Гончарное производство Тверского края

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гончарное производство Тверского края












Гончарное производство Тверского края

Реферат по технологии

Оглавление

1. История возникновения гончарного производства

2. Развитие фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи (Конаковский фаянс, Торжокская игрушка, Лихославльская керамика)

2.1 Конаковский фаянс

2.2 Торжокская игрушка

2.3 Лихославльская керамика

2.4 Отличительные особенности гончарных промыслов

2.5 История возникновения фабрики Ауэрбаха

2.6 Развитие фаянсовой промышленность и особенности производства, росписи

2.7 Материалы и оборудование для производства посуды

2.8 Знаменитые мастера завода Конаковского фаянса

Список литературы

1. История возникновения гончарного производства

Гончарное дело - одно из самых древнейших ремесел в Мире. Считается, что первые изделия из глины и воды человек смастерил еще в эпоху неолита. Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды. Гончарное дело не стояло на месте, скоро гончарные изделия стали использоваться в строительстве. Пример тому - огнеупорный кирпич. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью. Именно сохранившиеся гончарные изделия рассказывают нам, как жили наши предки, и как развивалось это древнее почетное ремесло.

Самые древние глиняные сосуды лепились вручную, и форма их была далеко от идеала. Позднее сосуды правильной округлой формы стали производить с появлением гончарного круга. Когда и где точно это приспособление появилось, к сожалению, не установлено. Но первые упоминания мы видим в Ветхом Завете. Известно, что гончарное дело было особо развито у древних евреев.

История гончарного дела очень широка и разнообразна. В каждой части света она своя. В Китае этот промысел зародился еще за две тысячи лет до нашей эры. Гончарное дело в Китае было на высоком уровне, и об этом свидетельствует изобретение такого качественного вида керамика, как фарфор.

гончарное производство роспись фаянс

2. Развитие фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи (Конаковский фаянс, Торжокская игрушка, Лихославльская керамика)


Фаянс - это керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается Опак. В каждом населенном пункте страны, да и пожалуй, Мира, есть предприятие, которое сыграло ключевую роль в его образовании. Для города Конаково это, несомненно, Конаковский фаянсовый завод.

Именно благодаря заводу, Конаково из сельца Кузнецово, заимело статус города. Сегодня, применяемая технология производства уникальных изделий из фаянса, очевидно не претерпела изменений со времени его изобретения. Производство изделия начинается с создание из глины, или из пластилина скульптуры по которой будет отливаться форма. Затем с глиняной или пластилиновой скульптуры из гипса делается форма. Далее, после устранения выявленных шероховатостей, в форму заливается гипс и получается гипсовая копия изначальной скульптуры, которая в дальнейшем именуется "модель".

Модель пропитывается олифой, чтобы не впитывала влагу и в таком виде может хранится достаточно много времени. При необходимости воспроизвести скульптуру, берется модель, с нее снимается гипсовая форма, в которую уже заливается фаянсовая масса для получения изделия. В месте контакта жидкого шликера с гипсом, из за свойства гипса впитывать в себя влагу, образуется черепок (формируется стенка будущей скульптуры). Когда черепок набирает нужную толщину, мастер сливает лишний шликер. Оставшейся в форме изделие некоторое время набирает твердость, чтобы без ущерба его можно было бы извлечь из формы. После первого, утильного, обжига, изделие приобретает свою стандартную плотность, его уже можно брать, не опасаясь что можно раздавить руками. Далее изделие поступает живописцам, где с помощью специальных красок, глазурей производится окраска изделий.

После окраски изделия поступают во второй обжиг, который называется "политой" после которого приобретают знакомый и любимый многими ценителями, вид. Если конечно при этом обжиге не обнаруживается какой то брак. В случае его обнаружения, если этот брак можно исправить, он исправляется и изделие снова обжигается. И все это время скульпторы, модельщики, живописцы, вкладывают свой труд, свой талант, свою душу в то, чтобы их творение радовало людей.

