Изучение смешанной дисграфии и системы логопедической работы по ее устранению у младших школьников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    215,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение смешанной дисграфии и системы логопедической работы по ее устранению у младших школьников

Введение

Общеизвестно, насколько важным для ребенка является начало процесса обучения, формирующего первую установку внимания по отношению к определенной работе. Именно успешность этих первых шагов часто оказывает очень сильное влияние на формирование последующих школьных успехов. Поэтому одним из важнейших условий школьной адаптации ребенка является овладение письменной речью.

В письменных работах учащихся начального звена, страдающих дисграфией, часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характера, например: пропуски букв и слогов, недописывание окончаний слов, внесение лишних букв или слогов в слова, перестановки букв или слогов, смешение букв или элементов букв и т.д.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, несформированность зрительно-моторных координаций и пространственно-временных представлений, несформированность слухоречевой памяти и сложного единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образах слов.

Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы. А.Н. Корнев, Р.И.Лалаева, Р.Е. Левина, Н.И. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. указывают на то, что, его расстройство носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.

Исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Р.И. Лалаевой и др. показали, что около 25% учащихся массовой школы страдают нарушениями письма и чтения при обучении в начальных классах.

Несмотря на разработанность проблемы в вопросах форм дисграфии и методах ее коррекции, в практике чаще всего встречается смешанная дисграфия. В структуру смешанной дисграфии входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны.

Учитывая все вышеизложенное, легко определяется основная задача учителя - логопеда: своевременное выявление, предупреждение и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции смешанной дисграфии.

Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен существованием в настоящее время большого количества учащихся младших классов, у которых существует проблема дисграфии.

Актуальность данной работы связана с тем, что в общеобразовательной школе у некоторых детей младшего школьного возраста, письмо имеет специфические особенности, отличающие процесс письма от письма других детей и значительно затрудняющие овладение грамотой.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что положительной динамики при устранении дисгафических ошибок у младших школьников можно достичь при условии использования системы специфических приемов логопедической работы:

использования дидактических материалов с учетом ведущей модальности у ребенка;

учета элементов форм дисграфии;

разработки и реализации индивидуальных программ сопровождения ребенка.

В этих случаях нарушения письменной речи могут быть устранены полностью или сокращены дисграфические ошибки.

Цель ВКР - изучение такого специфического нарушения как смешанной дисграфии и системы логопедической работы по ее устранению у младших школьников.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить психологическую, психофизиологическую, психолингвистическую и специальную литературу по теме исследования;

- изучить способы и пути преодоления дисграфии;

- разработать и осуществить экспериментальное исследование по выявлению и преодолению сложных нарушений процесса письма у младших школьников;

- определить эффективность разработанной системы коррекционно-логопедического воздействия, проанализировав и оценив ход и результаты исследования.

Объектом исследования являются проявления смешанной дисграфии у учащихся 2 класса.

Предметом исследования служит система коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.

В процессе работы были использованы следующие методы:

теоретический (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме);

организационный (сравнительный, комплексный);

- эмпирический (наблюдение, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент, биографические методы);

интерпретационный (выявление детей с нарушениями устной и письменной речи; соотношение ошибок, выбор в соответствии с ними методов и приемов коррекции).

Методологической базой и теоретической основой данной работы являются работы по проблеме нарушений письменной речи А.Н.Корнева, Р.И.Лалаевой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотековой, А.В.Ястребовой, Е.В.Мазановой.

Практическая значимость - материалы исследования могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ, гимназий, а также родителями, поскольку коррекционно-развивающая работа дала положительную динамику в устранении смешанной дисграфии у младших школьников.

База исследования: МБОУ Парабельская гимназия, 2Б класс. Сроки проведения: 2012-2013 учебный год.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении сформулирован научно-понятийный аппарат, поставлена цель ВКР, определены объект и предмет исследования, а также методы, использованные в процессе работы, обозначена гипотеза; раскрыта теоретическая и практическая значимость данной работы.

Первая глава характеризует аспекты формирования письма в норме и при патологии; раскрывает историю изучения нарушений письменной речи, этиологию и симптоматику дисграфии.

Вторая глава посвящена характеристике диагностик и методик обследования процесса письма и преодоления дисграфии.

