третье связано с деятельно-практической сферой и предполагает формирование у подростков стремления к активной общественно-полезной деятельности, коллективному творчеству, проявлению активности, инициативы, неравнодушного отношения к окружающей действительности и делам коллектива, способности доводить начатое дело до конца, грамотно выстраивая логику движения к цели социальной деятельности; добросовестно исполняя нравственные нормы, долг перед коллективом, его поручения; быть готовым отвечать за свои действия и поступки [24].
Индивидуальная помощь человеку в социальном воспитании становится необходимой и должна оказываться в жизнедеятельности воспитательных организаций тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями, характерными для того или иного возраста.
Педагогу очень важно понимать, что его отношения с воспитанниками должны быть диалогом. Такой диалог состоится в том случае, если у педагога наличествует установка на достижение доверительности в отношениях с воспитанниками. Реализация подобной установки в практике воспитания - дело трудное, но вполне достижимое. В результате появляется возможность для межличностного общения. Это возможно постольку, поскольку у ребят есть настоятельная потребность во взрослом друге и общении с ним.
Естественно, что атмосфера доверия может сложиться у педагога в его взаимоотношениях с воспитанниками только в том случае, если у него вполне определённая и чёткая позиция. При этом речь идёт не о внешней позиции педагога, а о его внутренней позиции. Она состоит в том, что педагогу удаётся в определённой степени войти в систему отношений ребят на основе потребности последних в общении со взрослыми. В таком случае он получает возможность изучать скрытые от внешнего наблюдения процессы, происходящие в их среде. Он может в какой-то степени привлечь самих ребят к решению стоящих перед ними задач. Это проявляется в том, что в беседах он может анализировать вместе с ними различные события их жизни, выяснить их точки зрения на происходящее, их оценки окружающих. К педагогу, с которым у ребят установились доверительные отношения, они приходят с исповедью в тяжёлые минуты жизни, делятся с ним своими радостями. Наконец, доверительные отношения позволяют педагогу видеть ребят в самых различных ситуациях, которые недоступны в ином случае.
В.А. Сухомлинский отмечал, что педагог должен очень осторожно реагировать на те противоречия, которые возникают между детьми, особенно в подростковом школьном возрасте. Он считал также, что есть та сфера противоречий, где вмешательство педагога должно быть весьма ограниченным, и что далеко не все конфликты и противоречия могут и должны быть объектом обсуждения.
Эффективность реализации индивидуальной помощи воспитанникам в жизнедеятельности воспитательной организации во многом зависит от позиции, которую занимает педагог по отношению к воспитуемым в зависимости от их возраста. Охарактеризуем оптимальную позицию по отношению к подросткам.
Позиция педагога в работе с подростками может характеризоваться терминами «руководитель», который В. Даль определяет следующим образом: «указатель, наставник, коновод, затейник». Основное содержание помощи педагога подросткам определяется необходимостью руководить их жизнедеятельность.
Важно, чтобы у педагога и подростков вырабатывалось сходная ориентация относительно их жизнедеятельности. В таком случае педагог предъявляет требования, которые подростки воспринимают как необходимые либо в утилитарном смысле, либо для эмоциональной разрядки. Предмет требования может восприниматься как интересный с познавательной точки зрения. Педагогу важно проявлять пристальное внимание к сосуществованию и взаимодействию самых различных и порой противоречивых проявлений и черт в личности подростка. Это важно потому, что многие противоречия надо воспринимать не только как объект педагогического преодоление, но и как нечто неизбежное. Главное- определить доминирующую тенденцию. Лишь тогда становится реальной эффективной индивидуальная помощь подросткам.
Чаще всего подросткам приходиться помогать в более или менее адекватном осознании своих отношений со сверстниками. Поскольку сложности отношений обычно возникают у подростков в различных сферах жизнедеятельности, постольку важно учить их регулировать свои действия в той или иной сфере, помогать осознать им свои ошибки, недостатки, достоинства, которые проявились или не проявились, что в результате привело к напряжениям в отношениях со сверстниками.
По отношению к страшим подросткам педагог занимает позицию, которую условно можно определить термином «опекун, попечитель» (по В. Далю- «пекущийся, заботливый, рачительный»).
