Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    290,31 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников














Курсовая работа

Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников

Введение

педагогика религиозный монастырь образование

Актуальность исследования. Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека.

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции. Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма. Несмотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно - всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и хорошего поведения.

Однако, необходимо заметить, что феномен религиозности относится к одному из массовых и стойких общественных явлений. И сегодня можно наблюдать значительное усиление интереса к религии не только в самых разнообразных социальных странах, но и в семьях, где велика власть культурных традиций. Кроме этого деятельность религиозных организаций России, связанная с сохранением традиций и ценностей народа (а главной ценностью часто выступает семья), сопровождается активным неприятием ныне пропагандируемых установок общества потребления, индивидуалистических, прагматических ориентации. И сегодня религия становится одним из основных признаков этнического самосознания.

Социальная нестабильность, стимулируемая политическими и экономическими преобразованиями, начавшимися в нашей стране с разрушения социалистической системы, привела к пересмотру духовно-нравственных устоев общества. Системные изменения затронули и российское образование, которое оказалось в ситуации непрерывного реформирования. Концепция модернизации отечественного образования (на период до 2013 года) предполагает «комплексную и глубокую модернизацию системы образования» в качестве стратегического направления. Приоритетом провозглашается воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешно социализироваться в обществе и адаптироваться к условиям рыночной экономики. При этом подчеркивается необходимость сохранения лучших традиций и использования богатого опыта российской и советской образовательных систем.

Законодательные акты РФ последних лет регламентируют отношения образования, имеющего светский характер, и церкви, которая отделена от государства, однако, заметим, не отделена от общества. Более того, официальная доктрина Русской православной церкви, отраженная в таких документах, как «Основы социальной концепции РПЦ», «Концепция молодежного служения РПЦ», материалы ежегодных Рождественских чтений, научно-практические конференции свидетельствуют о нарастающем интересе к православной педагогике и стремлении влиять на воспитание подрастающего поколения. Согласно социологическим исследованиям, 74% от общего числа верующих в нашей стране исповедуют православие (179, 5).

В данном контексте увеличивается значимость религиозной традиции как актуальной для российской системы воспитания и образования, где приоритетными были духовные, нравственные ценности.

Анализ потенциала традиционных образовательных систем позволяет говорить о том, что религиозные представления, педагогичные и антропологические по своей сути, были концептуальной базой для теории и практики образовательно-воспитательного процесса на протяжении значительной части человеческой истории. Тысячу лет, со времени принятия христианства, российская государственность связана с православием, ориентированным на воспитание человека духовного и нравственного.

Проведенный нами историко-педагогический анализ государственной системы образования и воспитания в России, реализующей идеи религиозной духовности и нравственности, позволяет говорить о трех веках ее существования. В этот период формировалась система народных и церковно-приходских школ на православной основе, в школах и гимназиях было обязательным преподавание Закона Божия. Что касается советского периода господства коммунистической доктрины и идеологии воинствующего атеизма, то российская педагогическая религиозная (православная) мысль продолжала плодотворно развиваться благодаря деятельности философов и педагогов «русского зарубежья». В начале 90-х годов XX века с развитием демократии происходило активное возрождение религиозных, в том числе православных традиций, создавались религиозные образовательные учреждения, усиливалось взаимодействие Русской православной церкви со светской школой. Этот процесс свидетельствует, с одной стороны, о социальном культурном запросе российского общества, актуализирующего религиозное воспитание, с влиянием которого на духовно-нравственную жизнь общества связывают надежды на достижение социальной стабильности, и, с другой, о жизненности религиозной педагогики. По данным исследования, проведенного нами, 73% опрошенных (111 студентов, преподавателей школ, колледжа и вуза) высказались за то, что современное образование должно содержать религиоведческий курс, построенный на принципах поликонфессиональности и поликультурности.

Анализ актуальности исследования и вытекающие противоречия степень разработанности проблемы позволили нам сформулировать тему исследования: «Изучение религиозной образовательно-воспитательной педагогики как компонент подготовки будущих педагогов», а чтобы иметь объективную картину состояния религии и отношения к ней на современном этапе, нам необходимо затронуть не менее важный социальный институт - обучение и воспитание в контексте современной школы.

Проблемно-хронологическое обоснование вех исследования состоит в том, что в XVIII столетии в России формируется государственная система образования, базирующаяся на принципах православного воспитания. Проблема позволяет сформулировать цель исследования: выявить потенциал религиозной педагогики и обосновать возможность его реализации в современном образовании и воспитании.

Объект исследования - религиозное воспитание как отечественный социокультурный феномен.

Предмет исследования - педагогический потенциал религиозного образования и воспитания в его эволюционном развитии.

Для достижения цели исследования мы руководствовались следующей гипотезой:

научно-педагогический анализ позволит утверждать, что религиозная педагогика является предметной областью, определяемой соответствующей сущностью, содержанием, понятийно-категориальным аппаратом, принципами, а также формами, методами, приемами и средствами воспитания;

историко-генетический анализ позволит выделить этапы и обосновать периодизацию эволюционного процесса развития религиозного воспитания и формирования гуманистического отношения к нему в России от зарождения до настоящего времени;

анализ религиозно-педагогического наследия деятелей отечественной педагогики и социологии ХVIII-ХХ вв. позволит установить преемственность педагогических идей и понимание их созвучности современной гуманистически ориентированной образовательной парадигме.

В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

. На основе анализа философской, исторической, психологической, социологической и педагогической, в том числе религиозной литературы, раскрыть теоретико-методологические основы религиозной педагогики как актуальной для воспитания подрастающих поколений.

. Проследить генезис религиозного образования и воспитания с XVIII века до настоящего времени, выявить качественные изменения, позволяющие обосновать его периодизацию.

. Исследовать виды и формы религиозного образования и воспитания в настоящее время.

. Установить возможность реализации идей религиозной педагогики в контексте национально-регионального компонента (НРК) Государственного образовательного стандарта.

Теоретико-методологическими основами исследования явились: концепции отечественной философии о феномене религиозного воспитания в России, о единстве национального и общечеловеческого (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Г.П. Федотов, С.Л. Франк, П.Я. Чаадаев), педагогическое осмысление религиозной образовательно-воспитательной традиции, рассматривающей место и образ человека в религиозной картине мире, смысл его жизни, методы и цели духовно-нравственного воспитания, образ религиозного наставника, соотношение философского и религиозного начал в ценностной составляющей бытия (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.И. Ильминский, И.В. Киреевский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.А. Флоренский, А.С. Хомяков, П.Д. Юркевич).

Методологической основой рассмотрения религии как психологического феномена явились положения психоанализа и гуманистической психологии (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, В. Франкл, А. Маслоу, Э. Эриксон).

Теоретической базой анализа потенциала содержания современного образования и воспитания, актуализирующего традиции духовно-нравственного воспитания, явились идеи о человеке как «предмете воспитания» (К.Д. Ушинский), формировании человека как члена человеческого рода, нации (П.Ф. Каптерев), религии как основе педагогики ненасилия (Л.Н. Толстой), религии как «зрелом плоде воспитания» (Н.К. Вентцель), об этнической обусловленности содержания образования и методов обучения (Г.В. Мухаметзянова).