Третья глава описывает полный завершенный педагогический эксперимент, проведенный на базе МБОУ Парабельская гимназия, срок проведения - учебный год.

В заключении сделано обобщение по теме исследования и выводы по проведенному эксперименту.

Общий объем ВКР - 112 страниц, включая приложения.

Библиографический список составляет 50 источников.

В приложение отражено:

содержание рабочей программы «Коррекция письменной речи у

обучающихся вторых классов»;

результаты диагностики учащихся 2 класса до проведения коррекционной работы;

результаты диагностики учащихся 2 класса после проведения коррекционной работы;

сравнение результатов до и после проведения коррекционной работы;

логопедическое занятие на тему «Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2 ряда»;

письменные работы учащихся 2Б класса МБОУ Парабельская гимназия.

Глава 1. Теоретические основы изучения процесса письма в норме и при его нарушении

.1   История изучения нарушений письменной речи

Нарушения чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности отмечали в своих работах Куссмауль (1877) и Беркан (1881). Работы, специально посвященные данному нарушению у детей, впервые опубликовали в 1896 году английские врачи-окулисты Керр и Морган. В работах последнего отмечалось, что нарушения чтения и письма могут быть изолированным нарушением, а не только компонентом, сопутствующим умственной отсталости. Морган наблюдал и описал затруднения в чтении и письме у 14-летнего мальчика. В других отношениях этот мальчик был полноценным. В 1900 году Гиншельвуд описал еще несколько таких случаев у детей. Он назвал эти затруднения при чтении и письме алексией и аграфией. В дальнейшем различными авторами был описан ряд подобных расстройств у детей. [22]

Таким образом, в первой половине 20 века в литературе утверждается

новое направление - рассматривать патологию чтения и письма как изолированное нарушение, наблюдающееся при локальных поражениях мозга. Сторонники данного направления утверждали, что в основе патологии чтения и письма у детей лежит неполноценность оптического восприятия, нарушенными оказываются зрительные образы слов и отдельных букв. В литературе утвердилось обозначение данного недостатка, как «врожденная словесная слепота». Защищали это положение Морган, Варбург, Раншбург.

Проблема дислексий и дисграфий у детей долгое время существовала, как проблема оптического или оптико-пространственного дефекта. Многие авторы отмечали дислексии и дисграфии при различных формах афазий, которые рассматривались в основном как потеря оптико-моторных образов, нарушение ассоциации между образом слова и его оптическим изображением или соответствующими движениями, поскольку письменная речь по существу понималась как оптико-моторный процесс.

Постепенно понимание природы процессов чтения и письма и механизмов дислексии и дисграфии менялось. Значительный вклад в изучение дисграфии внес известный невропатолог К.Н. Монахов, который связал дисграфию с общим характером речевого расстройства. По его мнению, дисграфию можно рассматривать как результат афатического расстройства сенсорного характера, а не только как потерю оптико-моторных образов.

Иллинг выделяет ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма: овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука; соотнесение звука с буквой; синтез букв в слово; способность расчленять слова на оптические и акустические элементы; определение ударения, мелодии слова, гласных слова; понимание прочитанного. Другой ученый Ортон называет главным затруднением при обучении чтению и письму неспособность к составлению слов из букв. Он отмечает, что алексии и аграфии встречаются у неправильно обученных детей, у скрытых левшей, у тех детей, которые медленно делают выбор предпочтительной руки, у детей с заметными моторными недостатками, а также с дефектами слуха и зрения. Автор приходит к выводу, что не всегда только моторные затруднения определяют алексию и аграфию, для приобретения правильного навыка чтения и письма сенсорные факторы также играют большую роль.[22]

Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мнухина. Анализируя наблюдения над детьми с нарушениями чтения, Р.А. Ткачев затруднения в чтении и письме объясняет плохой ассоциативной связью между зрительными и слуховыми образами букв при достаточно сохранном интеллекте. Эта связь образуется с трудом и является непрочной. Указанное расстройство, по мнению автора, обусловлено влиянием наследственных факторов. С.С. Мнухин в работе «О врожденной алексии и аграфии» указывает, что затруднения во время чтения и письма встречаются при самых различных состояниях и являются следствием частичного недоразвития функции целостного структурообразования. Такие дети плохо заучивают стихи, слабо воспроизводят ритм, а также затрудняются в названиидней недели, месяцев, букв алфавита и т.д.

