Метод проектов как одна из форм развития творческой направленности учащихся по информатике

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Метод проектов как одна из форм развития творческой направленности учащихся по информатике

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Ессентуки

Гуманитарно-технический факультет

Кафедра математики, информатики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Метод проектов, как одна из форм развития творческой направленности учащихся по информатике

Студента Митителу Василия Васильевича

Научный руководитель: Перегуда Александр Владимирович

Рецензент: Иванов Павел Викторович

г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Суть метода проектов в учебной и исследовательской деятельности

.2 Общая характеристика и особенности развития творческих способностей

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

.1 Метод проектов в системе уроков информатики

.2 Организация учебной проектной деятельности на уроке информатики

.3 Этапы выполнения проекта

.4 Метод проектов в системе уроков информатики

ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

.1 Изучение показателей качества обучения в аспекте применения проектного метода

.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной части исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. [3, c. 18]

Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации.

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета. [25, c. 11]

Условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой, интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Введение в образовательное пространство таких категорий, как системный анализ, информационные технологии предполагает необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребёнка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков, в ней проявляется индивидуальность ученика, развиваются его творческие способности, способного соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. [11, c. 23]

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX столетия. Пропагандистами данного метода в преподавании являлись С.Т.Шацкий, А.У.Зеленко, Л.К.Шлегер. Однако в 30-х годах использование данного метода было официально запрещено. Лишь спустя несколько десятилетий метод проектов вновь стал актуальным. Е.С.Полат, И.Е.Брусникина, Т.А.Воронина, А.И.Савенков способствовали его возрождению в практике.

Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, стать партнёром и сотрудником взрослого человека. Это даёт ученику иные мироощущения, предполагает возможность саморефлексии и наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире. Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно - следственные связи между отдельными компонентами исследования, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений, неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс обдумывания проблемы требует сложной мыслительной деятельности (синтез, сравнение, обобщение), даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, а также способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию. [14, c. 18]

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных, созидательных и творческих способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда», этим обосновывается актуальность выбранной нами темы дипломного исследования.

Цель дипломного исследования: рассмотреть природу человеческих способностей; установить возможности развития творческих способностей у учащихся на уроках информатики и внеурочных занятиях, используя в обучении метод проектов.

Объект исследования: явления возникновения у учащихся среднего школьного возраста способностей; формирование и стимулирование у них творческих способностей на уроках информатики при помощи метода проектов.

Предмет исследования: метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся среднего школьного возраста.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что на внеклассных и аудиторных занятиях, где используются метод проектов и знания учащихся по информатике, такой вид деятельности будет способствовать росту уровня развития творческих способностей учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить научную и специальную литературу по теме дипломной работы;

2. Выяснить условия происхождения и природные предпосылки способностей и таланта;

3. Установить возможности формирования способностей в процессе применения проектной деятельности на уроках информатики;

4. Подвести итоги, сделать выводы.

Методы исследования: провести анализ литературных источников по теме работы; обобщить существующий опыт работы в направлении решения задач исследования; провести наблюдение за организацией процесса обучения и эксперимент с целью выявления причинных связей между методами работы в указанном направлении и качеством обучения.

Источниками служат издания Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии"; Чечель И. "Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула" и Угринович Н.Д. и др. Преподавание курса "Информатика и информационные технологии" в компьютерном классе.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в том, что сформулированные выводы могут быть использованы в обучении студентов методике обучения информатике, работе начинающего учителя информатики и ИКТ а так же студентами-практикантами.

Базой исследования послужат группы обучающихся информатике в 7 и 8 классах МКОУ СОШ №4 г. Ессентуки

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Суть метода проектов в учебной и исследовательской деятельности

Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они не просто добавки и дополнения к "настоящему" учебному курсу.

Исследование показывает нам разнообразие форм деятельности, которые могут удовлетворить наше любопытство об окружающем мире. В контексте образования термин исследование имеет более специфическое значение. Учителя, использующие исследовательские стратегии в обучении, обычно воодушевляют учеников на постановку вопроса, планирование и постановку экспериментов, проведение наблюдений и обдумывание полученных результатов. Однако для исследования нет законченного определения. Даже внутри одного класса исследовательская деятельность может значительно различаться - от более структурированной и управляемой учителем, до более открытой и ведомой интересами учеников. Может оказаться полезным размышлять о методе проектов как о подразделе исследовательского обучения. Обзор исследований обучения по методу проектов показывает, что такие проекты нацелены на решение таких проблем, которые побуждают учеников принять участие в изучении базовых концепций и принципов научной дисциплины. Более того, главная деятельность в проекте включает исследование и создание учениками нового знания. Обычно при разработке проектов у учеников есть выбор и это позволяет им отстаивать свои интересы и удовлетворять свое любопытство. В поиске ответов на свои вопросы ученики могут исследовать темы не указанные учителем как цели обучения. [4, c. 32]

Для многих учеников привлекательность учебного стиля связана с реальным опытом. Ученики выполняют действия специалистов, работающих в области конкретной дисциплины. Это может быть связано с различными методами обработки информации, такими как: деятельность, когда они снимают документальный видеофильм о природоохранной деятельности, создают публикацию, в которой подчеркивают историческую значимость своего местного сообщества, разрабатывают мультимедийную презентацию о плюсах и минусах строительства супермаркета, учащиеся участвуют в реальной деятельности, выходящей за рамки школы. Для учителей дополнительные преимущества с ростом профессионализма и дополнительными возможностями сотрудничества с коллегами, а так же с возможностями построения новых отношений с учениками. Кроме того, многие учителя рады найти модель обучения, в которой учтены различные стили обучения и привнесены новые обучающие возможности. Учителя обнаруживают, что часто ученики, не способные эффективно учиться в рамках традиционной модели обучения, в рамках проектной формы получают дополнительные преимущества. [2, c. 14]

Метод проектов - это ориентированная на интересы ученика модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты <#"788549.files/image001.gif">       - прививает общую информационную культуру школьника;

       - реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;

       - является платформой для реализации межпредметных связей.

