Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса














Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса


Саханова Лейсан

Студентка I курса

Научный руководитель

Старший преподаватель

Кафедры юридических дисциплин

Шарипова Д.И.

Компетентностная модель образования в последние десятилетие привлекает внимание ученых, практиков, руководителей учреждений образования различного уровня. Повышенный интерес к этой модели обусловлен многими факторами. Современная цивилизация требует от человека способности быстрой адаптации в социально-профессиональной сфере, сохранения физического, психического и нравственного здоровья в условиях технологической и информационной среды, техногенных и социальных катастроф, умения толерантного сосуществования в поликультурном мире.

Как отмечает О.Е.Лебедев, содержание образования представляет собой дидактически адаптированный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Множественность точек зрения на компетеностный подход в образование(В.А.Болотов, А.А.Вербицский, И.А.Зимняя, В.В.Серикрв, А.И.Субетто, В.Д.Шадриков, А.В.Хуторский и др.) позволяет сделать вывод, что понятие компетентность можно рассматривать как личностное новообразование, вид опыта, сформировавшийся в результате образование в широком смысле слова и личностного саморазвития.

Классификация ключевых компетентностей

В процессе обучения происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и личностное становление субъекта, запускается механизм его саморазвития, независимого от того, является ли это результатом заданной извне цели обучения или нет. Значит и уровень по окончании обучения у каждого выпускника будет обусловлен собственными целями, ценностями, и смыслами. Важно уяснить и будущему специалисту, и тем, кто стоит у истоков его подготовки, такое применения найдет сформировавшийся уровень компетентности.

Как отмечает В.В.Краевский, кроме знаний, обучающиеся приобретают и полезные качества: трудолюбие, усидчивость, настойчивость достижении цели, тщательность и добросовестность в получении информации и т.д. «Однако все зависит от того, для чего и в какую сторону будут направлены эти качества… Настойчивость, трудолюбие, тщательность проработки деталей нужны и для успешного достижения не вполне достойных, а то и преступных целей…» Вхождение России в Болонский процесс предполагает смену образовательной парадигмы, что зафиксировано в ряде документов Министерства образования и науки. Этим же объясняется и активность многих ученых, исследующих процесс смещения акцентов на принцип компетентности выпускника образовательных учреждений.

В современных условиях уровень образованности не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. Информация порой успевает обновиться за годы обучения человека в вузе несколько раз, и процесс этот, видимо, будет ускоряться. Компетентностный подход акцентирует внимание на эффективном использовании полученных знаний, на умении специалиста на их основе разворачивать процесс самообразования в течение всей жизни. Исследователи компетентностного подхода в образовании указывают на необходимость формирования ключевых компетентностей в процессе обучения (Г.Халаж, Б.Оскарссон, С.Шо, Н.В,Кузьмина, А.К.Маркова, А.В.Хуторский, В.И.Байденко, И.А.Зимняя и др.). Каждый из ученых в основу классификации ключевых компетентностей заложил различные принципы: от сферы деятельности человека до сущностных качеств самого человека. Не перечисляя содержания всех классификаций, отметим, что само понятие ключевые компетентности означает систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной творческой деятельности и личной ответственности. Как отмечает И.А.Зимняя, ключевые компетентности включают такие характеристики, как:

а)готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);

б)владение знаниями компетентности (когнитивный аспект);

в)опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

г)отношение к содержанию компетентности и объему ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

д)эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности .

Приведенные характеристики компетентностей рассматриваются автром в качестве общих ориентировочных критериев оценки содержания компетентности. Сами ключевые компетентности, как нам представляется могут рассматриваться в качестве одного из компонентов содержания образования, т.к. имеют содержательную, процессуальную и целевую характеристики, отражают результат образования.