Демократизация России, сопровождающаяся нарастанием научного интереса к отечественному философско-педагогическому наследию, актуализировала исследование вопросов веры и проблемы религиозного образования и воспитания, что было невозможно в рамках господства идеологической коммунистической доктрины (В.А. Алексеев, Т.А. Гололобова, П.С. Гуревич, Б.В. Емельянов, Л.А. Конева, И.Б. Котова, В.С. Невелева, Н.В. Омельченко, Т.А. Останов, Д.В. Пивоваров, Д.В. Чернилевский).

Актуализация концепции религиозной образовательно-воспитательной парадигмы привела к обращению к основным положениям, содержащимся в трудах отцов церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фаддей Успенский, Иоанн Кронштадский), а также популярному изложению теоретических и практических вопросов православного воспитания (А. Владимиров, Г. Каледа, М.В. Захарченко, Н.А. Зелевская, И.А. Медведева, И.Н. Мошкова, Л.В. Сурова, Е. Шестун, И. Экономцев).

Проведенный нами анализ диссертационных исследований последних лет показал, что большой интерес проявляется к проблеме духовно-нравственных основ жизни человека и общества, к философско-религиозным основаниям отечественной педагогической мысли, эволюции отношений государства и церкви (А.В. Азов, Е.Ю. Базаров, А.А. Гуляев, В.Я. Нагевичене, Н.Д. Наумов, В.Д. Жукоцкий, Р.Л. Лившиц, А.М. Максимов, М.А. Остапенко, Т.А. Петрунина); рассматриваются традиции православной образовательно-воспитательной парадигмы в культуре современной российской молодежи (А.В. Медведев, А.А. Глуханкж).

Методы исследования. Был использован комплекс теоретических методов:

историко-логический и историко-генетический анализ философской, психологической, исторической, социологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

систематизация научных фактов, классификация, аналогия, обобщение, контент-анализ;

а также комплекс эмпирических методов:

анкетирование;

интервьюирование;

включенное наблюдение;

статистическая обработка полученной информации;

изучение и обобщение педагогического опыта.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

. Выявлена тенденция нарастания интереса к теории и практике религиозного воспитания, его методологическим основам, а также значительный педагогический потенциал православной образовательно-воспитательной традиции, его способность успешно реализовываться в условиях светской системы образования на рубеже ХХ-ХХI веков.

. Актуализирована концепция отечественного религиозного воспитания в условиях современных социокультурных трансформаций. Выявлены сущность, понятийно-категориальный аппарат религиозной педагогики (Бог, мир, человек, жизнь, смерть, тело, душа, дух, свобода, сердце, любовь, грех, воцерковление, вера, надежда), ее принципы, отражающие онтологический, гносеологический, антропологический, ксиологический, этический и эстетический аспекты бытия и познания.

. Установлена востребованность религиозной концепции воспитания в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания и процесса формирования ценностных ориентиров личности в современном мире.

. Выявлены и описаны виды и формы религиозного воспитания и образования, организации педагогического процесса, его цели, содержание и методы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют говорить о значительном потенциале религиозного воспитания и его востребованности в условиях социокультурных трансформаций; о созвучности его принципов и понятийно-категориального аппарата современной гуманистически ориентированной парадигме, о возможности использования религиозной педагогики при решении проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут использоваться в работе для повышения компетентности будущих педагогов по проблемам воспитания и образования, в том числе религиозного.

Структура и объем курсовой: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии, включающей источников, приложения. Общий объём работы составляет 38 печатных листов. Текст занимает 28 страниц, 3 страницы - схемы и 2 страницы - приложения.

1. Основы религиозной образовательно-воспитательной педагогики

.1 Религиозная педагогика как предмет педагогического анализа

Исследуя религиозное воспитание как социокультурный феномен, мы встретили определения и интерпретации основополагающих понятий - религия и религиозная педагогика в научном поле философии, истории, психологии, социологии, педагогики. Анализ обширного материала по данной проблеме позволил акцентировать внимание на вопросах, наиболее актуальных для нашего времени. Несмотря на то, что истоки религии глубоки и далеки от нас, она не только не потерялась в веках, но укоренилась и окрепла. Люди XXI века могут сказать вслед за древнегреческим философом Плутархом: «…никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем божества.» [108, 177]. Но почти за два тысячелетия, отделяющие нас от Плутарха, возникло много нерешенных проблем, связанных с отношением людей к религии и пониманием ее педагогического смысла и назначения. И, как в любой исторический период, в настоящее время она актуальна для жизни конкретного человека и социума в целом. Для нашего исследования было необходимо прежде всего раскрыть ключевое понятие - религия (лат. religio благочестие, набожность, святыня) [144, 824]. Несмотря на многочисленные определения, существующие у разных авторов и словарные, религия связывается с отношением человека к сверхъестественным силам и предполагает благоговение, набожность, благочестие, веру, страх, суеверие, долг, священнодействие, добросовестность.

Религия как латинское слово постепенно перешло во все языки европейских народов в качестве основного для обозначения откровения между человеком и сверхчеловеческим миром. Другие, сопутствующие термины: «вера», «благочестие», «исповедание», «культ» и т.д. являются более частными по отношению к базовому понятию «религия». Не ставя задачу в своем исследовании подробно рассматривать определения религии, данные разными авторами, мы обратили внимание на то, что религия имеет в своем основании латинский глагол relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять воспроизвести, откладывать на особое употребление) и обозначает связь с Высшим, со Святым, с открытостью и доверием к Нему, готовностью принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встрече с ним. Религия - воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. («Его-то ища, - писал Св. Августин, - или лучше, вновь отыскивая, мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться») [1, 370].

Как в более позднее время, так и в настоящее, religio означает «связь», «союз» и предполагает сопряжение, соединение, неотрывность, скрепление, нераздельность, зависимость, общность, слияние в целое. Вместе с тем философы уточняют, что на практике под «религией» чаще всего подразумевается не всякая связь, а духовная.

Проводя исследование, мы заметили, что отношение к религии и понимание этого феномена в разные исторические периоды были отличными. Так, в начале XX века отечественные словари определяли религию как особое отношение человека к высшему существу или высшим силам, которым он поклоняется и стремится воздействовать на божество путем молитв, жертвоприношений и других форм культа [24, 485].

В период господства в нашей стране воинствующего атеизма в отечественной философии религия определялась как неотъемлемая часть культуры, составной элемент целостности общества, порождение потребностей общественной жизни и результат процесса саморазвития социума.

Доминировавшая в период социалистической системы установка заключалась в рассмотрении религии как исторического явления, лишенного будущего, вида общественного заблуждения, который необходимо искоренить. Тема господства религии над человеком развивалась преимущественно в рамках известного тезиса - «религия - есть опиум для народа».

В настоящее время, говоря о религии как об особой связи, современные исследователи имеют в виду внутренний, необходимый, существенный, закономерный, нематериальный, информационно-энергетический союз (Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев) [159, 9]. Эту многоплановость, дающую основания для различных определений религии как социокультурного феномена, мы считаем особенно ценной для педагогики. Например, в словаре «Культура и культурология» приведены, на наш взгляд, определения, раскрывающие достойный уровень познания религии, к которому могут приобщаться участники образовательного процесса - учащийся, студент, преподаватель.