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, в корне меняется подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем. [13, c. 45]

Теоретическая база. «Метод проектов», - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.

Проектом называют проблемную задачу, процесс решения которой алгоритмизирован, поэтапен и продолжителен по времени. Процесс создания большого программного проекта состоит из нескольких предварительных этапов (мотивационный и этап планирования) и циклически повторяющихся рабочих этапов (моделирования и реализации), предназначенных для решения отдельных задач проекта. Мотивационный этап служит для создания обучаемыми социальной и (или) личностной значимости, необходимости данного проекта. Этап планирования служит для разбиения проекта на подзадачи, которые могут быть решены единым блоком, а также представления обучаемыми конечного результата. Рабочие этапы реализуют задачи проекта, выделенные на этапе планирования, и заключаются в создании модели решения и практической ее реализации. При неадекватности полученного решения исходной задаче, рабочий этап повторяется на более высоком уровне, что заключается в переработке модели решения и (или) самого решения. [12, c. 10]

В первую очередь проекты в информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать дробность образования. К межпредметным проектам по информатике можно отнести программные комплексы, моделирующие движение тел, физические и химические процессы, а также процессы непосредственно обучения и управления учебной деятельностью. «Метод проектов» в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства. [18, c. 66]

Этапы совместной деятельности учителя и учащихся можно изобразить в виде схемы:

Схема 1.


Метод проектов как самостоятельная деятельность учащихся помогает реализовать их творческий потенциал. Время урока используется для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся, как показывает опыт, должен выполнить или принимать участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся предлагается несколько вариантов организации работы над проектом:

       - в рамках специального учебного модуля,

       - в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, на уроке),

Цели и задачи проектной деятельности. Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

Цели и задачи проектной деятельности:

) контроль знаний и умений по пройденному материалу;

) формирование в сознании школьника информационной картины мира; 3) возможность работать с компьютером;

) развитие умений поиска и обработки информации;

) работа по новым технологиям;

) развитее самостоятельности;

) умение слушать и уважать мнения учащихся;

) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

) развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу. Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;

• в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;

• умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;

• умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию.

• контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива. [15, c. 108]

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что - то новое.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. Трудности, которые могут возникнуть перед учениками в ходе выполнения проекта:

• выбор темы;

• постановка целей и задач проекта;

• пути их решения;

• сравнения полученного результат с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная - способность к общению;

• проблемно - поисковая - способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная - способность к анализу совершенной деятельности;

• творческие способности. [7, c. 95]

Неформальное общение с товарищами и учителем в процессе проектной деятельности, раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает ребенку возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение.

Основной задачей проекта в школе является как раз осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх нее) через взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Это не означает, что учитель может пустить работу на самотек. [26, c. 66]

.3 Этапы выполнения проекта

Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

) Подготовка к работе над проектом.

) Выбор темы.

) Постановка цели и задачи проекта.

) Поиск информации различными способами.

) Поиск иллюстраций.

) Разработка структуры презентации.

) Разработка дизайна кадров.

) Подготовка к защите проекта

) Презентация проектов. (Защита)

) Анализ проектной работы.

Рассмотрим более подробно несколько этапов работы над проектом.

Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта

Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни учитель, ни ученики) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов) и учащиеся стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), необходимо перед началом работы выбрать 1-2 человек - «секретарей» - для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10-15 мин.

Этап 2. Выбор одной темы проекта

Он довольно сложен для учителя, т.к. нужно подтолкнуть учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей школы и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу учителя (или учителей). При этом учителю нельзя давить на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15-20 мин. При проведении первого в данном классе проекта учитель может сам указать тему, в этом случае первые два этапа опускаются.

Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта.

Выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк - это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Если проект проводится в данном классе впервые, учащимся трудно осуществить выбор, поэтому обсуждение может проходить в форме «вопрос-ответ» (вопрос адресуется учителю). Обучение ведению дискуссии и принятию коллективного решения - сложная и кропотливая работа, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного изучения. Задача «секретарей» - зафиксировать результат.

Форма презентации. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать. В любом случае презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью учителя. Поскольку в конце обсуждения учащиеся должны лишь называть выбранные методы работы, ресурсы и формы презентации, на весь этап отводится 15-20 мин.

Этап 4. Работа над проектом

Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется учителем или группой («командой») учителей, исходя из календарно-тематического планирования предметов, включаемых в проект. Учителя определяют также сроки промежуточного контроля. Основную работу учащиеся могут проводить во время уроков. Так, например, в школе был проведен проект по охране природы в 8-м классе. В этом случае во внеурочное время учащиеся занимаются подбором материала, разработкой методики экспериментов, видеосъемкой, социологическим опросом. Основную работу над проектом можно проводить и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке отводится по 15 мин на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 недель, максимум 3 недели, в зависимости от возраста школьников.

Этап 5. Подготовка к защите проекта.

Включает в себя работы всей программы.

• Оформление материала на стендах ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

• Подготовка устной презентации проекта;

• Подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов;

• Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

• Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта.