Государственный образовательный стандарт в области сервиса в ряде профессиональных знаний и умений выпускников сервисных вузов указывает на формирование в процессе подготовки специалистов знаний психо-физиологической и духовной сущности человека и его потребностей и умений создавать условия для их удовлетворения. Требования государственного стандарта и содержание учебников по сервисологии отражают глубоко гуманитарную сущность будущей профессиональной деятельности выпускников сервисных вузов, призванной изменить качество жизни человека. И, соответственно, заботиться об изменение качества самого человека. Вопрос заключается лишь в том, в какую сторону следует менять это качество. Антропологический вопрос, заданный еще Э.Фроммом, - «быть или иметь?» - особенно актуален сегодня, когда развитие общества потребления набирает обороты. Для разработчиков содержания образования в области сервиса должна стать актуальной проблема определения ключевых компетентностей выпускников сервисных специальностей вузов. Конкурентоспособность сервисных организаций основывается на анализе потребностей клиентов, особенностей спроса на услуги в зависимости от пола, возраста, платежеспособности, уровня культуры, других особенностей заказчиков. Использование социально-экономических и психологических факторов повышения продаваемости услуг приводит сервисные организации к манипулированию потребностями человека, формированию нездоровых привычек, потребительскому образу жизни. К.Яспер и понятием сервис связывал профилактику нищеты, ослабление маргинальности населения, развитие обустройства окружающего мира. В связи с этим современные сервисные отношения и сервилизация экономики должны представляться «как составляющие процесса гуманизации экономики, т.е. как один из способов реализации гуманистической составляющей ХХI века»

гуманитарная компетентность образование

Именно необходимость реализации гуманистической составляющей современной цивилизации посредством сервисной деятельности дает основания для выделения гуманитарной компетентности в модели выпускника сервисных специальностей. В общем виде она может быть определена как человекоцентрированность. В этом смысле гуманитарная компетентность специалиста сервиса близка к профессионально значимым качествам представителей других профессий, например, педагогов, врачей, менеджеров и т.п., и может быть отнесена к выделенной И.А.Зимней группе компетентностей, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.

Гуманитарная компетентность - как элемент модели выпускника вуза сервиса - выступает системным качеством, которое проявляется в 1)готовность реализовать свой профессиональный и личностный потенциал во блага клиента; 2)знание психо-физиологических особенностей человека, его потребностей и способах их удовлетворения с соответствие с принятыми культурными и социальными нормами, традициями; 3)умение решать стандартные и нестандартные ситуации, возникшие в процессе взаимодействия с клиентом, сотрудничать с ним, формировать культурные нормы жизнедеятельности; 4)проводить нравственную, культурную экспертизу своей профессиональной деятельности с позиции пользы-вреда , опасности-безопасности её результатов; 5)обретение профессиональных и личностных смыслов, направленных на благо и развитие (совершенствовании) себя, других людей, общества в целом.

Гуманитарная компетентность, являясь одним из компонентов высшего профессионального образования в области сервиса, выступает своеобразным видом личностного опыта будущего специалиста, т.е. опыта, основанного на обретение ценностей и смыслов будущей профессии , ориентированной на Другого - на клиента. Подобный опыт невозможно передать от преподавателя у студенту - он формируется самостоятельно в поисках смыслов своей будущей профессиональной деятельности. Личностный опыт по сути своей гуманитарен, т.к. источником его выступает «личностно-смысловые переживания» субъекта, «сопоставление прежних и новых смыслов, их критическая ревизия», а значит гуманитарная компетентность как компонент содержания образования формируется не с помощью традиционных программно-методических средств, а в процессе личностных взаимодействий субъектов образовательного процесса и выражается в форме личностных мировоззренческих диспозиций, ценностных ориентаций. Вопрос о гуманитарной компетентности как компоненте высшего профессионального образования в сфере сервиса напрямую связан с поиском гуманитарной парадигмы подготовки специалистов сервиса, уяснения цели данного образования и модели личности выпускника.

Литература

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образование // школьные технологии. 2004. №5, С.3.

Краевский В.В. «Человеческий фактор» в жизни и педагогике // #"justify">Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. С.10

Панкратов С.А. Сервис с социальной сфере на современном этапе развития России // Проблема теории и практики современного сервиса: Материалы I Международной научно-практической конференции, Волгоград, 21-23 сентября 2005г. / ГОУ ВПО «МГУС» (Волгоградский филиал). Волгоград: Изд-во МГУС. 2005. С.144

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос». 1999. С.29.

Похожие работы на - Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!