Изучение философской и психологической литературы позволило нам в своем исследовании исходить из представлений о религии как живом единении человека с богом, духовном союзе, который в то же время характеризуется своими материальными воплощениями - знаками, знамениями, символами, предметами культа, социальными организациями.

Дальнейший анализ религиозной педагогики привел нас к ее рассмотрению как психологического феномена. Отметим, что психология религии, являясь областью научных знаний, изучает воздействие веры в сверхъестественное на душевную жизнь человека, что является актуальным для решения проблем духовно-нравственного воспитания. По мнению отечественного исследователя философии религии П.С. Гуревича, атеистов среди психологов практически не было, и многие из них пытались отыскать корни религиозного сознания.

Рассмотрение религиозного опыта, обращения к Богу как призвания сил свыше для служения в мире, исследование религиозных мотивов в деятельности человека привели к исследованию бессознательного. Заметим, что религия по-разному объясняется на путях психоанализа и гуманистической психологии, исходя из «глубинных» и «вершинных» измерений человека. Так, в психоанализе религия связывается с болезненностью психики невротика или низшими желаниями человека.

Основатель этого направления 3. Фрейд определял религию как «всеобщий невроз навязчивых состояний», а религиозные учения как «невротическое наследие прошлого». Он считал, что основой религии является человеческая способность к сублимированию бессознательных влечений, проецированию их вовне и символическому удовлетворению социально неприемлемых, запретных желаний.

Проблема, поставленная 3. Фрейдом, нашла свое продолжение в работах Э. Фромма. Исследуя феномен религии, он отметил, что человек - единственное животное, для которого собственное существование является проблемой. По мнению Э. Фромма, нет такого человека, в котором не было бы религиозной потребности. Вопрос лишь в том, какого рода эта религия: или она способствует человеческому развитию, или, наоборот, парализует его.

К. Юнг, отмечая, что в дневнегреческом языке слово а, 'nqrwpos - человек происхоит от о' а'nw avqrwn - смотрящий вверх, считал, что человек - единственное существо, стремящееся выйти за пределы чувств и разума, обладающее религиозной душой, и истоки религиозности находятся вколлективном бессознательном, где открываются сверхчеловеческие истины. Он писал: «Религия является особой установкой человеческого ума.» Стремление понять природу религии стало благодатной темой в психологии, породив множество интересных и ценных в педагогическом плане идей: о «вершинном опыте» как мистическом первичном элементе религии (А. Маслоу); о «вершинной психологии», где основное значение для психики и ее терапии придается смыслу жизни, корни которого религиозны и в понимании совести как «органа смысла» (В. Франкл).

Исследования психологов дали методологические основания понятия религиозного человека - homo religious - как существа, живущего в мире под знаком присутствия божества, верующего, благочестивого, добросовестного. Истоки этого феномена коренятся в поиске человеком ощущения душевного комфорта.

Вся история человечества свидетельствует о том, что стремление человека к религии естественно и потому неискоренимо. Следовательно, можно говорить о высокой степени укорененности религии в обществе, что является важной педагогической проблемой.

Процесс обретения знания в истории человечества изначально носил сакральный характер, каждый новый пророк приносил человечеству новые идеи, распространение которых осуществлялось с целью совершенствования природы человека и его отношений с окружающим миром. Так, древневосточные жреческие школы воспитывали на пути физического и духовного самосовершенствования, в буддистких школах образование рассматривалось как «восхождение» учеников от освоения алфавита и грамматики до чтения сложнейших теолого-философских сочинений, в мусульманской культуре приобретение знаний и их поиск традиционно считался богоугодным делом. Не отходит от этой традиции и христианство, являясь глубоко педагогичной религией, в которой Бог учит, а верующие являются учениками. «Один у вас Учитель - Христос. один у вас Отец, который на небесах - один у вас Наставник - Христос» [Мф 23:8-11].

Отечественная религиозная педагогика уходит своими корнями в традиции христианства, имеющего большой теоретический и практический опыт. В ее истории были периоды расцвета, безусловного общественного принятия, доминирующего положения в системе образования, но и отрицания, времена гонений и запрета. В переводе с греческого слово «православие» означает «ортодоксия», где «ортос» - «правильный», а «докса» - «мнение». «Ортодоксия» (от греч. orthos - правильный и doxa - мнение, хвала) означает «утверждение, считающееся правильным и надлежащим» [123, 258].

С точки зрения ортодоксальной православной образовательно-воспитательной парадигмы, раскрыть в себе образ божий и добиться освобождения от греховности христианину следует, почитая творца как учителя и ориентируясь на Христа как на идеал, подлежащий воплощению в земной жизни. Так, цель православной педагогики совпадает с целью жизни православного человека, его духовного единения с Богом. Это достигается через воцерковление, понимаемое как одухотворение, преображение жизни силой Святого Духа.

Для рассмотрения теоретико-методологических основ религиозной педагогики особую ценность представляют работы отечественных философов. Так, В.В. Розанов писал о том, что «религия - есть самое важное, самое первое, самое нужное» [185, 424]. «Говоря о религии вообще и отвлеченно», - В.С. Соловьев отмечал, - что это есть «связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего» [202, Т.2, 5]. Развивая тему связи, единения, И.А. Ильин подчеркивал, что смысл религии во всежизненной (в смысле охвата) и живой (по характеру действия) связи человека с Богом; «или иначе: человеческого субъекта с божественным

Предметом. Этот Предмет не есть непременно предмет «познания» или «знания»: он может быть и предметом чувства (любви), созерцания, воли и даже деятельного осуществления.

Сущность учения Христа с точки зрения Л.Н. Толстого в том, чтобы человек узнал, кто он; чтобы он как птица, не пользующаяся своими крыльями, бегающая по земле, понял, что он - не смертное животное, зависящее от условий мира, а птица, понявшая, что у нее есть крылья, и поверившая в них, понял бы, что он, сам он, никогда не рождался и не умирал, а всегда есть и проходит в этом мире только одну из бесчисленных форм жизни для исполнения воли Того, Кто послал его в эту жизнь» [217, 3].

Выявление нами теоретико-методологических основ православной педагогики привело к осмыслению религиозной образовательно-воспитательной традиции, связанной с представлениями о человеке. Сформулированные в послании Апостола Павла основы христианской антропологии: «…и ваш дух, и ваша душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа» [1 Сол. 5.23], ценные для педагогики.

Рассуждая о сущности человека, И.А. Ильин делал акцент на высшей сфере в духовно-телесной иерархии человека. Он писал: «человек есть по существу своему живой личный дух, а религиозность есть состояние духовное».

Он писал о том, что «душа - это не то же самое, что дух. Душа - это весь поток не телесных переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений, приятных и неприятных, значительных и незначительных состояний; воспоминаний и забвений, деловых соображений и праздных состояний и так далее. Дух - это, во всяком случае, лишь те душевные состояния, в которых человек живет своими главными благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Божеством - в умозрении, молитве и таинстве; словом, на то, что человек признает высшим и безусловным благом.» [78, Т. 3,23].