Этап 6. Презентация проекта

Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время. В первом случае для этого лучше выделить спаренные уроки, поскольку представление результатов работы, в которой участвовал целый класс, как правило, занимает больше часа. Время, отводимое на каждый этап, не закреплено жестко. Учитель может попробовать провести проект с предложенной расчасовкой и в ходе дальнейшей работы определить оптимальное для данного класса время. Однако одно можно сказать точно: если работа над проектом длится больше 3 недель, дети теряют к ней интерес, а это является самой грубой ошибкой учителя при организации проектной деятельности.

Поскольку проект призван интегрировать предметы различных образовательных областей, учителям необходимо создать собственную группу, или «команду», которая определила бы цели предстоящего проекта, выбрала бы тему и время его проведения. Выбор темы и определение сроков проведения проекта является довольно сложной задачей.

Проект должен проходить через несколько дисциплин, но не мешать изучению материала каждой из них в отдельности. Однако очень часто материал тех или иных дисциплин, который можно было бы включить в данный проект, изучается учителями-предметниками в разное время учебного года. В этом случае приходится либо сокращать количество предметов, включаемых в проект, либо специально подбирать такие программы, которые позволили бы безболезненно интегрировать материал выбранных тем. Часто приходится делать и то и другое, поэтому команде учителей необходимо обсудить предстоящий проект перед началом учебного года и скорректировать календарно-тематические планирования, по своим дисциплинам исходя из требований проекта.

Результаты выполнения проекта

В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.

Большое достоинство проектной деятельности:

• Умение работать в коллективе.

• Брать ответственность за выбор решения на себя.

• Разделять ответственность с другими.

• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.

• Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.

• Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.

• Не могут использовать чужой проект.

• Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения.

• Каждый ученик понимает важность, работы.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Правила успешности проектной деятельности:

. В команде нет лидеров. Все дети равны.

. Команда не соревнуется.

. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повышает производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности и развивает творческие способности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Метод проектов позволяет развивать творческие способности учащихся, например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся среднего звена получают задание (краткосрочный проект) - создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности учащихся.

При изучении языка программирования Visual Basic учащиеся, к примеру, делают проект «Калькулятор». Но ставится условие, если калькулятор сделан на основе только объяснений учителя, то он не засчитывается, а вот если автор при создании проявил творчество в дизайне, дополнил новыми кнопками, то есть повысил функциональность калькулятора, - в таком случае ученик может претендовать на оценку «хорошо» или «отлично».

Проекты ребята могут выполнять не только в учебное время, но и на внеклассных мероприятиях. На кружке «Монтаж видео» 6-классники при изучении программы Windows Movie Maker создают небольшие фильмы. Примерные названия: «Мой режим дня», «Комплекс упражнений на гибкость», «Устройство компьютера», «О шахматах» и др. Фильмы большей частью демонстрационные, но чем старше ребята будут становиться, тем их проекты буду носить более исследовательский характер. [см.: 2, 9, 13, 18, 25]

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.

Для учащегося: 1.Формируются и отрабатываются:

Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

Умение работать в группе, в команде

Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях. 3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной творческой личностью.

Для учителя.

.        Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества;

.        Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях;

.        Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта;

.        Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

Информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

2.4 Метод проектов в системе уроков информатики

Преобразования организационных процессов всех сфер деятельности человека, становятся отличительной чертой современного уровня развития общества. Информационные технологии являются базовым компонентом этих преобразований. Востребованность обществом и темпы развития всех составных частей информационной технологии позволяют определить данное направление как приоритетное на ближайшие десятилетия. Процесс информатизации общества не только повышает минимальный уровень необходимых знаний, умений и навыков, но и требует от каждого члена общества способности применения системного подхода к решению конкретной проблемы, умению самостоятельно и творчески проводить синтез накопленных знаний. Данные требования уже сегодня адресуются всей системе образования, в том числе и на уровень общего. Школьный курс информатики в первую очередь должен иметь набор обучающих технологий и методик, позволяющих успешно решать поставленные перед ним задачи.

На основе опыта непрерывного преподавания информатики в классах с углубленным изучением математики, а именно для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов в своей школе применяется «Метод проектов». «Метод проектов», - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. В первую очередь проекты в информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать дробность образования. К межпредметным проектам по информатике можно отнести программные комплексы, моделирующие движение тел, физические и химические процессы, а также процессы непосредственно обучения и управления учебной деятельностью. «Метод проектов» в информатике характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, усилением самостоятельности в процессе работы и установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства.

При применении «Метода проектов» для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить следующие основные этапы:

.        разработка проекта темы;

.        моделирование;

.        реализация;

.        анализ выполненного проекта;

.        защита проекта.

На базе «Метода проектов» в МКОУ СОШ № 4 г. Ессентуки, за последние три года учащимися было разработано более 20 программных комплексов по различной тематике. Многие из них применяются в учебном процессе.

Организация структуры занятий «Метода проектов» имеет больший удельный вес интерактивных режимов (практикумов и самостоятельных работ), что расширяет зону неопределенности для ученика, а, следовательно, и его творческий потенциал. Совершенно очевидно, что обучение с использованием «Метода проектов» - это обучение, где целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам, было бы до какой-то степени новым и для нас. Обращенное к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации.

Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Рассматривая этот метод на примере предметной области информатика, видим, что он способен аккумулировать в себе различные дисциплины.

