Использование блог-технологий в обучении иностранному языку

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,12 Мб
  • Опубликовано:
    2014-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование блог-технологий в обучении иностранному языку

Введение

Настоящее исследование посвящено использованию блог-технологий в обучении иностранному языку. Количество работ по данной теме к настоящему моменту увеличивается, что свидетельствует о том, что данная сфера деятельности является достаточно новой и недостаточно изучена в контексте ее образовательного потенциала. Исслеования данного вопроса производились А.В. Филатовой, С.В. Титовой, П.В. Сысоевым, А. Кемпбеллом, Р. Фердигом. В данный момент блог в основном рассматривается как средство общения и самовыражения в глобальной сети Интернет, однако его потенциал как средства создания аутентичной языковой среды общения недостаточно рассмотрен методистами.

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема использования блог-технологий в качестве образовательно-методического ресурса требует более глубокого рассмотрения. При современном уровне развития информационных технологий очевидной становится необходимость интеграции информационно-программных ресурсов в образовательный процесс. Современные исследования затрагивают новые информационные технологии в учебном процессе (Кручинина Г.А.), основы web-технологий (П.Б. Храмцов), оптимизацию преподавания иностранных языков (А.В. Филатова), исследования современных ресурсов сети Интернет (М.Н. Евстигнеев).

Объектом исследования выступают блог-технологии в их применении в рамках классной и внеклассной деятельности в обучении иностранному языку.

Предмет исследования включает в себя изучение способов и принципов использования блога как средства создания аутентичной языковой среды общения и эффективного обучения иностранному языку.

Данное методическое исследование имеет своей целью предложить способы и принципы использования блог-технологий в процессе обучения.

В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что применение блог-технологий в качестве средства обучения значительно оптимизирует развитие коммуникативной компетенции учащихся.

В связи с данной гипотезой нами выдвигается ряд задач:

изучить основные характеристики блога, принципы его создания и функционирования;

изучить имеющиеся теоретические исследования по данной теме;

создать собственный сайт с целью проверки функциональности блога как средства обучения на практике;

сформулировать методические рекомендации для преподавателя по возможностям применения блог-технологий;

Для выполнения поставленных задач и подтверждения гипотезы нами использовались следующие методы исследования:

теоретический анализ имеющегося материала;

сравнительный анализ функционирующих блогов

систематизация полученной информации;

создание экспериментальной модели блога и последующая его адаптация под практические нужды процесса обучения;

практическое применение блог-технологии;

Методологической основой настоящего исследования являются работы, выполненные в русле:

оптимизации преподавания иностранных языков (А.В. Филатова, М.В. Попова);

новых информационных технологий в учебном процессе (Кручинина Г.А.),

методики развития письменной речи посредством интернет-технологий (Т.Ю. Павельева, С.В. Титова);

исследования современных ресурсов сети Интернет (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев).

Научная новизна исследования состоит в том, что нами предлагается деятельностный подход к использованию блог-технологии в обучении иностранным языкам.

Теоретическая значимость исследования выражается в синтезе традиционных методов обучения с инновационными интернет-технологиями и внедрение их в обучение.

Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, что теоретический и практических материал может быть использован для дальнейших исследований в области использования блог-технологий в преподавании иностранных языков с целью построения определенного алгоритма создания и применения блога в качестве средства обучения. Помимо того, блоги могут применяться и для расширения кругозора школьников, что может иметь прикладную ценность для преподавания любых предметов, то есть не ограничиваться рамками уроков иностранного языка. блог обучение иностранный

На защиту выносятся следующие положения:

Блог-технологии могут быть успешно и органично интегрированы в процесс преподавания иностранного языка;

Применение блог-технологий оптимизирует развитие коммуникативной компетенции учащихся, стимулирует индивидуализацию;

блог-технологии являются современным удобным средством развития кругозора учащихся и создания позитивной мотивации к учению.

Материалом для настоящего исследования послужили статьи, публицистические материалы и исследования, изданные в печатной форме или опубликованные в сети Интернет.

Достоверность результатов подтверждается практических ходом работы над созданием интернет-блога и корректировкой деятельности на промежуточном этапе.

Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава 1.

В данной главе мы рассмотрим вопросы использования Интернет-технологий в обучении иностранным языкам, в частности, информационные Интрент-технологии. Кроме того, будут освещены вопросы мотивации участия в блог-общении, будут перечислены основные преимущества блогов.

.1Использование интернет-технологий в обучении иностранным языкам

Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду[20].

Основная цель преподавания иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе её выполнения, действий и операций, с ней связанных. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает.