Помощь в осознании себя личностью и в решении различных проблем во многом зависит от того, насколько педагоги учитывают возрастную особенность старших подростков как стремление к взрослости. Старшим подросткам зачастую трудно добиться признания своей взрослости от взрослых. В то же время они, как правило, рассматривают взрослость лишь как самостоятельность в определении своего стиля жизни, что вызывает нередко конфликты с воспитателями. Не получая от них признания в своей взрослости, часть ребят начинает прибегать в общении с ними к маскировке своего истинного лица. Некоторые стремятся вести себя с воспитателями так, как это желательно последним. Другие усваивают такой стиль общения со взрослыми, который помогает им скрыть какие-либо черты и стороны своей личности, становясь в позицию «шута», «ребенка» и т.д. Это затрудняет помощь воспитанникам, лишает педагога возможности реализовать позиции «опекуна».
Тот педагог, который открыто признает за старшими подростками права стиля жизни, тем самым снимает или снижает барьер в общении с ними. В результате он получает возможность обсуждать с ребятами волнующие их вопросы, их отношения со сверстниками и со взрослыми. Они значительно доброжелательнее воспринимают его предложения. Это позволяет педагогу- «опекуну» обращать внимание своих питомцев а их внутренний мир, на те достоинства и недостатки, которые проявляются в их взаимодействии с их окружающими. Он может спорить с ними о тех или иных элементах стиля жизни. При этом он ненавязчиво разводит такие неосознаваемые старшими подростками понятия, как внешнее и сущностное в человеке, наводит их на размышления о том, что в их стиле жизни идет от подражания, а что от своей индивидуальности, и т.д. «Опекун», таким образом, использует свою позицию для помощи старшим подросткам в осознании себя, самоопределении и самореализации в актуальной жизни [27].
Индивидуальная помощь подросткам в школе может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.
Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.
Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.
В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т.е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками, умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.
В-четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.
В-пятых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей [26].
Таким образом, под индивидуальной помощью подросткам в условиях школы понимается система средств и мер социально-педагогического характера, обеспечивающая устранение нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и создающая условия для его социально-позитивного развития и самореализации.
1.3 Методика оказания индивидуальной помощи подросткам в школе
Методика оказания индивидуальной помощи представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к условиям жизни. Этот процесс предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия. Данные методики содержат в себе ряд технологий.
В школьной практике используются три ведущих технологии индивидуальной помощи подросткам:
технология профилактики - направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения. Как правило, представлена групповыми и массовыми формами работы или индивидуальными беседами и консультациями;
технология психолого-педагогического сопровождения - предполагает индивидуальную поддержку, организованную либо педагогом, либо (по его просьбе или запросу) специалистом. Включает: сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для подростка, родителей, педагогов;
технология социально-педагогической реабилитации - предусматривает проведение специальной системы мероприятий, разрабатываемых специалистом и включающей организацию социального контроля условий воспитания и поведения подростка, социальную поддержку тех, кто испытывает лишения из-за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении, помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации, индивидуальное увеличение затрат педагогического труда на работу с отдельным ребенком, координацию отношении ребенка с первичным коллективом [21].
Как показывает практика, эффективность индивидуальной помощи подросткам с девиантным поведением в школе обеспечивается наличием в ней специально созданной структуры, призванной решать данные вопросы - социально-психологической службы. Социально-психологическая служба - это структура, выполняющая задачи психологической и социальной защиты, социально-педагогической помощи подросткам в школе. Основными функциями службы являются:
диагностическая, т.е. распознание причин и характера отклонений в развитии, поведении и деятельности, изучение социальной ситуации развития подростка, его статуса в коллективе учеников, определение потенциальных способностей и возможностей воспитанников,
социозащитная, т.е. защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия, выработка мер по развитию потенциальных возможностей подростка, выбор наиболее оптимальных форм оптимизации социальных условий в его ближайшем окружении,
воспитательная, т.е. выработка стратегий педагогического воздействия на подростков с отклоняющимся поведением, интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на школьника.
На основании вышеизложенного можно выстроить определенную модель индивидуальной помощи подросткам в условиях общеобразовательного учреждения, которая включает в себя условия эффективности данного процесса, его этапность и методическое обеспечение:
а) технологический блок модели индивидуальной помощи подросткам предполагает прохождение следующих этапов:
диагностического;
оказания помощи;
аналитического.