Из вышесказанного во второй главе следует, что метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

.1 Изучение показателей качества обучения в аспекте применения проектного метода

Учителя информатики средней общеобразовательной школы №4 г. Ессентуки работают над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках информатики. Выбор этой проблемы не случаен. Анализ ранней собственной работы выявил недостаточную осознанность и глубину усвоения учащимися программного материала.

Они поставили перед собой задачу развития у обучающихся творческого подхода к решению компьютерных задач, ведь на уроках информатики изучается большое количество тем, где ученик может проявить свое творчество.

На момент проведения эксперимента по использованию проектной деятельности в обучении информатике в школе был выявлен следующий показатель результативности обучения: уровень качества обучения в 7-8 классах в среднем составляет 39%, средний балл 3,8, уровень успеваемости 100%.

Известно, что познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Они взаимосвязаны, находятся в определенном отношении, которое зависит от уровня подготовки учащегося. Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся. Эпизодическая же ее форма малоэффективна.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет с учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом педагог должна научить ребят четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

Использование новых информационных технологий позволяет решать некоторые задачи нетрадиционными способами, а также прикладные задачи, которые ранее невозможно было рассматривать в силу сложности математического аппарата. Так, в школьном курсе математики учащиеся рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной практике решение большинства уравнений не может быть записано в явном виде. Их решение находится только приближенными методами. Ранее способы решения таких уравнений рассматривались после изучения одного из алгоритмических языков. Во-первых, разрабатывали алгоритм метода решения. Во-вторых, составляли программу и использовали ее для получения решения и его исследования. Труднее было при изучении темы «Моделирование», когда рассматривали задачи оптимизации. Задачи должны были быть довольно простыми, допускающими только одну поисковую переменную. Например, задача минимизации расходов рейса морского судна и выбор оптимальной скорости, задача о перевозках и др.

Использование мощного электронного процессора MS EXCEL позволяют учителям с учениками решать уравнения приближенными методами и задачи оптимизации со многими переменными и ограничениями. Причем, это становится доступным и детям, владеющим программированием недостаточно хорошо. Главным этапом для ребят становится не разработка программы, а постановка задачи (запись критерия, ограничений, задание точности решения) и исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.

На уроках информатики изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения учащимися данной темой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Курс «Компьютерная графика» является и общеобразовательным в том смысле, что он развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, творческие качества личности, наблюдательность, внимание, формирует пространственное воображение и пространственные представления, обеспечивает графическую грамотность. В данном контексте изучение редактора Adobe Photoshop более чем оправдано. Используя эту программу на уроках информатики с учениками можно выполнить практически любую, самую сложную, графическую работу. Пакет Adobe Photoshop обладает огромным набором средств и эффектов для реализации творческих задумок и воплощения в жизнь мысленных образов: интеллектуальный интерфейс, который меняется в зависимости от ситуации; нож и ластик, наличие в стандартных фигурах достаточно сложных рисунков; соединение, наложение, объединение объектов; заливка с текстурой, с помощью узоров, градиентная; инструменты для профессиональной работы с текстом и т. п. Ребята с удовольствием узнают, как работают фотографы профессионалы. С помощью цифрового фотоаппарата на данных уроках мы с учениками пробуем побыть в роли фотографов, составить композиции с обработанными фотографиями. Оценки за творческую деятельность на таких уроках я выставляю только положительные. С учащимися устраиваются коллективные просмотры работ, причем комментарии и критика допустимы только в доброжелательном тоне. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. На уроках информатики данный метод реализуется в форме выполнения творческих проектов. При этом под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством педагога. Качество же выполнения творческого проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки ученика, приобретенные на уроках информатики. Тем самым оно может быть использовано в качестве объективного обобщенного критерия их оценки.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме и пр.).

Хорошие результаты в творческой проектной деятельности учащихся дает и совместная работа с учителями - предметниками. Например, учитель русского языка и литературы предварительно дал детям задание сочинить сказку, рассказ на любую понравившуюся им тему. Результаты превзошли все ожидания. На уроках информатики ученики должны были набрать свою работу на компьютере, отформатировать её, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще очень медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой. Творческие работы учащихся были распечатаны и использованы для создания школьного «Альманаха». Ребята с удовольствием читали свои сказки, а оценки получили не только по информатике, но и по русскому языку и литературе.

Сравнивая работу с текстовым редактором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения творческого проекта» можно сказать, что творческая работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике. Развитию творческих способностей учащихся при выполнении проекта способствует необходимость и возможность проявления эстетического вкуса, инициативы, логического и ассоциативного мышления, воображения, фантазии. Например, при изучении редактора Power Point (редактор создания презентаций) учащимся даётся задание продумать тему для создания презентации. Конечно, сразу в глазах учеников недоумение. Но стоит только сделать небольшую подсказку, как идея появляются одна за другой. Интересны такие презентации как «Современный журнал COOL», «Книга рецептов», «Мир компьютерных игр» и др. Свои презентации учащиеся показывают на отдельном уроке. Выставляем проектор и просматриваем все презентации, которые комментируют их создатели. Эти уроки помогают ученикам так же проявить свои способности в умении высказываться публично.

Все проекты требуют очень грамотной организации и координации со стороны учителя, так как он направляет работу авторов проектов, консультирует их, организует отдельные этапы проекта, проявляет определенную эрудицию во многих областях, несвязанных напрямую с их профессиональной деятельностью. Так как изучение нового материала идет в ходе работы каждого обучающегося над собственным проектом, необходимо четко определить, какие вопросы и когда он будет обсуждать со всеми, чтобы не повторять потом одно и то же несколько раз, найти время и уделить внимание каждому ученику или группе. Нужна огромная подготовительная работа, были созданы необходимые методические и справочные пособия.