Постепенно взгляд на дислексию и дисграфию как изолированное нарушение меняется, уступая место иному направлению, в котором подчеркивается связь дислексии и дисграфии с дефектами устной речи и слуха (Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.М. Боскис, Р.Е. Левина). М.Е. Хватцев рассматривал дислексию и дисграфию как прямое отражение недостатков произношения. Наличие дислексии и дисграфии после устранения дефектов звукопроизношения он объяснял большей стойкостью старых зрительных стереотипов звука, представленных в виде буквы.

Р.Е. Левина недостатки чтения и письма у детей считала результатом фонематического недоразвития.

В последующих работах Р.Е. Левиной, а также Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой нарушения чтения и письма рассматриваются как результат недос- таточной подготовленности ранних ступеней языкового развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат общего недоразвития речи. В настоящее время при всем многообразии подходов к проблеме нарушений чтения и письма можно выделить несколько основных направлений (А.Н. Корнев): концепция «минимальной мозговой дисфункции», концепция «задержки психического развития» и концепция «специфические расстройства обучения» («learning disability»).[46]

1.2 Характеристика процесса письма в норме

Рукописная речь - веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма.

"Письменная речь - есть более высокое качество личности, чем даже самая совершенная "каллиграфия <#"788115.files/image001.gif">

- исследование звукопроизношения

- исследование фонематических процессов

- исследование слоговой структуры

- исследование словарного запаса

- исследование грамматического строя

- исследование связной речи

- запись названий картинок

- слуховой диктант

Приложение 2

Результаты диагностики учащихся 2 класса после проведения коррекционно-развивающей работы

1 - исследование звукопроизношения

- исследование фонематических процессов

- исследование слоговой структуры

- исследование словарного запаса

- исследование грамматического строя

6 - исследование связной речи

1 - списывание прописного текста

- запись названий картинок

3 - слуховой диктант

Приложение 3

Сравнение результатов диагностик до и после проведения коррекционной работы

1 - исследование звукопроизношения

- исследование фонематических процессов

- исследование слоговой структуры

- исследование словарного запаса

- исследование грамматического строя

6 - исследование связной речи

1 - списывание прописного текста

- запись названий картинок

3 - слуховой диктант

Приложение 4

Программа «Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся вторых классов»

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работ

Развитие пространственных представлений

Определение схемы собственного тела; правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений предметов и объектов.

Корректурная правка. Определение схем тела своего и соседа Игры: Запомни - повтори, Разложи предметы, Прогулка в парк, Где меня найти? В каком кармане деньги? Семья на прогулке. Звери в зоопарке - зрительный диктант. Упражнение последовательность числового ряда. Пол, нос, потолок. Клеточный диктант.

Ориентация во времени

Уточнить понятия детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности действий и событий, расширение и активизация лексического запаса.

Трен. Упр: Заполни таблицу «Режим дня школьника». Назови 5 дней подряд без дат и дней недели. Ленивый и прилежный - вставь пропущенные слова в тексте: сегодня, завтра, вчера - Ночь и День. Когда это бывает. Игры: Разложи месяцы по сезонам. Подбери предмет, характерный для времени года.

Возраст и роли в семье

Познакомить детей с родственными связями в семье.

Трен. упр: Сопоставь понятия: дед - отец - сын-брат, бабушка - мать - дочь-сестра. Кто кому кем приходится? Составь рассказ о своей семье - схему, кем ты приходишься каждому члену семьи?

Дифференциация понятий звук-буква

Учить дифференцировать понятия «звук»-«буква».

Упражнения: найди и зачеркни заданную букву среди ряда других букв, напиши 1-2-3 звука, буквы. Напиши буквы, не дающие звука; буквы, состоящие из двух звуков; слово, начинающееся с буквы у,и,а. Подбери соответствующую схему к слову.

Гласные звуки и буквы

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза.

Трен. упр: Придумать и записать слова с заданным звуком в заданном местоположении Запиши только те слова , в которых заданный звук находится на заданном месте. Назови окружающие предметы с заданным звуком на конце. Графическая запись слов с выделением гласных - согласных букв в слогах. Корректурная правка.

Гласные 2 ряда

Уточнение и закрепление знаний о гласных 2 ряда. Дифференциация понятий звук - буква.