2.2 Торжокская игрушка

Старинный русский город Торжок Тверской области. Что нам известно о нём? Первое, что приходит на ум, это золотное шитье. И немногие знают, что в Торжке для детишек делали глиняные игрушки. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами. Искусство игрушечников было почти утрачено, но в 1975 году произошло 2 рождение свистульки. Особая заслуга в деле создания торжокской игрушке принадлежит Галине Климовской, которая по записям, по воспоминаниям старых мастеров, по глиняному осколку, найденному археологами, по старым сохранившимся игрушкам сделала игрушку-образец. Так возродилось забытое в Торжке мастерство изготовления игрушки. Отличается торжокская игрушка особой яркостью и многослойностью цветового решения, излюбленный сюжет - птицы - свистульки небольшого размера. "Яркие, праздничные, словно усыпанные жемчугом, пичуги мастера-художника вызывают у Вас улыбку. "Петухи", "птицы", "собачки", которых лепят из оранжевой терракоты (глины) в цехе глиняной игрушки. Цех возник в Торжке в 1975 году совершенно неожиданно. Никогда прежде промысловой игрушки здесь не было. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. Поиск народных умельцев-мастеров Торжка (ООО "Народные художественные промыслы") дал замечательные результаты. Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии, которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий. Петухи из Торжка идут и за рубеж". (Узоры Тверского края. Изучение народных художественных промыслов, народного и декоративно-прикладного искусства Тверской области на, занятиях по декоративному рисованию // Авт. - сост.: Доскиева Е.Н., Бухарская Л.Н., Вольская Н.В., Зверькова Т.Т., Попкова Т.И., Смирнова И.Н., Теплов И.Г., Филиппова Е.А., Шишлова Н.В., - Тверь: ТОИУУ, 2000, С.)

2.3 Лихославльская керамика

Разнообразие продукции с надписью "Лихославль", от кружек и тарелок до больших панно впечатлило. При том, что Лихославль, город, мягко говоря, не туристический. Так что дома теперь красуется не только керамика из Пскова и Тарусы, но и славного городка Лихославля. Продукция изготавливается и декорируется профессиональными художниками-дизайнерами, имеющими богатый опыт в работе с керамикой. Большой объем работы выполняется вручную. И такая ручная технология лепки керамических горшков, вместе с росписью вручную керамической глазурью, позволяет предлагать огромный выбор разных фактур, ярких образов и сюжетов. Вся продукция выпускается в исконно русских традициях - чернолощенные и краснолощенные сосуды, горлачи для пива, воды, кваса, масла, различные игрушки, керамические горшки для цветов и свадебные предметы. И в настоящее время различные по объему, величине и форме гончарные изделия раскрывают художественное искусство мастеров Тверской области. Для придания изделиям высокой прочности, их обжигают в специальных печах, в результате чего у них сохраняется их натуральный цвет и проявляется природная красота глины.

2.4 Отличительные особенности гончарных промыслов

Первоначально это яркие цвета. Обязательно ручная, кропотливая, долгая работа над каждой изделием и другими изделиями гончарного дела.

. "Конаковский фаянс - гордость Тверской земли" В первой половине XIX века, когда в селе Домкино Корчевского уезда Тверской губернии был основан фаянсовый, ныне Конаковский, завод, в России усиливался кризис крепостнической системы: развивались товарно-денежные отношения, росла промышленность, в том числе и фарфорофаянсовая.

Один из зачинателей русской фаянсовой промышленности - Андрей Ауэрбах - в 1811 году пишет: "Как выделываемый мною фаянс по доброте своей заменяет иностранный, а к тому ж по деятельности моей удалось изобресть все потребные для оного материалы в самом отечестве, то и потребно дабы в чужие земли деньги не уходили. высочайше запретить ввоз таковой посуды, подобно как запрещены привозы зеркал, бумаги и пр., от такого запрещения фабрика моя не токмо будет в состоянии распространиться, но и многие другие охотники заведутся в государстве иметь сию необходимую посуду".

В 1826 году создается Мануфактурный Совет, а с 1829 года начинаются регулярно проводиться мануфактурные выставки, на которых фаянсу отводится видная роль. Его достоинства и недостатки подробно обсуждались, лучшие фаянсовые заводы получали награды. Русские изделия из фаянса постоянно сравнивались с английскими, которые в то время считались самыми лучшими в Европе.

2.5 История возникновения фабрики Ауэрбаха

В августе 1809 года аптекарь Фридрих-Христиан Бриннер, приехавший в Россию из Богемии (Германия), купил у Тверского помещика бригадира Федора Леонтьевича Карабанова за 7 тысяч рублей в Корчевском уезде возле дер. Домкино 200 десятин леса. При этом он выговорил себе право построить на купленном участке "заведения, какого они роду не были. В договоре имелось также разрешение использовать "песок, глину, камень и все до минералов относящиеся. на дачах моих по сю сторону Волги. безденежно. "Заведением, задуманным Бриннером, явилось строительство фарфорового завода, для чего он и приобрел лес и пригласил с Гарднеровского фарфорового завода мастера Рейнера, знатока керамики.