Данная технология основана на идее сочетания проблемно-ориентированных и позитивно-ориентированных методов индивидуальной помощи подростку, которое предполагает единство и взаимосвязь двух направлении социально-педагогической деятельности по отношению к подростку, «точечное» воздействие на проблемные области в личностной и социальной ситуации воспитанника и создание условий для позитивного развития процесса социализации, включения его в здоровые социальные отношения.
б) проблемно-ориентированные методы индивидуальной помощи - это пути и способы социально-педагогической деятельности, содержанием которых становится сама проблема поведения подростка. Это индивидуальные беседы и тренинговые занятия с подростком, консультации родителей, учебно-методические семинары с педагогами. С использованием этих методов решаются задачи выявления и осознания подростком, родителями и педагогом сущности и причин отклоняющегося поведения подростка, их обучения путям и способам устранения девиаций.
в) позитивно-ориентированные методы индивидуальной помощи - это деятельность, направленная на создание условий для позитивной социализации подростка. Здесь внимание на фактах отклоняющегося поведения не концентрируется. Подростку презентуются возможности приобретения нового социально-приемлемого опыта поведения, создаются условия для восстановления социальных связей, удовлетворения социальных потребностей позитивными способами.
Данная идея реализуется посредством такого построения программ индивидуальной помощи подростку, при котором внимание к проблемной области социального опыта ребенка выступает в единстве с общей воспитательной работой, организуемой в классе и школе в целом.
Более подробно рассмотрим содержание этапов оказания индивидуальной помощи подросткам в школе.
Диагностический этап решает задачи выявления подростков с отклоняющимся поведением, определения исходной проблематики, выступающей причиной возникновения поведенческих отклонений (диагностика подростка и его социальной ситуации), основных направлении будущей социально-педагогической работы по отношению к ребенку и его микросоциальному окружению.
Этап оказания помощи заключается в организации социально-педагогической работы с подростком, его учебной группой, с педагогами, семьей, и включает в себя следующую совокупность содержательно-организационных блоков:. Непосредственно в отношении подростка:
) проблемно-ориентационный, т.е. предполагающий организацию рефлексивной деятельности подростка, направленной на определение проблемы и позволяющей педагогу и воспитаннику прийти к единому видению поведения школьника как не соответствующего норме.
) обучающий, т.е. включающий личностно-ориентированное информирование подростка о возможных путях и способах разрешения сложившейся совокупности проблем, в том числе, неблагополучных отношений с родителями, учителями, сверстниками.
) праксеологический, т.е. предполагающий включение подростка в здоровые социальные отношения, организацию взаимодействия подростка со сверстниками, педагогами, родителями с новых, конструктивных позиций в процессе участия в совместной, сообразной его интересам и склонностям деятельности, предполагает поиск «социальной ниши» для приобретения опыта социально-приемлемого поведения и удовлетворения потребностей подростка позитивными способами.
) рефлексивный, т.е. обеспечивающий условия для обращения подростка к новому опыту социально-приемлемого поведения, его оценки, поиска причин успехов и неудач, проектированию будущего поведения и деятельности с учетом достигнутых результатов. В отношении родителей подростка:
) оценочный, т.е. позволяющий определить степень благополучия семейной обстановки, наметить пути оптимизации отношений между родителями и подростком.
) консультационно-обучающий, т.е. направленный на информирование родителей о происхождении и возможных причинах девиантного поведения ребенка, выявление ошибок в семейном воспитании и обучение путям их устранения, построения новой системы воспитательных взаимоотношений в семье.
) поддерживающий, т.е. обеспечивающий информационную, методическую, эмоционально-психологическую поддержку родителей в процессе изменения воспитательных стереотипов и отношений с подростком.. В отношении сверстников подростков:
) нивелирующий, т.е. обеспечивающий преодоление сложившихся негативных стереотипов по отношению к подростку с отклоняющимся поведением в классе, позволяющий сверстникам увидеть его возможности с новой, неожиданной стороны.
) организационно-деятельностный, т.е. предполагающий организацию вариативного пространства деятельности в группе сверстников, в которую может включиться подросток (как правило, это спортивная прикладная или творческая деятельность).. В отношении педагогов
) ценностно-ориентационный, т.е. включающий изменение отношения учителей к подросткам с проблемами в поведении, формирование готовности оказать помощь ребенку с поведенческими отклонениями,
) информационно-методический, т.е. состоящий в совместной выработке педагогической стратегии работы с подростком, выборе оптимальных форм, методов, средств помощи, координации усилий всех субъектов данного процесса
Данная деятельность будет эффективной при реализации следующих педагогических условий:
построении искренних, доверительных отношений между субъектом помощи и подростком,
организации рефлексии ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростка,
включении подростка в ситуации нравственного выбора и обеспечении приобретения им опыта отказа от отклоняющегося поведения, как средства удовлетворения актуальных потребностей
Условие построения искренних, доверительных отношений между субъектом помощи и подростком основывается на принципах гуманизма как основы педагогического взаимодействия и добровольности оказания любых видов помощи.