Упр.: выделить голосом начальную гласную, показать букву, записать ее в тетрадь. Назвать картинки, выделить голосом гласные второго ряда, записать соответствующие буквы. Артикуляционные упражнения, развитие мелкой моторики, развитие пространственных представлений. Выделить буквы, наложенные друг на друга.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

Обобщить знания детей об артикуляции и образовании гласных 1 и 2 ряда. Учить детей слышать и выделять гласные 1 и 2 ряда. Учить различать гласные 1 и 2 ряда устно и на письме. Развивать зрительную и слуховую память, внимание

Конструирование букв, письмо под диктовку. Работа со слоговыми таблицами. Упр.: исправь ошибки в словах, подставь нужную букву, разложи картинки под соответствующими буквами, составить слова по схеме.

Согласные звуки и буквы

Знакомство с признаками согласных звуков. Развитие фонематического восприятия и слуха. Тренировка в звуковом анализе и синтезе.

Упр.: если услышишь согласный - хлопни; отгадай, какие звуки принадлежат какому времени года. Работа с речемыслительным тренажером. Составление предложений по картинке. Игра: собери предложение. Работа со звуковыми схемами слов. Гимнастика.

Звукобуквенный состав слова

Закрепить знания о звуках и буквах, упражнять в звукобуквенном анализе слогов и слов, продолжить упражнение в делении слов на слоги, упражнять в определении позиции звука в слове; развивать фонематические восприятие и слух; развивать артикуляционный аппарат и пальчиковую моторику, логическое мышление и память.

Упр.: выделение первого звука в слове, определение количества и места звуков в слове, соотношение между буквами и звуками в слове, буква-смыслоразличитель.

Работа с двусложными словами

Практическое усвоение слогового состава слова и, как отдельно взятую часть, - слог. Учиться слышать, понимать последовательность и количество слогов в слове, приобретение навыков правильного деления слов на слоги с учетом стечения согласных в словах.

Работа с гласными и их слогообразующей ролью. Запись предложений, используя слоговое проговаривание. Задания на нахождение допущенных ошибок на уровне слова, словосочетания, предложения.

Работа с трехсложными словами

Практическое усвоение слогового состава слова и, как отдельно взятую часть, - слог. Учиться слышать, понимать последовательность и количество слогов в слове, приобретение навыков правильного деления слов на слоги с учетом стечения согласных в словах.

Работа с гласными и их слогообразующей ролью. Запись предложений, используя слоговое проговаривание. Задания на нахождение допущенных ошибок на уровне слова, словосочетания, предложения.

Работа с четырехсложными словами

Практическое усвоение слогового состава слова и, как отдельно взятую часть, - слог. Учиться слышать, понимать последовательность и количество слогов в слове, приобретение навыков правильного деления слов на слоги с учетом стечения согласных в словах.

Работа с гласными и их слогообразующей ролью. Запись предложений, используя слоговое проговаривание. Задания на нахождение допущенных ошибок на уровне слова, словосочетания, предложения.

Закрепление материала

Работа с гласными и их слогообразующей ролью. Запись предложений, используя слоговое проговаривание. Задания на нахождение допущенных ошибок на уровне слова, словосочетания, предложения.

Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2 ряда

Учиться слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усвоить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда. Практическое усвоение понятий твердые и мягкие согласные.

Выписать гласные после мягких согласных; сравнить пару слов (по смыслу, по звучанию первого согласного, по написанию гласной); списать слова, подчеркивая гласные; рассмотри картинки, скажи, в каких словах первый согласный звучит твердо, а в каких - мягко; назвать пропущенные слоги; найти ошибки в словах, словосочетаниях.

Обозначение мягкости согласных буквой мягкий знак

Учиться слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усвоить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. Учиться писать букву Ь в конце слова. Практическое усвоение понятий твердые и мягкие согласные.

Упр.: догадайся, из каких слов убежал мягкий знак; прочитай и сравни пары слов; списать слова, подчеркнуть мягкие согласные зеленой ручкой, объяснить, как обозначена мягкость согласных в словах; изменить слова по образцу; прочитай предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.

Буква мягкий знак в середине слова

Учиться слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усвоить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака. Учиться писать букву Ь в середине слова. Практическое усвоение понятий твердые и мягкие согласные.