Следует иметь в виду и еще одну особенность предмета «иностранный язык». Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. А для этого нужен партнер. Компьютерная программа, CD - ROM диск, какими бы интерактивными при этом они ни были, могут обеспечить лишь имитацию живого общения. Исключение составляют компьютерные телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка [1].

Применение Интернет-технологий осуществляется для решения следующих целей:

для включения материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);

для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;

для самостоятельной подготовки к сдаче квалифицированного экзамена экстерном;

для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя [2].

Глобальная сеть Интернет, на сегодняшний день, наиболее перспективная форма общения и обмена информацией между людьми. Она открывает огромные возможности для получения любой информации, в том числе аутентичных материалов. Помимо текстовой информации, Интернет-технологии позволяют использовать звуковые файлы, видеозаписи, графическую информацию, что существенно стимулирует активность студентов. Коммуникационные возможности глобальной сети помогают организовывать дискуссии между студентами и преподавателями не только данного вуза, но и привлечь студентов других вузов, других регионов и стран. Дискуссия приобретает нелинейный характер и все желающие могут высказаться по обсуждаемой теме. А это требует от студентов большей активности, большей ответственности при подготовке к занятиям. Использование Интернет-технологий позволяет создать ситуации практического использования языка, когда студент вступает в межкультурное общение с носителем языка и таким образом получает достоверную информацию о культуре страны изучаемого языка, о жизни молодежи, их интересах и увлечениях, являясь в то же время, представителем своего родного языка, культуры, страны и т.д.

Дальнейшее интегрирование информационных технологий в учебный процесс является перспективным направлением в образовании [3].

Основные существующие на данный момент коммуникационные Интернет-технологии, которые можно использовать в процессе обучения иностранному языку, делятся на две группы:

средства синхронной коммуникации (synchronous communication tools)

средства асинхронной коммуникации (asynchronous communication tools).

Средства синхронной коммуникации (synchronous communication tools) - средства общения, позволяющие общаться в режиме реального времени (чат, форум, видео- и аудиоконференции).

Средства асинхронной коммуникации (asynchronous communication tools) - средства общения, позволяющие обмениваться информацией с задержкой во времени (форумы, электронная и аудиопочта, сайты, блоги, wiki) [3].

.2 Коммуникационные Интернет-технологии

Современная концепция высшего образования состоит в переходе от знаниевого к компетентностно-ориентированному подходу. Цель обучения в высшей школе состоит в развитии не только практической, но и информационной компетенции, предполагающей умение ориентироваться в современном информационном пространстве, искать информацию, отбирать, критически оценивать ресурсы Интернета, общаться с помощью современных видов связи. Это означает, что изменение организационных форм и методов обучения в данном случае основано на формировании главного умения - самостоятельно извлекать знания, а также на развитии критического мышления студентов, его автономии [4].

Сейчас появились совершенно новые виды учебной деятельности - работа с ресурсами Интернета, мультимедийными программами, реализация web-проектов, компьютерное тестирование, тренинговые и специально-ориентированные коммуникативные задания. Именно поэтому интеграция социальных сетей и сервисов Web 2.0 в преподавании иностранных языков сегодня - это не дань моде, а насущная необходимость для педагогов, которые стремятся оптимизировать процесс обучения и сделать его более эффективным, мотивированным для студентов [5]. ервисы Web 2.0 создают совершенно новые возможности для участников Сети. Из хранилища информации они превратились в платформу, удобную программную среду для формирования учебного контента, позволяя осуществлять ориентацию на его создание и классификацию не силами персонала сайтов, а самими пользователями Интернета. Это приводит к радикальной децентрализации в сочетании с безграничным доверием, которое получают пользователи, поскольку сервисы Web 2.0 - это сетевое программное обеспечение, которое поддерживает групповое взаимодействие [4].

Но именно ориентация на коллективное вместо профессионального наполнение Сети вызывает у многих недоверие. Например, особенно жесткой критике подвергается так называемая «Википедия» (www.wikipedia.org) - любимый и часто посещаемый студентами сайт, справочник, из которого они берут информацию для написания своих работ и создания web-проектов. Многие преподаватели оговаривают в интеграционных курсах именно тот интернет-источник, которым нужно пользоваться, накладывая табу на такого вида информацию [6].

Фактически суть Интернета второго поколения состоит в том, что он благодаря ряду механизмов или программных платформ как бы конвертирует вводимую информацию в нечто качественно новое, представляющее ценность для всего сообщества.