Идеи православной антропологии разрабатывались В.В. Зеньковским. Исходя из того, что «начало личности и есть образ Божий в человеке», [69, 149] он считал, что «все в человеке личностно», а потому «человек всегда и во всем духовен. [69, 50].

Другое видение роли и места человека в мире, на наш взгляд, по идее своей более емкое, предлагал В.С. Соловьев. Он разработал понятие «богочеловечество», в контексте идеи, провозглашающей единство прежде разрозненных Бога, человека, природы, признающее неразрывную связь трансцендентного Творца с исторической деятельностью людей. В человеке есть духовное «Я» - разум и противостоящее ему эмпирическое «Я» - животное начало (под ним понимается совокупная телесно-душевная субстанция).

На протяжении веков богословская мысль, основанная на понимании Творца как живого и личного, создавшего человека «по своему образу и подобию», пыталась раскрыть тайну личности.

Исключая возможность возникновения темы эгоизма в рассуждениях о личности человека как свойстве человеческой сущности, В.Н. Лосский писал, что «каждая личность существует не путем исключения других, не путем противопоставления себя тому, что не «я», а путем отказа обладать природой для себя; иными словами, личность существует в направлении к другому.» [121, 102]. С точки зрения педагогики, эта мысль важна, поскольку ориентирует личность, развитие человека в духовном направлении.

Еще одним ключевым понятием педагогики, и религиозной в частности, является свобода. Феномен свободы понимается как проявление божественной природы человека. Его подробно раскрывает В.В. Зеньковский, обращая внимание на то, что дар свободы «глубже, чем простая возможность саморегуляции жизни изнутри, поскольку в ней есть тайна - возможность творческого раскрытия лишь при пребывании в Истине, лишь при жизни в Боге, вне этого свобода, сохраняя силу самоопределения изнутри, является не творческой силой, а наоборот, источником хаоса и бесплодной претенциозности» [69, 149-150].

В.В. Зеньковский писал: «Крест» изначально дан и задан человеку, никто не может избежать своего «креста», поскольку «каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий.

Для педагогики важно, что вера связана с чувствами, но тяготеет и к области знаний, что в конечном счете становится гносеологической основой религиозной морали и практики.

С точки зрения Л.Н. Толстого, «вера это - неразумное знание, разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, огромные массы людей, все человечество - признают этот смысл в разумном знании». Безусловную позитивность веры в жизни человека подчеркивал и П.А. Флоренский, который писал о том, что «какая-либо вера лучше безверия. Можно и должно быть всецело преданным своему исповеданию, но нельзя отрицать, что какое-либо исповедание лучше, чем никакого» [228, 627].

Проводя наше исследование, мы увидели, что идеи, заложенные в известном изречении Иоанна Богослова, о том, что «Бог есть любовь» и в одной из основных христианских заповедей «Возлюби ближнего как самого себя», говорят о том, что степень духовности человека должна определяться его отношением к другим людям, к окружающему миру.

Позитивная установка религиозной (православной) педагогики, нацеленная на пресечение злого действия, нарушающего установленные духовно-нравственные законы ненасильственными способами, отражает диалектику христианского понимания жизни, в которой добродетель всегда сочетается с греховностью.

И.А. Ильин определял грех как «выпадение из Божиего луча», «некое особливое, затеянное им и осуществленное «злодеяние», «разливающееся море безлюбовности, пошлости, духовной близорукости или даже слепоты, безответственности, нецельности и неискренности» [76, 90].

Примечательно, что до 7 лет в православной традиции детей не исповедуют. С точки зрения православной педагогики, до этого времени ребенок не способен каяться, так как покаяние предполагает наличие определенного уровня развития личности, осознающей себя. Ребенок до определенного времени психологически не в состоянии иметь такой уровень знаний, поэтому таинство исповеди в этот период пока не для него.

Далее в своем исследовании подробнее остановимся на других важнейших понятиях, имеющих философско-педагогический смысл. Мы установили, что в религиозной образовательно-воспитательной традиции эти понятия жизненнообразующие, чего нельзя сказать о научной педагогике. Наш анализ учебников по педагогике показал, что такие понятия, как дух, душа, смерть, бессмертие в них практически не представлены. Проблема жизни и смерти, конечности жизни и неизбежности смерти - в религиозной (православной) педагогической концепции разрабатывалась всегда.

С точки зрения православия, смерть является переходом от земной жизни к вечной. В связи с этим В.В. Зеньковский писал: «Тайна смерти не может не тревожить педагогическое сознание, требуя такого подхода к детской душе, который не отменял бы смысла в нашей ежедневной работе с детьми» [69,38].

Неизбежность эсхатологической перспективы актуализирует в религиозной православной педагогике понятие надежды на продолжение существования в новой ипостаси: «Верить в будущую жизнь может только тот, кто сделал свою работу в жизни, установил в своем сознании то новое отношение к миру, которое уже не умещается в этой жизни. Вера в бессмертие дается не рассуждениями, а жизнью» [217, 42].

Исследуя религиозное (православное) воспитание как предмет научно-педагогического анализа, мы обратились к рассмотрению его концептуальных оснований. Примечательно, что в последнее время тема разработки системы принципов религиозного воспитания возникает на страницах светских справочных изданий и монографий, посвященных проблемам педагогики. Так, Словарь по педагогике под редакцией Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспировой, останавливаясь на целях и задачах православной педагогики, отмечает всего один, но зато «основной», с точки зрения авторов, «принцип свободы человека перед Богом», связанный с тем, что «христианство сознает огромную ценность человеческой личности» [98, 243].

В современной православной педагогической литературе вопрос о формулировке принципов и составления их классификации открыт и представляет сферу для творчества и обсуждения новых идей. Например в широко распространенном в религиозной (православной) педагогической среде учебнике протоиерея Евгения Шестуна, рассматривающего предмет и основные понятия православной педагогики, автор проводит историко-педагогический анализ творений святых отцов и учителей Церкви, русской религиозной философии. Он пишет о трех принципах, которые формулирует следующим образом:

. Православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие;

. Наше единство в Церкви и через Церковь как начало благодатной оборности;

. Построение жизни по требованиям христианского совершенства (246, 544-548).

Священник Иоанн Экономцев, председатель отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата в статье «Принципы православного образования» предлагает следующие формулировки:

. Христоцентризм;

. Личностный характер обучения через единство семьи, прихода и школы;

. Опережение морально-нравственным образованием рационально-информативного;

. Научение делам любви;

. Литургизм, напоенный неоскудеваемой радостью жизни во Христе;

. Аскетизм;

. Привитие навыков нравственного восприятия культурных ценностей;

. Воспитание чувства общечеловечности и патриотизма;

. Воспитание чувства сотварности с природой и глубоко нравственного отношения к окружающему нас миру [82, 12-15].

Современный православный педагог Л.В. Сурова в своей книге «Православная школа сегодня» также уделяет внимание основополагающим установкам православного воспитания и предлагает, на наш взгляд, менее конфессионально ориентированную классификацию принципов, которые имеют значение не только для религиозного православного, но и для светского воспитания и образования. К ним относятся принципы:

) ненасилия,

) своевременности,

) единства педагогических влияний,

) личностности,

) антропологический принцип,

) неусыпного бдения и трезвения,

) ответственности,

8) любви,

9) смирения (210, 17-20).