Упр.: спрячь мягкий знак в середину слова, добавив слог; назови картинки, изменяя слова по образцу; какая буква пропущена в словах; сравни пары слов; спиши слова, проговаривая каждый слог; найди ошибки в словах.

Разделительный Ь

Научиться слышать и различать звуковые сочетания без разделительного мягкого знака и включающие в себя разделительный мягкий знак.

Упр.: прочитай пары слогов, какие из слогов легче произносить; прочитай слоги, вставляя мягкий знак между согласной и гласной; измени слова по образцу; спиши слова, вставляя где надо мягкий знак; ответь на вопросы, используя данные в скобках слова; измени словосочетания по образцу, напиши их парами.

Дифференциация б - п

Совершенствование зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные согласные «б-п» устно и на письме.

Упр.: назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы; разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.

Дифференциация з - с

Совершенствование зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные согласные «з-с» устно и на письме.

Упр.: назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы; разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.

Дифференциация в -ф

Совершенствование зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные согласные «в-ф» устно и на письме.

Упр.: назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы; разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.

Дифференциация г - к

Совершенствование зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные согласные «г-к» устно и на письме.

Упр.: назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы; разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.

Дифференциация д - т

Совершенствование зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные согласные «д-т» устно и на письме.

Упр.: назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы; разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.

Дифференциация  ж - ш

Совершенствование зрительного внимания и памяти, формирование языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, развитие мышления. Учить различать парные согласные «ж-ш» устно и на письме.

Упр.: назови сходство и различие в произнесении этих звуков; прочитай слоги и сочетания букв; начерти слоговые схемы слов; прочитай слова, вставляя пропущенные слоги; составь слова, напиши их парами; назови пропущенные буквы; разгадай кроссворд; измени слова по образцу; подбери проверочные слова к данным словам; закончи предложения, используя данные картинки.

Закрепление материала

Закрепить знания детей о парных согласных, умение различать их устно и на письме.

Прочитай текст, выпиши выделенные слова по слогам; из слов каждой строчки составь и напиши предложение; прочитай текст, используя данные картинки; найди ошибки в тексте.

Зрительная дифференциация на материале букв а - о

Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по оптическим признакам буквы «а-о». учить соотносить звуки а-о с буквами для обозначения на письме.

Упр.: найти в таблице сходные по начертанию буквы; сравнение букв, сходных по начертанию; сравнение элементов и целых букв «а-о»; ощупывать, вырезать, лепить из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе буквы «а-о»; дифференциация букв «а-о» в словах; «Занимательные модели»; работа со словами-паронимами; отгадай кроссворд; записать ударный слог каждого слова, выделить в этих слогах буквы а-о; прочитать слоги, составить из них слова; прочитать слова с опорой на схематическое изображение букв.

Зрительная дифференциация на материале букв и - у

Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по оптическим признакам буквы «и-у». Учить соотносить звуки и-у с буквами для обозначения на письме.

Упр.: рассмотреть элементы, составить буквы; сравнение букв по начертанию; послушайте звуки, слоги, слова и поднимите соответствующую букву и или у; разложить картинки в соответствии с развитием сюжета; отгадать загадки, назвать букву занятия, которую нужно написать в слове; разгадать кроссворд; составление слов из букв; вставить пропущенные буквы и прочитать слова; отгадать ребусы, записать слова-отгадки; прочитать слоги, зашифрованные с помощью символов;

Зрительная дифференциация на материале букв б - д

Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по оптическим признакам буквы «б-д». Учить соотносить звуки б-д с буквами б-д для обозначения на письме.

Упр.: собрать из данных элементов буквы занятия; работа со стилизованными изображениями букв; чтение слоговой таблицы; дописать буквы по образцу; отгадать, элементы каких букв пропущены в слогах; отгадать слова и записать их, обвести «хвостики» у букв занятия; отгадать кроссворд; прочитать слова, вставить пропущенные буквы б или д; вставить буквы б-д в слова, указать значение слов; прочитать предложения и закончить их с помощью картинок.

Зрительная дифференциация на материале букв п - т

Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по оптическим признакам буквы «п-т». Учить соотносить звуки п-т с буквами п-т для обозначения на письме.