Бриннер сумел построить маленькое, кустарное предприятие, на котором пятнадцать мастеровых на обычных гончарных кругах вытачивали посуду и обжигали ее в земляных печах. Но сразу же дела у него пошли плохо, в результате чего фабрика им практически за те же деньги 9 июня 1810 года была продана аптекарю и землевладельцу Андрею Яковлевичу Ауэрбаху и своему бывшему мастеру Ивану Рейнеру. Фортуна повернулась к новому хозяину лицом, из года в год фабрика увеличивала объемы производства. В 1816 году на фабрике было "два настоящих мастера, 26 их учеников, 14 живописцев, а на разных работах занято 56 мужчин-"черноработцев" и 18 женщин. Все построения состояли из 33 огромных деревянных корпусов "для разных мастерских с машинами, инструментами и прочим. Перемена места нахождения фабрики Ауэрбаха была связана с наличием в договоре с Карабановым пункта, по которому по истечению двадцатилетнего срока, когда весь лес будет вырублен, Бриннер обязан был возвратить ему землю, а "всю. движимую собственность вывесть куда заблагорассудит. Срок аренды истекал в 1829 году, а новый землевладелец, сменивший Карабанова, помещик Головачев, категорически отказался продлевать прежние условия. Это и послужило причиной перевозки всего фабричного имущества, мастеровых-крепостных и вольнонаемных на новое место.

2.6 Развитие фаянсовой промышленность и особенности производства, росписи

Фаянсовое производство в России, в отличие от фарфорового, возникло несколько позже - в конце XVIII века, хотя первое небольшое производство и появилось при Петре I, а усовершенствовано было в 1786 году при Екатерине II. В Богородском уезде полуфаянс появился в конце XVIII - самом начале XIX веков, благодаря предприимчивости крестьян из деревень Речицы и Кузяевой Казакова, Жадина и Максимова. В 1832 году начался выделка фаянса на заводе Гарднера. К этому времени относится и распространение фаянсового производства в Гжели. Гончарное производство, в зависимости от вида изготавливаемых изделий, может включать несколько этапов: подготовка глиняной массы, формовка, сушка, глазуровка, обжиг. Это процессы, требующие соблюдения определенных технологий, чтобы добиться нужного результата. Добыча глины и ее дальнейшая обработка ведутся с применением современных устройств, позволяющих оптимизировать затраты и создавать оригинальные образцы современной керамики.

Становление фабрики большим широкомасштабным предприятия: путь от фабрики Ауэрбаха до фаянсового завода имени М. И Калинина.

Конаковский фаянсовый завод им.М.И. Калинина, крупный фаянсовый завод, один из старейших в СССР. Находится в г. Конаково Калининской области РСФСР. С ноября 1924 носит имя М.И. Калинина. Выпускает столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру (фаянс, майолика) из привозного сырья. К. ф. з. основан в 1809, в 1870 куплен М.С. Кузнецовым у А.А. Ауэрбаха. Выпускал преимущественно ампирную фаянсовую посуду с печатными рисунками и ручной росписью (часто в духе народной Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь <#"center">2.7 Материалы и оборудование для производства посуды


2.8 Знаменитые мастера завода Конаковского фаянса

1. И. Васильев

. И.С. Ефимов

. П.М. Кожин

. И.Г. Фрих-Хар

. Т.З. Подрябинников

. А.И. Хихеев

. В.Г. Филянская

. Н. Туленкова

. С.Д. Лебедева

. М.П. Холодная

Список литературы

1.http://www.bezmani.ru/spravka/bse/base/2/017064. htm <https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.bezmani.ru%2Fspravka%2Fbse%2Fbase%2F2%2F017064.htm>

.http://art-glina.ru/o-produktsii/ <https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fart-glina.ru%2Fo-produktsii%2F>

.http://www.bogorodsk-noginsk.ru/narodnoe/prom/11.html <https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.bogorodsk-noginsk.ru%2Fnarodnoe%2Fprom%2F11.html>

.http://www.sobirau.ru/articles/antikvariat/fayansovoe. <https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.sobirau.ru%2Farticles%2Fantikvariat%2Ffayansovoe-proizvodstvo-v-rossii-xix-veka-i-ego-osobennosti.html>

.Лит.: Салтыков А.Б., Избранные труды, М., 1962, с.425-426; Степанян Н., Конаковский фаянс, "Декоративное искусство СССР", 1965, № 1.

.http://www.antik-invest.ru/blog/? page_id=4343 <https://vk.com/away.php?utf=1&to=http%3A%2F%2Fwww.antik-invest.ru%2Fblog%2F%3Fpage_id%3D4343>

.http://slavyanskaya-tradition.ru/stati/slavjanskie-ob. <https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fslavyanskaya-tradition.ru%2Fstati%2Fslavjanskie-oberegi%2Fistorija-goncharnogo-dela.html>

.http://stranamasterov.ru/node/635985 <https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fstranamasterov.ru%2Fnode%2F635985>

Похожие работы на - Гончарное производство Тверского края

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!