проблем в классе «А», и несмотря на то, что базовый уровень подготовки выше, эффект от проведения уроков разной формы оказался одинаковым. Следовательно, частично сформировать такую компетенцию как «способность к анализу форм взаимодействия банковской системы и предприятий» можно и при проведении урока в традиционной форме.

Заключение

Экономика, как сфера деятельности людей, предназначена для удовлетворения жизненно необходимых человеческих потребностей. Она выступает полем противодействия интересов различных социальных слоев населения, которые стремятся найти способы и методы влияния на социальную активность населения, для достижения своих целей. Это воздействует на современное и будущее развитие человеческого общества.

Экономические агенты современного общества постоянно стремятся привнести в свой бизнес что-то новое, для того чтобы удовлетворить потребности своих клиентов и получить за это определенные выгоды в виде хорошей прибыли. Для этого как известно необходимо применять новые формы и методы развития своего дела, внедрять научные разработки и достижения НТП в производственные процессы. Конечно же для этого необходимы большие источники финансирования. А если таковых на предприятии на момент внедрения технологий нет и занять их у партнеров не получается, то есть альтернативный выход - получить необходимые денежные средства в банке. Таким образом начинается взаимодействие предприятия с банковской системой.

Рассмотрение элементов взаимодействия предприятий с банковской системой невозможно без знания основополагающих начал рассматриваемых институтов, например таких как «банк». Банк представляет собой денежно-кредитный институт, который регулирует платежный оборот в наличной и безналичной формах. Банк - это кредитная организация, имеющая исключительное право на осуществление следующих операции: привлечение во вклады денежных средств, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, a также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банк является посредником в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства всей страны. Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике, ее субъектам, а значит и хозяйственным единицам.

В современных условиях, когда важнейшей задачей является обеспечение устойчивого роста во всех сферах экономики, особую актуальность приобретает роль банковской составляющей в обеспечении партнерства с производственными структурами. Активизация интеграционных процессов во взаимодействии предприятий с банковской системой способствует укреплению российской экономики, поскольку основу различных отраслей начинают составлять крупные финансово - устойчивые, стабильные банковские структуры, позволяющие противостоять колебаниям конъюнктуры рынка.

При преподавании экономики в школе учителя, как правило опираются на наиболее известные программы. Среди этих общеобразовательных программ по экономике для 10-11 классов можно выделить две - авторами первой являются Гребнева Л.С., авторами второй - Грязнова А.Г. и Думная Н.Н. Эти программы ориентированы на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у них общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. В программе Гребневой Л.С. изучению экономики посвящено 11 тем (30 часов) плюс пять часов резервного времени на усмотрение учителя. В программе Грязновой А.Г., Думной Н.Н., экономические вопросы рассматриваются более обширно, составлена из 40 тем (122 часа), так как она предназначена для профильных классов. При изучении учениками классов старшего звена темы ««Основы взаимодействия предприятий с банковской системой» лучше использовать программу Гребневой Л.С., так как в ней темы представлены хотя и в меньшем количестве, по сравнению с программой Грязновой А.Г. и Думной Н.Н., но рассматриваются вопросы необходимые для изучения экономики на базовом уровне, обеспечивающие преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Таким образом, анализ программ показал, что изучаемые категории «банк», «банковская система», «взаимодействие предприятий с банковской системой» лучше раскрыты в программе Гребневой Л.С.