Упр.; построить буквы п-т из элементов под диктовку; написать буквы п-т различным шрифтом; сравнить буквы п-т элементами; соотнесение графемы с артикулемой; игра «Волшебный ластик»; собрать имена детей из букв; игра «Расколдуй слова»; распределить слова в три столбика (п, т, п-т); вставить буквы, прочитать и объяснить значение всех слов; подобрать пары слов, отличающиеся друг от друга только одной буквой; составить словосочетания из слов, данных на карточках;

Зрительная дифференциация на материале букв в - д

Уточнение и расширение объема зрительной памяти. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Учить дифференцировать смешиваемые по оптическим признакам буквы «в-д». учить соотносить звуки в-д с буквами в-д для обозначения на письме.

Игры: Окошко в домике. Отгадывание загадок «Дятел», «Воробей», выделение первого звука, соотнесение с буквой, письмо «в - д» в воздухе, выделение элементов, входящих в состав буквы, выделение сходств - различий; придумай слова с буквой «в - д» в начале, середине, конце слова. Складывание букв «в - д» из проволочных элементов, выкладывание из ниток на бархатной бумаге, лепка из пластилина, письмо в лотке с манной крупой. Вставь пропущенные буквы «в - д» в словах. Корректурная правка: в - зачеркиваем, д - подчеркиваем. Отгадывание ребусов, выделение в словах- отгадках «в - д »

Ударение

Практическое владение постановкой ударения в односложных, двусложных и трехсложных словах, отработка точной артикуляции гласных, деление слов на слоги, практическая работа со схемами слов, подготовка речевой базы к усвоению грамматических понятий (ударный звук, ударный слог, безударные гласные в корне слова),доказательство значимости ударения в повседневной жизни, работа над звукобуквенным анализом и синтезом слов, развитие фонематического слуха, объема памяти и внимания.

Послушайте и повторите, как сделала я; послушайте слова, назовите слог, который звучит громче; поставить ударение в словах, назвать ударный гласный; игра «Спасение волшебной страны слов»; поставить ударение в словах, начертить слоговую схему; найти подходящую схему для слов; составить слова из слогов.

Развитие процессов словообразования

Познакомить детей с частями слова, со способами словообразования.

Упр.: Найти родственные слова и сложное слово, составленное из двух корней (устно). Найди в тексте и выпиши в тетрадь сложные слова, выдели корни. Назвать противоположные действия; с помощью приставки вырази начало и конец действия, запиши в 2 столбика; спиши словосочетания, подобрав к слову - действию соответствующую приставку (в -, из -, под -, за -, у -, пере -, на -, рас -, с -). Вставь пропущенное слово, подходящее по смыслу; выпиши в 2 столбика слова с приставками по -, под -; образуй с помощью суффиксов от данных слов слова со значением очень маленький или очень большой (кулак - кулачок - кулачище, нос - носик - носище, т.д). Составь словосочетания из слов: оглянулся, огляделся (кругом, назад); раскинул, раскидал (игрушки, руки) т.д.

Развитие навыков связного высказывания

Развитие навыков связного высказывания; формирование умения отвечать на вопросы; развитие контроля за ходом своей деятельности; развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Последовательный пересказ с опорой на план; творческий рассказ по обозначенному началу.



Приложение 5

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса

Тема: Обозначение мягкости согласных гласными буквами 2 ряда.

Цели, задачи: Учиться слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усвоить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда. Практическое усвоение понятий твердые и мягкие согласные.

Оборудование: Звуковые карточки, пособие «Домик гласных звуков», куклы Тим и Том, перфокарты, музыкальное сопровождение «Музыка с мамой».

Ход занятия:

.        Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие снова пришли Звуковички. У них очень хорошее, солнечное настроение. Давайте и мы с вами улыбнемся нашим гостям и друг другу!

. Повторение пройденного материала

Давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (гласные и согласные).

Посмотрите на костюмчики Звуковичков, кто может объяснить, почему у одних Звуковичков костюмчики синие, у других - зеленые, а у третьих - красные? ( Подвести детей к обобщению, что красным цветом обозначены гласные звуки, синим - твердые согласные, зеленым - мягкие согласные).

Посмотрите, Звуковички принесли вам карточки, давай прочитаем, что на них написано? (Дети читают: П-ПЬ, М-МЬ и т.д. Анализ артикуляции звуков: с помощью чего мы произносим звуки П-ПЬ? Когда губы напрягаются сильнее?).