Согласно нашей гипотезе, исходя из названных положений, мы стремились обосновать авторскую систему принципов религиозной (православной) педагогики и обнаружили ее созвучность современной гуманистической образовательно-воспитательной парадигме

В нашем понимании религиозная (православная) педагогика строится на принципах, отражающих различные аспекты бытия и познания - онтологический, гносеологический, антропологический, аксиологический, этический, эстетический: Мир сотворен Богом; Истина постигается через познание Бога; Человек - единство духа, души и тела; Свобода как неотъемлемая часть духовно-нравственного самоопределения человека; Сердце как средоточие духовно-нравственного содержания человека; Любовь как основополагающий принцип жизни; Воцерковление как приобщение к жизни приходской общины и семейным ценностям; Национальное самосознание и патриотизм как задача духовно-нравственного развития личности.

.2 Экспериментальная часть

Для изучения общественного мнения по вопросу религиозного просвещения школьников мною было проведено анкетирование в ходе которого было опрошено двадцать человек. Им было предложено ответить на девять вопросов по основной теме.

Вопросы анкеты и статистические данные результатов анкетирования сведены в таблицу 1.

В дополнение к результатам анкеты могу пояснить, что единственная женщина, высказавшаяся против религиозного просвещения в школе, руководствовалась лишь тем, что в силу русского характера допускает возможность возникновения «перегибов». Под «перегибами» она предполагает изучение в школе конкретного конфессионального направления (православие, католицизм, ислам и т.д.). Поэтому она считает, что какое-либо религиозное просвещение должно проводиться в семье.

Таблица 1. Экспериментальная программа религиозного просвещения школьников

Вопросы

Да, %

Нет, %

Имею представление, %

Не знаю, %


до 5 лет9

5-10

10-15



20-30 лет10

31-40

41 и старше


Знаете ли Вы что такое религия?

60

10

30


Знаете ли Вы что такое секта?

75

10

15

90

10



С какого возраста нужно объяснять детям, что такое религия и секты?

30

25

35

10

Считаете ли Вы, что разъяснительная работа в школе поможет избежать влияния тоталитарных сект на молодежь?

95

5



Должны ли школьники знать, что секты это не просто распевание гимнов, но реальная опасность для жизни?

100




Ваш возраст?

55

10

35


Есть (было) ли у Вас (Вашего ребенка) в школе просвещение на данную тему?

100




Хотели бы Вы, чтоб подобные уроки проводились?

95

5




Данная программа рассчитана на десять внеклассных занятий со школьниками средних и старших классов. В ходе этих занятий предусмотрено разъяснение основных направлений религии и сектантских вероучений (обзорно, с толкованием опасностей, которые они могут представлять), знакомство с брошюрой доктора философии, кандидата богословия профессора А.Л. Дворкина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» и другим его творчеством, направленном на исследование новых религиозных течений и методов привлечения в них граждан, а так же рассмотрение различных молодежных течений и субкультур. На последнем, десятом занятии предусмотрено тестирование по основной терминологии для оценки понимания школьниками пройденного материала.

План проведения внеклассных занятий по экспериментальной программе религиозного просвещения школьников.

Вводная лекция. Обсуждение ситуации на сегодняшний день.

Основные понятия и различия. Обсуждение результатов урока.

Знакомство с биографией доктора Дворкина и его творчеством.

Ознакомление школьников с брошюрой А. Дворкина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным».

Обобщение знаний по изученному материалу.

Обзорная лекция на тему: «Жизнь в своем формате» 11 или молодежные субкультуры. Их основные признаки, направления, «подводные камни». Подведение итогов по циклу уроков.

. Обобщение знаний по пройденному материалу. Тестирование.

1.3 Подготовка будущего педагога к преподаванию православия

Оценивая результаты исследований наших предшественников как серьезный вклад в решение проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, мы пришли к выводу о том, что полностью они ее не решают в силу направленности концепций на конкретную систему ценностей, отсутствия системы соответствующей профессионально-педагогической подготовки и механизма ее функционирования, неразработанности совокупности компетенций будущих учителей в сфере духовно-нравственного воспитания. Для ее решения необходимо создать концепцию подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которую отличает целостность и в то же время многообразие направлений, модификаций исследуемого процесса.

В систему научных понятий, раскрывающих сущность исследуемых процессов, вошли понятия «подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «готовность к духовно-нравственному воспитанию», «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» и др.

Наша позиция основывается на понимании духовности как показателя существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, как способности к самоопределению, самореализации, самообразованию и саморазвитию, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях. В рамках такого понимания воспитание нами рассматривается как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.

Опираясь на точку зрения Г. Гегеля в определении нравственности и считая, что духовные ценности являются связующим звеном в содержании понятий «духовность» и «нравственность», установлена взаимосвязь понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание», духовно-нравственное воспитание определено как воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение школьников к одной из существующих систем духовных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними.

Результатом исследуемого процесса является готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которая рассматривается как динамическая, интегративная характеристика личности, включающая профессиональную компетентность в области духовно-нравственного воспитания и соответствующую направленность личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовно-нравственных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.

Важнейшими составляющими разработанной концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников являются ключевые положения, представленные ее закономерностями и принципами. На основе анализа количественных результатов исследований Р.Г. Гуровой, Е.И. Исаева, Н.А. Коваль, А.А. Орлова и др., а также результатов, полученных автором диссертации, были выявлены устойчивые, повторяющиеся связи (закономерности) между отдельными состояниями и компонентами изучаемого процесса, которые обусловливают их упорядоченное изменение.

Часть педагогических закономерностей выявлена путем анализа психологических закономерностей (Н.А. Коваль, Р.Х. Шакуров и др.). В результате были определены три группы: закономерности обусловленности, закономерности эффективности и атрибутивные закономерности.

К первой их них относятся детерминированность степени активности процесса формирования педагогической направленности личности будущего учителя его компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников социально-экономическими условиями жизни общества: чем противоречивее эти условия, тем выше активность; обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников реальными (актуальными) и потенциальными возможностями студентов высших педагогических учебных заведений; взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников; обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности.

В изменившихся социально-экономических условиях развития российского общества одной из актуальных проблем стала проблема разработки концепции, определяющей сущность целостной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, учитывающей разнообразие существующих позиций, и реализации ее в системе, обеспечивающей готовность будущего учителя к этой деятельности в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества.

Сложившиеся в настоящее время теоретические и эмпирические предпосылки, существующие в науке методологические подходы, законодательные и правовые акты, состояние научного решения вышеназванной проблемы, современной практики духовно-нравственного воспитания школьников и соответствующей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя определили возможность построения педагогической концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Разработанная концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в структурном плане включает преамбулу, ядро и содержательно-смысловое наполнение. В преамбуле определены правовые источники и цели концепции. Ядро отражает закономерности и принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в условиях модернизации образования, содержательно-смысловое наполнение - модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, способы разрешения основного противоречия процесса подготовки, его интегративные и вариативные характеристики, этапы.