В рамках проверки процесса изучения учащимися темы «Основы взаимодействия предприятий с банковской системой» и таких категорий как «банк», «банковская система», «взаимодействие предприятий с банковской системой» на уроках экономики в старших классах был проведен эксперимент в смешанной форме. Цель эксперимента заключалась в формировании у учащихся компетенции - способность к анализу форм взаимодействия банковской системы и предприятий

Таким образом, на результаты эксперимента повлияли не только базовый уровень знаний учеников, но и применение активных методов обучения, в виде уроков с элементами игры. Использование на уроке различных методов обучения, наглядных пособий способствовало повышению заинтересованности учащихся в изучаемом предмете, а также увеличению активности и инициативности при работе на уроке. В классе, в котором урок проводился в альтернативной форме, результаты эксперимента должны были оказаться выше, в связи с наличием ряда преимуществ. В данном случае в силу возникновения определенных проблем в классе «А», и несмотря на то, что базовый уровень подготовки выше, эффект от проведения уроков разной формы оказался одинаковым. Следовательно, не смотря на разные формы проведения уроков вышеуказанная компетенция частично сформирована в обоих классах, так как уровень усвоения материала недостаточен для полного формирования компетенции.

Литература

Законодательные акты и нормативные документы:

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации: По состоянию на 1 февраля 2010 года. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2010

2.      Примерная программа среднего (полного) общего образования по предмету «Экономика», автор Гребнева Л.С.

.        Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по предмету «Экономика», автор Грязнова А.Г., Думная Н.Н.

.        Федеральный закон от 03.02.2006г № 6-ФЗ «О банках и банковской деятельности» с изм. и доп., ст.492.

.        Федеральный закон от 10.07.2002г № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изм. и доп., ст.2970.

6.      Федеральный закон от 24.06.1992г. № 3119-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

7.      Положение Банка России от 8 сентября 1997 г. № 516 «О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации».

Основная литература

8.      Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: Финстатинформ, 2007

9.      А.В.Митин. Подготовка студентов к управлению учебно-воспитательной деятельностью  <#"788583.files/image011.gif">

Рис. 1.1.1 Схема партнерства предприятий и банков, участвующих в организации системы их взаимодействия

Приложение 2


Вопросы

По горизонтали: 1. Процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную связь. 2. Метод финансирования потребностей предприятия на условиях платности, срочности и возвратности. 6. Вид банковского обслуживания, согласно которому банк открывает и ведет счета физических и юридических лиц. 8. Ценная бумага, долговое обязательство, используемая в банковском кредитовании. 10. Один из уровней банковской системы, в основе которого функционируют специализированные и универсальные банки.

По вертикали: 3. Понятие, в переводе с итальянского означающее - лавка, скамья, на которой менялы раскладывали монеты.4. Совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений, выполняющих банковские операции 5. Кредит-аренда, сущность которого в том, что по указанию предприятия банк приобретает для него имущество и обязуется его сдавать в аренду. 7. Торгово-комиссионная операция, проводимая с целью ускорения получения поставщиками платежа. 9. Частью этого вида взаимодействия предприятия с банковской системой является управление портфелями инвестиций, имуществом и др. собственностью. 11. Организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли имеет право осуществлять банковские операции.

Ответы

По горизонтали: 1. Взаимодействие. 2. Кредитование. 6. Расчетно-кассовое. 8. Вексель. 10. Второй.

По вертикали: 3. Банк. 4. Банковская система. 5. Лизинг. 7. Факторинговая. 9. Траст. 11. Кредитная.

Приложение 3

Приложение 4

Бланк учета ООО «Альфа»

Приход

Расход

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



Итого:




Директор  Бухгалтер Яворчук Валерия

Бланк учета ООО «Бетта»

Приход

Расход

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



Итого:




Директор  Бухгалтер Арутюнян Луиза

Бланк учета ООО «Гамма»

№ПриходРасход



1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



Итого:




Бланк учета для директора

Положительные ответы

Отрицательные ответы

Штрафы

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




Итоговая оценка:





Блан учета банкира

ООО «Альфа»

ООО «Бета»

ООО «Гамма»

1

Приход

Расход

Приход

Расход

Приход

Расход

2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12







13







14







Итоговая оценка:







Приложение 5

Имитационные деньги для игры


Приложение 6

Таблица 2.2.4

Вопрос

Стартовая цена, м

Вознагражденье, м

1. Дать понятие. Банковская система - это …

100

200

2. Что включает в себя банковская система?