Существующие на сегодняшний момент социальные технологии позволяют создавать контент любого вида, например блоги или живые журналы (ЖЖ). С их помощью можно общаться, записывать мысли и комментарии (www.blogger.com, www.livejournal.com, www.blogspot.com, ru.facebook.com), создавать народные энциклопедии с помощью технологии wiki-wiki (русскоязычные энциклопедии ru.wikipedia.org и letopis.ru) [4].

Можно также создавать подкастинг, или аудиозаписи в формате mp3 (#"788572.files/image001.jpg">

Рисунок 1: Схема работы Web2.0

Рисунок 2: Коммуникационные Интернет-технологии

Глава 2.

В данной главе будут освещаться вопросы особенностей практического применения блог-технологий в обучении иностранному языку. В главе говорится также об истории возникновения блогов, их технических особенностях и географическом размещении. Дается классификация основных типов блогов, а также блог-сообщений.

.1 Практическое применение блог-технологий

Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоггерами называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой [12].

Пользователи блогов именуются в сети блоггерами или блогерами, существуют расхождения на счет трактовки орфоргафии данного слова. В сети можно встеретить высказывание: "Еще недавно я не знал как пишется слово "блоггер", а теперь я сам стал "блогером". Какой из двух вариантов верный? Точного ответа на данный вопрос нет. Смыслообразующим в гнезде родственных слов является слово "блог" (blog), которое на английском и русском пишется с одной согласной на конце.

Соответственно, по правилам словообразования русского языка, слово, указывающее на человека, ведущего блог, должно быть образовано прибавлением к корню суффикса -ер (-ор, -ёр), по аналогии со словами комбайнер, дизайнер, боксер, лифтер. Грамота.ru именно так предписывает писать слово: блогер.

Однако, в Википедии слово блогер употребляется лишь однажды (со ссылкой на все ту же Грамоту.ру) а в текстах статей употребляется слово блоггер. Команда Яндекса тоже называет авторов блогов блоггерами, ссылаясь на Англо-русский словарь общей лексики "Lingvo Universal", соответственно и блоггинг от blogging [13].

Возможно, более частое упротребление нами слова с удвоенной согласной частично связано и с названием одной из популярных площадок для создания и ведения блога - Blogger.com (хотя по статистике Яндекса она занимает лишь седьмое место в рейтинге подобного рода).

Обратный порядок записей - свежие записи публикуются сверху. Обычно в блоге на первой странице публикуются только последние записи, а все остальные доступны в архиве.

"Перемешивание". Формат блога позволяет объединять содержание нескольких авторских блогов на одной странице.

Блог предполагает размещение комментариев и вопросов читателей (по усмотрению автора), и это делает блог чем-то похожим на форум.

Автором записей в блоге является один человек или несколько, если "владелец блога" дает избранным соответствующие права.

Постоянные ссылки. Блог по структуре напоминает бесконечную ленту, однако каждое сообщение, опубликованное внутри блога, имеет свой адрес и, как правило, может быть выведено отдельной страницей [13].блог отличается от классического сайта прежде всего простотой создания. Это и привлекает преподавателей иностранных языков: здесь не требуются знания по HTML-верстке, дизайну и сетевому маркетингу. Туда легко вносить изменения и дополнения даже посредством мобильных видов связи. Кроме того, не нужно создавать форум, поскольку уже имеется среда сетевого общения. Появление Web 2.0 позволило переместить акцент с технологии «e-media» на технологию общения и сотрудничества, что само по себе является целью образования.

В своем личном дневнике можно создать настоящую виртуальную библиотеку-справочник, так как данная программная платформа позволяет публиковать, хранить, обрабатывать, классифицировать различную по виду и содержанию информацию. Поскольку блог - личное пространство общения, в отличие от форумов, чатов, конференций, пользователь может сконструировать свой круг собеседников и, самое главное, администрировать процесс коммуникации. Это действительно важно для образовательного процесса [4].

Таким образом, web-блог - это та социальная сеть, которая наилучшим образом подходит для использования в дидактических целях. Она помогает публиковать, хранить, обрабатывать, классифицировать, передавать различную по виду и содержанию информацию, создавать открытые или закрытые сообщества для обсуждения каких-то проблем, для реализации групповых проектов, контролировать усвоение учебной информации посредством он-лайн-тестов, вопросов, обсуждений, рецензий и так далее.

На каждое сообщение преподавателя или члена учебной группы пишется комментарий. В этом плане комментируемый (открытый) web-блог очень похож на форум. Именно в комментариях происходит общение между участниками учебного процесса. В процессе неформального общения преподавателей и студентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, высказывать свое собственное мнение по той или иной проблеме, развиваются навыки критического мышления [14].