Закономерности и принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников определяют его направление и результативность. Они фиксируют связи между основными компонентами, характеристиками процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления.

В состав системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников входят следующие компоненты: цели и задачи этой подготовки, ориентиром для которых является модель готовности студента к соответствующей деятельности; содержание профессионально-педагогической подготовки; деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении; ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; воспитывающая и развивающая среда системы; управление системой подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, содержание которых отражает как общие черты, так и особенности существующих направлений: ценностные установки, идеалы, семантика духовно-нравственных понятий, позиции в вопросах самоопределения личности, методы.

. Проведенное исследование полностью не решает всех проблем подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Направлениями исследования могут стать проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в системе дополнительного педагогического образования, выявление педагогических условий становления у студентов педагогических вузов разных типов духовности, определение степени влияния духовности педагога на духовно-нравственное развитие личности школьников.

. На современном этапе модернизации отечественного образования, определения ценностных ориентаций, проблема религиозного (православного) воспитания и формирования гуманного отношения к нему подрастающего поколения становится все более актуальной и требует теоретико-методологического обоснования и поиска адекватных методик.

. Традиции религиозного (православного) воспитания обладают большим педагогическим потенциалом, созвучны современной гуманистически ориентированной образовательной парадигме, поддержаны широкой общественностью, в том числе педагогической, и имеют теоретическое и практическое значение для формирования духовно-нравственных ориентиров подрастающих поколений.

. Религиозная (православная) педагогика строится на принципах, отражающих различные аспекты бытия и познания (онтологический, гносеологический, антропологический, аксиологический, этический, эстетический): Мир сотворен Богом; Истина постигается через познание Бога; Человек - единство духа, души и тела; Свобода как неотъемлемая часть духовно-нравственного самоопределения человека; Сердце, как средоточие духовно-нравственного содержания человека; Любовь, как основополагающий принцип жизни; Национальное самосознание и патриотизм как задача духовно-нравственного развития личности.

2. Педагогические условия реализации религиозной педагогики

.1 Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики

Многовековой опыт монастырской педагогики позволил монастырям внести огромный вклад в историю и культуру России, в духовное просвещение и нравственное развитие русских людей. Периоды расцвета или оскудения духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства, которое берет свое начало от святых апостолов.

Россия явила миру великое сокровище, самое большее из того, что она и могла предъявить - идеал святости, исполненный в жизни. Сонм святых, в земле Российской просиявших: преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Серафим Саровский, адмирал Феодор Ушаков, новомученики и исповедники российские ХХ века более полутора тысяч священников и мирян, положивших жизнь за веру, и многие-многие другие. Это - наши соотечественники, люди, достигшие святости в земной жизни. На них исполнился смысл и идеал православного воспитания. Они зовут и нас следовать этим путем.

«Посвящая всю свою жизнь служению Богу, - говорит Святейший Патриарх Алексий II, - монахи служат примером доброделания». История русского монашества представляет огромный интерес для педагогов, поскольку она является прежде всего историей успехов православного воспитания. Поэтому долг историка педагогики, как пишет один из исследователей, - говорить «о нравственных и народолюбивых подвигах монахов, о тех подвигах, которые, выходя из узких границ личных интересов, широким потоком изливались из пустынных убежищ на обширную долину светского общества».

Таким образом, русская педагогическая культура на протяжении почти целого тысячелетия и в практическом, и в теоретическом аспектах строилась на основе православия. Система христианского воспитания формируется с пришествием Христа. Его сущность, цель, принципы, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви, которые по праву считаются лучшими педагогами.

В деле воспитания русского народа велико значение монастырей.

Монастырские школы восходят к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины и главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали.

Все монастырские школы руководствовались определенными уставами. Например, один такой устав, где регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786-826).

В настоящее время, мы вступаем в этап не только теоретического осмысления концептуальных основ православной педагогики, но и введения их в практику работы современного учительства. Мы ежедневно ощущаем, как велик интерес наших учителей к православной педагогике. Он обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества. Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности.

2.2 Школьное религиозное образование в сети Интернет

Прежде, чем начинать исследование, необходимо определиться в терминах. Само выражение «религиозное образование в школе» в нашей стране звучит как нонсенс, поскольку, как известно, с 1917 года Россия - светское государство, в котором церковь отделена от школы, и менять в этом направлении Конституцию вряд ли кто собирается1. Речь, естественно, идет скорее о введении в образовательный процесс элементов религиозной культуры и этики, знакомстве с историей религии и основами религиозной морали. Однако и в такой, вроде бы вполне «безобидной» трактовке, сразу же возникает целый ряд трудностей.

Первое затруднение происходит из-за того, что с каждым годом Россия становится страной все более многонациональной и многоконфессиональной, и поэтому не совсем ясно, как и в какой мере проводить отбор образовательного материала, чтобы не задеть религиозные чувства верующих и угодить всем - и православным, и католикам, и буддистам, и мусульманам, и т.п.

Вторая сложность - в совершенном отсутствии опыта такого преподавания в школе. До революции, когда подобная практика была обязательной и понятной, поскольку православие являлось официальной государственной религией, такой проблемы не существовало. Функции религиозного образования и воспитания полностью брала на себя церковь с ее тысячелетней образовательной традицией. В советское время также все было просто - проблема отсутствовала, так как религия в масштабе государства была фактически запрещена.

Третья проблема сокрыта в причинах такого резкого поворота официальной политики в области образования в сторону религии с ее образовательной практикой. Многим до сих пор не понятно, зачем в светской стране да еще в начале XXI века внедрять в систему образования какие-то религиозные элементы. Со стороны это может кому-то даже показаться ретроградством и мракобесием: Россия ведь не Иран или Саудовская Аравия, это европейская страна, массовое сознание в которой давно и достаточно секуляризовано. Ответ на вопрос кроется в нашей истории последних лет. С распадом СССР и стремительным развитием в России практически незнакомых народу жестких капиталистических отношений, с присущими им хищнической моралью, произошел резкий упадок нравов, особенно среди молодежи. Пьянство, преступность, разврат, наркомания стали повседневным и повсеместным явлением подростковой жизни. Общество в 1991 году так ждавшее перемен, оказалось к ним абсолютно не готово - отсюда растерянность и деморализация, приведшая к идеологическому вакууму. Школа так же, как и все население страны, оказалась лишенной четких нравственных ориентиров. Мало того, выросло целое поколение, лишенное элементарных представлений о морали, озабоченное в своей массе только получением прибыли. Попытки выйти из этого тупика в основном провалились, поиски новой национальной идеи результатов не дали, и тогда, чтобы не изобретать велосипед, правительство решился вернуться к давно забытому и освещенному авторитетом веков - религии. Может быть уже от отчаяния.