Условие может быть реализовано при высокой профессиональной компетентности субъекта помогающих отношений, которая проявляется на трех уровнях:
когнитивном, т.е. предполагающем сформированность у социального педагога системы знаний о феномене отклоняющегосяповедения, особенностях его проявления в детском и подростковом возрасте, причинах этого явления, технологии оказания индивидуальной помощи подростку с подобным поведением,
технологическом, т.е. состоящем в практическом владении педагогом методами, формами, приемами и средствами индивидуальной помощи,
ценностно-ориентационном, т.е. включающем отношение принятия и понимания проблем подростка, умение соотнести собственную систему ценностей и ценностные предпочтения объекта помощи, развитость эмпатических способностей педагога.
Построение искренних, доверительных отношений между субъектом помощи, подростком и его социальным окружением предполагает:
демонстрацию априорно позитивного отношения к подростку, стремления понять его проблему и помочь,
избегание оценочных суждений по отношению к личности подростка в процессе бесед и консультирования,
безусловное соблюдение конфиденциальности информации, полученной при индивидуальной работе с подростком, выдвижение простых, понятных подростку правил и условий взаимодействия Иногда эффективно для этого использовать прием заключения «договора» между социальным педагогом и подростком,
недопустимость дисциплинарных и иных наказаний за поступки, ставшие известными социальному педагогу в процессе работы с подростком.
Условие организации рефлексии ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростком основывается на принципе субъектности в воспитании, на психолого-педагогических особенностях возраста, свидетельствующих о способности и потребности подростка обращаться к самоанализу, решать вопросы самоотношения и определения своего места в окружающем мире, внутреннем характере любой личностной динамики, в том, числе динамики поведенческой.
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, который предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта.
Организация рефлексии в процессе индивидуальной помощи заключается в стимулировании рефлективной деятельности и процессе индивидуальных бесед и консультирования, создании ситуаций, проблематизирующих подростка по отношению к собственному поведению, отношениям и деятельности. Для эффективности организации рефлективной деятельности педагогическое воздействие должно быть личностно-ориентированным, то есть затрагивать значимую для личности проблему, учитывать наличный уровень сформированности мотивационно-ценностной сферы, доминирующие компоненты ценностного ряда личности, а также регулярным.
Подросток часто еще не в состоянии осознать причины и мотивы проблемных ситуаций, которые складываются в его жизни, не может оценить степень влияния конкретных проявлений своего поведения на его взаимоотношения с окружающими, соотнести собственные нормы и ценности и общественной системой требований к личности. Возможности для осознания этого появляются в процессе специально организованной рефлексии, осуществляемой, как правило, в индивидуальных формах работы.
Таким образом при оказании индивидуальной помощи подростку с рефлексия служит, во-первыхмеханизмом определения проблемы, во-вторых, средством поиска путей изменения сложившихся стереотипов поведения, в-третьих, анализа достигнутых результатов.
Реализация данного условия предполагает
демонстрацию педагогом собственной рефлексивной позиции в процессе работы с подростком,
формирование специфического «рефлексивного» стиля общения с подростком, что достигается постоянной постановкой вопросов, подталкивающих подростка к самоанализу,
обучение подростка рефлексии посредством использования игр, упражнений, элементов тренинга, ведения дневника написание тематических сочинений.
Условие включения подростка в ситуации нравственного выбора и обеспечения приобретения им опыта отказа от девиантного поведения как средства удовлетворения актуальных потребностей основывается на положениях о развитии личности в деятельности, о неудовлетворенности потребностей личности как источнике девиантного поведения, об облегчении апробации новых моделей поведения в специально созданных для этого условиях.
Глава 2. Опытное изучение методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе
2.1 Характеристика образовательной среды МОУ СОШ № 29
подросток индивидуальный помощь реабилитация
Наше исследование методики оказания индивидуальной помощи подросткам в школе было проведено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 29». Нами были изучены уставные и методические документы школы, а также проведено наблюдение за деятельностью педагогического состава школы.