Кроме того, нужно спланировать работу так, чтобы детям, и без того перегруженным занятиями, не пришлось дома или в кабинете информатики подолгу просиживать за компьютером. В задачу учителя входит создание комфортных условий для работы детей, с тем, чтобы увлечь их собственной познавательной деятельностью. Также необходимо создать у детей впечатление, что они совершенно самостоятельно смогли справиться с поставленной перед ними проблемой.

3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной части исследования

Часть учащихся (10 человек), составляют экспериментальную группу; из оставшихся учащихся случайным образом были отобраны 10 человек, которые составили контрольную группу.

Сравниваемые группы учащихся равны по начальным данным и по условиям педагогического процесса при проведении формирующего эксперимента. причём занять место участника проекта предлагалось на равных условиях как учащимся 7-го так и учащимся 8 классов. выявленные энтузиасты и составили необходимые группы.

Необходимо было выяснить, как применение проектной деятельности влияет на развитие творческих способностей учащихся.

Для этой цели проводится сравнительный педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная) посещает внеклассные занятия, которые проводятся в соответствии с разработанным планированием проведения , а другая (контрольная) - по данной структуре не обучается.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов.

этап - констатирующий. Его целью было выявление уровня развития творческих способностей учащихся.

этап - формирующий. Цель: повысить уровень развития творческих способностей школьников посредством использования метода проектов на внеклассных занятиях.

этап - контрольный. Цель этого этапа: выявление уровня развития творческих способностей школьников (повторное тестирование).

Итак, 1 этап - констатирующий - выявление уровня развития творческих способностей учащихся. Для анализа уровня развития творческих способностей учащихся были взяты средние показатели успеваемости по классам, предложенные учителями в пункте 3.1. Однако для проверки базовых знаний и ориентации в области проектной деятельности была предложена практическая работа.

Задача №1. Создайте компьютерную модель решения задачи "С клавиатуры последовательно вводятся 10 символов. Подсчитать количество введенных латинских строчных букв ‘a’."

Задача №2. Создайте проект решения задачи, которая позволяет вычислить факториал, введённого с клавиатуры целого числа.

Учащиеся использовали разные подходы к решению. 13 человек предложили алгоритм решения задачи (эти учащиеся получили отметку хорошо), 5 человек составили программу на языке программирования Pascal (эти учащиеся получили отлично). Двое человек лишь описали способ решения задачи (получив отметку удовлетворительно). В результате выполнения работы учащиеся показали следующие знания и умения:

Таблица 1.

Класс

Выполняли работу

Получили оценки

Обученность

Качество

Средний балл



«5»

«4»

«3»

«2»




7-8 К

10

3

6

1

0

100 %

90 %

4,2

7-8 Э

10

2

7

1

0

100 %

90 %

4,1


Результаты выполнения работ оказались практически одинаковыми. Ученики к моменту проведения входного контроля были готовы выполнить задания подобного типа, ведь отбирались учащиеся по желанию.

этап - формирующий. Цель этапа: повысить уровень развития творческих способностей школьников на занятиях, используя метод проектов. На данном этапе при проведении внеклассных занятий был использован проектный метод, соответствующий описанию в главе 2 и главе 3 (первый пункт). В качестве программной среды для развития творческих способностей нами были выбраны несколько сред: Adobe Flash, Movie Maker, Power Point, Adobe Photoshop, Dreamweaver.

Не все учащиеся, посещавшие внеклассные занятия имели навыки работы в тех средах, которые понадобились им для создания проекта. Одни осваивали приложения с «нуля», другие же совершенствовали навыки работы в различных средах. При других обстоятельствах разработанные нами темы и выбор технологий могут использоваться в других классах по той же структуре.

На протяжении нескольких недель работы в экспериментальном классе проведён интенсивный курс подготовки параллельно с изучением нового материала. Задачи для домашней и самостоятельной работы подбирались таким образом, что в них косвенно присутствовали элементы исследования, оригинальности, предлагался план разработки и защиты проекта. В контрольном классе преподавание шло традиционным образом. Те же самые задачи, которые предлагались в экспериментальном классе требовалось формально решить и наиболее рациональным способом получить ответ. На каждом уроке предлагались задачи на повторение изученного материала в виде фронтального опроса. В экспериментальном классе обсуждались этапы решения, рассматривался дополнительный материал. Учащиеся словно вживались в задачи и в процесс их решения, стараясь наиболее наглядным способом представить его. Учащиеся, скорее, выступали как учитель, для которых важнейшей целью становилось не просто достижение конечного результата, связанного с решением, а именно выработка умения объяснить решение наиболее наглядным и доходчивым способом.

Последним, заключительным этапом экспериментальной работы является контрольный этап. Цель этого этапа: выявление уровня развития творческих способностей школьников.

После завершения эксперимента в классах вновь была предложена практическая творческая работа.

Задание №1. Составить компьютерный проект программы, которая случайным образом позволяет вводить целое число в диапазоне от 1 до 10 и с 5 попыток предлагает пользователю угадать это число.

Задача №2. Составить проект программы, которая выводит на экран таблицу умножения Пифагора.

Следует отметить, что учащиеся контрольного класса просто реализовали решение в среде программирования Pascal с разным уровнем успеха, тогда как учащимися экспериментального класса всего за один урок для данных задач были предложены математическая и алгоритмическая модели. Двумя учащимися решение было представлено в среде табличного процессора. Шесть учащихся закончили решение используя среду программирования, причём они провели тестирование на прочность и результативность, сравним его с математической моделью. Результаты выполнения работы оказались следующими:

Таблица 2.

