Русская литература (1880-е и 1890-е годы)
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Реферат выполнил студент группы ??
Оренбургский Государственный Университет
Кафедра: Физического воспитания
Оренбург 2000 г.
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка
Принцип органической связи физического
воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в
профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип
распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в
профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое
выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания
профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой
педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической
подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в
своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально
полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно
связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит
профессиональная дееспособность.
1.1.Необходимость профессионально-прикладной
физической подготовки; решаемые в ней задачи
Причинная
обусловленность. Известно, что результативность многих видов профессионального
труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности,
приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими
упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к
функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее
условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся
представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и
общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о
закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической
адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности,
взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых
в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования
этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности
физического воспитания — профессионально-прикладной физической подготовки
(далее сокращенно— ППФП).
Начало
ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания
применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится
к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК
СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные и
социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда
и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в
целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.
С
накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских
данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль
физической культуры — профессионально-прикладная физическая культура, а
педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место
в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и
профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране
осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса
физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних
специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации
труда в период основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это
необходимо по характеру и условиям труда.
Необходимость
дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу
профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и
обстоятельствами:
1
) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и
достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня
функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени
развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства
приобретенных им двигательных умений и навыков.
Не
случайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП. зачастую
получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по
специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки;
последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям профессиональной
деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.); ППФП в этом
отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и
одной из гарантий качестве ее освоения;
2)
производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на
прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном
производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической
дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере
преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности
смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных
устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое
состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование,
остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого
профессионального труда;
3)
сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных
видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся;
хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий
труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную
роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической
культуры, включая ППФП;
4)
перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не
освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои
деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо
от физического совершенствования индивида.
1.2. Требования к физической подготовленности
трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции
их изменения.
В
различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается
несколько тысяч профессий, а специальностей — десятки тысяч. Основные их
отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий
конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в
нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных по восприятию,
переработке информации, принятию решений и двигательных по практическому
воздействию на предмет труда), а всем этим обусловлены объективно неодинаковые
требования к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей,
профессионально занимающихся тем или иным видом труда.
Лишь
сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к
ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности
(это главным образом профессии, осложненные экстремальными условиями
деятельности — испытатели летной и иной транспортно-скоростной техники,
профессиональные военнослужащие, оперативные работники следственных органов,
водолазы и т.д.). В большинстве же видов профессионального труда, даже
физического, требования к физическим возможностям работающих нормированы далеко
не на предельном уровне (по обобщенным данным М. И. Виноградова, мощность
работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере
физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально
максимальной). Тем не менее это по указанным уже причинам не исключает
целесообразности специализированной физической подготовки в процессе
профессионального образования, а во многих профессиях — и в годы основной
трудовой деятельности.
Некоторое
представление о требованиях, предъявляемых рядом распространенных профессий к
физическим и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным
способностям и навыкам, дают примеры, приведенные в табл. 14.
Таблица
14
Примеры,
дающие представление о характере требований, предъявляемых некоторыми из
распространенных видов профессионального труда, к физическим и непосредственно
связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам
Виды (разновидности)
профессионально-трудовой деятельности
Похожие работы на - Русская литература (1880-е и 1890-е годы)
|