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 29 - одно из первых образовательных учреждений города Костромы. Школа была основана как реальное училище 16 марта 1873 года, которое в 1918 году преобразовано во вторую советскую школу. Все прошедшие годы школа осуществляла учебно-воспитательную работу с детьми микрорайона.
Общий контингент обучающихся 575 человек.
Школа предоставляет учащимся возможность получения образования в различных формах, предусмотренных Уставом: очная, индивидуальная, экстернат, семейная. Наличие данных форм обучения позволяет обеспечить успешное развитие каждого ученика в соответствии с особенностями возрастного этапа, индивидуальными склонностями и предпочтениями, состоянием здоровья, а также психоэмоциональными и интеллектуальными особенностями. Наиболее востребованными на данный момент являются очная и индивидуальная формы обучения.
С 1991 года школа работала на основе углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла. С 1995-1996 учебного года в школе развивается система профильного обучения старшеклассников за счет открытия классов разной направленности: театрально-педагогических на базе ИПП КГУ им. Н.А. Некрасова, технологического профиля на базе ИПФ КГУ им. Н.А. Некрасова, проабитуриентских классов на базе КГСХА.
Наряду с общеобразовательными программами, школа реализует программу коррекционно-развивающего обучения на I и II ступенях, обеспечивающую дифференциацию образования и позволяющую решать задачи помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Создана система, обеспечивающая педагогическое, логопедическое и социальное сопровождение детей в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями. Работа в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных проявлений эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Учащиеся, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья и отнесенные на основании медицинского заключения к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, занимаются по особой программе.
Программа «Одаренные дети» является частью Программы развития школы и предусматривает возможность решать задачи по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, поставленные на федеральном уровне. С этой целью созданы классы развивающего обучения в начальной школе, лицейские классы на II и III ступени, сформирована система внеурочной деятельности и дополнительного образования. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в школьных и городских предметных Олимпиадах, научно-практической конференции «Шаг в будущее», интеллектуальных и творческих конкурсах.
Школа даёт возможность учащимся активно включаться в общественную деятельность, создаёт условия для свободного выбора участия в общественных, творческих и эколого-трудовых объединениях. В рамках работы ученического самоуправления каждый год планируются и реализуются социальные проекты.
Продолжая совершенствовать систему управления учебно-воспитательной работой школы за счет включения школьников в управление в 2006 году началась реализация школьного проекта «Система детского самоуправления». Проект получил Диплом Лауреата второго Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений (город Москва, октябрь 2006 года).
Школа № 29, имеет богатый опыт внедрения технологии М. Монтессори и создания вариативной образовательной среды.
Вариативность образования обеспечивают индивидуальные образовательные маршруты. Индивидуальный образовательный маршрут с точки зрения школьника - это персональный путь реализации личностного, индивидуального потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного и временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуально-образовательный маршрут с точки зрения образовательного учреждения - это целенаправленно проектируемая дифференцируемая образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательного пути при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Такой подход, применяемый в школе № 29, способствует формированию познавательного интереса школьника.
2.2 Изучение оказания индивидуальной помощи подросткам в МОУ СОШ №29
Главная задача работы с подростками в школе №29 состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Оказание индивидуальной помощи - это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Система индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 включает в себя:
-Субъекта деятельности (педагога) и объекта индивидуальной помощи (конкретного воспитанника)
-Цель и задачи индивидуальной помощи
-Планирование
-Изучение и учет индивидуальных особенностей подростков.
-Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия для формирования у воспитанника положительных качеств и их развития
-Обучение практике индивидуальной воспитательной работы
-Контроль, коррекция воздействий на подростка в процессе индивидуальной помощи
Цель и задачи индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 формируются:
-на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон;
-осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
-на основе систематического анализа достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.
Цель и задачи индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 формулируются следующим образом:
-Обеспечить психолого-социальную реабилитацию подростков через коррекцию, обучение и воспитание.
-Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.
-Выявлять психологические и социальные причины нарушения межличностных отношений воспитанников.
-Организовывать и проводить мероприятия по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности.
Изучение личностных особенностей подростков при оказании индивидуальной помощи в МОУ СОШ №29 происходит по следующим направлениям:
-Диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии (тревожность, агрессивность, и другие девиации).
-Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
-Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
-Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
-Развитие форм, средств и способов общения.
-Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
-Помощь в преодолении и профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания, алкоголизация) последствий девиантного поведения.
Основные принципы индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 сформулированы следующим образом:
-Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Требовательность должна основываться на положениях Конвенции о правах ребенка, Типовом положении учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным и делинквентным поведением.
-Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
-Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
-Подход к подростку должен быть с оптимистической гипотезой, глубокой верой в него.
-Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
-Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
-Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
-Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
-Преемственность и согласованность воздействий.
Методы и формы индивидуальной помощи подростам в МОУ СОШ №29 - это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью решения определенных задач в оказании индивидуальной помощи подростку.
.Методы мотивационной сферы и самосознания:
а) объективное осмысление своих достоинств и недостатков.
б) ориентация самосознания.
в) убеждение.
г) прогнозирование последствий отрицательного поведения.
.Методы перестройки жизненного опыта:
а) предписание.
б) ограничения.
в) переучивание.
г) переключение.
д) регламентация образа жизни.
З. Методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения:
а) поощрения и наказания.
б) соревнования.
в) положительные перспективы.
.Методы разрушения отрицательного типа характера.
Индивидуальная помощь подросткам в школе 29 ведется по следующим направлениям:
. Изучение документов личного дела.
. Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе. В ходе беседы желательно не делать каких-либо записей.
. Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника.
Индивидуальная помощь ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с коррекционными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы.
На следующем этапе индивидуальной помощи подростку решаются задачи коррекционной работы. Начинается она с психологического обследования (диагностики), которое включает изучение первичной характеристики воспитанника, диагностика состояния эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, уровня агрессивности, тревожности. Получив первые данные о подростке, педагог-психолог совместно с воспитателем намечают определенные направления коррекционной работы, результаты этой работы фиксируются в специальных тетрадях индивидуальной работы. В них прослеживается динамика изменений в поведении подростка, намечаются дальнейшие пути воспитательного воздействия. Педагоги прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей каждый месяц.
Педагог в своей характеристике, которая также заносится в дневник индивидуальной работы с подростком, учитывает следующее:
-Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
-Уровень развития познавательных способностей.
-Способность работать самостоятельно
-Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
-Работоспособность на уроке.
-Мотивация учения
-Устойчивость познавательных интересов.
-Методы коррекции.
Психологическая характеристика подростка составляется по следующим направлениям:
-Состояние эмоционально-волевой сферы.
-Уровень тревожности.
-Уровень агрессивности.
-Нравственная культуры подростка.
-Самооценка.
-Уровень притязаний.
-Общительность
-Самокритичность
-Стремление к успеху.
-Развитие волевых качеств
-Самоконтроль
-Методы коррекции.
Психологическая работа проводится по следующим направлениям: диагностические процедуры, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика, индивидуальная работа.
Педагогами-психологами ведутся индивидуальные карты подростков, в которых фиксируются данные диагностики состояния познавательной и эмоциональной сферы, личностных особенностей: диагностика темперамента, типов акцентуации, самооценки, тревожности, определение уровня агрессии, тревожности, мотивации обучения, профориентации. После диагностического обследования составляются рекомендации по дальнейшей индивидуальной помощи подростками, по их дальнейшей адаптации.
В оказании индивидуальной помощи подростками педагоги руководствуются следующими принципами:
-установление межличностных и деловых контактов на уровне "педагог-подросток";
-уважение самооценки личности ученика;
-вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
-создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания.