Класс

Выполняли работу

Получили оценки

Обученность

Качество

Средний балл



«5»

«4»

«3»

«2»




7-8 К

10

4

4

2

0

100 %

80 %

4,2

10

8

2

0

0

100 %

100 %

4,8


Заметим, что за счёт сложности задач качество знаний в контрольном классе снизилось на 10%, однако в экспериментальном оно повысилось на 10%. Это же касается среднего балла, который в контрольном классе остался на прежнем уровне, а в экспериментальном повысился на 0,6. Конечно же здесь немаловажную роль сыграло отношение учителя к самому процессу, ведь он был расположен к творческому решению задачи. Следовательно большее внимание было обращено на творческую сторону решения.

Проведённый опрос среди учащихся групп выявил заинтересованность именно у экспериментальной группы. Учащиеся контрольной группы как бы и не заметили своего участия в эксперименте, так как обучение проводилось с ними в классической форме. Итак, в сравнении с контрольной группой, у экспериментальной группы уровень оригинальности, гибкости на контролирующем этапе нашего эксперимента значительно возрос. Это позволяет нам сделать вывод о том, что использование метода проектов достаточно полно обеспечивает организацию и проведение внеклассных занятий, содействуют эффективному развитию творческих способностей учащихся.

Сформулированная нами гипотеза подтвердилась: использование метода проектов на внеклассных занятиях способствует росту уровня развития творческих способностей учащихся.

Из вышеизложенного в третьей главе следует, что применение проектной деятельности на уроках информатики способствует творческому развитию учащихся, расширяет кругозор, стимулирует интерес к учебной деятельности и, как следствие, увеличивает показатели качественного обучения. Проектная работа должна проводиться не от случая к случаю а регулярно, тогда рутинное заучивание материала будет заменено творческим развитием учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ философской, научно-педагогической и психологической литературы, свидетельствует, что проблеме развития личности, ее творческого потенциала, разработке и использованию нетрадиционных педагогических технологий, способствующих этому развитию, посвящено значительное количество исследований.

Однако, в известной нам литературе, недостаточно исследованы вопросы, касающиеся развития творческих способностей учащихся на занятиях по информатике с использованием метода проектов. В образовательной практике педагоги довольно часто используют элементы различных технологий развивающего обучения.

Важно отметить, что творческие способности не развиваются в стихийных условиях, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания. Мы рассмотрели метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся. В проектной деятельности происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Как было выявлено в работе, под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов". Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие - это "…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое". Следует выделить следующие требования к творческим заданиям:

.        открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

.        соответствие условия выбранным методам творчества;

.        возможность разных способов решения;

.        учет актуального уровня развития;

.        учет возрастных особенностей учащихся.

А исходя из этого можно определить показатели развития творческих способностей:

.        владение большим объемом информации;

.        самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;

.        установление причинно-следственных связей;

.        обнаружение скрытых зависимостей и связей;

.        умение делать выводы;

.        интегрировать и синтезировать информацию;

.        по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи.

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Исследование проводилось таким образом, что учащиеся экспериментальной группы должны выполнить проект (программа-приложение, мультимедийная презентация, графическая работа и т.д.) и представить его. Чем чаще метод проектного обучения применяется учителем на уроке, тем активнее развиваются воображение ученика, творческое мышление, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации. Сначала оценивается каждый проект на уроке, затем устраиваются просмотры, выставки, конкурсы во внеурочное время. Учащиеся всех возрастов с интересом смотрят работы других и учатся оценивать их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта и определяются претенденты на участие в подобных конкурсах городского уровня.

Одним из способов творческой активности учащихся являются задания, которые требуют выполнения исследовательской работы. Для организации самостоятельной исследовательской работы учащихся эффективно использовать лабораторные работы, в ходе которых возможно оказывать индивидуальную помощь, разъяснять принципиальные моменты. Преимущества такой формы работы заключаются и в том, что учащиеся самостоятельно работают на компьютере, выполняя определенные задания. Учащиеся учатся выявлять главное и конспектировать необходимые сведения, что и помогает заложить фундамент дальнейшей самостоятельной деятельности.

Важно при выполнении творческих заданий такое качество личности, как самоорганизация. Например во время эксперимента домашнее задание задавалось в виде массива задач. Стимулировалось желание решить как можно больше задач контрольной работой, в которую включаю задачи из объявленного массива, разбитые на три группы по сложности. Определяется количество задач для решения и количество баллов на определенную отметку. Каждая правильно решенная задача оценивается 3, 4, 5 баллами соответственно уровню. Оценка выставлялась по сумме баллов, которая предполагает, что на отметку «5» должны быть решены задачи из второго и третьего блока, на отметку «3» достаточно решенных задач из первого и одной задачи из второго блока. При таком подходе происходит самосогласование ребенка по отношению к уровню задач. Выбирая, учащийся читает все задания, расширяет кругозор и учится оценивать сложность предложенной работы. При таком подходе легко отследить, кто из учащихся не обладает приемами самоорганизации. Этим учащимся целесообразнее давать задания с элементами творчества.

Наибольшую сложность в работе представляла проблема оценивания творческих работ. Во-первых, можно негативно повлиять на самооценку ученика, так как ничто так не ранит человека, как неоценённый творческий труд. Во-вторых, не все дети способны к самовыражению в творчестве. Поэтому творческие задания предлагались в самостоятельной работе дополнительно к обязательной части или домашним заданием, которое выполняется на добровольных началах, и поощряю хорошей оценкой.