Но тут возникает целый ряд вопросов технического плана - кто и как будет вести подобные предметы? Батюшку в школу уже не пустишь, а тогда где взять нужного специалиста-религиоведа? С какого возраста начинать знакомить с элементами религиозного содержания? Как вычленить из религиозного учения духовно-нравственную составляющую, чтобы, опять же, не обидеть верующих? Нужен ли отдельный предмет, или сделать так, как в советские времена, когда все нравственные вопросы решались на уроках гуманитарных и общественных дисциплин, таких как литература или история. Все эти вопросы, так или иначе, рассматриваются в Интернете. Здесь же мы рассмотрим сначала, что предлагает в этой связи государство.

В настоящее время по инициативе Министерства Образования пока в качестве эксперимента было предложено два подобных образовательных проекта в рамках введения в стандарты образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Первый, стартовавший в 2006 году и предполагавший введения в учебный план в качестве обязательного предмета «Основы православной культуры». Он изучается сейчас в 15 регионах России, причем только в двух из них - в качестве обязательного. Второй - курс «Основы религиозных культур и светской этики», который вводится в 19 регионах страны с 1 сентября 2009 года. Последний проект более сложен, поскольку претендует на известную толерантность: он уже предполагает изучение основ не одной, а целого комплекса религий на выбор родителей2 учеников - православия, ислама, буддизма и иудаизма и даже атеизма (под названием «Светской этики»). Обе инициативы (как, впрочем, и все другие начинания нашего правительства) были восприняты крайне неоднозначно в СМИ и вызвали бурную полемику - как в учительской, так и родительской среде. Мнения распределились полярно - от резкого неприятия до восторженного приветствия, но в целом оба проекта получили поддержку двух главных людей в России - В. Путина и Д. Медведева, и поэтому вопрос об их реализации был предрешен.

Таким образом, вопрос этот достаточно злободневный, а в связи с массовым проникновением в нашу страну (и в школу) различных неоконфессиональных, псевдорелигиозных и откровенно сектантских организаций, использующих для вербовки адептов все возможные средства, в том числе и Интернет [1], и объективно назревший: преподавать в школе основы религиоведения необходимо.

О чем же говорит статистика? Недавно справочно-информационный портал Религия и СМИ проводил опрос на тему: «Надо ли преподавать религию в школе и как?». Мнения ответивших разделились следующим образом: 42% считают, что в школах нужно преподавать науку о религии; 20% затруднились ответить на этот вопрос; 15% считают, что религию преподавать не нужно; 10% - что нужно, но по выбору родителей и 13% считают, что детям должны преподавать православие. Фонд «Общественное мнение» опросил на эту тему учителей средних школ. Было установлено, что введение религиозного (духовного) образования поддерживают 42%, а не поддерживают 58% учителей. Итак, мнения россиян разделились почти полярно, что, собственно и отражает реальную ситуацию в обществе.

Мы попробовали провести собственное социологическое исследование на базе отдельной провинциальной школы. Насколько совпадут наши результаты с общероссийскими?

Нами было опрошено 125 родителей, учащихся 8 - 11 классов и учителей. Анкеты из 8 вопросов (см. Приложение) составлялись с помощью школьного психолога. Результаты нашего исследования представлены в следующих диаграммах:

1. Считаете ли Вы себя верующим человеком?


. Где, по Вашему мнению, происходит религиозное воспитание человека?


. Надо ли вводить занятия религиозного характера в школе?


4. Каким должен быть этот предмет?


. Как Вы думаете, кто должен проводить такие занятия?


. Как часто должны проходить эти занятия?



7. Для родителей:

Разрешали бы Вы своим детям посещать эти уроки?


. Для учеников:

а) посещали бы Вы эти занятия?

б) Всегда ли бы Вы посещали эти занятия?


Выводы напрашиваются достаточно интересные. Озвучим лишь некоторые из них. Во-первых, количество «верующих» (с учетом сделанной нами оговорки) в целом совпадает с данными сетевого опроса - большинство. Во-вторых, как это ни странно (что, опять же, соответствует общероссийской статистике), самыми яростными противниками внедрения религиозного образования в школу являются учителя, притом, что родители относятся к этому достаточно лояльно.

Итак, в рамках нашего небольшого исследования мы рассмотрели основные точки зрения по поводу введения основ религиозного образования в школе, высказываемые на страницах различных Интернет-сайтов. Виртуальное пространство оказалось полем весьма острой полемики и религиозно-политической борьбы, в которой столкнулись интересы государства, разнообразных социальных групп и религиозных конфессий. Борьба эта имеет уже достаточно длительную историю и накал ее не только не утихает, но, в связи с очередной инициативой правительства по введению - пока в качестве эксперимента - в программу обновленного курса «Основ религиозной культуры», грозит только усилиться, что, конечно, не способствует сплоченности нашего общества и, тем более, эффективности уже имеющегося школьного образования.

Если взглянуть широко, то вопрос о школьном религиозном образовании есть, по сути, вопрос не столько о взаимоотношении школы и церкви (или любой другой религиозной организации), сколько о взаимоотношениях государства и религии, светской и духовной культуры. Стремление религии проникнуть в государственную систему образования лишь закономерная реакция конфессий на продолжающееся - несмотря на показную обрядность и моду на религиозность - вытеснение веры из нашей жизни. Вытеснение, прежде всего, наукой и порождаемой ей новыми технологиями, совершенно видоизменяющими привычные формы образования и досуга самым недопустимым с точки зрения церковной морали образом. Отсюда и обращение церкви к необычным для нее формам агитации - Интернету, как трибуне, максимально приближенной к подростковой аудитории, то есть к тем, на кого и нацелено религиозное образование.

Как нам кажется, возвращение церкви в школу в том виде, каком это выглядело до революции (и как выглядит сейчас в мусульманских странах) в России невозможно. Но возможен диалог между школой и церковью, более того, он необходим, если мы хотим хоть как-то поправить пошатнувшиеся моральные устои, ибо только религия может предложить методы нравственного воспитания, апробированные веками. Но подходить к этому взаимодействию необходимо крайне осторожно. Государственное участие и контроль здесь особенно необходимо, но, конечно же, не в таких грубых формах, как это делается сейчас. Очевидно, что дети в школах должны получать знания о религии. Однако, нужно видеть различие между научным преподаванием и религиозным образованием.

Заключение

Анализ философской, психологической, исторической, социологической и педагогической литературы по проблеме исследования и опытно-поисковая работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

. Концепция модернизации отечественного образования (на период до 2012 года) предполагает «комплексную и глубокую модернизацию системы образования» в качестве стратегического направления. При этом подчеркивается необходимость сохранения лучших традиций и использования богатого опыта российской и советской образовательных систем. Законодательные акты РФ последних лет регламентируют отношения образования, имеющего светский характер, и церкви, которая отделена от государства, однако, заметим, не отделена от общества. Официальная доктрина Русской православной церкви, отраженная в таких документах, как «Основы социальной концепции РПЦ», «Концепция молодежного служения РПЦ», материалы ежегодных Рождественских чтений, научно-практические конференции свидетельствуют о нарастающем интересе к православной педагогике и стремлении влиять на воспитание подрастающего поколения.

. Теоретико-методологические основы религиозной (православной) педагогики содержат значительный потенциал для реализации в современном педагогическом пространстве, созвучны гуманистически ориентированной образовательной парадигме и актуальны для воспитания подрастающих поколений, живущих в условиях поликультурности, поликонфессиональности. В силу своего высокого духовно-нравственного потенциала, принципов ненасилия, любви, свободы, соборности, они могут способствовать выработке аксиологических ориентиров молодого поколения в период становления демократического государства и гражданского общества.