Преподавателю удается посредством данной программной платформы вовлечь в дискуссии членов учебной группы, продемонстрировать им, что приобретать знания и определенные навыки и умения можно не только просто запоминая сложную информацию, а, что гораздо важнее, добывая ее в результате поиска, ответа на вопросы, обсуждения, критической оценки выдвинутых предложений, анализа. Модернизация форм педагогического контроля стимулирует обучающегося к самооцениванию, сравнению полученных результатов с прогнозируемыми и последующую самокоррекцию [4].

2.2 История блог-технологий

Слово blog появилось 17 декабря 1997 года, Джорн Бэргер в качестве альтернативы «интернет-дневнику» использовал короткое слово: weblog (от logging the web - «записывая события Сети»). Однако, понятие «веблог» продержалось всего около года - в апреле 1999 года создатель веблога развинтил слово «веблог» обратно и получил забавное выражение «we blog» - «мы делаем блог». Так blog стало глаголом и главным определением интернет-дневника.

Однако, первый блог появился задолго до изобретения самого термина blog.

В 1994 году в Интернете рождается первый дневник Джастина Холла.

Чуть позже рождается Scripting News, в отцах которого значится Дэйв Винер; который быстро находит поклонников из числа немногочисленной интернет-аудитории, и поэтому некоторые исследователи называют его едва ли не первым блогом в истории Сети. Некоторые вообще отдают пальму первенства Тиму Бернерсу-Ли, публиковавшему новости на своей странице чуть ли не с 1992 года.

Далее в истории блогов идет перерыв до августа 1999 года, когда компания Pyra Labs создает портал Blogger, который позволяет быстро, просто и бесплатно сделать себе личный блог.

Чуть позже в декабре 1999 года Расти Фостер создает блог-движок Scoop, который позволяет пользователям беспрепятственно оставлять свои заметки на чужих сайтах. В том же 1999 году стартует легендарный ЖЖ - Livejournal.com, ныне насчитывающий более 10 миллионов пользователей.

Со временем реальная жизнь всё больше и больше проникает в блог-среду: в ноябре 2000 года, в разгар выборов президента США, открывается блог TalkingPointsMemo, пользователи которого обсуждают подсчеты голосов в штате Флорида. В 2003 году доходит до того, что кандидат в президенты Говард Дин создает свой собственный блог Dean Call To Action.

На данный момент существует также и видеоблог Дмитрия Медведева (blog.kremlin.ru), таким образом, применение блог-технологий прочно закрепляется как часть жизни Интернет-активного слоя общества [12].

Блогосфера, являясь организованным сообществом, предписывает свои правила участникам блог-общения. Существует так называемый кодекс блоггера [12]:

. Используйте броские заголовки: короткие и привлекательные, в духе таблоидов, они производят впечатление на читателей и дают вам больше шансов быть прочитанными.

. Будьте уникальны: попытайтесь сделать ваш блог хотя бы отчасти нестандартным, например, открывайте каждое сообщение цитатой, которое хотя бы частично отражает тему сообщения.

. Убедитесь в репутации ваших источников: никогда не занимайтесь плагиатом. Никогда не используйте чьи-либо материалы, не доверяя им. Вы можете ссылаться на них в вашем вступлении, но поделитесь и своими мыслями по теме, не становитесь подражателем.

. Подумайте, прежде чем публиковать сообщение: блоггинг - это не гонка, не спешите. Таким образом, вы не захотите публиковать то, о чем потом будете сожалеть.

. Придерживайтесь своей темы: содержание вашего блога - ключ к успеху.

. Оставляйте ссылки, это вежливо: если вы прочитали что-то интересное в сети и рассказали об этом своим читателям, оставьте ссылку. Неудобно читать то, что потом приходится искать в Google вместо того, чтобы просто кликнуть на ссылку.

. Следите за своим стилем: yикто не хочет умереть от скуки, читая ваш блог. Вы должны постараться привлечь тех читателей, которые могут не быть знакомы с предметом, о котором вы пишете в своем блоге. Некоторые действительно интеллигентные люди отталкивают своим академическим стилем письма. Вы должны вести беседу на равных с людьми, а не разговор свысока.

. Отвечайте на комментарии: заниматься блоггингом хрошо, но если вы не отвечаете на комментарии к своему блогу, то читателям станет скучно и они могут отказаться от подписки. Считается приличным отправить человеку, оставившему комментарий, электронное письмо или поговорить с ним вживую через Skype.