Учащиеся придумывали и оформляли частушки, загадки, стихи, «вредные» и «полезные» советы, ребусы, кроссворды, чайнворды, учебные комиксы, разнообразные способы представления задач в виде кодирования информации. При оценивании творческого задания вместе с детьми определялись критерии, например: актуальность, соответствие теме урока, личная заинтересованность, источники информации, оформление работы, использование технических средств и др.

На уроках на этапе проверки домашнего задания, актуализации знаний или закрепления изученного материала использовались такие приемы как опрос в виде «перестрелки». Вопросы учащиеся придумывали дома или во время урока. Вместе выбирали три лучших вопроса, которые оцениваются. Опрос в виде игры «Верю - не верю». Положительный ответ отмечаем одним знаком, отрицательный другим. В результате получалась цепочка символов, которую легко и быстро можно проверить. Решение кроссвордов, что позволяет учащемуся оценить собственные знания, а у учителя имеется возможность оценить каждого ученика.

Таким образом был накоплен небольшой банк дидактических материалов по разным темам. Учащиеся, которые работали с этими материалами, видят двух авторов - разработчика содержания и разработчика приложения. Для многих это является стимулом для более ответственного и творческого подхода к выполнению проектов и домашних заданий. Очень важно то, что такие проекты востребованы и неоднократно могут быть использованы на уроках. Нестандартные приемы, активные методы, творческие задания - все это в целом благотворно влияет на воспитание ученика, на мотивацию к обучению.

В опытно-экспериментальной части дипломного исследования разработаны методические рекомендации по организации проектной деятельности на занятиях по информатике, способствующие развитию творческих способностей.

Чтобы выяснить, как использование проектной деятельности влияет на развитие творческих способностей учащихся, был проведен сравнительный педагогический эксперимент.

Результаты проведенного нами исследования дают основание утверждать, что подобранные дидактические и методические материалы достаточно полно обеспечивают организацию и проведение внеклассных занятий по информатике, содействуют эффективному развитию творческих способностей учащихся

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. - М.: Лаборатория Знаний, 2001. - 432 с.: ил.

.        Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2002. - 168 с.

.        Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 2010. - 224 с.

.        Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -2005.-№6

.        Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: центр «Академия», 1998. - 320 с.

.        Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ - Петербург, 2005. - 96 с.

.        Килпатрик У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) - цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 - с. 6.

.        Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2006. - 318 с.

.        Лапчик М.П. Методика преподавания информатики - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 624 с.

.        Мануйлов В.Г. "Выпускная работа по программированию и алгоритмизации", "Информатика и образование", 3, 2008г.

.        Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Информатика и ИКТ". - Вел. Новгород, 2003. - 198 с.

.        Пак Н.И. "О нелинейных технологиях обучения", "Информатика и образование", 5, 2007г.

.        Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

.        Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //" Школа и производство", 2002. - №1. - С.14- 16.

.        Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.// Под ред. Е.С.. - М., 2008. - 138 с.

.        Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 205 с., ил.

.        Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 2008г. - 96 с.

.        Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - с. 32.

.        Турчанинова Ю. "Свобода учиться и учить", "Директор школы", 1, 2007 (38).

.        Угринович Н.Д. и др. Преподавание курса "Информатика и информационные технологии" в компьютерном классе. Методическое пособие для учителей. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 136 с.

.        Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

.        Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Программная и методическая поддержка курса ИКТ. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

.        Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

.        Чечель И. "Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула", "Директор школы", 3, 2008 (11).

.        Якиманская И., Якунина О. "Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения", "Директор школы", 3, 2008 (66).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема урока: "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме вирусы и антивирусные программы

Задачи:

Классификация вирусов и их отличительная особенность;

Технология создания и редактирования слайдов с помощью программы Microsoft Power Point;

Технология создания и редактирования списков с помощью текстового редактора Microsoft Word;

Практическое использование антивирусов-фагов для поиска и лечения вирусов на гибком диске;

Умение работать в многозадачной среде операционной системы Windows. Развивающая

Поиск информации в различных источниках;

Анализ пройденных этапов разрабатываемого проекта;

Публичное выступление с собственным проектом;

Формулирование вопроса по теме выступления;

Выбор и систематизация информации в презентациях одноклассников, формирование текста собственного документа;

Анализ готового продукта на примерах работ одноклассников.

Воспитательная

Уважительное и внимательное отношение к выступающему;

Умение оценивать и ценить чужой труд;

Овладение проектным методом мышления.

Предполагаемый результат: Систематизирован материал темы "Компьютерные вирусы" посредством публичных выступлений учащихся и разработки памятки.

Продукт: Памятка пользователю для защиты ПК от компьютерных вирусов

Отличие данного урока в профильном классе от общеобразовательного:

. Подготовка к уроку осуществлялась самостоятельно каждым учеником через поиск, анализ и систематизацию информации с использованием ИКТ;

. Тема урока раскрыта в форме индивидуальных презентаций отдельных модулей;

. В ходе системного анализа проектных работ одноклассников разработан продукт "Памятка для пользователя ПК".

Ход и содержание урока

Этапы урока

Содержание материала

Методическое обоснование выбранного приема

Оргмомент



Тема, цели и задачи урока

Данная тема изучается на протяжении несколько уроков. Каждый ученик работает над собственным проектом. На уроке рассматривается один из этапов проектной работы - публичное выступление.

Учащиеся 7-8-го классов только начинают осваивать проектный метод на уроках информатики. Целесообразно на первом этапе включать только элементы проектного метода.