Игра с мячом «Подбери пару и не ошибись».

Звуковички, Том и Тим очень любят играть с мячом. Поиграем с ними?

Я бросаю мяч и называю слог с твердым согласным, а вы возвращаете мяч обратно мне и называете мягкую пару:

ПА-ПЯ, ЛО-ЛЁ, ТЫ-ТИ, ВУ-ВЮ, ДЭ-ДЕ, БУ-БЮ.

А теперь наоборот, я называю слог с мягким согласным, а вы - с твердым:

МИ-МЫ, КЮ-КУ, ЗЁ-ЗО, СЯ-СА, ФЭ-ФЕ.

Молодцы! Ни разу не ошиблись!

- Ребята, волшебники Тим и Том, хоть и братья, совсем не похожи друг на друга.Тим такой же мягкий как первый звук его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест ТЬ - тефтели, но никогда не пьёт Т - томатный сок, не любит М - молоко, но с удовольствием ест МЬ - мёд, рисует только КЬ - кисточкой и никогда не берёт в руки К -карандаш.

Брат Тима, Том, наоборот очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит Т - томатный сок, и не ест ТЬ - тянучки, носит П - пальто и никогда не надевает ПЬ - пиджак, не берет в руки МЬ - мяч, любит пускать М - мыльные пузыри. Как называются согласные звуки, которые любит Том? (твёрдые согласные). Как называются согласные звуки, которые любит Тим? (мягкие согласные).

Давайте поиграем с согласными звуками. Покажите фишками, как звучит звук М (П, Т, С): твердо или мягко?

Звуки: МЬ, С, П, ТЬ, СЬ, Т, М, ПЬ;

Слоги: ТА, ТО, МИ, СЕ, ПО, СУ, МЮ, ПЯ;

Слова: ЛЮК, ПОЛ, МЕЛ, СОК, ПИР, ЛАК.

.        Физминутка

Хорошо потрудились, давайте немножко отдохнем! ( Выполнение движений «Червячки» - «Музыка с мамой»).

. Знакомство с новой темой

На доске написаны слова: ПИЛА, МЫЛО, ДАР, МЯСО, КИСТЬ, ЛЕПИТ, ВЕСНА, ЛЁД, ПЮРЕ.

Задание: Уберите слова, где первый согласный звучит твердо. Поясните, какие буквы смягчают первый звук в оставшихся словах. (На доску выписываются буквы: Я, Ё, Ю, Е, И и Ь).

Посмотрите внимательно на домик гласных и скажите, где находятся эти гласные: в первом или во втором ряду?

Сделайте вывод, какая работа у гласных 2-го ряда? (смягчать согласные). Действительно, работа у гласных 2-го ряда очень важная. Если мы неправильно напишем одну букву, изменится значение слова. (Сравниваются написание и значение слов мал-мял, лук-люк, мыл-мил, нос-нёс, вол-вёл). И это необходимо нам знать, чтобы сохранять русский язык, уважительно относиться к его законам.

. Массаж

Звуковички, Тим и Том подготовили для вас письменные задания. Но, прежде чем мы их начнем выполнять, нам надо размять наши пальчики. (Массаж Су-Джок).

.        Тренировочные упражнения для закрепления

А) Выпишите только те слоги, в которых согласный звук звучит мягко. Слоги для анализа: мо, мё, лу, лю, пе, пэ, си, сы, да, дя.

Дополните эти слоги до слов (устно).

Б) Работа с перфокартами (вставить буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Е-Э, И-Ы в слова.): л-па, м-ч, л-сь, л-д, м-л, п-ла, с-р, м-ска.

В) Работа с предложениями:

Вставить пропущенные буквы а-я: Мы вчер- игр-ли в пр-тки. Сын гл-дит, как мама гл-дит. Над- и Д-ша ед-т к-шу. Юр- был р-д, что попал в первый р-д. У Пети ут-та, у Вити кот-та.

. Итог занятия. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, какие гласные на письме обозначают мягкость согласных звуков?

Звуковички, Тим и Том благодарят вас за занятие и просят нарисовать в тетрадках свое настроение. До свидания!

Похожие работы на - Изучение смешанной дисграфии и системы логопедической работы по ее устранению у младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!