. Когда публиковать сообщение: лучшее время для публикации сообщения - это утро, когда люди просматривают свою подписку.

. Будьте противоречивы: не стесняйтесь, встаньте и заявите о своем мнении. Какая разница, что никто с вами не согласен? Пока вы верите в то, что говорите, не бойтесь конфликтовать. Люди всегда склонны видеть две стороны медали. Прислушивайтесь к себе, но не переборщите, иначе вас будут считать агрессором.

. Блоггинг - это не электронная почта: блог может быть дневником он-лайн, но это еще не значит, что каждое сообщение вы должны начинать со слов «Дорогой Дневник». Нет необходимости подписываться везде, ваше имя и так высветится внизу сообщения.

. Не делайте ложных предположений относительно других: Не думайте, что читатели хорошо разбираются в вашем продукте/сервисе/хобби [15].

.3 Техническая основа

Технические возможности и ограничения блогов целиком определяются общими технологиями Сети. Ведение блога предполагает наличие программного обеспечения, позволяющего обычному пользователю добавлять и изменять записи и публиковать их во Всемирной паутине. Такое ПО называется движком блога и является частным видом системы управления содержимым.

Помимо основополагающей функции блога - добавления автором записей и вывода их по порядку - стандартными для блоговых движков ныне являются функции создания автоматически обрабатываемых списков обновлений RSS и Atom, форматирования текста и вставки мультимедиа в записи и, как упоминалось, функция добавления читательских отзывов.

Движок блога может быть на личном веб-пространстве автора (в этом случае он называется stand alone блог) или на мощностях одной из служб, предоставляющих место специально для блогов, - блог-платформ. Блоги могут быть связаны ссылками по технологии «трэкбэк»; а на блог-платформах часто создаются свои внутренние механизмы, способствующие множению связей и образованию социальных сетей среди блоггеров. Например, механизм «друзей» на популярнейшей в Рунете блог-платформе Живой журнал [11].

Существует возможность размещения блога как на массовом сервисе, так и на платном хостинге. Самыми популярными среди бесплатных сервисов являются www.blogger.com, www.edublog.com, www.blogpost.com <#"788572.files/image003.jpg">

Рисунок 3: Текстовое сообщение

Подкаст представляет собой блог-сообщение, базирующееся на добавление аудио-мультимедийного файла. На представленной иллюстрации мы можем видеть поле ввода логина и пароля для входа в систему, тематические категории подкастов, а также материал подкаста в основном окне блога с возможностью прослушать файл онлайн или загрузить его на компьютер.

Рисунок 4: Подкаст

Фото-сообщения. Фото-блог в основном опирается на фотографии как основной источник информации. К ним могут прилагаться комментарии, но они обычно достаточно лаконичны. В данном случае мы видим фотографию и комментарий длиной в два предложения. Сообщения в блоге также выкладываются в соотвествии с датой их публикации.

Рисунок 5: Фото-сообщение

Видео-сообщения. Видео-блог включает в себя сообщения, состоящие из видеороликов. К ним могут прилагаться комментарии, однако, наличие их не обязательно, и они в большинстве случаев весьма коротки, как и в случае с фото-сообщением. На рисунке мы видим небольшое количество текста, который иллюстрируется видеороликом. К сожалению, на сайте нет возможность сохранения роликов на удаленный компьютер.

Рисунок 6: Видео-сообщение

Мультимедийные сообщения обычно сочетают в себе различные средства мультимедиа: аудио-, видео- и фотоинформацию. В приведенном на рисунке примере у пользователей есть возможность посмотреть видеоролик или прослушать аудиодорожку этого ролика. кроме того, имеется текст ленты новостей и фото-ссылка на другие блоги сайта.

Рисунок7: Мультимедийное сообщение

Вывод: таким образом, нами был дан остаточно широкий обзор блогов с технологической точки зрения. Были рассмотрены технические возможности платного и бесплатного создания блога, на основе чего можно сделать вывод, что бесплатные сервисы хоть и гораничивают деятельность пользователей, являются вполне достаточными для реализации целей обучения.

Глава 3.

В данной главе будет представлен анализ наиболее популярных образовательных блогов, а также анализ блога, созданного студентками 4 курса института иностранных языков Рязанского государственного университета. В главе даны общие дидактически выводы и методические рекомендации по применению блогов в обучении иностранному языку.

.1 Анализ блогов, предназначенных для изучения английского языка

Рассмотрим имеющиеся блоги для изучения английского языка с точки зрения следующих критериев:

Интернет-адрес, название сайта, на котором размещен блог.