Повторение и систематизация пройденного материала

Подводится промежуточный итог проделанной работы: • обзорная лекция по всем типам вирусов: По среде обитания : • Файловые; • Загрузочные; • Макро; • Сетевые; • Большое количество сочетаний: файлово- загрузочные, сетевые макро-вирусы и др. По особенностям алгоритма работы: • Резидентные; • Стелс-вирусы; • Полиморфные (самошифрующиеся). Выбор темы осуществлен учащимися самостоятельно Поиск информации в различных источниках (самостоятельно)  ученики называют используемые ими источники информации  Изучение возможностей приложения Microsoft Power Point (самостоятельно) Структурирование и систематизация информации, оформление каждого слайда (самостоятельно)  Публичное выступление

Итог подводит учитель, привлекая к обсуждению детей. Их внимание акцентируется на алгоритме проделанной работы, важности и насыщенности каждого этапа. Рекомендуется обсуждение хода следующей проектной работы поручить учащимся. Обзорная лекция по всем типам вирусов проводилась с использованием мультимедийного проекционного оборудования, с демонстрацией некоторых эффектов, вызванных вирусами. Учащимся предложено выбрать заинтересовавшую их тему. Используемые источники: • Учебники по информатике для 10-11 класса авторов: Н. Д. Угриновича, С. А. Бешенкова, И. Г. Семакина; • Дополнительная литература; • Электронные вирусные энциклопедии; • Ресурсы сети Интернет. Интегрирование в изучении тем: • Вирусы и антивирусные программы; • Технология создания мультимедиа презентаций. На этом этапе проектной работы решаются развивающие задачи: • Ученики анализируют найденную информацию, выделяют главное и второстепенное в ее содержании; • Выстраивают логическую цепочку своего выступления; • Иллюстрируют выступление слайд-презентацией, наполняя оптимальной информацией каждый слайд.

Новая тема в форме выступлений учащихся

Публичное выступление учащихся по заявленной теме После прослушивания выступления каждого одноклассника, ученикам предлагается сформулировать вопрос к выступавшему и записать его в тетрадь. Некоторые вопросы предлагается задать выступавшему. Ученикам предлагается самостоятельно выставить оценку выступающему по предложенным критериям.

Важный этап проектного метода. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение по обозначенной проблеме, защищать свою работу и свою точку зрения. Кроме того, ученик выступает в роли учителя, рассматривая содержательный материал темы урока. Учащиеся класса из пассивных слушателей превращаются в активных участников урока. При формулировании вопроса и фиксировании его в тетради происходит тщательная работа над постановкой вопроса. В процессе диалога «вопрос-ответ», необходимо добиться включения в обсуждение других учеников класса. Возникает ситуация мини-конференции. Очень продуктивный прием, называемый «перекрестной проверкой» позволяет учащимся сравнить свою работу с работами всех одноклассников и выразить количественное отличие. С другой стороны этот прием позволяет «учиться на своих и чужих ошибках».

Практическая работа

Фронтальный опрос: • Какой самый безобидный вред могут нанести вирусы? (безвредные - заполнить память, вызвать звуковые, видеоэффекты); • Самый большой вред? • компьютеру • пользователю Вывод: Компьютерные вирусы способны нанести огромный ущерб, Возникает вопрос: Как защитить компьютер и данные от повреждения? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Но каждый пользователь должен знать меры предосторожности. Каждому ученику предлагается разработать памятку пользователю по защите программ и данных от компьютерных вирусов.

Проводится логическая цепочка фактов от вреда, приносимого компьютерными вирусами к способам защиты. На этом этапе урока интегрируются навыки работы: • в среде Windows , как в многозадачной среде; • в среде программы презентаций Microsoft Power Point ; • текстового редактора Microsoft Word. • Учащиеся просматривают подготовленные ранее презентации своих одноклассников с целью поиска рекомендаций пользователю. • Найденную информацию требуется скопировать через буфер обмена в текстовый редактор. • Отобранную информацию необходимо оформить в виде нумерованного и маркированного списков, отредактировать (доп. отформатировать) Учитель во время выполнения оказывает ученикам различного вида помощь (технология работы на компьютере, содержательного характера).

Подведение итогов урока

Некоторые из полученных работ требуется показать с помощью проекционного оборудования и обсудить. В лучшую работу внести предложенные изменения и вывести на печать ( для всех учеников )

Во время работы учащихся учитель выбирает противоположные по качеству работы ( низкого и высокого качества ). Обе работы необходимо спроецировать и обсудить. Этот прием позволяет «учиться на своих и чужих ошибках». Каждый ученик участвовал в разработке памятки, обсуждении продукта. На этом этапе делаются основные выводы урока, подводятся итоги.

Дополнительный материал

Несмотря на то, что общие средства защиты информации очень важны для защиты от вирусов, всё же их одних недостаточно. Необходимо применение специализированных программ для защиты от вирусов. Эти программы можно разделить на несколько видов: • детекторы, • докторы (фаги), • ревизоры, • интерпретаторы, • доктора-ревизоры, • фильтры, • драйверы, • вакцины (иммунизаторы). Из предложенного списка убрать термины, не относящиеся к антивирусным программам. К какому виду антивирусных программ относится распространенная Dr . Web ? В чем их основная особенность? Задание : Выполнить антивирусную проверку дискеты с помощью антивируса Dr . Web .

Дополнительное задание рекомендуется проводить после этапа подведения итогов, как практическое использование темы урока.


Похожие работы на - Метод проектов как одна из форм развития творческой направленности учащихся по информатике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!