В МОУ СОЩ №29 разработана программа индивидуальной помощи подросткам в школе (табл. 1)
Таблица 1. Программа индивидуальной помощи подросткам в школе
Направление деятельностиОтветственныйСрокиПримечания1234Диагностикаа) Социально-педагогическая диагностика: Сбор социального анамнеза семьи, изучение сети социальных контактов (построение карты сети контактов); Изучение условий и формы обучения несовершеннолетнего; Первичная беседа с подростком, родителями с целью выявления проблем воспитания; Социометрия классного коллектива с целью выявления статуса ребёнка; Изучение уровня социального развития ребёнка (в т. числе определение степени удовлетворения материальных запросов); Наблюдение за подростком в учебной деятельности.Социальный педагог, классный руководитель Согласно плану - число, месяц, год Сбор и уточнение сведений о подростке, ближайших родственных семейных взаимоотношениях, Проводится совместно социальным педагогом и педагогом-психологом.б) Психологическая диагностика: проведение первичной консультации для родителей; проведение психолого-педагогических исследований для выявления уровня развития ребёнка, степени его дезадаптацииСоциальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектологЧисло, месяц, годВ программе должен быть указан список методик, которые будут использоваться.Аналитическая деятельностьПодготовка психолого-педагогической характеристики подросткаСоциальный педагог, педагог-психологСогласно плану (число, месяц, год) Разработка рекомендаций для классного руководителя, учителей-предметников, родителей.Социальный педагог, педагог-психологРазработка индивидуальной программы реабилитацииСпециалисты социально-педагогической службыМожет проводиться в рамках психолого-педагогического консилиума.Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью изучения эффективности программы, внесения необходимых корректив; проведение итогового психолого-педагогического консилиума.Все заинтересованные стороны1 раз в 3 месяца, в конце учебного годаК консилиуму должен быть подготовлен письменный отчёт о выполнении программы.Подготовка аналитической информации по организации индивидуальной работы с подростком на педагогические советы, административные совещания, заседания КДН и т. п.Зам. Директора по ВР, социальный педагогСогласно плана или по мере необходимостиКоррекционная работаПроведение встреч сети контактов (консультирование специалистами КГЦ ПМСС)Педагог-психолог, социальный педагогВстречу ведёт специалист КГЦ ПМСС, не включенныё в программу реабилитации (независимый)Коррекция детско-родительских отношенийПедагог-психологПроведение индивидуальной и групповой коррекционной работы согласно программеПедагог-психологДолжны быть разработаны перспективные программы индивидуальной или коррекционной групповой работыОбразовательно-профилактическая деятельностьСоциальный патронат семьи и подросткаСоциальный педагогДолжен быть составлен перспективный график посещенийОказание помощи в определении формы обучения. Осуществление социально-педагогической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности (малые педсоветы, консилиумы и др.)Зам. Директора по ВР, классный руководитель, социальный педагог.В программе должна быть отражена совместная работа с учебным заведением.Профилактические беседы, индивидуальное консультирование, по вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации подростка к школе.Социальный педагог, КДН, ПДН, педагог-психологОрганизация индивидуального консультирования родителей у специалистов КГЦ ПМСС.Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). Индивидуальное консультирование по вопросу организации занятости в летний период. Работа по вовлечению подростков в тренинговые группы.Социальный педагог, классный руководительВ ходе диагностики должны быть выявлены интересы и склонности ребёнка, в программе указать, какой направленности занятия (спорт, технические и др.) предлагаются подросткуСодействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности)Социальный педагогОрганизация психолого-педагогического просвещения родителейУказывать форму просвещения, темы, которые будут предложеныВзаимодействие специалистов КГЦ ПМСС с КДН, ПДН, наркологической службой, учебным заведением, руководителем кружка или секции и т. п.Содействие в направлении в стационарное медицинское учреждение детей (родителей). Оказание информационной поддержки в получении медицинской помощи.Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи.Участие в правовой защите личностных интересов несовершеннолетнего.Помощь в написании, оформлении документов, связанных с защитой личностных интересов и прав ребёнка.
Таким образом, в МОУ СОШ №29 имеется организованная методика оказания индивидуальной помощи подросткам, в которую включены диагностические процедуры и различные воспитательные и развивающие формы работы, помогающие подростку в самоопределении, решении проблем и трудностей, коррекции поведения.
Заключение
Под индивидуальной помощью подросткам-школьникам понимается система средств и мер социально-педагогического характера, обеспечивающая устранение нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и создающая условия для его социально-позитивного развития и самореализации.
В результате анализа теоретических положений, представленных в реферате, можно сделать вывод, что методика индивидуальной помощи подросткам в условиях общеобразовательного учреждения включает в себя условия эффективности данного процесса, его этапность и методическое обеспечение.
Модель процесса оказания индивидуальной помощи подросткам в школе включает в себя целевой, содержательный, технологический, методический компоненты. Целевой компонент содержит цель процесса оказания индивидуальной помощи подросткам в школе, которая заключается в создании условий для устранения нарушений усвоения и воспроизводства воспитанником принятых в обществе норм и ценностей и обеспечения его социально-позитивного развития и самореализации. Содержательный компонент определяет основные направления деятельности в рамках процесса оказания помощи. Технологический компонент включает основные требования к нему и внутреннюю логику организации. Методический компонент определяет формы, методы, приемы, средства индивидуальной помощи подросткам в школе.