100

200

3. На какие уровни делится банковская система?

100

300

4. Дать понятие. Банк - это…

100

400

5.Какие основные виды взаимодействия предприятий и банковской системы существуют?

100

200

6. Дать понятие. Небанковская кредитная организация - это…

100

200


Приложение 7

Таблица 2.2.5

Вопрос

Стартовая цена, м

Вознагражденье, м

1. Расчетно-кассовое обслуживание. Что понимается под данным определением?

100

500

2.Валютные операции. На какие счета подразделяются валютные операции?

100

600

3. Лизинг. Что собой представляет данная операция?

100

500

4.Факторинговые операции. Что означает данное определение и второе название данной операции?

100

600

5. Трастовые операции. Почему данный вид операций называют доверительными?

100

500

6. Банковское кредитование. Дать определение понятию вексель?

100

550


Приложение 8

Таблица 2.2.6

Вопрос

Стартовая цена, м

Вознагражденье, м

1. Какие кредиты предоставляются банком предприятию для финансирования внешнеторговых операций?

200

400

2. Какие отношения складываются между предприятием и банком в процессе расчетно-кассового обслуживания, и чем они сопровождаются?

200

500

3. Дать понятие. Текущий счет - это…

200

300

4. На основе чего осуществляется взаимодействие предприятий с банковской системой?

200

300

5. Формой чего является лизинг, и в виде чего банки получают доходы?

200

500

6. Дать понятие. Инвестирование - это…

200

500


Приложение 9

Тестовые задания

1.      Совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма - это…

А) кредитные организации;

Б) банковская система;

В) национальный банк;

Г) центральный банк.

. В переводе с итальянского слово «банк» означает - …

А) банк данных;

Б) лавочка;

В) скамья;

Г) организация, в которой совершаются денежные операции.

. Гибкая форма кредитования, при которой банк осуществляет покупку имущества с его последующей передачей в аренду предприятию - …

А) банковское кредитование;

Б) факторинг;

В) траст;

Г) лизинг.

. Трастовые операции - это операции проводящиеся банками…

А) от имени и по поручению клиентов за их счет и в их пользу;

Б) от имени и по поручению клиентов за свой счет и в их пользу;

В) от имени и по поручению клиентов за их счет и в свою пользу;

Г) от своего имени и по поручению клиентов за их счет и в их пользу;

. Операции, при которой предприятия уступают банку право требования платежа - …

А) лизинговые;

Б) банковские;

В) расчетно-кассовые;

Г) торгово-комиссионные.

. Открытие счета для осуществления внешнеэкономической деятельности - …

А) расчетные операции;

Б) кредитные операции;

В) банковское кредитование;

Г) валютные операции.

. Банковское кредитование - это финансирование потребностей предприятия на условиях…

А) срочности, платности;

Б) платности, срочности, возвратности;

В) долгосрочности, платности, возвратности;

Г) платности, бессрочности, возвратности.

. Финансовая организация, производящая различные операции с ценными бумагами и деньгами - …

А) банк;

Б) кредитная организация;

В) некредитная организация;

Г) предприятие.

. Взаимодействие с целью обслуживания расчетов между предприятиями в денежной форме - это …

А) торгово-комиссионные операции;

Б) трастовые операции;

Г) расчетно-кассовые операции.

. Процесс взаимного влияния кредитных организаций и предприятий друг на друга на основе использования услуг финансово-кредитной системы - это…

А) взаимодействие предприятий и банковской системы;

Б) взаимовлияние предприятий и банковской системы;

В) оказание услуг банком предприятию;

Г) взаимодействие кредитных и некредитных организаций.

Ответы: 1- б, 2-в, 3-г, 4-а, 5-г, 6-г, 7-б, 8-а, 9-г, 10-а.

Похожие работы на - Методика преподавания основ взаимодействия предприятий с банковской системой на уроках экономики в старших классах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!