Структура блога: количество ветвей и их тематическая направленность.

Использования средств мультимедиа.

Необходимость регистрации для просмотра материалов.

Права доступа к материалам сайта: возможно ли создание новых ветвей и записей в журнале, возможно ли сохранение материалов сайта на локальный компьютер.

Возможность коррекции сообщений как самим пользователем, так и педагогом.

Частота обновлений блога.

Уровень активности пользователей ресурса.

Существование возможности получения рассылки новостей.Podcasts

Блог расположен на сайте <#"788572.files/image008.jpg">

Рисунок 8: Фото-сообщение на экспериментальном блоге

4.Просмотр материалов блога не ограничен даже для незарегистрированных пользователей сайта, однако гости не имеют возможности просматривать комментарии, а также оставлять свои комментарии к прочитанным материалам. Гости могут отправлять уведомления или запросы на e-mail администратора по любым вопросам.

.Процедура регистрации проста и интуитивно понятна. Зарегистрировавшись, пользователь получает доступ к просмотру и комментированию всех разделов сайта, в которых предусмотрены комментарии, кроме того, начинается набор рейтинга, который впоследствии повлияет на расширение прав пользователя на сайте: наиболее активные пользователи смогут самостоятельно открывать новые ветви в форуме и блоге, писать статьи и предлагать темы для обсуждения.
Кроме того, пользователи имеют возможность сохранять материалы сайта на локальный компьютер.

.В том случае, если педагог выступает администратором сайта, то есть имеет права редактирования всех разделов и создания новых, он может также проводить любую форму коррекции ошибок. Выбор метода зависит от самого педагога, так как существует несколько путей осуществления этой задачи: возможность отправки личных сообщений, выделение ошибок цветом или типом шрифта, полная коррекция текста педагогом.
На наш взгляд, первые две стратегии являются наиболее действенными с методической точки зрения, предпочтительность каждой из них должна определяться типом работы с блогом, а также особенностями общения, создающимися в блог-среде. Визуальная коррекция ошибок сделает их замеченными не только ошибившимся учащимся, но и всеми остальными в равной степени, что позволит избежать повторяющихся ошибок. Отправка же личного сообщения благотворно повлияет на открытость и мотивацию общения, так как учащийся будет у верен в том, что к его ошибкам отнесутся деликатно и индивидуально, но он будет иметь возможность отредактировать свое сообщение.

.Частота обновлений блога зависит от того, в каком качестве данное средство общения используется для обучения иностранным языкам. Если блог выступает в качестве основного источника информации для обсуждения, обновление должно происходить в соответствии с частотностью занятий. Если же блог выступает в качестве средства организации внеклассной работы, обновление допустимо один раз в неделю или две. В нашем случае выбрана стратегия использования блога как источника дополнительной информации, поэтому обновление блога производится один раз в две недели.

.Уровень активности пользователей различен для различных вествей. Следует отметить, что наибольшее количество комментариев получают сообщения, содержащие фотоматериалы, так как они служат средством привлечения внимания к публикации. Кроме того, можно проследить зависимость содержания публикации и количества откликов: наибольший резонанс вызывают сообщения, содержащие юмор или неожиданные факты об окружающем мире. На основе этого можно сделать вывод, что использование мультимедиа как средства усиления активности учащихся и их мотивации к учению просто необходимо.

.Существует возможность подписаться на ленту блог-новостей, используя большое разнообразие интернет-средств получения информации, как то:

Opera Mail, Blog Lines, Google Reader, AOL, Windows Live, Yahoo!

Рассылка новостей поможет держать учащихся в курсе последних обновлений, а также даст возможность ознакомления с новыми материалами сайта без необходимости открывать веб-страницу.

Рисунок 9: Главная страница экспериментального блога

.3 Дидактические особенности блога

На основе социального сервиса блогов можно развить следующие умения письменной речи:

написание письма личного характера;

написание официального письма (письмо - жалоба, письмо о приёме на работу);

составление развёрнутых планов прослушанных или прочитанных текстов;

написание проектной/курсовой работы;

составление письменной оценки доклада, проектной/курсовой работы;

написание рецензии на просмотренный фильм, доклад, проектную/курсовую работу;

написание изложения (развёрнутого, сжатого, свободного);

реферирование и аннотирование;

написание сочинения (сочинение описательного характера, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение).

Умение проведения Интернет-дискуссии [18].