. Научно-педагогический анализ, проведенный нами, позволил выделить принципы религиозного (православного) воспитания, отражающие различные аспекты бытия и познания (онтологический, гносеологический, антропологический, аксиологический, этический, эстетический), оперирующие понятиями Бог, мир, человек, личность, истина, свобода, любовь, востребованными современной гуманистически ориентированной образовательной парадигмой.

. Нами сформулированы следующие принципы: Мир сотворен Богом; Истина постигается через познание Бога; Человек - единство духа, души и тела; Свобода как неотъемлемая часть духовно-нравственного самоопределения человека; Сердце как средоточие духовно-нравственного содержания человека; Любовь как основополагающий принцип жизни; Воцерковление как приобщение к жизни приходской общины и семейным ценностям; Национальное самосознание и патриотизм как задача духовно-нравственного развития личности.

. Изучение генезиса религиозного (православного) воспитания от истоков до настоящего времени позволило обосновать пять периодов его эволюционного развития и выявить преемственность, устойчивую взаимосвязь в разные исторические периоды существования, несмотря на глубокие трансформации социокультурной жизни страны и системы образования. Это:

• период - церковный (X век - вторая половина XVII века) - от принятия христианства до реформ Алексея Михайловича;

• период - государственный (нач. XVIII - первая половина XIX века) - от реформ Петра I до реформ Александра II;

• период - общественный (1861-1917 гг.) - от отмены крепостного права до Октября 1917 года;

• период - общественный, «диссидентский» (1917-1991 гг.) - от прихода к власти большевиков до падения советской социалистической системы;

• период - общественный, возрожденческий (современный период).

. Современная религиозная (православная) педагогика реализуется на фундаментальных принципах природосообразности и культуросообразности, позиционируя Русскую православную церковь как неотъемлемую часть отечественной и мировой истории, создавая целостную картину мира, для которой характерны тенденции, с одной стороны, глобализации, интеграции мирового сообщества, с другой, - нарастания конфликтов на межконфессиональной почве.

Идеи религиозной (православной) педагогики в настоящее время реализуются в национально-региональном и школьном компонентах Государственного образовательного стандарта как вариативные при условии добровольности и поликонфессиональности участников образовательного процесса. В числе реализуемых программ - Основы православной культуры», Мироведение», «Истоки», «Человек. Истоки», «Уроки добролюбия» и др.

Современное религиозное (православное) воспитание осуществляется в различных видах (периодичность, массовость, традиционность, вариативность) и формах (постоянные и эпизодические, коллективные, групповые и индивидуальные, традиционные и инновационные). Анализ полученных нами результатов позволяет говорить, во-первых, о нарастании

востребованности катехизаторской работы, во-вторых, ее разнообразии по содержанию, видам и формам, в-третьих, постоянстве и массовости, в-четвертых, о продуманной педагогической системе, реализующей возрастной и тендерный подходы и учитывающей образовательный уровень в обучении и воспитании разных категорий детей и взрослых.

. Российское общество на рубеже ХХ-ХXI веков проявляет заинтересованность в освоении подрастающими поколениями информации о мировых религиях в рамках учебных курсов с культурологической направленностью, не делающих акцент на превосходстве той или иной конфессии, что очень важно в свете традиционной многонациональное нашей страны. В основу современного религиозного воспитания и образования положены принципы поликонфессиональности, поликультурности и добровольности.

Целесообразность такого подхода подтверждает пилотное исследованное, проведенное нами в процессе работы над диссертацией, в котором приняли участие 111 студентов и преподавателей школ, колледжа и вуза. По его итогам 73% опрошенных хотели бы видеть курс «Религиоведение» в современном образовании, 20% (в основном крещеные преподаватели) высказались преимущественно за «Основы православной культуры», 5% - за Закон Божий, 2% - за атеизм. При этом 92% респондентов считают, что религиоведческие предметы должны преподаваться в форме факультатива.

. Проводя поисковую работу, мы также исследовали общественное мнение через анализ электронных и печатных СМИ за 2010-2012 годы, что позволило выявить сущность доводов, спектр мнений о проблеме распространения религиозных знаний в образовательных учебных заведениях и классифицировать их по четырем позициям: государственная - связана с надеждой на роль церкви, которая будет содействовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодежи; либеральная - заключается в том, что не должно быть превосходства того или иного религиозного учения, поскольку во всех мировых религиях содержатся моральные ценности и этические принципы; церковная - придерживается твердого убеждения в необходимости распространять религиозные знания в образовательных учреждениях в связи с ситуацией затянувшегося кризиса духовно-нравственного воспитания и семьи; скептическая - характеризуется сомнением о необходимости распространения религиозных знаний ввиду того, что возвращение религии в российское общество более всего заметно ее внешней стороной, связанной с церковностью, обрядовостью, но не глубинностью, не внутренним состоянием, сопряженным с духовной работой, освоением и принятием духовно-нравственных ценностей.

. Проблема религиозного воспитания подрастающего поколения остается актуальной.

Библиография

1. Августин, свт. О граде Божием. - Мн.: АСТ, 2009.

. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. - М.: Просвещение, 2008.

. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX в. - М.: Просвещение, 2010.

. Антощенко А.В. Ключевский о церковном расколе в России XVII века. // Отечественная история. - 2009. - №3.

. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Христианский взгляд на экологическую проблему. / Православие и экология.-М.: МП, 2007.

. Алипий, архимандрит, Исайя, архимандрит. Догматическое богословие. - Свято - Троицкая Сергеева лавра, 2004.

. Бабишин С.Д. «Поучение детям» Владимира Мономаха и его историко-педагогическое значение. // Советская педагогика. -2004. - 9.

. Беленчук Л.Н. Православная педагогика. // Педагогика. - 2010. - №4.

. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 2004.

. Борисова Т.С., Чернова-Мисюра С.О. Русская словесность: Пособие для учащихся 3-х классов православных гимназий и общеобразовательных школ. - М.: «Орлов и сын», 2004.

. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.

. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Изд. Дом «Покров», 2002.

. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М.: Эксмо, 2002.

. Булгаков С.Н. Свет невечерний. - Сергиев Посад, 2007.

. В духе целомудрия и чистоты. - М.: «Центр БЛАГО», 2010.

. Василий Великий, свт. Творения: В 4 т. - М., МП, 2003.

. Володарский Я.С. Население России в конце XVII - начале XVIII века. - М.: Издательство «Наука», 2007.

. Воробьев Владимир, прот. Религиозное образование в современной России. // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления: Сборник материалов /Аппарат Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе. - М.: Планета 2002, 2003.

. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: «Школа-Пресс», 2005.

. Декларация принципов толерантности UNESCO. - Режим доступа: http://www.etnosfera.ru свободный.

. Дьяченко Г. Вопросы на исповеди детей: Пособие для пастырей Церкви при исповеди отроков и для родителей при подготовке детей к первой исповеди. - М.: Паломник, 2004.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!