Процесс индивидуальной помощи, являясь частью целостного процесса воспитания, подчиняется ряду принципов, среди которых особенно значимыми для нас являлись принципы активности личности в процессе воспитания, гуманизма, позитивной перспективы, позитивной ориентации воспитания, целостности, рефлексии.
Данные принципы стали основополагающими требованиями к индивидуальной помощи подросткам с девиантным поведением и могут быть конкретизированы в ряд педагогических условий:
организации рефлексии ценностных приоритетов, поведения и деятельности подростка;
включения подростка в ситуации нравственного выбора и обеспечении приобретения им опыта отказа от социально неодобряемого поведения как средства удовлетворения актуальных потребностей.
Таким образом, при осуществлении социальным педагогом деятельности по оказанию помощи подростку в школе необходимо решить следующие задачи:
подобрать диагностический инструментарий для выявления проблем подростков;
провести первичную диагностику склонности к различным видам отклоняющегося поведения среди подростков и в результате этого выявить потенциальных представителей «групп риска»;
провести углубленную диагностику индивидуально-психологических особенностей подростка, нуждающегося в помощи социального педагога и социальной ситуации его развития, в результате чего выявить этимология поведенческих отклонений в каждом конкретном случае, определить группу ресурсов (личностных и социальных), которые могут использоваться в процессе индивидуальной помощи;
организовать индивидуальную работу с подростком, основанную на реализации таких форм как беседа, консультирование, упражнение, элементы тренинга и игры, ведение дневника, воспитывающая ситуация;
организовать обучающую работу с родителями, основанную на семейном консультировании, организации рефлексии стиля семейного воспитания и взаимодействия, упражнениях, элементах ситуационно-ролевого взаимодействия, тренинговых формах работы;
организовать информационно-методическую работу с педагогами в рамках действующих методических семинаров;
провести итоговую диагностику, которая позволит выявить результаты индивидуальной помощи подросткам, обобщить ее итоги и разработать программу специального патронажа подростка и его микросоциального окружения.
Список использованной литературы
1.Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся на факультетах социальной педагогики и социальной работы; - изд. 4-е. - М.: Академия, 2007. - 189 с.
.Бессарабова Ю.М., Букина Е.Н. Методика воспитательной работы с проблемным ребенком // Социальная педагогика. - 2011. - № 2. - С.55-60.
.Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций, учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова; 5-е изд. стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 440 с.
.Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи/А.Н. Галагузов - М.: Владос, 2008. - 191 с.
.Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений; Изд. 2-е. - М.: Академия, 2007. - 236 с.
.Дмитриева В.Г. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М.: Пед. общество России, 2007. - 96 с.
7.Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К. Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 1975.
.Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского госуниверситета, 2004. - 60 с.
.Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гардарики, 2008. - 269 с.
.Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.: под ред. М.А.Галагузовой, - 2-е изд., стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 192 с.
.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студентов пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2009. - 184 с.
.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб.для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга,2003. - 527 с.
.Никитин В.А. Методика и технология работы социального педагога: учебно- методическое пособие. - М.: Владос, 2007. - 400 с.
.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска :Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, обуч.по спец.031300 - Соц.педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с. - (Высшее образование).
.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ.ред. М.А. Галагузовой. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007. - 416 с.
.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, обуч.по спец.031300 - Соц.педагогика / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2002. - 256с.
.Социальный педагог: введение в профессию, учебное пособие для студ. высш. учеб.завед. / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, Н.Н.Кравченко, - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 256 с.
.Суртаева Н.Н. Социальная педагогика: учебное пособие к семинарским занятиям. - М.: 2007. - 249 с.
.Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2007. - 144 с.
.Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. - 2004, №4.
.Шакурова М.В. Социальная педагогика: учебник для вузов. - М.: Владос, 2008. - 448 с.
.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: аутотренинги, тесты, викторины, ролевые игры, профориентация подростков, работа с родителями. - М.: ВАКО, 2007. - 335с.
24.Трубников А.П. Формирование социальной ответственности старшеклассников в деятельности молодежного центра // <http://www.kursksu.ru/dissertations/dis313.pdf>
.Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий Текст. : Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Александрова. - Тюмень, 2006.
.Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Мудрик. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
.Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Мудрик. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.