Таблица 3:Дидактические функции блога [17]:

Дидактические свойства блога

Дидактические функции блога

Существование в контексте автора

Мотивация познавательной деятельности; создание благоприятной среды для индивидуального обучения; развитие учебной автономии и креативности

Интерактивность по принципу «я»→«всем», «все»→«мне»

Формирование умения вести дискуссию (приводить аргументы и контраргументы, делать выводы, выносить собственное независимое суждение); развитие эмпатии; совершенствование навыков письменной речи разных стилей (формальный, разговорный, высокий).

Эффективность организации информационного пространства

Возможность оперативного поиска информации через систему рубрикации (тегов) и архивы; возможность оперативного информирования и обновления информации с применением RSS-потоков

Максимальная степень реализации мультимедийности

Мотивация учащихся и формирование творческого мышления; совершенствование рецептивных видов речевой деятельности (аудирование, чтение); учет индивидуальных стилей обучения.

Простота использования

Повышение мотивации; устранение тревожности и неуверенности в отношении навыков пользования компьютерно-информационными технологиями

Безопасность

Обеспечение свободы самовыражения

Интегрирование блог-технологий в учебный процесс помогает решить преподавателю ряд задач [3]:

найти реальную аудиторию для того, что пишут студенты;

предоставить студентам дополнительную практику письма и чтения;

направить студентов к Интернет-ресурсам, потенциально полезным для них и соответствующим их уровню. Студент находит эффективное решение предложенной преподавателем проблемы, посредством Интернет-ресурсов;

развивать сотрудничество в группе, способствовать более близким взаимоотношениям между студентами. Каждый делится информацией о себе, своих интересах, и комментируют то, что пишут другие студенты, что способствует чувству сплоченности между членами группы;

дать возможность застенчивым студентам высказаться в блоге.

организовывать внеклассные дискуссии. Можно продолжить обсуждение темы в блоге или наоборот, обсудить на занятии то, что студенты написали в блоге.

помогает выработать навык и письменной речи и улучшить стиль письма, потому что студенты обеспокоены тем, чтобы их высказывания были написаны грамотно.

блог можно использовать как портфолио письменных работ студентов.

Умения, формирующиеся посредством использования блогов в образовательном процессе:

навыки поиска информации,

навыки анализа информации,

навыки критической оценки информации,

умение работать с информационными потоками в Сети в той или иной предметной области,

умение работать в группе,

навыки самостоятельной и аналитической работы,

умение развивать свои коммуникативные навыки посредством активного участия членов учебного сообщества в обсуждении различных вопросов на изучаемом языке [4].

В целом же, интеграция информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для:

вступления учащихся в живую коммуникацию с носителем языка в реальном времени и с отсрочкой во времени;

активного вовлечения учащихся в языковую среду и преодоления языкового барьера;

творческой активности учащихся;

совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей;

мотивации учащихся к изучению иностранного языка и культуры [3].

.4 Технология использования блога

Для эффективного развития умений письменной речи средствами социального сервиса блогов предлагается следующая педагогическая технология, состоящая из 4 этапов и 11 шагов [18].

этап Подготовительный (технический)

На данном этапе осуществляется подготовительная работа по созданию преподавательского и личных блогов учащихся, снимаются технические трудности. Преподаватель знакомит студентов с особенностями использования блог-технологий в процессе обучения иностранному языку. Обучаемые узнают об особенностях компьютерной коммуникации средствами данного социального сервиса.

Преподаватель создает свой блог для размещения домашних заданий, вопросов к дискуссиям и семинарам, расписания, информации о курсе.

Учащиеся создают личные блоги по модели блога преподавателя, размещая информацию о себе, своих интересах и увлечениях, фото- и аудиофайлы, закладки, ссылки на другие Интернет-ресурсы и публикации

Преподаватель снимает технические трудности, возникающие при работе с блогами.

этап Установочный

На данном этапе преподаватель публикует план работы на четверть/семестр с перечнем дат занятий, календарными сроками выполнения заданий, критериями оценки каждого вида работы. Обучаемые обновляют и продолжают оформлять свои блоги.

Преподаватель дает установку на каждый вид работы.

Преподаватель определяет календарные сроки выполнения каждого задания.

Преподаватель определяет критерии оценки и доводит их сведения каждого учащегося.

этап Процессуальный

На данном этапе преподаватель определяет частоту и объем обязательных индивидуальных публикаций. Обучаемые размещают свои публикации в блогах и через функцию комментариев оценивают и обсуждают работы друг друга. Задача преподавателя на этом этапе - контролировать и направлять деятельность обучаемых через функцию комментариев.

Учащиеся размещают свои работы в строго установленные календарные сроки.

Преподаватель направляет деятельность учащихся, оставляя комментарии на своем блоге или на блогах учащихся.

этап Оценочный

На этом этапе осуществляется два вида контроля: самооценка обучаемых в конце курса в виде комментариев на личных блогах, в которой они выражают свое мнение о содержании курса, особенностях коммуникации средствами социального сервиса блогов, а также пожелания по оптимизации процесса обучения на основе данного социального сервиса. Контроль осуществляется преподавателем также посредством функции комментариев на основе критериев оценки каждого вида заданий.

Самооценка учащихся в виде комментариев на личных блогах или на классном блоге.

Оценка преподавателем в виде комментариев на личных блогах учащихся.

Развитие умений письменной речи у студентов языкового вуза средствами социального сервиса блогов будет успешным, если оно осуществляется на основе разработки и внедрения такой модели, при которой:

Учитывается содержание письменной речи;

Учитываются методические условия развития умений письменной речи средствами блогов;

Учитываются особенности блога как социального сервиса;

Обучение осуществляется по предложенному алгоритму, состоящему из 4 этапов и 11 шагов [21].

Вывод: Подробный анализ блогов позволяет сформулировать основные рекомендации педагогу, планирующему внедрение блог-технологии на уроках иностранного языка. Несмотря на легкость создания, блог-технологии таят в себе определенную коммуникативную сложность для студента, которую преподаватель должен учитывать в своей деятельности. В то же вермя, блог - гибкий инструмент, который можно подстраивать под нужды конкретного класса или конкретного ученика.

Заключение

Глобальная сеть интернет занимает все более важное место в нашей жизни, поэтому мы не можем игнорировать необходимость сочетания инновационных технологий с классическими принципами и методиками обучения. В наши дни школьники все больше времени проводят перед экраном компьютера, и это время может быть из бесполезного превращено в полезное: присвоение знаний, умений и навыков. Блог-технологии по своей сути являются уникальным средством создания языковой среды общения: особый вклад осуществляется использованием аутентичных блогов на изучаемом языке, а также использование аутентичных материалов, в оригинальной или обработанной форме.

Данное исследование показывает, что блог может сочетать в себе все возможности средств мультимедиа, с возможным выбором наиболее действенных с точки зрения характера и методики преподавания языка, а также наиболее приемлемых с точки зрения технических возможностей конкретного учебного заведения. Применения блог-технологий на уроках иностранного языка позволит охватить широкий ряд вопросов, не предусмотренных учебной программой, однако являющихся существенными с точки зрения эффективного овладения коммуникативной компетенцией, а также с точки зрения общеличностного развития.

Следует отметить также возможность удаленного контроля выполнения учениками поставленных задач, обеспечение необходимых возможностей для проявления креативности и возможности коррекции ошибок без грубого вмешательства в процесс обучающего общения. Общение может производиться и без очевидного вмешательства со стороны учителя, который может выступать в качестве строоннего наблюдателя, указывающего на ошибки. В то же время преподаватель может создать среду доверительного продуктивного общения с учениками в рамках личностно значимого общения посредством блога.

Наше исследование позволяет утверждать, что блог-технологии являются эффективным средством представления информации учащимся с целью ее последующего использования в качестве дополнительного или основного учебного материала. Кроме того, создания блога может проводится силами самих учащихся, что повысит уровень личной вовлеченности в процесс обучения и будет стимулировать творческий поиск. Таким образом, блог-технологии являются отличным средством самовыражения не только в рамках урока иностранного языка, но также и в плане самореализации личности.

Данная работа позволяет продолжить исследование блог-технологий в следующих направлениях:

применение блог-технологий как средства стимуляции мотивации к учению;

блог-технологии как средство организации внеклассной активности учащихся;

стимуляция творческого поиска посредством применения современных технологий;

блог-технологии как средство обучения на уроках различной предметной направленности.

Список литературы

Шейлз, Джо. Коммуникативность в обучении современным языкам. - М.: Совет по культурному Сотрудничеству; Совет Европы Пресс, 1995.

ПолатЕ.С. Интернет на уроках иностранного языка - ИЯШ № 2, 3 2001 г.

Попова М.В. Международная научно-практическая заочная конференция "Интернет в образовании" - www.conf.muh.ru <#"788572.files/image010.jpg">

Рисунок 10: Управление блогом и панели администратора сайта

Рисунок 11: Пример текстового сообщения на тестовом блоге

Рисунок 12: Пример текстового сообщения с фото материалом на экспериментальном блоге

Похожие работы на - Использование блог-технологий в обучении иностранному языку

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!